Списание транспортных расходов
Порядок списания транспортных расходов в торговле
Списание транспортных расходов в торговле может осуществляться различными способами в зависимости от особенностей деятельности хозсубъекта. Подробнее о вариантах списания транспортных расходов, используемых торговыми организациями, и особенностях каждого из них идет речь в нашей статье.
Особенности списания транспортных расходов в торговле
Транспортные расходы списаны: проводка
Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?
Итоги
Особенности списания транспортных расходов в торговле
Основными нормативными документами, которые помогают торговым организациям, а также прочим хозсубъектам осуществлять списание транспортных расходов являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов…» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов). Одновременно с правилами списания указанные документы регулируют и способы учета расходов по транспортировке.
При этом выделяют следующие способы учета таких расходов:
- в составе активов, к которым они относятся;
- как обособленные расходы.
В зависимости от выбранного метода учета порядок списания таких расходов подчиняется определенным правилам.
Согласно нормам п. 16 ПБУ 5/01 при отражении расходов по транспортировке в фактической себестоимости ТМЦ они будут списываться в составе этих активов по правилам списания стоимости активов одним из следующих способов:
- по себестоимости единицы (далее — способ 1);
- средней себестоимости (далее — способ 2);
- себестоимости первых по времени приобретения МПЗ или методом ФИФО (далее — способ 3).
Выбранный метод организация обязана закрепить в учетной политике.
Рассмотрим использование каждого способа на примерах.
Пример 1
В апреле компания приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 206 500 руб. (в т. ч. НДС 31 500 руб.). При этом было закуплено 25 единиц. Расходы на доставку этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НС 9 360 руб.).
В мае было куплено то же наименование оборудования в количестве 5 единиц общей стоимостью 82 600 руб. (в т. ч. НДС 12 600 руб.).
Компания учитывает расходы на доставку в фактической себестоимости приобретенных товаров. В учетной политике закреплен способ 1 списания транспортных расходов.
В мае было реализовано 15 единиц оборудования, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.).
Определим стоимость товарной единицы, купленной в апреле: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.
Определим стоимость товарной единицы, купленной в мае: (82 600 – 12 600) / 5 = 14 000 руб.
Сумма реализованных ТМЦ к списанию: 9 080 × 7 + 14 000 × 8 = 175 560 руб.
Пример 2
Произведенные компанией операции аналогичны приведенным в предыдущем примере. Списание ТМЦ согласно учетной политике осуществляется по способу 2.
Определим среднюю стоимость товарной единицы: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360) + (82 600 – 12 600)) / (25 + 5) = 9 900 руб.
Сумма товаров к списанию: 9 900 × 15 = 148 500 руб.
Пример 3
Перечень хозопераций такой же, как в предыдущих примерах. При этом списание ТМЦ в компании производится по способу 3.
Стоимость первых по времени приобретения товаров: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.
Сумма к списанию: 15 × 9 080 = 136 200 руб.
Если же торговая организация согласно п. 13 ПБУ 5/01 отразит расходы на транспортировку ТМЦ отдельно, их списание может быть осуществлено как в полной сумме, так и частично. Частичное списание расходов обеспечивается путем их распределения. При этом торговые организация на общем режиме налогообложения, ведущие учет доходов и расходов методом начисления, должны распределять расходы на транспортировку.
Подробности — в статье «Распределение транспортных расходов на остаток товара».
Расходы к списанию определяются по следующей формуле:
ТР = (ТР1 + ТРт) – (ТР1 + ТРт) / (СТт + СТо) × СТо,
где: ТР — транспортные расходы к списанию за текущий месяц;
ТР1 — остаток транспортных расходов на начало месяца;
ТРт — транспортные расходы за месяц;
СТт — стоимость товаров, реализованных за месяц;
СТо — стоимость нереализованного товара.
Транспортные расходы списаны: проводка
Для учета расходов на транспортировку в зависимости от выбранного способа их учета возможно применение следующих счетов:
- счета 41;
- счета 44.
Списание же с указанных счетов производится в корреспонденции со счетом 90.02.
Пример 4
Рассмотрим, исходя из условий примера 1, проводки по списанию и оприходованию транспортных расходов.
Апрель 2016 года:
- Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 227 000 руб. ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360));
- Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 40 860 руб.
Май 2016:
- Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 70 000 руб.;
- Дт 19 Кт 60 — отражен НДС в сумме 12 600 руб.;
- Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка на сумму 377 600 руб.;
- Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС с реализации 57 600 руб.;
- Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость реализованных ТМЦ в сумме 175 560 руб.
Пример 5
В апреле компания, работающая на УСН, приобрела товары с целью их дальнейшей перепродажи. Их стоимость составила 175 000 руб. При этом было закуплено 25 товарных единиц. Расходы по доставке ТМЦ — 52 000 руб.
В мае были куплены товары того же наименования стоимостью 70 000 руб. в количестве 5 единиц. В мае же реализовано 15 товарных единиц, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 320 000 руб.
Расходы на транспортировку компания отражает на счете 44. При этом по окончании месяца она полностью списывает их на себестоимость после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списание ТМЦ производится способом 1.
Апрель:
- Дт 41 Кт 60 — приняты к учету товары на сумму 175 000 руб.;
- Дт 60 Кт 51 — оплата транспортных расходов в размере 52 000 руб.;
- Дт 44 Кт 60 — отражены расходы по транспортировке товаров на 52 000 руб.;
- Дт 90.02 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке после их оплаты.
Май:
- Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары на 70 000 руб.;
- Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка в размере 320 000 руб.;
- Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость товаров в сумме 161 000 руб. (175 000 / 25 × 7 + 70 000 / 5 × 8).
О транспортных расходах упрощенцев см. статью «Транспортные расходы при УСН “доходы минус расходы”».
Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?
О необходимости распределения расходов на транспортировку говорится в инструкции к плану счетов, а также ст. 320 НК РФ. Посмотрим, как данная процедура выглядит на практике.
Пример 6
На 31.03.2016 у компании нет остатков товаров. В апреле она приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 289 100 руб. (в т. ч. НДС 44 100 руб.). Расходы по доставке этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НДС 9 360 руб.).
Компания учитывает стоимость доставки на отдельном счете. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.). При этом себестоимость реализованного оборудования — 190 000 руб. Остаток оборудования на конец апреля — 55 000 руб.
Рассчитаем сумму расходов на транспортировку оборудования, списываемых в апреле:
- Дт 41 Кт 60 — принято к учету оборудование на сумму 245 000 руб. (289 100 – 44 100);
- Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 44 100 руб.;
- Дт 44 Кт 60 — отражены транспортные расходы в размере 52 000 руб. (61 360 – 9 360);
- Дт 19 Кт 60 — НДС 9 360 руб.;
- Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка 377 600 руб.;
- Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС 57 600 руб.;
- Дт 90.02 Кт 41 — себестоимость реализованного оборудования 190 000 руб.
Определим сумму транспортных расходов к списанию в апреле: (52 000 + 0) – (52 000 + 0) / (190 000 + 55 000) × 55 000 = 40 326,53 руб.
Дт 90.2 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке покупного товара в размере 40 326,53 руб.
Итоги
Организации, ведущие торговую деятельность, могут самостоятельно определять в своем учете возможные варианты отражения понесенных транспортных расходов: в составе купленных товаров или как самостоятельные расходы. При этом необходимо правильно отразить их списание в зависимости от выбранного способа учета таких расходов.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Списание транспортных расходов.
Порядок признания транспотрных расходов в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться.
Многие для целей бухгалтерского учета применяют Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».
Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, торговым организациям рекомендуется выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.
Налоговый учет транспортных расходов
Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Но можно определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.
При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги. Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.
Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора.
Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.
Распределение прямых транспортных расходов
Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.
Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:
1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;
4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.
Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы
Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,
где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;
Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;
То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;
Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;
Сост — стоимость остатка товаров на складе.
Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете
У организаций, деятельность которых связана с торговлей в розницу и оптом, затраты по доставке товаров в налоговом учете отражаются согласно специальному порядку.
Какие виды транспортных расходов существуют в торговых организациях
1) транспортные расходы по доставке приобретенных товаров от склада контрагента-продавца до собственного склада торговой организации;
2) транспортные расходы по доставке товаров, приобретенных у торговой организации покупателем от собственного склада до места расположения склада покупателя.
Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.
Особенности организации учета транспортных расходов купленных товаров до склада торговой организации
Возможна ситуация, когда в стоимость купленного товара уже включена цена транспортных расходов по доставке, и, соответственно, в документах по отгрузке товаров транспортные расходы не выделяются отдельной строкой. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товара формируется с уже включенной в нее стоимостью транспортных расходов.
В ситуациях, таких как:
- доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
- доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
- доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;
можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.
Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.
Важно! В учетной политике следует прописать в каком порядке будет в организации формироваться стоимость купленных товаров и этот порядок должен использоваться не менее двух лет.
|
Способы отражения транспортных затрат в бухгалтерском и налоговом учете
Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.
К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.
Влияние условий договора на организацию налогового учета расходов на транспорт по транспортировке продукции (товаров)
Содержание договорных условий | Отражение расходов на транспорт в учете поставщика | Отражение расходов на транспорт в учете покупателя |
В обязанности поставщика товаров входит доставка их на склад покупателя. Расходы на транспорт учтены в стоимости продукции (товаров).
Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены. Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя |
Доход, полученный от оказания услуг по доставке транспортом, не отображается отдельно | Не формируются прямые расходы по доставке продукции, даже в том случае, когда продавец указал размер расходов на транспорт отдельной строкой в первичных документах |
В обязанности поставщика входит доставка приобретенной продукции покупателем на его склад, а в обязанности покупателя входит оплата в полном объеме стоимости продукции и транспортных расходов на ее доставку (величина стоимости доставки товара в условиях договора не прописана). Право собственности на продукцию покупатель приобретает с момента ее отгрузки со склада продавца (поставщика). | Доход от оказания услуг по доставке продукции отображается отдельно, поскольку товар стал собственностью покупателя в тот момент, когда он был отпущен со склада продавца (поставщика). Сумма расходов на транспорт в первичных документах должна быть выделена отдельно продавцом либо отдельной строкой, либо отражена в отдельном документе. | Транспортные затраты по доставке товара формируются как прямые расходы организации. Величина расходов на транспорт данного периода, которые связаны с покупкой продукции (товара), распределяется на оставшуюся на складе продукцию (товар). |
В соответствии с договорными условиями в обязанности продавца включается доставка товара, а в обязанности покупателя – оплата затрат на транспорт, фактически произведенных поставщиком и не включенных в стоимость продукции (товара).
Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя |
В данной ситуации, поставщик продукции (товаров) также оказывает покупателю транспортные услуги.
Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно |
Затраты на транспорт по доставке товара должны быть оплачены сверх стоимости продукции (товара). В связи с этим, сумма расходов на транспорт формирует прямые затраты у организации по транспортной доставке продукции (товара). |
При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:
- расходы на горючесмазочные материалы;
- затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
- расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
- амортизационные отчисления.
Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.
Способ № 2. В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.
Данный способ учета для целей налогообложения предполагает, что в качестве прямых затрат необходимо учесть:
– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);
– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).
В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца. В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.
Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета и учета временных разниц (ПБУ 18/02).
Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.
Добавить комментарий