Ст 7 115

▼ Отказ банка от заключения договора банковского счета

▼ Предупреждение и отказ от дистанционного обслуживания, Интернет-банкинга

▼ Замораживание (блокирование) банком денежных средств клиента

▼ Приостановление банком проведения операции по распоряжению клиента

▼ Отказ банка от проведения операции клиента

▼ Расторжение банком договора банковского счета

► Определение понятия «сомнительные операции» и акты ЦБ с их признаками

► Критерии выявления и признаки необычных сделок

► Признаки сомнительных операций в таможенном союзе, ЕАЭС

► Консультация по сомнительным операциям ВЭД

Отказ банка от заключения договора банковского счета ▲

Пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

5.2. Кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

Предупреждение и отказ от дистанционного обслуживания, Интернет-банкинга ▲

Извлечение из письма ЦБ РФ от 27 апреля 2007 г. № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)»:

При заключении кредитными организациями договоров, предусматривающих обслуживание клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) и создающих для уполномоченного лица (лиц) клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства (далее — аналог собственноручной подписи), рекомендуется исходить из следующего.

Кредитным организациям рекомендуется включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

Кредитным организациям рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.

Замораживание (блокирование) банком денежных средств клиента ▲

Подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

6) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 403-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

Приостановление банком проведения операции по распоряжению клиента ▲

Пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Отказ банка от проведения операции клиента ▲

Пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

Расторжение банком договора банковского счета ▲

Пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

5.2. Кредитные организации вправе:

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи.

(п. 5.2 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Извлечение из письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ от 31 мая 2016 г. № 12-1-11/1229 «Обобщение практики применения федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»:

3. Вправе ли кредитная организация в случае наличия двух и более в течение календарного года решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции расторгнуть все заключенные с клиентом на дату принятия последнего решения договоры банковского счета (вклада), в том числе в рамках которых операции не осуществлялись либо не признавались кредитной организацией «подозрительными»?

В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Учитывая изложенное, кредитная организация вправе расторгнуть все заключенные с клиентом договоры банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)

Федеральные законы, внёсшие изменения в 115-ФЗ:

Федеральный закон от 08.11.2011 N 308-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (последняя редакция)

Федеральный закон от 28.12.2013 N 403-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»»

Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части упрощённой идентификации)

Федеральный закон от 21.07.2014 N 213-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2019)

Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2014 N 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2015 N 403-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2015 N 407-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.12.2015 N 423-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»» (последняя редакция)

Федеральный закон от 23.06.2016 N 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»»

Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»»

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 73 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»»

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»

Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части механизма реабилитации «отказников»)

Федеральный закон от 31.12.2017 N 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части идентификации)

Федеральный закон от 18.04.2018 N 69-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»» (в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению)

Федеральный закон от 23.04.2018 N 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»

Федеральный закон от 23.04.2018 N 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»»

Федеральный закон от 27.12.2018 N 565-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц»

Федеральный закон от 18.03.2019 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов»

Федеральный закон от 18.03.2019 N 33-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»»

Федеральный закон от 03.07.2019 N 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр»

Федеральный закон от 03.07.2019 N 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 26.07.2019 N 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»»

Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.08.2019 N 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.12.2019 N 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 16.12.2019 N 438-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7.2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации физических лиц, осуществляющих и получающих почтовые переводы денежных средств»

Федеральный закон от 01.03.2020 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях»»

Федеральный закон от 07.04.2020 N 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения прав и обязанностей юридических лиц, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля»

Федеральный закон от 20.07.2020 N 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы»

Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами, а также при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. В случае, если финансовым операциям клиента — должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 — 5 пункта 1 настоящей статьи.

4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В новом нормативном акте правонарушения в сфере ПОД/ФТ содержатся в статье 30.3, состоящей из 10 частей. Каждая из этих частей предусматривает отдельное правонарушение с установленным за него наказанием.

НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Так, первая часть предусматривает вынесение предупреждения для должностных лиц, а также штраф от 20 до 50 тысяч рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ (1) и других связанных с ним документов. Под данную формулировку будут подпадать все нарушения, за исключением остальных составов, перечисленных в статье 30.3.

Вторая часть предусматривает наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

За данное правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД, полученных преступным путем, или ФТ, или представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей. Под данное правонарушение не подпадает состав, предусмотренный частью 6 этой же статьи.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ в части блокирования денежных средств или иного имущества, или приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на ИП и юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.

Помимо этого, аналогичные наказания могут быть назначены за нарушение порядка представления информации о принятых мерах по блокированию денежных средств или иного имущества; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физлиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию; о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган.

Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ИП информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов может повлечь наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Помимо этого, предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тысяч рублей предусмотрено за неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.

Часть 8 статьи 30.03 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за действия/бездействия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок. За данное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Помимо этого, данная статья предусматривает такую же ответственность за неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия ОД, полученных преступным путем, и ФТ, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса/требования уполномоченного или надзорного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30.1 проекта нового КоАП.

Статья 9 предусматривает ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном или финрынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.

В рамках данного состава предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 200 тысяч рублей.

Наконец, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда ОД, полученных преступным путем, или ФТ, если эти действия/бездействие не содержат признаков уголовно наказуемого деяния может повлечь за собой:

  • штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток для юрлиц.

НОВЫЙ КОАП

В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I «Общая часть», раздел II «Особенная часть», раздел III «Субъекты административной юрисдикции».

Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года.

Помимо этого, расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве. Так, лицо совершившее правонарушение за пределами РФ, подлежит ответственности в случае, если указанное правонарушение направлено против интересов государства.

(1) Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

1) в статье 6:

а) в пункте 1:

в подпункте 1:

в абзаце втором слова «в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности» исключить;

абзац шестой признать утратившим силу;

в подпункте 3:

абзац четвертый признать утратившим силу;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;»;

в подпункте 4:

в абзаце первом слово «сделки» заменить словом «операции»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;»;

в абзаце четвертом слова «получение или» исключить;

абзац пятый признать утратившим силу;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;»;

дополнить новым абзацем восьмым и абзацем девятым следующего содержания:

«передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;»;

абзац восьмой считать абзацем десятым;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.»;

в) в абзаце втором пункта 14 цифры «50» заменить цифрами «10»;

г) дополнить пунктами 16-18 следующего содержания:

«16. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

17. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

18. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.»;

д) абзац второй пункта 2 после слов «иным имуществом,» дополнить словами «других юридических лиц, а также физических лиц»;

е) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

1) кредитные организации — в отношении операций, указанных в подпунктах 1 — 3 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 11, 12, абзацах первом и втором пункта 13, пунктах 14, 15, 16, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг — в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 12, абзаце втором пункта 13, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

3) операторы инвестиционных платформ — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) и страховые брокеры — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

5) лизинговые компании — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

6) организации федеральной почтовой связи — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 17, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

7) ломбарды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

8) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

9) организаторы азартных игр — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

10) операторы лотерей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

11) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

12) операторы по приему платежей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

13) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

14) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

15) микрофинансовые организации — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

16) общества взаимного страхования — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

17) негосударственные пенсионные фонды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

18) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 18, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 7:

а) в подпункте 4 пункта 1:

в абзаце первом слова «в пунктах 1 — 14» заменить словами «в пунктах 1 — 14,16 — 18»;

дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

«сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности);»;

абзац шестой считать абзацем седьмым и в нем слова «идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого» заменить словами «идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых», после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» дополнить словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

абзац седьмой считать абзацем восьмым и его после слов «идентификации представителя физического или юридического лица» дополнить словами «или иностранной структуры без образования юридического лица», после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» дополнить словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

абзац восьмой считать абзацем девятым и дополнить его после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

б) в пункте 14-2 цифры «100 000» заменить цифрами «200 000»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6 и пунктом 1 статьи 75 настоящего Федерального закона. В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.»;

3) абзац второй пункта 1 статьи 75 после слов «иным имуществом,» дополнить словами «других юридических лиц, а также физических лиц».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт «д» пункта 1, подпункт «б» пункта 2 и пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункт «в» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин