Статья 6 КоАП РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 177-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Штатнова Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав примечанием к статье 1.5 и статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.В. Штатнов оспаривает конституционность примечания к статье 1.5 (Презумпция невиновности) и статьи 2.6.1 (Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств) КоАП Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1621-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Долженкова Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями части 3 статьи 1.5, примечания к статье 1.5, статьи 2.6.1, части 3.1 статьи 4.1 и части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.В. Долженков оспаривает конституционность следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, примененных Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Московской области в его конкретном деле: части 3 статьи 1.5 и примечания к статье 1.5 «Презумпция невиновности», статьи 2.6.1 «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», части 3.1 статьи 4.1 «Общие правила назначения административного наказания» и части 3 статьи 28.6 «Назначение административного наказания без составления протокола».

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1286-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк «Транспортный» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2.6.1 и частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В-пятых, по смыслу статей 1.5, 2.6.1, 4.1 и 28.6 КоАП Российской Федерации административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств представляет собой не что иное, как определенное изъятие из принципа презумпции невиновности. Не случайно в Примечании к статье 1.5 КоАП Российской Федерации специально оговаривается, в частности, что общее требование Кодекса, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 391-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 1.5, примечанием к статье 1.5 и статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.В. Петров оспаривает конституционность части 3 статьи 1.5 «Презумпция невиновности» и примечания к данной статье, а также статьи 2.6.1 «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств» КоАП Российской Федерации.

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Статья 6.1.1. Побои

Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 6.3.1. Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения

Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Статья 6.9.1. Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Статья 6.11. Занятие проституцией

Статья 6.12. Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ

Статья 6.14. Утратила силу

Статья 6.15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

Статья 6.16.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ

Статья 6.17. Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Статья 6.18. Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним

Статья 6.19. Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей

Статья 6.20. Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов

Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних

Статья 6.22. Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Статья 6.26. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия

Статья 6.27. Распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения

Статья 6.28. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий

Статья 6.29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Статья 6.31. Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов

Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

Статья 6.33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

Статья 6.34. Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных

Статья 6.35. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления

Статья 6.36. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

В отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона, главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

<Письмо> Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32 «О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи со вступлением в силу Федерального закона N 380-ФЗ»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи со вступлением в силу 31 мая 2010 года Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и в целях обоснованного применения должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), регулирующих порядок проведения административного расследования после выявления административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разъясняет следующее.

Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 21.05.2013) «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

Напоминаем водителям автомобилей, что согласно п. 9.8 Правил дорожного движения с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар. Это правило действует круглосуточно, то есть и в светлое время суток. Цель требования о включении огней — дополнительно обозначать транспортное средство в условиях недостаточной видимости в осенне-зимний период и предотвращать тем самым возникновение ДТП.

Стоит отметить, что согласно п. 1.10 Правил дорожного движения дневные ходовые огни — это внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные спереди этого средства и предназначенные для улучшения видимости железного коня во время его движения в светлое время суток.

В вопросе о привлечении к ответственности за нарушение требования п. 9.8 Правил дорожного движения единодушия нет.

На практике отдельные представители правоохранительных органов ссылаются на норму ч. 2 ст. 122 КоАП. Она устанавливает административную ответственность, в частности, за пользование внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов. Санкция — штраф в размере 425 грн или 50 штрафных баллов. Впрочем, судебная практика дает основания считать по-другому. Скажем, в постановлении Ужгородского горрайонного суда Закарпатской области от 21.06.2017 г. по делу № 308/3327/17 указано, что ч. 2 ст. 122 КоАП не предусматривает ответственность за нарушение водителями транспортных средств правил пользования предупредительными сигналами в случаях, предусмотренных п. 9.8 Правил дорожного движения.

Существует также точка зрения, что за указанное нарушение следует штрафовать на основании ст. 121 КоАП. Она устанавливает ответственность за управление водителем транспортным средством, имеющим неисправности внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, а также за управление водителем транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров, которое имеет указанные неисправности. Косвенно такую позицию подтверждает, скажем, постановление Киево-Святошинского районного суда Киевской области от 05.03.2018 г. по делу № 369/1025/18.

Третья точка зрения на эту ситуацию заключается в том, что логично привлечение водителей к ответственности на основании ст. 125 КоАП — как за нарушение Правил дорожного движения, не предусмотренное иными статьями КоАП. А тянет такое административное нарушение взыскание в форме предупреждения. Это подтверждает и постановление Каховского горрайонного суда Херсонской области от 30.11.2016 г. по делу № 658/3286/16-а. Им был удовлетворено административный иск водителя к полицейскому об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 122 КоАП. Этот суд указал, что дневные ходовые огни — это внешние световые приборы и с точки зрения Правил дорожного движения они — предупредительные сигналы. Требования к их включению содержатся в главе 9 Правил «Предупредительные сигналы», а не в разделе 19 «Пользование внешними световыми приборами». Таким образом, за отключенный за пределами населенного пункта с 01 октября до 01 мая дневной ходовой огонь или ближний свет наступает ответственность по ст. 125 КоАП. А в понимании ч. 2 ст. 122 КоАП ответственность наступает в случае нарушения водителями транспортных средств правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами именно при начале движения или изменении его направления, что предусмотрено п.п. 9.2, 9.7 Правил дорожного движения.

В любом случае, требование п. 9.8 Правил дорожного движения звучит однозначно и должно выполняться всеми водителями. Ведь цель у этого предписания одна — повышение уровня безопасности на дорогах.

Новая редакция Ст. 12.1 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечания: Утратили силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Комментарий к Статье 12.1 КоАП РФ

Объектом административного правонарушения являются правила эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся техническое состояние и оборудование транспортных средств, обязательный государственный технический осмотр, регистрация транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра. Незарегистрированным считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ. Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные сроки. Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортных средств.

3. Субъектами административного правонарушения являются водители транспортных средств, руководители и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 12.1, данная статья подразделилась на 2 самостоятельных правонарушения:

— управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (штраф в размере 100 рублей);

— управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (штраф в размере 200 рублей).

Изменилось и примечание к данной статье. Теперь примечание состоит из двух частей, причем первая из них в точности повторяет первую часть бывшего примечания, а вторая часть совершенно новая и говорит о том, что «порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом», а не Правительством РФ, как это было ранее. Но до принятия соответствующего федерального закона порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра пока будут устанавливаться Правительством РФ.

Другой комментарий к Ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом административного правонарушения являются установленные Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» правила эксплуатации транспортных средств. К их числу относятся регистрация транспортных средств (ст.15 Закона), техническое состояние и оборудование транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения (ст.16 Закона), обязательный государственный технический осмотр (ст.17 Закона), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии (ст.18 Закона).

Предметом административного правонарушения являются автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные (автогрейдеры, асфальтоукладчики, автопогрузчики, автокраны) и иные машины, трамваи, троллейбусы.

В зависимости от используемой энергии двигатели могут быть внутреннего сгорания, электрическими (электрокар), газогенераторными и др.

Транспортное средство, не оборудованное двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), к предметам данного правонарушения не относятся.

2. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра.

Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства.

Не зарегистрированным в установленном порядке считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД или иных органах, определяемых Правительством РФ, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или пяти суток после его приобретения или таможенного оформления.

Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные для этого сроки.

Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством РФ (см. Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г.).

Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.

Сроки государственного технического осмотра поставлены в зависимость от вида транспортного средства и года его выпуска:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — два раза в год;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в пп. «а»), — один раз в год.

При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.

3. Субъектами административного правонарушения являются водители транспортных средств (автомобилей, тракторов, иных самоходных машин, трамваев и троллейбусов, других механических транспортных средств) независимо от их принадлежности, руководители и иные должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

4. Нарушение образует формальный состав, поэтому форма вины (умысел или неосторожность) на назначение размера наказания не влияет.