Сведения ограниченного доступа

Источник изображения: .com

Власти могут ограничить доступ к информации только федеральными законами и только для «защиты основ конституционного строя», прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности страны.

Как можно ограничить информацию?

1) Государственная тайна. Регулируется Законом РФ «О государственной тайне».

Гостайной считаются, как правило, сведения, разглашение которых может плохо сказаться на обороноспособности страны. Например, численность некоторых родов войск или информация о запасах обогащенного урана.

2) Служебная тайна. Федеральный закон, где говорится о том, как и какие сведения относить к служебной тайне, до сих пор не принят. Сейчас этот вопрос регулируется только постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994 года № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Поэтому есть сомнения по поводу того, законны ли ограничения на доступ.

Сейчас по закону «служебной тайной» считают информацию, распространение которой ограничивают по «служебной необходимости». Причём таковой могут признать что угодно: и служебную переписку, и схему помещения органа власти.

3) Коммерческая тайна. Её регулирует Федеральный закон «О коммерческой тайне».

Это информация, которая позволит сохранить или увеличить коммерческую выгоду организации. Речь идёт, к примеру, о новых разработках компании.

4) Персональные данные. Для них есть Федеральный закон «О персональных данных».

Под «персональными данными» в России понимают информацию, по которой можно идентифицировать человека. Речь идет обо всем сразу: от номера паспорта до адреса места жительства.

5) Личная и семейная тайна. У этого типа тайны в РФ нет официального определения. Но упоминания личной и семейной тайны можно найти в российских законах: например, в ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

На практике под личной и семейной тайной понимают данные о не подлежащих контролю государства сторонах жизни человека. Например, информация об отношениях гражданина с членами своей семьи.

6) Профессиональная тайна.

Это сведения, которые человек получил на работе. Он должен сохранять их в тайне от других, так как на нем лежит обязанность по обеспечению конфиденциальности информации. Профессиональной тайной являются, к примеру, налоговая, банковская. К последней относится информация о счетах и клиентах.

Может ли государственная информация быть платной?

Плата — это ограничение на доступ к информации. Она возможна только в определённых случаях.

Вообще предоставление информации о деятельности госорганов по запросу может быть платным. Правительство РФ устанавливает определенный объем информации, который Вы можете получить бесплатно (Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 г. № 860 «Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Если объем запрашиваемой или полученной Вами информации превышает этот объем, доступ к информации будет платным (п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Кроме того, ст. 21 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает случаи бесплатного получения информации в любом объеме. Бесплатно предоставляется информация:

  • передаваемая в устной форме;
  • размещаемая в интернете, а также в отведенных для размещения информации о деятельности органов власти местах;
  • затрагивающая права и установленные законодательством обязанности заинтересованного пользователя информацией;
  • иная установленная законом информация о деятельности госорганов, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности муниципалитетов.

Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством (ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Что делать, если сущность изобретения по какой-то причине раскрыта

до подачи заявки на патентование в Роспатент (ФИПС)?

В п.3 ст. 1350 ГК РФ написано:

Раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии, что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе.

Здесь следует обратить внимание на «бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе».

Как Вы будете доказывать?

А может Ваша информация представляет для кого-то интерес и он опередит Вас с подачей заявки?

А может кто-то опубликует Вашу информацию под своим или чужим именем и закроет Вам путь к патентованию?

Чтобы этого избежать, надо срочно опубликовать формулу изобретения или несколько формул и, желательно, описание под своим именем. Для этого Вы можете воспользоваться нашим сервисом – «Публикация и регистрация».

Публикация осуществляется за 1-2 дня.

Такая публикация даст Вам достаточные основания для отстаивания своих прав в Российской Федерации.

Однако, если Вы хотите запатентовать в других странах, то вам уже не поможет и регистрация, и публикация – упомянутая выше льгота по приоритеты распространяется только на РФ.

2. Информацией ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются сведения:
— составляющие государственную тайну;
— об оперативно-розыскной деятельности;
— о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
— конфиденциального характера;
— доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
3. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне».
4. Перечень информации ограниченного доступа, а также сведений конфиденциального характера устанавливается законодательством Российской Федерации.
5. Документы и материалы, содержащие сведения, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в части, не содержащей таких сведений.
6. Решение об отказе в предоставлении информации должно быть мотивировано. Отказ в предоставлении информации в любой из форм, установленных настоящим Федеральным законом, должен содержать указание причин отказа, ссылки на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, дату принятия решения, фамилию и должность принявшего решение лица, а также разъяснения о порядке обжалования решения об отказе. Не может быть отказано в ознакомлении с решением, на основании которого доступ к информации ограничивается.

Следующая статья «
К тексту закона «

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами (ст.3 указанного Федерального закона). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст.7 указанного Федерального закона).
Не может быть ограничен доступ (ст.8 указанного Федерального закона):
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Нормативные правовые акты по защите общедоступной информации:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Ст. 8, п.10 ч.1 ст.6);
Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(ред. от 14.01.2011)»;
Приказ ФСБ № 416 и ФСТЭК № 489 от 31.08.2010 «Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования»;
Приказ ФСТЭК от 11.02.2013 № 17 «О защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну (конфиденциальная информация) – это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа.
Нормативные правовые акты по защите конфиденциальной информации:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;
Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
Приказ ФСТЭК от 11.02.2013 № 17 «О защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Приказ ФСТЭК от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень нормативных актов, относящих сведения к государственной тайне и регулирующих отношения в области защиты сведений, отнесенных к государственной тайне:
· Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;
· Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
· Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 №1895.