Система путевка

Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
(введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

Для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт туроператора, турагента может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между туроператором, турагентом, являющимися операторами этой системы, и туристом и (или) иным заказчиком.
Требования к использованию документов в электронной форме и порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента оплаты туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором, турагентом договоре о реализации туристского продукта.
Электронная путевка формируется на основании заключенного договора о реализации туристского продукта и является документом, содержащим основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии. Форма электронной путевки утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сформированная электронная путевка размещается в единой информационной системе электронных путевок. Порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок и перечень указанных в них сведений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При использовании электронной путевки турист и (или) иной заказчик вправе потребовать, а туроператор обязан выдать заверенную выписку из единой информационной системы электронных путевок, содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта.
Для учета электронных путевок туроператором ведется реестр электронных путевок туроператора. Требования к реестру электронных путевок туроператора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

«АО «Национальные туристические технологии» успешно завершило аттестацию информационной системы в качестве государственной. По итогам аттестации получен бессрочный аттестат соответствия единой информационной системы электронных путевок требованиям безопасности информации, предъявляемым к государственной информационной системе по классу защищенности К2″, — сообщили в компании.

Там уточнили, что в ближайшее время компания приступит к исполнению ранее заключенных соглашений с ведущими туроператорами России по интеграции их информационных систем с «Электронной путевкой».

«До момента законодательного введения обязательности информационной системы электронных путевок АО «Национальные туристические технологии» окажет технологическое содействие туроператорам в работе с системой на безвозмездной основе», — сообщили в компании.

Госдума 12 мая приняла в первом чтении пакет законопроектов, регулирующих туристическую отрасль. Среди них – поправка в закон в туристской деятельности, которая вводит для туроператоров обязанность передавать подробные сведения обо всех проданных турпутевках, включая их стоимость, в единую информационную систему. Размещение информации о проданных турах в системе будет платным, предполагается, что плата составит около 300 за каждую путевку. Представители общественных объединений в сфере туризма выступали резко против принятия закона, так как он, по их мнению, повышает нагрузку на бизнес, который из-за пандемии коронавируса и так находится в полном коллапсе.

Правительство России в июле 2019 года передало функции по эксплуатации единой информационной системы электронных путевок АО «Национальные туристические технологии». 100% акций компании принадлежит АО «Концерн радиоэлектронные технологии» (входит в государственную корпорацию «Ростех»).

В туризме наступает эра электронного документооборота

В июне правительство опубликовало два постановления, которые имеют прямое отношение к туризму. В первом (№ 748) прописаны «правила обмена информацией в электронной форме» между туроператором, турагентом и туристом. Во втором (№ 747) – утвержден регламент создания и функционирования информационной системы «Электронная путевка», причем постановление вступает в силу уже 25 июня. Эксперты считают всё это предвестниками неминуемой цифровизации и отказа от бумажного документооборота в туризме. Когда она случится и сколько будет стоить для турбизнеса?

Сначала новости хорошие: появление этих двух постановлений пока не исключает и не ограничивает применения традиционных бумажных договоров. Речь о том, что правительство просто разъяснило порядок использования их электронных аналогов. Ведь и турагенты и туроператоры были наделены правом использовать электронный документооборот (ЭДО) еще начиная с 1 января 2018 года. То есть потребовалось полтора года, чтобы появились правила игры.

Переходить на электронные договоры пока необязательно. Однако, по мнению наблюдателей, очевидно, что государство готовит рынок к внедрению многострадального проекта «Электронная путевка», а передавать туда данные «на бумаге» будет невозможно. Сам по себе факт выхода один за другим двух взаимосвязанных правительственных постановлений говорит о том, что цифровизация не просто неизбежна, но и может произойти в ближайшем будущем.

Каких перемен ждать туррынку?

Несмотря на неопределенность по срокам перехода на электронный документооборот, увидевшие свет правила игры уже заставили представителей турбизнеса поволноваться. В постановлении № 748 сообщается, что и туроператоры и турагенты должны обеспечить туристов личными кабинетами в своих информационных системах. Заказчики, в свою очередь, смогут при покупке тура дистанционно, в сети Интернет, получить на руки подписанный электронной цифровой подписью поставщика или розничной компании собственный экземпляр договора о реализации турпродукта.

Разъяснений, на чьи плечи лягут создание личных кабинетов туристов и выписка электронных подписей, в документах нет. Мнения экспертов на этот счет разделились. Одни считают, что это обязанность туроператоров, которые в состоянии обеспечить покупку или доработку программного обеспечения, вспомогательных программ для генерации ЭЦП. Турагенты просто не потянут этот функционал. У них в штате или на фрилансе должен быть IT-специалист, который будет вести сайт, системный администратор, поддерживающий инфраструктуру.

Потянет ли розница такие расходы, учитывая, что далеко не у всех есть даже собственный сайт? «Многие до сих пор сдают отчетность путем отправки почтовых сообщений или непосредственно в фискальном органе, вместо того чтобы подключиться к ЭДО», – говорит Дарья Барыгина, бухгалтер с более чем 10-летним опытом работы в туризме.

Туроператорам в этом плане проще: у них уже есть все инструменты для обмена данными с дилерами, осталось только внедрить в эту цепочку туриста.

Однако, по мнению учредителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, есть большая вероятность, что всё же это коснется турагентов, потому что именно они напрямую взаимодействуют с туристами, принимают заявки, а самое главное – заключают договор о реализации туристского продукта.

«Логично было бы предоставить туристу один личный кабинет для доступа ко всей информации по заявкам и турам. И чтобы он был создан внутри государственной информационной системы «Электронная путевка». А из постановления следует как раз наоборот. Заказчику нужно будет получать электронную подпись у каждого турагента и туроператора, у которых он что-то покупает. Получается, информационные системы турфирм должны обеспечить выдачу электронной подписи каждому туристу, идентифицировать их или предложить пройти идентификацию», – комментирует юрист. Возможные последствия для розницы эксперт прокомментировал в ходе прямого эфира на TourDom.ru.

Во сколько обойдется стыковка с электронной путевкой?

К постановлению № 747, посвященному электронной путевке, у профессионалов туризма тоже много вопросов. Дело в том, что перечисление всей информации, которую необходимо указать в ЭП, достигает десятка страниц. Это уникальный номер, дата формирования, сведения о туроператоре или турагенте, даты начала и окончания путешествия, названия страны отправления и прибытия (вплоть до населенного пункта), а также название принимающей стороны и ее контакты. Кроме того, в электронной путевке указываются дата заключения договора и цена турпродукта, данные заказчика тура и всех туристов, сведения об услугах, входящих в турпродукт, и т. д.

Внесение такого объема информации вручную займет у специалистов турфирм значительную часть их рабочего времени. Впрочем, какие из полей окажутся обязательными для заполнения, станет ясно, когда будет определен оператор системы. Напомним, ранее в качестве главного претендента на это место называли АО «Национальные туристические технологии» (структуры госкорпорации «Ростех»). Сейчас уверенности в этом уже нет. Так же, как и данных о сроках внедрения системы.

По этой же причине до сих пор отсутствует определенность с техническими требованиями, которые позволят программистам с опытом создания софта для туристического бизнеса интегрировать системы туроператоров с государственной информационной системой. А это значит, что те решения, которые айтишники крупных туроператоров применяли в ходе тестирования проекта, могут просто не подойти под новые требования.

По мнению Александра Галиновского, гендиректора «Мегатека», сложнее всего придется туроператорам, использующим софт собственной разработки. «Они должны будут потратиться на создание шлюзов к электронной путевке и сервисам, предоставляющим ЭЦП. Только на это может потребоваться, по нашей оценке, от 1 млн рублей, не считая необходимости осуществлять поддержку софта», – комментирует Александр Галиновский.

Однако готового решения под ключ нет и у разработчиков туристического программного обеспечения. Но затраты на доработку своего продукта они готовы взять на себя. В «Мегатеке» уверяют, что для их клиентов это будет бесплатно. Такой же позиции придерживаются и в компании «САМО-Софт».

Ради чего бизнесу придется нести все эти дополнительные расходы? Заявлено, что электронная путевка должна обеспечить прозрачность работы участников рынка. Но эксперты уверены, что на деле этого сделать не получится. Обелить турбизнес система может только если будет отображать платежи и иметь фискальные признаки. Но изначально такой функции заложено не было. По факту ЭП будет выполнять статистическую задачу – отображать, насколько заявленные туроператорами объемы соответствуют их финансовому обеспечению.

МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Группа депутатов-единороссов и зампред комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерий Газзаев («Справедливая Россия») внесли в Госдуму законопроекты, обязывающие туроператоров заносить сведения о путевках в единую информационную базу электронных путевок. Документы опубликованы в четверг в думской электронной базе данных.

«Проектом федерального закона предлагается обязать туроператоров и турагентов формировать электронную путевку и размещать сведения о ней в системе», — говорится в пояснительной записке. Речь идет об одноименной системе «Электронная путевка», введенной Ростуризмом в декабре 2017 года в постоянную эксплуатацию.

Законопроектом также предлагается исключать туроператора из единого федерального реестра туроператоров за нарушение запрета на продажу путевок без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе. При этом оператор системы будет взимать с туроператора плату за размещение электронной путевки в системе, размер и порядок платы установит кабмин РФ.

Турагент в случае, если туроператор наделил его правом доступа к системе, будет обязан выдать заверенную выписку из системы, «содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта».

Одновременно с этим депутаты внесли на рассмотрение палаты законопроект об установлении административной ответственности за нарушение туроператором или турагентом порядка и сроков формирования и размещения электронной путевки в единой информационной системе. Согласно тексту, это повлечет за собой штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Для юридических лиц размер санкции составит от 500 тыс. до 1 млн рублей. Необходимые поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях, данный законопроект в случае его принятия вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

Авторы инициатив отмечают необходимость введения правового регулирования, «благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность». «Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей», — считают они.

«Электронная путевка»

Система «Электронная путевка» призвана защитить потребителей от недобросовестных компаний и гарантирует выполнение туроператорами обязательств перед клиентами. С 1 декабря 2017 года приказом Ростуризма система была введена в постоянную эксплуатацию, в тестовой версии в ней зарегистрировалось более 100 компаний.

Система позволит клиентам отслеживать по номеру заключенного договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет и т. д. В случае невыполнения обязательств туроператором можно будет обращаться в фонд персональной ответственности компании при ассоциации «Турпомощь» с квитанцией электронной путевки. Система также должна обеспечить бесперебойный обмен информацией между Ростуризмом, Роспотребнадзором, Фондом финансовых гарантий, ФНС, банками и страховыми компаниями, туроператорами, провайдерами туристических услуг.

Система также предоставит возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли и формирования отчетности, содержащей достоверные статистические и аналитические данные.

В августе этого года правительство РФ выбрало структуру Ростеха «Национальные туристические технологии» в качестве оператора системы «Электронная путевка», соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.