Справка о заработке для исчисления пенсии
Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г. Могилева информирует.
С 16 апреля 2018 года вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.03.2018 № 32 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», согласно которому в приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 148 «Об утверждении формы справки о заработке для исчисления пенсии» внесены изменения и дополнения.
Одновременно напоминаем, согласно статье 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей — юридических лиц и в судебном порядке с работодателей — физических лиц.
СПРАВКА о заработке для исчисления пенсии
Новая форма заявления о назначении пенсии
18 июля 2018 12:35
Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах — шансов практически нет? Консультирует Евгения Очертарова, главный специалист –эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц
ОПФР по Бурятии.
Евгения Григорьевна, какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии. И так ли важна сегодня трудовая книжка?
С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.
По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное социальное страхование до 1991 года, уплата единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до 2002 года. Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из индивидуального лицевого счета в Личном кабинете на сайте ПФР.
А если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?
Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов. В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то ни каких проблем с учетом стажа не возникнет.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения. Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель. Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.
Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?
Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением. Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник. Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться — эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.
При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.
Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?
В этой ситуациисвой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются. По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период. Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии. Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.
Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?
К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы. Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет. Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка — об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр. Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.
Пенсия назначается со дня обращения за ней с заявлением и всеми необходимыми документами (но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию). Из-за смены работы, региона проживания, профессии не всегда получается быстро собрать документы, нужные для назначения пенсии. Кроме того, зачастую в имеющихся документах оказываются многочисленные ошибки, допущенные при оформлении. Ошибки могут повлиять на размер будущей пенсии, а в отдельных случаях — приводят к отказу в назначении пенсии.
Пенсионный фонд России представляет возможность заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих пенсионные права.
В целях повышения качества работы по назначению пенсий, сокращению сроков ее назначения, Отделение ПФР по Мурманской области рекомендует жителям региона заблаговременно (желательно, не позднее, чем за 12 месяцев до наступления права на пенсию) обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства для предварительной оценки имеющих документов о стаже и заработке работающих и неработающих граждан. В случаях оформления особой категории пенсий (например: за работу с вредными условиями труда, индивидуальным предпринимателям) следует обращаться для заблаговременной проверки документов в более ранние сроки.
При необходимости сотрудники ПФР:
— окажут содействие в направлении бывшим работодателям на территории России запросов о предоставлении дополнительно необходимых документов, подтверждающих страховой стаж или стаж работы с особыми условиями труда;
— проверят правильность оформления документов, оценят полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
При себе необходимо иметь следующие документы:
- Паспорт;
Документы, подтверждающие стаж:
- подлинник трудовой книжки;
- при наличии дополнительно можно предоставить письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
- справки службы занятости (при наличии);
- архивные справки (при наличии);
- военный билет (в случае прохождения военной службы);
- документы об обучении;документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности (при необходимости);
- другие юридически значимые документы (свидетельство о браке, о рождении детей и т.п.);
Документы, подтверждающие заработок:
- при необходимости — документы о заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. (заработок за 2000-2001 годы подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета).
При приеме заявления на назначение пенсии специалист анализирует, позволяет ли зарплата за 2000-2001 год установить максимальное соотношение заработков — это 1,4. То есть зарплата в то время должна была быть не менее 2,5 тысяч рублей. В этом случае больше никаких справок нести не надо. Если же за 2000-2001 год зарплата окажется меньше, потребуется справка о заработной плате за любые пять лет (60 месяцев) трудовой деятельности подряд до 01.01.2002 г.
После 1 января 2002 года размер зарплаты напрямую в расчете пенсии не участвует, так как пенсия рассчитывается из размера страховых взносов, начисленных работодателями за работника. Количество страховых взносов в свою очередь зависит от размера заработной платы и длительности стажа работы.
Заранее подойдите на прием в Управление (Отдел) ПФР по месту регистрации. Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в орган ПФР по месту фактического проживания.
ВАЖНО! В рамках заблаговременной работы специалисты ПФР окажут содействие гражданам в получении дополнительных необходимых документов о стаже, заработке.
Следует учесть, что обращение в целях предварительной оценки документов для назначения пенсии не является обращением за назначением страховой пенсии.
Подать заявление и документы для назначения пенсии можно не ранее чем за месяц до даты возникновения права на назначение пенсии. Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда), и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных Законом. При этом предоставляется право:
- на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11-13 и 15 Закона при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет;
- на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьей 22-1 Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 10 лет;
- на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17-22 Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет.
Граждане, не получающие трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, имеют право на социальную пенсию на условиях, предусмотренных Законом.
Статья 11 Закона
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;
в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;
в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;
в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;
в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.
Статья 24 Закона
Лицам, имеющим стаж работы, установленный абзацем вторым части первой статьи 5 Закона, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (статья 11 Закона), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы.
При назначении пенсий при неполном стаже работы не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий по возрасту, установленные Законом.
ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ
Статья 12 Закона
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для пенсии за указанную работу, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия за работу с особыми условиями труда.
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
- женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
- женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
- женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
- женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода — по фактической продолжительности, а на сезонных работах — в соответствии со статьей 53 Закона.
Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты «в» — «з» статьи 12) назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.
При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Статья 13 Закона
Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин — при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
Статья 17 Закона
Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины — при стаже работы не менее 20 лет.
Статья 18 Закона
Матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Статья 19 Закона
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.
Статья 20 Закона
Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.
Статья 21 Закона
Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 20 лет;
- женщины — при стаже работы не менее 15 лет.
Статья 22 Закона
Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
- мужчины — при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины — при стаже работы не менее 20 лет.
Статья 22-1 Закона
Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не имеющие требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту:
а) мужчины — при стаже работы не менее 40 лет;
женщины — при стаже работы не менее 35 лет;
б) лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях), — мужчины при стаже работы не менее 25 лет и женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Примечание. Под военной службой (службой в военизированных организациях) для целей применения пункта «б» данной статьи понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.
Также Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена возможность назначения пенсии:
- гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации – досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраста;
- безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель – досрочно, но не ранее чем за один год до общеустановленного законодательством пенсионного возраста.
Право на пенсию по возрасту с учетом условий и норм, предусмотренных статьями 32 и 33 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС) предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Статья 32 Закона о ЧАЭС
Пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста
на 10 лет:
принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году;
на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства):
- принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне);
- лицам, принимавшим непосредственное участие:
в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
в подземных испытаниях ядерного орудия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г., в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 г. по 31 декабря 1956 г.; - специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 г.
Статья 33 Закона о ЧАЭС
Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий пенсии по возрасту назначаются:
- мужчинам — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
- женщинам — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Начиная с 1 января 2017 года возраст, дающий право на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения мужчинами 53 лет, женщинами 48 лет.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ЗАЯВИТЕЛЮ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ
При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).
К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:
- документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);
- справка о заработке за последние 26 лет подряд стажа работы (для граждан, назначающих пенсию в 2020 году);
- страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 г.).
В необходимых случаях представляются:
- документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда (справки установленной формы);
- при назначении пенсии многодетным матерям — документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
- документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
- при назначении пенсии матерям военнослужащих — документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);
- при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» — документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
- при назначении пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС удостоверение и документы, подтверждающие период участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны (с указанием населенных пунктов, в которых протекала работа);
- документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;
- документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
- документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня».
Добавить комментарий