Срок исковой давности предъявления исполнительного листа

Срок давности предъявления исполнительного листа

Обратите внимание! Согласно общему правилу срок давности передачи исполнительного листа к исполнению составляет 3 года с момента обретения соответствующим судебным актом законной силы (п. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Этот срок отводится именно для передачи исполнительных документов должнику или в службу судебных приставов-исполнителей. Период времени конкретно для исполнительных действий по взысканию в указанные 3 года не входит и исчисляется с другого момента.

Важно! Срок представления исполнительного листа к исполнению прерывается в связи с передачей указанного документа на исполнение или частичным выполнением его требований должником (п. 1 ст. 22 закона № 229-ФЗ).

Что это означает: например, лист предъявлен через 3 месяца после получения, но у должника не было ни денег, ни имущества — тогда пристав вернет лист вызскателю, а тот сможет предъявить лист заново в течение 3-х лет с даты получения листа от пристава.

То есть, 3 года, предоставляемые законом для передачи исполнительного листа на исполнение, начинают исчисляться заново, а уже прошедшее до перерыва время из нового срока не вычитается (п. 2 указанной статьи).

В ситуации, когда исполнительный лист возвращается обратно взыскателю по причине невозможности исполнения содержащихся в нем требований, течение срока исковой давности по исполнительному листу возобновляется с момента возвращения. В случае, когда исполнительный лист был отозван, период времени, прошедший от момента его предъявления до дня отзыва, вычитается из общего 3 годичного срока.

Срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе

Бытует мнение, что срока давности для выполнения требований, включенных в исполнительный лист, не существует. На самом деле в законодательстве предусмотрены четкие временные рамки для проведения судебными приставами-исполнителями необходимых действий, направленных на взыскание задолженности. Однако на практике такие сроки могут либо элементарно не соблюдаться, либо соблюдаться, но весьма существенно растягиваться — с учетом того, что возможно возвращать исполнительный лист взыскателю и вновь представлять его к исполнению.

По общему правилу для осуществления включенных в исполнительный документ предписаний судебным приставом-исполнителем отводится 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36 закона № 229-ФЗ).

Важно! Этот срок не является пресекательным, поэтому сам исполнительный документ может находиться на исполнении до момента полного фактического погашения задолженности либо быть возвращен взыскателю судебным приставом-исполнителем вместе с актом о невозможности произвести взыскание (п. 2 ст. 46 закона № 229-ФЗ).

Постановление судебного пристава-исполнителя о завершении исполнительного производства может быть оспорено, в т. ч. в ситуации, если взыскатель посчитает его несоответствующим требованиям закона. В том числе вправе оспаривать и тот, кто не участвует в исполнительном производстве (не является должником или взыскателем), если права оспаривающего лица нарушены (см. Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2018 по делу № А04-1546/2017).

При этом взыскатель, которому был возвращен исполнительный документ, не лишается права вновь представить его к исполнению в установленный срок (п. 4 ст. 46 закона № 229-ФЗ).

Пропуск срока исковой давности по исполнительному листу

Сроки давности представления исполнительных документов к исполнению, оспаривания постановлений, действия (или бездействия) должностных лиц ФССП и иные сроки в исполнительном производстве могут быть восстановлены, если повлекшие их причины будут признаны судом уважительными (п. 1 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Обратите внимание! Восстановить срок подачи исполнительного листа в суде может только взыскатель. Для этого нужно обратиться в суд, принявший соответствующий судебный акт. Восстановление указанного срока возможно только для исполнительного листа и судебного приказа, по остальным исполнительным документам (например, исполнительная надпись нотариуса) пропущенный срок восстановлению не подлежит (п. 2 ст. 23 закона № 229-ФЗ).

Уважительные причины для восстановления срока исковой давности

Примерами уважительных причин для восстановления сроков, предусмотренных исполнительным производством, можно считать в том числе:

  • несоблюдение сроков взыскателем по причине утраты исполнительного листа не по его вине (Определение Тюменского облсуда от 24.07.2019 по делу N 33-4244/2019);
  • нахождение взыскателя — физического лица на длительном стационарном или амбулаторном лечении, не позволяющем ему свободно передвигаться;
  • нахождение взыскателя — физического лица в состоянии беспомощности;
  • юридическая неграмотность взыскателя — физического лица;
  • несоблюдение сроков взыскателем по причине ненадлежащего оформления исполнительного листа со стороны выдавшего его органа (Постановление Шестнадцатого ААС от 01.09.2016 по делу № А22-376/2012) и т. д.

Судами не признаются уважительными следующие причины:

  • отсутствие в штате организации-взыскателя юриста, компетентного в вопросах исполнения судебных постановлений, нахождение руководителя организации в командировке и иные внутриорганизационные проблемы, реорганизация юрлица-взыскателя (Постановление АС СКО от 07.06.2019 по делу № А20-3796/2013);
  • моральное воздействие на руководителя организации-взыскателя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2007 по делу № А56-2922/2000);
  • и т. д.

Важно! Каждая ситуация изучается судом в индивидуальном порядке, и вопрос отнесения причин к уважительным передан на усмотрение суда.

Подробно о том, как восстановить срок для предъявления исполнительного документа, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Оформить бесплатный доступ на 2 дня к системе К+ можно .

***

Таким образом, срок давности исполнительного листа для предъявления к исполнению по общему правилу составляет 3 года. Данный срок начинается заново с момента возврата исполнительного документа взыскателю. Пропущенный срок предъявления исполнительного листа может быть восстановлен судом.

Уважаемый РУКОВОДИТЕЛЬ (ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР)!

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.).

Хранение исполнительных документов

Исполнительные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись. Бухгалтер в обязательном порядке регистрирует полученные документы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

Размер удержания задолженности

Расчет задолженности, подлежащей удержанию из заработной платы должника и перечислению в счет погашения задолженности, производится после удержания (уплаты) из начисленной заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Максимальный размер удержания денежных средств из заработной платы должника составляет:

— не более 70% (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением);

— не более 50% (при взыскании иных категорий).

В случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди (приложение № 1).

Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю.

Если размер алиментов установлен судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, администрация организации должна производить индексацию алиментов пропорционально увеличению законом минимального размера оплаты труда (ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии со ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации (сведения о размере минимального размера оплаты труда, периоды, в которых они установлены, прилагаются. Приложение № 2).

Порядок перечисления денежных средств

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать задолженность на основании исполнительного документа, обязана ежемесячно удерживать денежные средства из его заработной платы и (или) иных доходов и уплачивать или переводить их за счет этого же лица взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

При этом ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также обязывает бухгалтера в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы выплатить или перевести удержанные денежные средства взыскателю почтовым переводом или зачислением на лицевой счет, открытый в банке. При перечислении алиментов по почте на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письмен­ного сообщения» указывается месяц, за который взысканы алименты. Если имеется задолженность по уплате алиментов, она также отражается в талоне.

Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и (или) иного дохода должника.

Порядок применения реквизитов взыскателя для перечисления удержанных денежных средств указывается в постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет должника.

О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату.

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание прилагается. Приложение № 3).

Порядок завершения удержания денежных средств

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу – исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации). В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то в силу ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации – работодателя судебный пристав – исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном нормами КоАП РФ.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 –ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав – исполнитель имеет право проводить проверку исполнения исполнительных документов у организаций – работодателей на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Порядок проверки исполнения исполнительных документов судебного пристава – исполнителя

В соответствии с пп. 3 и 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе:

— проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

— проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация – работодатель или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу – исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

В ходе проверки бухгалтерии работодателя должника судебный пристав -исполнитель копирует все необходимые документы, в том числе, подтверждающие погашение долга по всем исполнительным производствам, по которым осуществляется проверка бухгалтерии работодателя должника. При необходимости отбирает объяснения у соответствующих должностных лиц проверяемого работодателя.

В случае выявления в ходе проверки бухгалтерии работодателя должника нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав -исполнитель, осуществляющий проверку в ходе проверки, либо по прибытию в структурное подразделение:

– принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

– принимает решение о направлении обращения в Государственную инспекцию труда Ивановской области (г.Иваново, пр.Строителей,д.21) (в случае выявления фактов выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы) либо Управление ФНС России по Ивановской области (г.Иваново, ул.Почтовая, 24) (в случае выявления выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого размера заработной платы).Указанное обращение направляется в течение 3 календарных дней после дня проведения проверки бухгалтерии работодателя должника.

Примерный перечень действий (бездействий), влекущий за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ (прилагается приложение № 4)

Дополнительную информацию по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий, Вы можете узнать в структурном подразделении Управления ФССП России по Ивановской области, телефоны структурных подразделений размещены на Интернет-сайте Управления: http://www.r37.fssp.gov.ru.

Время создания/изменения документа: 15 марта 2013 09:55 / 15 марта 2013 10:09

Версия для печати

3.2. Возврат исполнительного документа производится банком не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, указанного в пункте 3.1. настоящего Положения, в следующем порядке.

Исполнительный документ возвращается взыскателю (его представителю, действующему на основании соответствующей доверенности) под расписку в получении на заявлении или, в случае если взыскатель (его представитель, действующий на основании соответствующей доверенности) указал адрес, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом на оборотной стороне исполнительного документа банком делается отметка о причине возврата, проставляется дата возврата с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата исполнительного документа. Производимые записи на исполнительном документе заверяются подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка (филиала кредитной организации) с проставлением печати.

При возврате исполнительного документа в журнале, указанном в пункте 2.1 настоящего Положения, банком осуществляется запись с указанием даты и причины возврата. Инкассовое поручение, составленное банком на основании исполнительного документа, взыскание в соответствии с которым не произведено или произведено частично в связи с отзывом исполнительного документа, а также копия исполнительного документа, заверенная подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка, помещается вместе с заявлением об отзыве исполнительного документа в документы дня.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляется банком заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

По общему правилу срок предъявления к исполнению решения, вступившего в законную силу, составляет один год. Это следует из положений частей 1, 2 статьи 22 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в редакции, вступившей в силу с 9 марта 2011 года. В то же время исполнительные документы, выданные до этой даты, могут быть предъявлены для принудительного исполнения в сроки, установленные на момент их выдачи.

Что делать, если суд, выдавая исполнительный лист после вступления в силу изменений, указал иной срок, а не тот, который установлен статьей 22 Закона Украины «Об исполнительном производстве»? Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд Украины. Соответствующий правовой вывод изложен в постановлении от 20 января 2016 года по делу № 6-711цс15, которое рассматривалось на общем заседании Судебных палат по гражданским и административным делам ВСУ.

В марте 2014 года в суд с жалобой на отдел государственной исполнительной службы Дарницкого районного управления юстиции в г. Киеве (ГИС) об отмене постановления об открытии исполнительного производства и обязательстве совершить действия обратилась гр-ка В., требуя отменить решение ГИС от 6 февраля 2014 года об открытии исполнительного производства о принудительном исполнении исполнительного листа, выданного 2 октября 2013 года на основании решения Шевченковского районного суда г. Киева от 24 февраля 2011 года. Согласно спорному документу, с нее в пользу банка подлежало взысканию более 1,5 млн грн задолженности. Ссылаясь на то, что соответствующее судебное решение вступило в законную силу 7 марта 2011 года, а заявление о принудительном его исполнении подано лишь 3 февраля 2014 года, истица требовала признать постановление об открытии исполнительного производства незаконным, поскольку оно противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об исполнительном производстве», по которому государственный исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства в случае пропуска установленного срока предъявления документов к исполнению.

Определением Шевченковского районного суда г. Киева от 28 июля 2014 года в удовлетворении жалобы к ГИС об отмене постановления об открытии исполнительного производства и обязательстве совершить действия отказано. Апелляционный суд г. Киева 4 ноября 2014 года решение суда первой инстанции отменил и принял новое — об отказе в удовлетворении жалобы на других основаниях. Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) отказал в открытии кассационного производства.

В заявлении о пересмотре постановления ВССУ от 17 апреля 2015 года гр-ка В. просила ВСУ отменить ранее принятые по делу судебные решения и удовлетворить ее жалобу, ссылаясь на неодинаковое применение судами кассационной инстанции части 1 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

Судебные палаты по гражданским и административным делам ВСУ пришли к выводу, что заявление подлежит удовлетворению на таких основаниях.

При рассмотрении дела суды установили, что по решению Шевченковского районного суда г. Киева от 24 февраля 2011 года с гр-ки В. и гр-на П. солидарно в пользу банка взыскано 1,5 млн грн задолженности. Решение вступило в законную силу 7 марта 2011 года.

По состоянию на 9 марта 2011 года (дату вступления в силу Закона Украины от 4 ноября 2010 года «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)») исполнительный документ по указанному судебному решению не выдавался.

2 октября 2013 года этим же судом выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению 3 февраля 2014 года. Постановлением ГИС от 6 февраля 2014 года открыто спорное исполнительное производство.

Отказывая в удовлетворении жалобы гр-ки В., апелляционный суд, с выводами которого согласился и суд кассационной инстанции, считал, что действия государственного исполнителя совершены в соответствии с требованиями статьи 18, части 1 статьи 19 Закона Украины «Об исполнительном производстве», поскольку срок предъявления исполнительного документа к исполнению указан в самом документе.

В то же время ВСУ обратил внимание на то, что частью 1 статьи 22 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в редакции от 9 марта 2011 года установлены сроки для предъявления к исполнению исполнительных документов. Общий срок, применимый и к решению о взыскании кредитной задолженности, составляет один год. Согласно части 2 статьи 22 этого же Закона, начало истечения срока предъявления исполнительного документа отсчитывается со следующего дня после вступления решения в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения решения, а в случае если судебное решение подлежит немедленному исполнению — со следующего дня после его вынесения.

Следовательно, по общему правилу исполнительный лист, выданный на основании решения суда по гражданскому делу, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение одного года со дня, следующего за днем вступления решения в законную силу. Пунктом 4 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона от 9 марта 2011 года, исполнительные документы, выданные до вступления в силу настоящего Закона, предъявляются в сроки, предусмотренные законодательством, действовавшим на момент их выдачи. То есть распространение действия норм измененного Закона на правоотношения по предъявлению исполнительного документа к исполнению зависит от времени выдачи такого документа.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист суд выдал 2 октября 2013 года, то есть после вступления в силу изменений, поэтому срок предъявления этого исполнительного листа к исполнению определяется Законом в редакции от 9 марта 2011 года и составляет один год со дня, следующего за днем вступления судебного решения законную силу (7 марта 2011 года). ВСУ подчеркнул, что указание судом в исполнительном листе иного срока предъявления его к исполнению не имеет правового значения, поскольку такой срок установлен императивной нормой закона и не может быть изменен судом. Суд может только восстановить пропущенный по уважительным причинам срок. Но в настоящем деле вопрос о восстановлении срока на предъявление исполнительного документа к исполнению не рассматривался.

Согласно части 1 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об исполнительном производстве», государственный исполнитель должен был отказать в принятии к производству исполнительного документа, срок предъявления которого истек.

Исходя из изложенного, судебные палаты ВСУ пришли к выводу, что заявление гр-ки В. необходимо удовлетворить частично, а именно: определение ВССУ от 17 апреля 2015 года, определение Апелляционного суда г. Киева от 4 ноября 2014 года и определение Шевченковского районного суда г. Киева от 28 июля 2014 года в части отказа в удовлетворении жалобы об отмене постановления об открытии исполнительного производства отменить; жалобу гр-ки В. на ГИС об отмене постановления об открытии исполнительного производства и обязательстве совершить действия удовлетворить частично, отменив спорное постановление ГИС об открытии исполнительного производства по принудительному исполнению решения Шевченковского районного суда г. Киева от 24 февраля 2011 года в части взыскания с гр-ки В. в пользу банка 1 526 125,22 грн.