Транспарентность в истории

Финансовая прозрачность — это своевременное раскрытие необходимой информации, касающейся производственной и финансовой деятельности компании, а также практики корпоративного управления.

Глобальные и локальные регулятивные требования, развитие стандартов финансовой (МФСО — IFRS) и нефинансовой отчетности стимулируют руководство компаний к пересмотру своих позиций в отношении прозрачности и осознанию реальной ее ценности для репутации в глазах инвесторов, партнеров и других заинтересованных лиц. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая отчетность дает четкое представление об истинном финансовом положении компании.

Преимущества раскрытия информации

Одно из очевидных преимуществ высокой прозрачности финансовой и нефинансовой деятельности заключается в том, что акционеры, инвесторы и аналитики смогут лучше оценить возможности и перспективы компании. Ведь, с одной стороны, многие руководители жалуются, что инвесторы недооценивают преимущества их компании, с другой — данные, на основе которых можно было бы выполнить точную оценку, отсутствуют в отчетах этих компаний.

Впрочем, большинство руководителей признают явные преимущества прозрачности: компании получают инвестиции, а инвесторы — меньше рискуют. Кроме того, раскрытие информации является функцией внутренней прозрачности и эффективной политики в отношении внутреннего контроля.

Временной фактор

По сегодняшним представлениям, в понятие «прозрачность» входит не только сама по себе подробная информация, но и сроки ее предоставления. Прошли те времена, когда компания могла добиться репутации финансово прозрачной, раскрывая свою информацию через месяц после окончания квартала. Теперь заинтересованные стороны требуют доступа к финансовым и нефинансовым данным уже в реальном времени. Таким образом, речь идет о немедленном предоставлении, и это кардинально изменяет ситуацию.

Прозрачность и данные в реальном времени идут рука об руку, и требование к отчетности в реальном времени исходит именно от инвесторов. Компании, которые не могут выполнить эти условия, вызывают недоверие и теряют репутацию.

Нефинансовая отчетность

Сегодня под прозрачностью часто понимается раскрытие как финансовой, так и нефинансовой информации, касающейся коммерческих операций, безопасности, положения компании относительно конкурентов, ее социальной ответственности.

Шаги к полной прозрачности

Прозрачность на уровне фирмы — это сложная концепция, и для каждой конкретной организации она имеет свое значение.

Однако на пути к решению этой задачи можно выделить три этапа:

  1. Достижение финансовой прозрачности. Для большинства американских и европейских компаний этот этап уже выполнен.
  2. Раскрытие всей дополнительной информации, имеющей ценность для инвесторов (поскольку уровень прибыли не всегда отражает долгосрочную перспективу). Компании, внедрившие отчетность по нефинансовой информации, повышают свою конкурентоспособность, инновационные возможности, надежность и социальную эффективность.
  3. Обеспечение информации, полезной не только для акционеров, но и для других заинтересованных сторон, в том числе для поставщиков, партнеров и сотрудников.

Роль BPM

Уверенность инвесторов всегда колеблется. В последние годы некоторые компании сумели выработать тактику, позволяющую сохранить приверженность акционеров, партнеров и инвесторов. Один из вариантов подобной тактики — внедрение BPM-проекта. Динамичность и возможности работы в реальном времени, характерные для этого типа систем, повышают прозрачность, будущую эффективность и поддерживают грамотное и своевременное принятие решений.

И хотя большинство финансовых руководителей не уверены в положительном влиянии BPM-инструментов на репутацию компании, тем не менее, это влияние довольно значительное. Успешный BPM-проект может сыграть важнейшую роль в повышении показателей, которые имеют важнейшее значение для заинтересованных сторон.

  1. Капитал движется в том направлении наибольшей востребованности и, следовательно, туда, где все прозрачно и очевидно. Вложение в BPM показывает, что компания стремится обеспечить точную и ясную информацию о своих методах и результатах деятельности.
  2. Компании, использующие BPM, как правило, предоставляют отчетность быстрее, чем те, кто не применяют управление эффективностью бизнеса. У таких компаний коэффициент цена/прибыль (P/E) на 10% выше, чем у тех, кто задерживают отчеты. Причина в том, что если вся информация раскрыта вовремя, то компания, очевидно, более активна и стоит того, чтобы в нее вкладывать средства.
  3. Компании, внедряющие BPM для выполнения нормативных требований, показывают инвесторам, что у них есть нужные инструменты не только для отчетности по материальным факторам, но и для разработки эффективных правил управления рисками.
  4. Финансовая отчетность и раскрываемая информация должна содержать четкие формулировки и выполняться на высоком уровне. Большинство современных BPM-продуктов обеспечивают именно такое качество.
  5. BPM — это ключ к созданию и мониторингу нефинансовых показателей, включая элементы сбалансированной карты показателей, таких как удовлетворенность клиентов, качество процессов, инновационность и т.п., которые могут изменить эффективность организации. Невозможность учета этих индикаторов лишает компанию возможности оценить свою деятельность в будущем, что приводит к неожиданностям в плане финансовых итогов и к разрушению доверия со стороны инвесторов.
  6. Компании, внедрившие BPM, имеют больше шансов избежать финансовых потерь: владея средствами прогнозирования, они всегда могут вовремя погасить дефицит или сократить негативные последствия до начала отчетного периода. Основное преимущество BPM-технологии — быстрота реагирования. Эти инструменты дают множество возможностей, привлекательных для всех заинтересованных сторон.

Прозрачная отчетность и XBRL

Поставщики средств управления эффективностью давно осознали необходимость обеспечения качественной отчетности. Однако неизбежно встает вопрос о наиболее удобных для пользователей и их партнеров (в том числе и инвесторов) форматах представления и передачи данных. Очевидно, что с учетом глобализации экономики и развития интернет-технологий наиболее важны здесь два фактора:

  • стандартизация представляемых данных;
  • возможность доступа и управления отчетами по интернету.

Разработка и урегулирование стандартов финансовой и электронной отчетности — это параллельные процессы. Рассмотрим текущую ситуацию их развития

Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО (IFRS — International; Financial Reporting Standards) — разрабатываются специальным комитетом (IASB — International Accouting Standards Board). Сегодня они приобрели широкое распространение во множестве регионов. И задача электронного представления информации в соответствии с МСФО очень важна. Это один из существенных моментов, обеспечивающих финансовую прозрачность для компаний в разных отраслях.

К сожалению, электронная финансовая отчетность для большинства компаний ограничивается представлением годовых отчетов в формате PDF на их собственных сайтах. И хотя эти документы очень полезны и позволяют быстро и с минимальными затратами распространять информацию, однако они быстро устаревают и неудобны для использования. Чтобы проанализировать данные из PDF-отчетов необходимо перенести их в электронную таблицу, а может оказаться весьма трудоемкой задачей, учитывая, что годовые отчеты занимают до сотни страниц. В решении этой проблемы на помощь может прийти язык XBRL, обеспечивающий, предоставление данных в едином и удобном для использования (импорта и анализа) стандарте (подробнее см.: «XBRL — будущее финансовой отчетности: мнение аналитиков Ernst & Young», «Использование языка XBRL для реализации принципов соглашения Базель II», «Роль XML-стандартов в поддержке бизнеса. Итоги прошедшего года»).

Обобщим преимущества XBRL:

  • язык обеспечивает общую таксономию (или словарь), с помощью которой финансовая информация может описываться согласованно;
  • данные представлены в стандартизованном виде и удобны в анализе;
  • повышается прозрачность, что, в свою очередь, сокращает стоимость капитала;
  • сокращается количество ошибок в отчетах, а следовательно, повышается их качество и сокращаются сроки;
  • финансовая отчетность «глобализуется».

XBRL группа международного комитета по финансовым стандартам (IASC Foundation XBRL Team) занимается разработкой стандартизированного набора качественных, понятных и удобных электронных таксономий, которые упрощают передачу прозрачной информации в финансовые отчеты общего назначения в web-формате.

24 июня 2008 года была опубликована XBRL-МСФО таксономия (XBRL — IFRS).

Она представляет собой полное отображение МСФО (2008) в формате XBRL, используемое для передачи информации между организациями. Таксономия публикуется на тех же языках, что и стандарты МСФО, и включает документацию и разъясняющие материалы.

МСФО-таксономия 2008 года полностью пересматривает предыдущие таксономии, кроме того, контроль ее полноты и качества проводился силами специальной рабочей группы (XBRL Quality Review Team), которая состоит из экспертов, специалистов из законодательной сферы, центральных банков, финансовых учреждений и поставщиков программных продуктов.

В итоговой таксономии учтены недостатки предыдущих версий и замечания пользователей.

Эта версия обеспечивает пользователям удобные средства внесения данных, доступа к ним, сравнения и анализа.

Преимущества использования таксономии IFRS

  • расширение возможностей сравнения;
  • сокращение затрат на финансовую отчетность
  • помощь пользователям в подготовке, анализе и передаче финансовой отчетной информации;
  • устранение дублирования и повторного ввода финансовых данных для аналитических и других целей;
  • автоматизированный сбор данных;
  • большая доступность информации;
  • прозрачность международных потоков капитала.

Финансовым руководителям XBRL-требования могут показаться довольно сложными. Интерес к технологии не так уж велик, и многим, к сожалению, кажется, что внедрение потребует слишком больших усилий и что это требование — лишь очередная «регулятивная подножка», осложняющая жизнь.

Однако на самом деле интерактивные данные могут во многом помочь финансовым руководителям. Многие члены XBRL-сообществ считают, что появление новой XBRL-таксономии для международных финансовых стандартов отчетности (МСФО — IFRS) — это лучшее, что может быть на сегодняшний день для крупных компаний, входящих в список Fortune 500.

Совместное использование IFRS и XBRL приведет к повышению качества финансовой отчетности, сокращая расходы и повышая точность, а также возможности анализа информации.

Сегодня XBRL нужен не только финансовым организациям, но и инвесторам, банкам, аналитикам и другим пользователям финансовых отчетов.

Однако это дилемма курицы и яйца. Чем больше компаний будет представлять информацию формате XBRL, тем большим будет объем конкурентной информации, доступной в удобной для анализа форме. Уже имеющиеся проекты внедрения только подтверждают эффективность XBRL.

В частности, поставщики средств управления эффективностью осознают преимущества интеграции XBRL-данных в массово распространенную финансовую отчетность и пытаются делать шаги в направлении интеграции своих продуктов и XBRL.

Продвижение XBRL в западных странах

Сегодня ряд стран уже обеспечивает свои финансовые отчеты в интерактивной форме. Другие, в том числе и США, заявляют, что им это необходимо. Некоторые государства пока лишь рассматривают потенциальную возможность такого применения XBRL.

В 2007 году, на открытом заседании SEC было предложено ввести обязательное использование языка XBRL для регулятивной отчетности в течение ближайших трех лет. Это правило требует от всех компаний США , выполнять финансовое раскрытие в отчетные периоды с помощью XBRL и выкладывать информацию на Web-сайты.

Такой график может показаться слишком жестким, однако американские законодатели стремятся быстрее внедрить XBRL, догоняя своих коллег в других странах.

Вопрос о том, что XBRL-представление станет обязательным, пока открыт. Сегодня на практике оно применяется в нескольких десятках компаний.

Однако желание SEC внедрить представление финансовых отчетов в XBRL-формате среди 500 крупнейших компаний СЩА очень вдохновляет. К сожалению, пока не достаточно разработаны инструменты конечных пользователей для анализа XBRL-данных.

Исходно предполагалось, что обязательным использование XBRL станет к 2008 году. Однако многое зависит от разработок внутри конкретных компаний, о тех расходах и усилиях, которые они понесут. Им необходимо разобраться в новом подходе и осознать его полезность.

Окупятся ли вложения во внедрение XBRL? Если обратиться к банковской отрасли, которая использует XBRL для отчетов FDIC (федеральная корпорация по страхованию депозитов — Federal Deposit Insurance Corporation) с 2005 года, добиваясь эффективности в 10 раз выше, чем ранее. Каковы бы ни были первичные расходы на выполнение внешних требований, они окупаются за счет тех преимуществ, которые обнаруживаются за очень короткий промежуток времени.

Публикации:

price/earnings ratio отношение цены акции к чистым доходам компании в расчёте на одну акцию

SEC — Комиссия по ценным бумагам и биржам (США; Securities and Exchange Commission)

В Викиданных есть лексема транспарентность (L171017).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. транспаре́нтность транспаре́нтности
Р. транспаре́нтности транспаре́нтностей
Д. транспаре́нтности транспаре́нтностям
В. транспаре́нтность транспаре́нтности
Тв. транспаре́нтностью транспаре́нтностями
Пр. транспаре́нтности транспаре́нтностях

транс-па-ре́нт-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА: (файл)

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. книжн. свойство по значению прилагательного транспарентный; отсутствие секретности, ясность, основанная на доступности информации; информационная прозрачность ◆ Но уже на уровне простого миллионника налоговая транспарентность совершенно другая, чем в Москве. Модест Колеров, Евгений Гонтмахер, «Государство не должно светиться» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. частичн.: прозрачность, ясность

АнтонимыПравить

  1. закрытость, секретность, непрозрачность, конфиденциальность

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • прилагательные: транспарантный

ЭтимологияПравить

Происходит от прил. транспарентный, далее из ср. лат. transparens «прозрачный», от transparere «просвечивать», далее из trans «через, за» + parere «являться, появляться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: transparency

    БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Статья посвящена вопросу транспарентности, ее роли в информационном процессе и механизма функционирования. Транспарентность как информационный процесс представляет собой совокупность отношений по доступу к информации, требующий правового регулирования информационных отношений, которые могут быть сгруппированы в институт транспарентности. В статье рассматриваются существующие выборочные инициативы в отношении транспарентности и дан анализ организации работающих в области транспарентности в Казахстане.

    Отношения по получению доступа к информации породили прозрачность (транспарентность) информации, так как во всех общественных и государственно-политических системах существовали и существуют отношения, направленные на получение информации и ограничение доступа к ней. Проблема эффективного регулирования данных отношений актуальна для всех сфер общественной жизни.

    Транспарентность определяется как состояние информированности (наличие полного, достаточного и достоверного знания) о той или иной деятельности (ее объектах или результатах) любого заинтересованного в этом субъекта .

    Состояние информированности возникает вследствие получения соответствующей информации, возможной посредством доступа к информации, под которым следует понимать ознакомление с информацией либо предоставление ее для ознакомления. То есть состоянию предшествует информационный процесс, состоящий в совершении действий по доступу к информации. Субъектами такого информационного процесса выступают две стороны: сторона, обладающая информацией, и сторона, заинтересованная в ее получении.

    Фактически, транспарентность как информационный процесс представляет собой совокупность отношений по доступу к информации, которые требуют правового регулирования т.е, создания норм, направленных на урегулирование этих отношений, которые, будучи однородными по своему характеру, но являясь разновидностью информационных отношений, могут быть сгруппированы в институт транспарентности (институт права). Наряду с действующим нормативно-правовым регулированием РК в 2012 г. будет принят закон «О доступе граждан к публичной информации». В проекте закона предлагаются такие статьи, как гарантии реализации прав пользователей информацией и обязанности обладателя информации о формировании и контроле за него за счет средств республиканского и местного бюджетов; информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; информации о размерах активов Национального банка и Национального фонда Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва .

    Целью транспарентности является обеспечение возможности получения искомой информации и в полном объеме, которая позволит осуществить свои права в интересах той или иной деятельности, обеспечит субъекту информированность о происходящих в интересуемой области процессах.

    Если учесть, что область функционирования транспарентности не ограничивается областью деятельности государственных органов и связана с обеспечением интересов как конкретных субъектов, так и их неопределенного круга, то транспарентность выступает как универсальный механизм доведения до заинтересованных лиц нужных им сведений.

    Следовательно, условием правильного функционирования механизма транспарентности выступает соблюдение третьими лицами требований к условиям трансляции и качественным характеристикам информации, а именно: информация должна быть понятной, своевременной, достоверной и достаточной.

    Выделяются четыре сферы транспарентности:

  1. Транспарентность деятельности государственного аппарата для подвластных.
  2. Транспарентность деятельности организаций и физических лиц, выступающих потенциальными или действительными контрагентами в широком смысле.
  3. Транспарентность деятельности всех субъектов, находящихся на территории государства и за его пределами для государственного аппарата.
  4. При наличии в государстве демократического политического режима. Отдельной сферой транспарентности следует назвать и деятельность субъектов, участвующих в осуществлении демократических процедур.

Наряду с вышеизложенным рассмотрим ряд существующих выборочных инициатив в отношении транспарентности:

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ее «Оптимальные подходы государств-членов к обеспечению прозрачности государственного бюджета» в своем справочном руководстве рекомендует своевременно и систематически осуществлять полное раскрытие всей важной налогово-бюджетной информации, представляя набор принципов оптимальной практики, касающихся основных бюджетных отчетов, раскрытия конкретной информации, качества и достоверности .

Стоит отметить, что Казахстан уже участвует в ряде проектов по сотрудничеству с ОЭСР, в частности, реализуется трехлетний проект диверсификации казахстанских ресурсов для прямых иностранных инвестиций и совершенствования программы по развитию секторальных инвестиций .

  • «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере» МВФ по своей природе является добровольным. В кодексе представлена комплексная основа для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и основное внимание уделяется четкости функций и обязанностей, прозрачности бюджетных процессов, доступности информации для общественности и гарантиям достоверности.
  • Арушская декларация Всемирной таможенной организации (ВТО) содержит рекомендации по ключевым элементам, необходимым для поддержки действенных национальных программ по обеспечению беспристрастности и неподкупности таможенных служб. Она включает специальный раздел по прозрачности, посвященный таможенному законодательству, правилам, процедурам, управлению, механизмам оценки и стандартам деятельности.
  • Пособие по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (ПОПДО) представляет собой инициативу ряда различных заинтересованных сторон, призванную способствовать публикации регулярных отчетов о доходах, получаемых государством и выплачиваемых сектором добывающих отраслей, применительно к конкретным видам природных ресурсов .
  • В Open Budget Index представлены рейтинги открытости бюджетных материалов по 94 странам (обзор за 2010). Согласно представленным результатам Фонд «Сорос-Казахстан» (ФСК) и Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership) глобального Индекса открытости бюджета (ИОБ) в 2010 г. для Казахстана составил 38 баллов, что на 4 балла выше аналогичного показателя 2008 г. Казахстан относится к странам, предоставляющим минимальную или неполную информацию. ИОБ оценивает доступность основных восьми бюджетных документов, объем предоставляемой в них информации и своевременность их обнародования для граждан, с тем, чтобы представить надежную информацию о готовности страны к обеспечению прозрачности бюджета и подотчетности .

Основным приоритетным направлением ФСК, которая содействует демократизации и развитию гражданского общества в Республике Казахстан и начавщая свою деятельность в 1995 г. как часть международной сети национальных фондов «Открытое общество» (действуют в более 70-ти странах по всему миру), является программа «Прозрачность государственных финансов». Данная программа является преемником двух программ ФСК – «Kazakhstan Revenue Watch» и «Бюджетная Прозрачность и Подотчетность», начавщая свою деятельность в 2010 г. Программа направлена на повышение прозрачности, подотчетности и эффективности вдоль всей цепочки формирования и использования доходов от добывающей промышленности: от заключения контрактов на недропользование до бюджетных ассигнований на финансирование государственных программ социально-экономического развития.

Особое внимание заслуживает деятельность общественного фонда Транспаренси Казахстан (TK) это неправительственная, некоммерческая организация, целью которой является работа в области противодействия коррупции. ТК – национальное отделение международной организации Транспаренси Интернэшнл (международное общественное движение по противодействию коррупции, созданное в 1993 г.). В данный момент Транспаренси Интернэшнл объединяет 100 отделений по всему миру. Основные усилия данного движения сосредоточены на проведении исследований и выработке рекомендаций по искоренению коррупции на системном уровне.

Коррупция нарушает общественное развитие, подрывает моральные нормы и устои общества, искажает и развращает рыночные отношения, способствуя бедности и нищете людей. При поддержке частных граждан, представителей бизнеса и государственных структур ТК содействует проведению демократических реформ, обеспечению большей прозрачности правительства и общества и уменьшения коррупции как на национальном, так и международном уровне.

По инициативе неправительственных организаций, работающих в сфере бюджетного анализа, мониторинга и общественного участия в бюджетном процессе в апреле 2008 года была создана Национальная бюджетная сеть Казахстана (НБСК). НБСК не является юридическим лицом и открыта для партнерства с организациями гражданского общества, имеющими опыт работы и конкретные достижения в сфере бюджетного анализа и мониторинга.

Целью НБСК является улучшение благосостояния граждан Республики Казахстан посредством повышения эффективности государственных услуг, прозрачности бюджетного процесса, подотчетности государственных органов и справедливого распределения бюджетных ресурсов через активное и компетентное вовлечение граждан, неправительственных организаций, журналистов, депутатов парламента и маслихатов и заинтересованных лиц в бюджетный процесс страны .

Согласно международной практике, гражданский бюджет является одним из индикаторов в оценке прозрачности государственного бюджета по индексу Open Budget Index.

Казахстан стал первой из стран СНГ, издавшей гражданский бюджет. В марте текущего года Министерство финансов Республики Казахстан впервые опубликовало на своем сайте нетехническую версию госбюджета, составленного на доступном для широкой общественности языке.

Эксперты (НБСК) представили методику составления гражданского бюджета, краткие версии республиканского и местных бюджетов. Эта методика была разработана совместно с Министерством финансов Республики Казахстан. Рабочая группа в составе представителей Министерства финансов, НБСК и Фонда Сорос-Казахстан разработала методику составления гражданского бюджета с учетом реалий Республики Казахстан, международных норм и стандартов, а также рекомендаций гражданского общества. По мнению экспертов, наличие гражданского бюджета является первым шагом для вовлечения общества в решение социально значимых вопросов. Это дает возможность казахстанцам понимать бюджетные данные в сфере государственных расходов .

Согласно Бюджетному Кодексу РК, прозрачность является ключевой составляющей надлежащего управления, которое играет основную роль в достижении макроэкономической стабильности и высококачественного роста.

Усиление контроля со стороны международных рынков и гражданского общества способствует предоставлению исчерпывающей и надежной информации о прошлой, текущей и будущей деятельности органов государственного управления, создавая у органов государственного управления стимулы для проведения взвешенной экономической политики и достижения большей финансовой стабильности.

Основное внимание в кодексе уделяется практике по обеспечению прозрачности для центрального правительства, требующей, чтобы отчеты по субнациональным органам государственного управления и государственным корпорациям представлялись центральному правительству, с тем чтобы оно могло следить за состоянием финансов сектора государственного управления и государственного сектора.

Прозрачность в бюджетно-налоговой сфере требует четкого формулирования финансовых отношений между органами государственного управления и государственными корпорациями. В целях обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере все платежи государственных корпораций, включая налоги, роялти, дивиденды или прибыль, должны отражаться в годовом отчете корпорации, а также в бюджетной документации.

Фискальные функции должны выполняться структурами органов государственного управления, но поскольку государственные корпорации также могут осуществлять некоммерческую деятельность от имени государства, прозрачность в бюджетно-налоговой сфере требует отдельного представления этих видов деятельности в годовых отчетах государственных корпораций. Если государственное учреждение выполняет банковские или коммерческие функции, обеспечение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагает идентификацию этих функций, а также целей налогово-бюджетной политики, на достижение которых направлена эта деятельность .

Государственные корпорации должны применять международные стандарты бухгалтерского учета (IFRS) так, чтобы их счета могли надлежащим образом проверяться международными аудиторскими компаниями.

Основные характеристики прозрачных мер регулирования, рекомендации ОЭСР в отношении политики:

  • Меры регулирования должны иметь четко определенные цели политики и опираться на прочную правовую основу.
  • Желательно проводить общественные консультации в отношении новых мер регулирования.
  • Процедуры применения мер регулирования должны быть открытыми и недискриминационными.
  • Необходимо свести к минимуму дублирование функций регулирующих органов.
  • Меры регулирования и их воздействие должны периодически подвергаться анализу в публикуемых отчетах .

Следовательно, законы и нормативные акты должны обеспечивать гарантии прозрачного управления ресурсами и накопленным богатством через бюджетный процесс.

ЛИТЕРАТУРА