Ценностные приоритеты

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим жизненным ценностям, жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего в жизнь вторгается беспокойство и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и принимать верные решения, что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Что главное в жизни?

Определить свои приоритеты – это очень важно, т.к. чёткое понимание жизненных ценностей способствует формированию характера, контролю действий, желаний и, конечно же, решений.

Естественно, установки у людей разные, но всё же есть возможность назвать что-то, что в большей степени характерно для всех людей; что-то, что имеет для них первостепенное значение.

Так что же это может быть?

Среди главных жизненных ценностей людей можно выделить следующие:

  • Оптимизм – ценнейшее качество, позволяющее видеть хорошее абсолютно во всём. Да и у людей, отличающихся оптимизмом, жизнь сама по себе лучше, а плохое случается существенно реже, т.к. их отличает высокая способность к преодолению проблем
  • Любовь – пожалуй, то, что присуще большей части людей. Но понимать её следует не только как романтическое чувство, но и как отношение к окружающему миру и живым существам в нём, пропитанное добром и состраданием
  • Вера в людей – чувство, которое распространяется как на окружающих, так и на себя самого. Сюда можно отнести и решительность, и силу воли, и чувство доверия. Всё это может помочь человеку преодолеть жизненные трудности и быть способным прийти на помощь другому
  • Понимание – то, что необходимо большинству из нас. Если в жизни есть понимание, то поступки других людей, какими бы они ни были, практически всегда можно понять, ведь видны их истинные причины. Понимание освобождает от обид, гнева, депрессий, ощущения потери контроля над своей жизнью и многих других отрицательных эмоций и состояний
  • Толерантность – особая форма терпимости и понимания, позволяющая находиться в гармоничном состоянии с самим собой и окружающими людьми, даже если что-то в них кажется крайне абсурдным и неприемлемым
  • Уважение – ещё одна очень важная ценность, предоставляющая каждому возможность видеть в окружающих людях самое лучшее и находить силы для исправления своих собственных недостатков. Не бывает идеальных людей, но если есть уважение, то замечать в каждом что-то светлое и хорошее можно безо всяких проблем. И здесь интересно то, что, чем больше человек уважает других, тем больше они уважают его
  • Терпение – поистине особенная ценность, которая способствует созданию в сознании человека самого лучшего состояния, позволяющего не только со спокойствием и смирением принимать других людей и вызовы жизни, но и принимать наиболее верные и обдуманные решения
  • Дисциплина – многие путают это понятие по своему качеству с рутиной, но между ними есть большая разница. Рутина предполагает однообразие и следующую за ней скуку, а дисциплина – это особое настроение, согласно которому, человек делает то, что должен, и то, что важно для него. Конечно, это требует сильного характера, зато результат оправдывает самые смелые ожидания
  • Честность – её можно назвать фундаментом любых других жизненных ценностей. Если быть честным с самим собой, можно чётко осознать свои особенности и понять свои главные принципы и установки. А если быть честным с другими, это позволит выстроить наиболее продуктивные взаимоотношения
  • Благодарность – не зря говорят, что за всё, даже за плохие события в жизни нужно говорить миру «спасибо». Если человек культивирует в себе ощущение благодарности к окружающей реальности и другим людям, его жизнь удивительным образом начинает налаживаться и приносить гораздо больше хороших событий, положительным эмоций и ярких впечатлений
  • Прощение – развитая способность прощать автоматически нейтрализует такие деструктивные состояния, как гнев, обида, душевная боль, нередко заставляющие людей годами жить прошлым. Когда человек отпускает от себя обиду, он сам создаёт себе все условия для движения вперёд по жизни
  • Надежда – эту внутреннюю ценность можно без обиняков назвать источником энергии, придающим силы и согревающим в ситуациях, когда всё идёт из рук вон плохо, и нет никакого «света в конце тоннеля». Надежда даёт человеку уверенность в том, что всё будет хорошо, и свято верить, что «самый тёмный час перед рассветом»
  • Дружба – если человек ценит дружбу, значит, в его жизни есть не только те люди, с которыми можно хорошо провести время, но и те, кто поддержит в трудную минуту, даст совет, станет опорой и будет рядом, когда это необходимо
  • Семья – конечно же, семья испокон веков являлась одной из главных ценностей всех людей. Причин этому может быть много: и продолжение рода, и возможность подарить миру частичку себя, и возможность провести старость в кругу любимых и т.д.

Несомненно, не все эти ценности могут быть важны для каждого из людей, но это и не столь важно. Важнее то, что эти ценности есть, и все их объединяет какая-то созидательная составляющая, и если у всех людей планеты среди главных ценностей есть хотя бы одна из названных выше, значит, в каждом есть что-то хорошее. Но давайте продолжим.

Далеко не все люди могут чётко понять, какие ценности движут ими по жизни, а это говорит о том, что есть, над чем задуматься, и есть, с чем работать.

Как определить свои жизненные ценности?

Для определения жизненных ценностей сегодня существует довольно большое количество приёмов и методик. Мы же расскажем о самом простом варианте.

  1. Запишите на листе бумаги всё, что считаете важным в своей жизни, но важным настолько, что не сможете без этого жить, если этого не будет.
  2. Список может получиться довольно длинным, но теперь его нужно пересмотреть. Спрашивайте себя на каждом пункте о том, действительно ли это является тем, без чего вы станете абсолютно несчастны, или от этого можно было бы отказаться? Если есть хоть даже небольшое сомнение по какому-то пункту, смело вычёркивайте его.
  3. Повторяйте шаг №2, пока в вашем списке не останется не более десяти пунктов. Полученный в результате список и можно считать списком ваших главных жизненных ценностей, опираясь на который и следует в дальнейшем строить свою жизнь.

Помните о том, что ваши основные жизненные ценности будут сформированы на основе всего, что было в вашей жизни, и будут включать в себя не только ваши личные мнения, но и мнения тех людей, которые для вас что-то значат: родителей и других членов семьи, друзей и наставников (учителей, преподавателей и т.п.), людей, которыми вы восхищаетесь и т.д. Кроме того, воздействие будет оказано и социокультурными особенностями, тенденциями в обществе, религиозными институтами и много чем ещё.

Люди, которые отличаются наибольшей эффективностью и оптимизмом, всегда стараются учесть максимальное количество факторов, оказывающих влияние на их жизненные ценности, и, по возможности, отсечь лишние. По этой причине опираться вам нужно стараться лишь на те значения, которые являются самыми важными для вас, и которые с годами сформировали вас как личность. Если вы будете действовать таким образом, то ваши жизненные ценности станут для вас предельно мощным инструментом, способным помочь сделать себя и свою жизнь лучше и оказать поддержку в любых трудностях, которые будут встречаться на вашем пути.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Мы прекрасно понимаем, что определить свои главные жизненные ценности может быть не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому мы предлагаем вам не просто составить список своих приоритетов и выбрать из него наиболее значимые, а провести всестороннюю оценку своей личности: узнать жизненные ценности, особенности характера и темперамента, преимущества и недостатки, тип личности, предрасположенности и даже виды деятельности, подходящие вам более всего. Всё это и многое другое ждёт вас в нашем курсе по самопознанию, который не имеет аналогов ни в электронном, ни в письменном виде. Переходите по .

Ключевые слова:1Самопознание

Примеры ориентиров

Цели – ориентиры, намеченные для достижения. Но достигнутая цель – это всего лишь конец одного перехода, совпадающий с началом следующего.

Ценности – чисто внутренние ориентиры, связанные с разными измерениями жизни, но имеющие некоторую общую основу (не всегда доступную анализу) в личности человека. Можно говорить и о социальных ценностях, которые проявляются как во внутренней, так и во внешней форме.

Приоритеты – ориентиры, которыми человек руководствуется в первую очередь. Это говорит нам о бесконечном множестве возможных ориентиров, с которыми мы имеем дело, и о том, что ориентирование – это не столько поиск, сколько выбор ориентиров.

Традиции – ориентиры, которые за долгое время опробованы многими людьми. Традиции нередко подсказывают нам путь даже прежде, чем мы успели задуматься о нём.

Догмы – это ориентиры, в природу которых как бы входит их обязательность для человека. Часто они имеют не столько указательный, сколько ограничительный характер – словно теснина ущелья, из которой потоку просто некуда деваться.

Общественное мнение – замысловатое сплетение явных и неявных ориентиров. Оно помогает самостоятельно мыслящему человеку, а человека податливого может тянуть, как течение. Или как невод, находящийся в руках умелых рыболовов.

Награды – искусственно создаваемые ориентиры, не самого первого плана, но всё-таки значительные и для тех, кто к ним стремится, и для тех, кто их достигает, и для тех, кто на них взирает со стороны.

Мечты – зачастую довольно зыбкие, смутные, иррациональные, легко видоизменяющиеся внутренние ориентиры, которые, тем не менее, очень важны для многих людей. Их дальний мерцающий свет иногда определяет направление всего жизненного пути или большого его участка.

Идеи – своеобразные ориентиры, которые не столько задают направление, сколько располагают человека, подталкивают его изнутри в ту или другую сторону.

Замыслы – индивидуальные, творчески сформированные ориентиры (не будем причислять к ним преступные умыслы), которые становятся для человека своего рода синтезом многих других ориентиров. Не зря к результатам осуществлённых замыслов применяют слово «достижение».

Идеалы – эти ориентиры могут быть реальными (как человек, которому мы подражаем) или абстрактными (как социальная утопия). В любом случае они создают для нас некое силовое поле, позволяющее нам следовать проложенным путём или прокладывать собственный.

Священные тексты – сложный конгломерат ориентиров, требующий от нас постоянной работы по их осмыслению. Или внимания и доверия к предлагаемым нам толкованиям этих текстов.

Заповеди – авторитетные для нас ориентирующие призывы, достаточно конкретные и лаконичные, но тоже нуждающиеся в осмыслении или толковании. Они не только ориентируют, но и создают напряжение, побуждающее к движению. Действуют не только призывающе, но и вызывающе – как высокая вершина на заядлого альпиниста.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Факты как примеры

3. Факты как примеры Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов. Выступая в качестве примера факт или частный случай делает возможным обобщение; в качестве иллюстрации он подкрепляет уже установленное

Примеры средств ориентирования

Примеры средств ориентирования Инстинкт – это лоцман тела. Включая, конечно, биологическую, бессознательную часть психики. Он роднит человека со всем остальным живым миром и становится первым нашим рабочим инструментом с самого начала жизни. От нас зависит, насколько мы

Примеры способов ориентирования

Примеры способов ориентирования Приводя примеры способов ориентирования, можно было бы отчасти вернуться к примерам средств ориентирования и ориентиров. Ведь каждое средство ориентирования, если оно предпочтительно для человека, каждый ориентир, выбранный человеком,

Примеры ориентаторов

Примеры ориентаторов Стремясь к универсальной формулировке, можно сказать, что каждый человек, с которым нас сводит жизнь, может стать для нас ориентатором. Всё зависит от нашей способности восприятия и усвоения его ориентирующих свойств и его опыта ориентирования

Примеры систем ориентирования

Примеры систем ориентирования Правила игры – вот простейший пример системы ориентирования. Любая игра создаёт свой виртуальный мир с определённой системой ориентирования, явной (как в шахматах) или скрытой (как в сложных компьютерных играх). Но дело, как известно, не

ПРИМЕРЫ

ПРИМЕРЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ НАРОДЫ Куда ушла моя душа?Вернись назад, вернись.Она забралась далеко на Юг,Южнее самых южных нам племён.Вернись назад, вернись.Куда ушла моя душа?Вернись назад, вернись.Она забралась далеко на Восток,Восточней самых восточных нам племён.Вернись

ЕЩЕ ПРИМЕРЫ

ЕЩЕ ПРИМЕРЫ В «Исторических материалах» Козьмы Пруткова повествуется о герцоге де Рогане, которому врач прописал принимать особое лекарство по двадцать капель в воде. Когда на другой день врач зашел к больному, тот сидел в холодной ванне н спокойно пил ложечкой

1. Софизмы. Понятие, примеры

1. Софизмы. Понятие, примеры Раскрывая данный вопрос, необходимо сказать, что любой софизм является ошибкой. В логике выделяют также паралогизмы. Отличие этих двух видов ошибок состоит в том, что первая (софизм) допущена умышленно, вторая же (паралогизм) — случайно.

2. Парадокс. Понятие, примеры

2. Парадокс. Понятие, примеры Переходя к вопросу о парадоксах, нельзя не сказать о соотношении их с софизмами. Дело в том, что четкой грани, по которой можно понять, с чем приходится иметь дело, иногда нет.Впрочем, парадоксы рассматриваются со значительно более серьезным

Примеры односторонних характеристик

3. Примеры односторонних характеристик Если мы теперь обратимся к рассмотрению таких исследований гностицизма, которые ставят себе задачу специального историко–сравнительного и вообще историко–критического анализа, то приходится только удивляться разнообразию

4. Примеры символической мифологии:

4. Примеры символической мифологии: a) учение о цветах у Гете и a) Не могу не привести еще примеров символического мифологизирования света, цветов и вообще зрительных явлений природы, чтобы не показалось странным выставленное требование этого мифологизирования. Возьмем

6. ПРИМЕРЫ ИЗ НАУК

6. ПРИМЕРЫ ИЗ НАУК Итак, приведем несколько примеров из конкретной науки, относящихся к «предельному» пониманию логического мышления.Возьмем такое математическое понятие, как «корень», напр. «квадратный корень». Это простейшее понятие есть прекрасный пример для

Глава 6 Примеры

Глава 6 Примеры Исторические примеры все делают ясным и, кроме того, представляют собой самое лучшее доказательство в науках, исходящих из опыта. Более, чем где-либо, это наблюдается в военном искусстве.Генерал Шарнхорст, который в своем «Спутнике» лучше всех писал о

3. Примеры

3. Примеры Когда в 1814 г. союзники заняли столицу Бонапарта, цель войны была достигнута. Начали сказываться политические расслоения, базой которых являлся Париж, и огромная трещина вызвала крушение мощи императора. Все это надлежит рассматривать с той точки зрения, что с

Примеры сведений

Примеры сведений Возьмём теперь все модусы второй, третьей и четвёртой фигур, и сведём их по очереди к первой фигуре.Фигура 2. Модус Cesare П1: Ни один зомби не является вегетарианцем. (Е) П2: Все участники ru_vegetarian (http://ru_vegetarian.livejournal.com/) — вегетарианцы. (А) З: Ни один участник

Так, на уровне идеала функционируют духовные ценности, наиболее адекватно проявляющиеся в искусстве, религии и нравственности как видах собственно духовной культуры с ее высшими ценностями, такими, например, как красота, вера, любовь. Ценности идеала пронизывают, конечно, все уровни и сферы человеческих взаимоотношений. Однако их воздействие значительно ограничивается уже на уровнях нормы (должное, императив) и значимости, на которых образуются, соответственно, социальные и экономические ценности морали, права, политики, экономики.
Высшей ценностью, связывающей нравственность и мораль, является, бесспорно добро, которое, как писал В.С.Соловьев, есть должное, но оно может стать добром только если еще и желаемо нами. Поэтому добро становится ядром и внутренней основой моральной культуры как проявления нравственных ценностей. Мораль же, будучи совокупностью норм человеческого общежития, при переходе к праву, буквально навязывает ему справедливость («юстиция» — лат.) в качестве высшей ценности, а значит, нормы, цели и основания правовой культуры, до которой праву очень сложно дотянуться. Ибо само право находится под непосредственным влиянием не только морали, но и прежде всего политики, сутью которой является захват, использование и удержание власти, а главным средством для этого — «легитимное насилие» (М.Вебер), законность которого право и призвано обеспечить. Ведь законы и правовые нормы устанавливают сами политики, закрепляя в них свой властный интерес, конечно же, от имени и на благо народа. Да и услужливая мораль тут как тут, поскольку добро и благо для власти не становится таковым для народа и наоборот. Так право становится слугой двух господ — морали, представляющей общество, и политики, за которой стоит государственная власть. Но так как политика является со времен Аристотеля еще и искусством управления и организации жизни всего общества, то высшей ценностью политической культуры может быть сегодня лишь взаимная ответственность ее главных субъектов — власти и народа как творца всех духовных и материальных благ. Поэтому, если нравственность вечна, мораль и право долговременны, то политика сиюминутна, поскольку наиболее далеко отстоит от высших духовных ценностей идеала, которые могут проявиться в ней лишь опосредованно — через нормы морали и права. Они, в свою очередь, являются для политики не целью, как должно бы быть по их ценностному статусу, а лишь средством на потребу дня, как и все, что попадает в сферу ее влияния.
С другой стороны, политика есть, несомненно, концентрированная экономика, иначе зачем и власть? Однако хозяйственно-экономическая деятельность, казалось бы еще более отдаленная от духовных потребностей людей, гораздо более долговечна, чем все «вышестоящие» формы культуры, поскольку изначально обеспечивает само существование человеческого рода. Более того, религия, искусство и нравственность, мораль, право и политика возникли на заре человеческой истории именно из глубин хозяйственно — трудовой деятельности в процессе взаимодействия с природой, которая стала для человечества не только объектом производства материальных благ, но и субъектом духовно-ценностных отношений. Не случайно, именно экономика всегда сопротивлялась любому политическому беспределу, уступая ему лишь до определенной степени, которая как раз и зависит от содержания и взаимодействия ее ведущих ценностей, специфика которых требует поэтому более конкретного рассмотрения.
Ценность как значимость, открывающая всю аксиологическую проблематику, имеет экономическое происхождение и заключает в себе двоякий смысл. С одной стороны, как отмечает, например, русский экономист начала ХХ в. В.Богров, понятия ценность, value, valeur, valor, Wert служат синонимами цены или определенного «менового отношения благ», а с другой — «ценность есть значение, придаваемое нами вещи как фактор удовлетворения наших потребностей». Немецкое слово Wert происходит от древнего var — «выбирать» и тогда «ценное есть избранное нами, и наоборот — избранное нами ценно» (4, с.7, 15, 29), а value, valeur — от лат, valere — «иметь значение» для подобного выбора.
Иначе говоря, любая полезная вещь, будучи материальным носителем ценности, может иметь значение как для обмена, так и для непосредственного удовлетворения потребности. Обе эти возможности взаимоисключают друг друга и требуют поэтому терминологического разграничения. Первая возможность была названа в экономической теории меновой стоимостью, а вторая — потребительной. Меновая стоимость связана с оценочно-количественной характеристикой вещи как товара, а потребительная — с ее качественной способностью удовлетворять конкретные потребности ее владельца. В Англии XVII в., например, меновая стоимость обозначалась словом value, а потребительная — worth (цена), но уже Д.Локк обозначил потребительную ценность как результат конкретного труда термином value, который и перешел позднее в аксиологию в значении ценность. Поэтому в русском языке эти термины следует употреблять соответственно в смысле меновой стоимости, но потребительной ценности, что для аксиологии и экономической теории имеет принципиальное значение. Ибо за этими понятиями кроются две противоположные тенденции социокультурного развития общества, которые можно представить следующим образом:
1. Абстрактный труд — товар — меновая стоимость — прибавочная стоимость — прибыль — капитал.
2. Конкретный труд — полезный продукт — потребительная ценность — собственность — удовлетворение потребности человека как субъекта производства, собственности и потребления.
Для первой из них основной целью и, значит, высшей ценностью является получение прибыли и производство капитала как самовозрастающей стоимости на основе исчисляемого в человеко-часах абстрактного труда. Человек же в качестве рабочей силы становится лишь средством ее достижения, то есть объектом, а его труд — специфическим товаром, приносящим прибыль его владельцу. Вторая тенденция имеет своей целью удовлетворение конкретных потребностей человека именно как субъекта ценностных отношений в сфере экономики. Естественно, что обе они изначально представляли собой лишь две стороны единой хозяйственной деятельности человека. Их разрыв произошел в XVII в. с победой буржуазных отношений, когда производство продукта как товара, специально предназначенного для продажи, независимо от его реальной полезности, вышло на первый план и стало самоцелью сначала производства, а затем и других сторон жизни человек и общества, подчинив себе в качестве средства вторую тенденцию, ориентированную на человека. В результате цели и средства человеческой жизни поменялись местами, и вся производственно-экономическая и социокультурная жизнь общества, а значит, и человека оказалась поставленной с ног на голову. Появившаяся тогда же политическая экономия теоретически подтвердила и закрепила это неестественное место меновой экономики в обществе, намертво привязав ее к политической борьбе за власть.
Здесь, на стыке политики и экономики прерывается эстафета духовности, да и просто человеческих отношений, пробивающихся в социуме от идеала, и не передается дальше даже в куцем виде утилитарной полезности, ибо экономика связана с политикой не потребительной ценностью, а меновой стоимостью. На этом стыке власти и капитала происходит разрыв межсубъектных ценностных отношений и образуется мертвая зона отчуждения человека от других людей, от природы и от самого себя. Здесь всевластие насилия смыкается с поклонением фетишу дензнаков, которые, как известно, не пахнут, будучи нейтральными сами по себе, и потому обрели самостоятельную силу, превратившись из вспомогательного средства обмена в самоцель. Не случайно, этот стык и был назван политической экономией. Отчуждение — антипод ценности, где один из самоценных субъектов превращается другим субъектом в объект своих манипуляций, в средство для достижения своих целей, независимо от того, идет ли речь об отношениях общества и личности, государства и гражданина, хозяина и работника или о межличностных отношениях в браке по расчету. В разных обществах эта полоса отчуждения может быть шире или уже, но она как ржавчина разъедает все виды социальных и особенно человеческих связей и отношений, разрушая общество изнутри.
Объект-носитель ценности как посредник межсубъектных отношений выступает здесь в качестве материальной ценности, включая продукты природы, производства или духовного труда в виде произведений науки и искусства. Как любая материальная ценность он может выступать в роли товара с ценой, соответствующей его социокультурной значимости и конъюнктуры рынка. В этом случае продается не «духовность», а именно вещь как ее носитель. Объекты-посредники общезначимых ценностных отношений как материальные ценности и составляют ядро и основу материальной культуры. Именно культуры, потому что в качестве материальных ценностей, а следовательно, и товара предстают не только полезные вещи, но и носители духовных ценностей, прежде всего сами люди, продающие свои руки, тело, душу, мастерство и талант, как минимум, в качестве рабочей силы. «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивалась намного сильнее, чем духовная. Равновесие ее нарушено, …культура, равивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе» (5, с.98) . Именно в этом разрыве материальной и духовной культур кроется источник социокультурных кризисов.
Классические теории стоимости пытались поначалу как-то совместить две вышеназванные тенденции, но затем понятие меновой стоимости стало синонимом стоимости вообще, а К.Маркс в своем «Капитале» окончательно очистил ее от всех «непоследовательностей», связанных со второй тенденцией. Поскольку, по его словам, потребительная стоимость как «товарное тело» и «вещественный носитель меновой стоимости» реализуется лишь «в пользовании или потреблении», то она и должна составлять «предмет особой дисциплины — товароведения» (6, с.44), а не политической экономии. Поэтому увлекшийся поначалу марксизмом С.Л.Франк еще в 1901 г. заметил, что односторонность учения К.Маркса заключается в устранении им потребительной ценности из меновой, оставившем товару лишь одно свойство — быть продуктом труда, а не средством удовлетворения человеческих потребностей (7, с.25). Увековечив в «Капитале» этот разрыв меновой стоимости и потребительной ценности, абстрактного и конкретного труда, К.Маркс сделал универсальный вывод и предолжил политическое решение экономических проблем, оставив в стороне все остальные факторы, практически разорвав на две части и саму политическую экономию. Но если Запад, обжегшись на революциях 1830, 1848 и 1871 гг., фактически реализовал Марксово экономическое учение, то на долю России выпало осуществление его политических выводов. Поэтому на Западе политика функционально зажата между сильным правом и самостоятельной экономикой, у нас же мораль, право и экономика по сей день остаются заложниками политического беспредела. И все же, сталкивая сегодня Россию в черную дыру товарно-денежного фетишизма, «бессердечного чистогана» (К.Маркс), не поздно еще вспомнить предостережение В.С.Соловьева: «Несостоятельность ортодоксальной политической экономии… заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной, а несостоятельность всякого социализма… в том, что он допускает между этими двумя различными, хотя и нераздельными областями… смешение, или ложное единство» (8, с.407). Стало быть, для достижения их истинного единства необходимо поставить экономику с головы на ноги, то есть поменять местами ее цели и средства их достижения. Для этого производственно-экономическая деятельность основной и высшей целью должна иметь не меновую стоимость, а потребительную ценность своей продукции для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, автоматически исключая тем самым все, что наносит вред физическому и духовному здоровью человека как ее творца и потребителя. Меновая же стоимость как источник прибыли и денежные знаки как их носитель, по сути своей являются всего лишь вспомогательным и чисто внешним средством в этом процессе, но никак не универсальным регулятором общественной жизни в целом. Поэтому стоимость как таковая есть эконономическая ценность-средство наряду с потребительной ценностью-целью в сфере экономической деятельности. Этим и определяется соотношение стоимости как экономической категории и ценности как категории философской, несмотря на их общее терминологическое происхождение.
Приоритет потребительной ценности над меновой стоимостью в мировой экономической мысли развивала не только австрийская психологическая школа «субъективной ценности» (9), но и известная русская традиция. Не случайно, русские ученые в своих трудах на рубеже XIX-XX вв. использовали термин «теория ценности», а не «теория стоимости» (10). С этой точки зрения «ценность есть значение, придаваемое нами вещи как фактору удовлетворения наших потребностей», поскольку «способность к обмену лежит не в вещи, а в человеке» (11, с.11-12). Поэтому естественно, что «человек со своими потребностями и своей властью над средствами удовлетворения последних составляет исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства» (12, с.89). Выдвижение на первый план человека выводит экономику непосредственно на право и мораль, лишая политику возможности прямого вмешательства в производственно-экономический процесс, поскольку здесь уже образуются отношения ценностного уровня. Этот путь к экономической культуре, то есть к ценностным отношениям в экономике, невозможный в свое время для Запада, более естественен для России, чем бесплодная гонка за миражом западного процветания. Ибо там вторая тенденция лишь стихийно, в конечном итоге, пробивается через первую, оставаясь для нее вспомогательным средством. И в связи с этим вспомним опять слова В.С.Соловьева о том, что «признавать в человеке только деятеля экономического — производителя, собственника и потребителя вещественных благ — есть точка зрения ложная и безнравственная…истинно человеческий интерес вызывается здесь только тем, как и для чего человек действует в этой определенной области…, свободная игра экономических факторов возможна только в обществе мертвом и разлагающемся, а в живом и имеющем будущность хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными, и провозглашать здесь laissez faire, laissez passer — значит говорить обществу: умри и разлагайся» (13, с.407-408). И чтобы этого не произошло, не стоить ставить телегу впереди лошади и искусственно гнать экономику впереди культуры, все равно ничего не выйдет до тех пор, пока первая и вторая тенденции не поменяются местами в процессе переоценки ценностей в сфере самой же экономики. Как предупреждал С.Н.Булгаков еще в 1912 г., субъектом хозяйства, носителем хозяйственной функции может быть в конечном итоге «только… живое единство духовных сил и потенций» (14, с.256). В еще большей степени это относится к современному миру и тем более к России, особенно если иметь в виду развитие подлинной экономической культуры. Не случайно российское общество в большинстве своем вот уже в который раз в своей истории упорно сопротивляется нашествию капитализма на свою жизнь и культуру, ибо в России как нигде, он затрагивает не просто образ жизни, но и его духовно-нравственную основу.
Вся русская философия хозяйства и собственности развивает здесь главную мысль о том, что «собственность, по природе своей, есть начало духовное, а не материальное. Она предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую и преемственную духовную жизнь личности в семье и роде» (15, с.303-304). Поэтому, говоря словами С.Н.Булгакова, «в хозяйстве творится культура» (16, с.257). Но не стоит забывать, что в хозяйственно-экономической деятельности творится не только культура, но и политика как источник ее антипода — отчуждения. А это означает, что внешние социальные преобразования должны быть естественным следствием и проявлением внутреннего, духовно-ценностного развития всего общества. Отсюда и следует совместный философско-экономический «основной вопрос…: является ли хозяйство функцией человека или же человек есть функция хозяйства? Вековечная загадка о человеке… поворачивается в экономизме новой стороной. Есть ли человек вещь, объект… в безличном, тоже объектном мире вещей…, определяющем хозяйственный процесс, или же… последний сам объясняется из природы хозяйственного субъекта?». Вопрос этот, «как ни странно… в век экономизма не находит себе должного внимания ни среди философов, ни среди экономистов» (17, с.254) и по сей день, спустя почти столетие.
Между тем, четко сформулированная здесь проблема противостояния экономической культуры и антикультуры, сегодня в век стремительного нарастания мирового глобализма выходит на первый план среди других глобальных проблем современности, все больше от нее зависящих (экологической, демографической, геополитической, военной), угрожая самому существованию человечества. Причем речь идет уже не просто о его физическом выживании, а о сохранении самой духовно-нравственной природы человека. Проблема эта особенно актуальна для современной и будущей России при ее неизбежной и, главное, необходимой для нее интеграции в общемировой социально-экономический процесс. Разработка теоретико-методологических основ наиболее безболезненного решения этой насущной проблемы и должна стать первостепенной задачей экономистов и философов в области экономической аксиологии как философии экономических ценностей.

www.volsu.ru

УДК 17.022.1 ББК 87.701.2

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1

Людмила Владимировна Баева

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, декан факультета социальных коммуникаций, Астраханский государственный университет baevaludmila@mail.ru

ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация. Качество жизни — одна из основных ценностей современного высокотехнологичного общества, определяемая во многом экономическими и социальными параметрами. Введение новых междисциплинарных понятий заставляет исследователей провести философский анализ их содержания и сущности. Это позволяет увидеть в понятии «качество жизни» этический, онтологический, экзистенциальный, аксиологический аспекты, сформулировать его составляющие, выявить возможные противоречия и парадоксы.

Ключевые слова: качество жизни, ценности, безопасность, свобода, самоактуализация, саморазвитие, творчество, этика.

Существенные изменения, связанные с воздействием инноваций, происходят сегодня не только в технологической области, но и в жизненном мире самого человека. Опасными состояниями жизни современного человека становятся кризисность, стрессовость, обособленность («атомизация») индивидов, изменение восприятия реальности (виртуализация), неопределенность настоящего и будущего, релятивизм бытия и ценностей, как следствие -когнитивный и этический плюрализм, экзистенциальный вакуум, потеря смысла жизни, свободы, самостоятельности развития и др., дауншифтинг, «бегство от реальности» в различных формах. Современный человек сегодня во многом уже не классический Homo Sapiens, а значительно виртуализированный био-социо-электронный субъект, обладающий g активностью как в сфере своей телесной и со-<N» циальной природы, так и в новом качестве электронно-виртуального субъекта, обладаю-g щего значительными технологическими ^ сверхвозможностями (преодоление простран-© ственно-временных границ, скоростей), вклю-

ченностью в мировое интернет-сообщество, потребностью в виртуальном взаимодействии, становящемся продолжением и заменой социального в его реальной форме. Существенные изменения, обусловленные фактором внедрения информационных технологий в социо- и антропосферу, оказавшие влияние на аскиодинамику современного общества, связаны с тем, что среди ценностей-целей современного человека сегодня появляются новые доминанты: информация, инновации, виртуальная коммуникация, социальные сети, электронные гаджеты и т. д. В свою очередь традиционно базовые ценности: жизнь, здоровье, семья, материальное благополучие, образование, карьера, свобода, любовь, творчество — претерпевают определенные трансформации, поскольку оказываются связанными с процессом виртуализации образа жизни и коммуникации. В поиске смысла жизни, общения, источников знания, самовыражения человек все больше обращается не к реальной, а к виртуальной сфере, которая уже доминирует по ряду параметров для пользователей Интер-

нета. Внимание исследователей в связи с этим привлекают проблемы интернет-аддикций, виртуализации образа жизни современного человека, размывание границ реального и виртуального миров, формирование новых несвобод и экзистенциальных вызовов человеку информационному.

В то же время в современном обществе и науке возрастает интерес к новому исследовательскому мегатренду в области исследований человека — качеству жизни, которому в условиях высокотехнологичного мира отводится роль своеобразного стандарта, образа должного. Философия качества жизни в конце XX — начале XXI в. становится одним из приоритетов в государственной и социальной политике в наиболее развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании и Швеции. «Качество жизни» — относительно новая категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни человека или населения, определяющие степень достоинства и свободы личности, суммарное количество материальных и духовных благ, которыми потенциально и реально обладает субъект. Исследования параметров качества жизни ведутся на стыке различных наук: социологии, демографии, медицины, искусствоведения, управления образованием, а также таких философских областей знания, как аксиология и философская антропология. Междисциплинарность новой области исследования предполагает проведение философского анализа, формирование категориального, методологического аппарата в данной сфере, разработку подходов к изучению предмета исследования, включающего био-социо, ант-ропо, техно- и иные параметры, а также изучение критериев, индикаторов качества жизни человека в условиях информационного социума. Мы обратимся к философскому анализу проблемы «качества жизни», которая имеет не столько теоретический, сколько практический аспекты.

Современный чилийский философ Дарио Салас Соммэр обращается к философии качества жизни, предваряя собственные выводы историческим анализом темы . Автор книги «В чем ценность человека?» связывает понятие качества жизни с понятием счастья и блага. Он видит истоки вопроса в философии

либерализма, начиная с Адама Смита, который полагал, что «невидимая рука рынка» может способствовать сочетанию различных интересов граждан в их поисках счастья. В учении прагматизма — теории Иеремии Бентама выдвигается идея наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Во многом прагматический подход стал основой для экономической трактовки понятия «качество жизни», преобладающей в современном понимании. Так, уровень жизни современного человека в различных странах сравнивают относительно количества ВВП, приходящегося на одного человека. Если для развивающихся стран качество жизни — это по-прежнему вопросы выживания, преодоления детской и ранней смертности, эпидемий, голода, нехватки пресной воды и т. д., то для развитых стран это проблемы комфорта, благосостояния, безопасности, экологии, культуры и др.

Экономические аспекты проблемы качества жизни находятся в центре внимания таких современных ученых, как Амртия Ку-мар Сен, индийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, который выдвинул идею о том, что нужно измерять не количество потребляемых продуктов, а их питательность и воздействие на человека . Американский ученый Дэвид Рэй Гриффин в поисках модели сбалансированного общества выдвигает теорию «рекомендованного желания», оперируя понятиями целесообразности, полезности, экономической стабильности .

Моральные или этические аспекты проблемы качества жизни привлекают большой интерес и внимание философов и ученых начиная с Античности и Возрождения. Так, еще Сократ полагал, что ценна не сама жизнь или жизнь вообще, но такая жизнь, которая отвечает высокому нравственному требованию. Именно поэтому, согласно биографам Сократа, он предпочел смертную казнь побегу. Идея о том, что ценной выступает лишь та жизнь, в которой человек совершенствует нравственные качества, звучит у философа-стоика Эпик-тета в трактате «В чем наше благо?» . Эпиктет учит, что несчастья имеют значимость и положительную ценность для человека, поскольку помогают укреплять собственную волю, духовную силу, учат сопротивляться злу и року.

В ранней средневековой этике во многом преобладал принцип Франциска Ассизского, согласно которому день был прожит зря, если в нем не было страданий, то есть возможности укрепить свою душу и очиститься . Эпоха Возрождения привнесла идеалы гуманизма и антропоцентризма, что нашло яркое отражение в «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы . Атрибутами «качества жизни» становятся свобода и уважение к человеку, его правам и интересам. Наступившая далее Реформация поставила Европу на грань нескончаемых религиозных противостояний, что разрешилось подписанием «Нантского Эдикта» (1598), провозгласившего свободное вероисповедание и принцип толерантности как терпимости к инакомыслию Другого. Эти принципы также вошли в представление о достойной жизни гражданина, обладающего обретенными правами и свободами.

По мнению И. Канта, высшим жизненным императивом является справедливый мир, который достигается при том, что каждый свободен, не нарушая свободу других, и признает самоценность за каждой личностью .

Согласно принципу прагматической этики Дж. Э. Мура стремление человека состоит в желании многообразия благ, что и ассоциируется с пониманием счастья. Дж. Мур в то же время отметил, что для философии зачастую характерно отождествление счастья с удовольствием, а также приятного с хорошим, что он назвал «натуралистической ошибкой» .

Неклассическая философия в лице А. Шопенгауэра охарактеризовалась утверждением принципа о том, что 9/10 нашего счастья составляет здоровье (витальные ценности), а также пессимистическим выводом о том, что истинную жизнь человек может провести, лишь отрицая естественные желания как проявления Мировой Воли, в состоянии предельного аскетизма и альтруизма . В свою очередь Ф. Ницше выступил против принижения статуса жизни, напротив, он одним из первых выдвинул тезис о том, что жизнь сама по себе как вечное становление и есть высшая ценность. Что же касается качества жизни, то оно во многом заключается в том, какую роль отводит себе человек — рабскую, коллективную или роль сверх-человека, обладающего максимумом воли к власти .

В середине XX в., после двух мировых войн, Карл Поппер отметил, что политическая деятельность должна быть направлена на уменьшение несчастья для большинства граждан. В начале XXI в. испанский мыслитель Д.С. Соммэр предположил, что достичь по-настоящему высокого уровня жизни можно благодаря практической философии, познанию духовного мира и самого себя, «обретению трансцендентальной мудрости, независимой от личного мнения или выгоды» .

Русская философия, в свою очередь, также обращалась к решению проблемы блага и счастья человека. Здесь можно встретить как примеры обоснования этики разумного эгоизма и прагматизма в духе Н.Г. Чернышевского (точнее, его героя Рахметова — символа поколения народников-революционеров), так и образцы христианской этики, например, у Ф.М. Достоевского (счастье даже большинства людей не должно стоить слезинки хотя бы одного ребенка). Социолог и философ Н. Кареев, размышляя о сущности социального прогресса, приходит к выводу о том, что таковой есть наибольший шаг вперед путем наименьшего количества жертв со стороны общества .

Поиски жизненного идеала с позиции этики выглядят мало сопоставимыми с экономическими или экологическими, технологическими параметрами. Конечно, интенсивность духовной жизни, следование долгу, свободный выбор, возможности познания мира -сфера внутренней экзистенции личности, в то время как материальное благополучие, безопасность, здоровье, продолжительность жизни и т. д. — область телесного и социального бытия человека. При этом человек соединяет в себе духовную и материальную составляющие, и его телесность, ставшая заботой всех ресурсов высокотехнологичной эпохи, по-прежнему имеет выход в духовную сферу, которая не исчерпывается когнитивными возможностями, но реализуется через нравственную сферу.

Что же включается в понятие «качество жизни» с философской точки зрения?

Прежде всего отметим, что ценностью с позиции бытия, философии существования выступает сама жизнь во всей ее уникальности и неповторимости. Рождение как ценность,

хрупкость самой возможности присутствия в мире, бытие в качестве личности — все это, несмотря даже на то что человек не выбирает свой удел, а довольствуется тем, что «заброшен в мир», составляет первичную онтологическую ценность. Что же придает «качество» этому присутствию? На первый взгляд это то, что делает его более прочным, укорененным: здоровье, безопасность, возможность продолжения рода. Отсюда и те параметры «качества жизни», которые развиваются в современном высокоразвитом социуме, такие как «продолжительность жизни», медицинское обслуживание, здоровый образ жизни, здоровое питание, умеренная интенсивность физического труда, защита от загрязненной внешней среды, в конечном счете — высококомфортные условия для поддержания человека как биологического, телесного существа. Поскольку современное общество ушло далеко от «первобытного коммунизма», наличие этих условий не является бесплатным и предполагает высокую цену. В связи с этим дополнительным условием «обеспечения» качества жизни в материальном аспекте выступает так называемое благополучие, наличие средств, состояния, богатства и т. д., позволяющих индивиду «приобретать» услуги и возможности для поддержания здоровья и долголетия своего тела. К обеспечению качества жизни сегодня предъявляется и требование безопасности, имеющее не только биологический, но и социокультурные аспекты. В современном мире важными параметрами качества жизни выступают не только экологическая, личная, но и экономическая, информационная, культурная безопасность. Безопасность имеет своей целью ограничение влияния извне, имеющее губительные последствия для человека, угрозу его жизни или здоровью. Гарантии безопасности в современном мире связаны с системой права, которое ограничивает не только убийства и физическое насилие, но и различные виды нанесения ущерба человеку.

Следовательно, качество жизни человека предполагает и социальные аспекты, условия, при которых возможна сама жизнь (такие как отсутствие войны, насилия), а также те аспекты, которые обеспечивают возможность того, что принято считать достойной жизнью. К таким условиям в современном

мире (это в большей степени характеризует стандарты западного общества) относят гарантии прав и свобод личности (реальные, а не только декларативные), «равные возможности» для всех членов общества (понятие, вошедшее в современный дискурс из «Теории справедливости» Джона Роулза в 1971 г. ), получение образования, свободу передвижения, волеизъявления и др.

Следующим аспектом качества жизни, вытекающим из предыдущего, оказывается наличие свободы. Возможность свободы предполагает прежде всего наличие выбора для социального и нравственного поведения, а также возможность для саморазвития. Эти параметры качества жизни лежат сегодня в основании различных систем, например, образования, где обучающемуся предоставляется максимум прав в выборе своей «траектории обучения», основных и дополнительных возможностей для развития собственных способностей и талантов. С позиции строгого детерминизма выбор может быть только из объективных необходимостей, поскольку принцип «свободной воли» несостоятелен. В этом случае свобода будет представлена как максимальное количество возможных вариантов из предлагаемых социумом. Что касается индетерминизма, то наличие свободного выбора в этом случае оказывается имманентным самому бытию человека, который, по Ж.П. Сартру, «осужден быть свободным», даже когда он пытается избежать падающей на него ответственности за свои решения .

Саморазвитие и самосовершенствование, как и самореализация, также выступают важными аспектами качества жизни, не тождественными между собой. Принцип самореализации, предложенный в качестве высшей ценности Абрахамом Маслоу, называющим его «самоактуализацией», предполагает возможность человека проявить свой потенциал в наибольшей полноте, тем самым реализуя свою индивидуальность как личности . А. Маслоу считает целью существования «Б-ценности», то есть ценности Бытия (истина, божественность, красота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство и т. д.), способные наполнить существование индивида смыслом, который в древности давали религии и который необходимо

обрести самостоятельно в век позитивизма и научного прогресса. А. Маслоу сравнивает ценности роста и регрессивные ценности и заключает, что «хорошая культура» должна позволять удовлетворение высших потребностей, равно как и низших» . В ответ на этот идеал философ и психолог-экзистенциалист Виктор Франкл заметил, что самореализация убийцы, вора или насильника тоже проявления его потенциала и индивидуальности, однако может ли это быть ценностью ? Самореализация предполагает проявление человека как он есть, но не приближает его к тому, кем он должен стать. С другой стороны, если рассматривать общество как множественность индивидуальностей, стремящихся к самораскрытию, то в такой духовной монадологии будет невозможно не прийти к полному релятивизму в понимании ценностей, смыслов и значений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Франкл видит решение этой проблемы в теории трансцендирования сущности субъекта через отношения к другим индивидам и выход к объективно существующему смысловому полю. В работе «Воля к смыслу» он формулирует это следующим образом: «Самоактуализация — это не конечное предназначение человека, это даже не его первичное стремление. Если превратить самоактуализацию в самоцель, то она будет противостоять самотранс-ценденции человеческого существования. …Только в той мере, в какой человек осуществляет смысл во внешнем мире, он осуществляет и себя» . Этот подход прежде всего основан на идее интенциональности всех действий индивида, в том числе и его переживаний, творчества, мышления. Объектом в этом случае выступает другая личность, общество, Бог — то, что противостоит индивиду в бытии и имеет собственную активность. Самореализация не отвергается как важнейшая из целей индивидуального существования, но видится достижимой опосредованно, в ходе достижения конкретных жизненных задач человека.

Отметим в то же время, что будет нелишним разделить два варианта или типа возможной самореализации. Так, если рассматривать самореализацию как раскрытие «положительных» качеств и «нравственных задатков» личности, то она может совпадать с самосовершенствованием, в том же случае,

если речь идет о реализации низменных и разрушающих интенциях человека, то это не предполагает наделения ценностью или качеством такого варианта «достойной жизни».

Одним из высших проявлений развития человека в философии традиционно полагают творчество. Раскрытие творческого, созидающего потенциала человека, создание всесторонних условий для этого также во многом могут выступать компонентом или одним из аспектов высокого качества жизни. Возможность творчества позволяет осуществиться сразу целому комплексу ценностей человека: свободе, индивидуальности, продлению своего бытия, получению удовольствия, исполнению смысла и др. В то же время, если мы приходим к идее о том, что творческая реализация составляет один из существенных аспектов качества жизни, то возникает определенный парадокс. Так, несмотря на то что жизнь Ван Гога, например, не была связана с крепким здоровьем, долгожительством, финансовым благополучием, вряд ли кто смог бы сказать, что его «качество жизни» было низким. Сама возможность заниматься творчеством вопреки обстоятельствам и условиям внешнего мира дает талантливому человеку несравненно больше, чем сытое «прожигание» жизни в погоне за благами и удовольствиями. По словам римского философа-стоика Марка Аврелия, важна не длинная роль, отведенная человеку судьбой, а как хорошо она сыграна .

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что сумма количественных благ и физических параметров, связанных с телесным существованием человека, лишь на первый взгляд составляет качество его жизни. На уровне повседневности, в жизни «простого» человека безопасность, комфортность вкупе с достатком, свободой от внешнего принуждения, выбором своих решений и составляют высокое качество жизни. Само проживание такой жизни значительным количеством людей уже является успехом социальной эволюции. В то же время, если сравнить такое существование с жизнью хотя бы одного гения, мастера в своем деле, поднявшегося на вершину, то именно последняя и окажется исполненной высшего качества и результата. Это можно также сказать о том, кто нравственным или интеллектуальным поступком или усилием пре-

взошел необходимость, несвободу человека. Следовательно, качество жизни предполагает возможность творчества, нравственного поведения и познания, которые могут быть достижимы в результате внутренних усилий личности. Так понимаемое «качество жизни», конечно, не означает, что общество не должно заботиться о правах и безопасности граждан, ожидая, что таланты, подвижники и интеллектуалы все равно проявятся и заявят о себе. Если не делать усилий по умножению добра, то неизбежно начинается утверждение зла (Августин Аврелий), поэтому поддержание высоких стандартов человека как биологического и социально-экономического субъекта, забота о его витальных, материальных, социальных ценностях — один из показателей развития социума в направлении к человеку как цели. Но при этом в современном высокотехнологичном и стандартизированном мире важно осознавать уникальную ценность жизни тех, кто способен создать нечто не только для личного блага или достичь высшего в созидании, познании, нравственном действии. Эти аспекты качества жизни позволяют соединить две расходящиеся линии в поиске решения нашего вопроса: прагматическую и этическую интерпретацию вопроса качества или ценности жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 2014-2016, №> 14-03-00289а.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

2. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. — М. : Наука, 1980. — 711 с.

3. Кареев, Н. Суд над историей. Нечто о философии истории / Н. Кареев // Рубеж : альм. соц. исслед. — 1991. — №> 1. — С. 6-32.

5. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. — М. : Эксмо-Пресс, 2002. -272 с.

6. Мур, Дж. Принципы этики / Дж. Мур. -М. : Прогресс, 1984. — 326 с.

7. Ницше, Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше. — М. : Наука, 1993. — 573 с.

8. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319-344.

9. Соммэр, Д. С. В чем ценность человека / Д. С. Соммэр. — М. : Кодекс, 2014. — 192 с.

10. Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл. -М. : Апрель-Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. — 368 с.

11. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. — М. : Эксмо, 2005. — 734 с.

13. Эстетика Ренессанса. Антология. В 2 т. Т. 1. -М. : Искусство, 1981. — 496 с.

14. Griffin, D. R. Well-being: its meaning, measurement and moral importance / D. R. Griffin. -Oxford : Clarendon Press, 1986. — 424 p.

15. Rawls, J. Theory of justice / J. Rawls. -Cambrige, MA : Harvard University Press, 1982. — 607 p.

16. Sen, A. K. Inequality reexamined / A. K. Sen. -Oxford : Clarendon Press, 1992. — 222 p.

2. Kant I. Traktaty i pisma . Moscow, Nauka Publ., 1980. 711 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Maslow A. Po napravleniyu k psikhologii bytiya . Moscow, Eksmo-Press Publ., 2002. 272 p.

6. Mur Dzh. Printsipy etiki . Moscow, Progress Publ., 1984. 326 p.

7. Nietzsche F. Izbrannye proizvedeniya . Moscow, Nauka Publ., 1993. 573 p.

8. Sartre J. -P. Ekzistentsializm — eto gumanizm . Yakovlev A.A., ed.

Sumerki bogov . Moscow, Politizdat Publ., 1989, pp. 319-344.

9. Sommer D.S. V chem tsennost cheloveka . Moscow, Kodeks Publ., 2014. 192 p.

10. Frankl V. Volya k smyslu . Moscow, Aprel-Press; Eksmo Press Publ., 2000. 368 p.

11. Schopenhauer A. Aforizmy zhiteyskoy mudrosti . Moscow, Eksmo Publ., 2005. 734 p.

Philosophy. From Epictetus to Marcus Aurelius: Essays]. Moscow; Kharkov, AST Folio Publ., 1999, pp. 647-648.

14. Griffin D.R. Well-Being: Its Meaning, Measurement and Moral Importance. Oxford, Clarendon Press, 1986. 424 p.

15. Rawls J. Theory of Justice. Cambrige, MA, Harvard University Press, 1982. 607 p.

16. Sen A.K. Inequality Reexamined. Oxford, Clarendon Press, 1992. 222 p.

QUALITY OF LIFE AND HUMAN VALUES

Lyudmila Vladimirovna Baeva

Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation