Статистическая отчетность в рк

В соответствии с действующим законодательством по окончании каждого отчетного периода предприятия любой формы собственности обязаны составлять и предоставлять в государственные органы (налоговые службы и территориальные подразделения Федеральной службы государственной статистики (Росстат)) бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность.

Анализируя взаимосвязь бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, прежде всего необходимо несколько слов сказать о том, что же представляют собой бухгалтерский, статистический и налоговый учет.

Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет, что «бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности». Бухгалтерский учет позволяет осуществлять непрерывное и сплошное наблюдение за хозяйственной деятельностью отдельных предприятий и организаций в целях получения о ней текущей и итоговой информации. В бухгалтерском учете применяются все виды учетных измерителей, но самую важную роль здесь играет денежный измеритель как обобщающий. Особенностью бухгалтерского учета является то, что с помощью документов осуществляется сплошная непрерывная регистрация всех хозяйственных операций. В силу этого данные бухгалтерского учета должны быть точны и обоснованны, и потому этот вид учета имеет большое значение в обеспечении анализа достоверной информационной базой, контроля за сохранностью собственности, целесообразностью и законностью использования средств.

Статистический учет изучает массовые явления и процессы общественной жизни, он направлен на выявление закономерностей, присущих этим массовым явлениям в определенных условиях. Статистический учет позволяет исчислять как количественные, так и качественные показатели (объем производства, его динамику, фонд заработной платы, производительность труда и др.). При их установлении статистический учет применяет все виды учетных измерителей, а при обобщении отдельных данных используются показатели оперативного и бухгалтерского учета.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). Налоговый учет, в частности, предусматривает:

  • ? ведение раздельного учета по отдельным видам деятельности, доходы по которым облагаются по иной ставке, чем основная;
  • ? признание доходов и расходов организации не только методом начислений, но и кассовым методом;
  • ? специальные правила определения даты признания доходов и расходов;
  • ? включение в состав расходов отдельных затрат в пределах установлен ных норм.

Порядок ведения налогового учета, формы учетных регистров устанавливаются в учетной политике организации для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом ее руководителя. Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок их отражения для целей налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Данные налогового учета должны отражать:

  • ? порядок формирования сумм доходов, расходов и создаваемых резервов;
  • ? порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;
  • ? сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • ? сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Состав, содержание, порядок заполнения и сроки представления трех видов отчетности регламентируются различными нормативными документами и направлены на выполнение различных информационных функций по отношению к разным пользователям информации.

В частности, бухгалтерская (финансовая) отчетность по своему составу и содержанию регламентируется Законом о бухгалтерском учете, приказом Минфина России № 66н и положениями по бухгалтерскому учету. В соответствии с вышеназванными документами бухгалтерская (финансовая) отчетность наиболее полно и всесторонне отражает хозяйственную деятельность предприятия в интересах как внешних, так и внутренних пользователей учетной информации.

Как следует из содержания бухгалтерского учета, на основании его данных и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия составляют статистическую отчетность. При этом все организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять территориальным органам Росстата по месту регистрации помимо статистической также годовую бухгалтерскую отчетность. В основном это требование продиктовано требованием публичности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует отметить, что состав и формы статистической отчетности весьма существенно варьируются в зависимости от сферы деятельности предприятия.

К числу наиболее информативных в качестве дополнительных источников информации при анализе финансовой отчетности предприятия можно отнести следующие:

  • ? форма № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия»;
  • ? форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
  • ? форма № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов»;
  • ? форма № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • ? форма № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)»;
  • ? форма№ 12-ф «Сведения об использовании денежных средств»;
  • ? форма № П-2 (инвест.) «Сведения об инвестиционной деятельности»;
  • ? форма № 1-ФПГ «Сведения о деятельности финансово-промышленной группы».

Следует отметить, что статистическая отчетность предприятия является важной информационной базой для налоговых органов. В рамках информационного взаимодействия органов государственной статистики и налоговых органов разработана «Методика проведения сверки данных юридических лиц, их филиалов и приравненных к ним подразделений, представительств юридических лиц, состоящих на учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций Госкомстата России и Государственном реестре налогоплательщиков Госналогслужбы России» (Письмо Госналогслужбы России (ныне Федеральная налоговая служба — ФНС России) от 17.11.1995 № ВП-6-12/601). Информационное взаимодействие органов государственной статистики и налоговых органов призвано обеспечивать полноту и объективность информации, необходимой для характеристики налогооблагаемой базы, построения системы национальных счетов и экономических балансов.

В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ ведение налогового учета должно осуществляться предприятиями параллельно с ведением бухгалтерского учета. Однако в информационном плане между данными бухгалтерской и налоговой отчетности также существует тесная взаимосвязь. Прежде всего это проявляется в методике подтверждения данных налогового учета. В частности, подтверждением данных налогового учета служат: первичные учетные документы, регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В свою очередь аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы основан на следующих данных:

  • ? сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • ? сумма расходов, произведенных в этом периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • ? прибыль (убыток) от продаж, доходов, расходов;
  • ? прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Однако вследствие того что бухгалтерский и налоговый учет разделены, большинство показателей бухгалтерской отчетности для составления отчетов по налогам специальным образом корректируется. Кроме того, д.ля целей налогообложения момент реализации может определяться как «по отгрузке», так и «по оплате» в зависимости от принятой в организации учетной политики, а в бухгалтерском учете все обороты по реализации отражаются по моменту перехода права собственности. Все это приводит к тому, что взаимная увязка может быть применена далеко не ко всем показателям бухгалтерской и налоговой отчетности, особенно в том случае, когда учет выручки для целей налогообложения ведется «по оплате». Тем не менее многое поддается проверке как налогового инспектора, так и самого налогоплательщика, а именно:

  • ? правильность определения валюты баланса (пересчитываются все итоги по разделам актива и пассива, а также сверяются данные на начало отчетного периода с аналогичными данными на конец предыдущего периода);
  • ? правильность определения налогооблагаемой базы (рассчитывается облагаемая база по каждому налогу);
  • ? взаимоувязка показателей форм бухгалтерской отчетности (отдельные показатели проверяются на стыковку);
  • ? правильность составления налоговой и бухгалтерской отчетности на основании данных бухгалтерских регистров (алгоритм расчета того или иного налога проецируется на формы бухгалтерских регистров и путем сложения соответствующих оборотов или сальдо по счетам пересчитываются налоги в целом за отчетный период).

Учитывая, что налоговый учет в настоящее время затрагивает только налоговую базу по налогу на прибыль, лучше всего взаимосвязь показателей бухгалтерской и налоговой отчетности может быть проиллюстрирована на примере отчета о финансовых результатах, представленного в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Взаимосвязь показателей отчета о финансовых результатах и налоговой отчетности

Показатель

Бухгалтерская

отчетность

Налоговая

отчетность

Отражение на счетах бухгалтерского учета

Прибыль

(убыток)

отчетного

периода

Прибыль до налогообложения

Строка 1 справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли

Сальдо по кредиту счета 99 «прибыли и убытки» (отражается в справке со знаком «+») или сальдо по дебету счета 99 (отражается в справке со знаком «-«)

Налог на прибыль

Текущий налог на прибыль

Строка 8 расчета налога от фактической прибыли

Сумма оборотов по дебету счета 99 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»)

Таким образом, существующие формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности могут быть взаимно увязаны и содержащиеся в них показатели очень часто дополняют друг друга. Следовательно, указанные виды отчетности являются достаточно надежной информационной базой, дающей разностороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия. Это обстоятельство следует учитывать при проведении как анализа финансовой отчетности предприятия, так и комплексного экономического анализа его деятельности. Кроме того, налоговая отчетность может служить достаточно хорошей информационной основой для проведения налогового анализа с определением степени влияния изменений налоговой нагрузки на результаты деятельности предприятия.

Подготовка и сдача статистической отчетности для ИП и ТОО Казахстана

Подготовка и сдача статистической отчетности для ИП и ТОО Казахстана


Все знают, что налоговую отчетность сдавать необходимо: штрафы за непредставление отчетности довольно большие.
Но вот на статистические отчеты никогда серьезно не реагировали. Все изменилось в 2016 году с введением существенных изменений в Кодекс РК Об административных правонарушениях. Теперь предпринимателей «больно» штрафуют:

  • за представление недостоверных первичных статистических данных;
  • за несвоевременное представление первичных статистических данных;
  • за воспрепятствование в получении статистической информации и за ее искажение.

Штрафы за не сдачу статистической отчетности

Глава 27. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
Статья Суть нарушения Сумма штрафов в МРП
(1 МРП = 2 121 тенге на 2016 год)
Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес Повторно
497 Нарушение порядка представления первичных статистических данных 14 20 120 20-40-150
498 Отказ, непредставление, несвоевременное представление, сокрытие, приписки и другие искажения данных правовой статистики и специальных учетов 20
499 Нарушение порядка представления административных данных 20 30


И если с налоговыми отчетами все понятно — есть установленные сроки для разных режимов налогообложения, то со статистическими отчетами не все так просто.
Во-первых, существуют различные виды статистической отчетности, которые группируются по видам деятельности и периодичности.

Статистические формы приведены на сайте www.stat.gov.kz

Во-вторых, даже если вы знаете свой вид деятельности и разбираетесь в периодах, что несложно, невозможно точно угадать, надо вам сдавать в этом периоде статистический отчет или нет.
Для того, чтобы узнать точно, необходимо ввести свой ИИН (для ИП) или БИН (для ТОО) в специальное окошко на сайте статистики.

Форма поиска справа на сайте www.stat.gov.kz

Статистическую отчетность можно сдавать на бумажных носителях и электронно.

  • Бумажный носитель заполняете от руки, бланки можете скачать с сайта статистики или получить в Департаменте статистики своего города.
  • Чтобы сдавать отчеты в электронном виде, вам понадобится ЭЦП и специальная программ на компьютер.

Вроде все. Помните о штрафах!

Статья 497. Нарушение порядка представления первичных статистических данных.
Штраф для малого бизнеса — 14 МРП (1 МРП = 2 121 тенге на 2016 год) = 29 694 тенге, среднего — 20 МРП = 42 420 тенге, крупного — 120 МРП = 254 520 тенге.

Повторно: для малого бизнеса — 20 МРП (1 МРП = 2 121 тенге на 2016 год) = 42 420 тенге, среднего — 40 МРП = 84 840 тенге, крупного — 150 МРП = 318 150 тенге.

Статья 498. Отказ, непредставление, несвоевременное представление, сокрытие, приписки и другие искажения данных правовой статистики и специальных учетов.

20 МРП = 42 420 тенге.

Статья 499. Нарушение порядка представления административных данных.

20 МРП = 42 420 тенге, повторно — 30 МРП = 63 630 тенге.

Если у вас несколько видов деятельности, то отчитываться придется сразу по всем! Даже если по этим видам деятельности вы не оказываете услуг.

Если вам не хочется разбираться в статистических отчетах
Вы хотите заниматься бизнесом, а не копаться в бумажках
Вы уже «попали» на штрафы от органа статистики
ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ!

В нашей бухгалтерской компании KazInvoice Расчётно-бухгалтерская служба за вами будет закреплен специальный сотрудник, которая несет 100% материальную ответственность за каждый статистический отчет.

C вами будет работать

Резиденты Российской Федерации, осуществляющие взаимную торговлю с государствами, которые являются членами Евразийского экономического союза, обязаны представлять в Федеральную таможенную службу (ФТС) отчет «Статистическая форма учета перемещения товаров» (утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329). Под взаимной торговлей понимается отгрузка товаров в страны ЕАЭС и получение товаров из этих стран.

Абоненты «1С-Отчетности» могут отправить статистическую форму в ФТС из программ 1С напрямую. Для этого необходимо подключить направление «ФТС» в настройках «1С-Отчетности» и зарегистрироваться на портале Федеральной таможенной службы.

Подключение ФТС в настройках «1С-Отчетности»

Нажмите кнопку «Подключение к 1С-Отчетности» в справочнике «Организации» (рис. 1).

Рис. 1

Установите флажки «Изменение состава органов, в которые отправляется отчетность» и «ФТС», затем нажмите кнопку «Далее» (рис. 2). Подробнее об изменении настроек подключения см. в статье «Продление и изменение настроек подключения: общие сведения».

Рис. 2

Отправьте заявление на изменение настроек подключения к «1С-Отчетности» (рис. 3).

Рис. 3

Новое подключение к «1С-Отчетности»

При создании нового заявления на подключение к «1С-Отчетности» щелкните по гиперссылке рядом с надписью «Гос. органы» и установите флажок «ФТС» (рис. 4). В остальном выполняется стандартный процесс подключения к «1С-Отчетности». Подробнее об этом см. в статье «Подключение к сервису «1С-Отчетность (new)».

Рис. 4

Регистрация на портале ФТС

Для представления статистической формы учета перемещения товаров в ФТС зарегистрируйтесь на портале ФТС:

  1. откройте сайт Федеральной таможенной службы по адресу: www.customs.ru (рис. 5);
  2. перейдите по ссылке «Представление статистической формы» (рис. 5) – откроется страница «Статистическое декларирование» (рис. 6), необходимо пройти регистрацию.

Рис. 5

Рис. 6

При этом на указанный электронный адрес приходит письмо со ссылкой, по которой необходимо завершить регистрацию в Личном кабинете участника ВЭД (рис. 7). В будущем для входа в Личный кабинет будут использоваться логин и пароль, указанные при регистрации (см. рис. 19).

Рис. 7

Ручное заполнение статистической формы учета перемещения товаров

Статистическая форма учета перемещения товаров заполняется вручную в случае отгрузки товаров в страны ЕАЭС. Если форму необходимо заполнить при поступлении товаров из стран ЕАЭС, это можно сделать на основании документа «Заявление о ввозе товаров» (см. ниже).

Для создания и заполнения статистической формы (рис. 8):

  1. Нажмите кнопку «Создать» в форме «1С-Отчетность». При этом появляется форма с выбором регламентированных отчетов.
  2. Для группировки отчетов по получателям нажмите кнопку «По получателям» и в папке «ФТС» выберите отчет «Статистическая форма учета перемещения товаров».
  3. Нажмите кнопку «Выбрать».

Рис. 8

Заполните статистическую форму, для ее сохранения нажмите кнопку «Записать» (рис. 9).

Рис. 9

Заполнение статистической формы на основании Заявления о ввозе товаров

Если в программе «1С:Бухгалтерия 8» при регистрации поступления товаров из стран ЕАЭС создан документ «Заявление о ввозе товаров» (меню «Покупки» – «Заявления о ввозе товаров»), то статистическую форму учета можно создать на основании указанного документа. Для этого используйте ссылку «Сдать в ФТС» (рис. 10).

Рис. 10

Проверка отчета в Интернете

Перед отправкой отчета в ФТС рекомендуется выполнить его проверку на правильность и полноту заполненных данных. Для этого нажмите кнопку «Проверка» и выберите пункт «Проверить в Интернете» (рис. 11).

Рис. 11

После проверки появляется протокол проверки (рис. 12). Если ошибки не обнаружены, отчет можно отправить.

Рис. 12

Отправка отчетности в ФТС из «1С-Отчетности»

После заполнения статистической формы в программе ее необходимо сохранить (кнопка «Записать») и нажать кнопку «Отправить» (рис. 13). При этом появляется форма подтверждения отправки, в ней необходимо установить флажок «Подтверждаю, что отчет заполнен полностью и корректно» и нажать кнопку «Отправить».

Для отправки могут потребоваться логин и пароль, указанные при регистрации на портале ФТС (рис. 14).

Рис. 13

Рис. 14

Отслеживать состояние отправки отчета можно в форме «1С-Отчетность» в колонке «Состояние» (рис. 15). Для обновления состояния отправки отчетов используйте кнопку «Обновить». Когда отчет будет принят, статус изменится на «Сдано».

Рис. 15

Щелкните по гиперссылке статуса «Сдано», чтобы просмотреть протокол о сдаче (рис. 16).

Рис. 16

Отправка отчетности в ФТС из Личного кабинета на портале ФТС

Представить статистическую форму можно также в Личном кабинете на портале ФТС. Чтобы это сделать, подготовьте отчет в программе «1С:Бухгалтерия 8» и выгрузите его в файл (рис. 17).

Рис. 17

Рис. 18

Для входа в Личный кабинет используйте логин и пароль, указанные при регистрации на портале (рис. 19).

Рис. 19

Для загрузки и отправки файла с отчетностью щелкните по ссылке «Загрузить новую статистическую форму (или несколько) из XML-файла» и выберите файл выгрузки (рис. 20).

Рис. 20

Подписание отчета выполняется в момент отправки (рис. 21). При этом может использоваться сертификат «1С-Отчетности».

Рис. 21

Статус отчета изменится, когда ФТС проверит и примет отчет (рис. 22).

Рис. 22

Загрузка и отправка статистической формы, подготовленной во внешней программе

Нажмите кнопку «Загрузить» – «Файл для отправки» и выберите файл выгруженного отчета, подготовленного в другой программе (рис. 23).

Рис. 23

При этом появится форма «Загруженный отчет (создание)», в которой необходимо проверить правильность заполнения реквизитов отчета и нажать кнопку «Отправить» для отправки отчета в ФТС (рис. 24).

Рис. 24

Отслеживать состояние отправки отчета можно в форме «1С-Отчетность» (как и для отчетов, подготовленных в программе «1С:Бухгалтерия 8»).