Списание транспортных расходов

Порядок списания транспортных расходов в торговле

Списание транспортных расходов в торговле может осуществляться различными способами в зависимости от особенностей деятельности хозсубъекта. Подробнее о вариантах списания транспортных расходов, используемых торговыми организациями, и особенностях каждого из них идет речь в нашей статье.

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Транспортные расходы списаны: проводка

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

Итоги

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Основными нормативными документами, которые помогают торговым организациям, а также прочим хозсубъектам осуществлять списание транспортных расходов являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов…» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов). Одновременно с правилами списания указанные документы регулируют и способы учета расходов по транспортировке.

При этом выделяют следующие способы учета таких расходов:

  • в составе активов, к которым они относятся;
  • как обособленные расходы.

В зависимости от выбранного метода учета порядок списания таких расходов подчиняется определенным правилам.

Согласно нормам п. 16 ПБУ 5/01 при отражении расходов по транспортировке в фактической себестоимости ТМЦ они будут списываться в составе этих активов по правилам списания стоимости активов одним из следующих способов:

  • по себестоимости единицы (далее — способ 1);
  • средней себестоимости (далее — способ 2);
  • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ или методом ФИФО (далее — способ 3).

Выбранный метод организация обязана закрепить в учетной политике.

Рассмотрим использование каждого способа на примерах.

Пример 1

В апреле компания приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 206 500 руб. (в т. ч. НДС 31 500 руб.). При этом было закуплено 25 единиц. Расходы на доставку этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НС 9 360 руб.).

В мае было куплено то же наименование оборудования в количестве 5 единиц общей стоимостью 82 600 руб. (в т. ч. НДС 12 600 руб.).

Компания учитывает расходы на доставку в фактической себестоимости приобретенных товаров. В учетной политике закреплен способ 1 списания транспортных расходов.

В мае было реализовано 15 единиц оборудования, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.).

Определим стоимость товарной единицы, купленной в апреле: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Определим стоимость товарной единицы, купленной в мае: (82 600 – 12 600) / 5 = 14 000 руб.

Сумма реализованных ТМЦ к списанию: 9 080 × 7 + 14 000 × 8 = 175 560 руб.

Пример 2

Произведенные компанией операции аналогичны приведенным в предыдущем примере. Списание ТМЦ согласно учетной политике осуществляется по способу 2.

Определим среднюю стоимость товарной единицы: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360) + (82 600 – 12 600)) / (25 + 5) = 9 900 руб.

Сумма товаров к списанию: 9 900 × 15 = 148 500 руб.

Пример 3

Перечень хозопераций такой же, как в предыдущих примерах. При этом списание ТМЦ в компании производится по способу 3.

Стоимость первых по времени приобретения товаров: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Сумма к списанию: 15 × 9 080 = 136 200 руб.

Если же торговая организация согласно п. 13 ПБУ 5/01 отразит расходы на транспортировку ТМЦ отдельно, их списание может быть осуществлено как в полной сумме, так и частично. Частичное списание расходов обеспечивается путем их распределения. При этом торговые организация на общем режиме налогообложения, ведущие учет доходов и расходов методом начисления, должны распределять расходы на транспортировку.

Подробности — в статье «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Расходы к списанию определяются по следующей формуле:

ТР = (ТР1 + ТРт) – (ТР1 + ТРт) / (СТт + СТо) × СТо,

где: ТР — транспортные расходы к списанию за текущий месяц;

ТР1 — остаток транспортных расходов на начало месяца;

ТРт — транспортные расходы за месяц;

СТт — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТо — стоимость нереализованного товара.

Транспортные расходы списаны: проводка

Для учета расходов на транспортировку в зависимости от выбранного способа их учета возможно применение следующих счетов:

  • счета 41;
  • счета 44.

Списание же с указанных счетов производится в корреспонденции со счетом 90.02.

Пример 4

Рассмотрим, исходя из условий примера 1, проводки по списанию и оприходованию транспортных расходов.

Апрель 2016 года:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 227 000 руб. ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360));
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 40 860 руб.

Май 2016:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 70 000 руб.;
  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС в сумме 12 600 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка на сумму 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС с реализации 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость реализованных ТМЦ в сумме 175 560 руб.

Пример 5

В апреле компания, работающая на УСН, приобрела товары с целью их дальнейшей перепродажи. Их стоимость составила 175 000 руб. При этом было закуплено 25 товарных единиц. Расходы по доставке ТМЦ — 52 000 руб.

В мае были куплены товары того же наименования стоимостью 70 000 руб. в количестве 5 единиц. В мае же реализовано 15 товарных единиц, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 320 000 руб.

Расходы на транспортировку компания отражает на счете 44. При этом по окончании месяца она полностью списывает их на себестоимость после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списание ТМЦ производится способом 1.

Апрель:

  • Дт 41 Кт 60 — приняты к учету товары на сумму 175 000 руб.;
  • Дт 60 Кт 51 — оплата транспортных расходов в размере 52 000 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены расходы по транспортировке товаров на 52 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке после их оплаты.

Май:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары на 70 000 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка в размере 320 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость товаров в сумме 161 000 руб. (175 000 / 25 × 7 + 70 000 / 5 × 8).

О транспортных расходах упрощенцев см. статью «Транспортные расходы при УСН “доходы минус расходы”».

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

О необходимости распределения расходов на транспортировку говорится в инструкции к плану счетов, а также ст. 320 НК РФ. Посмотрим, как данная процедура выглядит на практике.

Пример 6

На 31.03.2016 у компании нет остатков товаров. В апреле она приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 289 100 руб. (в т. ч. НДС 44 100 руб.). Расходы по доставке этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НДС 9 360 руб.).

Компания учитывает стоимость доставки на отдельном счете. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.). При этом себестоимость реализованного оборудования — 190 000 руб. Остаток оборудования на конец апреля — 55 000 руб.

Рассчитаем сумму расходов на транспортировку оборудования, списываемых в апреле:

  • Дт 41 Кт 60 — принято к учету оборудование на сумму 245 000 руб. (289 100 – 44 100);
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 44 100 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены транспортные расходы в размере 52 000 руб. (61 360 – 9 360);
  • Дт 19 Кт 60 — НДС 9 360 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — себестоимость реализованного оборудования 190 000 руб.

Определим сумму транспортных расходов к списанию в апреле: (52 000 + 0) – (52 000 + 0) / (190 000 + 55 000) × 55 000 = 40 326,53 руб.

Дт 90.2 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке покупного товара в размере 40 326,53 руб.

Итоги

Организации, ведущие торговую деятельность, могут самостоятельно определять в своем учете возможные варианты отражения понесенных транспортных расходов: в составе купленных товаров или как самостоятельные расходы. При этом необходимо правильно отразить их списание в зависимости от выбранного способа учета таких расходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Списание транспортных расходов.

Порядок признания транспотрных расходов в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться.
Многие для целей бухгалтерского учета применяют Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».
Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, торговым организациям рекомендуется выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.
Налоговый учет транспортных расходов
Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Но можно определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.
При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги. Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.
Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора.
Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.
Распределение прямых транспортных расходов
Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.
Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:
1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;
4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.
Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы
Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,
где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;
Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;
То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;
Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;
Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете

У организаций, деятельность которых связана с торговлей в розницу и оптом, затраты по доставке товаров в налоговом учете отражаются согласно специальному порядку.

Какие виды транспортных расходов существуют в торговых организациях

1) транспортные расходы по доставке приобретенных товаров от склада контрагента-продавца до собственного склада торговой организации;

2) транспортные расходы по доставке товаров, приобретенных у торговой организации покупателем от собственного склада до места расположения склада покупателя.

Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.

Особенности организации учета транспортных расходов купленных товаров до склада торговой организации

Возможна ситуация, когда в стоимость купленного товара уже включена цена транспортных расходов по доставке, и, соответственно, в документах по отгрузке товаров транспортные расходы не выделяются отдельной строкой. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товара формируется с уже включенной в нее стоимостью транспортных расходов.

В ситуациях, таких как:

  • доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
  • доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
  • доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;

можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.

Важно! В учетной политике следует прописать в каком порядке будет в организации формироваться стоимость купленных товаров и этот порядок должен использоваться не менее двух лет.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Способы отражения транспортных затрат в бухгалтерском и налоговом учете

Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.

Влияние условий договора на организацию налогового учета расходов на транспорт по транспортировке продукции (товаров)

Содержание договорных условий Отражение расходов на транспорт в учете поставщика Отражение расходов на транспорт в учете покупателя
В обязанности поставщика товаров входит доставка их на склад покупателя. Расходы на транспорт учтены в стоимости продукции (товаров).

Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены.

Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя

Доход, полученный от оказания услуг по доставке транспортом, не отображается отдельно Не формируются прямые расходы по доставке продукции, даже в том случае, когда продавец указал размер расходов на транспорт отдельной строкой в первичных документах
В обязанности поставщика входит доставка приобретенной продукции покупателем на его склад, а в обязанности покупателя входит оплата в полном объеме стоимости продукции и транспортных расходов на ее доставку (величина стоимости доставки товара в условиях договора не прописана). Право собственности на продукцию покупатель приобретает с момента ее отгрузки со склада продавца (поставщика). Доход от оказания услуг по доставке продукции отображается отдельно, поскольку товар стал собственностью покупателя в тот момент, когда он был отпущен со склада продавца (поставщика). Сумма расходов на транспорт в первичных документах должна быть выделена отдельно продавцом либо отдельной строкой, либо отражена в отдельном документе. Транспортные затраты по доставке товара формируются как прямые расходы организации. Величина расходов на транспорт данного периода, которые связаны с покупкой продукции (товара), распределяется на оставшуюся на складе продукцию (товар).
В соответствии с договорными условиями в обязанности продавца включается доставка товара, а в обязанности покупателя – оплата затрат на транспорт, фактически произведенных поставщиком и не включенных в стоимость продукции (товара).

Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя

В данной ситуации, поставщик продукции (товаров) также оказывает покупателю транспортные услуги.

Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно

Затраты на транспорт по доставке товара должны быть оплачены сверх стоимости продукции (товара). В связи с этим, сумма расходов на транспорт формирует прямые затраты у организации по транспортной доставке продукции (товара).

При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:

  • расходы на горючесмазочные материалы;
  • затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
  • расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
  • амортизационные отчисления.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.

Способ № 2. В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.

Данный способ учета для целей налогообложения предполагает, что в качестве прямых затрат необходимо учесть:

– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);

– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).

В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца. В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.

Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета и учета временных разниц (ПБУ 18/02).

Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.