СОУТ на какой срок
Периодичность проведения СОУТ
Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.
Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.
Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Периодичность СОУТ
Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.
Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.
Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.
Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:
- получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
- в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
- вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
- произошел несчастный случай на производстве;
- врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
- профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.
СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:
- вводятся новые рабочие места;
- меняется производственное оборудование или технологические процессы.
Своевременность проведения СОУТ
При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:
- Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
- Скидки к страховым тарифам.
- Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
- Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).
В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.
Позвоните прямо сейчас +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.
График проведения специальной оценки условий труда (образец)
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок проведениямесяц, год |
Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
Начальный этап проведения специальной оценки условий труда |
|||
1 | Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________ | ||
2 | Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест | ||
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии) |
|||
3 | Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов | ||
4 | Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе | ||
5 | Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | ||
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (при наличии) |
|||
6 | Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов | ||
7 | Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников | ||
8 | Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса | ||
9 | Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда | ||
Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (при наличии) |
|||
10 | Оценка обеспеченности работников СИЗ | ||
11 | Оценка защищенности работников СИЗ | ||
12 | Оценка эффективности выданных работнику СИЗ | ||
13 | Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ | ||
Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах (при наличии) |
|||
14 | Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты. | ||
15 | Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО Роспотребнадзора | ||
16 | Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда | ||
Оформление отчета о проведении специальной оценки условий труда (при наличии) |
|||
17 | Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда | ||
18 | Оформление сводных (ой) ведомостей и результатов специальной оценки условий труда | ||
19 | Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников | ||
20 | Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | ||
Заключительный этап проведении специальной оценки условий труда |
|||
21 | Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда | ||
22 | Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах | ||
23 | Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда | ||
24 | Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии) |
График может иметь более простой вид.
Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. Получить помощь
Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей
C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – закон о внесении изменений)2.
Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.
В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.
Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).
Таблица 1
Субъект правонарушения | Ответственность за совершение правонарушения впервые | Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо | Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. | Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Юридическое лицо | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», предусмотренная законом о внесении изменений.
Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).
Таблица 2
Субъект правонарушения | Ответственность за совершение правонарушения впервые | Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо | Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо | Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. | Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).
Таблица 3
Субъект правонарушения | Ответственность за совершение правонарушения впервые | Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо | Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо | Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. | Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).
Таблица 4
Субъект правонарушения | Ответственность | Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо | Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо | Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. | Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).
Таблица 5
Субъект правонарушения | Ответственность | Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо | Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. | Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо | Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. | Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.
Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован3, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.
Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка «внеплановая аттестация рабочих мест» или «проведение аттестации рабочих мест». В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах.
В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию «задним числом». Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.
Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.
Подробнее о новом Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» читайте в нашем материале «Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест»
Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.
Конечно, «разбить» проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы «под ключ» (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.
Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.
Как правило, проведение спецоценки «вразбивку» удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.
7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.
Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.
Документы по теме:
Трудовой кодекс Российской Федерации
Новости по теме:
- Унифицирована процедура оценки условий труда – ИА «ГАРАНТ» 23 декабря 2013 г.
- С 2014 года в России может заработать специальная оценка условий труда – ИА «ГАРАНТ» 5 декабря 2013 г.
- В Совете Федерации предлагают повысить зарплату занятых на вредном производстве работников – ИА «ГАРАНТ» 14 ноября 2013 г.
- Дифференциация дополнительных взносов за вредное производство позволит работодателям сэкономить до 30 млрд руб. в 2015 году – ИА «ГАРАНТ» 24 октября 2013 г.
- Законопроект о специальной оценке условий труда прошел первое чтение – ИА «ГАРАНТ» 16 октября 2013 г.
- Правительство РФ одобрило законопроекты о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 августа 2013 г.
- Законопроект о специальной оценке условий труда планируется внести в правительство до 1 августа – ИА «ГАРАНТ» 6 июня 2013 г.
- Минтруд России разработал законопроект о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 мая 2013 г.
Когда проводить спецоценку условий труда
Когда проводить спецоценку
Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.
Что такое спецоценка
Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.
Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
- определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
- оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
- определения степени отклонения от нормальных показателей;
- определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.
Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Зачем проводить
Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
От присвоенного класса зависят:
- размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
- предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.
ВАЖНО! Срок действия СОУТ в организации — 5 лет.
Когда проводить
Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.
Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:
- создать безопасную обстановку;
- обеспечить охрану труда работников;
- предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.
Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:
- наличия безопасных условий работы;
- предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.
Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.
ВАЖНО! Обратите внимание на особенность проведения СОУТ на местах, являющихся вакантными. Минтруд РФ в Письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 разъясняет, что проводить оценку на подобных местах не следует. Специальная оценка условий труда проводится во время производственных процессов. Но поскольку сотрудник на месте работы отсутствует, то и процесс не осуществляется. В итоге, внеплановую СОУТ на вакантном месте можно проводить лишь после назначения работника и начала его трудовой деятельности по конкретному месту.
Как часто надо проводить СОУТ в учреждении
Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.
Факторы риска не установлены |
Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Следующие 5 лет работодатель может:
|
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу | Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено. |
Аттестация рабочего места
Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.
Сроки внеплановой СОУТ
Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.
Срок |
Условия для проведения внеплановой СОУТ |
---|---|
6 месяцев |
|
12 месяцев |
|
Сроки мероприятий по результатам СОУТ
Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:
- не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
- не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
- не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.
Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ
Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.
Вид документа |
Срок хранения |
---|---|
Отчет |
Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии. |
Материалы |
|
Отчет по результатам СОУТ
Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.
Ответственность
Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:
- на должностное лицо — до 10 000 рублей;
- на юрлицо — до 80 000 рублей.
Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:
- на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
- на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
- на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).
Аттестация рабочих мест – обязательна или нет
Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.
КонсультантПлюс попробуйте бесплатно Получить доступ
Что такое аттестация рабочих мест 2018
В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.
Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.
С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.
Доплаты за вредные условия труда
Аттестация рабочих мест – обязательна или нет
Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:
- Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
- Порядок проведения оценки.
- Оформление результатов СОУТ.
- Иные условия оценки труда.
Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).
Периодичность аттестации рабочих мест, сроки
Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.
К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.
Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии
Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.
Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:
- Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
- Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
- Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
- Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.
Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018
С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:
- Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
- Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
- Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.
Получите документы по теме бесплатно
Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.
📌 Реклама Отключить
СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).
По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:
- определяет классы (подклассы) условий труда;
- обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
- организовывает предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
СОУТ обязателен, но не для всех
Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности. 📌 Реклама Отключить
Исключение составляют следующие категории сотрудников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).
Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:
Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014
Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.
📌 Реклама Отключить
Ситуация: Потенциально вредные условия труда
Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)
Оценка вне плана
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев. 📌 Реклама Отключить
Комиссия СОУТ
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
📌 Реклама Отключить
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ. 📌 Реклама Отключить
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся. 📌 Реклама Отключить
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы
Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.
📌 Реклама Отключить
Характеристика условий труда
Класс |
Подкласс |
Условия труда |
Размер доп.тарифа |
Характеристики класса (подкласса) |
Оптимальные | Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. | |||
Допустимые |
Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. | |||
Вредные 1 степени |
2% |
После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. | ||
Вредные 2 степени |
4% |
Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). | ||
Вредные 3 степени |
6% |
Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. | ||
Вредные 4 степени |
7% |
Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. | ||
Опасные |
8% |
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности. |
Оценка проведена, а что дальше?
Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона). 📌 Реклама Отключить
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Важно: обновите информацию на сайте
А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).
Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.
У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
📌 Реклама Отключить
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.
Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ |
Правонарушение |
Ответственность |
||
должностных лиц |
ИП |
организаций |
||
ч. 2 ст. 5.27.1 | Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение | Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб. | Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб. | |
ч. 5 ст. 5.27.1 | Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение | 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года | 30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 1 ст. 14.54 | Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения | 20 000 – 30 000 руб. | Нет | 70 000 – 100 000 руб. |
ч. 2 ст. 14.54 | Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение | 40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года | 100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:
- несоблюдение срока проведения спецоценки;
- неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
- нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
- проведение спецоценки:
- без привлечения специализированной организации;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Добавить комментарий