Справка об увольнении

А. Н. Славинская специалист по кадрам, преподаватель по кадровому делопроизводству УЦ «Эксперт»
Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2018 При увольнении работодатель обязан выдать работнику целый пакет документов. Составим точный перечень обязательных к выдаче документов и расскажем, кто их готовит и как их правильно выдать.

Семь обязательных документов

В таблице приведены документы, которые нужно выдавать каждому увольняемому работнику, со ссылкой на нормативный правовой акт, установивший это требование. Там же вы найдете информацию о правилах заполнения этих документов.

Трудовая книжка

Все кадровики знают, что в день увольнения нужно обязательно выдать работнику на руки его трудовую книжку с внесенными записями о приеме и увольнении. Если этого не сделать, придется возместить заработок, не полученный работником за все время задержки книжки.

Чтобы доказать, что книжка была выдана вовремя, дату выдачи фиксируют в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Форма книги утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (в ред. от 31.10.2016).

Если работник отсутствует на работе в день увольнения, нужно направить ему уведомление о необходимости прийти за трудовой книжкой или написать согласие на отправку ее по почте. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за задержку трудовой книжки.

Расчетный листок

Расчетный листок нужно выдавать каждому работнику при выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ) независимо от того, просил он об этом или нет. Обычно расчетный листок выдают в день выдачи зарплаты за вторую половину месяца, а при увольнении его нужно выдать при окончательном расчете.

Трудовой кодекс РФ обязывает закрепить на локальном уровне (в приказе или в локальном акте) и форму листка, и порядок его выдачи.

При проверках государственные инспекторы труда требуют подтвердить получение работниками расчетных листков. Если вы рассылаете их по электронной почте, можно просто показать соответствующие сообщения. А выдачу обычных бумажных расчетных листков подтвердить может только расписка работника в его получении.

Заведите отдельный журнал учета выдачи листков или просите работников расписываться в отрывной части листка.

Напомним, что невыдача расчетных листков является нарушением трудового законодательства и наказывается по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ): организациям грозит штраф до 50 тыс. руб., индивидуальным предпринимателям — до 5 тыс. руб.

Справка о сумме заработка за два года

Справку о сумме заработка за два календарных года, которые предшествовали году увольнения, также нужно вручать в день увольнения без каких-либо дополнительных заявлений от работника.

Форма и правила заполнения справки установлены Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н (в ред. от 09.01.2017).

Готовит справку обычно бухгалтер, а вот выдать ее может и кадровый работник вместе с остальными документами. Пункт 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ не содержит прямого требования о письменной фиксации факта выдачи справки. Но при проверках инспекторы смотрят, выполняет ли работодатель установленную обязанность, и могут оштрафовать его за отсутствие документов, подтверждающих выдачу работнику справки о заработной плате.

Форма СЗВ-М

Этот документ подтверждает страховой стаж. Нужно подготовить выписку из формы СЗВ-М только по одному увольняемому работнику.

Копировать весь отчет нельзя, иначе раскроете персональные данные других работников.

Форма приведена в Постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п. Заполнить нужно все разделы, но в разделе 4 указать сведения по одному работнику. Готовит форму, как правило, бухгалтер. А вот выдать может любой специалист, главное — взять подтверждение, что работник получил документ при увольнении.

Форма СЗВ-СТАЖ

Форма СЗВ-СТАЖ не заменяет форму СЗВ-М. Эти сведения подтверждают не только страховой стаж, но и сумму страховых взносов. Отчет новый, он сдается только с 2017 г.

Форма документа и порядок заполнения установлены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 3п. Форму СЗВ-СТАЖ выдавать нужно также под роспись.

Готовит этот документ тот, кто сдает отчеты в Пенсионный фонд РФ, чаще всего это бухгалтер. Выдать его работнику может и кадровик — в составе всего пакета.

Выписка из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам

Эти сведения раньше содержались в двух формах, но в 2017 г. были объединены ФНС России в едином отчете. Форма отражает доходы работника и взносы, перечисленные с его доходов, за последние три месяца отчетного периода, в котором уволился работник, то есть с начала квартала по день увольнения. Выписку готовит бухгалтер.

Имейте в виду, что эта выписка выдается также гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам.

Выписка из ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя»

Эта выписка выдается не всем работникам, а только тем, за кого работодатель перечисляет дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ (в ред. от 04.11.2014).

Как подтвердить, что работник получил документы

Указанные выше документы нужно выдавать обязательно под расписку, не дожидаясь запроса работника. Мы можем предложить вам три варианта, как зафиксировать, что работник получил все обязательные к выдаче формы и справки.

1. Взять с работника расписку, подтверждающую, что он получил все необходимые документы (пример 1).

2. Завести специальный журнал учета выдачи документов. Утвержденной формы такого журнала нет, вы можете разработать любую удобную для вас учетную форму (пример 2).

3. Оставлять в организации копии документов, на которых работники делают отметку о получении своего экземпляра. В этом случае будет возможность документально подтвердить, что документ был оформлен правильно и полно.

Если работник отказывается получить документы в день увольнения, зафиксируйте это в отдельном акте при свидетелях. Если работник не забрал документы сам, а дал разрешение отправить их по почте, сохраняйте все почтовые документы, подтверждающие факт отправки.

Версия для печати

В Трудовом кодексе нет статьи, в которой четко перечислено, какие справки выдаются при увольнении работника. Поэтому стороны трудовых отношений часто спорят о пакете документов, который надо подготовить при расторжении договора о сотрудничестве. Статья поможет разобраться в этом вопросе.

Первое, что готовят, это, конечно, трудовую книжку. Она выдается с записью о расторжении трудового договора на основании ст. 84.1 ТК РФ. Кроме того, нужно вернуть сотруднику медицинскую книжку, если она была. Никаких отметок в ней делать не надо.

Еще один документ — записка-расчет. Она позволяет отчитаться о выданной зарплате, компенсациях, иных выплатах. Обычно готовят ее в бухгалтерии по форме № Т-61 (Образец справки об увольнении можно бесплатно скачать в конце статьи).

Еще какие справки дают при увольнении

Обязательный список к выдаче в день прекращения трудового контракта:

  • Справка о зарплате (форма 182н). Содержит сведения о выплатах за текущий год и 2 предшествующих. Понадобится для расчета пособий новому работодателю либо ФСС.
  • Справка о страховых взносах; при увольнении ее обязательно выдавать в виде выписки из расчета по страховым взносам, который с января 2017 года работодатели сдают в ФНС.
  • Сведения о стаже — выписка из формы СЗВ-СТАЖ. Положено предоставлять такую бумагу на основании п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27. Причем данные необходимо готовить и в том случае, если прекращает действие договор ГПХ.
  • Дополнительно нужна выписка из формы СЗВ-М (персонифицированный учет). Она должна содержать информацию только за месяц увольнения и только в отношении одного работника — увольняющегося.

Обратите внимание: если компания отчитывается в электронной форме, то все выписки, подготовленные для работника, будут считаться копиями. Поэтому их необходимо заверить в установленном порядке, а при наличии печати еще и поставить штамп. Также важно, чтобы в документы не попала персональная информация других сотрудников, иначе может быть нарушено законодательство о персданных россиян.

Поскольку все вышеперечисленные документы необходимо выдавать обязательно, работодатель должен обезопасить себя от штрафов и разбирательств. Для этого необходимо подготовить расписку о том, что компания предоставила всю предусмотренную законом информацию. Важно прописать, какие именно документы выданы, указать дату выдачи и отдать на подпись увольняющемуся сотруднику. Чтобы было проще, можно заранее утвердить определенную форму такой расписки, а потом только вписывать дату составления, сведения о работнике, который выдал документы, и данные сотрудника, получившего их.

Справка с места работы при увольнении и другие документы по заявлению работника

Помимо обязательных копий, работник вправе попросить и другие бумаги, касающиеся его трудовой деятельности в конкретной компании. В этом случае работодателю следует получить заявление от работника в произвольной форме с перечислением тех документов, которые ему необходимы. Иногда, возможно, придется помочь бывшему коллеге, уточнив, для чего ему нужна та или иная справка, чтобы корректно ее сформировать.

Чаще всего экс-сотрудники запрашивают:

  • копии распоряжений о приеме на работу и переводе на другую должность (в другую местность), приказа об увольнении;
  • сведения о стаже при выходе на пенсию;
  • форму 2-НДФЛ — для самостоятельного оформления вычетов, например (напомним, что в 2020 году работникам выдается документ по новой форме, которая отличается от обновленной 2-НДФЛ);
  • сведения о среднем заработке, если работник уволен в связи с сокращением штата либо он собирается получать пособие по безработице;
  • другие бумаги, в которых отражены факты трудовой деятельности в организации.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ бухгалтерия должна выдавать сотрудникам копии сведений СЗВ-М. В частности, надо выдать документ:

  1. В случае окончания срока действия договора с сотрудником;
  2. При увольнении.

СЗВ-М: бланк

При увольнении сотрудника надо подготовить индивидуальную копию отчета СЗВ-М — она может понадобиться работнику в дальнейшем. Причем выдать ее необходимо в беззаявительном порядке, т.е. работник не обязан подавать для этого специальное заявление. Полный список документов, которые нужно выдавать при увольнении, смотрите в другой статье.

СЗВ-М при увольнении сотрудника в 2019 году: за какой период

Сдавать СЗВ-М в Пенсионный фонд надо не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (ст. 4 закона № 27-ФЗ). Сроки выдачи СЗВ-М при увольнении сотрудника и окончании срока действия договора гражданско-правового характера, на выплаты по которому начисляются взносы, смотрите в таблице.

ПФР проверяет в СЗВ‑М количество работников и сравнивает показатель с отчетностью за предыдущий месяц. Если работников стало меньше, фонд присылает уведомление об устранении ошибок. Компания вправе не отвечать, если в СЗВ‑М нет ошибок. Если компания игнорирует вопросы фонда, есть риск проверки.

Как грамотно реагировать на уведомления

СЗВ-М при увольнении сотрудника: за какой период и когда выдавать

Ситуация Период Срок выдачи
Сотрудник увольняется Все периоды работы/
Месяц увольнения*
День увольнения
Последний день действия договора
Увольняется сотрудник, оформленный по ГПХ

*При увольнении надо выдать сотруднику копию СЗВ-М за все периоды работы — за каждый месяц работы. При увольнении в середине месяца — выдать СЗВ-М, указав в разделе 2 код отчетного периода, соответствующий месяцу увольнения.

Читайте также: Запись в трудовой книжке об увольнении в 2019 году

Образец СЗВ-М при увольнении сотрудника в 2019 году

Выдать сотруднику СЗВ-М надо по форме, утвержденной постановлением правления ПФР от 01.02.2016 № 83п. Пример заполнения смотрите ниже.

Обратите внимание!

Копию полного отчета СЗВ-М с данными обо всех работниках, который компания сдает в Пенсионный фонд, выдавать на руки работнику не нужно, так как это персональные данные, являющиеся тайной и разглашать их нельзя (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Штрафов за то, что сотруднику не была выдана копия СЗВ-М законом не предусмотрено. Но если ему все же нужны эти документы, он может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Это, конечно, маловероятно, но такой риск все же существует. Поэтому, если работник потребовал СЗВ-М на руки, надо выдать сведения. А чтобы после не возникло споров, лучше получить письменное подтверждение передачи сведений. Также можно распечатать выписку выписку в двух экземплярах и оставить второй, подписанный работником, у себя.

Как вариант, еще можно вести журнал учета выданных документов. При получении копий СЗВ-М сотрудники будут расписываться в нем.

Директору ООО «Ромашка»
И.И. Иванову
от менеджера И.С. Петрова

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Подтверждаю, что в связи с прекращением трудового договора от 10.09.2013 № 2-Т и на основании абзаца 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ я получил от ООО «Ромашка» (ИНН 7708123320, КПП 770801001) копию отчета по форме СЗВ-М за время работы на 10 листах.

Менеджер _________________________ И.С. Петров

Все граждане, подающие документы при различных операциях с недвижимостью в МФЦ, интересуются тем, когда они смогут получить готовые бумаги. Однако по истечению данного срока подготовленные документы забирают далеко не все. Все «невостребованные» документы для хранения, независимо от места их подачи поступают в архив кадастровой палаты по Удмуртской Республике, расположенный в г. Ижевске. С начала 2018 года в архив «вернулись» более 13000 пакетов документов, неполученных заявителями.
Условий для постоянного хранения документов в многофункциональных центрах – нет, поэтому по истечении 30-ти дневного срока хранения, неполученные заявителями документы из МФЦ направляются на хранение в архив кадастровой палаты. Получить такие документы жители г. Ижевска могут в МФЦ по месту их подачи, а все остальные жители республики могут обратиться только в офис пункта приема и выдачи документов, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Салютовская, 57.
Специалисты кадастровой палаты рекомендуют жителям республики во избежание излишних временных и финансовых трат, своевременно получать готовые документы и напоминают, что одновременная регистрация и кадастровый учет объектов недвижимости занимают 12 рабочих дней, а подготовка выписки из Единого государственного объекта недвижимости — 5 дней.