Ст 546

Новая редакция Ст. 543 ГК РФ

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Комментарий к Статье 543 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В договорах энергоснабжающей организации с абонентом обязанности по содержанию в надлежащем состоянии сетей, приборов и оборудования могут возлагаться как на абонента, так и на энергоснабжающую организацию. В частности, последняя должна делать это, если в качестве абонента выступает гражданин.

2. Порядок контроля за соблюдением этих правил определяется нормативными актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, на организации и учреждения энергонадзора возлагается надзор за соблюдением организациями правил техники эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией (см. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348), а также Приказ Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (РГ. 2003. 12 июля)).

Ч.1 статьи 539 ГК РФ

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Ч.2 статьи 539 ГК РФ

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Ч.3 статьи 539 ГК РФ

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Ч.4 статьи 539 ГК РФ

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. (п. 4 введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ)

Может ли энергоснабжающая организация отказаться исполнять договор, если меняется управляющая компания?

Согласно ст 539 ГК РФ, энергоснабжающая организация по договору обязана подавать потребителю энергию через сеть, а тот в ответ обязуется её оплачивать и соблюдать предусмотренный режим потребления. Обязанностью абонента также является обеспечение безопасности при использовании энергетических сетей, находящихся в его ведении. Когда абонентом является юрлицо — управляющая компания, снабжающая энергией организация имеет право отказаться от договора в одностороннем порядке. В этом случае договор энергоснабжения расторгается также как договор поставки. Для этого предусмотрены следующие основания:

  • неоднократное нарушение сроков оплаты поставляемой энергии;
  • неоднократная невыборка энергии (недополучение). Это происходит, когда абонент потребляет менее суточной нормы, допустим, электричества в день, хотя имеет возможность получать его в объеме предусмотренном договором.

Если собственники квартир наделяют полномочиями управляющую компанию функциями управления своим домом, то она должна быть единственной, кто этим занимается. В соответствии с (Жилищный кодекс Статья Жилищным кодексом), если собственники квартир решили сменить УК, то за 30 дней до прекращения договора первая УК должна передать все документы новый избранной УК, ТСЖ или одному из собственников, выбранному на общем собрании жильцов (решение должно быть письменным). То есть жилищное законодательство допускает смену УК, а гражданское законодательство в ст 539 ГК РФ и в ст 523 ГК РФ, не предусматривает смену абонента (потребителя) как основание для расторжения договора энергоснабжения. Таким образом, смена УК — не основание для расторжения договора со стороны энергоснабжающей организации.

Можно ли расторгнуть договор энергоснабжения при многократном нарушении сроков оплаты, если абонентом является учреждение социального обеспечения, в котором круглосуточно находятся дети?

Для учреждений социального обеспечения законом установлен особый порядок ограничения режима энергопотребления. Согласно п 1 ст. 539 ГК РФ, организация, поставляющая энергию, передает её абоненту через присоединенную сеть, а тот обязуется эту энергию оплачивать. Оплата производится по факту, за уже принятое потребителем количество в соответствии с показаниями приборов учета, если иное не предусмотрено законом. Если абонентом является юрлицо, то энергоснабжающая компания вправе отказаться от договора в одностороннем порядке при неоднократном нарушении сроков оплаты потребителем. С оговоркой, делающей исключения для установленных законом случаев. Учреждения социального обеспечения относятся к потребителям пользующимся преимуществом специального порядка введения частичного ограничения режима энергопотребления. Отключение энергии при одностороннем расторжении договора с таким учреждением ущемляет права находящихся в нем детей. Это социально значимая категория потребителей. Просто прекратить подачу энергии, расторгнув договор, энергоснабжающая организация в этом случае не может. Снабжающая организация направляет уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения задолженности. О своем намерении прекратить подачу энергии организация должна уведомить органы местного самоуправления, прокуратуры, федеральные или территориальные органы по энергетическому надзору, а также органы по ГО и ЧС. И даже если потребитель не примет всех необходимых мер, энергоснабжающая организация не имеет право полностью ограничивать подачу энергии. Она уведомляет потребителя и орган самоуправления повторно. Полное ограничение потребления энергии, с условием обязательного уведомления о дне и часе его введения, можно установить по истечении 10 дней после введения частичного ограничения. Ответственность за убытки, связанные с ограничением, несет потребитель энергии. После оплаты подача энергии возобновляется. Таким образом, даже если организация и нарушает установленную статьей 539 ГК РФ обязанность по оплате потребляемой энергии, энергоснабжающая компания не может так просто расторгнуть с ней договор лишь на этом основании, так как обслуживает социально значимую категорию потребителей.

1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Комментарий к статье 546 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому перерыв, прекращение или ограничение подачи энергии возможны по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 541 ГК стороны при заключении договора могут предусмотреть право абонента изменить количество принимаемой энергии и порядок его осуществления. Возможно изменение по соглашению сторон в процессе исполнения договора и иных условий договора. Если соглашение сторонами не достигнуто, спор решается судом.

Вместе с тем комментируемая статья устанавливает основания для отказа от исполнения договора в одностороннем порядке. При этом п. 1 комментируемой статьи различно определяет основания для одностороннего отказа покупателя от исполнения договора или одностороннего изменения его условий в зависимости от того, является ли покупателем гражданин или юридическое лицо.

Договор, заключенный с гражданином, может быть расторгнут по его заявлению. При этом гражданин вправе отказаться от исполнения договора в любое время, уведомив об этом продавца, но при условии полной оплаты использованной им энергии.

Иначе определены права покупателя и энерго- и (или) теплоснабжающей организации, когда покупателем является юридическое лицо.

Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи договор, заключенный энерго- и (или) теплоснабжающей организацией с юридическим лицом, может быть изменен или расторгнут в одностороннем порядке каждой из сторон по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК.

Большинство предусмотренных ст. 523 ГК оснований для одностороннего отказа от исполнения договора поставки фактически малоприменимы к отношениям по договору энергоснабжения. Покупатель не может воспользоваться своим правом на односторонний отказ, т.к. энергия подается через присоединенную сеть и договор трудно заключить с другой энергосбытовой организацией. Кроме того, договор энергоснабжения и договор оказания услуг по передаче энергии являются публичными, поэтому расторжение долгосрочного договора вообще затруднено. Применительно к договорам энергоснабжения и оказания услуг по передаче энергии, заключаемым юридическими лицами, в ряде нормативных актов применяются термины «перерыв в подаче энергии», «прекращение или ограничение подачи». С учетом особенностей договора, для которого характерны постоянная подача и постоянное использование электроэнергии и тепла и, как правило, невозможность замены передающей энергию организации, следует говорить не об основаниях для расторжения договора, а об основаниях одностороннего перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии и тепла. Поэтому основаниями для одностороннего перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии энергоснабжающей организацией служат те три основания, которые определены в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи.

2. Одним из оснований для прекращения и ограничения подачи энергии энергоснабжающей организацией без согласия покупателя в соответствии с новой редакцией п. 2 комментируемой статьи является нарушение покупателем сроков оплаты.

Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что энергоснабжающая организация обязана в этом случае предупреждать абонента о прекращении или ограничении подачи энергии и соблюдать установленный нормативными актами порядок прекращения подачи.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N 1, действующим в ред. от 17.07.98 (далее — Порядок) (СЗ РФ, 1998, N 2, ст. 262; N 29, ст. 3573). Он определяет последовательность действий энерго- и (или) теплоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании п. 2 ст. 546 ГК организациям-потребителям, необоснованное прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также ряду иных организаций, перечисленных в п. 2 Порядка.

Последовательность действий сводится к следующему:
а) энерго-, тепло-, газоснабжающая организация при неоплате ресурсов за один период платежа, предусмотренный договором, предупреждает потребителя о возможном ограничении подачи ресурсов;
б) в случае задержки платежа сверх установленного в предупреждении срока энерго-, тепло-, газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором, уведомив об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения;
в) при непогашении задолженности по истечении 5 дней с момента введения ограничения энерго-, тепло-, газоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, сообщив организации-потребителю не менее чем за одни сутки день и час прекращения подачи энергии или газа.

Подача топливно-энергетических ресурсов возобновляется на основе соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации.

Прекращение подачи ресурсов с последующим ее возобновлением следует рассматривать как приостановление исполнения договора, а не его расторжение.

В соответствии с п. 5 Порядка после возобновления подачи топливно-энергетических ресурсов энергоснабжающая организация не обязана восполнять недоданные ресурсы, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Следовательно, хотя речь идет о приостановлении исполнения договора, однако оно в этом случае влияет на объемы подачи энергии, предусмотренные договором.

Установленный порядок не полностью учитывает особенности договора теплоснабжения. В отличие от договора снабжения электрической энергией, исполнение которого осуществляется непрерывно, для договора теплоснабжения характерен правомерный перерыв в подаче тепловой энергии для отопления по окончании отопительного сезона.

В этом последнем случае возникает вопрос о порядке возобновления подачи тепловой энергии для отопления после правомерного отключения подачи тепла на летний сезон. Он не находит разрешения в Постановлении Правительства РФ от 05.01.98 N 1 (СЗ РФ, 1998, N 2, ст. 262), в связи с чем порядок возобновления подачи тепловой энергии при наличии задолженности должен устанавливаться сторонами в договоре.

Не применяется также порядок перерыва в подаче и ограничения подачи в связи с неоплатой поданной энергии в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 (см. коммент. к ст. 544 ГК).

3. Отключение подачи топливно-энергетических ресурсов из-за неплатежей потребители нередко рассматривают как злоупотребление энергоснабжающей организацией доминирующим положением. Судебная практика не считает отключение потребителей из-за неплатежей правонарушением при соблюдении установленного порядка. Такие действия энергоснабжающей организации не являются злоупотреблением доминирующим положением, т.к. основаны на нормах закона (Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 9. М., 2002. С. 193).

В распоряжении Правительства РФ от 27.07.2002 N 1039-р (СЗ РФ, 2002, N 32, ст. 3193) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления не допускать вмешательства в оперативную деятельность организаций топливно-энергетического комплекса, в т.ч. когда они применяют в соответствии с законодательством Российской Федерации санкции к потребителям за несвоевременную оплату топливно-энергетических ресурсов.

4. От приостановления исполнения договора в связи с неоплатой энергии покупателем следует отличать временный перерыв или ограничение подачи энергии энергоснабжающей организацией в двух других случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. При этом установлен различный порядок перерыва или ограничения подачи энергии в зависимости от оснований, по которым применяются эти меры.

В соответствии с абз. 1 п. 2, когда основанием перерыва служит неудовлетворительное состояние энергетических установок потребителя, угрожающее аварией и создающее угрозу жизни и безопасности граждан, энергоснабжающая организация обязана предупредить потребителя о том, что подача энергии будет прервана. Его согласия на перерыв в подаче не требуется, однако неудовлетворительное состояние энергетических установок должно быть удостоверено органами государственного энергетического надзора. Можно полагать, что предупреждение с указанием дня и часа перерыва должно быть направлено заблаговременно, т.к. перерыв или ограничение подачи энергии связаны с необходимостью принятия покупателем соответствующих мер.

Согласно п. 3 комментируемой статьи предварительного предупреждения потребителя о перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии не требуется, если это вызвано необходимостью принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии. Однако энергоснабжающая организация обязана немедленно после перерыва или ограничения подачи энергии уведомить об этом потребителя энергии.

1. Для расчета размера оплаты за количество энергии применяются два основных показателя:

— показатель, характеризующий фактически принятое абонентом количество энергии, который может рассчитываться самостоятельно энергоснабжающей организацией;

— показатель принятой энергии, содержащийся в приборах учета энергии.

Рассчитывается размер платы за энергию в соответствии с федеральным законодательством. Так, согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что:

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

В свою очередь, согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по определенному тарифу за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

— 35% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемых в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца и 50% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

— оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

2. Применимое законодательство:

— Указ Президента РФ от 28.12.1996 N 1782;

— Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;

— Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442;

— Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294;

— Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17072/08;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф04-9315/14 по делу N А70-10164/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-5457/14 по делу N А60-47354/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6514/14 по делу N А50-23567/2013;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2014 N Ф10-3638/14 по делу N А35-7556/2011;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2014 N Ф07-7758/14 по делу N А66-1446/2014;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11909/14 по делу N А40-124097/2013;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 18АП-572/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3517-648/А70-2003;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2002 N А33-10214/99-С1-Ф02-3344/01-С2.

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

Комментарии к статье 544 ГК РФ, судебная практика применения:

В п. 3. Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» содержатся следующие разъяснения:

Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

Определение объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды по показаниям коллективных приборов учета

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016)»; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года приведен ответ на следующий вопрос (извлечение):

Вопрос 3. Вправе ли ресурсоснабжающие организации использовать для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды показания коллективных приборов учета, самостоятельно установленных ими в ветхих и аварийных объектах?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

…Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей, а не сетевой организации.

В п. 17 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016)»; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016 года, содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Поскольку ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, п. 84 Основных положений N 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией, как противоречащий ЖК РФ, и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса.

Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей организации.