Ст 3 402 ФЗ

Ольга Напалкова, руководитель отдела налогообложения и бухгалтерского учета Юридического бюро »Константа»

»О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) вступает в силу совсем скоро – 1 января 2013 года. Итак, что ожидать руководителям и бухгалтерам компаний от нового закона?

1. Все юридические лица и предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 года обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Освобождение от ведения бухучета распространяется только на индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, применяющих специальные налоговые режимы, структурные подразделения иностранных организаций – при условии, что они ведут учет доходов и расходов, установленный налоговым законодательством. Для управленческого учета, при составлении управленческой отчетности и при формировании отчетности для банковских организаций в соответствии с их требованиями закон о бухучете может не применяться. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

2. Осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно может руководитель только малой или средней компании. В крупной компании для ведения бухгалтерского учета потребуется главный бухгалтер или иное должностное лицо, либо нужно заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Для некоторых компаний, а именно открытых акционерных обществ, страховых организаций, главный бухгалтер должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Если услуги по ведению бухгалтерского учета передаются специализированной компании на основании договора оказания услуг, такая компания должна иметь не менее одного работника, соответствующего перечисленным выше требованиям.

3. Согласно Закону № 402-ФЗ с 1 января 2013 года бухгалтерская отчетность подписывается только руководителем компании со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае самостоятельных действий (или действий на основании устного, а не письменного распоряжения руководителя) всю полноту ответственности будет нести главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение учетных работ.

4. Статья 9 Закона № 402-ФЗ регламентирует – формы первичных учетных документов разрабатываются компанией самостоятельно и утверждаются руководителем компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета также утверждает руководитель компании. Исходя из норм Закона № 402-ФЗ, компании, ведущие бухгалтерский учет, обязаны формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В составе годовой отчетности – бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для малых предприятий установлено право формирования отчетности по упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, но отчетность, тем не менее, включает все формы.

В силу пунктов 9 и 10 статьи 13 Закона № 402-ФЗ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности будут осуществляться в порядке и случаях, установленных федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Новые правила будут применяться, начиная с публикации отчетности за 2012 год, т.к. она будет формироваться в 2013 году – после вступления Закона в силу.

В статье 20 Закона № 402-ФЗ прописаны новые принципы регулирования бухгалтерского учета. Вот некоторые из них:

1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.

Разумеется, новый закон – это только начало долгого и трудного пути реформирования российского бухгалтерского учета.

Новый Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»

С 1 января 2014 г. вступит в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Он заменит ныне действующий одноименный Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII, который с 1 января 2014 г. утратит силу.

Закон № 57-З определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее — отчетность).

Действие Закона № 57-З (на основании п.1 ст.2) распространяется на организации. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе им не руководствоваться.

Пунктом 1 ст.15 Закона № 57-З определено, что годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • отчета об изменении собственного капитала;
  • отчета о движении денежных средств;
  • примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.

При этом в п.1 ст.20 Закона № 57-З закреплено, что годовая отчетность за 2013 г. составляется, представляется и публикуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, действовавшим до 1 января 2014 г. То есть нормы Закона № 57-З применяются в отношении отчетности, составляемой за отчетный период, начиная с 1 января 2014 г.

Определено, что положения ст.8 Закона № 57-З, предусматривающие наличие сертификата профессионального бухгалтера для назначения на должность главного бухгалтера, вступят в силу с 1 января 2017 г. (абзац 2 ст.22 Закона № 57-З).

Главный бухгалтер предприятия

Итак, главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. То есть это человек, которому должны быть доверены финансы компании, коммерческие тайны, контроль над коллективом.

О том, как правильно организовать бухучет, можно узнать из материалов нашей рубрики «Бухгалтерский учет».

Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:

  1. Вести бухгалтерский учет лично.
  2. Ввести в штат главного бухгалтера.
  3. Передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).

Впрочем, все три способа доступны только в компаниях малого или среднего предпринимательства. При этом в законе не указаны какие-либо четкие требования к лицу, на которое в итоге будет возложена обязанность по ведению учета.

Если компания не относится к таким субъектам, то ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на сотрудника организации либо передано по договору. В кредитной организации остается только один вариант — наличие главного бухгалтера в штате.

В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти ограничения не относятся.

Подробнее о главном бухгалтерском законе читайте в рубрике «Закон о бухгалтерском учете».

Узнайте можно ли привлечь главбуха к ответственности после увольнения в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Права и обязанности главного бухгалтера по закону № 402-ФЗ

Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.

Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:

  1. Главный бухгалтер имеет право:
  • представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
  • запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
  • вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
  1. По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.

Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых функций главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.

Для определения круга обязанностей главбуха нужно смотреть не только закон о бухучете, но и профстандарт. Действующий стандарт «Бухгалтер», утв. приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. О нем мы писали .

Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.

  1. Финансовая группа
  • Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
  • Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.

Пример правильного подхода к учетной политике ищите в нашей статье «Как составить учетную политику в организации».

  • Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
  • Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
  • Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
  • Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
  • Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
  • Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
  1. Управляющие функции
  • Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
  • Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
  • Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
  • Руководит работниками бухгалтерии организации.
  1. Часть работы по контроллингу
  • Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
  • Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
  1. Аналитическая часть работы
  • Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
  • Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.

О том, что это такое — смотрите в нашем материале «Основные виды финансового планирования (описание)».

Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:

  • «Ищем лишние обязанности в должностной инструкции главбуха»;
  • «Вносим изменения в должностную инструкцию».

Ответственность главного бухгалтера

Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.

См. также статью «Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?».

Ответственность

Виды нарушений

Формы

Дисциплинарная

Нарушение трудовой дисциплины, а иногда и непрофессионализм (п.9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

Замечание, выговор, увольнение

Материальная (ст. 238 ТК РФ)

Причиненный работодателю прямой действенный ущерб (реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение его состояния)

В зависимости от суммы ущерба

Административная (регламентируется рядом статей главы 15 КоАП РФ)

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
  • нарушение сроков предоставления или непредоставление налоговой отчетности;
  • нарушение кассовой дисциплины;
  • нарушение валютного законодательства

См. также: «За что могут оштрафовать бухгалтера в 2019 году».

  • 5000–10 000 руб.
  • 300–500 руб.
  • 4000–5000 руб.
  • В зависимости от суммы нарушения

Уголовная ответственность

Наступает, если в течение 3 лет компания уклоняется от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере

В зависимости от суммы ущерба (от штрафа до лишения свободы)

Можно ли привлечь к ответственности главного бухгалтера, на которого временно возложены обязанности генерального директора, за несчастный случай на производстве? Ответ на данный вопрос раскрывает инспектор по труду в Кировской области А. А. Бердянских. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и узнайте мнение контролера бесплатно.

Итоги

Как мы видим, перечень функций главного бухгалтера достаточно широк, и полагать, что вся его работа протекает за составлением баланса, — ошибочно. Современный главный бухгалтер может проанализировать финансовое состояние компании, четко знает трудовое законодательство и права своих сотрудников и может подсказать директору методы экономии и налоговой оптимизации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Стр. 1

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 октября 1994 г. N 3321-XII О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ — Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее — организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи. Действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Государственные органы, имеющие воинские формирования, а также подчиненные этим органам воинские части и организации, финансируемые из бюджета, ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. ———————————————————— Статья 1 — в редакции Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы (далее — организации), а также на индивидуальных предпринимателей. ———————————————————— Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определения В настоящем Законе применяются следующие основные понятия и их определения: активы — имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций; аналитический учет — детализированное отражение состояния и движения активов и пассивов в денежном и натуральном выражении на аналитических счетах бухгалтерского учета; бухгалтерская отчетность — система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации; бухгалтерский учет — система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь; доходы — увеличение активов или уменьшение обязательств, ведущие к увеличению капитала; капитал — активы организации за вычетом всех ее обязательств; консолидированная бухгалтерская отчетность — отчетность организации как единой экономической единицы, отражающая финансовое положение, финансовые результаты хозяйственной деятельности и движение денежных средств юридического лица и его обособленных подразделений, юридического лица и его дочерних, зависимых хозяйственных обществ, юридического лица и его дочерних унитарных предприятий, хозяйственной группы и входящих в ее состав юридических лиц; нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности — нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности; обязательства — задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала; пассивы — обязательства и капитал организации; первичный учетный документ — документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации — систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности; расходы — уменьшение активов или увеличение обязательств, ведущие к уменьшению капитала; регистр бухгалтерского учета — документ, предназначенный для систематизации и накопления учетной информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, в денежном и (или) количественном выражении; синтетический учет — обобщенное отражение состояния и движения активов и пассивов в денежном выражении на синтетических счетах бухгалтерского учета; типовой план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета; учетная политика — совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией; хозяйственная деятельность — совокупность хозяйственных операций, совершаемых организацией; хозяйственная операция — действие или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации. ———————————————————— Статья 2 — в редакции Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Применяемые в настоящем Законе основные понятия имеют следующие значения: аналитический учет — детализированное отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в натуральных, количественных и денежных показателях; бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период; бухгалтерский учет — система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь; имущество — принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; обязательства — отражаемые в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в том числе ее учредителями и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций; план счетов бухгалтерского учета организации — систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного законодательством Республики Беларусь, с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности; положения по бухгалтерскому учету и отчетности — нормативные правовые акты, устанавливающие общие правила составления и представления бухгалтерской отчетности, принципы, порядок и способы ведения организациями учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций; синтетический учет — отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в обобщенных денежных показателях; типовой план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета; учетная политика — совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией; хозяйственная деятельность — совокупность хозяйственных операций, проводимых организацией; хозяйственная операция — действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации. ———————————————————— Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности должно обеспечивать: единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями; сопоставимость учетной информации различных организаций; достоверность учетной информации каждой организации. Статья 4. Основные задачи бухгалтерского учета и отчетности Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах; обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости. ———————————————————— Статья 4 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах; обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости. ———————————————————— Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее — банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности. ———————————————————— Статья 5 — в редакции Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Орган государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Беларусь разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь: типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения по бухгалтерскому учету и отчетности; иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Органы государственного управления, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывают на основе международных стандартов и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам органа государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью. Организации, руководствуясь законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. ———————————————————— Статья 6. Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем; вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь. Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности. Учетная политика организации включает в себя: описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета; применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации; применяемые организацией регистры бухгалтерского учета; регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из: обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности. Представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь. ———————————————————— Статья 6 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Статья 6. Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем; вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь. Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Учетная политика организации включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота). При формировании учетной политики организации необходимо исходить из: обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь. Министерство обороны Республики Беларусь, иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые из бюджета, ведут учет имущества и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Особенности учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также составления ими бухгалтерской отчетности устанавливаются законодательством Республики Беларусь. ———————————————————— Статья 7. Главный бухгалтер, его права и обязанности Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее — главный бухгалтер). Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет. Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия. Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации. В компетенцию главного бухгалтера входят: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. ———————————————————— Абзац четвертый части шестой статьи 7 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. ———————————————————— Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. ———————————————————— Часть восьмая статьи 7 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. ———————————————————— Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств. ———————————————————— Часть девятая статьи 7 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 188-З Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств. ———————————————————— Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций. Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4