Учебник финансовой грамотности

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1)

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)

В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей

Материалы для родителей

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся
Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя
Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

Запущен «Электронный учебник по финансовой грамотности» 05 Октября 2018

На сайте школа.вашифинансы.рф доступны электронные учебно-методические материалы по финансовой грамотности для проведения занятий в рамках дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, детских домах и школах-интернатах.

Сайт методической поддержки и материалы разработаны Учебным центром «Сетевая Академия» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Сайт предлагает доступ к библиотеке учебных материалов, а после саморегистрации дает авторизованным пользователям возможность комментировать размещенный материал, полноценно участвовать в специализированном форуме обсуждения электронных учебников по финансовой грамотности, интегрированном в систему.

Сейчас на сайте доступны электронные материалы для учащихся 10-11 классов по темам:

  • Собственный бизнес;
  • Финансовые риски;
  • Математический профиль;
  • Юридический профиль.

Определение финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок, позволяющих человеку принимать взвешенные решения в отношении личных финансов и финансовых продуктов.

Индекс финансовой грамотности рассчитан как сумма значений трех частных индексов, каждый из которых, в свою очередь, строится на основании ответов респондентов на отдельные вопросы анкеты.

  • Частный индекс Знания отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности.

  • Частный индекс Навыки отражает умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни.

  • Частный индекс Установки отражает ориентацию человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений.

Значение Индекса финансовой грамотности

Индекс финансовой грамотности населения России составил 12,12 балла при возможном максимуме в 21 балл. По этому показателю наша страна занимает 9 место среди стран G20 («Большой двадцатки») . Средняя оценка финансовой грамотности по странам G20 – 12,7 баллов. Среди стран «двадцатки» индекс финансовой грамотности выше всего во Франции (14,9) и Канаде (14,6), а ниже всего – в Италии (11,0) и Саудовской Аравии (9,6).

Уровень финансовой грамотности — социально-демографические различия

Финансовая грамотность нелинейно связана с возрастом человека. У среднестатистического гражданина РФ примерно до 30 лет происходит накопление знаний, навыков и установок, ведущих к росту финансовой грамотности. К 30 годам Индекс достигает показателя около 12,5 и держится на этом уровне примерно до 45 лет. После чего рост Индекса прекращается и начинается его плавное снижение вместе с увеличением возраста.

Средние значения Индекса у мужчин и женщин различаются мало: 12,06 у мужчин и 12,18 у женщин. Примерно до 40 лет гендерные различия в Индексе почти незаметны (в пределах 0,15 балла), но после 40 лет превосходство женщин становится явно выраженным (до 0,5 балла). Связано это с большей вовлеченностью женщин в финансовую деятельность домохозяйства (планирование регулярных расходов, организация финансирования иждивенцев и т.д.).

Семейное положение сильно дифференцирует уровень финансовой грамотности: люди, состоящие в браке, в среднем, существенно грамотнее своих холостых/незамужних ровесников. Это имеет место в любой возрастной группе, но особенно сильно выражено в диапазоне от 40 до 50 лет.

Принципиально важным для финансовой грамотности является степень вовлеченности человека в экономическую / хозяйственную деятельность. Уровень финансовой грамотности выше у работающих граждан. В то же время у неработающих пенсионеров Индекс существенно ниже среднего по стране, то есть падение Индекса в старших возрастных группах объясняется исключением из экономической и финансовой активности.

Одним из направлений Проекта является регулярно проводимый конкурс по отбору и поддержке инициатив в области развития финансовой грамотности, защиты прав потребителей финансовых услуг и информационно-просветительской кампании, получивший неформальное название «Фонд хороших идей».

Конкурсный отбор проводится в нескольких раундах в номинациях, определяемых отдельно для каждого раунда. Участие в конкурсе могут принимать любые российские физические и юридические лица, в том числе государственные и частные организации, некоммерческие организации и профессиональные ассоциации.

В рамках «Фонда хороших идей» поддержку получают как инициативы, предусматривающие распространение и совершенствование уже наработанных «лучших практик» Проекта, так и инновационные инициативы.

Специфика конкурса состоит в том, что конкретные темы и форматы инициатив предлагают сами заявители, и ограничивают их в этом лишь номинации и правила конкурса. По результатам оценки и отбора заявок поддержку получают наиболее креативные и эффективные предложения, а также инициативы, предполагающие работу в наименее охваченных в рамках Проекта регионах.

По существу конкурс является творческой лабораторией и экспериментальной площадкой Проекта, позволяющей в малом масштабе (правилами конкурса установлены ограничения на срок реализации и стоимость поддерживаемых инициатив) тестировать «хорошие идеи» и вовлекать в Проект новых заинтересованных участников.

Оперативная информация о конкурсном отборе инициатив публикуется на сайте «Фонда хороших идей» http://goodideasfund.ru/.