Техника безопасности при работе с грузоподъемными механизмами

⇐ ПредыдущаяСтр 156 из 218

  1. A) Обязанности персонала по обеспечению пожарной безопасности
  2. BSEmoto.pro PH10 LANNER Руководство по эксплуатации
  3. II. Требования безопасности при несении караульной службы
  4. IX. Меры безопасности при пользовании ледовыми переправами
  5. VI. Меры обеспечения безопасности детей на воде
  6. Априорный и апостериорный анализ безопасности систем
  7. Б. Какие из перечисленных ниже защитных механизмов более характерны для людей с невротической, пограничной, психотической личностной организацией?
  8. Безопасности
  9. Безопасности движения
  10. Безопасности жизнедеятельности

Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кра­нов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.

Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».

К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.

Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.

В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.

Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.

Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.

Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом.

Регистрация грузоподъемных машин в органах надзора проводится по заявлению их владельцев.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и под этим номером записывают в журнал учета грузоподъемных машин. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации, выдает ответственный по надзору на основании результатов технического освидетельствования.

В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые грузоподъемные машины подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. После монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, реконструкции или ремонта с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов, установки вновь полученного от предприятия-изготовителя сменного стрелового оборудования, смены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям. Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всей грузоподъемной машины, а также отдельных ее элементов и грузовой устойчивости стреловых кранов. Испытание проводят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность механизма.

Статическое испытание мостового крана проводят следующим образом: кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку – в положение, отвечающее наибольшему прогибу балки (рисунок 3.22).

Рисунок 3.22 – Схема статического испытания крана

Груз 1 поднимают на высоту h = 200…300 мм и выдерживают в таком положении 10 минут. Затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточной деформации. Для определения остаточной деформации к металлоконструкции прикрепляют отвес – тонкую проволоку с указателем 2. Стрела прогиба определяется положением указателя 2 до и после нагружения крана.

При статическом испытании кранов стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций в конструкции крана.

Динамическому испытанию подвергают краны, выдержавшие статическое испытание. При динамическом испытании механизмы проверяют путем подъема и опускания груза, на 10 % превышающего грузоподъемность крана, а также путем раздельного перемещения крана и его тележки.

Результаты технического освидетельствования кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования. На кран устанавливают табличку, где указывают регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие техническое освидетельствование в срок, к работе не допускаются.

В обеспечении безопасности работ на грузоподъемных механизмах важное значение имеет выбор грузоподъемных приспособлений (стропы, траверсы и т.д.). Длина канатов и цепей должна быть такой, чтобы угол наклона между их ветвями не превышал 90°.

Стальные канаты и цепи перед установкой проверяют расчетом на прочность по формуле:

(3.22)

где Р – разрывное усилие каната, применяемое по сертификату, Н; Т – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, Н; К – коэффициент запаса прочности; для грузовых канатов при ручном приводе К = 4,0, при машинном К = 5…6 (в зависимости от режима работы).

При известной массе груза Q натяжение Т, возникшее в каждой ветви (рисунок 3.23), определяется по формуле:

(3.23)

где nc – число сторон; a – угол наклона сторон к вертикали.

Рисунок 3.23 – Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы

Стальные грузовые канаты и канаты стропов подвергают выбраковке в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки.

Шаг свивки определяют так: на одной из прядей мелом наносят метку, затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.

3.10.3. Меры безопасности при эксплуатации котельных установок и
сосудов, работающих под давлением

В агропромышленном комплексе применяют различные типы сосудов, работающих под давлением: цистерны, бочки, баллоны и др. Работающими под давлением считаются сосуды, давление в которых превышает атмосферное, т.е. является избыточным.

При механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах и комплексах широкое применение получили паровые и водогрейные котлы различных мощностей. Пар и горячую воду используют для кормоприготовления, отопления, технологических и бытовых нужд.

Наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют взрывы котлов. Наиболее распространенные причины взрыва: повышение давления из-за неисправности предохранительных или контрольно-измерительных устройств, несвоевременное техническое освидетельствование, отсутствие надзора за работой котла со стороны как обслуживающего персонала, так и должностных лиц.

Для обеспечения безопасной и надежной работы паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями, установленными инспекцией Госгортехнадзора.

Инспекции подведомственны котлы высокого давления с избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды свыше 115 °С.

Правила запрещают устанавливать котлы в школах, клубах, банях и т.д., а также в зданиях, примыкающих к складу горючих материалов, за исключением складов топлива для самой котельной.

Для удобного и безопасного обслуживания котла и его арматуры следует установить постоянные лестницы из огнестойкого материала с металлическими перилами. При высоте лестницы более 1,5 м угол наклона ее к горизонтали не должен превышать 50°.

Если расход твердого топлива превышает 1000 кг/ч в самый напряженный период, то необходимо подачу топлива механизировать. Расходные баки для жидкого топлива следует устанавливать вне котельной в количествах, не превышающих суточного расхода.

В котельной должно быть аварийное освещение: при площади более 250 м2 – самостоятельным источником энергии, менее 250 м2 – переносными аккумуляторными фонарями.

Нормальная и безопасная эксплуатация котлов может быть обеспечена в том случае, если исправны предохранительные устройства и контрольно-измерительная аппаратура.

Каждый паровой котел снабжается исправным предохранительным выкидным устройством, присоединенным к паровому пространству котла. Оно должно срабатывать при давлении, превышающем рабочее на 0,01 МПа для котлов низкого давления, и 3…10 % – для котлов высокого давления (в зависимости от номинального давления).

Для предупреждения ожогов паром или водой при срабатывании предохранительного устройства открытую часть трубы необходимо оградить или отвести в безопасное место.

У каждого водогрейного котла на трубопроводах для входа и выхода воды устанавливают термометры, а на трубопроводе горячей воды еще и манометр. На паровых котлах обязательна установка манометра, сообщающегося с паровым пространством котла.

Манометры не допускаются к применению в случаях, когда отсутствует пломба или клеймо поверителя, просрочено время проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается к нулевому показателю, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.

На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допустимому рабочему давлению. Нельзя наносить ограничительную красную линию на стекло манометра.

С каждым годом все более увеличивается использование газа в качестве топлива для котлов. При переводе котлов с твердого топлива на газообразное необходимо учитывать некоторые особенности их эксплуатации.

При неправильной организации процесса сжигания газа факел горелки может касаться отдельных участков поверхности нагрева и перегреть их до опасного состояния.

Особые требования для котлов, работающих на газе, должны предъявляться к качеству подготовки воды и своевременной чистке котла. При работе на твердом или жидком топливе наружные поверхности нагрева покрываются слоем золы и сажи, что уменьшает количество тепла, воспринимаемого поверхностями нагрева. Таким образом, сажа и зола служат как бы естественной защитой от перегрева. При переводе котла на газ образования золы и сажи не происходит. Поэтому даже небольшой слой накипи на внутренних поверхностях приводит к сильному нагреву труб или секций.

За последние годы все шире применяют водогрейные и паровые котлы, работающие от электричества. Для обеспечения безопасности работы в электрокотельных предусматривают защитные меры, исключающие вынос напряжения на трубопровод и другие металлические части. Корпус котла должен быть изолирован от входящих трубопроводов, а последние заземляют не менее чем в двух местах. В силовой схеме котла устанавливают реле обрыва фаз, которые снимают напряжение при обрыве одного или двух питающих проводов. Если котел установлен в помещении для животных, нужно обязательно предусмотреть устройство для выравнивания потенциалов, которое исключает появление даже незначительных величин напряжения.

Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию котлов возлагается на заведующего котельной. В случае отсутствия этой должности приказом по предприятию должен быть назначен ответственный за эту работу из числа инженерно-технического персонала. В его обязанности входит:

— содержать котлы и другое оборудование котельной, а также помещение в соответствии с требованиями безопасности;

— проводить техническое освидетельствование;

— распределять обязанности всех лиц, обслуживающих котельную;

— осуществлять надзор за тем, чтобы обслуживающий персонал выполнял требования безопасной эксплуатации котлов.

К обслуживанию котлов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по установленной для данной профессии программе и сдавших экзамен. Проверять знания персонала повторно должна администрация предприятия не реже одного раза в год.

В каждой котельной должен быть вахтенный журнал, в котором старший по смене обязан расписаться о приеме и сдаче смены, отметить все замеченные недостатки в работе котлов и другого оборудования.

Техническое освидетельствование котлов низкого давления проводят в следующих случаях:

— для вновь устанавливаемых или переставленных на новое место котлов, а также котлов после ремонта с применением сварки, клепки, замены труб или иных элементов – внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением. Величина пробного давления принимается по нормам, установленным заводом-изготовителем, но не ниже 1,5 от рабочего давления и не менее 200 КПа;

— после чистки и ремонта – внутренний осмотр и гидравлическое испытание рабочим давлением не реже одного раза в год;

— гидравлическое испытание пробным давлением один раз в шесть лет.

Техническое освидетельствование котла осуществляет ответственный за его эксплуатацию. Результаты освидетельствования и сроки следующего освидетельствования заносят в паспорт котла.

Котлы высокого давления освидетельствует инспектор Госгортехнадзора в присутствии ответственного за эксплуатацию котлов. Освидетельствование проводят в следующие сроки:

— первичное – для вновь установленных котлов;

— периодическое – внутренний осмотр не реже одного раза в 4 года и гидравлическое испытание не реже одного раза в 8 лет.

В качестве энергетического источника для приведения в действие пневматических инструментов применяются поршневые компрессоры. Одной из основных причин их взрывов является повышение давления, которое сопровождается увеличением температуры сжатого воздуха и воспламенением остатков масла в цилиндрах.

Причинами взрыва компрессора могут стать неисправность фильтра на всасывающем патрубке, попадание в связи с этим в цилиндр пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.

Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами. В процессе эксплуатации запрещается применять произвольные сорта смазок.

Основными причинами взрывов баллонов со сжатым и сжиженным газом являются: перегрев баллонов, неисправность предохранительных устройств, удары сосудов о твердые предметы при неправильной транспортировке или переноске, при наполнении баллонов газами, для которых они не предназначены. Баллоны окрашивают в определенный цвет, установленный для газа, и делают опознавательные надписи о виде газа (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Опознавательная окраска баллонов

Наименование газа Цвет баллона Цвет надписи
Ацетилен Белый Красная
Бутан Красный Белая
Воздух Черный Белая
Кислород Голубой Черная
Углекислота Черный Желтая

Требования к конструкции и освидетельствованию баллонов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 154; Нарушение авторских прав

Кран- балки требования, предъявляемые к эксплуатации

В различных отраслях промышленности, в цехах, на складах широко используются грузоподъемные машины (далее – краны), управляемые с пола посредством кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи.

Подвесные электрические краны мостового типа (кран-балки), тали электрические, электротельферы различных типов, не подлежат регистрации в органах Госпромнадзора.

Следует заметить, что и на этот тип кранов распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37 (далее – Правила).

Справочно:кран-балка – специализированное крановое оборудование мостового типа, предназначенное для проведения различных погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных работ на крановых эстакадах, в промышленных цеха и складах производственных предприятий. Также данная спецтехника применяется при разгрузке морских и речных судов, возведении гражданских и промышленных сооружений. Кран-балки характеризуются универсальностью и сравнительно компактными габаритами, вследствие чего широко используются для работы в узких пролетах и труднодоступных для других типов кранов местностях.

Назначение лиц ответственных за безопасное производство работ кранами

Руководитель организации, в которой эксплуатируются такие краны, должен обеспечить их безопасную эксплуатацию в соответствии с Правилами.

Для этого необходимо:

Приказом по организации назначить лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

Надзор за кранами возлагается приказом нанимателя на инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

При этом следует иметь в виду, что ответственные лица должны пройти обучение в соответствующих учреждениях образования, имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности. Ответственные лица должны не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по соответствующему профилю и не реже одного раза в 3 года проходить проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора. ЭТО ВАЖНО! При наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей ответственного за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами на одного человека.

Назначение лиц обслуживающих краны

Для управления кранами и их обслуживания наниматель должен приказом назначить лиц ответственных за управление кранами и их обслуживание, например машинистов (операторов) кранов, управляемых с пола, стропальщиков, слесарей, электромонтеров.

Требование предъявляемые к работникам

К работе с кранами, управляемыми с пола, а также к зацепке грузов на крюк таких машин допускаются:

лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, пользующихся этими машинами;

прошедшие медицинский осмотр;

прошедшие обучение по соответствующей программе и проверку знаний;

лица, с которыми проведен инструктаж и проверка навыков по управлению грузоподъемной машиной, а также по зацепке грузов в соответствии со схемами строповки;

лица, имеющие удостоверение на право управления этими машинами.

Справочно: При необходимости обвязки грузов машинист должен работать совместно со стропальщиком или машинист должен быть дополнительно обучен профессии стропальщика.

ЭТО ВАЖНО! Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Обязанности нанимателя

Обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими обязанности работников, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность.

Установить порядок осмотра кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

Обеспечить краны информационными табличками с обозначением индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Обязанности работников

Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддержания в исправном состоянии.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола должен производить осмотр кранов перед началом работы, для чего ему должно быть выделено время перед началом работы.

Меры безопасности при выполнении работ кран — балками

Место работы кранов должно быть хорошо освещено и освобождено от загромождающих предметов.

Перед началом работы необходимо проверить наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочного управления, отсутствие заедания кнопок управления в гнездах, работу ограничителя подъема и спуска. Проверку работы каждого ограничителя следует повторять 3-4 раза, при этом груз на крюк не подвешивается.

При управлении краном рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана.

Во время наматывания каната на барабан следить за тем, чтобы канат не выходил из желобков барабана и не наматывался произвольно.

Перемещаемый груз должен быть надежно обвязан чалочными канатами или цепями, которые должны накладываться равномерно, без узлов, перекруток и острых перегибов.

ЭТО ВАЖНО! Следует обращать внимание на правильную укладку строп в зеве крюка. Недопустим подвес груза на острие крюка.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем:

— траверсы, клещи и другие захваты, тара – каждый месяц;

— стропы – каждые 10 дней;

— редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей в работу.

ЭТО ВАЖНО! Выявленные поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься.

Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

При наличии износа у грузозахватных приспособлений (канатов, цепей. крюков, захватов и т.п. стропов) машинист (оператор) кранов, управляемых с пола, должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами или лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, и получить разрешение на пользование данным грузозахватным приспособлением.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.

Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона.

Стропы и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

При обвязке груза, имеющего острые ребра (углы), нужно иметь подкладки для предохранения стропов от повреждения. Обвязку (строповку) производить так, чтобы исключалась возможность выпадания отдельных частей груза и обеспечить его устойчивое положение при перемещении.

Мелкоштучные грузы (заготовки, готовые детали и т.п.) перемещать в специально для этого предназначенной таре, при этом загрузка ее должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (назначение, номер, собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена).

При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, станка, автомобиля и другого оборудования, не находиться самому и следить за тем, чтобы не было других людей между грузом и указанными частями здания и оборудования.

Поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газами только уложенными в специальные контейнеры.

При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

ЭТО ВАЖНО! При обнаружении неправильной и ненадежной обвязки или зацепки груза немедленно опустить его и произвести строповку вновь. Нужно помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

Пуск механизмов крана производить нажимом соответствующей кнопки на пульте. Работа механизма должна происходить при нажатии кнопки, а остановка – автоматически при освобождении кнопки. Следует избегать работы импульсами. Не допускается одновременное нажатие кнопок, включающих взаимно противоположные движения механизмов, а также внезапное переключение движения механизма подъема.

Не переключать движения механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии, не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Всегда нужно помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

ЭТО ВАЖНО! При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работы с краном рубильник выключить и запереть.

При работе на кран- балке запрещено

Производить подъем и перемещение груза над людьми или в местах, где падение его может вызвать опасные последствия.

Подтаскивание грузов краном при косом натяжении канатов, отрывание прикрепленных предметов, а также выполнение краном несвойственных ему работ.

Пользоваться ограничителями подъема и спуска как постоянно действующими автоматическими остановками, так как они являются аварийными остановками.

При движении кранов доводить их до концевых упоров.

Использовать грузозахватные приспособления, не прошедшие испытания.

Поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную на трафарете. ЭТО ВАЖНО! Если масса груза неизвестна, необходимо сообщить об этом лицу ответственному за безопасное производство работ.

Поднимать груз заложенный или защемленный.

Освидетельствование кранов, управляемых с пола

Краны, управляемые с пола, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года.

Освидетельствование проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и лицом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии в соответствии с руководством по эксплуатации крана, а при отсутствии в руководстве соответствующих указаний – в соответствии с Правилами.

При техническом освидетельствовании кран подвергается:

— осмотру;

— статическим испытаниям;

— динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Статические испытания крана производятся подъемом груза весом, на 25 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность на высоту 100-200 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. При этом проверяется прочность рабочих элементов крана, отсутствие остаточных деформаций крана. При наличии деформации, являющейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается.

Динамические испытания крана производятся путем подъемов и опусканий груза весом, на 10 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность. При этом проверяется работа механизма передвижения крана, тормозов, крюковой подвески и электрических аппаратов.

На основе результатов осмотра и испытаний крана делается заключение о пригодности крана к дальнейшей эксплуатации, о чем делается запись в паспорт крана лицом, проводившим освидетельствование.

Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»

Справочно: Опорная кран-балка. В зависимости от особенностей конструкции, кран-балки классифицируются на опорные и подвесные. Конструктивно опорная кран-балка состоит из пролетной (несущей) балки, перемещающейся по ней электрической тали (тельфера), пульта управления и некоторого вспомогательного оборудования (ограничителя грузоподъемности, различных захватов для подъема груза и т.д.). По обоим концам пролетной балки также находятся так называемые «концевые» балки, служащие для перемещения тали по крановым путям. Кран-балка данного класса приводится в действие от ручного или электрического привода. Управление кран-балкой может осуществляться как непосредственно из кабины, так и снаружи, при помощи специальной кнопочной станции. Основная сфера ее использования – выполнение погрузочно-разгрузочных работ небольшой интенсивности в промышленных цеха и складах различных организаций.

Справочно: подвесная кран-балка. Подвесная кран-балка представляет собой кран мостового типа, с ходовыми колесами концевых балок, опирающимися на подкрановые рельсы – двутавры. Двутавры, в свою очередь, монтируются в потолочные перекрытия помещений, в которых проводятся подъемно-транспортные или погрузочно-разгрузочные работы. Данная спецтехника состоит из пролетной балки, подъемного механизма (тали или тельфера), ходовых кареток, пульта управления и вспомогательного оборудования. Управление кран-балкой осуществляется, как правило, посредством кнопочной станции, снизу. Основными областями ее применения являются обслуживание крупного металлургического и энергетического оборудования, а также подъем средне- и крупногабаритных грузов на крановых эстакадах.

Одним из эффективных, простых и недорогих типов техники для подъема и перемещения грузов является кран-балка. Такой кран имеет грузоподъемный механизм, передвигающийся по стальной балке в горизонтальной плоскости.
Как и любой механизм, кран балка, в случае неправильной эксплуатации, может послужить причиной несчастного случая. Поэтому для обеспечения безопасности персонала, работающего с кран-балками, необходим целый ряд организационных и технических мер. Во-первых, территория, по которой перемещаются грузы, должна быть огорожена и отмечена предостерегающими надписями. Кроме этого, все электрические части крана должны быть промаркированы предупреждающими знаками и надписями.
Перед началом работ с территории, где работает кран, должны быть удалены все посторонние. С работниками в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности.
Технические меры по безопасной работе с кран-балками включают в себя строгое соблюдение инструкции по эксплуатации крана. Ни в коем случае нельзя перегружать грузоподъемный механизм сверх нормы, указанной в руководстве. Напряжение, подаваемое на тельфер, должно находиться в заданных пределах. Также следует помнить о проведении планового технического обслуживания кран-балки в указанные производителем сроки.
Ремонт и техническое обслуживание механизмов могут осуществлять только специалисты, прошедшие обучение и сдавшие экзамен по ПБ 10-382-00. Помимо этого они должны пройти инструктаж на месте с ИТР, отвечающим за исправное состояние и содержание грузоподъемных машин, а также ознакомиться с руководством по эксплуатации кран-балки.
«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» вступили в силу 10 января 20010 года. В этом нормативном документе указаны основные требования безопасного монтажа кранов, их ремонта и эксплуатации. А для эксплуатации кран-балок с электрическим приводом обязательны к соблюдению действующие «Правила устройства электроустановок».
Скачать «Правила устройства электроустановок» ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».