Торги и аукцион

ООО «Легасофт»

214018, г. Смоленск, улица Ново-Рославльская, дом 13

ПАО «Мосэнерго»

119526, г. Москва, пр. Вернадского, дом 101. Корпус 3

ООО «ГазНефтеторг.ру»

ул. Вавилова, 5 к.3, Москва, 119334

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/00-211/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Легасофт» (далее – общество) на действия ПАО «Мосэнерго» (далее — общество) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора ОЗП №4660 — Определение лучших условий оказания услуг по титулу: Закупка подписки на техническую поддержку программного продукта Veeam для нужд филиалов ПАО «Мосэнерго» (G18P201360) (реестровый № 31807217828),

в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 — 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Жалоба заявителя мотивирована незаключением заказчиком с обществом договора по результатам проведения конкурентной процедуры, что предопределило состоянии правовой неопределенности подателя жалобы. В связи с чем применительно к спорным правоотношениям жалоба общества мотивирована несоблюдением заказчиком принципов закупочной деятельности, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Применительно к спорным правоотношениям жалоба заявителя мотивирована нарушением заявителем принципов осуществления закупочных процедур юридическим лицом, чья правореализация должна полностью соответствовать нормам и положениям действующего законодательства.

Ходатайство заказчика о пропуске заявителем сроков на обжалование действий заказчика отклоняется Комиссией Управления, поскольку жалоба общества направлена посредством почтовой связи через ФГУП «Почта России» 15.03.2019, в свою очередь, предельный срок на подачу жалобу истекал 19.03.2018 с учетом, что итоговый протокол был опубликован заказчиком в единой информационной системе закупок 18.12.2018 в 19:46.

Из материалов дела усматривается, что участник закупки (ООО «Легасофт») обратился в антимонопольный орган, поскольку оценил действия заказчика в качестве нарушения указанного принципа, так как рассчитывал на заключение договора (вне зависимости от применения того или иного пункта Положения о закупках), исходя из реально совершенных действий ПАО «Мосэнерго» и совокупности требований, которые были предъявлены к участникам конкурентной процедуры.

Комиссия Управления по результатам рассмотрения жалобы заявителя приняла решение о признании ее обоснованной ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, заказчиком опубликовано извещение о проведении указанной закупки.

По результатам открытого запроса предложений в электронной форме согласно протоколу по подведению итогов запросов предложений от 18.12.2018, лучшей признана заявка ООО «Легасофт». Таким образом, ООО «Легасофт» признано победителем торгов.

Кроме того, как указывает податель жалобы, в соответствии с п. 3.1 Договора, по согласованию с представителем Заказчика, ООО «Легасофт» исполнило обязательства до получения подписанного со стороны Заказчика экземпляра Договора, так как техническая поддержка должна быть продлена не позднее 01.01.2019. Продление подписки осуществлено в соответствии с п. 3.3 Договора в электронном виде, что отражено в личном кабинете Заказчика.

Рассматривая по существу доводы жалобы, Комиссия Управления установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках названный закон устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, решением Совета директоров ПАО «Мосэнерго» утверждено Положения о закупках (далее — Положение о закупках), действующее на момент проведения закупочной процедуры в редакции № 19.

Положением заказчика о закупках определены способы осуществления закупок путем проведения торгов (конкурс, аукцион) и без проведения торгов (запрос предложений, закупка у единственного поставщика).

Запрос предложений согласно пункту 1.2.10 Положения – конкурентная закупка, не являющаяся торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057 — 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, проведения которой регламентируются настоящим Положением.

В соответствии с п. 9.5.1 Положения Заказчик, Организатор вправе отказаться от проведения запроса предложений, а также завершить процедуру запроса предложений без заключения договора по его результатам в любое время, при этом Заказчик, Организатор не возмещает участнику запроса предложений расходы, понесенные им в связи с участием в процедурах запроса предложений.

Однако Комиссия Управления отмечает, что ПАО «Мосэнерго», разделяя для себя процедуры как торговые или неторговые в контексте гражданского законодательства и сопутствующих всех публично-правовых обязательств, в основу такого разделения положило собственное правоусмотрение, а не содержание конкурентной процедуры, которое свидетельствовало бы о том, что указанная процедура не отвечает признакам торгов.

Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков.

В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, на что ссылается заявитель, не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (части 1 статьи 1 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо. Оценка положений закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенная корпорацией процедура удовлетворяет понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Положениями статей 447-448 названного кодекса не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем. Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения «иных форм» из числа торгов. Принимая во внимание ссылку заявителя на самостоятельное определение им формы отбора контрагента, следует отметить, что, положениями статей 447-448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем, поскольку возможность проведения торгов в формах иных, помимо конкурса и аукциона, не снимает с заказчиков обязанности по заключению договора с победителем торговой процедуры; исключений для таких форм отбора контрагента действующим ГК РФ не установлено.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.

Исходя из положений названной нормы права, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений. Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации.

При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.

Оценка положений закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенная заявителем процедура удовлетворяет понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства и потому возлагает на него обязанности, предусмотренные действующим гражданским законодательством.

Иное наименование, присвоенное заказчиком проводимой процедуре, не влечет отмены предусмотренных гражданским законодательством последствий для ее сторон.

Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Оценивая положения закупочной документации, следует признать, что она содержит все сведения, предусмотренные части 2 статьи 448 ГК РФ.

Указанная документация размещена открытом доступе для неопределенного круга лиц и содержит сведения о начальной цене договора, способе обеспечения обязательств, способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), особенностях исполнения обязательств по контракту, требования к участникам, то есть содержит информацию, предусмотренную частями 2, 3 статьи 448 ГК РФ.

Разделом 6 документации предусмотрен алгоритм (порядок) оценки заявок, определение предложения, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика в соответствии с утвержденным им порядком оценки. В соответствии с п. 3.1 документации оценка и сопоставление Заявок включают в себя стадию рассмотрения и оценочную стадию и проводятся в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с порядком и критериями, установленными Документацией о запросе предложений. Стадии рассмотрения и оценки Заявок могут проводиться одновременно или последовательно. Совокупная значимость оценочных критериев должна составлять единицу (сто процентов).

В соответствии закупочной документации победителем запроса предложений является участник, заявка которого признана решением Комиссии наилучшей, что полностью соответствует правовой природе конкурса (ч. 4 ст. 447 ГК РФ).

Закупочной документацией предусмотрены требования к квалификации, опыту участников, что свидетельствует об осуществлении заказчиком выбора участника и предложения, наиболее удовлетворяющих его потребностям.

Таким образом, проводимая им конкурентная процедура отвечает признакам торгов. В свою очередь предусмотренный заказчиком механизм, оставляющий за собой право отказываться от заключения договора, мотивируя это тем, что запрос предложений не является торгами, нарушает баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создает незаконные, необоснованные преимущества для заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора с победителем.

В то же время, для победителя предусмотрена обязанность по заключению договора, а также неблагоприятные последствия в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора. В связи с чем процедура закупки подлежит завершению по правилам ч. 1 ст. 447 ГК РФ.

В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого — исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности положение Заявителя в правоотношениях с Заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения Заявителя от заключения договора с Заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время Заказчик оставляет за собой право немотивированно отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

То обстоятельство, что частью 4 статьи 447 ГК РФ предусмотрены иные, помимо конкурса и аукциона, формы торгов, не означает, что их организаторы вправе подменять конкурентный и прозрачный отбор контрагента (который должен быть основан на принципе равенства участников гражданских правоотношений) на суррогат торгово-закупочной процедуры, при проведении которой создаются видимость соблюдения действующего законодательства и необоснованные преимущества экономически более сильной стороне в правоотношениях.

Из положений части 4 статьи 447 ГК РФ не следует, что при проведении торгов в иной, помимо конкурса и аукциона форме, у организатора отпадает обязанность по заключению договора с победителем.

Комиссия Управления не усматривает возможность не признавать конкурентную процедуру торгами, в связи с доводом заказчика о том, что Положением о закупке и документацией ему предоставлено право отказаться от заключения договора с победителем.

Закон о закупках является рамочным и в полной мере не регулирует всего комплекса правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, положение о закупках не может.

Нормы, предусмотренные Положением о закупках и закупочной документацией в части наделения заказчика правом отказаться от заключения договора, противоречат требованиям ст. ст. 1, 10, 447 ГК РФ, ст. ст. 3, 4 Закона о закупках, в связи с чем не подлежат применению и не могут являться основанием для отказа от заключения договора с обществом. Применению подлежат нормы действующего законодательства, регулирующие порядок проведения торгов и заключения договоров.

Оценивая положения закупочной документации, Комиссия соглашается с Заявителем, что предусмотренный заказчиком механизм нарушает баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создает необоснованные преимущества для заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора с победителем. В свою очередь, представителем заказчика никаких доводов по обстоятельствам, изложенным в жалобе, заявлено не было.

В этой связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Легасофт» (ИНН 6732005174) на действия ПАО «Мосэнерго» (ИНН 7705035012) при проведении закупки обоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «Мосэнерго» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ПАО «Мосэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Запрос на разъяснение аукционной документации

На основании ч. 3 ст. 65 Федерального закона №44-ФЗ любой Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на Электронной площадке, вправе направить на адрес Электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом Участник вправе направить не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение 1 (одного) часа с момента поступления указанного запроса он направляется Оператором электронной площадки Заказчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона №44-ФЗ, Заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания Участника в течение 2 дней с даты поступления от Оператора электронной площадки запроса на разъяснение аукционной документации, при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.

Запрос на разъяснение конкурсной документации

На основании ч. 7 ст. 54.3 Федерального закона №44-ФЗ любой Участник открытого конкурса в электронной форме, получивший аккредитацию на Электронной площадке, вправе направить на адрес Электронной площадки, на которой планируется проведение такого конкурса, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом Участник вправе направить не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение 1 (одного) часа с момента поступления указанного запроса он направляется Оператором электронной площадки Заказчику.

В соответствии с ч. 8 ст. 54.3 Федерального закона №44-ФЗ, Заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса, но без указания Участника в течение 2 рабочих дней с даты поступления от Оператора электронной площадки запроса на разъяснение конкурсной документации, при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие.

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

УДК 34.05

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ТОРГОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

12.00.00 Юридические науки

Диденко Ася Алексеевна к.ю.н., доцент SPIN-код 2281-8750

Артемов Артем Валерьевич студент 5 курса

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В современном гражданском обороте заключение договора на торгах является весьма распространенным способом заключения договора. Несмотря на это в современной правовой науке до конца еще не сформировано общее представление о торгах. В частности не достаточно исследованы проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве. Требует дальнейшего правового анализа исследование самой юридической процедуры заключения договора на торгах. Правовое регулирование отношений в области заключения договора на торгах носит довольно разветвленный характер, что подтверждается отражением в законодательстве значительного количества торгов. Ярким тому примером выступает законодательство о торгах, проводимых для цели размещения государственного заказа. Это законодательство носит комплексный характер и в настоящее время находиться в процессе реформирования, в части формирования новой контрактной системы государственного заказа.

Особый интерес представляет заключение договоров посредством электронных торговых площадок. Таким образом, положение дел в области законодательства о торгах, практики его применения, а также теоретических изысканий в данной сфере таково, что требуются дальнейшие исследования торгов как целостного правового явления, что в совокупности обуславливает актуальность настоящей статьи

Ключевые слова: ТОРГИ, КОНКУРЕНТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, КОНКУРС, АУКЦИОН, ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

UDC 34.05

THE CONCEPT AND FORMS OF TENDERS IN THE CIVIL LAW

Legal sciences

Didenko Asya Alekseevna Cand.Leg.Sci, assistant professor SPIN-code 2281-8750

Artem Artemov Valerevich student of the 5th course

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

Keywords: AUCTION, COMPETITIVE PROCEDURES, A TENDER, AUCTION, CIVIL LAW, TRADE SITE

Как известно, торги являются одним из способов заключения договора, предусмотренных гражданским законодательством. Одновременно сам институт торгов существовал в течение длительного периода времени и сейчас применяется в различных сферах хозяйствования.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

Следует отметить, что история торгов ведет свой отсчет еще со времен Римской империи. В римском частном праве торги разделялись на принудительные и проводимые в добровольном порядке. Аукционы могли проводиться как государством, так и частным лицом. Приобретение у государства на торгах участков государственной земли (так называемой agri quaestorii) признавалось способом приобретения права собственности частными лицами.

В формулярном процессе venditio bonorum — продажа с публичного торга — являлась последней частью исполнения приговора в форме обращения взыскания на все имущество (bona) осужденного гражданским судом. Обращение взыскания на имущество появляется, по мнению одной группы исследователей (к примеру, Д.Д. Гримм) с принятием закона Петелия (Lex Poetelia, IV в. до н.э.), отменившего личное взыскание. Другие исследователи (И.А. Покровский) связывают освобождение личности должника от непосредственной ответственности (личная экзекуция) и переведение взыскания на имущество с принятием закона Цезаря или Августа (lex Julia de cessione bonorum), предоставившего должнику «право передать все свое имущество кредитору под присягой, что у него более ничего нет, и тем освободить себя вовсе от личной ответственности» . С публичных торгов производилась также

реализация предмета pignus in causa judi caticaptum (залог для целей исполнения приговора), если ответчик не исполнял приговора.

В праве европейских государств в Средние века торги существовали как способ реализации предмета реального кредита (в форме залога (ипотеки) и в других вариациях) .

Современные исследователи нередко ошибочно относят первые упоминания о процедуре торгов в русском праве к «Русской Правде» , наиболее крупному памятнику древнерусского права, первому юридическому сборнику. «Русская Правда» действительно говорит о

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

купле-продаже «на торгу». Однако следует учитывать, что термин «торг» («торжище», «торговище»), используемый в тексте «Русской Правды» и последующих памятниках русского права (к примеру, в Псковской судной грамоте (ст. 56)), означал торговую площадь, которая в древности была и местом общинного суда. Следовательно, однозначно заявлять о продаже «на торгу» как о продаже на торгах (подразумевая под торгами процедуру заключения договора при наличии предложений нескольких лиц, из которых выбирается лучшее) нельзя. Норма ст. 46 Судебника 1497 г. повторяла положения соответствующей нормы «Русской Правды» и Псковской судной грамоты и говорила о купле-продаже «на торгу» (что понималось советскими исследователями как «на рынке»).

Таким образом, следует признать, что источники древнерусского права не содержали положений о торгах как о правовом институте. В соответствии с такой позицией зачатки института публичной продажи появляются с принятием Соборного уложения 1649 г., ст. 263 главы X которого содержала положение о продаже «сторонним людям» недвижимого имущества должника («вотчины»), не принятой кредитором в качестве уплаты долга должником. Уложение 1649 года не определяло более точно и подробно ни порядка производства самого торга, ни порядка обнародования, объявления о торгах для вызова лиц, желающих купить продаваемое имение.

Несмотря на то, что большинство законодательных актов в

отношении торгов периода правления императора Петра I (Устав и Регламент Камер-коллегии, адмиралтейств-регламент, инструкция

генерал-кригскомиссару (1719)) касаются сферы государственного заказа, существуют и акты, регулирующие торги по добровольной продаже имущества (прежде всего недвижимого) на торгах. Нормы о подрядах для государственных нужд, возникшие в период правления Петра I,

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

существовали практически до середины XVIII в., подвергаясь в основном несущественным изменениям и уточнениям.

В Свод законов Российской империи были включены нормы об использовании процедуры торгов в различных сферах. К примеру, с публичных торгов производилась продажа товаров в таможнях, заключение контрактов, относящихся к производству казенных построек, продажа заложенных кредитным учреждениям земель, продажа арестованного имущества. В Свод законов гражданских было включено Положение о казенных подрядах и поставках, регулировавшее порядок проведения торгов в данной области.

Продажа казенного движимого имущества производилась на основании правил, установленных относительно казенных подрядов, с изменениями, содержащимися в вышеуказанном отделении четвертом. На торгах могло продаваться только казенное движимое имущество, но любое (как казенное, так и частное) недвижимое имущество. Проданное с соблюдением установленных правил с публичных торгов имение «укреплялось за купившим его безвозвратно и ни в коем случае не подлежало выкупу» (ст. 1506), даже если решение, во исполнение которого реализовывалось имение, было отменено.

Проект Гражданского уложения упоминал о публичной продаже (продаже на публичных торгах) в основном применительно к принудительной реализации имущества, к примеру, реализация заложенного имения производилась с публичного торга (ст. 1072). Во второй половине XIX в. торги использовались при осуществлении необходимой хозяйственной деятельности городскими общественными управлениями (сформированными в основном из представителей местных обывателей). С торгов производилась продажа «ненужных» городских движимых и недвижимых имуществ.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

Субъекты торгового оборота могли реализовывать имущество на биржевых торгах, при посредстве биржевых маклеров, либо устраивать торги по реализации имущества при участии должностных лиц, в таком случае подлежал уплате сбор с аукционных продаж. Спорным являлся вопрос о возможности ведения купцом торговли путем организации торгов самостоятельно, без участия сторонних должностных лиц или биржевых маклеров.

Как можно видеть из исследований дореволюционных российских цивилистов, правовой институт торгов как совокупность гражданскоправовых норм был в достаточной степени сформирован и научно обоснован. Исследования того времени показывают, что российское право во многом ориентировалось на опыт западных стран, и, прежде всего, на опыт Франции и Германии.

К сожалению, достаточно развитый правовой институт торгов в дореволюционном праве в период развития советского права утратил свое значение как наиболее оптимальный способ заключение гражданского договора. В законодательстве советского периода применение института торгов по идеологическим причинам было сведено к процессуальным вопросам исполнения судебных решений. Таким образом, советский этап развития правового института торгов можно охарактеризовать как этап гражданского процессуального регулирования.

Новый этап в развитии правового регулирования правоотношений по организации и проведению торгов связан с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Этот этап характеризуется возвратом правового регулирования торгов в лоно материального права, а также дальнейшим развитием этого правового регулирования. На этом промежуточном этапе формирования современного механизма правового регулирования отношений по организации и проведению торгов продолжает развиваться

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

организационная правовая база торгов.

Новейший современный этап в развитии правового регулирования торгов связан уже с принятием первой части ГК РФ в 1994 году, когда законодатель в целом определился с систематикой данного правового института. С 1994 г. блок норм о торгах приобрел характер материальноправового. Тем самым законодатель окончательно укрепился в своей позиции, что торги представляют собой, прежде всего, способ заключения гражданско-правового договора.

В современном гражданском обороте заключение договора на торгах является весьма значимым способом заключения гражданско-правового контракта. Несмотря на это в современной правовой науке до конца еще не сформировано общее представление о торгах. В частности не достаточно исследованы проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве.

Современное правовое регулирование отношений в области заключения договора на торгах носит довольно разветвленный характер, что подтверждается отражением в законодательстве значительного количества торгов. Ярким тому примером выступает законодательство о торгах, проводимых для цели размещения государственного заказа и в области заключения договоров поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отдельными видами юридических лиц . Это законодательство носит комплексный характер и в настоящее время находиться в процессе реформирования. Особое внимание следует уделить современному реформированию гражданского законодательства, и прежде всего ГК РФ.

Таким образом, на данном этапе формирования современного механизма правового регулирования отношений по организации и проведению торгов продолжает развиваться организационная правовая база торгов. Существующий в отечественном гражданском праве

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субинститут торгов отражает опыт дореволюционного российского права, а также опыт современного правового регулирования в иностранном праве. Вместе с тем российский институт торгов представляет собой уникальное правовое образование, которое в целом отвечает потребностям современного гражданского и торгового оборота.

Существенным отличием российского института торгов является то, что он закреплен в основном кодифицированном гражданско-правовом акте — ГК РФ. Одновременно российское законодательство закрепляет нормы о торгах как об одном из способов заключения гражданскоправового договора.

Действующая редакция ГК РФ предусматривает, что торги проводятся в форме аукциона (в том числе в электронной форме) или конкурса . Ст. 447 ГК РФ в ред. Федерального закона РФ от 08.03.2015 № 42-ФЗ уже предусматривает, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В юридической литературе уже давно высказывается мнение о том, что торги являются способом заключения договора на любой конкурентной основе . То есть, торги основаны на принципе состязательности. Состязательность — конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность, ибо в отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл. Вместе с тем состязательность сама по себе может быть присуща не только торгам, но и другим способам заключения договора. Такие способы следует именовать конкурентными процедурами заключения договора. Например, когда существует несколько альтернативных контрагентов, конкурирующих (соперничающих) друг с другом за право стать стороной (контрагентом) в одном и том же договоре. Торги являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены и

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

присутствуют разнообразные предложения на рынке товаров, работ и услуг.

Общими целями законодателя при определении контрагентов в конкурентной борьбе являются совмещение публичных интересов с интересами бизнеса, наличие социально-экономических эффектов функционирования законодательства о закупках (повышение

эффективности расходования денежных средств), сокращение и предотвращение коррупции и сговора в сфере закупок. В свою очередь целью процедуры торгов является определение наиболее выгодного контрагента.

К конкурентным процедурам заключения договора наряду с торгами следует относить конкурентные переговоры, запрос предложений и котировок цен, продажу имущества посредством публичного предложения и без объявления цены. Так, с точки зрения В.В. Романовой, конкурентные переговоры — это особая форма торгов, не предусмотренная в п. 4 ст. 447 ГК РФ . К.В. Кичик также относит к торгам запросы котировок и запросы предложений, называя их упрощенными видами торгов .

Например, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Победителем закупки при этом признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

На первый взгляд запрос котировок как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в определенных ситуациях является наиболее привлекательным при проведении конкурентной закупки, ведь данная процедура отличается сжатыми сроками и относительной простотой проведения по сравнению с другими способами

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

закупки. В то же время запрос котировок часто являлся предметом споров и жалоб участников размещения заказа. В качестве альтернативы такому способу можно предложить проводить короткие аукционы в электронной форме.

Вместе с тем общность конкурентных процедур не означает исключения самостоятельных правил их проведения: торги должны оставаться торгами, продажа посредством публичного предложения -иным способом заключения договора, схожим с торгами, но не тождественным им. Торги должны позиционироваться как частный случай проявления конкуренции при заключении договора, их особенность -ужесточение именно процедурных требований: извещение о торгах, заблаговременное определение условий участия в них, включая возможность обеспечения заявок, обязательное заключение договора по результатам торгов с их победителем.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Именно с этим лицом и заключается договор. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, в том числе по иску антимонопольного органа .

В судебной практике также намечается тенденция применения правил о торгах к любым способам заключения договора, для которых характерна состязательность. Причина банальна: многие конкурентные процедуры, широко востребованные в предпринимательской практике, не имеют законодательной регламентации (например, запрос предложений). В результате правила о торгах применяются к тому, что торгами, собственно говоря, не является.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

Правила о торгах не могут обезличивать правила, установленные для других конкурентных способов заключения договора. В противном случае происходит ущемление прав граждан и юридических лиц в части свободы усмотрения при выборе своего контрагента. Это не что иное, как посягательство на один из основополагающих принципов гражданского права — свободы договора, когда каждый вправе не только самостоятельно выбирать того, с кем заключать договор. В связи с этим представляется, что новая редакция п. 4 ст. 447 ГК РФ выглядит не вполне удачной, а дихотомическое деление торгов на аукционы и конкурсы целесообразно было сохранить. Считаем, что в модернизации нуждаются отнюдь не положения ГК РФ, а нормы специального законодательства, например о контрактной системе закупок.

Важным этапом модернизации гражданско-правового регулирования заключения договора на торгах стало появление электронных торгов. Система электронных торгов стала основным инструментом борьбы со сговорами на торгах как между самими участниками размещения заказа, так и между участниками и заказчиками.

По данным Федеральной антимонопольной службы за 2015 год, количество аккредитованных компаний на площадках — более 15 тысяч, выданных ЭЦП сотрудникам предпринимателей и заказчиков — более 1,5 млн., заказчиков на общероссийском официальном портале — 208 тысяч. Анализ результата опроса Федеральной антимонопольной службы в июне 2014 года, в котором приняли участие 2132 строительные компании, показал, что открытый аукцион в электронной форме расширил возможности участия в заказах на строительство и снизил уровень коррупции на 51%. Итак, к соответствующим торгам в электронном виде у заказчиков с разным режимом закупок стали применяться одинаковые антимонопольные требования.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако на практике после трансформации аукциона в электронную форму нечестные участники торгов стали использовать новые обманные действия для необоснованной выгоды в системе закупок. Как отмечают представители Федеральной антимонопольной службы, по мере того, как все виды торгов будут переводиться в электронный вид, будет расти и количество нарушений, и их качество. В этой системе предусматривается учитывать информацию по предмету торгов, по субъектному составу, по территориальному принципу, по временному периоду, по стоимости товаров, работ и услуг, по количеству и сумме проведенных и несостоявшихся электронных аукционов, как в разрезе всех электронных площадок, так и на конкретной электронной площадке, заключенных контрактов на такой площадке.

Можно представить в обобщенной форме виды уловок между участниками (заказчиками, операторами и участниками закупок) по сговору в электронных торгах.

1. Так называемые «слепые закупки», подразумевающие размещение заведомо неверной и искаженной информации на официальном сайте закупок, для того чтобы укрыть закупку от многочисленных потенциальных участников. Проведенная Экспертным советом при Правительстве РФ оценка ограничений доступа к участию в закупках, связанных с искажениями информации о торгах, показала механизмы сокрытия такой информации о закупке, масштабы и оценку экономического ущерба. Выявлены типовые способы, такие как замена кириллицы на латинские буквы в названии лота в ключевых поисковых словах, опечатки или грамматические ошибки, отсутствие ключевых слов в названии предмета лота, разделение букв пробелами и знаками «тире», замена букв на похожие цифры. Причиной данных нарушений является несовершенство электронной системы, которые, однако, в настоящее время устранены.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

2. Предоставление информации о других участниках торгов за вознаграждение. Например, необходимая аффилированная информация может быть о том, кто под каким номером подал заявки, причем такую информацию могут давать исключительно торговые площадки. Причиной такого типа злоупотребления правом является материальная заинтересованность операторов торгов.

3. Сбои в системе торгов, в связи с чем приостанавливаются торги либо не допускаются к торгам «не свои» участники. Ограничение в доступе к информации о предстоящих торгах.

4. Так называемый «картельный сговор». Сговорившись при

определении поставщика, участники подают формальные заявки, цены превышают предложение победителя. При таком способе, как «карусель», участники договариваются, кем осуществляется прикрытие и по какому лоту. Широко распространено использование фирм-однодневок, которые исчезают после процесса закупок. Предприниматели-конкуренты при подаче предложений используют инфраструктуру друг друга. То есть обмениваются электронными цифровыми подписями, торгуются сами с собой, внушая видимость соперничества. Таких нарушителей

контролирующий орган научился вычислять по их IP-адресам.

Участники, недовольные результатами торгов, фиксируют скриншоты как доказательство «якобы неработоспособности площадок» и подают жалобы в контролирующий орган. Так, признаками сговора между участниками можно считать факты, если большинство торгов выиграно одной компанией, или ряд компаний выиграли торги по очереди, или на торгах присутствовало минимальное снижение начальной цены контракта, или присутствовало завышение цен на торгах от рыночных, или зафиксирована неявка участников на процедуру торгов.

Таким образом, из проведенного выше анализа следует, что сговором на торгах можно называть процедуру, если при заключении договора его

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

цена ненамного отличается от начальной (максимальной) цены либо осталась равна ей. Можно заметить, что самым отрицательным критерием открытого аукциона в электронной форме является то, что нормами закона установлена важность именно цены товара, работы или услуги, что обусловливает простую подготовку заявки-предложения. С одной стороны, это увеличивает возможность сговора с использованием таких несложных заявок и заявок-прикрытий, а с другой — предоставляет всем возможность участия и повышает количество претендентов на заключение договора (контракта), что усложняет координацию действий участников.

Рассмотрение основных нарушений в сфере процедуры проведения торгов показало, что правило согласно которому торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, способствует необоснованно широкому судебному усмотрению при разрешении таких споров. Поэтому проблема определения критериев отнесения этих нарушений к существенным представляется особо актуальной.

В заключение отметим, что торги в гражданском праве могут рассматриваться в двух аспектах: как способ заключения гражданскоправового договора и как самостоятельный вид гражданско-правового договора. Как способ заключения гражданско-правового договора — это особая процедура поиска договорного контрагента. Основным критерием при этом служит оптимальное сочетание для сторон договора стоимостных и качественных характеристик обязательства.

Как самостоятельный вид гражданско-правового договора, институт торгов характеризует публичный конкурс в соответствии с главой 57 ГК РФ. Однако торги как публичный конкурс представляют собой производное явление от торгов как способа заключения договора.

Предложенные классификации торгов показали сложность и комплексность данного правового института. Одновременно установлено,

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

что понятие «торги» не охватывает все существующие на сегодняшний день «конкурентные способы» заключения договора. Следует, однако, поддержать существующее деление всех торгов на две формы (п. 4 ст. 447 ГК РФ) — аукционы и конкурсы. Состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Поэтому иные конкурентные способы заключения договора в современной практике отличаются значительным многообразием. Таким образом, по нашему мнению, термином «торги» не должны охватываться иные конкурентные способы заключения договора, имеющие самостоятельное значение и свою собственную сферу применения.

Раскрывая вопросы особенностей отдельных видов торгов, исследуется специфика торгов в электронной форме. При этом отмечается экономическая целесообразность и перспективность заключения договоров на электронных торговых площадках, особенностями, которых можно объединить по таким процессам, как сфера применения, перечень ограничений, порядок опубликования информации о закупках, содержание предложения участника закупки, инструменты по предотвращению сговора, коррупции и иных манипуляций законодательством о закупках. Итак, специальные и общие особенности механизма торгов дают основание обобщить порядок электронных торгов, применяемый в соответствии со специальными федеральными законами, регулирующими закупки для государственных и муниципальных заказчиков, а также заказчиков с некоторой государственной долей участия, направленными на развитие конкуренции в сфере закупок.

Закрепление в действующем гражданском законодательстве определенной юридической процедуры торгов, нужно признать в качестве специального приема правового регулирования соответствующих общественных отношений. В гражданском праве этот прием выражается в

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

том, что для цели удовлетворения и частных, и публичных интересов законодатель специально устанавливает в правовых нормах юридическую процедуру, в частности, процедуру торгов, итогом которой выступает заключение договора.

В целом юридическая процедура торгов может рассматриваться как:

— закрепленная в праве последовательность определенных действий по заключению договора;

— сложный юридический факт, влекущий заключение договора;

— совокупность действий организаторов и участников торгов. Представляется, что выделение двух этапов юридической

процедуры торгов (этап организации торгов (подготовительный этап) и этап проведения торгов и их оформления) в наибольшей степени отвечает существу складывающихся фактических отношений по поводу заключения договора на торгах. Вместе с тем, несомненно, можно разграничивать второй этап на такие действия как подведение итогов торгов и оформление их результатов.

Литература:

1. Институции Гая с объяснительным словарем. — СПб., 2003. — С. 272

2. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. — М., 2003. — С. 294.

3. Покровский И.А. История римского права. — М., 2004. — С. 194-195.

4. Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки. — М., 1900. — С. 19-24.

7. Буланов М.С. Особенности заключения государственных и муниципальных контрактов по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме // Власть закона. — 2012. — № 2. — С. 111- 115.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

9. Романова В.В. Правовые вопросы, возникающие при заключении договоров на торгах, проводимых предприятиями энергетического комплекса с использованием электронных торговых площадок // Третейский суд. — 2009. — № 3. — С. 164-165.

1. Institutsii Gaya s ob’yasnitelnyim slovarem. — SPb., 2003. — S. 272

2. Grimm D.D. Lektsii po dogme rimskogo prava. — M., 2003. — S. 294.

3. Pokrovskiy I.A. Istoriya rimskogo prava. — M., 2004. — S. 194-195.

4. Bazanov I.A. Proishozhdenie sovremennoy ipoteki. — M., 1900. — S. 19-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

Договор присоединения (Собственная продукция: мясо и мясопродукты свиные, субпродукты, жиры животные, кишечное сырье, куриная замороженная продукция, куриная охлажденная продукция, яйцо куриное) редакция, действующая с 10.01.2020 г.

Предлагаем принять участие в наших аукционах на закуп продукции производства холдинга СИБАГРО на максимально выгодных условиях!

Принятие участия в аукционе даёт следующие преимущества контрагенту:

  • фиксированные объёмы и график отгрузки по выигранным лотам;
  • отгрузка охлажденной продукции;
  • установление конкурентной цены на товар;
  • максимально выгодные условия ценообразования также и для участников аукциона не являющихся по итогам аукциона победителями (по наличию не менее одного шага от участника по любому из лотов аукциона).

Аукционы объявляются на оптовую продажу следующей продукции:

  • Свинина в полутушах/тушах
  • Тушка цыплят бройлеров
  • Яйцо куриное

Доступ к участию в аукционах на продажу

Заключите договор

Требуется наличие договора поставки с предприятием Холдинга (выбор Вашего потенциального поставщика). Для заключения договора необходимо отправить заявку на электронную почту kachestvo@sagro.ru.

В заявке указать:

  • ИНН, наименование контрагента, телефон, ФИО контактного лица;
  • предприятия Холдинга Сибирская Аграрная Группа, поставка продукции которых интересует.

В течении 3-х рабочих дней с Вами свяжется ответственный менеджер по заключению договора.

Документы необходимые для заключения договора.

В случае возникновения вопросов можно позвонить по телефону 8 (3822) 900-245 (в рабочие дни с 8:30 до 12:30 и с 13:30 до 17:30 по Томскому времени (+4 часа к Московскому)).

Получите ключ ЭЦП

Требуется наличие ключа Электронной цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения безопасности и конфиденциальности вашего участия для третьих лиц. Сертификаты ключей ЭЦП выдаются удостоверяющими центрами http://agro.zakupki.tomsk.ru/Folder/Folder.aspx?FP=85.

ЭЦП оформляется на действующее юридическое лицо, стандарт ключа ЭЦП КриптоПро CSP 3.0

Установите программу для участия в аукционе

Доступ к аукциону возможен через предварительно установленное программное обеспечения на персональный компьютер участника – Автоматизированное рабочее место (АРМ участника, доступное для скачивания по ссылке http://agro.zakupki.tomsk.ru/Folder/Folder.aspx?FP=86.

Обращаем внимание, к сожалению, АРМ участника на данный момент не доступно к использованию через мобильное устройство.

Получите аккредитацию

Аукционы на продажу свинины на кости проходят в закрытой форме.

Для доступа в закрытый электронный аукцион от предприятий Холдинга необходимо отправить письмо на официальном бланке вашего предприятия на электронную почту kachestvo@sagro.ru.

В течении 3-х рабочих дней с момента подачи заявки Вы получите уведомление на указанный Вами электронный ящик по принятому решению об аккредитации.

В случае возникновения вопросов можно позвонить по телефону 8 (3822) 900-245 (в рабочие дни с 8:30 до 12:30 и с 13:30 до 17:30 по Томскому времени (+4 часа к Московскому)).