Совершенствование административного права

Введение. В статье исследована проблема совершенствования административного права в условиях политических и социальных изменений российского государства. Материалы и методы. В статье проведен анализ развития российского административного права в контексте политических, экономических и социальных изменений и влияния этих изменений на предмет регулирования административного права, что позволило получить следующие результаты. Результаты исследования. Российское административное право реформируется с учетом вызовов сегодняшнего дня, а также под влиянием зарубежного опыта правового регулирования. Однако модернизация административного права должна происходить на основе и с учетом той базы, которая была сформирована в предыдущие периоды. Изменение круга регулируемых административным правом общественных отношений должно быть оправданным и обоснованным. Акцент на развитие процессуального административного права не исключает дальнейшего совершенствования его материальной части, например, института административной ответственности. Изменениям в законодательстве должна предшествовать выработка концепции «нового» административного права России. Обсуждение и заключения. Под влиянием политических, экономических и социальных изменений происходят изменения в структуре и содержании правовых отраслей. Административное право как отрасль права и законодательства, как область научных исследований не является исключением. Однако в монографической и учебной литературе не уделяется достаточного внимания тому факту, что на современном этапе развития административное право выполняет не только управленческую, но и регулирующую функции, причем последняя является не только значительной по объему, но весьма важной по назначению. Это, несомненно, должно отразиться на понимании сущности административного права и предмета. При этом любое изменение системы этой правовой отрасли, будь то расширение или сужение, должно быть не только научно, но и практически обоснованным, а также способствовать повышению эффективности правового регулирования. Этой цели должна служить и необходимая частичная модернизация института административной ответственности. Таким образом, актуализация подходов к институтам, составляющим предмет административного права, представляется одной из наиболее важных доктринальных задач на современном этапе.



Magazine: Clusters. Research and development P.

Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 21-28

ISSN: 2414-9047

Article: Problems and prospects of administrative — legal regulation of economy

DOI: 10.12737/24834

FOS: 5.02, Economics and Business

WoS: B.00090, Economics

Author: Z. A. Saidov

E-mail the author: saidov@chesu.ru

Country, region, city of residence: Russian Federation, Chechen respublika, Grozny

Academic degree: Candidate of Economic Sciences

Title: —

Workplace author: the Chechen state University

Position: the rector of the Chechen state University

ODCID: —

Researcher ID: —

economy, identifies problems of such regulation, and indicates the prospects of development of legal framework

impacts on the economy

Keywords: Economics, regulation, remedy, right, impact, safety, government, law, activities.

1. From the «Report on monetary policy», Bank of Russia// Money and credit. No. 1. 2016. — Str. 3-4.

2. Kurakin A.V. Administrative activity of the police in combating crime in the economic sphere: Domodedovo,

rati MIA of Russia, 2014. — Str. 13.

3. The independent newspaper. Issue of 4 October. — 2016. — URL: http://www.ng.ru/

(accessed 14.10.2016).

4. The government of the Russian Federation from January 27, 2015 // the Russian newspaper. The issue of

February 2,- 2015. — № 6590. — URL: https://rg.ru/gazeta/2015/02/02.html (accessed

12.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Russian newspaper. Issue of December 4,. — 2015. — № 6846. — URL:

https://rg.ru/gazeta/rg/2015/12/04.html (accessed 10.10.2016).

6. Russian newspaper. Issue of March 17,. — 2016. — №6924. — URL:

https://rg.ru/gazeta/subbota/2016/03/17.html (accessed 14.10.2016).

7. Russian newspaper. The release of 24 March. — 2016. — №6929. — URL:

https://rg.ru/gazeta/rg/2016/03/24.html (accessed 27.03.2016).

8. Russian newspaper. The issue of October 14,. — 2016. — №7101. — URL:

https://rg.ru/gazeta/rg/2016/10/14.html (accessed 14.10.2016).

9. Russian newspaper. The issue of December 2,. — 2016. — № 7143. — URL:

https://rg.ru/gazeta/rg/2016/12/02.html (accessed 12.12.2016).

10. The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs URL:

http://pcnn^/newsMew/9121 (accessed 20.03.2016).

11. The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs URL:

http://pcnn^/news/view/9122 (accessed 20.03.2016).

12. The expert. — Issue # 12. — 2016. — S. 51. — URL: http://expert.ru/expert/2016/12/

(accessed 27.03.2016).

Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.

Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 21-28

ISSN: 2414-9047

Название статьи: Проблемы и перспективы административно-правового регулирования экономики

DOI: 10.12737/24834

FOS: 5.02, Economics and Business

WoS: B.00090, Economics

УДК: 33

ББК: 65.050

ГРНТИ: 06.52.01

РВИНИТИ: 061.51.53.01

РФФИ: 06.6.50

РНФ: 08.1.55

Заурбек Саидов Асланбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телефон: 89057055310

Электронная почта автора: saidov@chesu.ru

Страна, область, город проживания: РФ, Чеченская республика, Грозный

Ученая степень: кандидат экономических наук

Ученое звание: —

Место работы автора: Чеченский государственный университет

Должность: ректор Чеченского государственного университета

SPIN: —

ODCID: —

Researcher ID: —

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы административно —

правового регулирования в сфере экономики, определяются проблемы такого регулирования и указывается

на перспективы развития правовых основ воздействия на экономику.

Ключевые слова: экономика, регулирование, средство, право, воздействие, безопасность, государство,

закон, деятельность.

На протяжении последних десятилетий в российской экономике происходили самые разнообразные процессы, которые не всегда позитивно отражались на качестве жизни людей, а также на уровне дисциплины и законности в сфере государственного управления. Но, несмотря на кризисные явления и процессы социально-экономического характера, рост российской экономики был очевидный. Следует также подчеркнуть, что в течение последних пятнадцати лет государственные экономические институты неизменно воспроизводили тезис о положительно прогнозируемых тенденциях экономического роста, увеличении доходов граждан, а также формировании благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Однако, несмотря на это, в 2015 г. по сравнению с 2014 г., объем промышленного производства в нашей стране снизился на 3,4%. При этом объем продукции предприятий обрабатывающих производств упал сразу на 5,4% . Согласно данным Росстата, количество людей с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось с 16,1 до 19,2 миллиона человек. Это максимальный показатель за последние десять лет . Негативно на развитии экономики нашей страны отражается и теневая занятость населения, так за 2015 г. она выросла до 21,2 %. В 2015 г. российская банковская система показала нулевой прирост активов и сработала, если не считать Сбербанк, в убыток .

В 2017 г. доходы прогнозируются в объеме 13,4 триллиона руб, расходы 16,1 триллиона руб, в связи, с чем дефицит государственного бюджета будет составлять 2,7 триллиона руб, в 2018 г. доходы будут составлять 13,99 триллиона рублей, расходы 15,98 триллиона руб., дефицит будет составлять 1,99 триллиона руб. В 2019 г. цифровые показатели будут следующими: доходы государственного бюджета будут 14,82, расходы 15,96, в итоге дефицит будет составлять 1,14 триллиона руб.

Согласно данным Всемирного экономического форума, опубликовавшим доклад: «Глобальный индекс конкурентоспособности 2016-2017», Россия заняла 43-е место из 138 стран представленных в рейтинге. Эксперты также обращают внимание и на то, что сдерживающим фактором экономического развития является экономическая преступность, административная деликтность, а также коррупция .

Однако, несмотря на это, существуют весьма обнадеживающие данные относительно развития экономики нашей страны.

Так, по информации Министерства экономического развития Российской Федерации, темпы роста российской экономики в 2017 г. могут составлять 1,5-2 % в год. В ближайшие годы, по мнению ряда ведущих экономистов, уровень инфляции может снизиться до 7,5 %, а к концу 2018 г. он будет составлять 5,5 %

. По прогнозу Банка России в 2017 г. и 2018 г. темп роста ВВП составит 0,0-1,0 % и 1,5-2,5 % соответственно.

Между тем, несмотря на звучащие позитивные официальные заявления о благоприятном развитии российской экономики, сегодня наша страна непосредственно столкнулась с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, девальвацией национальной валюты, экономическими санкциями, а также падением мировых цен на основные энергоносители. Обратим внимание также на то, что по объему ВВП в 2015 г. наша страна заняла всего лишь 6-е место. Как отметил Президент России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, «…период низких цен на сырье, а также внешние ограничения могут затянуться надолго, ничего не меняя, мы просто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то на нулевой отметке. Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики» .

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2016 г. глава государства отметил, что главные причины торможения экономики кроются во внутренних проблемах «.это, прежде всего дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата» .

Все эти и некоторые другие обстоятельства вызывают объективную необходимость пересмотра форм и методов участия государства в экономике страны, создания эффективно действующих защитных механизмов, касающихся отечественного товаропроизводителя, а также финансового и потребительского рынков и др.

Нужно признать, что современная рыночная экономика, несмотря на ряд общеизвестных законов ее функционирования, не может обойтись без регулирующей роли государства, его структур и институтов. В настоящее время объективной регулирующей роли рынка явно недостаточно. В этой связи в каждой стране развивается экономическое законодательство, а также принимаются административные меры регулирующего (стимулирующего) и охранительного характера, направленные на обеспечение экономического правопорядка.

Исходя из этого, отметим, что административно-правовое регулирование экономических отношений весьма востребовано. Необходимо подчеркнуть, что административно-правовое регулирование экономических отношений особенно значимо в период существования кризисных явлений и процессов, вызванных политическими, международными, а также иными социальными проблемами. Решение экономических проблем, преодоление последствий финансово-экономического кризиса невозможно без развития законодательства, касающегося обозначенного вопроса, поэтому законодательство должно создавать официальную основу для проведения экономических и структурных реформ, помогать защищать экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, а также государства в целом. Заметим, что проблемы, имеющие место в экономике страны, касаются всех без исключения отраслей системы российского права. Однако роль каждой из этих

отраслей в правовом регулировании российской экономики неодинакова. Такой вывод обусловлен предметом правового регулирования, а также законодательно правовым и организационным инструментарием соответствующей отрасли права.

Не углубляясь в особенности многофункционального правового регулирования экономики, отметим, что административное право весьма содержательно и последовательно может регулировать самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в рассматриваемой сфере. Так, данная отрасль права определяет правовой режим осуществления экономической деятельности, функции и направления государственного регулирования экономики, формы и методы правового регулирования как государственного, так и негосударственного секторов российской экономики. Помимо этого, административное право отчасти определяет порядок разрешения экономических конфликтов, а также средства обеспечения законности и правопорядка в сфере экономики и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Названные и ряд других обстоятельств обусловливают актуальность рассматриваемой проблемы. Подтвердить данное утверждение можно, как минимум, на основе ряда, как представляется, неоспоримых фактов.

Во-первых, вопросы административно-правового регулирования экономики получили особую актуальность в связи с тем, что сама экономика рассматривается представителями политических кругов, как наиболее важная сфера жизнедеятельности человека, общества и государства. Как следствие этого, административно-правовое воздействие на хозяйственные отношения имеет первостепенное значение.

Во-вторых, проблемы административно-правового регулирования экономики приобретают наибольшую актуальность именно в момент разворачивающегося в стране экономического кризиса, установленных экономических санкций и проблем диверсификации экономики.

В-третьих, административно-правовое регулирование позволяет максимально гибко сочетать публично-правовые и частноправовые интересы, имеющие место в экономики.

В-четвертых, административно-правовое регулирование экономики определяет наиболее перспективные направления ее развития, закрепляя передовые формы и методы соответствующего правового воздействия.

Как уже отмечалось, определенный спад производства, девальвация национальной валюты и другие негативные явления, наблюдающиеся сегодня в российской экономике, свидетельствуют о необходимости принятия безотлагательных, в том числе и административно-правовых мер по ее выходу из сложившейся ситуации. На серьезность текущих экономических проблем было обращено внимание в плане Правительства РФ по развитию российской экономики на 2015-2016 гг. , где, в частности указывается на необходимость как принятия оперативных мер по стабилизации экономики, так и проведения структурных реформ. Последние, в свою очередь, реализуются, в том числе и посредством изменения концепции административно-правового регулирования экономики.

Обратим внимание, что, несмотря на отрицательные макроэкономические показатели, данные по ее развитию в начале 2016 г. показали, что индекс

промышленного производства в годовом исчислении увеличился на 1%. При этом объемы добычи полезных ископаемых выросли сразу на 5,8 % .

Однако как следует из «Доклада о денежно-кредитной политике» Банка России «дальнейшее развитие ситуации в российской экономики будет во многом зависеть от изменения внешнеэкономических условий и скорости адаптации к ним российской экономики» .

Таким образом, административно-правовое регулирование в сфере экономики, а точнее — изменение и повышение эффективности инструментов, методов и форм ее административно-правового регулирования, остается сегодня наиболее насущной проблемой, как с теоретической, так и прикладной точки зрения.

На каждом этапе социально-экономического развития у государства меняется набор его основных функций, но, несмотря на изменения парадигмы государственного и социального устройства каждая страна не упускает из своего ведения экономическую функцию. Экономическая функция напрямую связана с государством и правом, в связи с чем она не может существовать вне правовой формы. На основании этого возможно выстроить такую логическую цепочку: право ^ государство ^ экономика. Только в такой последовательно можно говорить об эффективности правового обеспечения экономической функции государства. В процессе исследования раскрывается содержание экономической функции государства, а также предлагаются критерии классификации соответствующих функций в зависимости от уровня их нормативного закрепления, целевой составляющей, а также форм и методов их реализации. В сою очередь административно-правовое воздействие на экономику осуществляется на основании определенных императивных предписаний, которые в теории права и законодательстве определяются как принципы правового регулирования. Принципы правового регулирования экономики определяют ее направленность и содержательность. В нормах-принципах определяются также качество административно-правового регулирования экономики, содержатся наиболее доктринальные положения, касающиеся того или иного направления правового воздействия. Раскрытие принципов административно-правового регулирования экономики позволило прийти к выводу о том, что в настоящее время можно говорить о целой иерархии принципов, в которой каждый из элементов, ее составляющих, выполняет свою функциональную роль. Так, основополагающими принципами административно-правового регулирования экономики являются конституционные принципы, которые, по сути конструируют такой феномен как «конституционная экономика». Конституционные экономические принципы пронизывают все российское законодательство, определяющее механизм реализации общих конституционных принципов регулирования экономики. Исходя из этого, делается вывод о том, что принципы правового регулирования экономики подразделяются на общие принципы, особенные и специальные. Все эти принципы между собой взаимосвязаны и в своей совокупности определяют принципы административно -правового регулирования экономики.

В современный период правовое регулирование экономики носит многопрофильный характер и практически каждая отрасль права имеет свой

предмет в регулировании экономических отношений. Административное право в механизме правового регулирования экономики занимает ключевое место. Обусловлено это тем, что хозяйствующие субъекты имеют административно -правовой статус, в связи с чем нормы административного права определяют порядок их взаимоотношения с органами государственной власти и управления. Также необходимо сказать, что нормы административного права регламентируют контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность в сфере экономики. Таким образом, в современный период невозможно передать без регулирующего и охранительного потенциала административного права нормальное функционирование рыночной экономики, защиту хозяйствующих субъектов, а также прав потребителей.

Административное право — ключевая отрасль права регулирующие экономику, а административно-правовые средства регулирования экономики определяют сущность содержания соответствующего направления правового регулирования, поэтому именно качество этих правовых средств может улучшить эффективность государственного воздействия на экономику. Административно -правовые средства регулирования экономики имеют разноплановый характер и, в зависимости от своей целенаправленности, выполняют различные функции в рассматриваемой сфере. В ходе исследования обосновывается вывод о том, что независимо от своей функциональной и целевой направленности, вся система административно-правовых средств призвана улучшать качество правового регулирования, а также делать российскую экономику более эффективной.

В логической взаимосвязи со средствами правового воздействия находится проблема государственного принуждения и стимулирования экономики. Эти средства носят в целом разнонаправленный характер, тем не менее, каждое из обозначенных средств должно работать на повышение уровня развития российской экономики, а также на обеспечение правопорядка в ее содержании. Административное принуждение, как часть государственного принуждения, весьма содержательно и репрессивно по своим юридическим последствиям, в этой связи в исследовании обосновывается необходимость снижения его разрушительного воздействия на сферу экономики. Административное стимулирование, как средство воздействия на экономику, пока явно административное стимулирование является формой для косвенного административного воздействия, которое должно выводить соответствующее регулирование на новый качественный уровень. В исследовании доказана определенная логическая взаимосвязь административного принуждения и административного стимулирования. Несмотря на свою различную функциональную роль в регулировании экономических отношений, перечисленные средства должны быть выстроены таким образом, чтобы в конечном итоге стимулировать развитие российской экономики, защищать субъектов экономической деятельности, а также потребителей различных услуг и работ. Кроме того, меры административного принуждения и стимулирования должны защищать национальные экономические рынки, а также способствовать их защите. Только выполняя обозначенные функции, меры административного принуждения и стимулирования могут быть востребованы в сфере регулирования российской экономики .

Также нужно отметить, что административно-правовые средства, воздействующие на экономику, могут быть реализованы только через правоприменительный процесс. В этой связи качество правоприменительного процесса во многом, собственно, и предопределяет эффективность административно-правового регулирования экономики. Можно заключить, что по своей конструкции, правоприменительный процесс, осуществляемый в сфере экономики мало, чем отличается от аналогичного процесса, осуществляемого в иных сферах социальной действительности. В самом общем виде, правоприменительный процесс — это реализация норм права в отношении конкретной жизненной ситуации. На правоприменительный процесс, осуществляемый в сфере экономики, оказывают определенное влияние воздействие экономические законы и закономерности, а также сугубо технологический процесс, который имеет место в реальном секторе российской экономики. Эти внешние обстоятельства оказывают самое непосредственное влияние на механизм действия норм административного права в сфере экономики.

Также следует отметить, что правовое регулирование экономики должно учитывать тот факт, что российская экономика носит смешанный характер, в ее содержании функционирует как государственный, так и негосударственный сектор экономики. У каждого из этих секторов своя функциональная роль в решении глобальных экономических задач. В этой связи нужно отметить, что диаметрально противоположные сектора российской экономики между собой логически взаимосвязаны, кроме того, они функционируют в режиме рыночной экономики, а также глобальной конкуренции. В исследовании доказана необходимость развития негосударственного сектора российской экономики, это дает возможность сократить бюджетные расходы, снизить уровень монополизации, а также сформировать более благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.

И последнее на что нужно обратить внимание это тот факт, одной из актуальных проблем правового регулирования экономики является проблема обеспечения экономической безопасности. В данном виде безопасности заинтересованы все, без исключения, хозяйствующие субъекты, независимо от того, к какому сектору российской экономики они относятся. Кроме того, в экономической безопасности заинтересовано и государство, и общество, а также каждой отдельно взятый гражданин. Отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности, регламентируются различными отраслями права, центральное место в содержании упоминаемых правовых средств занимают административно-правовые средства. Именно с этой точки зрения раскрывается концепция экономической безопасности, а также формулируется система правовых средств. С точки зрения авторского подхода к исследуемой проблеме, экономическая безопасность — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних внешних угроз. Таковы некоторые общие моменты развития правового регулирования экономики.

Список литературы

1. Из «Доклада о денежно-кредитной политике» Банка России// Деньги и кредит. № 1. 2016. — Стр. 3-4.

2. Куракин А.В. Административная деятельность полиции по противодействию правонарушениям в сфере экономики: Домодедово, ВИПК МВД России, 2014. — Стр. 13.

3. Независима газета. Выпуск от 4 октября. — 2016. — URL: http://www.ng.ru/ (дата обращения 14.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Эксперт. — Выпуск № 12. — 2016. — С. 51. — URL: http://expert.ru/expert/2016/12/ (дата обращения 27.03.2016).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 342.9.922

В.Н. Хорьков

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анализируются нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, порядок их привлечения к административной ответственности; обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях не внес кардинальных изменений в регулирование института административной ответственности несовершеннолетних, если не считать того, что исчезла специальная статья, посвященная административной ответственности несовершеннолетних, которая в старом КоАП РСФСР была.

В КоАП РФ не появилось никаких изменений, касающихся возраста, с которого наступает административная ответственность. В ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ указано следующее: «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет».

Представляется, что при установлении возраста, с которого наступает административная ответственность, законодатель не учел резкий рост административных правонарушений, а также напряженную криминальную обстановку в современной России. Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. — дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого ежегодно регистрируется более 1 млн., административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними . Как справедливо пишет В.И. Попов, «количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, остается по-прежнему весьма высоким и достигает в среднем почти 4 тысяч случаев в год на каждые 100 тысяч детей» .

Видимо, не случайно в науке уголовного права в последние годы развернулась дискуссия по поводу снижения возраста, с которого должна наступать уголовная ответственность. В частности, С. Ф. Милюков пишет, что требует изучения, в том числе путем проведения соот-

ветствующих криминалистических и психолого-психиатрических исследований, вопрос о правомерности понижения возрастного порога за убийство до 12 -13 летнего возраста .

Проблема же понижения возраста, с которого должна наступать административная ответственность, остается, к сожалению, как правило, вне поля зрения ученых.

А между тем следует отметить, что уже есть заслуживающий внимания опыт понижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в Республике Беларусь. Принятый в 2003 г. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает возможность наступления административной ответственности правонарушителей за некоторые виды административных правонарушений с 14 лет. Часть 2 ст. 4. 3 гласит: «Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая — третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47)».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Г. Татарян отмечает, что белорусский законодатель первым из законодателей стран СНГ решился снизить возрастную планку административной ответственности до 14-летнего возраста . Поддерживая такое законодательное решение, В.Г. Татарян предлагает установить административную ответственность с 14-летнего возраста за наиболее серьезные административные деликты в законодательстве других стран СНГ.

Административная ответственность несовершеннолетних

Полагаем, что позиция белорусского законодателя по поводу снижения возраста административной ответственности до 14 лет заслуживает всяческой поддержки и одобрения. Белорусский опыт, на наш взгляд, может быть использован и российским законодателем.

Целесообразно с учетом роста административных правонарушений, совершаемых подростками, установить в КоАП РФ административную ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет за наиболее опасные административные правонарушения:

1) за мелкое хулиганство;

2) за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

3) за мелкое хищение;

4) за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы;

5) за уничтожение или повреждение чужого имущества;

6) за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб.

Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает, что появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РСФСР (ст. 162) также возлагал административную ответственность на родителей и лиц, их заменяющих, за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков.

Однако, как показало время, установление административной ответственности для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление в состоянии опьянения подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах оказалось недостаточно эффективным. Такой вывод основан на том, что в современной России крайне резко обострилась проблема пьянства и наркомании среди подростков. Пьянство среди подростков до 16 лет является серьезной общегосударственной проблемой. Так, в 2001 г. в Российской Федерации только официально было зарегистрировано 2 млн алкоголиков, в том числе 56 тыс. — младше 14 лет .

Кстати, в Калининградской области самым распространенным видом административных правонарушений среди несовершеннолетних по-прежнему остается распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Приведем в этой связи следующие цифры. Удельный вес таких правонарушений в 2001 году составил 62,4 %, а в 2002 году — 71,8 %.

Значительным является удельный вес несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, доставленных в органы внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения, который в 2001 году составлял 40 %, а в 2002 году — 52,6 % .

В последние годы в России произошла значительная активизация и такого негативного социального явления, как наркомания. Наркомания несовершеннолетних — системное явление. Особенностью детской наркомании стало ее значительное распространение среди самых различных слоев молодежи: школьников, студентов и т. д. . Двадцать первого июля 2005 года Правительством РФ обсуждалась программа комплексных мер по борьбе с наркоманией. Особое место в программе отведено противодействию распространения наркомании среди подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет .

С учетом изложенного предлагаемый нами перечень административных правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступала бы для подростков с 14 лет, может быть дополнен следующими административными правонарушениями: 1) появление в общественных местах в состоянии опьянения; 2) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; 3) потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

В случае установления административной ответственности несовершеннолетних с 14 лет за некоторые административные правонарушения необходимо будет в КоАП РФ оговорить особенности применения к таким подросткам мер административной ответственности. Одна из особенностей закреплена в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, где предусмотрено, что административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Учитывая, что подростки в возрасте от 14 до 16 лет часто не работают и не имеют самостоятельного заработка, целесообразно ст. 2.3. КоАП РФ дополнить нормой следующего содержания:

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться административное наказание в виде административного штрафа, за исключением случаев, когда они имеют самостоятельный заработок.

Предлагая установление административной ответственности несовершеннолетних с 14 лет за отдельные наиболее опасные административные правонарушения, следует учесть, что КоАП РФ за такие правонарушения предусматривает в основном административный штраф, а в некоторых случаях самую строгую меру административной ответственности — административный арест. Поэтому представляется необходимым включение в КоАП РФ следующей нормы:

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет может налагаться административное наказание в виде предупреждения — независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. По действующему законодательству несовершеннолетних к административной ответственности привлекают комиссии по делам несовершеннолетних и зашцте их прав. Часть 1 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что районные (городские), районные в городах комиссии

Административная ответственность несовершеннолетних

по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22.

Несовершенство законодательного регулирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ведь до сих пор так и не принят федеральный закон «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав») является одной из причин необходимости учреждения ювенальной юстиции, то есть специализированных судов по делам несовершеннолетних. М. Николаев пишет, что создание специализированных судов по делам несовершеннолетних неизбежно ставит вопрос об урегулировании правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних или об их ликвидации . Мы являемся убежденными сторонниками учреждения в Российской Федерации различных специализированных судов, в том числе по делам несовершеннолетних . Однако, будучи реалистами, полагаем, что процесс учреждения специализированных судов весьма длительный и займет не одно десятилетие. Ведь в России до сих пор нет даже административных судов.

Таковы лишь некоторые проблемы, связанные с реформированием административной ответственности несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. Административно-правовое регулирование. М., 2004.

3. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб, 2000.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 2/946.

5. Татарян В.Г. Новое административно-деликтное законодательство Республики Беларусь: первые впечатления и размышления // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004.

6. Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…). СПб., 2002.

7. Архив прокуратуры Калининградской области за 2000 — 2002 годы.

8. Российская газета. 2005. 21 июля.

9. Николаев М. В Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних / / Российская юстиция. 1996. № 4.

Об авторе

В. Н. Хорьков — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

Вопросы современной юриспруденции

№ 7-8 (48), 2015 г

СЕКЦИЯ 1.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав. кафедрой частного права Филиала Российского государственного

гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород Е-mail: andreeva56@mail.ru

Богданов Анатолий Геннадьевич

адвокат коллегии адвокатов «Защитник» Великого Новгорода,

РФ, г. Великий Новгород

ACTUAL PROBLEMS

OF THE ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

Lybove Andreeva

Anatoly Bogdanov

lawyer of the bar «Defender» Veliky Novgorod, Russia, Velikiy Novgorod

СибАК

www. sibac info

Вопросы современной юриспруденции № 7-8 (48), 2015 г

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам административного судопроизводства. Административный процесс рассматривается в качестве ключевой задачи регулирования административных правоотношений, определяются основные принципы, направления и порядок административного судопроизводства.

Ключевые слова: административное судопроизводство; административный процесс; оспаривание; система.

Keywords: administrative proceedings; administrative process;

challenging; system.

Вопрос об административном процессе является самым актуальным и одновременно спорным и противоречивым в современной российской юриспруденции. Очевидно, именно поэтому он остается нерешенным как в теории административного процессуального права, так и в административном процессуальном законодательстве.

Конституционно-правовые нормы, используя термин «административно-процессуальное законодательство» (ст. 72 Конституции РФ ), создают правовую основу для формирования системы административного процессуального законодательства (в Российской Федерации и/или ее субъектах), так и для развития современного административного процессуального права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дискуссионность понимания современного административного процесса, его структуры обусловливают сложность понимания современного административного процессуального права как отрасли российского процессуального права. К сожалению, в КАС РФ не определяются и даже не используются понятия «административный процесс» и «административно-процессуальное право», а рассматривается порядок административного судопроизводства (ст. 1 КАС РФ ). В таких сложных обстоятельствах целесообразно исследовать подходы к определению природы административно-процессуального права, применения Конституции РФ как акта прямого действия в административном судопроизводстве. Система и структура административно-процессуального права опосредованы системой и структурой современного административного процесса, т. е. отдельные админис-

Вопросы современной юриспруденции

№ 7-8 (48), 2015 г

тративные производства, получившие процессуальное правовое регулирование и сформировавшиеся до самостоятельного и завершенного правового института, составляют систему КАС РФ, не в полном объеме регулируют административные правоотношения.

Как можно предположить, в условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его содержание и структура напрямую зависят от содержания и структуры административного процесса. Следовательно, при вступление в силу КАС РФ, продолжают действовать положения ГПК РФ и иных федеральных законов, регулирующих административные правоотношения, также гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных либо индивидуальных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными и иными судами.

Установление различных административно-правовых режимов, обеспечивающих порядок осуществления управленческих действий и реализации административных процедур в публичном управлении, в особенности в области законность и обоснованность применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершенные субъектами административные правонарушения, определения видов административного принуждения за «отрицательные» результаты публичного управления (за противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (например, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих) не обеспечивают всеобщности применения КАС РФ.

Учитывая в целом, что в административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Вместе с тем в КАС РФ (ст. 14 КАС РФ «Состязательность и равноправие сторон» ) используется диспозитивный метод правового регулирования в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия

СибАК

www. sibac info

Вопросы современной юриспруденции № 7-8 (48), 2015 г

по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

Система административного процессуального права представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по отдельным критериям. Важно отметить, что это административные производства, содержащиеся в федеральных законах (например, производство по делам об административных правонарушениях), так и производства, имеющие обычный уровень административного правового регулирования (например, производство по исполнению государственной функции по осуществлению земельного или строительного надзора, производство по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством о государственной гражданской службе).

Таким образом, можно констатировать, что в структуру административно-процессуального права входят несколько административных производств, связанных с выполнением различных государственных функций и осуществлением исполнительными органами государственной власти и должностными лицами нормативно установленных полномочий, следовательно, процесс структурирования административного процессуального права можно продолжить в зависимости от конкретных процедур осуществления государственного управления.

Рассматривая проблемы административного процесса и административно-процессуального права, следует отметить, что вопрос о кодификации административно-процессуального правового материала в виде КАС РФ, не решил проблемы регулирования в целом отрасли законодательства и административных правоотношений. Широкое понимание административного процесса не стало базисом деятельности по проведению кодификации административно-процессуальных норм. Главным образом, из-за широты (необъятности) и разнородности практической управленческой деятельности, осуществляемой исполнительными органами власти. Только разумное сужение понимания административного процесса и разделение его на специальные виды процессуальной (или процедурной) деятельности позволят продолжить работу по кодификации административно-процессуальных норм. Например, следует рассмотреть вопрос кодификации управленческой деятельности: нормы, регулирующие структуру и функции органов власти, уровни управления, полномочий. Определяя понятие

Вопросы современной юриспруденции

№ 7-8 (48), 2015 г

и сущность административного процесса, т. е. в том числе осуществляемую государственными органами и органами публичного управления процессуальную деятельность, которую бесспорно можно было бы отнести к административно-процессуальной деятельности, следовало бы рассмотреть вопрос о проектирование кодекса административного управления (КАУ РФ).

С другой стороны, попытка изучения содержания административного процесса приводит к выявлению довольно однообразных, во многом похожих друг на друга определений данного понятия, содержащихся в специальной литературе, например регламентах органов публичного управления.

Следовательно, административные процессы (или административные производства) находятся в системе соответствующих сфер государственного управления, например в государственной службе, в области осуществления контроля и административного надзора, при исполнении установленных государственных функций, в производстве по делам об административных правонарушениях, в производстве по делам о поощрении государственных служащих, в регистрационных правоотношениях. Административный процесс — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел (несудебные формы (процедуры) рассмотрения дел), возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой — судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел.

Административно-процессуальные отношения регулируются

нормами многих нормативных правовых актов, в том числе федеральными законами и законами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами муниципальных образований.

С другой стороны, заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в судебном порядке, а административно-процессуальной формой разрешения таких споров является административное судопроизводство. Представляется, что именно такая широта подхода к пониманию административного процесса не дает возможности приблизиться к выяснению правовой природы административно-процессуальной деятельности. Таким образом, административно-процессуальные нормы могут одновременно регламентировать как деятельность органов публичной администрации (например, органов исполнительной власти и их должностных лиц),

СибАК

www. sibac info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы современной юриспруденции № 7-8 (48), 2015 г

так и порядок рассмотрения судами разнообразных административно -правовых споров. Становится очевидным, что административный процесс одинаковым образом применяется и действует в системе как исполнительной (административной) власти, так и судебной.

Сложность и глубокая структурированность содержания государственного управления, управленческих процедур, процесса управления и сложившихся в системе публичного администрирования традиций и правовых порядков напрямую обусловливают и сложность в определении содержания, системы и структуры административного процесса, административно-процессуальной деятельности и административно-процессуального права.

Основные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) вступят в действие с 15 сентября 2015 года . Основная причина введения КАС РФ представляется в недостаточном правовом регулирование обжалования, сложности в обжаловании неправомерных нормативных правовых актов; действий или бездействия органов власти; действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий; невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Таким образом, наряду с общими принципами судопроизводства в России, КАС РФ имеет особенности, связанные с сущностью административного процесса, регулированием отдельных аспектов административных правоотношений.

Список литературы:

20.08.15) .

2. Конституция Российской Федерации. // — Режим

доступа. — URL: http://www.consultant.ru/popular (дата обращения

10.06.15) .