Торговые места на рынках

Торговый объект должен отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Каркас нестационарных торговых объектов должен изготавливаться из несущих сварных металлических конструкций (профильная труба и металлопрофиль).

В случае объединения нескольких объектов в единый модуль, материалы внешней облицовки должны быть изготовлены из идентичных конструкционных материалов. Цветовая гамма материалов внешнего покрытия всех объектов торговой зоны и сблокированных модулей должна точно соответствовать установленной для типа объектов, определенного для торговой площадки.

В конструкцию типовых модулей нестационарных объектов мелкорозничной торговли без согласования допускается вносить изменения в части установки бокового ограждения.

  • Высоту объектов принять 2,5 метра.
  • Цвет торгового объекта: слоновая кость, RAL 1014.
  • Крыша – без предъявления требований к цвету.
  • Размеры вывески верхней: 3300 х 55 мм (баннер).
  • Размеры вывески нижней: 3000 х 850 мм (баннер).
  • Баннеры вверху и внизу прикрепляются к металлу саморезами:
  • верхний баннер «Кочубеевские продукты» с аппликацией;
  • нижний баннер «Покупай Ставропольское!».

Примечание: баннер «Кочубеевские продукты» используется производителями сельскохозяйственной продукции, баннер «Кочубеевская ярмарка» используется организаторами ярмарок.

Требования к размещению нестационарных торговых объектов

1. Размещение и планировка нестационарных торговых объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения и реализации товаров, а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников, в соответствии с действующим законодательством и настоящими правилами.

2. Объекты нестационарной торговой сети размещаются в местах, оборудованных туалетами, расположенными в радиусе не более 100 м от рабочего места. В объектах нестационарной торговой сети должны быть созданы условия для мытья рук и соблюдения правил личной гигиены. Для сбора мусора около объектов должны быть установлены сборники (мусорные баки с крышкой) с одноразовым пакетом с последующим своевременным его удалением по мере заполнения.

3. Владельцы объектов обязаны обеспечить постоянный уход за внешним видом и содержанием объектов: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить, устранять повреждения на вывесках, конструктивных элементах, производить уборку и благоустройство прилегающей территории.

4. Объекты нестационарной торговой сети обязаны иметь эстетически оформленную вывеску с указанием:

  • — фирменного наименования организации или имени физического лица, являющегося владельцем объекта;
  • — места нахождения (адреса) организации, являющейся владельцем объекта;
  • — информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, являющегося владельцем объекта, и наименования зарегистрировавшего его органа;
  • — места нахождения объекта (адрес нахождения объекта);
  • — режима работы объекта.

5. На каждом объекте должен быть соответствующий инвентарь, весоизмерительное оборудование и средства охлаждения (по необходимости). Запрещается использование безменов, бытовых, медицинских, передвижных товарных («почтовых») весов, а также не предусмотренных Государственным реестром средств измерений. Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы.

При осуществлении деятельности по продаже товаров продавцы обязаны:

  • соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров, и другие установленные законодательством Российской Федерации;
  • обеспечить проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения и наличие соответствующих сопроводительных документов;
  • обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника;
  • обеспечить наличие маркировки товаров промышленного производства в соответствии с требованиями нормативных документов, информации о месте выращивания (производства) плодоовощной продукции, в том числе крестьянских и фермерских хозяйств;
  • иметь товаросопроводительную документацию на реализуемую продукцию, граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, — документ, подтверждающий ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством;
  • своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, информацию о продукции и ее производителях;
  • иметь документы, удостоверяющие личность продавца.

Указанные документы хранятся у продавца и предъявляются по первому требованию покупателя, должностного лица (лиц) органов государственного контроля и надзора.

Продавец обязан иметь:

  • свидетельство о госрегистрации (заверенная копия);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
  • Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300 «О защите прав потребителей»;
  • номера телефонов органов государственного контроля и надзора (территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Невинномысске, Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, отдела МВД России по Кочубеевскому району, администрации Кочубеевского муниципального района, органов местного самоуправления поселений);
  • книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
  • журнал учета мероприятий по контролю.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

При осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара.

(Постановление АС Дальневосточного округа от 19.07.2018 № Ф03-2565/2018)

По результатам выездной проверки налоговики доначислили индивидуальному предпринимателю ЕНВД. Инспекторы установили, что бизнесмен в проверяемом периоде для осуществления розничной торговли использовал объекты торговли:

— временное сооружение общей торговой площадью 104,5 кв. м (объект № 1);

— временный металлический склад для хранения зерновой продукции общей торговой площадью 426,4 кв. м (объект № 2);

— нежилое помещение, переданное во временное пользование под склад общей площадью 206,3 кв. м для оптовой торговли продуктами питания по договору аренды (объект № 3).

По всем трем объектам предприниматель при расчете ЕНВД использовал физический показатель «площадь торгового зала». А вот инспекторы решили, что налог следовало рассчитывать исходя из физического показателя «площадь торгового места».

По мнению бизнесмена, ревизоры сделали ошибочный вывод и не учли наличие экспликаций, которые подтверждали, что в этих объектах имеются конструктивно обособленные помещения для осуществления торговли, склады, административные помещения. Предприниматель считал неправомерным доначисление спорной суммы единого налога, исходя из площади, указанной в договорах аренды, а не с торговой площади, на которой осуществлялась выкладка товаров и обслуживание покупателей.

Спор дошел до суда. Но бизнесмену не удалось убедить арбитров в своей правоте. Три судебные инстанции поддержали налоговиков. Приведем аргументацию арбитров.

Согласно подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, и в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Единый налог при розничной торговле (в проверяемый период), осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, рассчитывался исходя из физического показателя «площадь торгового зала», а при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и розничной торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, — «торговое место».

Основные понятия, используемые для целей главы 26.3 НК РФ, приведены в ст. 346.27 НК РФ. Так, стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К этой категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К такой категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Торговое место — это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.

Магазином является специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

В целях классификации объектов торговли на предмет их соответствия понятиям, установленным положениями ст. 346.27 НК РФ, используются инвентаризационные и правоустанавливающие документы. К таким документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Конституционный суд РФ в Определении от 16.07.2013 № 1075-О указал, что, устанавливая правила определения площади торгового зала и вводя понятие торгового места, законодатель исходил из различных характеристик объектов торговли разного типа (размеры, наличие обособленных помещений и т.д.). Сама по себе дифференциация правового регулирования обложения ЕНВД различных групп налогоплательщиков в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав одной из таких групп.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.06.2011 № 417/11, при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара.

В рассматриваемом споре суды установили, что торговые объекты № 1 и № 2 расположены в непредназначенных для ведения торговли временных сооружениях, которые не являются объектами капитального строительства. Такие сооружения в целях применения ЕНВД являются нестационарными торговыми объектами. Поэтому при исчислении ЕНВД следовало применять физический показатель «площадь торгового места». А объект № 3 является объектом, используемым для торговли, не имеющим торговых залов, в связи с чем при исчислении ЕНВД следовало применять физический показатель «площадь торгового места».

Суды установили, что спорные объекты переданы в аренду заявителю как единое целое без выделения в нем помещений складских, подсобных, административно-бытовых, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; торговые места, используемые предпринимателем при заключении договоров розничной купли-продажи товара, одновременно используются как места обслуживания покупателей и как места хранения товаров, его приемки и подготовки к продаже.

Какие-либо изменения в инвентаризационные и правоустанавливающие документы на спорные объекты не вносились. В связи с этим арбитры решили, что налоговый орган правомерно доначислил предпринимателю ЕНВД исходя из площади торговых мест.