Статья 264 таможенного кодекса евразийского экономического союза

Статья 264. Временный ввоз транспортных средств для личного пользования

1. Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

2. Положения пунктов 1 и 4 настоящей статьи не применяются в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, и не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, временно ввозимых на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Временный ввоз на таможенную территорию Союза указанных транспортных средств для личного пользования допускается на срок предоставления указанным физическим лицам привилегий в государстве пребывания, подтверждаемый в соответствии с законодательством этого государства.

В случае продления указанного срока срок временного ввоза на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования продлевается таможенным органом по обращению лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на период такого продления.

3. Временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, за исключением транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза, допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

4. Временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

Для целей применения настоящего пункта под вторым и последующими транспортными средствами для личного пользования понимаются транспортные средства для личного пользования того же типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно), что и транспортное средство для личного пользования, ранее временно ввезенное на таможенную территорию Союза и не вывезенное с таможенной территории Союза.

5. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса.

До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом.

По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей.

В случае изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста в соответствии с законодательством государств-членов течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования приостанавливается.

В случае принятия решения об отмене изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования возобновляется с даты вступления такого решения в законную силу, за исключением случаев, когда изъятие либо наложение ареста на такие транспортные средства для личного пользования было связано с нарушением условия передачи декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, в отношении которых до истечения срока, указанного в пункте 1 или пункте 2 настоящей статьи, не совершены действия, предусмотренные настоящим пунктом, задерживаются таможенным органом государства-члена, на территории которого находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда до такого задержания наступили обстоятельства, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 268 настоящего Кодекса.

6. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут быть переданы декларантом иному лицу, в том числе лицу, которому такое транспортное средство принадлежит на праве собственности, в случаях и на условиях, которые установлены настоящей статьей.

7. Допускается передача временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если такие транспортные средства для личного пользования передаются:

1) физическим лицам, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, – после осуществления таможенного декларирования в целях временного ввоза на таможенную территорию Союза таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача;

2) лицам, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, – после осуществления таможенного декларирования в целях свободного обращения таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача.

8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, – его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – иным иностранным физическим лицам;

4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования – капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, – иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

9. С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:

1) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – физическому лицу государства-члена при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса;

2) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.

10. Форма разрешения таможенного органа, указанного в абзаце первом пункта 9 настоящей статьи, и порядок его выдачи таможенным органом определяются Комиссией.

11. Физические лица, которым временно ввезенное транспортное средство для личного пользования было передано на условиях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не вправе передавать такое транспортное средство на таможенной территории Союза иным лицам, за исключением декларанта.

12. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 – 9 настоящей статьи, допускается после осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения.

В случае выявления фактов передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 – 9 настоящей статьи, до осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения такие транспортные средства задерживаются таможенными органами государства-члена, на территории которого выявлены указанные нарушения и находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

13. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иному лицу в случаях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не освобождает декларанта от обязанности соблюдать требования, установленные настоящей статьей, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза таких транспортных средств для личного пользования.

Краснодарская таможня информирует, что в соответствии с пунктом 6 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) временно ввезенные транспортные средства для личного пользования (далее – ТСЛП) должны находиться на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в фактическом владении и пользовании декларанта. Передача декларантом временно ввезенного ТСЛП иному лицу допускается в случаях и на условиях, установленных статьей 264 ТК ЕАЭС.

Согласно положениям пунктов 5 и 6 статьи 268 ТК ЕАЭС в случае передачи временно ввезенных ТСЛП иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС в отношении таких ТСЛП подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 9 статьи 268 ТК ЕАЭС установлено, что в случае передачи временно ввезенных ТСЛП иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС такие лица несут с декларантом ТСЛП солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

К лицам, несущим с декларантом ТСЛП солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе относятся лица, которым временно ввезенные ТСЛП переданы для последующей утилизации.

На основании изложенного, обращаем Ваше внимание на то, что в случае получения на утилизацию либо осуществления действий по утилизации временно ввезенных ТСЛП утилизирующая организация несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней с декларантом временно ввезенного ТСЛП.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении декларантом временно ввезенного ТСЛП обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок в отношении декларанта и утилизирующей организации, как лица несущего солидарную обязанность, таможенный орган будет принимать меры по взысканию таможенных платежей, пеней в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ЕАЭС

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров

Статья 285. Особенности пересылки товаров в международных почтовых отправлениях

1. Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях следующих товаров:

1) товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
2) товары, не подлежащие пересылке в международных почтовых отправлениях, перечень которых определяется Комиссией.

2. Международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Законодательством государств-членов может быть установлено, что назначенный оператор почтовой связи в порядке, установленном в соответствии с таким законодательством, представляет в таможенный орган информацию о документах, удостоверяющих личность физического лица — получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Статья 286. Особенности совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

1. При прибытии международных почтовых отправлений на таможенную территорию Союза или их убытии с таможенной территории Союза представляемые перевозчиком таможенному органу сведения о перемещаемых международных почтовых отправлениях ограничиваются следующими сведениями, содержащимися в документах, сопровождающих международные почтовые отправления при их перевозке, определенных актами Всемирного почтового союза:

1) наименование мест (учреждений) международного почтового обмена, являющихся отправителем и получателем международных почтовых отправлений;
2) вес брутто международных почтовых отправлений (в килограммах);
3) количество грузовых мест.

2. Сведения о наличии в международных почтовых отправлениях товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, представляются перевозчиком таможенному органу в случае, если перевозчик располагает такой информацией.
3. Аэрограммы, письма, почтовые карточки и отправления для слепых перемещаются через таможенную границу Союза с разрешения таможенного органа без таможенного декларирования и помещения под таможенные процедуры.
4. Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Места (учреждения) международного почтового обмена определяются в соответствии с законодательством государств-членов.
Информация о местах (учреждениях) международного почтового обмена направляется таможенными органами в Комиссию для формирования общего перечня мест (учреждений) международного почтового обмена и его размещения на официальном сайте Союза в сети Интернет.
5. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
Меры по вывозу с таможенной территории Союза указанных товаров принимаются назначенным оператором почтовой связи государства-члена, на территории которого находится место (учреждение) международного почтового обмена, если иные лица не определены международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
6. В случае выявления в месте (учреждении) международного почтового обмена несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза и доводит его до сведения назначенного оператора почтовой связи.
7. В случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с такой территории товаров, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
8. При таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве пассажирской таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи и (или) установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, — в качестве декларации на товары.
9. Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

1) в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
2) в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.

10. Законодательством государств-членов могут устанавливаться случаи и условия, когда документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также в соответствии с таможенной процедурой реимпорта — товаров, вывезенных с таможенной территории Союза в международных почтовых отправлениях и не врученных получателям.
11. При использовании в качестве декларации на товары или пассажирской таможенной декларации документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, подача такой таможенной декларации не сопровождается представлением ее электронного вида, если иное не установлено законодательством государства-члена.
Законодательством государств-членов может быть установлено, что при использовании документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары или пассажирской таможенной декларации информация, представленная в электронном виде назначенным оператором почтовой связи о пересылаемых товарах, содержащая сведения, подлежащие указанию в декларации на товары или пассажирской таможенной декларации, может быть использована в качестве электронного вида такой декларации на товары или пассажирской таможенной декларации.
12. Международные почтовые отправления подлежат помещению назначенным оператором почтовой связи на временное хранение в месте (учреждении) международного почтового обмена не позднее 2 календарных дней после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита в случае, если в отношении товаров, пересылаемых в таких международных почтовых отправлениях, не совершены таможенные операции по их таможенному декларированию либо отказано в выпуске таких товаров.
13. Таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.
14. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, ввезенные на таможенную территорию Союза, подлежащие возврату отправителю, вывозятся с такой территории с разрешения таможенного органа без таможенного декларирования и помещения под таможенные процедуры.
Для получения разрешения таможенного органа на вывоз с таможенной территории Союза товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, назначенный оператор почтовой связи представляет таможенному органу возвращаемое международное почтовое отправление, на оболочке которого указана причина возврата, и документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие такое международное почтовое отправление.
15. Товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, вывезенные с таможенной территории Союза и не врученные получателю, ввозятся на таможенную территорию Союза с разрешения таможенного органа без таможенного декларирования при условии сохранения целостности упаковки, в которой такие товары были вывезены с таможенной территории Союза.
Для получения разрешения таможенного органа на ввоз на таможенную территорию Союза товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, назначенный оператор почтовой связи представляет таможенному органу возвращаемое международное почтовое отправление, на оболочке которого указана причина возврата, и документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие такое международное почтовое отправление.
16. Порожняя почтовая тара перемещается через таможенную границу Союза с разрешения таможенного органа без таможенного декларирования и помещения под таможенные процедуры.
Для получения разрешения таможенного органа на перемещение через таможенную границу Союза порожней почтовой тары назначенный оператор почтовой связи представляет таможенному органу документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие порожнюю почтовую тару.
17. В случае отказа в выпуске товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в связи с выявлением фактов расхождения сведений о товарах, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления и используемых в качестве пассажирской таможенной декларации, с фактически пересылаемыми товарами, если такие расхождения не привели к неприменению в отношении фактически пересылаемых товаров запретов и ограничений, такие международные почтовые отправления подлежат возврату отправителю в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей статьи, если в отношении таких товаров не подана декларация на товары или пассажирская таможенная декларация.
18. Разрешение таможенного органа на перемещение через таможенную границу Союза товаров, указанных в пунктах 14 — 17 настоящей статьи, оформляется путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на документах, указанных в пунктах 14 — 16 настоящей статьи.

Статья 287. Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении международных почтовых отправлений

1. Таможенная процедура таможенного транзита применяется в отношении:

1) ввезенных на таможенную территорию Союза международных почтовых отправлений:

при их перевозке из места прибытия до места (учреждения) международного почтового обмена либо до места убытия;
для их перевозки между местами (учреждениями) международного почтового обмена.

2) вывозимых с таможенной территории Союза международных почтовых отправлений, содержащих товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, или товары, указанные в пункте 5 статьи 286 настоящего Кодекса, при их перевозке от места (учреждения) международного почтового обмена до места убытия.

2. Международные почтовые отправления помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
3. При помещении международных почтовых отправлений под таможенную процедуру таможенного транзита перечень документов, в том числе предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, используемых в качестве транзитной декларации, определяется Комиссией.
При использовании в качестве транзитной декларации документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, подача такой транзитной декларации не сопровождается представлением ее электронного вида.
4. При помещении международных почтовых отправлений под таможенную процедуру таможенного транзита размер обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов определяется как сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленная в фиксированном размере — 4 евро за 1 килограмм веса брутто международных почтовых отправлений. При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).
5. При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не обеспечивается в следующих случаях:

1) декларантом выступает назначенный оператор почтовой связи;
2) международные почтовые отправления подлежат доставке в место (учреждение) международного почтового обмена.

6. В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 5 настоящей статьи, назначенный оператор почтовой связи государства-члена, на территории которого находится место (учреждение) международного почтового обмена, являющееся местом доставки, несет солидарную обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений с декларантом международных почтовых отправлений, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
7. При наступлении обстоятельства, указанного в пункте 5 статьи 153 настоящего Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, установленном пунктом 4 настоящей статьи для расчета обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).

Статья 288. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов у назначенного оператора почтовой связи в отношении международных почтовых отправлений при их размещении в зоне таможенного контроля места (учреждения) международного почтового обмена, срок их уплаты и исчисление

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений возникает у назначенного оператора почтовой связи с момента размещения международных почтовых отправлений в зоне таможенного контроля места (учреждения) международного почтового обмена.
2. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений прекращается у назначенного оператора почтовой связи при наступлении следующих обстоятельств:

1) выдача товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, их получателю в связи с выпуском товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
2) возврат товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, их отправителю в соответствии с пунктом 14 или пунктом 17 статьи 286 настоящего Кодекса;
3) исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
4) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты международных почтовых отправлений вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих международных почтовых отправлений в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих международных почтовых отправлений наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
5) конфискация или обращение товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
6) задержание таможенным органом товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса;
7) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

3. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
4. При наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений считается:

1) в случае утраты международных почтовых отправлений, за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, — день утраты международных почтовых отправлений, а если такой день не установлен, — день обнаружения такой утраты;
2) в случае выдачи международных почтовых отправлений получателю до выпуска таможенным органом товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — день их выдачи получателю, а если такой день не установлен, — день обнаружения такой выдачи.

5. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, установленном пунктом 4 статьи 287 настоящего Кодекса для расчета обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).

Статья 340. Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, – требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

2. Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

3. Установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.

4. При проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган запрашивает документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных статьей 326 настоящего Кодекса случаев, когда документы и (или) сведения запрашиваются в соответствии с настоящей статьей.

5. Запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.

Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.

Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.

В случае если представленные документы составлены на ином языке, чем государственный язык государства-члена, таможенным органом которого запрошены документы, лица, их представившие, обязаны по требованию должностного лица таможенного органа обеспечить перевод указанных документов.

6. Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

7. Таможенные органы вправе запрашивать и получать от государственных органов государств-членов, а также от иных организаций государств-членов документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии с законодательством государств-членов.

8. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов от банков и небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и (или) сведения о денежных операциях по осуществляемым сделкам.

Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Глава 46 Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, и их применение

Статья 338. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с настоящим Кодексом применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля:

1) проводить устный опрос;

2) запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;

3) назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;

4) осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;

5) использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;

6) применять таможенное сопровождение;

7) устанавливать маршрут перевозки товаров;

8) вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций;

9) привлекать специалиста;

10) привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;

11) требовать совершение грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств;

12) осуществлять таможенное наблюдение;

13) проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров;

14) иные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

2. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.

3. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются в соответствии с настоящей главой, а назначение проведения таможенной экспертизы — в соответствии с главой 53 настоящего Кодекса.

Статья 339. Устный опрос

Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса.

Статья 340. Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, — требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

2. Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

3. Установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.

4. При проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган запрашивает документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных статьей 326 настоящего Кодекса случаев, когда документы и (или) сведения запрашиваются в соответствии с настоящей статьей.

5. Запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.

Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.

Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.

В случае если представленные документы составлены на ином языке, чем государственный язык государства-члена, таможенным органом которого запрошены документы, лица, их представившие, обязаны по требованию должностного лица таможенного органа обеспечить перевод указанных документов.

6. Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

7. Таможенные органы вправе запрашивать и получать от государственных органов государств-членов, а также от иных организаций государств-членов документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии с законодательством государств-членов.

8. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов от банков и небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и (или) сведения о денежных операциях по осуществляемым сделкам.

Статья 341. Идентификация товаров, документов, транспортных средств, а также помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. К средствам идентификации относятся пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров.

Порядок применения средств идентификации, используемых таможенными органами, и предъявляемые к ним требования устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

3. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок применения способов идентификации, используемых таможенными органами, в том числе порядок применения способов идентификации, предусмотренных статьями 167, 180, 192, 206 и 214 настоящего Кодекса.

4. В качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.

5. Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В указанных случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Изменение, удаление, уничтожение или замена средств идентификации таможенным органом оформляется путем составления акта об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации, форма которого определяется Комиссией, либо проставлением отметок об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.

Статья 342. Использование технических средств таможенного контроля, иных технических средств, водных и воздушных судов таможенных органов

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства.

Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

2. Технические средства таможенного контроля должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

3. Комиссия вправе принимать рекомендации по типовым техническим требованиям к отдельным техническим средствам таможенного контроля, используемым таможенными органами.

4. Технические средства таможенного контроля могут использоваться таможенными органами при проведении иных видов государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами, в соответствии с законодательством государств-членов.

5. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов в целях проведения таможенного контроля устанавливается законодательством государств-членов.

Статья 343. Таможенное сопровождение

1. Таможенные органы применяют таможенное сопровождение в целях обеспечения перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

2. Таможенное сопровождение заключается в сопровождении транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, или транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

3. Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов либо организациями, определенными в соответствии с законодательством государств-членов.

4. Таможенные органы вправе применять таможенное сопровождение:

1) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в следующих случаях:

непредоставление в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо предоставление обеспечения исполнения такой обязанности в размере меньшем, чем размер, определенный в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса;

иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право Союза, и (или) законодательства государств-членов;

2) при перевозке иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

5. Положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи не применяются, если декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выступает уполномоченный экономический оператор, имеющий свидетельство первого или третьего типа.

6. В случае принятия таможенным органом решения о применении таможенного сопровождения таможенный орган информирует перевозчика о принятии такого решения и организует таможенное сопровождение не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.

7. При таможенном сопровождении транспортных средств по территории только одного государства-члена порядок организации таможенного сопровождения устанавливается законодательством этого государства-члена.

8. При таможенном сопровождении транспортных средств по территориям двух и более государств-членов порядок организации таможенного сопровождения определяется международным договором в рамках Союза.

9. Для целей применения абзаца третьего подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи обмен информацией о вступивших в законную силу постановлениях о привлечении перевозчика к административной ответственности за невыполнение им обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и их исполнении осуществляется в соответствии с международным договором в рамках Союза.

Статья 344. Маршрут перевозки товаров

1. Маршрут перевозки товаров устанавливается таможенными органами в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

2. Маршрут перевозки товаров устанавливается в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, либо в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

3. Маршрут перевозки товаров устанавливается при перевозке товаров автомобильным и водным транспортом, за исключением перевозки иностранных товаров водными судами, в том числе судами смешанного (река — море) плавания, между морскими портами государства-члена и (или) государств-членов без захода во внутренние водные пути государства-члена и (или) государств-членов.

4. Маршрут перевозки товаров, установленный в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, устанавливается таможенным органом отправления исходя из сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

5. Изменение маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, перевозчиком допускается с разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования, которое доводится до сведения перевозчика в электронной или письменной форме.

6. В случае установления маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых по территории только одного государства-члена, таможенными органами могут использоваться информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров.

7. Порядок совершения таможенных операций, связанных с установлением, изменением и соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, определяется Комиссией, а в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, — законодательством государств-членов.

Статья 345. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций

1. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций.

2. Порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

3. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенные органы ведут учет декларантов, а также случаи и порядок ведения такого учета.

Статья 346. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных действий незаинтересованного в результатах таких действий специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств таможенного контроля.

Законодательством государств-членов может устанавливаться, что такие специалисты привлекаются по решению таможенного органа, оформляемому в соответствии с таким законодательством.

2. Привлечение лица в качестве специалиста при проведении таможенного контроля осуществляется на договорной основе.

3. Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением действий, в которых он принимает участие;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, их содержание и результаты.

5. Специалист не должен разглашать, использовать в иных целях, передавать третьим лицам полученную им информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также иную конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении деятельности и (или) товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. В иных случаях оплата таких услуг осуществляется за счет средств бюджета государства-члена, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 347. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Законодательством государств-членов может устанавливаться, что такие специалисты или эксперты привлекаются по решению таможенного органа, оформляемому в соответствии с таким законодательством.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов государств-членов, не должны разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов, если выполненная ими по поручению таможенных органов работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 346 настоящего Кодекса.

Статья 348. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 349. Таможенное наблюдение

Должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу Союза и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.

Статья 350. Проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров

1. В целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов, таможенные органы проводят проверку:

1) наличия системы учета товаров, соответствующей установленным требованиям, у лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и у лиц, включенных в такие реестры;

2) ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и лицами, владеющими и (или) пользующимися товарами, помещенными под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета товаров.

2. Порядок проведения проверки наличия системы учета товаров, соответствующей установленным требованиям, и ведения учета товаров устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.

РАЗДЕЛ VII

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

к оглавлению документа