Симптомы звездной болезни

Рубрика «Менеджмент/ Мотивация персонала»

Симптомы «звездной болезни», каких их распознать руководителю?

© Евгения Олофинская, директор Дальневосточного консалтингового центра «Партнер», 2009

www.dvpartner.ru

тел.: 8 (4232) 42-03-03, 42-13-13

Звёздной болезнью болеют абсолютно все. Отличие состоит в том, насколько адекватно и своевременно реагирует окружение, какова стоимость последствий и как человек сам преодолевает это состояние. Основная причина – быстрый рост сотрудника – скачок, рывок в развитии на определённом этапе. Быстрый рост как для личности, так и для организации всегда сложен и труднопредсказуем. Психологи отмечает это одним из факторов конфликтогенности в коллективе. С одной стороны, быстро меняется самооценка, и следовательно, оценка окружающих. С другой – человек ожидает и последующего подобного роста и сложно переживает, если этого не происходит, причины же уже ищет в окружении, но не в себе.

Предвестниками начала «звёздной болезни» всегда служит активное личностное или карьерное движение. Это могут быть быстро освоенные навыки у новичков, по результатам видимо отличающиеся от средних, привычных. Самыми первыми клиническими симптомами служит появление в речи сотрудника оценочных описаний – не имеет значение, каких именно, даже позитивных. Он начинает высказываться, поначалу корректно обо всём, что происходит, в том числе о том, что не входит в его должностную зону внимания. Сначала преобладают позитивные оценки, затем негативные – если Вы это слышите, Вас можно поздравить – началось!

Кто больше всего подвержен этой «болезни» — менеджеры высшего или среднего звена, рядовые работники, представители каких профессий?

В большей степени подвержены люди, чья деятельность связана интеллектуальным, творческим, публичным трудом. Уровень сотрудника значения не имеет, это лишь определяет степень проявленности и цену последствий для компании.

Можно ли предупредить развитие такой «болезни» в компании? Какие ошибки руководителя стимулируют «рождение звезд» в компании? Может быть, наоборот, звезды в компании необходимы и это явление необходимо поощрять?

Я уже сказала, что болеют все и во всех компаниях и при всех – даже самых грамотных руководителях. Опытный кадровик или директор всегда наблюдает и отслеживает за зарождением и ростом «звёздности». Стимулировать рождение и развитие этого явления может быть излишнее профессиональное и личностное выделение сотрудника. Если говорить проще – то из менеджера, который точно выполняет поставленные задачи (может быть быстрее и лучше других) и в достаточной степени оценен руководством, он вдруг становится человеком, обласканным и приближенным к первому лицу. То есть к нему начинают относится как к хорошему человеку, а не как к квалифицированному сотруднику. В начале «звёздного» пути люди очень хорошо реагируют на своевременное удаление, дистанцирование от головной фигуры. Если же этот момент упущен, «звезда» очень бурно реагирует на воспитательные меры и предпринимает попытки восстановить особый статус, особое положение, умело (или не очень) манипулируя своими профессиональными отличиями, заслугами.

Как «лечить», если «болезнь» уже возникла и мешает развитию компании?

При решении судьбы «заражённого» сотрудника главным критерием являются затраты руководителя на управление данным сотрудников, и уже потом – стоимость потерь вследствие отклоняющегося поведения. К сожалению, оценить эти потери точно сложно в любом эквиваленте, но если вдруг Вы обнаруживаете, что кто-то из коллектива уже начинает копировать поведение «звезды» — Ваши ответные действия уже более чем запоздали и платить за свою невнимательность и чрезмерную лояльность придётся по полной программе.