Система налогов в зарубежных странах
О.Г.Чирва, Н.Ю. Коган
РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ .
науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.
12. Суслов С.А. Законы растениеводства и земледелия // Вестник НГИЭИ. 2012. № 1. С. 119-130.
13. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)
THE LAND MARKET IN UKRAINE: FORMATION AND DEVELOPMENT
© 2014
Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)
УДК 658.012.1
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗВИТИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА
© 2014
Л.А. Коростелёва, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Королевский институт управления, экономики и социологии, Королев (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы и специфика налогообложения малого бизнеса в зарубежных странах, применяемые налоговые стимулы и специальные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: государственная поддержка малого бизнеса, малый бизнес, налоговые стимулы, особенности налогообложения малых предприятий, инновационная деятельность, налоговое бремя, специальные налоговые режимы.
Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в индустриальных странах — не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса .
Специфика малого бизнеса (социальная значимость и массовость) определила особенности его налогообложения в индустриальных странах, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В различных странах при использовании специальных режимов налогообложения преследуются разные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, отличаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций и степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.
Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предпри-
ятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым фирмам в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей .
Особое внимание в развитых странах, в отличие от России, уделяется развитию малых инновационных предприятий. Осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.
На современном этапе практически во всех развитых индустриальных странах существует система налогового стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Так, во Франции действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние научно-исследовательские фирмы .
Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль, система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую
прибыль от инновационной деятельности . Основные мероприятия по предоставлению налоговых льгот для малых предприятий, в развитых индустриальных странах отображены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные мероприятия по предоставлению налоговых льгот для малых предприятий, в развитых индустриальных странах
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Упрощенный режим налогообложения направлен в первую очередь на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства.
Таблица 2 — Примеры применения специальных налоговых режимов и их группировка в соответствии с применяемыми инструментами
— Назван:» налога или специального налогового режима, основанного на потенциальном доходе Группа, к которой по стандартно!! классификации
1 2 3
Аргентина Упрощенный режим для малых предприятий или единый налог Налоговый патент
Бразилия Упрощенный режим Налоговьш патент/налог с оборота
Китай Упрощенный китайский НДС для физических лиц Налог с оборота
ЮАР Налог с оборота Налог с оборота
Мексика Режим хтя малых налогоплательщиков Налог с оборота
Хорватия Налог на доходы от предпринимательской деятельности и от других источников Налог с оборота
Польша Налоговая карта Налоговый патент
Единовременный налог на доходы Налог с оборота
Россия Упрощенная система налогообложения на основе патентов Налоговьш патент
Упрошенная система налогообложения с базой в виде доходов Налог с оборота
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Налог на основе физических индикаторов
Украина Упрощенная система налогообложения — единый налог (для юридических лиц) Налог с оборота
Упрощенная система налогообложения — единый налог (для физических лиц) Налоговьш патент
Фиксированный налог Налоговый патент
Узбекистан Единый налоговый платеж Налог с оборота/налоговый патент
Казахстан Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей) на основе патента Налоговьш патент/налог с оборота
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей) на основе упрощенной налоговой декларации Налог с оборота
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (юридических лиц} на основе упрощенной налоговой декларации Налог с оборота
Киргизия Налог на основе добровольного патента Налоговьш патент
Упрощенная система налогообложегаи налогоплательщиков на основе единого налога Налог с оборота
В соответствии с этим режимом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в междуна-
родной практике таким налогом является НДС).
Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также от возможных трудностей администрирования. База потока наличности является лучшей заменяющей базы налога на прибыль, а использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают вопросы эффективности налогового администрирования . В налогообложении потенциального дохода используют один из двух инструментов: налог с оборота или патента. Ниже в таблице 2 приведены примеры применения специальных налоговых режимов и их группировка в соответствии с применяемыми инструментами.
Основополагающими принципами используемых в индустриальных странах специальных режимов для определенных видов деятельности является максимальное соответствие налогового бремени фактической доходности бизнеса и отсутствие дискриминирующих положений .
Таким образом, анализируя предпосылки формирования сильного малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что, секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается в эффективной и результативной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства . Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают занять место на рынке, укрепиться и развиться малым предприятиям. Для них это возможность стать полноценными участниками налоговых отношений, что способствует повышению благосостояния страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве / под. ред. А.В. Касьянова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. 360 с.
2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.; 2007.
3. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // Финансовое право. 2005. N 4
4. Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
5. Жидкова Е.Ю. Налоговое планирование и совершенствование системы налогообложения как составляющие развития предпринимательского сектора в РФ // Экономический анализ: теория и практика. 2008. N 3.
6. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.
7. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011. № 1 (40). С. 41-47.
10. Вахтина М.А. Особенности российской экономической ментальности // Философия хозяйства. 2011. № 3. С. 158-166.
11. Дубинина Н.А., Ланцман Е.Н. Анализ подходов к формированию промышленной политики // Актуальные
экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 144-151.
Страна Предоставляемые налоговые льготы малому бизнесу
Великобритания Дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода); пониженные ставки налога на социальные расходы; ускоренная амортизация; уменьшенный корпоративный налог.
Германия долговременные кредиты (на 15 лет) под невысокий процент (5-8 %).
США Налог на прибыль организаций уменьшают на 50 % — так называемый «бонус первого года»; государство погашает около 90% кредитов, взятых хозяйствующими субъектами на развитие малого бизнеса в первые три года деятельности организации; дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода).
Франция В течение первых двух лет малые предприятия не платят налоги в местный бюджет и освобождаются от сбора на акционерные общества; пониженная ставка подоходного налога; отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.
Япония Малое предприятие имеет право на льготный кредит, юридическую и техническую поддержку, оказываемую в специально созданных центрах; дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода).
12. Фролова О.А. Малые формы хозяйствования: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ.
2012. № 3. С. 144-162.
13. Черкасова В.А. Выбор оптимальной инвестиционной политики компании в условиях финансовых ограничений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.
2013. № 3 (14). С. 69-74.
14. Князькина Е.В. Государственная поддержка как фактор эффективного функционирования малого строительного бизнеса в регионе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 82-85.
15. Вавилов Д.Л., Курганский А.А. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и тенденции развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.
2012. № 4 (11). С. 29-32.
16. Булавко О.А. Процесс формирования и основные инструменты реализации инвестиционно-промышленной политики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 9-11.
17. Маркова О.В. Региональная инновационная система экономики и управление малым бизнесом // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 38-42.
18. Мальгин В.А. Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 100-105.
19. Овчинников А.В. Инновационный механизм развития малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 96-101.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
FEATURES OF THE TAX POLICIES OF FOREIGN COUNTRIES IN THE DEVELOPMENT
OF SMALL BUSINESS
© 2014
L.A. Korosteleva, postgraduate student of the Department «Accounting and audit»
Royal Institute of management, Economics and sociology, Korolev (Russia)
УДК 657
К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2014
А.А. Кузнецов, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Королевский институт управления, экономики и социологии, Королев (Россия)
Аннотация: В статье определена значимость поведения аудита в коммерческой организации. В современной практике как российского, так и западного аудита большое внимание уделяется предварительному планированию, которое начинается на подготовительном этапе.
Ключевые слова: планирование аудита, коммерческая организация, эффективная деятельность, инструменты аудита, аудиторская проверка.
Аудит деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ, правилами аудита, стандартами аудиторской деятельности, внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности. «Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации» .
«Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций, представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работ аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг» . Следует отметить, что в современной практике как российского, так и западного аудита большое внимание уделяется предварительному планированию, которое начинается на подготовительном этапе .
Планирование аудита регламентируется Российским правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». В соответствии с ним, планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудиторской проверки должно начинаться с изучения деятельности и среды, в которой организация осуществляет свою деятельность, а также стадий ее развития (жизненного цикла).
В соответствии с правилом (стандартом) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» «Аудитор должен изучить дея-
тельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур».
Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:
а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;
б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;
г) определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;
д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
Продолжение поста Ликбез для наёмных работников: сколько получает государство с вашей зарплаты вызвано полученными данными из Канады.
Итак, мы выяснили, что на каждые 15000 рублей зарплаты на руки, государству отчисляется 8104 рубля прямых отчислений.
Давайте представим ситуацию, что как в цивилизованных странах человек получил на руки 23104 рубля и сам сделал 8104 рубля отчислений, что составило 35% (Запомните эту цифру! Я буду возвращаться к ней и в дальнейшем) и ему осталось 15000 рублей.
Теперь давайте сравним с Канадой. Источником будет служить пост Мифо-. Ползарплаты на налоги нашей бывшей соотечественницы Натальи (как я понял из Челябинска), ныне проживающей в Канаде:
10.5 канадских долларов — далее кад (минимальная оплата в час) * 8(часов в день) * 5(дней в неделю) * 52(недель) = 21840 кад в год, пройдемте по ссылке canatax.com/cdnpayroll.php, подоходный налог на эту зарплату будет 2,030.80, что составляет 9.3%. Это не только не половина, а вообще-то меньше 13%. Кстати, если у этого канадского трудяги ненароком есть несовершеннолетний ребенок, то тогда будет еще налоговая скидка, а государство еще и заплатит пособие на ребенка около 380 кад в месяц…но это уже совсем иная история.
Считаем далее:
Пенсионные отчисления 907.83 (4,15% — для сравнения в России 26%)
Страховка по безработице 388.75 (1,78% — для сравнения в России соцстрах 2,9%)
Чистый доход 18 512.62
Работодателю этот работник стоит:
21 840 зарплаты + 907.83 (равный взнос в пенсионный фонд) + 2.4*388.75 (взнос равный 2.4 от отчислений на страховку по безработице) = 23 680.83
Итак, расход работодателя 23 680.83, чистый доход работника 18 512.62, все налоги и взносы 21.8%
Кстати, такую работу «за минималку» понаехавший эмигрант может найти за день.
Мы видим, что у Натальи не упоминаются расходы на медстраховку и я задал ей вопрос: Но у Вас там ничего не сказано про медстраховку. Как рассчитывается она и какую сумму составляет?
и получил ответ: медстраховка входит в подоходный налог (в России отчисления в ФОМС составляют 3,1% в федеральный, 2% в территориальный — мой комментарий), правда, с некоторого времени мы за нее доплачиваем при подаче декларации раз в год. http://www.rev.gov.on.ca/en/tax/healthpremium/rates.html Та как цифры небольшие и у меня всегда компенсируюся списываемыми вешами (расходами на спорт для сына и так далее), то я про это просто забыла 🙂
Медицина бесплатная, кроме дантистов. Но во многих (почти всех) компаниях есть бенифиты, например, у нас 1500$ в год на зубы и 1500$ в год на лекарства на каждого члена семьи. Кроме этого, расходы на медицину (например, очки) списываются с налогов, но это уже совсем другая история.
Это краткий обзор поста Натальи, если хотите получить полную инфу то переходите к ней.
Комментарии как говорится излишни: мы видим, что государство российское обирает своих граждан и неэффективно распоряжается собранными налогами.
Буду очень признателен, если мне дадут ссылки на аналогичные посты про Германию, США, Швецию, Финляндию, Австралию.
Налоговая система США
Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований.
Из характерных особенностей можно выделить следующие:
- Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.
- Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.
- Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата.
- Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.
- В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники.
- Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.
Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:
- Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес.
- Поимущественный налог для физлиц и компаний.
- Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль).
- Акцизы (косвенный налог).
- Налог с продаж (косвенный налог).
- Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение).
- Налог на ликвидацию безработицы.
В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.
Сравнительный анализ имущественного налогообложения в развитых и развивающихся странах вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Налоговая система Канады
Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны – около 60–65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.
Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:
- налог на личный доход;
- акцизы;
- НДС;
- налог на продажи;
- налог на прибыль коммерческих структур;
- налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.
Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды – на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.
Сдача налоговой декларации – это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика – собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку.
Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11–13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.
О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
- налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
- имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
- налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
- Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
- Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
- И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Налоговая система Франции
Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.
Как и налоги других стран, французские можно поделить на 2 вида: прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень:
- Налог на недвижимое имущество. Дополнительно во Франции действует налог на новую недвижимость. К примеру, приобретая квадратные метры в новостройке, рядовой француз может заплатить 19,6% от их стоимости в качестве налога. Эта сумма может быть возвращена владельцу недвижимости по истечении 20 лет при одном условии – в случае ее продажи владельцем. Возмещается налог в пропорциональном размере.
- Подоходный налог для физлиц. В отличие от других стран во Франции этот налог обеспечивает лишь пятую часть (20%) всех налоговых поступлений. Ставка налога имеет прогрессивный характер и может доходить до 52%. Налог действует с 1914 года.
- Налог на прибыль юрлиц. Он был принят сразу после окончания Второй мировой войны. Ставка составляет 33%.
- Общий социальный налог. Одной из особенностей французского налогообложения является высокая ставка взносов на социальное обеспечение. Так государство обеспечивает исполнение своих социальных обязательств.
- Солидарный налог на состояние. Он предназначен для финансирования государственных программ по выплате малоимущим слоям населения субсидий и других социальных пособий.
Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги:
- НДС;
- надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны);
- акцизы на алкоголь, табак и спички;
- сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.
Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налоги на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.
Налоговая система Италии
В Италии, как и в Германии, принята достаточно разветвленная система налогообложения. Правовая база насчитывает более 350 законов федерального характера. Главные принципы налоговой системы определяет Конституция Италии. Эта европейская страна отличается высоким уровнем налоговой нагрузки. Главный упор в итальянском налогообложении делается на прямые налоги, которые обеспечивают до 40% всех налоговых платежей. Косвенные налоги остаются немного позади и обеспечивают около 25% налоговых поступлений. В целом налоги и сборы гарантируют государству больше половины всех его доходов.
Налоговая система Италии имеет двухуровневую структуру: государственный (национальный) и местный уровень. Налогообложение представлено 40 видами налогов и сборов.
Основными налогами в Италии выступают подоходный налог для физлиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц. Эти налоги государственного уровня составляют почти 80% от налоговых поступлений. Также к национальному налогообложению относятся:
- акцизы,
- взносы на социальное обеспечение,
- налог на игорную деятельность,
- регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор,
- налог на лотерею,
- налог на дарение и наследство.
В местное налогообложение входят следующие платежи:
- налог на производственную деятельность,
- налог на недвижимость,
- сбор за утилизацию отходов,
- сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств,
- дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию,
- дополнительный коммунальный налог и другие.
В отличие от российской системы государственные организации не перечисляют налоги в бюджет. Их деятельность финансируется за минусом начисленных налогов.
Налоговая система Великобритании
Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями:
- уровень государственного (центрального) правительства;
- уровень местных правительств.
Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС). Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.
Как и во многих других европейских государствах, основным налогом в Великобритании является подоходный налог. Ставки по нему прогрессивные и зависят от вида дохода (банковский вклад, дивиденды, оплата труда и другие доходы). В целом они могут доходить до уровня в 40%. И здесь у англичан есть одна небольшая особенность. Все население страны делится на резидентов и нерезидентов (как и в России). Резиденты уплачивают налог со всех своих доходов, полученных на территории Великобритании и за ее пределами. Нерезиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими в пределах страны.
Английская система налогообложения имеет одну очень интересную особенность, которая нам, гражданам РФ, может показаться несколько странной. Налоговый год в Великобритании начинается не 1 января, а 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Это связано с переходом Великобритании с Юлианского календаря на Григорианский, из-за которого получилась разница в 11 дней. Поэтому английские власти, решив, что не хотят терять часть налогов, перенесли начало налогового периода на 5 апреля. С 1800 года первым днем налогового периода утверждено 6 апреля. Это дата и действует до сих пор.
Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн фунтов, то он облагается по ставке 19%.
Весьма необычным для российского восприятия является гербовый сбор. Он уплачивается не только при операциях по купле и продаже ценных бумаг. Ставка его составляет 0,5%. Также им облагается покупка объектов недвижимости. Ставка зависит от стоимости имущества, но не может быть более 7%.
Налоговая система Китая
Налоговые системы стран восточной Азии всегда вызывали большой интерес у современных экономистов. История развития этих государств отличается от развития стран Европы ввиду своей закрытости. Поэтому экономические системы развивались по собственному пути, который отличается от представления европейцев.
Современная налоговая система Китая зародилась в начале 80-х годов прошлого столетия. В то время власти страны решились на ряд глобальных реформ и начали политику «открытости» внешнему миру. Поначалу главной задачей являлось привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в китайскую экономику. В 90-х годах ХХ века в китайской экономике появились первые положительные «сдвиги», которые обеспечили ее стремительное развитие.
В настоящее время на территории Китая утверждено порядка 25 налогов, которые, в свою очередь, разделяются на 8 групп:
- Налоги с оборота или, проще говоря, косвенные налоги. В них включаются НДС, налог с продаж, на предпринимательскую деятельность и на потребление.
- Налоги на доходы (прибыль): налог на прибыль китайских предприятий, налог на прибыль иностранных предприятий, подоходный налог для населения.
- Ресурсные сборы включают в себя ресурсный налог и налог за пользование землями в городских поселениях.
- Налоги и сборы целевого назначения. Уже из названия этих налогов вытекает их предназначение. Они, как правило, направляются на решение определенных задач. К ним относится налог на строительство городских поселений, налог за использование сельскохозяйственных площадей, налог на инвестиции в основной капитал, налог на продажу земель.
- Имущественные платежи: имущественный налог, налог на недвижимость и на наследство.
- Налоги на определенные операции или действия. Они предназначены для налогообложения действий, связанных с пользованием транспортом, в том числе водным, ценными бумагами, передачу имущества и гербовый сбор.
- Налоги сельскохозяйственной сферы. Фермеры признаются плательщиками налога на земледелие, выращивание скота.
- Таможенные пошлины. Их уплачивают с экспортной и импортной продукции при ввозе / вывозе за пределы Китая.
Налоговая нагрузка Китая имеет довольно высокий уровень. К примеру, доходы предприятий облагаются налогом на прибыль в размере 33%. Правда, для низкорентабельных компаний предусмотрены ставки 18% и 27%. Размер подоходного налога зависит от суммы получаемого дохода и облагается по прогрессивной шкале. Например, для доходов в диапазоне от 2 001 до 5 000 юаней действует ставка в размере 15%, для доходов от 40 001 до 60 000 юаней – 30%. Самая высокая ставка установлена для лиц, чьи доходы превышают 100 000 юаней – 45%.
Налог на потребление – это своеобразный вид НДС, который обычно устанавливается в развитых странах. Им облагается табачная, алкогольная, ювелирная, косметическая продукция, а также бензин и транспортные средства. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Так, для алкогольной продукции ставка составит 25%. Самым «дорогим» объектом налогообложения является косметика. Ее облагают 30%.
Налоговая система Японии
Налоговая система Японии обладает рядом специфических особенностей, которые отличают ее от систем США и Европы. Япония – унитарное государство. Оно делится на 47 префектур и почти 2000 местных муниципалитетов. Из-за высокой степени автономности местные власти получают налоговых поступлений в несколько раз больше, чем центральные власти. Свобода местных префектур и муниципалитетов закреплена в Конституции Японии от 1947 года.
В Японии действует двухуровневая структура налогообложения. Все налоги можно разделить на государственные и местные.
Итак, на уровне государственного (центрального) правительства установлены следующие налоги:
- подоходный налог;
- налог на прибыль предприятий;
- налог на дарение и наследование;
- налог на потребление;
- акцизы;
- государственные пошлины и другие.
Как и во многих европейских странах и США, подоходный налог обладает прогрессивной шкалой ставок. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 5 до 40%. Для налогообложения прибыли предприятий также приняты довольно высокие ставки в диапазоне от 22 до 30%, которые растут вместе с увеличением коммерческого дохода. К основной ставке дополнительно прибавляются ставки на доходы от прироста стоимости капитала – от 5 до 10%.
Налог на потребление, как и в Китае, представляет собой НДС, распространенный в индустриально развитых странах. Им облагается оборот на товары, услуги и работы. Ставка составляет всего лишь 5%.
К префектурному налогообложению относятся:
- налог за право проживания в префектуре;
- местный налог на потребление;
- налог на покупку недвижимости;
- акцизы;
- налог на автотранспорт и другие.
К налогам на уровне муниципалитетов можно отнести:
- налог за проживание на территории муниципалитета;
- акцизы;
- имущественный и земельный налоги;
- налог на топливо и другие.
Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физлиц и налога на прибыль предприятий.
Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой
Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.
О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».
Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.
Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.
Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.
При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.
Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.
Итоги
В заключение хочется отметить, что, несмотря на определенные плюсы и минусы, нельзя какую-либо из налоговых систем назвать хорошей или плохой. Каждая из них по-своему хороша для своего государства. Налоговые системы многих государств складывались не одно столетие. Они уже «подстроены» под территориальные особенности стран, их внутреннюю политику и менталитет населения. Невозможно одну налоговую систему заменить другой. Это реально лишь при условии корректирования принципов налогообложения под экономические условия определенного государства.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Обращение к зарубежному опыту позволяет увидеть, что в ряде стран (США, Канада, Нидерланды, Швеция) существует единый налог на недвижимость. Практика налогообложения зарубежных стран показывает, что имущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах мира, хотя значимость их различна.
Можно выделить основные принципы, характеризующие иностранные системы налогообложения имущества, которые также в той или иной степени отражены в законодательстве зарубежных государств.
- 1. Объектом налогообложения, как правило, выступают именно земля, здания и сооружения, поскольку их в отличие от движимого имущества относительно легко выявить и идентифицировать. В большинстве случаев налог уплачивается владельцами недвижимости, также налогоплательщиком может являться арендатор или оба упомянутых выше лица.
- 2. При определении налогооблагаемой базы обычно используется рыночная стоимость облагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость, в других странах — капитальная, т.е. аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату. Сама методика определения оценочной стоимости базируется либо на сравнении продаж, т.е. изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо затратном методе, т.е. расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов. Сам налог может служить основой для разнообразных вычетов.
Открытая рыночная стоимость обычно определяется на основе лучшей и (или) наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке в том случае, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности. В некоторых случаях налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей и (или) наивысшей, особенно в том случае, если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей; налогоплательщик может также оспаривать стоимость собственности при таком использовании.
3. При определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов .тля целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах имеются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. Принципы построения и реализации таких систем могут быть разными и варьироваться от ведения нескольких реестров, которое зачастую осуществляется на различных уровнях государственной власти, до ведения единого реестра в государственном масштабе. В большинстве стран для хранения и обработки информации используются компьютерные технологии.
В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться предоставление дополнительной информации в случае необходимости. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, значительно различаются в разных странах, при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других им могут направляться выдержки из реестра в том случае, если проведена корректировка или внесены изменения. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке и аналогичные данные.
- 4. Льготы компаниями предоставляются с учетом характера собственности (по недвижимости, обеспечивающей осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать «перекладывания денег из одного кармана в другой»). К видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся также объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец. В некоторых странах имеет место сочетание того и другого, но в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты.
- 5. Налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом, поступает в местные бюджеты. Он может также быть федеральным налогом, но распределяться между бюджетами всех уровней.
Что же касается ставок налога, то здесь все зависит от конкретной законодательной и экономической практики в той или другой стране (см. табл. 20.1).
В Великобритании недвижимое имущество облагается двумя налогами: налогом на коммерческую собственность и налогом на собственность физических лиц. Сумма налога зависит от рыночной стоимости недвижимости. Взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость. Налогооблагаемая база в данном случае — предполагаемая сумма годовой арендной платы. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний.
Во Франции есть три различных налога: налог на имущество — застроенные и незастроенные участки, и налог на жилье. Налог на имущество и налог на жилье — это различные виды налогов, и они могут налагаться одновременно. Таким образом, па собственника жилья могут налагаться оба налога. Налог на застроенные участки применяется к зданиям, расположенным во Франции, и исчисляется путем применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. От уплаты этого налога освобождаются: государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.
Налог на незастроенные участки (в основном находящиеся в частной собственности земельные и лесные участки) исчисляется путем умножения 80% стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.
Местные власти планируют ставку налога исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.
В Германии налог на недвижимость налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет). Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98 до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний и налога на предпринимателей, для физических — налог может служить основой вычетов только для целей подоходного налога, если собственность используется в коммерческих целях или является источником дохода, к примеру, сдается в аренду.
От уплаты налога освобождены государственные предприятия, религиозные учреждения. Застроенные территории в пяти новых землях могут иметь меньшую стоимость в случаях, семи они арендуются как жилье или используются для проживания.
В Германии земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Взимание налога осуществляется общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины. Размер централизованной ставки дифференцирован по землепользователям, что получает формальное отражение в существовании двух видов земельного налога:
- 1) вид А — для предприятий сельского и лесного хозяйства;
- 2) вид В — для земельных участков вне зависимости от их принадлежности.
От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного назначения. Величина налога зависит от ценности земли и размера ставки. Размер ставки по налогу А составляет 0,246%, по налогу В — 0,423%.
При окончательном расчете суммы налога существенное значение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6%), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. У юридических лиц — плательщиков данного налога разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли.
В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка составляет 1,2%. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается налог в размере 2% покупной цепы. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства, и прочими земельными участками.
В США не существует единого налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах (США) либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. В городе Уинстон (штат Иллинойс, США) налогооблагаемая база равна 1/3 рыночной стоимости, владелец получает один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Ставка налога на имущество в 1991—1992 гг. составляла 6,75%. В среднем налог на имущество в США равен 1,4%. Налог поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов. В двух штатах США освобождение от уплаты налога предоставляется по новостройкам в течение нескольких лет.
Особенностью имущественных налогов является также и то обстоятельство, что они действуют в границах национальных государств с учетом особенностей исторического развития этих государств. В регулировании этого вида налогообложения в гораздо меньшей степени заметна тенденция к интернационализации, присущая другим налогам (например, НДС).
Существование финансовой системы любого государства невозможно без функционирования налоговой системы. Этот финансовый институт непосредственно связан с государственным устройством. Это значит, что изменения в налогах могут сильно повлиять на государство. Сегодня в позе зрения редакции Close Europe попали налоги в Италии, налоговая система, её структура и особенности уплаты налогов для физических и юридических лиц.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц. Они являются источником поступления денежных средств в бюджет Италии. Налоговая система Италии из года в год пересматривается, и это совершенно нормально, ведь государственным органам необходимо адекватно реагировать на изменения финансовой среды и учитывать региональные особенности.
Налоги являются очень важным фактором в принятии решения о открытии бизнеса в Италии. Предпринимателю необходимо понимать количество налогов, размеры ставок по ним, регулирование двойного налогообложения, наличие государственных инициатив для привлечения новых инвестиций путем снижения уровня налогообложения для нового бизнеса и много прочих нюансов.
Италия относится к государствам с довольно высоким уровнем налогов. Налоги в Италии составляют систему, которую можно разделить на несколько групп:
- государственные (или национальные) налоги;
- местные (областные и коммунальные) налоги.
Государственные налоги в Италии состоят из подоходных налогов, налога на прибыль предприятия, НДС, акцизных сборов, отчислений на социальное страхование, ипотечного и кадастрового налогов, налога с лотерей и игорной деятельности, налога на дарение и наследование.
К местным налогам в Италии относят: региональный налог на производственную деятельность, налог на недвижимое имущество, налог на утилизацию твёрдых отходов, региональный и коммунальный подоходный налог, регистрационный сбор для транспортных средств, налог на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сбор на электроэнергию.
Государственное регулирование налогообложения в Италии
Основную роль среди государственных органов играет Министерство экономики и финансов. При Министерстве существует Департамент налоговой политики. Этот орган организует работу субъектов налоговой деятельности, а также имеет функции, связанные с разработкой новых норм налогового законодательства, внесения поправок в существующие нормы и их толкование. Также, функции Департамента заключаются в надзорной и контрольной деятельности за соблюдением норм законодательства.
В Италии существуют Агентства налоговых поступлений (Agenzia delle entrate). Эти организации подчиняются Министерству экономики и финансов. Они осуществляют контрольную и инспекционную деятельность для обеспечения налоговых поступлений на региональном уровне.
Налоги в Италии для физических лиц
Физические лица подлежат налогообложению с доходов (НДФЛ), налогу на дивиденды, налогу на наследство и дарение, налогу на имущество и уплате взносов на социальное страхование.
Резиденция налогоплательщиков
Физическое лицо считается резидентом, если оно зарегистрировано по требованиям законодательства и проживающие в Италии более 183 дней в году (в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Италии).
В 2015 году в налоговом законодательстве Италии появилось новая категория нерезидентов. Для того, чтобы попасть в эту группу, налогоплательщик должен заработать не менее 75% годового дохода в Италии и должен быть резидентом государства, которое обеспечивает достаточный обмен информацией с Италией. Эта категория физических лиц-нерезидентов имеет право на получение таких же налоговых вычетов, как и для итальянских физических лиц-резидентов.
Физические лица-резиденты облагаются налогом на доходы во всем мире. Нерезиденты Италии облагаются налогом только на доходы, полученные из итальянских источников.
Налоги в Италии на доходы физических лиц
Заработная плата и оклады, выплачиваемые работодателем, в том числе непостоянные вознаграждения, выплачиваемые любым лицом, подлежат налогу на доходы физических лиц. Он представляет собой авансовый платеж по налогу на прибыль, удерживаемый по прогрессивной ставке, исходя из соответствующего уровня заработка лица.
Налогооблагаемая база, евро | Размер НДФЛ |
0 — 15,000 | 23% |
15,001 — 28,000 | 27% |
28,001 — 55,000 | 38% |
55,001 — 75,000 | 41% |
75,001 и более | 43% |
В дополнение к подоходному налогу, может применяться и региональный налог, процент которого устанавливается решением местных органов власти. Как правило, дополнительный региональный налог взимается по прогрессивной ставке от 0,7% до 3,33%.
Более того, налогоплательщику еще может понадобится оплатить муниципальный налог. Размер дополнительного муниципального налога колеблется в пределах от 0% до 0,9%.
Предусматривается авансовый платёж за муниципальный налог на следующий год, он рассчитывается в размере 30% от суммы налога за текущий год.
Для наемных работников, работодатель самостоятельно вычитывает уровень налога ежемесячно. Самозанятым лицам (предпринимателям) необходимо подавать налоговую декларацию самостоятельно, и уплату налога следует совершать до 16 июня следующего года. Также совершаются авансовые платежи на следующий год, после чего при подаче финансовой отчетности происходит перерасчёт и выравнивание размера налога.
Супруги облагаются налогами отдельно. Более того, каждый супруг облагается налогом на половину дохода от общего имущества и на половину дохода своих несовершеннолетних детей.
Вычеты и исключения при оплате подоходного налога в Италии
Итальянское налоговое законодательство допускает вычет определенных расходов из валового дохода налогоплательщика. Так, допускаются следующие вычеты:
- Социальное обеспечение. Обязательные взносы на социальное страхование вычитаются из общего размера налогооблагаемой базы — размера полученных человеком доходов;
- Медицинское страхование. Взносы за медицинскую помощь, предоставляемую Национальным фондам медицинского обслуживания Италии, как работодателем, так и работником, не облагаются налогом;
- Медицинские расходы для лиц с ограниченными возможностями полностью подлежат вычету;
- Алименты по решению суда. В данном случае можно вычесть только алименты на содержание супруга (супруги), но не на детей;
- Возмещение коммерческих расходов. Возмещение любых коммерческих расходов, понесенных работником, не относятся к налогооблагаемой базе в случае наличия оригиналов чеков и квитанций о таких издержках;
- Взносы в некоторые религиозные организации могут быть вычтены из налогооблагаемого дохода, совокупной суммой до 1032,91 евро.
Также в Италии предусмотрен налоговый кредит, который условно можно разделить на следующие категории — в связи с трудовой деятельностью, семейный налоговый кредит, и по прочим причинам.
Налоговый кредит в связи с трудовой деятельностью исчисляется обратно пропорционально сумме заработанных за год средств. Это необходимая мера для лиц, которые не имеют высоких заработков. Так, до 8 тыс. евро в год размер его составляет 1880 евро, и далее значение снижается, пока уровень зарплаты за год не составит 55 тыс. евро. Это граница, после прохождения которой вычет не применяется.
Такая же схема применима и к пенсиям, граница здесь та же — 55 тыс. евро в год, а вот начальные значения немного другие — до 7750 евро в год — 1783 евро вычета. Это максимальная сумма вычета, которую можно получить из пенсии.
Для самозанятого населения нижний порог вычета составляет 4800 евро в год, при этом максимальный размер вычета — 1104 евро. Верхняя планка неизменна, — 55 тыс. евро.
Налоговый кредит для семьи. В данную категорию входят семьи, где члены их пребывают на содержании у одного из супругов (родителей). Если супруга находится на содержании, максимальный налоговый вычет составит 800 евро (при совокупном доходе до 80 тыс. евро).
Для детей вычет зависит от возраста — до трех лет — 1200 евро на ребенка, после трех лет — 950 евро на ребенка. Если детей в семье более трёх, то применяется еще 200 евро вычета на каждого ребенка. Если у ребенка есть специальные потребности, то к общему размеру вычета следует добавить 400 евро, а не 200. Для других лиц, находящихся на содержании, размер вычета составит 750 евро.
Взносы на социальное страхование в Италии
Лицо, которое работает в Италии, подлежит различным обязательным взносам на социальное страхование в Италии. Доля работника в этих взносах составляет от 9,19% до 10,49% налогооблагаемой базы в зависимости от классификации работника (руководителя или менеджера) и в зависимости от деятельности работодателя (к примеру, производство, торговля, туризм и т. д.). Работодатель удерживает взносы на социальное страхование работника из его ежемесячной зарплаты.
Доля работодателя в этих многочисленных и сложных взносах колеблется от примерно 29 до 32% налогооблагаемой базы, в зависимости от многих разных критериев, таких как стаж работы сотрудника, вид деятельности, количество сотрудников, вид договора о трудоустройстве.
Налоги в Италии с инвестиционных доходов и прироста капитала
Дивиденды
Данный тип налогов возникает в результате использования капитала, и, как следствие, образования процентов и дивидендов. Согласно итальянскому налоговому законодательству, фиксированная ставка налога на инвестиционный доход, равная 26%, за исключением нескольких конкретных случаев.
Эти случаи связаны со статусом лица — размером его доли в капитале предприятия и того, является ли лицо в рамках этого предприятия должностным (т.е. напрямую заинтересованным в показателях деятельности компании). Если лицо содержит в одних руках довольно существенный пакет ценных бумаг компании, то ставка является прогрессивной и может составлять до 49.72% за дивиденды.
Проценты
Проценты облагаются налогом по ставке 26%, исключение составляют проценты на облигации по государственным займам и прочие ценные бумаги, выданные государственными органами (ставка налога 12,5%).
Прирост капитала
Для физических лиц налогообложению подлежит прирост капитала, даже если он не возникает из спекулятивных намерений или бизнеса. В Италии различают два варианта возникновения данного налога:
- Налог на прирост капитала по ценным бумагам. Представляет собой цену продажи за вычетом покупной цены со всеми дополнительными расходами на покупку (нотариальные сборы, налоги, сборы брокеру и т. д.); Стандартная ставка — 26%, прогрессивная до 49,72%;
- Налог на прирост капитала при продаже недвижимости — налогооблагаемой базой является разница между ценой продажи и первоначальной стоимостью недвижимости вместе с суммой всех дополнительных затрат на покупку (нотариальные сборы, налоги и т. д.).
Налог на недвижимое имущество
Налог на имущество относится к местным налогам. Налоговой базой по данному налогу признается сумма дохода от имущества, который рассчитывается основываясь на кадастровой стоимости и нескольких коэффициентов, которые применяются к первоначальной стоимости и зависят от класса недвижимости.
Ставка налога на недвижимость составляет 0,76%, однако она может варьироваться в зависимости от муниципалитета (в границах коэффициента 0,3% по отношению к начальной ставке.
Стоит отметить, что данным налогом облагается и имущество резидентов, которое находится вне Италии. В данном случае базой налога является оценочная или договорная стоимость недвижимости. Ставка налога неизменна, 0,76%, и в данном случае срабатывает законодательство о отсутствии двойного налогообложения, если подобный налог существует в государстве, где недвижимость была приобретена.
Ставка налога на аренду недвижимого имущества составляет на общих основания 21%, однако при соблюдении определенных условий, данная ставка может составить 10%.
Налог на наследство и дарение
Налоги в Италии на наследство и дарение применяются ко всем резидентам, а также к нерезидентам, имеющим недвижимость в Италии. Ставки налога следующие:
- 4% — для получателя в прямых отношениях (супруга и дети). Первый 1 млн евро для каждого из наследников освобождается от налога;
- 6% — для братьев или сестер лица. Первые 100 тыс. евро активов и денежных средств для каждого из наследников освобождается от налога;
- 6% — для прочих родственников. Освобождение от налогов не предоставляется;
- 8% — для получателей, не имеющих прямого отношения к наследодателю. Освобождение от налогов не предоставляется;
Налог в Италии на прибыль предприятия
Итальянские юридические лица облагаются корпоративным подоходным налогом (imposta sul reddito sulle società или IRES), и региональным налогом на производство, (imposta regionale sulle attività produttive или IRAP).
Налоговая база IRES определяется в соответствии с международным налоговым принципом, который гласит, что вне зависимости от местонахождения (юрисдикции), где получен доход, если этот доход юридически относится к итальянской организации-резиденту, доход облагается налогом в Италии.
IRES начисляется на общую чистую прибыль, отраженную в финансовой отчетности компании, с учетом конкретных налоговых правил. Нерезидентные компании облагаются налогом только на доходы от источников в Италии.
Существуют различные методы расчета налогооблагаемой базы IRAP, в зависимости от характера бизнеса, выполняемого налогоплательщиком. Для компаний, занимающихся продажами и производством, налогооблагаемая база IRAP широко представлена валовой маржей компании в ее финансовой отчетности.
Ставки налогов установлены в следующих размерах:
- корпоративный подоходный налог — 24%;
- региональный доход на производство — 3,9%.
До конца 2016 финансового года ставка IRES составляла 27,5%. Для банков и финансовых организаций применялись специальные правила.
Для отдельных категорий лиц применимы следующие разные ставки IRAP:
- 3,80% для компаний с определенным государством, исключительным правом на предоставление услуг;
- 4,20% для банков и финансовых организаций;
- 5,30% для страховых корпораций.
Региональные налоговые органы Италии имеют право незначительно увеличивать или уменьшать ставки IRAP.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Италии
НДС (Imposta sul Valore Aggiunto) применяется к поставкам товаров и услуг, осуществляемым в Италии предпринимателями и компаниями, а также в импортных операциях.
Стандартная ставка НДС в Италии составляет 22%. Предусмотрены льготные тарифы для некоторых товаров и услуг, к примеру, 4% — для продуктов питания, напитков и сельскохозяйственной продукции, 10% — для поставок электроэнергии для использования в определенных целях, и некоторых медицинских препаратов. Экспортные операции за пределы Евросоюза облагаются по ставке 0%.
Аренда жилых и коммерческих зданий или их части, как правило, освобождается от НДС без права на вычет и облагаются регистрационным налогом по ставке 2% или 1%.
Некоторые товары и услуги освобождаются от НДС (госпитализация и медицинские услуги, образование, страховые услуги, некоторые финансовые услуги, аренда недвижимого имущества). Также существуют финансовые операции, которые не входят в сферу применения НДС (например, передача денег, передача непрерывного бизнеса).
Крайний срок подачи декларации по НДС в 2016 году — 28 февраля 2017 года. С 2017 года срок подачи деклараций истекает в апреле следующего года (ранее был 30 сентября).
Налоги в Италии и таможенные сборы
В момент ввоза товаров на территорию ЕС применяются таможенные пошлины. Размер таможенных пошлин, подлежащих уплате, зависит от стоимости и характера ввозимых товаров. В частности, для каждого вида товара существует таможенный тариф, предоставляющий собой налоговую ставку, применяемую к стоимости или количеству импортируемых товаров.
При определении таможенной стоимости к цене должны добавляться комиссионные и брокерские услуги, роялти и лицензионные сборы, связанные с оцениваемыми товарами, стоимость транспортировки и страхования импортируемых товаров.
Акцизный сбор в Италии
Следующие группы товаров в Италии облагаются акцизами:
Налоговое обязательство, в зависимости от продуктов, возникает:
- В момент импорта или производства;
- Когда акцизные товары используются для отопления или в качестве топлива;
- Когда акцизные товары отпускаются для потребления;
Ставки акцизного сбора устанавливаются отдельно для каждой подакцизной группы товаров.
Налоги в Италии: гербовый сбор
Гербовый сбор в Италии взимается в результате приобретения акций и прочих инвестиционных инструментов. Размеры его могут устанавливаться как в фиксированных суммах, так и в процентном соотношении от стоимости сделки.
Налоговое законодательство итальянской Республики включает в себя множество законов, устанавливающих размер, объем, процедуру и схему уплаты всевозможных видов налогов. Вышеупомянутые законы прописаны в Конституции Италии, в налоговом кодексе Республики, правительственных актах и актах Министерства экономики и финансов.
Субъектами налоговых отношений в Италии являются юридические и физические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами страны. Резиденты Италии платят налоги в казну государства со всех видов доходов (включая зарубежные), нерезиденты — только с прибыли, которую они получают на территории страны.
Классификация видов доходов частных лиц
По системе налогообложения Италии все доходы частных лиц, в зависимости от источника их происхождения, делятся на 5 основных категорий:
- недвижимость и земельная собственность;
- капитал;
- предпринимательство;
- работа по найму, фриланс;
- другие источники доходов.
Классификация видов налогов
В Италии, как и в других странах Европы, налоги делятся на прямые (взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика) и косвенные (налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, оплачиваются покупателями при покупке товаров и получении услуг).
Основные виды прямых налогов в Италии:
- IRPEF (imposta sul reddito delle persone fisiche) — налог на прибыль в Италии для физических лиц, который взимается с доходов физических лиц резидентов и нерезидентов;
- IRES (imposta sul reddito delle società) — налог на прибыль в Италии для предприятий;
- IRAP (imposta regionale sulle attività produttive) — региональный налог на производственную деятельность предприятий;
- IMU (imposta municipale unica) — единый муниципальный налог, взимаемый с владельцев недвижимого имущества (вскоре правительство планирует отмену этого налога).
Основные виды косвенных налогов в Италии:
- IVA (imposta sul valore aggiunto) — налог на добавленную стоимость, НДС;
- l’imposta di registro — налог на регистрацию некоторых юридических актов в Налоговой службе;
- l’imposta di bollo (гербовый сбор) — налог, который взимается при оформлении некоторых документов;
- l’imposta di successione e donazione — налог на наследство, подарки и т.д.
Добавить комментарий