Система социальной защиты

© Суховеева А.А.,

старший преподаватель каф. «Финансы», Филиал Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) в г. Волгодонске Ростовской области Эл. почта: word3@mail.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются финансовые аспекты проблемы снижения масштабов российской бедности в условиях становления и развития рыночных отношений. Обосновывается необходимость усиления социальной защиты населения в связи с ухудшением положения подавляющей части населения страны. Предлагаются возможные пути снижения роста бедности в стране.

Ключевые слова: социальная защита, безработица, бедность, инфляция, прожиточный минимум, пенсии, социальные пособия.

Переход от тоталитарной плановой системы к рыночной поставил население России в принципиально новые условия. Социально-экономические преобразования, обрушившиеся на российское общество особенно интенсивно в 1992 г., по своей глубине, силе воздействия, не имеют аналогов в истории. Радикальные перемены коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений, населения и социальной сферы.

Главный удар пришелся по населению. Почти одномоментно доходы граждан снизились в 2,5-3 раза. Галопирующие темпы инфляции обесценили заработную плату, пенсии, стипендии и социальные пособия. Фактически были экспроприированы сбережения населения. Основная масса населения оказалась в условиях катастрофического падения доходов, лишения денежных накоплений, угрозы безработицы. Одновременно начался процесс деградации отраслей социальной инфраструктуры. Около 70% населения оказалось за чертой бедности. И это в то время, когда основной стратегической целью переходного периода в России называлось формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией, одним из условий создания которой являлось построение эффективной системы социальной защиты. Однако в этот период правительство России отдавало приоритеты становлению финансовых институтов и приватизации, а социальная политика была вторична и направлена главным образом на снижение государственных социальных расходов. Конечно, взятые государством социальные обязательства не отменялись, однако из-за отсутствия финансирования они фактически переставали существовать. И только в случаях проявления крайних форм недовольства со стороны населения, а также в период выборных кампаний принимались решения по отдельным проблемам.

Переход к рыночной экономике непосредственным образом повлиял и на существовавшую систему распределительных отношений. На смену сложившейся однолинейной распределительной основе, полностью подчинявшейся интересам государства, пришел плюрализм отношений распределения и форм их реализации. При этом так называемые «конкурентные отношения» между субъектами распределительного процесса стали сводиться к соперничеству за большую долю во вновь созданной стоимости. Такая ситуация привела в первую очередь к

дифференциации доходов населения и социальной поляризации общества (см. рис.1).

Таким образом, в условиях становления и развития рыночной экономики существенно возросла актуальность социальной защиты для подавляющей части населения России, требующая от государства принятия адекватных мер в сфере обеспечения социальной безопасности.

В экономической литературе в настоящее время отсутствует однозначное понятие социальной защиты, ее классификация, формы, способы реализации, мнения ученых и общественное мнение не только не совпадают, а иногда и совершенно противоречат друг другу. Все это происходит на фоне возрастающей актуальности теоретических и методологических проблем социальной защиты,

которые обострились в условиях современного финансового кризиса. В условиях кризисных явлений социальные и экономические процессы вступают в острое противостояние друг с другом, образуя замкнутый круг: чем ниже уровень производства и, соответственно, реальные доходы населения, тем больше нуждающихся в социальной защите и величина необходимой им помощи со стороны государства и общества. При этом падение производства снижает возможности для оказания материальной поддержки, а чем эта поддержка меньше, тем в конечном итоге беззащитнее каждый индивид, слабее человеческий фактор производства, ниже качество трудового потенциала, а, следовательно, меньше и хуже создаваемый продукт.

Рис. 1. Специфика распределительных отношений в системе социальной защиты населения России в условиях перехода к рыночным отношениям

Среди всех негативных показателей, предельно критические величины которых крайне важны для определения глубины происходящего в социальной сфере и оценки степени деструктивности происходящих социальных процессов в обществе, особое место занимает количественная характеристика уровня социального расслоения и бедности населения .

Так, в России за последние десять лет негативную динамику продемонстрировали показатели социально-экономической дифференциации населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников в 2009 г. достигло показателя 16,7 раз (см. табл. 1), что свидетельствует о глубоком социальном неравенстве в стране.

Как известно, в рыночной экономике разрыв доходов должен существовать, поскольку нет равенства умственного, физического, вопрос в том, какой должен быть разрыв. Принято считать, что если средний доход 10% богатых превышает таковой 10% бедных в 4-5 раз, то это нормально. В странах с патологической склонностью к равенству — в скандинавских странах — разрыв еще меньше, в 2-3 раза. Существующий в настоящее время показатель поляризации доходов, по нашему мнению, является недопустимым.

Не менее важным является и такой показатель, как коэффициент Джини (индекс концентрации доходов). Он позволяет оценивать неравенство в распределении общего фонда личных денежных доходов между людьми или домохозяйствами. В отличие от коэффициента диффе-

ренциации доходов, этот показатель рассчитывают не путем сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп в совокупном объеме денежных доходов. Чем равномернее распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наоборот, чем больше величина индекса Джини (ближе к 1), тем меньшая доля национальных доходов сосредоточена у бедных слоев населения .

Как показывает исследование, значение коэффициента Джини в России является критическим, в 2009 г. оно составило 0,422. В развитых странах мира этот показатель находится в диапазоне 0,270-

0,370.

Под влиянием экономического кризиса происходят структурные сдвиги на рынке труда, следствием которых, как правило, является рост числа безработных граждан. Наша страна в этом случае не является исключением, хотя масштабы безработицы в России несколько меньше, чем в ряде европейских государств, ощутивших на себе влияние мирового финансового кризиса. Так, в 2008 г. в России 5,3 млн человек квалифицировались как безработные. Из них 1,6 млн чел. официально были зарегистрированы в службах занятости. К началу 2010 г. общая численность безработных увеличилась до 6,4 млн человек, т.е. в 1,2 раза, а официально зарегистрировано до 2,3 млн человек (см. рис. 2).

Все вышеперечисленные факторы являются причиной значительного увеличения масштабов и глубины такого показателя, как уровень бедности.

Таблица 1. Показатели дифференциации доходов населения в 1995-2009 гг.

Показатель 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 13,5 13,9 5,2 16,0 16,8 16,8 16,7

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,387 0,395 0,409 0,416 0,423 0,422 0,422

■ Безработные по методологии МОТ

Безработные, зарегистрированные в службах занятости

Рис. 2. Динамика численности безработных в России, млн человек

Существует много авторских точек зрения на определение термина «бедность», а авторская позиция сводится к тому, что «бедность — это такое экономическое положение семьи и отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.)».

Основные факторы, обусловливающие развитие бедности, представлены на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что характер и «величина» бедности имеют сложные и неоднозначно выраженные зависимости от ряда объективных и субъективных факторов. В литературе можно встретить различные точки зрения, в соответствии с которыми выделяется и рассчитывается: -абсолютная бедность (количественное определение жизненных ресурсов, обеспечивающих человеку биологическое выживание) и относительная бедность (определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни);

Ї

Экономические

ФАКТОРЫ БЕДНОСТИ

низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, н изкая производительность труда, безработица

Ї

Политические

разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция

Социал ьно-демографические

Регионально-географические

инв алидность, старость, маргинализация, наличие иждивенцев, многодетность и др.

дифференциация регионов по развитию, экономическому потенциалу

Рис. 3. Основные факторы развития бедности

-текущая бедность (на конкретный период времени) и хроническая бедность (постоянно воспроизводимая на протяжении длительного периода времени);

-первичная бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных средств) и вторичная бедность (семьи, которые имеют достаточно средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства);

-устойчивая бедность (бедность «по наследству») и плавающая (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Однако при рассмотрении бедности нельзя игнорировать и собственные оценки населением своего материального положения, данный подход к изучению бедности принято называть субъективной бедностью.

Автор считает, что к перечисленным характеристикам следует отнести феномен российской бедности, совмещающий в себе две составные части: социальную бедность и экономическую. В категорию социальной бедности мы относим одиноких пенсионеров, инвалидов, семьи с иждивенцами, а так же многодетные и неполные семьи с детьми. Как свидетельствуют данные, около 30% семей с детьми в России живут в бедности. Более того, семьи живут бедно именно потому, что у них есть дети, и тем беднее, чем больше у них детей, то есть уровень «семейной (социальной) бедности» пропорционален количеству детей в семье.

На начальном этапе радикальных экономических преобразований в стране традиционно существовала социальная бедность. К концу 1990-х гг. центр тяжести все более отчетливо стал перемещаться в сторону трудоспособных, работающих граждан, которые в силу определенных причин и прежде всего характера занятости получали низкие доходы, уровень которых не позволял удовлетворить необ-

ходимые потребности. В связи с этим в России появилось новое понятие «работающие бедные», которые попадают в категорию экономической бедности.

В России абсолютная бедность базируется на величине прожиточного минимума. В 2008 г. численность населения с доходами ниже прожиточного уровня оценивалась в 18,5 млн человек. Исходя из логики взаимосвязи уровня бедности и величины прожиточного минимума, получается, что в среднем каждый восьмой житель нашей страны является бедным.

Представляется, что измерение уровня бедности на основе прожиточного минимума не является достаточно объективным, так как этот расчет основан на субъективной оценке и в современных условиях уже не отражает реальной ситуации с бедностью. Сама идеология построения этого уровня имеет свои корни в советской действительности, когда многие необходимые потребности население удовлетворяло через общественные фонды потребления и семья даже с низкими доходами имела реально бесплатный доступ к услугам здравоохранения, образования и отдыха. «Мы сколько угодно можем говорить о бесплатном образовании и здравоохранении, но реально сегодня даже за «скорую помощь» приходится платить. Это и многие другие аспекты жизнедеятельности человека в прожиточном минимуме практически не представлены, и он является скорее уровнем выживания. Хотя о каком выживании можно говорить, когда в нем отсутствуют затраты на приобретение или аренду жилья?» .

Принятые Правительством Российской Федерации в последнее время меры по доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума не приводят к радикальному положительному изменению бедности, что объясняется ростом инфляции, практически сводящий все предпринятые действия к нулю.

Причину российской бедности и низкого уровня жизни значительной час-

ти населения следует искать и в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкуренто-способности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, существовании значительного количества рабочих мест с низкой заработной платой.

Борьба с бедностью — это трудный процесс, который требует учета всех причин и факторов, влияющих на ее уровень, целенаправленной политики, а также участия в борьбе с бедностью не только государства, но и самого общества. Существующая в России практика по борьбе с бедностью и организация социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие в стране и мире институциональные изменения и тенденции в формировании рынка труда. Стратегия преодоления бедности должна основываться на комплексном подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные формы проявления бедности.

На наш взгляд, главной целью борьбы с бедностью должно стать существенное снижение ее уровня на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности и повышения эф-

фективности форм, методов и финансовых инструментов социальной защиты (см. рис. 4).

С учетом вышеизложенного автором предложен следующий комплекс мероприятий, направленный на предотвращение роста бедности в регионах:

-действенная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-разработка программ: вовлечения безработных граждан в сферу предпринимательства и самозанятости; государственного стимулирования роста сельскохозяйственного производства в регионах;

-сближение среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с размерами коммерческой сферы;

-более эффективное использование института налогообложения (переход от плоской к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, введение необлагаемого минимума на заработную плату ниже величины прожиточного минимума);

-повышение доступности к сектору государственных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, улучшения их качества (например, увеличение числа бюджетных мест);

ФОРМЫ

— Страховая форма;

— Нестраховая форма

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Т

МЕТОДЫ

ИНСТРУМЕНТЫ

— Планирование; — Уровень ВВП;

— Прогнозирование; — Величина прожиточного

— Налогообложение; минимума;

— Фондообразование; — Минимальный размер за-

— Страхование; работной платы;

— Материальное стимулиро- — Льготы;

вание и др. — Финансовые нормы и нормативы и др.

Г

Рис. 4. Содержание форм, методов и инструментов социальной защиты населения

-реализация комплекса мер по созданию новых, высокооплачиваемых и защищенных рабочих мест, опережающее профессиональное обучение и переподготовка как занятых, но ищущих работу, так и безработных под создаваемые места;

-разработка информационных бюллетеней (баз данных), определяющих потребности регионов в рабочих кадрах, и организация с учетом этой информации целевой профессиональной подготовки;

-активизация механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в первую очередь на малых и средних предприятия;

-увеличение размеров основных социальных гарантий направленных на поддержку детей, матерей, семьи, пенсионеров, проведение ежегодной индексации этих гарантий темпами, опережающими уровень инфляции.

Реализация указанных направлений, на наш взгляд, позволит вывести на каче -ственно новый уровень систему социальной защиты и, следовательно, снизить масштабы российской бедности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Шевяков А. Влияние социальной

политики на положение отдельных групп населения // Экономист. — №9. —

2008. — С.64.

2. Бабич А.М. Концептуальные основы социальной политики // www.ksocpol.rags.ru/publ/konceptsp.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. — 2006. — №3. — С. 58-66.

4. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулак-

шин С. С. Социальное измерение государственной экономической политики. Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,

Зарубежный опыт

УДК 369.01

система социальной защиты: эволюция и взаимосвязь категорий

я.в. лебедзевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: lebedzevich@rambler.ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В статье отмечается, что исследование сущности, стандартов и механизмов достижения высокого уровня социальной защиты населения приобретает особую актуальность в сложных условиях настоящего времени. Рассмотрены понятия социальной защиты, виды моделей социальной защиты на примере европейских стран, в том числе на нормативном уровне, проанализированы преимущества и недостатки моделей социальной защиты, отражена история становления института социальной защиты на Украине и определены перспективы развития этого института в условиях евроинтеграции. Сделан вывод о том, что система социальной защиты связана с особенностями организации социального государства, целью которого является повышение благосостояния и жизненного уровня граждан.

Ключевые слова: социальная защита, социальное страхование, социальные гарантии, социальная помощь, социальная справедливость, социальные риски, социальное обеспечение

В последние годы социальная защита населения стала одним из основных атрибутов социальной политики любого цивилизованного государства. Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед любой цивилизованной страной стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы

достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально необеспеченных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики.

Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях, программах социальной защиты, основанных на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития (причем как на государственном уровне, так и на уровне каждого отдельного предприятия, деятельность которых должна соответствовать Конституции и стратегии развития страны, в которой они функционируют). Необходимо принять во внимание, что стратегической целью Украины является построение конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики.

Такая задача требует осмысления характера развития и специфики функционирования систем социальной защиты в других странах, которые отнесены к социальным, что может помочь определить пути дальнейшего развития социально-экономической политики Украины, выделить вопросы, решение которых должно относиться к компетенции государства.

Изучение проблем социальной защиты населения как одной из комплексных систем развитой рыночной экономики занимают важное место в работах как ученых, так и практиков в экономически развитых странах. В настоящее время внимание

многих зарубежных специалистов в области социальной защиты сосредоточено на поиске новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости.

Проблемы регулирования занятости, рост показателей безработицы, обеспечение социальной защиты незащищенных слоев населения всегда актуальны. Все эти явления снижают уровень жизни большинства населения страны, увеличивают угрозу кризисных явлений в экономике, препятствуют созданию условий для стабилизации и экономического роста, а потому требуют безотлагательных решений.

Понятие «социальная защита населения» — не новое и имеет свою историю. С конца ХУШ в. в Европе и России начинает формироваться государственно-административная система общественной опеки (институциональное становление системы помощи, формирование правовой базы, административного управления, что включает частичное финансирование государством социальной помощи). Особенностью этого этапа является то, что государство не стремится к прямому выполнению социальных функций, а только способствует в этом другим институтам (институты личной и общественной благотворительности, благотворительные организации, организации корпоративного социального страхования, местная власть, церковь). Две основные характеристики этапа (появление у государства собственных социальных функций и

направленность социальной политики на всех членов общества) взаимосвязаны, они базируются на необходимости консолидации общества.

Первые элементы социальной защиты появились в Германии в конце XIX в., когда государство начало выделять средства на различные социальные программы. Начался переход социальных функций общества к государству. Термин «социальная защита» был впервые использован в законе о социальной защите США в 1935 г., что законодательно определило новый этап для этой страны, введя институт обязательного страхования касательно старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, он выражал сущность проблемы по организации национальных систем помощи нетрудоспособным гражданам, а также гражданам пожилого возраста. В связи с этим социальная защита имеет ряд признаков.

Во-первых, это система общественных отношений, которая предназначена для удовлетворения личных материальных потребностей граждан через индивидуальную форму распределения из специальных фондов.

Во-вторых, социальная защита осуществляется государством за счет средств общества.

В-третьих, средства предоставляются вместо заработной платы или как дополнение к ней в случаях, предусмотренных законодательством (при потере или снижении заработка, при невозможности трудоустройства и т.д.) .

В 1950-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые обусловили необходимость систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.

Становление законодательного обеспечения социальной защиты на Украине в современном понимании прошло длительный процесс становления и развития (табл. 1).

На украинских землях, находящихся под Румынией, действовало румынское социальное законодательство с 1912 г. Только в 1933 г. был издан унифицированный закон о социальном обеспечении. Прогрессивным было социальное законодательство в Чехословакии. В Закарпатье до 1924 г. действовал венгерский закон 1907 г. об обязательном страховании рабочих от болезни, инвалидности и в старости. В 1924 г. был введен унифицированный закон для

Таблица 1

Этапы законодательного становления социальной защиты на Украине

Год Характеристика законодательного становления социальной защиты

1854 Применены первые законы, которые регулировали основные положения защиты рабочих на украинских землях, принадлежавших к Австрии, и касались только рабочих горной промышленности

1867 Впервые создана организация для представительства профессиональных интересов рабочих и служащих (профсоюзы)

1887 Законом было введено обязательное страхование рабочих от несчастных случаев на производстве (за счет взносов работодателей)

1888 Введено страхование на случай временной потери трудоспо собности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1906 Создано обязательное страхование служащих (пенсионное и инвалидное) (сельское население и сельские рабочие не подпадали под такие виды страхования)

1907 Приняты первые законы, касающиеся организации посредничества в процессе устройства на работу

1912 Созданы фабричные кассы больных для обязательного страхования на случай временной потери трудоспособности в связи с болезнью. На Украине эти кассы были созданы только на Донбассе и в некоторых крупных городах

1924 Распространено австрийское страхование от несчастных случаев на те украинские земли, которые находились под властью Польши, а до 1914 г принадлежали к Российской империи

1927 Издан закон о пенсионном инвалидном страховании и страховании на случай безработицы служащих

1933 Унифицирован закон о социальном страховании как рабочих, так и служащих

всей Чехословакии, который позже несколько раз подвергался изменениям и дополнениям. В 1929 г. в Чехословакии был введен закон о пенсионном обеспечении для служащих.

Во всех этих государствах (кроме обязательного социального обеспечения) имелось также необязательное обеспечение различного рода в порядке соглашений с частными обществами. Обязательное социальное обеспечение основывалось на сотрудничестве застрахованных рабочих и служащих в виде уплаты взносов, определенного законом размера. В некоторых случаях эти взносы уплачивали работодатели (при страховании от болезни и от несчастных случаев на производстве). В создании фондов страхования на случай безработицы участвовало также государство посредством бюджетных дотаций.

В СССР была отвергнута концепция сотрудничества застрахованных лиц (было введено так называемое государственное социальное обеспечение). Фонд обеспечения формировался из отчислений из прибыли предприятий и организаций в установленном законом размере и за счет дотаций из государственного бюджета. Из фонда социального обеспечения выплачивались пособия для временно нетрудоспособных рабочих и служащих, беременных женщин, а также пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет).

Спецификой современного этапа формирования социальной политики на Украине является отказ от устаревших методов социального обеспечения (прежде всего речь идет об уравниловке в предоставлении социальной помощи). Поскольку стратегической целью украинской внешней политики признана интеграция в структуры Европейского союза, целесообразно рассмотреть опыт развитых стран мира, прежде всего европейских, по внедрению социальной политики, государственного управления социальной защитой населения, а также роль государства в моделях социальной защиты населения.

Исходя из содержания документов Европейской комиссии можно четко выделить четыре модели социальной защиты: континентальную (или модель Бисмарка), англосаксонскую (или модель Беверид-жа), скандинавскую и южно-европейскую , характерные черты которых приведены в табл. 2.

Анализируя преимущества и недостатки моделей социальной защиты, украинские ученые отмечают, что социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и предоставлять человеку возможность нормальной жизни (даже при обстоятельствах наступления социальных рисков). Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия жизни для всех слоев населения. То есть социальная защита должна помогать в преодолении стратификации как в физических, так и в социальных возможностях «слабых групп» и обеспеченных слоев общества. Каждый человек должен иметь возможность получения образования, квалификации и работы .

Определить тип модели социальной защиты населения, который больше всего подходил к украинским реалиям, довольно трудно. Специфическим признаком для Украины, по мнению автора, является то, что возможности бюджетного финансирова-

Зарубежный опыт 23 (599) — 2014

Таблица 2 модели социальной защиты в европейских странах

основная характеристика модели основные принципы, на которых базируется модель

Континентальная модель (модель Бисмарка) — Германия

Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. Финансируется в основном за счет взносов работодателей и застрахованных лиц (не включается в государственный бюджет) Принцип профессиональной солидарности: существование страховых фондов, которые управляются на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) — Великобритания и Ирландия

Модель (согласно идеям Кейнса) основывается на том, что динамика общественного производства и занятости определяется факторами платежеспособного спроса (перераспределение доходов в пользу социальных групп, получающих низкие доходы, способно повысить платежеспособный спрос массовых покупателей). Финансирование производится как за счет налогообложения (финансирование семейной помощи и здравоохранения), так и за счет страховых взносов (финансирование другой социальной помощи). Наличие социального страхования с достаточно низкими социальными выплатами, доминирующая роль социальной помощи Принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты: распространение этой системы на всех граждан, нуждающихся в материальной помощи; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат (одинаковый размер пенсии, одинаковый объем помощи и медицинского обслуживания, а также одинаковые условия их предоставления); принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат (одинаковый размер пенсий, одинаковый объем помощи и медицинского обслуживания, а также одинаковые условия их предоставления)

Скандинавская модель (Дания, Швеция и Финляндия)

Социальная защита понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой является широкий охват различных социальных слоев и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Определенный уровень социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень социальной защищенности достаточно высок, что достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание уровня доходов Необходимым условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе принципов институционального общества. Финансирование систем социальной защиты осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Исключение — страхование на случай безработицы (добровольное, под контролем профсоюзов)

Южно-европейская модель (Италия, Испания, Греция и Португалия)

Переходная модель, не имеет четкой организации. Уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низкий, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Основную роль играет семья и другие институты гражданского общества, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан Принцип асимметричности, что проявляется в асимметричности структуры социальных расходов (в частности, в Италии это проявляется в том, что наибольшую часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне — 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства и политику занятости расходуются сравнительно незначительные средства (около 1%)

ния системы социальной защиты в настоящее время почти исчерпаны, а рыночные рычаги социального обеспечения (под государственным контролем) еще не задействованы. В то же время, по мнению авторов, Украина, в основном, тяготеет к внедрению консервативных методов социальной защиты и постоянному возрастанию роли государства в модели социальной защиты населения. Следовательно, для оптимизации действующей на Украине модели социальной защиты населения прежде всего необходимо четко определить роль государства, его полномочия и функции.

В современных условиях развития общества качество решения наиболее острых проблем социальной защиты населения напрямую зависит от исследовательского подхода к государственному управлению, умения изучать проблемы, определять их причины и последствия. Составляющими указанной проблемы являются изучение и анализ ключевых понятий, терминов и установление определенности в самой системе социальной защиты населения. Следует отметить, что специфической особенностью решения отдельных вопросов социальной защиты населения является их тесная взаимосвязь с

приоритетными направлениями совершенствования социальной политики, что требует соответствующей отработки как теоретических, так и практических проблем по внедрению эффективных мер социальной защиты, определению принципов их взаимодействия, скоординированности и обеспечению их реализации. Нечеткая и многовариантная направленность относительно раскрытия сущности и содержания понятийного и терминологического аппарата социальной защиты затрудняет решение соответствующих задач социальной политики.

Определение содержания понятий и категорий крайне необходимо для формирования системы обеспечения социально-экономической защищенности личности. Вместе с тем требуют раскрытия и понятия, связанные с количественными и качественными показателями защищенности. В этой связи на основе изучения некоторых отечественных и зарубежных источников научной информации автором произведена оценка существующих понятий социальной защиты (табл. 3).

Отметим, что среди ученых отсутствуют единое мнение и единый подход относительно толкования понятия «социальная защита». Так, например, по мнению С. Калашникова, система социальной защиты (а именно — социальная защита) является проявлением социально ориентированной экономики (это высокоразвитая форма рыночной экономики, которая позволяет наиболее полно сочетать принципы свободного рыночного хозяйства и социальной справедливости). Отмечается, что основные параметры социальной защиты зависят от параметров развития общества. Это означает, что социальная защита во многом определяется уровнем развития социально-экономических процессов в стране .

В свою очередь, по определению В. Антропова, социальная защита рассматривается как комплекс правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работающему право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих и их семей в случае временной потери трудоспособ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Оценка некоторых существующих понятий социальной защиты

Социальная защита Автор понятия Критерий группирования

Комплекс правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работающему право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих и их семей в случае временной потери трудоспособности на производстве, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию В. Антропов Право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту и поддержку рабочих в случае временной потери трудоспособности

Совокупность мероприятий и механизмов их осуществления, используемых обществом для обеспечения нормальных условий материальной и духовной жизни населения (не ниже социальных гарантий) В. Грушко Материальное обеспечение не ниже социальных гарантий

Материальное обеспечение всех без исключения граждан не ниже социальных нормативов и обеспечение достойных условий проживания Е. Либанова

Комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на защиту благосостояния каждого члена общества в конкретных экономических условиях В. Скуратовский, А. Палий Комплекс организационно-правовых и экономических мер

Форма распределения материальных благ в целях удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан при наступлении факторов социального риска (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца, малая обеспеченность) за счет специальных социальных фондов или за счет бюджетов разных уровней (государственного и местного) в случаях наступления социального риска и на условиях, установленных в законодательстве Словарь терминов по правоведению Форма распределения материальных благ при наступлении факторов социального риска

Форма распределения материальных благ в целях удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан при наступлении факторов социального риска за счет специальных социальный фондов или за счет бюджетов различных уровней в соответствии с законодательством С. Синичук, В. Бурак

ности на производстве, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию .

В отечественных научных работах встречается множество трактовок понятия «социальная защита». Так, В. Грушко и Е. Либанова считают, что социальная защита населения — это материальное обеспечение всех без исключения граждан не ниже социальных нормативов и обеспечение им достойных условий проживания. Таким образом, социальная защита предполагает определенный уровень материальной обеспеченности (поддержка уровня доходов, защита благосостояния). Касательно Украины — это система отношений между государством, хозяйственными структурами, с одной стороны, и с гражданами — с другой, в процессе которых за счет части валового внутреннего продукта образуются и используются фонды финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан.

В узком и широком смыслах трактует социальную защиту Н. Болотина. В узком смысле понимание социальной защиты составляет собственно социально-защитную деятельность государства по обеспечению безопасности населения от негативных последствий социальных рисков. В широком смысле социальная защита составляет содержание социальных функций государства и является системой экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и гражданина в государстве. Исследователь определяет социальную защиту как «систему юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мер в государстве по защите населения от неблагоприятных последствий социальных рисков» .

Таким образом, большинство современных экономистов определяют социальную защиту как комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на обеспечение жизни, здоровья и благосостояния населения в конкретных экономических условиях. Итак, социальная защита (с позиций экономики) — это правила перераспределения общественного богатства в пользу людей, которые временно или постоянно нуждаются в особой поддержке со стороны общества.

Своеобразное определение социальной защиты приведено в Американской энциклопедии: «социальная защита в общем смысле этого понятия означает безопасность и свободу от страха,

направленные на общество как на группы взаимосвязанных и зависимых друг от друга людей» . Экономические аспекты социальной защиты указаны и во Всемирной энциклопедии: «социальная защита — это правительственная программа, которая помогает работникам, пенсионерам и их семьям достичь уровня экономического обеспечения» .

В научной литературе уже длительное время ведутся дискуссии по поводу понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Одни ученые считают эти термины словами-синонимами, другие рассматривают социальную защиту как более широкое понятие, которое охватывает понятие «социальное обеспечение». Автор считает, что понятие «социальная защита» имеет более широкую трактовку (она связана со стратегией социального государства). Это понятие активно начали использовать с момента получения Украиной независимости, и сейчас оно закреплено в основном законе нашего государства — Конституции. По сравнению с широко применяемым понятием «социальное обеспечение» понятие «социальная защита» имеет специфическую нагрузку (она заключается в защите от невзгод трансформационного периода, рисков перехода от административной экономики к рыночной). Понятие «социальная защита» охватывает наряду с правом на социальное обеспечение еще и другие социальные права, такие, например, как право граждан, нуждающихся в социальной защите, на получение бесплатного жилья (или на покупку жилья за доступную для них плату), право на достаточный жизненный уровень, право на охрану здоровья, право на образование.

Социальное обеспечение по сравнению с социальной защитой является более узким понятием и обозначает практику выплаты пенсий, социальной помощи, социального ухода. В соответствии с международными стандартами социальное обеспечение включает также право на медицинскую помощь, медицинское страхование, государственную поддержку семьи, материнства и детей, содержания и воспитания за государственные средства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки . Справедливой является мысль о том, что человечество на любом этапе своего развития не могло бы нормально существовать не только без труда (главного условия человеческой жизни), но и без учета потребностей нетрудоспособных в средствах существования .

Следовательно, целесообразно трактовать социальную защиту как функцию общества по обеспечению социального положения граждан, которое сложилось в результате действия социальных рисков, а также в соответствии с условиями, которые определяют их неотъемлемые и общепризнанные права. Социальная защита является, с одной стороны, функциональной системой, а именно системой направлений, по которым она осуществляется, а с другой — системой институтов, обеспечивающих ее (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации). В любом государстве существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является само государство. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту социальных групп и слоев населения.

выводы и перспективы дальнейших исследований. В результате исследования проблемных вопросов социальной защиты населения можно сделать следующие выводы:

1) за период существования независимой Украины в ней были созданы основы системы социальной защиты населения, которые отвечают критериям социально ориентированной рыночной экономики. В то же время роль государства в украинской модели социальной защиты населения до настоящего времени окончательно не определена. Совершенствование системы государственного управления социальной защитой населения в существующих условиях должно происходить с учетом зарубежного опыта;

2) обобщая существующие в научной литературе понятия и категории социальной защиты населения, по мнению автора, можно дать следующее определение: социальная защита -это система экономических, законодательных, социальных прав и гарантий, которая обеспечивается и контролируется социальным государством и его соответствующими социальными институтами на основании концепции государственных нормативов, механизмов и инструментов, для практического воплощения приоритетных задач социальной политики, необходимых для нормального восстановления

и развития населения на всех этапах жизнедеятельности.

Таким образом, социальная защита является неотъемлемой составляющей политики государства, ответственного за благосостояние, развитие и безопасность своих граждан. Это тот фактор, от эффективности которого зависит цивилизованное развитие любого общества. Социальная защита может быть качественно обеспечена лишь в социальном государстве.

Список литературы

Х.Антропов В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 70-77.

2. Болотина Н.Б. Право социальной защиты Украины: учеб. пособие. Киев: Знание. 2005. 405 с.

3. Грушко В.И. Пенсионная система Украины: учеб. пособие. Киев, 2006. 334 с.

4. Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. 2003. № 9. С. 32-45.

5. Ларина Р.Р. Модели социальной политики: сборник научных работ Донецкой государственной академии управления «Государственное регулирование экономического развития». Т. IV. Вып. 29-й. Сер. «Государственное управление». Донецк, 2005. С. 23-30.

6. Либанова Е. Бедность в Украине: определение, критерии и показатели // Украина: аспекты труда. 2001. № 6. С. 4-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Правоведение. Словарь терминов: учеб. пособие / под ред. В.Г. Гончаренко. Киев: Юристконсульт КНТ. 2007. 636 с.

8. Синичук С.М. Право социального обеспечения Украины: учеб. пособие / С.М. Синичук, В.Я. Бурак. Киев: Знание. 2003. 306 с.

9. Скуратовский В.А. Основы социальной политики: учеб. пособие / В.А. Скуратовский, А Н. Палий. Киев: МАУП. 2002. 200 с.

10. Ярошенко И.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Киев: КНЭУ. 2005. 232 с.

11. Europis^e Komission. Soziale Skherheit in Europa. Luxemburg, 1995. P. 158.

12. The E^ydopedia Amerkana. Complete in thirty volumes. Vol. 25. New York. 1973. P. 102.

13. The World Book E^ydopaedia: Complete in 22 vol. — vol. 18. Chkago; London; Sydney; Toronto. 1994. P. 320.

Foreign experience

SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION: EVOLUTION AND INTERRELATION OF CATEGORIES

Iana V. LEBEDZEVICH

2 . Bolotina N . B . Pravo sotsial’noi zashchity Ukrainy . Kiev, Knowledge Publ., 2005, 405 p.

3. Grushko V.I. Pensionnaia sistema Ukrainy . Kiev, 2006, 334 p.

7 . Pravovedenie. Slovar’terminov . Kiev, 2007, 636 p.

8. Sinichuk S.M. Pravo sotsial’nogo obespecheniia Ukrainy . Kiev, 2003, 306 p.

9. Skuratovskii V.A. Osnovy sotsial’noi politiki . Kiev, 2002, 200 p.

10. Iaroshenko I.S. Pravo sotsial’nogo obespecheniia . Kiev, 2005, 232 p.

11. Europische Komission. Soziale Sicherheit in Europa. Luxemburg, 1995, p. 158.

Создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО)

В 2016 году начал действовать федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Законом расширены полномочия субъектов РФ по введению критериев нуждаемости.

Федеральным законом также предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Система будет содержать полные сведения обо всех мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По своей технологической структуре ЕГИССО позволит обеспечить интегрирование с уже действующими информационными системами в сфере социальной защиты населения в части обмена сведениями, а также межведомственного взаимодействия.

Создание ЕГИССО позволит, в том числе, оптимизировать процесс администрирования мер социальной поддержки и учета льготных категорий граждан, исключить дублирование предоставления мер социальной поддержки на разных уровнях, обеспечит более точное планирование расходов бюджетов на выполнение социальных обязательств и контроль в социальной сфере.

Начало работы ЕГИССО запланировано на 1 января 2018 года.

Совершенствование деятельности психоневрологических интернатов

Минтрудом России сформирована рабочая группа в целях проведения работы по совершенствованию деятельности психоневрологических интернатов.

В состав рабочей группы вошли 50 человек, представляющих федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные организации, а также руководители психоневрологических интернатов.

В качестве пилотных субъектов Российской Федерации по реализации новой модели работы психоневрологических интернатов были определены Пермский край, Псковская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург.

Основными направлениями по реформированию психоневрологических интернатов определены:

  • создание комфортных условий проживания в психоневрологических интернатах;
  • защита и сохранность прав лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • определение основ реабилитации для таких граждан, социальной занятости, сопровождаемого проживания;
  • обеспечение права на образование граждан с ментальными нарушениями.

Результаты деятельности рабочей группы станут основой для проекта концепции реформирования системы психоневрологических интернатов.

Доступ некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере

Основой для модернизации социального обслуживания является федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 года.

Правовые механизмы, заложенные в законе, позволили расширить механизмы привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг и уточнить правила игры на рынке.

Так, негосударственные организации включены в категорию «поставщики социальных услуг».

Определен порядок финансового обеспечения предоставления социальных услуг.

Предусмотрена возможность предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа).

При этом поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях предоставления льгот и преференций негосударственным организациям социального обслуживания граждан принят федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

В результате принятых мер, по данным Росстата, общее число негосударственных организаций социального обслуживания граждан возросло с 95 в 2013 году до 223 в 2015 году.

По информации, представленной региональными органами власти в Минтруд России, в реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на второй квартал 2016 года включено 547 негосударственных поставщиков социальных услуг: 170 коммерческих организаций, 377 некоммерческих организаций, в том числе 253 социально ориентированных организации.

Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся Республика Башкортостан, Пермский, Ставропольский края, Московская, Тюменская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург.

Всероссийский конкурс «Семья года»

В 2016 году, в рамках реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, впервые прошел Всероссийский конкурс «Семья года».

В качестве претендентов на победу в федеральном этапе были заявлены 294 семьи из 79 регионов страны.

По итогам конкурса определены победители в пяти основных номинациях «Многодетная семья», «Молодая семья», «Сельская семья», «Золотая семья России», «Семья – хранитель традиций» и в специальной номинации «Народная симпатия», по которой прошло онлайн-голосование.

Список семей-победителей конкурса представлен на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года

Распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения.

В числе основных задач Стратегии – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе; создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом.

Результатом реализации Стратегии станет создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить их уровень и качество жизни.

Единый порядок индексации социальных выплат

Подписан федеральный закон от 19 декабря 2016 г. №444-ФЗ, которым устанавливается, начиная с 1 января 2018 г., единый порядок индексации социальных выплат различным категориям населения – один раз в год с 1 февраля текущего года по фактической инфляции.

Принятый механизм индексации обеспечит учет влияния инфляционных процессов на размеры выплат и сохранение покупательной способности этих выплат.

Примеры социальной защиты и обеспечения отдельных категорий граждан

Безусловно, любое современное государство сегодня ориентировано на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для проживания и жизнедеятельности собственных граждан. Для того, чтобы компенсировать своим гражданам потерянную работу или утраченную работоспособность, государство берет на себя обязательства и, соответственно, ответственность, осуществлять меры, которые напрямую или косвенно связаны с социальным обеспечением, а также с социальной защитой отдельных категорий граждан. К ним относятся женщины и пенсионеры, несовершеннолетние граждане, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями здоровья, а также безработные.

В этой части статьи мы приведем несколько примеров того, как осуществляется социальная защита и, соответственно, социальное обеспечение некоторых категорий граждан, в чем их особые черты и общие характеристики. Итак, рассмотрим несколько примеров:

  1. Социальная защита и социальное обеспечение пенсионеров. Государство довольно часто пересматривает данную сферу и проводит достаточное количество пенсионных реформ. В рамках пенсионных отношений оно может осуществлять денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, при этом учитывая различные факторы при начислении конкретного вида пенсии: это и пенсионные выплаты по старости, и пенсия, которая назначается государством в соответствии с выслугами лет. Также пенсионерам полагают льготные выплаты, которые преимущественно покрывают затраты на проезд, на дополнительное медицинское обслуживание и услуги, которые обычно не предоставляются на бесплатной основе;
  2. Социальное обеспечение и социальная защита несовершеннолетних граждан. Так, лицам, которые не достигли 18 лет, могут выплачиваться некоторые финансовые дивиденды (например, пенсии) в том случае, если они потеряли одного или обоих родителей и приобрели статус сирот. Также для несовершеннолетних есть льготы: некоторые граждане имеют право не оплачивать за проезд, если они не достигли возраста семи лет. Об этом всегда есть указатели и информация непосредственно в транспортных средствах, которыми регулярно пользуются граждане;
  3. Социальная защита и обеспечение женщин. Для беременных женщин существуют некоторые социальные гарантии. Например, ее не уволят с работы по желанию работодателя, а также будут предоставляться денежные выплаты и пособия на содержание ребенка, декретный отпуск, из которого женщина будет вправе вернуться на свое предыдущее место работы и оставаться в том же статусе, что она находилась до рождения ребенка. Для всех женщин существуют ограничения в осуществлении трудовой деятельности на вредных и опасных для здоровья предприятиях;
  4. Социальное обеспечение безработных – те безработные граждане, которые находятся на учете в службе занятости, имеют право получать ежемесячное пособие по безработице. Как правило, оно составляет треть от среднего размера заработной платы, которую гражданин получал, будучи трудоустроенным.

Таким образом, мы привели несколько наиболее характерных примеров, которые отражают сущность и особенности социального обеспечения граждан, относящихся к различным социальным категориям. При этом крайне важно осознавать, что обычно случай каждого гражданина рассматривается отдельно и, соответственно, к нему применяются уникальные меры, которые будут полностью соответствовать потребностям и интересам отдельного гражданина. Нельзя сказать, что эти случаи универсальны для каждой категории граждан, поскольку все ситуации – сугубо исключительны и не могут быть похожи друг на друга.

Функции социального обеспечения

Замечание 1

Как и любая иная сфера государства, социальное обеспечение нацелено на то, чтобы осуществлять некоторые свои функции. Цель, к которой оно стремится – создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, а также повышение их уровня благосостояния.

Экономическая функция социального обеспечения – выражена тем, что государство и уполномоченные органы оказывают всевозможную материальную поддержку лицам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут самостоятельно удовлетворять свои интересы и потребности из-за отсутствия дохода или его недостаточного уровня. Также экономическая функция выражена в содействии развитию общественного производства, а также в частности – некоторых отраслей народного хозяйства. Все это ведет к заметному экономическому подъему зон наиболее приоритетного развития общества и отдельных сфер жизни населения.

Политическая функция, осуществляемая системой социального обеспечения направлена на то, чтобы сблизить социальный уровень разных слоев населения, создать наиболее эффективные и благоприятные условия, которые позволят в дальнейшем обеспечить достойный уровень жизни каждому человека. Также политическая функция призвана к тому, чтобы стабилизировать общественные отношения, которые складываются в сфере социальной защиты населения, поэтому на государство возлагается особая ответственность, поскольку оно обладает необходимыми полномочиями и властью в разрешении данных вопросов.

Демографическая функция социального обеспечения нацелена на то, чтобы постепенно стимулировать рост населения страны, а также воспроизводство здорового поколения граждан, от которых зависит будущее государства. При этом крайне важно предпринять все меры для того, чтобы увеличить продолжительность жизни граждан, а для этого необходимо проводить реформы в системе здравоохранения и медицинского обслуживания. Также очень важно здесь же упомянуть социально-реабилитационную функцию социального обеспечения. Она связана с удовлетворением довольно специфичных потребностей нетрудоспособных граждан, а также тех, что достигли пенсионного возраста, и далее не могут самостоятельно обслуживать себя.