Требования к хранению топлива

Ёмкости для дизельного топлива

Дизтопливо относится к группе условно неприхотливых товаров в плане сохранения и перевозки. Ему фактически не потребуется особого складского оборудования и систем регулировки температурного режима. Естественно, есть требования к емкостям, условиям сбережения, спецтехнике – данные показания сделать довольно просто.

Главные требования к качеству емкости для сбережения дизтоплива — топливо не должно взаимодействовать с иными химпрепаратами: чтоб емкость не протекала, была надежно перекрыта и не опасна в перевозке. Для сохранения используются специализированные резервуары, сконструированные с учетом циркулирования воздуха – они снабжаются особыми клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, хотя, вмести с этим, мешающими попаданию воды вовнутрь. Ключевые требования предъявляются не столько к составу сплава, из которого сделан корпус резервуара, сколько к сборки дренажной системы. Резервуары для дизельного топлива, не оборудованные силикагелевыми клапанами, надлежит периодически проводить проверку на присутствие конденсированной воды.

Для сохранения и транспортировки дизтоплива помимо прочего делаются пластмассовые емкости из целлофана высочайшего давления. Пластмассовые баки комфортны, потому что бывают различных объемов и позволяют сохранять топливо в маленьких зданиях (к примеру, при отоплении здания). Резервуары для дизельного топлива представляют собой бесшовные оболочки с повышенной шириной стен (до 8 мм), собственно гораздо увеличивает надежность, стабильность и долговечность продуктов. Они прочнее и легче железных аналогов, собственно выделяет существенные превосходства при перевозке и эксплуатации. Температура применения емкостей от -40 до 50°С.

Сбережение на открытых и замкнутых площадках

При хранении дизельного топлива на открытых площадках стоит учесть колебания температуры воздуха, которые имеют все шансы привести к изменению давления в емкостях, также возможность конденсации влажности, что собственно сможет воздействовать на качество дизельного топлива. Нужно обратить особенное внимание на месторасположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или же конденсированной) влажности вовнутрь бочки, что сможет отрицательно отразиться на ее содержимом. Более важен выбор плоскости, на которую обязаны устанавливаться емкости — данное вновь ведь соединено с действием воды на плоскость тары. Так, недопустима установка резервуаров с дизтопливом на территорию.

Условия сбережения горючего на открытых площадках имеют все шансы обеспечить полки и навесы, которые дадут возможность понизить возможность воздействия воды на железную плоскость емкостей. Вполне вероятно использование брезентовых покрытий, хотя в такой ситуации должна быть обеспечена циркулирование воздуха. Бочки рекомендовано устанавливать в наклонном положении, при всем при этом пробки емкостей должны быть направлены так, чтоб их сальники соприкасались с масляной смесью.

Хранение дизтоплива в складских зданиях подразумевает конкретные требования — как в отношении месторасположения склада, так и в смысле его оснащения. Подходящие условия обязаны обеспечить:

  • комфортный доступ для средств передвижения и необходимую для их лавирования площадь;
  • нужное для проведения такелажных работ оборудование;
  • комфортное с точки зрения контролирования и инвентаризации размещение полок;
  • присутствие «чистой» зоны (недоступность пыли) для отлива бензина.

Неотъемлемое требование для сохранения дизтоплива — сухость склада. Высокая влажность сможет спровоцировать ржавчину железных емкостей и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения не стоит забывать про то, что перегрев каких-либо горюче-смазочных которые были использованы сможет вызвать улетучивание их компонентов, а существенное превышение центральной температуры чревато возгоранием смесей.

Специализированная техника для транспортировки дизтоплива

От условий перевозки зависит сохранность качеств, свойственных высококачественному бензину. Так как согласно ГОСТу 305-82, производитель обеспечивает соотношение дизтоплива требованиям реального эталона при соблюдении условий транспортирования и сохранения. Доставка дизтоплива выполняется бензовозами и жд цистернами.

При доставке дизельного топлива особое внимание уделяется технике защищенности. Автоцистерны (бензовозы) непременно оснащают донными клапанами, оберегающими от пролива содержимого. Все бензовозы обязаны иметь бронированный бак и экранированную проводку. От удара с заду специализированную автоцистерну защищает бампер специальной формы и противоподкатный брус. Кроме обыкновенного огнетушителя, на бензовоз устанавливается и ящик с песком, созданный для присыпания разлитого горючего.

Традиционно в систему слива спец автоцистерны для перевозки дизтоплива срабатывает насос, упрощающий разгрузку и загрузку. Цистерна бензовоза снабжается дыхательными клапанами, которые не позволяют концентрироваться парам горючего, и следовательно ликвидируют перепады давления в цистерне. Большое количество бензовозов, которые в наши дни эксплуатируются в нашей стране, имеют верхнюю систему налива. В государствах Европы последние несколько лет применяют бензовозы с нижней загрузкой, которые менее засоряют находящуюся вокруг среду.

Правила хранения топлива Емкости для дизтоплива Особенности хранения солярки

Системы аварийного электропитания объектов часто включают в себя резервные дизельные электростанции, при которых имеется запас топлива на случай внезапного включения. Возникает вопрос: как долго можно не менять топливо и при этом быть уверенным в его пригодности?

Для сохранения качества дизельного топлива важно правильно соблюдать все условия его хранения, главные из которых – это относительно низкая температура, отсутствие прямого попадания солнечных лучей и герметичность емкости.

Емкость с дизельным топливом должна быть плотно закрытой. При контакте с окружающим воздухом топливо окисляется. Для потери эксплуатационных качеств при длительном хранении солярке достаточно одной трещины в резервуаре или неплотно прикрытой пробки.

При открытии емкости на ее стенках и крышке скапливается конденсат в виде небольших капелек. Это результат охлаждения воздуха, попавшего внутрь. В дальнейшем эта вода попадает в топливо, что не добавляет последнему полезных качеств.

Пластиковые емкости в этом отношении предпочтительнее металлических, процессы дистилляции в которых происходят гораздо быстрее. Также при длительном хранении дизтоплива при повышенной температуре вода является благоприятной средой для развития в ней грибков и водорослей.

Кроме перечисленных, негативно влияют на качество солярки следующие факторы:

  • Контакт с медью или цинком.
    При вступлении в реакцию с этими металлами дизтопливо довольно быстро начинает распадаться на нестабильные фракции.
  • Воздействие высоких температур.
    Процессы распада дизельного топлива при повышении температуры ускоряются.
  • Общее загрязнение резервуаров.
    Даже качественное топливо при хранении в грязной емкости быстро теряет свои свойства. Поэтому рекомендуется очищать емкости не реже одного раза в год.
  • Наличие присадок в топливе.
    Дизельное топливо стандартов ЕВРО-4, ЕВРО-5 содержит очень мало серы, и для восстановления смазывающих свойств в него обязательно добавляют присадки. Эти добавки разлагаются довольно быстро и портят солярку. Поэтому современное дизельное топливо не может храниться по 5-10 лет, как солярка на складах госрезерва. Последняя производится без использования присадок, да и содержится в практически идеальных условиях.
    Также ускоряют разложение солярки присадки для снижения температуры фильтруемости. Поэтому срок хранения зимнего дизельного топлива меньше летнего.

Подводя итоги, можно утверждать следующее: при соблюдении правил хранения дизельное топливо сохраняет эксплуатационные свойства в течение одного года. После этого топливо необходимо заменить на новое, а старую солярку утилизировать.

В любом резервуаре хранения ГСМ со временем образуются отложения называемые нефтешламом. Обычно это тяжёлые фракции нефти оставшиеся после крекинга в перемешку с минеральными частицами (песок, ржавчина и т.п.), они являются естественными примесями и так или иначе содержатся в топливе любого качества. Эти примеси обладают более высокой, по сравнению с самим топливом плотностью и поэтому осаждаются на дне резервуара.

Обычно на АЗС отбор топлива из резервуара происходит не со дна ёмкости а с некоторого уровня. Количество топлива ниже заборника называется «невыбираемый остаток». Это сделано специально для того, что бы было место для скопления нефтешлама. На больших резервуарах бывает применяют плавающие заборники всегда собирающие топливо с поверхности. Так же в невыбираемом остатке скапливается вода, так называемая «подтоварная вода». Правильный уровнемер может определить количество подтоварной воды и вовремя проинформировать персонал об опасности всасывания магистралью воды и нефтешлама.

Состав отложений

  • Сложные органические соединения с плотностью выше 860 кг/м³.
  • Механические примеси такие как: песок, глина, ржавчина
  • Парафины
  • Разнообразный мусор. Из найденного нами:
    • Обрезки метала и/или пластика оставшиеся при производстве
    • Рулетки
    • Палки
    • Швабры
    • Очки
    • Очёчники
    • Зажигалки
    • обратные клапана
    • придонные фильтры
    • тряпки
    • обувь
    • разнообразные инструменты
    • рукавицы и перчатки
    • шланги от бензовоза

Образование отложений

Отложения будут всегда. На нефтебазе фильтров похоже вообще нет, только сетки формата ФЖУ и т.п. Бензовозы так же, кроме сеток перед насосом и счётчиком (при наличии таковых) ничего не используют. На самих АЗС, чаще всего, стоят следующие фильтры:

  • Сетка придонного клапана (на отборной магистрали
  • Фильтр тонкой очистки перед насосом (не всегда устанавливается и это очень зря, на колонке с таким фильтром шиберный насос может работать без ремонта годами. В отличии от колонки без фильтра перед насосом (к центробежным насосам выше сказанное не относится, им только гайки опасны). Этот фильтр крайне полезен при температурах топлива ниже температуры фильтруемости, в таком случае он мгновенно забивается и перекрывает выдачу. Это позволяет предотвратить выход техники в рейс с опасностью встать на трассе с забитым фильтром.
  • Фильтр сетка перед счётчиком (в основном защищает счётчик от обломков насоса)
  • Фильтр перед раздаточным краном так же сетка, защищает кран от мусора (дешёвые расслаивающиеся шланги).

И даже после всех этих фильтров и невыбираемого остатка на дне резервуара, в технику умудряется попасть и вода и нефтешлам, правда уже без песка и мусора. Так что сливать осадок и воду из баков техники, даже при условии эксплуатации своей АЗС, нужно обязательно раз в год. А при заправке на сетевых придорожных АЗС лучше раз в месяц, так как там нормальных фильтров чаще всего нет, только сетки. А когда последний раз удаляли из их резервуаров осадок, вообще никому не известно.

Опасность для потребителей

Основная опасность конечно зимой, встать на технике, посреди пустынной трассы, вдали от цивилизации с не запускающимся двигателем, и как следствие без обогрева. Это очень опасно и абсолютно недопустимо. Под удар попадают как фильтра, так и топливопроводы. Фильтр тонкой очистки устанавливается на приличном удалении от бака и грязь попавшая в систему попадает в топливопровод. Подогрев топливопровода крайне полезен в морозы, но может способствовать формированию отложений в трубках. Да и отложения скопившиеся в баке могут оторваться от стенок бака и облепить топливозаборник. При таких проблемах починить машину горелкой уже невозможно. Бензиновый транспорт менее подвержен таким проблемам, так как бензин обычно не содержит воду и сам по себе является неплохим растворителем.

Выглядит это обычно так: Резервуар АЗС давно не чистили и нефтешлам (густая слизь) плавает по поверхности слоя воды. В какой то момент он попадает в заборник и при отсутствия фильтра тонкой очистки в системе выдачи измельчается лопатками насоса АЗС. В перемешанном состоянии грязь попадает в бак транспортного средства (строительной техники, дизель генератора, жидкотопливной горелки и т.п.). Грязь начинает скапливаться на фильтре тонкой очистки и техника встаёт. Обычно запустить её после такого удаётся не сразу а только после промывки бака, так как замена фильтра тонкой очистки возобновляет работу техники не надолго и ждать осаждения грязи на дне бака бесполезно. Из за движения техники (или вибрации, применительно к компрессорам и генераторам) грязь и вода не оседают на дне а всегда перемешены с топливом. Загрязнённый бак нужно сливать, промывать и заправлять заново.

Способы очистки

Механизированная откачка отложений насосом

Основной способ очистки, это перемешивание и выкачивание части топлива со дна резервуара вакуумной машиной или погружным насосом. Такой способ наиболее распространён и позволяет удалить большую часть жидких отложений, но не глину и слизь со стенок резервуара. Недостаток механизированной очистки, это остаток устойчивой грязи на стенках и дне. Можно попробовать его удалить промыв ёмкость водой с моющим средством. Но реализации такого на практике мы не видели. Недостаток откачки нефтешлама очень хорошо виден при наполнении резервуара топливом после очистки. Топливо поступая в пустой резервуар, растекаясь и бултыхаясь по объёму начинает смывать отложения со стенок и дна. Цвет топлива становиться грязно серым. Нормальный цвет к топливу вернётся после пары дней спокойствия, при этом осадок вернётся на своё насиженное место, на дно и стенки резервуара.

Ручной способ очистки

При ручном способе, как и при механизированном, резервуар очищается насосом насколько это возможно. После механизированной очистки приходит очередь ручной. В резервуар залезает специально обученный человек и начинает скребками и щётками отдирать отложения со стенок, дна, крыши и размещённого в резервуара оборудования. Отложения помещаются в ведро и извлекаются наружу напарником. В принципе такая очистка сильно напоминает очистку деревенского колодца, за парой отличий. В резервуаре невозможно дышать и фильтрация воздуха противогазом так же невозможна, так как кислорода там попросту очень мало а отложения попавшие на кожу оставляют заметные покраснения и здоровья не добавляют. Поэтому воздух подаётся по шлангу от воздушного насоса а участники операции одеты в специальные костюмы. По завершении очистки, так как резервуар становиться абсолютно чистым, появляется возможность произвести тщательный осмотр внутренней колбы на предмет коррозии и трещин. Так же производится проверка обратного клапана (при его наличии) и сетки заборника. В случае очистки насосом произвести визуальный осмотр колбы и внутреннего оборудования не представляется возможным.

Недостатком ручной очистки можно назвать стоимость такой операции. Если стоимость механической очистки насосом обычно составляет (примерно) 1000 руб выезд + 3000 руб откачка + 6000 (15-30 руб за килограмм) утилизация, итого: 10000 руб. А вот стоимость ручной очистки резервуара 10 000 литров выйдет, со стоимостью работ по подготовке, разборке и сборке резервуара от 30000 руб. Но и производить такую очистку нужно раз в 2-5 лет, в зависимости от качества топлива и прокачанных объёмов.