Структура Новгородской демократии

Новгородская и Псковская феодальные республики:

Великий Новгородявлялся наиболее древним городом России и есть основание полагать, что центром древнейшего княжества — Славии. Образовавшаяся впоследствии Новгородско-Псковская земля граничила с Полоцкой и Смоленской землями на западе, Ростово-Суздальским княжеством на юге, с севера омывалось водами Онежского и Ладожского озер, и Финского залива. Местное население эксплуатировало путем взимания дани.

Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к тому, что в экономическом отношении он явился центром внешней и внутренней торговли. Этот же фактор усложнял внешнеполитическое положение Новгорода. Приходилось вести постоянную борьбу против агрессии немецких, шведских и датских интервентов. Несмотря на то, что на Неве (1240 г.) и на Чудском озере (1242 г.) они были разгромлены, борьба продолжалась и в XIV-XV вв.

Новгород платил дань монголо-татарам, хотя во время нашествия не был ими захвачен.

В XIII веке Новгородская феодальная республика уступает свои позиции (Яжлобинский договор 1456 г.), а после разгрома новгородского ополчения на Шелони (1471 г.) теряет самостоятельность и переходит в подчинение Московскому княжеству (1478 г.).

Псков в XII веке представлял собой значительный город с большим населением. В XIV веке вел борьбу с Новгородом за независимость, приглашал к себе князей не считаясь с мнением Новгорода.

В 1348 году Новгород признал политическую независимость Пскова.

Тенденции экономического и политического развития, внешнеполитическое положения Пскова были сходны с Новгородом. Поэтому отдельно останавливаться на особенностях становления и развития Пскова нет необходимости. Уже в XV веке Псков, как и Новгород попадает под влияние Москвы.

С 1462 года наместники великого московского князя посылаются в Псков без согласования с вече. В 1510 году Псков вошел в состав единого Русского государства.

Общественное и экономическое развитие Новгорода имело свои особенности:

  1. развитие крупного боярского землевладения происходило быстрее, чем в остальных регионах. В значительной мере этому способствовала жестокая эксплуатация населения, населяющего покоренные территории. Значительную часть земли захватила церковь. Княжеский домен здесь не сложился, боярство из дружинников также не сформировалось.

  2. достаточно высокоразвитые ремесло и торговля способствовали быстрому росту городского населения. Новгород находился на торговых путях ( при замораживании дороги из варяг в греки), а земля не отличалась плодородием.

Древнерусские Новгородские и Псковские феодальные республики являлись достаточно высокоразвитыми государственными образованиями, игравшими важную роль в составлении северной части Русского государства.

Новгородская республика существовала с 1136 по 1487 год, Псковская феодальная республика 1348 по 1510 год.

В 1136 г. в результате антифеодального восстания был свергнут внук Владимира Мономаха Всеволод. В 1478 г. Новгород вошел в состав Московского княжества.

В 1348 г. Новгород признал независимость Пскова. В 1510 г. Псков вошел в Московское княжество.

Новгородская вечевая республика прошла несколько периодов развития:

  1. 1136 г. по I четверть XIV века в Великом Новгороде наряду с вече, посадником, архиепископом и др. существует выборная должность князя, приглашенного по традиции править «по ряду». Его власть ограничена. Наибольшую властную силу имеет вечевое собрание.

  2. 1325 г. по 1478 г. князья больше в Новгород не приглашаются.

Новгородской феодальной республикой правит боярский совет под председательством владыки. Роль вечевого собрания значительно падает.

Рассматривая общественный строй Новгорода следует отметить основные социальные группы и классы.

Верхнюю ступень социальной лестницы в Новгороде и Пскове занимали своеземцы, духовенство и купцы.

Бояре были основной политической и экономической силой Новгорода.

Они занимали все высшие и значительные должности от сотского до архиепископа и посадника. Бояре владели обширными вотчинами, на которых эксплуатировали труд феодально зависимых крестьян. Бояре также владели крупными торгово-промышленными предприятиями, вели активную внешнюю и внутреннюю торговлю. С северных регионах они получали меха и другие товары, пользующиеся спросом у иноземных купцов.

Средний разряд феодалов назывался житьими людьми. Эта категория феодалов занималась торговлей, ростовщичеством, перекупкой и занимала должности, связанные с выполнением административных, судебных и дипломатических функций.

Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Новгороде, в Пскове их называли земцами. Своеземцы владели земельной собственностью, на которой трудились сами своей семьей или привлекали крестьян. Зачастую они сдавали землю крестьянам в аренду. Земцы получали от Пскова земельные участки за несения военной службы.

Духовенство занимало то же общественное положение, что и бояре, и пользовалось большими привилегиями. Церковная власть в Новгороде и Пскове имела огромное влияние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение государственной казны, владыка представительствовал на боярском совете, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т.д.

Купечество Новгорода было тесно связано с житьими людьми, т.к. осуществляло сбыт продукции феодальных хозяйств, т.е. выступали торговым посредником. Купечество вело активную транзитную торговлю, т.к. Новгород и Псков находились на торговых путях Севера и других русских княжеств. В отличие от других княжеств купечество имело и земельные владения. Организационно купечество было объединено в так называемые » сотни», т.е. купеческие общины, аналогично европейским гильдиям. Высшее купечество входило в общество » Ивановское сто», названную так по названию церкви «Ивана предтечи на Опоках» — центра организации. Иноземные купцы имели свою организацию.

Вышеперечисленные социальные группы: бояре, житьи люди и купечество выступали на вече единым фронтом против трудящихся масс.

Городское население Новгорода и Пскова состояло из городской «верхушки» и «старейшин» и основной массы, или городских низов, называемых «молодшими» или «черными». Последние подвергались жестокой эксплуатации как со стороны городских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они участвовали в вече, не должностные лица из их числа не избегались.

Крестьянство в Новгороде и Пскове было представлено такими категориями, как смерды- общинники, закладчики, половники.

Положение смердов в Новгороде и Пскове в разное время было неодинаковым. На начальном этапе развития Новгорода они имели собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием феодализма смерды превращались в феодально-зависимое население. Таким образом, этот процесс привел к образованию двух разрядов смердов.

Смердов-общинников, выплачивающих налоги государству («тянувших судом и данью» к Новгороду).

Смердов — феодально зависимых, которые делились на закладников и половников. Закладники — это смерды, вышедшие из общины и поступившие в подчинение к феодалам. Половники — это крестьяне, лишенные земли и орудий труда, получающие ссуду от феодалов и работающие на его земле за исполу ( долга продуктов). Они платили подати и работали только в пользу своего господина. Половники делились на: «изорников» — земледельцев, пахарей- » огородников» и » кочевников» — рыболовов.

Половник мог уйти от своего господина только один раз в году в установленный срок — Филиппово заговенье (14 ноября по новому стилю), предварительно погасив свой долг феодалу.

Формой эксплуатации крестьянства в Новгородско-Псковской земле был натуральный оброк, а в XV веке наряду с этим видом появилась денежная рента.

Шленчак О.И.,

учитель истории и обществознания, СОШ №4 г. Тосно

Рогов Д.В.,

доцент кафедры истории и социальных дисциплин ЛОИРО, к.и.н.

Развитие личности в духовно-нравственной и правовой направленности, её способность к самореализации и позитивной социализации, формирование гражданской идентичности учащейся молодёжи выступают ключевыми задачами школьного исторического образования на современном этапе.

Деятельностный подход в образовании , согласно ФГОС, призван стать определяющим при организации изучения исторического материала. Однако его внедрение таит в себе определённые трудности и сложности для педагога Ленинградской области. Повысить качество учебно-воспитательного процесса поможет, на наш взгляд, изучение апробированных методик и накопленного учительского опыта, который представляет практическую ценность и является важным дидактическим материалом на сегодняшний день.

С тематикой изучения «Новгородской демократии» учащиеся знакомятся по принятой двухуровневой системе обучения в 6 и 10 классах.

Так мотивационно-личностной составляющей результатов является эвристическая беседа в начале урока истории, позволяющая выявить значимость и актуальность этой темы в контексте изучения, а именно:

— глубокий интерес к становлению избирательного права в России и демократическим процессам, происходящим в стране;

— изучение исторического опыта позволяет избежать повторения ошибок в настоящее время, формирует у граждан понятие о том, что в истории нашей страны был уникальный период существования зарождающейся демократии, элементы которой проросли в последующих этапах развития избирательного права в России;

— тщательное изучение государственной системы своей страны дает шанс показать подрастающему поколению, что у нас есть свои демократические традиции, которые отражают исторические особенности государства и общества, а значит, наиболее полным образом соответствуют специфике развития политического устройства страны;

— юбилейная дата принятия новой Конституции Российской Федерации (20 лет), которая требует осмысления всего процесса конституционализма (истории Конституций). Важно учесть, что именно этот документ заложил основы современного Российского государства и конкретно систему избирательного права России.

В качестве выдвигаемой гипотезы изучения (урока) выступает предположение о том, что:

А) Полномасштабную историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важные вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси, но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты.

Б) В период государственной раздробленности Новгород прошел совершенно особый путь развития. Если на основной территории страны в это время закладывались основы авторитарной государственной власти, то в Новгороде возобладали тенденции к демократии. Там сложилась другая политическая культура, другие ценностные ориентации населения, отличные от традиции сильной центральной власти и коллективных ценностей Московской Руси .

Цель работы на уроках, посвященных Новгородской республике, — показать учащимся, что:

1. Новгородская земля – одна из самых ярких и самобытных среди древнерусских земель и княжеств, в которой в XII-XV вв. установился республиканский строй (республика), сложилась другая политическая культура, другие ценностные ориентации, отличные от традиций сильной княжеской власти и коллективистских ценностей Московской Руси.

2. В рамках православной древнерусской культуры, несмотря на сильное влияние восточных традиций, оставались возможности для развития по сходному с западноевропейским пути, уничтоженные при создании централизованного государства.

3. Опыт демократической деятельности новгородских органов власти традиционно вызывает большой интерес у исследователей и необходим для рецепции (заимствования) в современных условиях.

4. Важно понять специфическую политическую и правовую культуру новгородцев и псковичан средневековой Руси и факторы проявления особых патриотических чувств в этих сообществах.

В процессе изучения темы важно сосредоточить внимание школьников на сходстве общественной и хозяйственной жизни Новгорода с жизнью городских республик Европы. Следовательно, в самом начале работы обязательно поставить проблемные вопросы перед учащимися, такие как:

— Что Вам известно о «вольных» городах Европы? Перечислите их названия. В чём их вольности?

— Каковы особенности общественной жизни «вольных» городов?

— Сравните их с Новгородом.

Эти сквозные вопросы помогают ученикам в изучении конкретных проблем истории древнего Новгорода.

В разделе «историческое пространство» основными вопросами для понимания темы выступают следующие:

1. Территория и население Северной Руси.

2. Хозяйство Новгорода.

3. Политическое устройство Новгородской республики.

Общеизвестно, что словарный запас исторической терминологии помогает при уяснении ключевых вопросов содержания. Так для более четкого восприятия материала необходимо ввести соответствующую терминологию, раскрывая определением: демократия, республика, вече, кончанское (уличанское) вече, посадник, тысяцкий, триста «золотых поясов», кончанский (уличанский) староста, владыка, посредническая торговля, вечевой колокол, Совет господ. Важны и персоналии: Марфа Борецкая, Александр Невский. Михаил Тверской, Иван III и др.

Для лучшей ориентации в разделе «историческое время» обязательно внести некоторые основные даты, такие как:

— 1136 г.- образование Новгородской республики;

— 1156 г. – начало избрания новгородцами епископа;

— 1478 г.- подчинение Великого Новгорода Москве.

Аналитическую историю для среднего звена следует, на наш взгляд, дополнить эвристической беседой о том, что природно-климатические условия Новгородской земли не благоприятствовали развитию земледелия, в первую очередь хлебопашества. Недостаток хлеба приводил к тому, что Новгород находился в тесной зависимости от Северо-Восточной Руси, вынужденный покупать хлеб. Скотоводство также не являлось основой хозяйства, хотя новгородцы и занимались выращиванием коров, лошадей, свиней и т. д., занимались новгородцы и огородничеством. Необходимость закупки сельскохозяйственной продукции стимулировала развитие других хозяйственных отраслей – промыслов, ремесла, торговли.

Важно добиться осознания того, что природный фактор, климатические особенности напрямую связаны и со спецификой хозяйственной деятельности различных категорий жителей Новгородской земли в целом и социальной структурой населения республики в частности.

Историческую образность целесообразно представлять через элементы графической наглядности (схемы), такие как:

— «Промысловая роль в хозяйственной жизни Новгорода»;

— «Основные направления Новгородской внешней торговли»;

— «Социальная структура Новгородской республики»;

— «Политическое устройство Новгорода» или «Вечевой строй Новгородской республики».

При изучении ключевого вопроса «Вечевой строй Новгородской республики» уместно отрабатывать с учащимися терминологию, раскрыть особенности политического устройства Новгородской республики через проблемные вопросы и задания к ним, например:

Задача 1. Приглашаемый новгородцами князь заключает «ряд» — договор, в соответствии с которым он не имел права вмешиваться во внутренние дела, сменять посадника и тысяцкого, жить в Новгороде (княжеский двор размещался в Городище), устраивать пиры и охоту вне договора, приобретать земли на окраинах Новгородской земли.

— Подумайте, какова была роль князя в Новгороде?

— Почему новгородцы, управлявшие республикой самостоятельно, не отказались от княжеского правления совсем?

Задача 2. Новгородцы имели право самостоятельно приглашать князя. Однако чаще всего на княжеском престоле Новгорода в XII – XIII вв. сидели представители Владимирского княжеского рода. Какими причинами это вызвано?

Весьма интересно остановиться на уроке истории в разделе «Символы новгородской демократии» на анализе вечевого колокола. В этом поможет обращение к исторической литературе, а также выполнение творческого задания, которое позволяет формировать коммуникативные и регулятивные способности у школьников, например:

— Внимательно прочитайте отрывок Н.М. Карамзина «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода». Какие уже знакомые Вам понятия отражают вечевую демократию феодальной республики удельного периода? Постарайтесь написать историческое эссе на тему: «Вечевое сердце Новгорода» (для 10 кл.).

Изучение исторических источников, документов эпохи — важный компонент решения задач урока. К ним, по рассматриваемой тематике, следует отнести :

— отрывки из «Новгородской первой летописи» в переводе «Борьба между «большими» и «меньшими» людьми в Новгороде»;

— Договорная грамота Новгорода с Великим князем тверским Ярославом Ярославичем 1270 г. — перевод с сокращениями;

— Договорная грамота Новгорода с тверским князем Михаилом Александровичем 1371 г.;

— Путешествие в 1412 году Гилльбера де Ланноа в Новгород и Псков;

— Н.М. Карамзин. Марфа-посадница, или покорение Новгорода и др.

Проверить качество предметных и метапредметных результатов усвоения учащимися рассмотренной исторической информации в старшем звене, помогут, на наш взгляд, проблемные вопросы и творческие задания следующего содержания:

1. Охарактеризуйте роль веча и князя в древнерусских государствах эпохи раздробленности. В чём проявлялся фактор выборности? Объясните причины столкновения горожан на вечевых собраниях. Приведите примеры особой роли вечевых собраний.

2. Какие факторы повлияли на формирование демократической модели управления в Новгороде? Дайте комплексный их анализ, заполнив соответствующую таблицу.

3. Дайте оценку сущности республиканского строя. Назовите выборные институты власти Новгорода. Раскройте основные выборные процедуры. Можно ли сравнить Новгород с греческим античным полисом? Почему?

4.Сравните Новгород и Псков как территориальные образования. Найдите 5 различий и 5 общих черт у этих русских северо-западных городов.

5. В чём заключались преимущества и недостатки вечевых порядков в новгородской и псковской республиках?

6. В работах историков XIX – XX в. приведены разные оценки событий пос­ледней четверти XV столетия. Ознакомьтесь с различными концепциями причин падения вечевой демократии Новгорода и выскажите своё мнение.

а) Н. М. Карамзин, отдавая должное вечево­му строю, считал, что великий князь Иван III Васильевич «был достоин сокрушить утлую вольность Новгородскую, ибо хотел твердого блага всей России».

б) Сходная точка зрения была высказана С. М. Соловьевым, ко­торый видел в присоединении северо-западных земель необходимый и закономерный результат исторического развития страны.

в) Другую кон­цепцию предложил Н. И. Костомаров. Столк­новение Москвы и Новгорода он объяснил как противоборство Руси единодержавной и Руси удельно-вечевой, принципа централизации и федерации, строя самодержавного и вечевого.

7. Исследователи XX в. об­ратили внимание на внутренние причины падения новгородского госу­дарства, среди которых часто называется перерождение республики из вечевой в боярско-олигархическую. Вы согласны с ней? Выскажите собственную точку зрения.

8. Определить ошибки в заранее подготовленном тексте. «Берестяное письмо из Новгорода 1211 г., доставленное дьяком новгородской епархии»:

Наш край славится высокоразвитым ремеслом, драгоценными камнями, мехами, солью. И всем этим богатством распоряжается великий киевский князь – Изяслав. Им мы были очень недовольны, так как он часто покидал Новгород ради княжения в другом месте, не принимал на рассмотрение наши челобитные, растратил городскую казну, епископу не разрешал вести переговоры с заморскими купцами.

Все это стало причиной того, что на место князя-наместника народным собранием, мы выбрали себе новгородского посадника из знатных местных князей, который один следил за порядком в городе, что позволило прекратить великие народные волнения. А чтобы в городе было тише, наш колокол подарили в столицу – Великий Киев.

Посадские граждане, декабрь 1211 г.

Ошибка: __________________________;

Ошибка: __________________________;

Ошибка: __________________________.

Представленная тематика урока носит исследовательский характер и позволяет активно применять метод проектов. При этом проектными заданиями минимакса для старшеклассников могут выступать следующие:

а) «Вечевое сердце Новгорода» и его судьба.

б) Политическая и государственная организации Новгорода в период функционирования республиканского строя.

в) Уникальность и исключительность «оплота вольностей» и образца городского самоуправления (по материалам Новгородской республики).

г) Выборные принципы новгородской демократии и система вечевых демократических выборных процедур.

д) Русские летописи о существовании «русской демократии» средневековой модели.

е) Новгородская и Псковская демократия: сходство и различие.

ж) Причины падения русской средневековой демократии.

з) Политическая культура Новгорода и Пскова: взгляд современника и др.

Целесообразно использовать для закрепления предметных результатов по теме «Русские земли в период раздробленности» и тестовые задания формата ЕГЭ. В качестве примера могут служить следующие задания:

1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чем это выражалось: ___

а) власть сохранялась за вече;

б) Новгород выбирал князя на княжество;

в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.

2.Определите, что входило в функции князя в Новгороде: ___

а) сбор налогов; б) защита города; в) суд.

Конструктивным итогом образовательной деятельности на уроке и ключевым выводом должен выступать , на наш взгляд, факт сформированности у учащихся понимания того, что:

1. Новгородская республика интересна своей уникальностью и исключительностью. Не случайно, многие историки считают её «оплотом вольностей» и образцом развитой системы средневекового городского самоуправления. Своеобраз­ны и правовые нормы избирательного права Новгорода и Пскова, их демократические традиции. Избирательный процесс в республиках носит самобытный и регулярный характер и, безусловно, нуждается в современном осмыслении.

2. Новгородская вечевая республика прошла несколько периодов развития:

а) 1136 г. по начало XIV века в Великом Новгороде наряду с вече, посадником, архиепископом и др. существует выборная должность князя, приглашенного по традиции править «по ряду». Его власть ограничена. Наибольшую властную силу имеет городское вечевое собрание.

б) 1325 г. по 1478 г. князья больше в Новгород не приглашаются. Новгородской феодальной республикой правит боярский совет под председательством владыки. Роль вечевого собрания значительно падает.

3. Летописи освещают основные выборные принципы новгородской демократии и систему вечевых демократических выборных процедур в новгородской феодальной республике:

а) Принципы непосредственного и представительного участия новгородцев в управлении городом, который был положен в основу деятельности всех многоступенчатых звеньев административно-территориальной федерации (концов, улиц Новгорода, сотских старост).

б) Правомочность веча в принятии решений опирается на принцип обязательного широкого представи­тельства и исходит из ряда условий: присутствие высших должностных лиц республики; присутствие представителей всех пяти городских концов и нов­городских сотен во главе со своими выборными лицами; присутствие представителей всех сословных групп: от боярства до «черных людей».

в) Опора на принцип строгого контроля со стороны выборщиков любого уровня за действиями всех без исключения выбранных лиц и немедленном их смещении и наказании в случае грубого нарушения ими общинных прав и обычаев.

г) Ключевой принцип строгого ритуального соблюдения регламента проведения вечевого сбора, а именно: обращение к присутствующим посадника, открывающего вече с возвышения «степени» — выступления участников собрания — оглашение проекта решения, предварительно согласованного с владыкой, от имени правителей Новгорода — «голосо­вание» «на слух». Процедура примирения недовольных принятым решением сторон, являлась частью традиционно­го вечевого ритуала новгородцев.

д) Отличительной процедурной чертой выборов посадника как главы города и представителя боярства стала их многоступенча­тость: от выдвижения на кончанском вече до избрания на общегородс­ком.

е) Выборы тысяцкого, начавшиеся проходить с конца 80-х гг. XII в. как представителя интересов свободного торгово-посадского населения, и кандидата на эту должность из числа «житьих и черных людей».

ж) Оригинальная процедура избрания архиепископа, установившаяся с 1193 г., когда из трёх выдвигаемых вечем кандидатов их судьбу решает чистый жребий — «которого Бог даст» через руки слепца или ребенка.

з) Особая процедура приглашения (выбора) князя. По ней юридически оформлялся ста­тус избранного правителя и одновременно закреплялись полномочия республиканских органов власти. «Совет господ» предварительно рассматривал кандидатуру князя, затем ее рекомендовали вечу, которое и принимало окончательное реше­ние. При согласии веча за новым князем отправлялась специальная де­легация горожан. Выбранный «на всей воли новгородской», он заключал с городом договор — «ряд», в котором определялись права и обязанности князя, а также принципы его взаимоотношений с городом.

и) Вечевые избирательные процедуры завершались заключением дого­вора с новым должностным лицом и принесением им присяги — крестоцелования. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями.

к) Решения веча оформлялись формально дьяком в виде вечевых грамот и других документов. Их подписывали и скрепляли своими печатями архиепис­коп, посадник, тысяцкий, кончанские старосты. Исполнение решений вменялось в обязанность не только горожанам, но и жителям всех остальных территорий Новгородской республики — пригородов, пятин и «колоний».

4. Постепенно, с падением роли веча феодальная демократия начинает вырождаться в боярскую олигархию. В 60-80-х годах XV века боярская знать установила свое господство и, подавив значение вече, раздираемая междоусобными противоречиями, привела Новгородскую феодальную республику к упадку и поглощению Московским княжеством в 1478 году. Сильная государственная власть доказала свою целесообразность в России.

Список используемой литературы:

Шленчак О.И. учитель истории и обществознания CОШ №4 г. Тосно, высшая категория, стаж 38лет