Система органов социального обеспечения в РФ

Органы, ответственные за управление социальным обеспечением

В юрисдикцию органов, чья деятельность нацелена на социальное обеспечение, входит несколько основных функций. Одна из них, наиболее значимая – это управленческая функция. Она подразумевает, что управление – это неотъемлемая часть осуществления социального обеспечения, и поэтому можно выделить несколько видов деятельности, которая осуществляется органами социального обеспечения:

  1. Общее управление социальным обеспечением;
  2. Оперативное управление социальным обеспечением населения.

Так, наиболее общее управление социальным обеспечением осуществляется в нашей стране Правительством, которое берет на себя ответственность за реализацию государственной социальной политики и ее принципов, которые определяют эффективность данной сферы и позволяют ей развиваться в различные временные периоды, учитывая специфику трансформаций окружающей действительности и сфер человеческой жизни. Также Правительство отвечает за реализацию непосредственных конституционных прав граждан, которые обозначены как часть социальной защиты и системы социального обеспечения населения.

К тому же, государство как орган, который является основным в государственной системе органов социального обеспечения, берет на себя всю ответственность за охрану здоровья населения, содействие в разрешении наиболее актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются отдельные категории граждан, в частности семьи, матери или дети, инвалиды и старики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Правительство руководит деятельностью федеральных министерств, способно также контролировать иные федеральные органы исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере социальной защиты или социального обеспечения.

Органы государственной власти в сфере социального обеспечения также обеспечивают оперативное управление. Здесь вся ответственность преимущественно возлагается на такие органы государственной исполнительной власти, как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации. Сюда же относятся некоторые подведомственные им организации, которые так или иначе связаны с социальной защите и нацелены на реализацию поставленных целей в социальной государственной политике в Российской Федерации.

Оперативное управление также может осуществляться благодаря некоторым органам, которые представлены внебюджетными фондами. Они не являются частью государственной исполнительной власти, относятся к иному крылу системы органов государственного обеспечения, но осуществляют особый вклад в развитие данной сферы. Так, к таким органам и организациям относятся следующие:

  • Пенсионный Фонд Российской Федерации;
  • Фонд Социального Страхования граждан;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Фонды организованы в качестве внебюджетных учреждений, которые реализуют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые определены федеральным законодательством. Это могут быть такие цели, как обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и социальные выплаты в случаях, которые определены законодательства, и считаются опасными для жизни или здоровья гражданина и членов его семьи. К тому же, эти случаи несут риски для дальнейшей жизни индивида, ухудшают его социальное и экономическое положение. Такие ситуации вынуждают гражданина обращаться к органам, которые имеют те или иные полномочия, и могут оказать ему квалифицированную помощь в реализации его интересов и потребностей.

Задачи государственной системы органов социального обеспечения

Безусловно, органы социального обеспечения образуют особую систему, которая следует свои принципам, а также реализует различные цели. Но не стоит забывать о том, что эти органы и их системный комплекс также реализует ряд определенных задач, которые могут помочь в оценке успешности деятельности и обеспечения в целом. Таким образом, необходимо разобрать данные задачи, чтобы более углубленно осознавать значимость системы социального обеспечения.

Во-первых, задача их заключается в том, чтобы обеспечить постоянное поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета государства. Важно грамотно распределять финансы и материальные средства для того, чтобы в дальнейшем при необходимости сформировать отдельный бюджет, который будет полностью или частично перенаправляться на нужды нуждающихся категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во-вторых, важно обеспечение прав граждан на получение своевременной адресной помощи в виде социальных выплат. Это значит, что любой индивид вправе получить юридическую консультацию со стороны специалиста в отношении того, что ему необходимо для получения помощи со стороны государственных органов социального обеспечения, и какие трудности он может испытать при обращении в органы.

В-третьих, это своевременные выплаты, которые осуществляются, как правило, в виде пенсионных выплат, пособий, а также предоставляемых государством или отдельными внебюджетными организациями льгот и субсидий. На это имеют право отдельные категории граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и нуждаются в том, чтобы получить данную помощь, поскольку сами они не в состоянии обеспечить себя в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Та5же стоит отметить, что задачей является финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также сюда относятся такие категории, как многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки.

Замечание 1

Таким образом, система органов всесторонне охватывает различные сферы жизни, позволяет получить достойную поддержку тем гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и нуждаются в разрешении подобных проблем.

Пробелы в российском законодательстве

1’2009

1.7. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИКОПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Устинов А.А., аспирант кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В данной статье автор предлагает решение одной из проблем отечественного законодательства в области безопасности — отсутствия законодательного определения защиты от чрезвычайных ситуаций. На основе нормативных актов России и ближнего зарубежья, трудов ученых, теоретико-правового анализа защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций автор конструирует определение данного понятия, которое могло бы послужить одним из вариантов при разработке законодательного определения.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, безопасность, защита населения и территории, законодательное определение

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЗЧС) является одной из немаловажных задач органов государственной власти и местного самоуправления. Для исследования организационных аспектов деятельности органов власти по обеспечению ЗЧС необходимо, прежде всего, раскрыть содержание ключевого понятия в данной области — понятия ЗЧС.

В ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 декабря 1994 г. №68-ФЗ1 определения ЗЧС не приводится. Нет его и в других актах отечественного федерального законодательства. В данной статье

предпринимается попытка заполнить этот пробел, предложив вариант определения ЗЧС на основе анализа действующих нормативных актов, работ ученых, исследовавших проблемы ЗЧС, и теоретико-правового анализа ЗЧС как правоотношения по обеспечению безопасности населения и территории.

Если обратиться к ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в ЧС. Термины и определения», там приводится следующая дефиниция: «Защита населения в ЧС — совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС».

Данное определение, на наш взгляд, не лишено недостатков. Прежде всего, необходимо уточнить объекты ЗЧС. Очевидно, что жизнь и здоровье людей — далеко не единственный предмет защиты, т.к. ЧС причиняет вред либо несет угрозу весьма широкому кругу социально значимых благ. Поэтому наряду с населением

1 СЗ РФ, 26.12.1994, №35, ст. 3648

защите должна подвергаться территория, понимаемая, согласно преамбуле ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», как земельное, водное, воздушное пространство в пределах РФ или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда. Поэтому нам представляется обоснованным термин, принятый в действующем законодательстве: «защита населения и территории от ЧС», т.к. защита населения и защита территории тесно взаимосвязаны, невозможно представить себе защиту «только населения» и «только территории», если понимать территорию в широком смысле.

Ряд определений ЗЧС приводится в научной литературе. Например, в словаре «Гражданская защита» под редакцией Ю.Л. Воробьева выделяется, в зависимости от предмета защиты и характера угрозы, защита населения, защита материальных и культурных ценностей, защита территории, защита от оружия массового поражения, защита от ЧС и т.д.2 Содержание данных понятий определяется как комплекс мер различного характера, направленных на предотвращение или снижение вреда от поражающих факторов тех или иных явлений. В ст. 1 Закона Украины «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера» приведено развернутое определение ЗЧС: «система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических и других мероприятий по предотвращению и реагированию на ЧС техногенного и природного характера и ликвидации их последствий, которые реализуются центральными и местными органами исполнительной власти, органами МСУ, соответствующими силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, добровольными формированиями по защите населения и территорий, а также материальных и культурных ценностей и окружающей среды»3.

Для уяснения сущности и формулировки определения ЗЧС следует проанализировать структуру ЗЧС как правоотношения, выделив, согласно общепринятой теоретико-правовой концепции, его субъекты, объект и содержание.

Субъектами ЗЧС, согласно ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», являются: органы государственной власти РФ и субъектов РФ; органы МСУ; организации; общественные объединения; население. При этом выделить «защищающий» и «защищаемый» субъекты можно лишь условно: на практике они чаще всего совпадают. Так, согласно ст. 7 ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов МСУ, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. Лишь при недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Что касается объектов ЗЧС, многие авторы считают ими материальные системы (человек, население, территория, объекты экономики и т.п.) 4. В науке безопас-

2 Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь под ред. Ю.Л. Воробьева. М., «Флайст», 2001. С.55

3 Закон Украіни «Про захист населення і терріторіі від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру» 8 червня 2000 року // Відомости Верховной Ради, 2000, №40, ст.337

4 См., например, Воробьев Ю.Л. Указ. соч. ; Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник под ред. С.В.Белова.

Устинов А.А.

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций

ности жизнедеятельности такая точка зрения является общепринятой. Однако если рассматривать ЗЧС как правоотношение, данный подход выглядит весьма спорным. Относительно того, что является объектом правоотношения, до сих пор не сложилось единого мнения, данный вопрос, по мнению А.Б. Венгерова, является «крупной проблемой в теории»5. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что объект правоотношения — «то, на что воздействует правоотношение»6.

Исходя из плюралистической концепции, согласно которой объектом правоотношения могут быть материальные и нематериальные блага, действия и т.д.7, объектом ЗЧС является не материальная система (человек, население, окружающая среда), а нематериальное благо — безопасность в ЧС, т.е «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст.1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.8), в нашем случае — от поражающих факторов ЧС. Некоторые авторы, критикуя указанное определение, предлагали отказаться от понятия «жизненно важные интересы», т.к. не вполне понятно, какие именно интересы личности, общества, государства относятся к «жизненно важным», а какие — не относятся9. Получается, что интересы личности, общества и государства, не относящиеся к «жизненно важным», не входят в сферу защиты от ЧС, что противоречит ст. 2 Конституции РФ, согласно которой признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (без всякого разделения на «жизненно важные» и иные) — обязанность государства. По нашему мнению, целесообразно заменить понятие «жизненно важные интересы» на более конкретное -«законные интересы», которые и должны подвергаться защите от ЧС. Угрозой законным интересам личности, общества и государства, по нашему мнению, является не сама ЧС, а ее поражающие факторы, т.е. составляющие опасного явления или процесса, вызванные источником ЧС и характеризуемые физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами (ГОСТ 22.0.02-94), иначе говоря — те факторы, которые непосредственно оказывают вредоносное влияние на население и территорию в зоне ЧС.

Содержание ЗЧС как правоотношения следует понимать в двух аспектах. Большинство авторов выделяет социальное (деятельность участников правоотношения) и юридическое (права и обязанности субъектов) содержание правоотношения. Социальное содержание ЗЧС, в таком случае — деятельность субъектов ЗЧС по недопущению или максимально возможному снижению ущерба, наносимого поражающими факторами ЧС законным интересам личности, общества и государства, в виде предупреждения ЧС.

Юридическое содержание ЗЧС — взаимные права и обязанности субъектов данного правоотношения. Если условно выделить «защищающий» (обязанный) и «за-

М., Высшая школа, 1999. С.12; Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М., Академический проект, 2005. С. 26

5 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., Новый юрист, 1998. С. 482

6 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., Юристъ, 2000. С. 313

7 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., Юристъ, 2001. С.530-531.

8 Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст. 769

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Белов П. Принципы системного обеспечения безопасности населения. Безопасность 1994; 2::11

щищаемый» (управомоченный) субъекты ЗЧС (выше мы показали условность такого разделения), «защищающий» субъект несет обязанность по обеспечению мер ЗЧС и соблюдению прав «защищаемого» субъекта, при этом имеет право требовать от «защищаемого» субъекта соблюдения правовых и технических норм, исполнения законных требований, связанных с ЗЧС. «Защищаемый» субъект имеет право требовать обеспечения мер по ЗЧС, в то же время несет обязанность не препятствовать законным действиям «защищающего» субъекта, выполнять его законные распоряжения, соблюдать правовые и иные нормы в области ЗЧС.

Исходя из сказанного выше, мы предлагаем следующее определение ЗЧС: «Защита населения и территории от ЧС — совокупность взаимосвязанных мер различного характера, осуществляемых органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и населением, направленных на предотвращение или максимально возможное снижение ущерба законным интересам личности, общества, государства в результате воздействия поражающих факторов ЧС на население и территорию». Данное определение, на наш взгляд, могло бы послужить одним из вариантов при разработке законодательного определения ЗЧС в ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Список литературы:

1. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., «Флайст», 2001.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник под ред. С.В. Белова. М., Высшая школа, 1999.

3. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М., Академический проект, 2005.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., Новый юрист, 1998.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., Юристъ, 2000.

6. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., Юристъ, 2001.

7. Белов П. Принципы системного обеспечения безопасности населения. Безопасность 1994; 2:11-13

Государственное управление и нормативное правовое регулирование в сферах социальной защиты населения, опеки и попечительства на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий осуществляет министерство труда и социального развития Новосибирской области.

«Горячая линия» министерства 8-800-100-00-82 по вопросам социальной защиты населения, пособий и выплат, опеки и попечительства.
Звонок с любого телефона на территории РФ бесплатный.
Под кураторством министерства на территории Новосибирской области реализуется государственная программа «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области» на 2019-2021 годы.

Обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Новосибирской области и учредителем которых является Новосибирская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций с 1 января по 31 декабря 2019 года

Обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Новосибирской области и учредителем которых является Новосибирская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций с 1 января по 31 декабря 2018 года