Соотношение ауп к основному персоналу

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

📌 Реклама Отключить

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

📌 Реклама Отключить

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ, вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений. 📌 Реклама Отключить

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

📌 Реклама Отключить

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

📌 Реклама Отключить

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня). 📌 Реклама Отключить

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

📌 Реклама Отключить

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате 📌 Реклама Отключить

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

📌 Реклама Отключить

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

📌 Реклама Отключить Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

📌 Реклама Отключить

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

Процентное соотношение зарплаты основного и вспомогательного персонала

Существуют ли документы регламентирующие процентное соотношение должностей?

Ответ на вопрос: По общему правилу, штатную численность сотрудников, в том числе, количество руководящих работников, работодатель определяет самостоятельно. Обязательные для исполнения нормативы численности установлены только для отдельных видов деятельности, как правило, для государственных учреждений и ведомств.

Для остальных работодателей установленные нормативы носят рекомендательный характер. Так, можно воспользоваться

«Рекомендациями по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду»

, утв.

Росздравом (см. в доп. материалах).

Таким образом, работодатель может включить в штатное расписание сколько угодно руководителей, закон этого не запрещает. Однако слишком большое число руководящих работников по сравнению с исполнителями отрицательно скажется на работе предприятия, недостаточное – затруднит управление.

На практике оптимальное соотношение такое: на одного руководителя должно приходиться в идеале 7±2 подчиненных.

В соответствии с пунктом 3 , утвержденной , и во исполнение пункта 5.5 , утвержденного , приказываю:1. Утвердить методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — методические рекомендации).2.

Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:разработать с учетом методических рекомендаций в июле 2013 года систему показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая

Кроме того, в некоторые месяцы из-за снижения основным специалистам по объективным обоснованным причинам премии, соотношение 60% к 40% нарушается в сторону увеличения доли заработной платы вспомогательных специалистов.

Ревизоры финансового отдела, проверяющие наше учреждение, такую.

(информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Согласно пропорция по зарплате основных работников и вспомогательных специалистов, обозначенная в Положении по оплате труда в казенном муниципальном учреждении, выдержана 60% к 40%.

Но реальное соотношение зарплаты основных и вспомогательных специалистов отличается от штатного в связи с наличием вакансий по основному составу работников. Кроме того, в некоторые месяцы из-за снижения основным специалистам по объективным обоснованным причинам премии, соотношение 60% к 40% нарушается в сторону увеличения доли заработной платы вспомогательных специалистов.

Ревизоры финансового отдела, проверяющие наше учреждение, такую ситуацию считают нарушением и требуют при ежемесячном начислении зарплаты выдерживать соотношение заработных плат основных и вспомогательных работников.

Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.

Насколько правомерны требования ревизоров? Действительно ли имеются нарушения? Работодатель обязан выплачивать заработную плату в размере, установленном трудовым договором, и в соответствии со системой оплаты труда, предусмотренной локальным нормативным актом работодателя. N 347-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее — руководители) и среднемесячной заработной платой работников

Соотношение численности основного и прочего персонала

Стр 4 из 4 9.1. Руководитель учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения после согласования с начальником МКУ УО. 9.2. Штатное расписание учреждения включает в себя все должности специалистов, служащих, профессии рабочих данного учреждения. 9.3. Численный состав работников учреждения должен быть достаточным для гарантированного выполнения его функций, задач и объемов работ, установленных учредителем. 9.4. При формировании штатного расписания образовательных учреждений рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 45 процентов от общей численности работников учреждения.

9.5. При формировании штатного расписания прочих учреждений, подведомственных Управлению образования Ковдорского района, рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 70 процентов от общей численности работников учреждения.

Как рассчитать оптимальное соотношение управленцев и исполнителей в компании

Коммерческий директор написал служебную записку, в которой просил ввести в штат должность своего заместителя вместо имеющейся позиции начальника отдела службы продаж.

Когда HR-директор согласовывал это с гендиректором, тот задумался, разве все равно – начальник отдела или заместитель директора?

Гендиректор, просматривая штатное расписание, заметил, что у руководителей одних подразделений в подчинении два-три сотрудника, у других – 15.

«Не много ли руководителей и сколько их должно быть?», – спросил гендиректор у HR-а. Разумеется, HR-директор не смог сразу ответить на этот вопрос. Для этого нужно проанализировать оргструктуру компании и сделать расчеты. Нельзя одинаково судить о разных подразделениях: то соотношение управленцев и исполнителей, которое оптимально для производства, совершенно не применимо для других отделов – например, дизайнеров или маркетинга. Гендиректор согласился,

Вопрос: В положении по оплате труда МКУ определено соотношение ФОТ основного персонала и вспомогательного как 60 к 40.

Утвержденное штатное расписание составлено так, что данное соотношение выдерживается. Но при реальной выплате заработной платы в силу наличия вакансий по специальности основного персонала данное соотношение не выдерживается.

Кроме того, ситуация снижения стимулирующих выплат специалисту основного персонала по результатам работы также приводит к нарушению соотношения ФОТ 60 к 40 в такой месяц при условии сохранения стимулирующих выплат вспомогательному составу. Является ли такая ситуация нарушением положения, определяющего ФОТ?

(информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

В положении по оплате труда МКУ определено соотношение ФОТ основного персонала и вспомогательного как 60 к 40. Утвержденное составлено так, что данное соотношение выдерживается.

Но при реальной выплате заработной платы в силу наличия вакансий по специальности основного персонала данное соотношение не выдерживается. Кроме того, ситуация снижения стимулирующих выплат специалисту основного персонала по результатам работы также приводит к нарушению соотношения ФОТ 60 к 40 в такой месяц при условии сохранения стимулирующих выплат вспомогательному составу. Является ли такая ситуация нарушением положения, определяющего ФОТ?

В связи с тем, что по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденными Минтруда России от 01.07.2013 N 287, установлена необходимость соблюдения соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждения, а не фонда оплаты труда, в данном случае нарушений не имеется.

Об оплате труда вспомогательного персонала органов исполнительной власти и государственных органов области (с изменениями на 26 февраля 2020 года)

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 12 января 2009 года N 1(в ред.

, , , , , от 16.12.2014 N 103, от 03.10.2016 N 105, , от 26.02.2020 N 9, с изм., внесенными )В целях оптимизации оплаты труда вспомогательного персонала органов исполнительной власти, структурных подразделений при органах исполнительной власти и государственных органов области, в соответствии с , постановляю:(в ред. )1. Отменить с 1 января 2009 года систему оплаты труда вспомогательного персонала органов исполнительной власти и государственных органов области, осуществляемую на основе Единой тарифной сетки.2.

Ввести с 1 января 2009 года отраслевую систему оплаты труда для вспомогательного персонала органов исполнительной власти, структурных подразделений при органах исполнительной власти и государственных органов области.(в ред. )

Лекция 3. Персонал предприятия и системы оплаты труда

Понятие, категории и структура персонала предприятия Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта — функциональный и организационный.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению от 22.09.2003 г.

МТСЗН N 58 и МФ N 116,

зарегистрированному МЮ

09.12.2003 г. N 1288

МЕТОДИКА

определения нормативов соотношения

численности работников управленческого,

обслуживающего и технического персонала

органов государственного и хозяйственного

управления

Настоящая Методика разработана в целях исполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2003 года N 363 и определяет порядок установления предельных соотношений численности управленческого, технического и обслуживающего персонала органов государственного и хозяйственного управления (далее — организаций и учреждений), независимо от источника финансирования, за исключением министерств и ведомств силовых структур, правоохранительных органов и судов, а также Народных приемных Президента Республики Узбекистан.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные определения, применяемые в настоящей Методике.

а) персонал — совокупность всех работников предприятия, организации, учреждения, работающих по найму, и включаемых в предельную общую численность работников;

б) предельная общая численность персонала — максимальная численность персонала предприятия, организации и учреждения, необходимая для достижения поставленных целей и выполнения задач при существующем уровне организации труда и технологического развития. Предельная общая численность персонала устанавливается:

для органов государственного и хозяйственного управления, образованных в соответствии с решениями правительства — постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов. При этом предельная общая численность для их территориальных и подведомственных подразделений включается в общую предельную численность органа государственного и хозяйственного управления;

для органов хозяйственного управления, образованных без соответствующего решения правительства (самостоятельно), и для хозяйствующих субъектов (предприятий с государственной долей собственности и унитарных государственных предприятий) — вышестоящими органами хозяйственного управления и (или) высшим органом управления хозяйствующего субъекта.

Предельная общая численность персонала включает в себя управленческий персонал, производственный персонал, технический и обслуживающий персонал (вспомогательный персонал);

в) управленческий персонал — работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности предприятия, организации и учреждения, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения предприятием, организацией и учреждением поставленных целей и задач, и выполнения установленных функций и производственных программ;

г) административно-управленческий персонал — часть работников управленческого персонала предприятия, организации и учреждения, наделенных в соответствии с нормативными актами (положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка) функциями администрирования, правом действовать от лица предприятия, организации и учреждения, распорядительными правами и полномочиями (административными функциями), осуществляющих руководство подчиненным персоналом (распределение производственных заданий и поручений, расстановка персонала), организацию и координацию деятельности предприятия, организации и учреждения, а также их подразделений, контроль за исполнением распоряжений, заданий и поручений. К административно-управленческому персоналу относятся: руководители предприятий, организаций и учреждений и их заместители, руководители и заместители руководителей структурных подразделений (самостоятельных управлений и отделов, цехов, филиалов, представительств), главные инженеры, главные бухгалтера и их заместители, главные менеджеры, имеющие дискреционные полномочия (т.е. наделенные правом действовать по своему усмотрению), мастера производственных участков (кроме мастеров участков производственного обучения) и другие. Перечень должностей административно управленческого персонала устанавливается согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;

д) специалисты управленческого персонала — часть работников управленческого персонала, в основные функции которых входит подготовка и анализ информации об управляемом объекте, подготовка решений по обеспечению заданных параметров объекта управления, учету, хранению, организации технологических процессов, подготовка сметно-финансовых материалов и другие функции. Специалисты управленческого персонала не наделяются распорядительными полномочиями, а также правами действовать от лица предприятия, организации и учреждения. В отдельных случаях специалист управленческого персонала может быть наделен полномочиями руководства специалистом более низкой категории. Перечень должностей специалистов управленческого персонала устанавливается согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;

ж) производственный персонал — работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг), а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;

з) вспомогательный персонал предприятия, организации и учреждения включает в себя технический и обслуживающий персонал, осуществляющий функции обеспечения деятельности управленческого персонала Перечень должностей технического и обслуживающего персонала определяется согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;

и) технический персонал предприятия, организации и учреждения — персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);

к) обслуживающий персонал предприятия, организации и учреждения персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий., их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а так же иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала предприятия, организации, учреждения, включая социально-бытовое обслуживание;

л) норма численности — установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для реализации конкретных целей, задач и функций органов государственного и хозяйственного управления и производственных программ предприятий;

м) норма управляемости — оптимальная численность работников, непосредственно подчиненных одному руководителю. Для высшего руководящего состава предприятий, организаций и учреждений — норма управляемости определяет оптимальное число структурных подразделений, непосредственно подчиненных руководителю;

н) типовые штаты — перечень наименований должностей постоянных работников с указанием их количества, необходимого для выполнения целей, задач, функций и производственных программ организаций, учреждений и предприятий. Типовые штаты разрабатываются исходя из расчета оптимального соотношения управленческого, технического и обслуживающего персонала однопрофильных и однотипных предприятий, учреждений и организации. При этом должности технического и обслуживающего персонала органов государственного и хозяйственного управления рекомендуется вводить исходя из нормативов и условий, установленных приложением N 1;

о) штатное расписание — документ, содержащий перечень наименований должностей постоянных работников с указанием количества одноименных должностей и размеров должностных окладов, утвержденный собственником, руководителем или вышестоящим органом. Штатное расписание дает право на укомплектование должностей структурных подразделений предприятий, организаций и учреждения работниками соответствующих категорий;

п) соотношение численности персонала — нормативы, устанавливающие оптимальные пропорции соотношения численности технического и обслуживающего персонала к численности управленческого персонала, в целях обеспечения минимальных издержек на содержание управленческого, обслуживающего и технического персонала, при условии сохранения управляемости, достижения целей и задач, выполнения функций предприятия, организации и учреждения.

2. Соотношение численности персонала рассчитывается по формуле:

Ху(%) + Хт%) + Хо(%) = ПЧ(100%),

где:

Ху(%) — установленная численность управленческого персонала, в процентах;

Хт(%) — численность технического персонала, в процентах;

Хо(%) — численность обслуживающего персонала, в процентах;

ПЧ(100%) — общая предельная численность персонала, в процентах.

Данная формула приводится в вид, выражающий соотношение числа работников технического и обслуживающего персонала в расчете на одного работника управленческого персонала:

1 Ху : Хт/ Ху : Хо/ Ху.

В органах государственного управления, имеющих в соответствии с законодательством в структуре производственный персонал, данное соотношение определяется к суммарной численности управленческого и производственного персонала.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ СООТНОШЕНИЯ

ЧИСЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО

И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3. В предельную общую численность органов государственного управления включается: управленческий, технический и обслуживающий персонал организации, учреждения и предприятия.

В отдельных структурах органов государственного управления могут быть выделены производственные подразделения, осуществляющие оказание услуг, проводящие патентно-экспертные и другие работы.

4. В составе управленческого персонала организаций и учреждений выделяются: административно-управленческий персонал и специалисты управленческого персонала.

5. При определении численности управленческого персонала органов государственного управления учитываются:

а) нормы управляемости. Оптимальная норма управляемости для:

руководителей структурных подразделений, как правило, составляет- 4-9 подчиненных работников (самостоятельный отдел или управление), в расчете на 1-го руководителя (при большей норме управляемости эффективность управления снижается). При этом структурные подразделения в виде сектора, группы, отдела могут создаваться с численностью не менее 2 единиц, включая руководителя данного структурного подразделения;

руководителей организаций и учреждений, как правило, — 3-5 структурных подразделений;

б) число и степень сложности задач и функций, возложенных на структурное подразделение органа государственного управления;

в) количество объектов управления — подчиненных территориальных организаций, учреждений и предприятий;

г) другие специфические факторы, характеризующие деятельность органа государственного управления (такие как: число обращений граждан, уровень технической вооруженности, квалификация и взаимозаменяемость персонала и др.).

6. При определении численности технического и обслуживающего персонала органов государственного управления учитываются:

нормы обслуживания зданий, сооружений и территории организации и учреждения;

сменность работы при нормальной продолжительности рабочего времени;

наличие оргтехники, требующей постоянного или регулярного обслуживания;

наличие необходимости в архивации документов и их каталогизации;

другие специфические факторы (такие как: необходимость регулярной доставки служебной почты курьером, ведение библиотечного дела и др.).

7. Для определения оптимального соотношения численности технического и обслуживающего персонала к численности управленческого персонала за основу принимается установленная предельная численность управленческого персонала (Nуп ).

8. Исходя из установленных Нормативов введения должностей технического и обслуживающего персонала, определяется расчетная численность работников технического и обслуживающего персонала по каждой должности из указанных категорий персонала: Nтп — численность работников технического персонала и Nоп — численность работников обслуживающего персонала.

9. Суммированием установленной численности управленческого персонала с расчетной численностью технического и обслуживающего персонала определяется предельная общая численность персонала:

Nуп + Nтп + Nоп = Пч

10. Удельный вес соответственно управленческого, технического и обслуживающего персонала в предельной общей численности персонала определяется:

Nуп(%) = Nуп / Пч *100; Nтп(%) = Nтп / Пч *100; Nтп(%) = Nтп / Пч *100;

11. Соотношение технического и обслуживающего персонала путем деления полученных долей (в процентах) соответственно технического и обслуживающего персонала на полученную долю управленческого персонала определяется:

Соотношение технического персонала к управленческому = Nтп (%) / Nуп (%)

Соотношение обслуживающего персонала к управленческому = Nоп (%) / Nуп (%)

13. При разработке штатного расписания организаций и учреждений органов государственного управления допускается отклонение от вышеуказанных предельных соотношений численности обслуживающего и технического персонала в общей предельной численности работников, но не более 10-ти процентов.

14. Если организация или учреждение расположены в арендуемом помещении, где отсутствует необходимость содержания обслуживающего персонала по обслуживанию здания, сооружения и территории, численность обслуживающего персонала уменьшается до необходимого уровня. Соответственно уменьшается и общая предельная численность персонала.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ОБЩЕЙ

ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И НОРМАТИВОВ

СООТНОШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО,

ТЕХНИЧЕСКОГО И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

В ОРГАНАХ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (АППАРАТА

КОРПОРАЦИЙ, АССОЦИАЦИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ, КОНЦЕРНОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ И ДРУГИХ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ)

15. В предельную численность персонала органов хозяйственного управления, как правило, включается управленческий, технический и обслуживающий персонал.

16. В отдельных случаях, если в соответствии с решением вышестоящего органа, в структуру органа хозяйственного управления, на правах подразделения включены проектно-конструкторско-технологические отделы, технические отделы, лаборатории, патентно-экспертные бюро и иные подразделения, осуществляющие производственную деятельность, в предельной численности органа хозяйственного управления учитываются работники этих подразделений, выделяемые в категорию производственного персонала.

При этом руководители указанных подразделений и их заместители учитываются в составе управленческого персонала в соответствии с Номенклатурой должностей управленческого персонала.

17. При определении предельной численности управленческого, технического и обслуживающего персонала учитываются показатели, указанные в пункте 5 настоящей Методики.

18. При определении оптимальных соотношений численности технического и обслуживающего персонала к управленческому персоналу из общей предельной численности вычитаются работники производственного персонала.

Расчет соотношений производится аналогично расчету соотношений численности технического и обслуживающего персонала для органов государственного управления

20. При разработке штатного расписания организаций и учреждений органов хозяйственного управления допускается отклонение от вышеуказанных предельных соотношений численности обслуживающего и технического персонала в общей предельной численности работников, но не более 10-процентов.

21. Если организация или учреждение расположены в арендуемом помещении, где отсутствует необходимость содержания обслуживающего персонала по обслуживанию здания, сооружения и территории, численность обслуживающего персонала уменьшается до необходимого уровня. Соответственно уменьшается и общая предельная численность персонала.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛА

22. Расходы на содержание управленческого персонала включают в себя все прямые затраты, связанные с деятельностью управленческого персонала, в том числе:

расходы на оплату труда, включая все надбавки, доплаты и премии управленческого и вспомогательного персонала;

установленные законодательством отчисления работодателей;

канцелярские расходы;

командировочные расходы управленческого персонала;

расходы на коммунальные услуги (при условии, что управленческий персонал размещен в собственном здании) и аренду зданий и помещений (при условии, что управленческий персонал размещен в арендуемом здании или помещении);

услуги связи;

расходы на эксплуатацию и найм служебного легкового автотранспорта, оборудования и оргтехники;

прочие расходы (с расшифровкой и обоснованием).

23. Содержание управленческого персонала организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, осуществляется в пределах утвержденных в установленном порядке смет расходов.

24. Содержание управленческого персонала органов хозяйственного управления, финансируемых из внебюджетных источников, в том числе за счет отчислений нижестоящих подразделений и от установленных тарифов, осуществляется в пределах годовых смет расходов, утверждаемых высшим органом управления (наблюдательным советом, общим собранием акционеров и другими органами, согласно уставу или иным учредительским документам) организации, учреждения.

Исходя из утвержденной годовой сметы расходов, устанавливаются размеры годовых отчислений вышестоящим звеньям управления по каждому подведомственному предприятию в процентах или в абсолютной сумме.

Для органов хозяйственного управления, содержание которых в соответствии с решениями Правительства осуществляется за счет обязательных отчислений подведомственных предприятий, средства, поступившие в пределах утвержденных на их содержание смет расходов, не подлежат налогообложению.

Суммы, поступившие в виде отчислений сверх утвержденных смет расходов, подлежат налогообложению в установленном порядке.

25. Предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и источников финансирования, ежеквартально представляют отчет по содержанию персонала органам статистики, согласно форме, утвержденной Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан. Бюджетные организации, кроме отчета органам статистики, при представлении баланса за каждый квартал в соответствующих приложениях к балансу отчета по сети, штатам и контингентам, отдельной строкой отражают исполнение по численности управленческого персонала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Методике

НОРМАТИВЫ И УСЛОВИЯ

введения обслуживающего и технического персонала

органов государственного и хозяйственного управления

п.п.

Наименование должности

Условия введения должности

Обслуживающий персонал

Водители служебного автотранспорта

2 смены — на руководителя организации; 1,5 — смены — на каждого заместителя руководителя организации; дежурные автомобили: 1,5 смены на каждые 100 единиц управленческого персонала

Уборщики территории (дворник)

1 единица на 2,5 тыс. кв. метров убираемой территории

Дежурный бюро пропусков

1 единица на организацию при односменной работе организации

Уборщик помещений

1 единица на 800 кв. метров убираемой площади

Электромонтер

0.5 единица на организацию с численностью УП менее 100 человек; 1 единица на организацию с численностью УП более 100 человек (вводится при отсутствии рабочего по текущему обслуживанию и ремонту зданий)

Слесарь-сантехник

1 единица (вводится при отсутствии рабочего по текущему обслуживанию и ремонту зданий)

Сторожа

При круглосуточном режиме работы — 4,5 единицы на организацию; при односменной работе (ночном дежурстве) — 3 единицы на организацию. Должность вводится при условии, что охрана организации не осуществляется работниками Республиканского объединения «Охрана» при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.

Лифтеры

1 единица при наличии лифта

Рабочий по текущему обслуживанию и ремонту здания

1 единица на организацию с численностью УП менее 100 человек; 2 единицы на организацию с численностью УП более 100 человек (вводится взамен электромонтера и слесаря-сантехника)

Прочие работники обслуживающего персонала

Вводятся при необходимости с учетом специфики организации по согласованию с финорганами и органами по труду

Технический персонал

Архивариус

1 единица на 6000 дел по 250 листов в каждом (кроме специализированных архивных организаций)

Библиотекарь

При наличии библиотеки не менее 2000 учетных единиц (кроме специализированных библиотечных организаций)

Делопроизводитель

1 единица на каждые 50 работников управленческого персонала

Секретарь-референт, секретарь руководителя

1 единица на каждого руководителя организации и его заместителей

Кассир

1 единица на организацию

Оператор копировально-множительных машин

1 единица в расчете выполнение в среднем 500 копий в смену

Завхоз

1 единица на организацию

Техник (инженер) по обслуживанию компьютерной техники

1 единица на каждые 50 единиц компьютерной техники и оргтехники

Техник вычислительной техники

1 единица на организацию при условии подключения организации к корпоративной сети базы данных или правительственному порталу базы данных.

Экспедитор

1 единица при численности УП более 100 единиц

Телефонист

1 единица при наличии внутренней самостоятельной АТС

Телетайпист

1 единица на телетайп

Прочие работники технического персонала

Вводятся при необходимости с учетом специфики организации по согласованию с финорганами и органами по труду

*) Введение должностей обслуживающего и технического персонала осуществляется при наличии соответствующих условий с учетом полной загрузки в течение рабочего времени.

**) При аренде здания (помещений) указанные должности не вводятся или вводятся по согласованию с финорганами (с предоставлением договора об аренде). При размещении в отдельном здании по согласованию с финансовыми органами допускается введение должности сторожа с превышением установленного лимита на 2 единицы.

***) Вводится по согласованию с финансовыми органами при условии отсутствия работника другой должности, отвечающего за ведение делопроизводства.

****) Вводится по согласованию с финансовыми органами. В органах государственной управления республиканского уровня, при наличии сложного информационно-коммуникационного оборудования, в том числе предназначенного для проведения видеоконференций, может вводиться должность «Инженер по управлению и обслуживанию систем» взамен должности «Техник вычислительной техники».