Учет дорогостоящих запчастей к оборудованию
Запчасть стоимостью свыше 100 000 рублей для ремонта ОС — это материал или ОС?
Добрый день.
Пункт 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»:
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Запчасть не может выполнять свои функции самостоятельно, а только в составе комплекса, следовательно, быть отдельным объектом основных средств не может. Затраты на замену неисправных узлов (агрегатов) следует квалифицировать как расходы на ремонт основного средства (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 февраля 2010 г. № А14-14803/2008/500/24, Северо-Западного округа от 21 августа 2007 г. № А56-20587/2006, Московского округа от 14 августа 2006 г. № КА-А40/7489-06, Уральского округа от 7 июня 2006 г. № Ф09-4680/06-С7).
Так что спокойно отражайте на счет 10.05, а потом спишите на счет затрат (20, 26 и т.д.).
Аналогичный вопрос разбирался в теме https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=222168
Как учитывать запасные части в соответствии с МСФО?
Одной из самых больших проблем, связанных с учетом основных средств, является учет запасных частей, технического обслуживания оборудования, резервного оборудования и других подобных объектов.
Стандарты МСФО мало что говорят об этой теме и дают ограниченное руководство по данному вопросу, что, как следствие, приводит к тому, что компании должны полагаться на тщательный анализ ситуации и свое профессиональное суждение.
Давайте попробуем проанализировать один из основных вопросов, связанных с запасными частями и аналогичными предметами, а именно — должны ли они признаваться в качестве объектов основных средств или в качестве товарно-материальных запасов?
Запчасти = Основные средства или Запасы?
Основная проблема, касающаяся запасных частей, заключается в том, чтобы определить, рассматривать ли их как «товарно-материальные запасы» и, таким образом, учитывать в соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы», или рассматривать их как «основные средства» и, таким образом, учитывать в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Необходимо быть очень осторожным при оценке того, имеете ли Вы дело с МСФО 2 или МСФО 16, так как неправильный выбор может иметь серьезные последствия для вашей финансовой отчетности, например:
- Неправильная оценка Ваших запасных частей (проверять ли их на обесценение?);
- Неправильная презентация Ваших запасных частей (долгосрочные активы или краткосрочные?).
Однако с большинством запасных частей все достаточно легко, достаточно запомнить, что в большинстве случаев они являются запасами.
Однако не все так просто. В МСФО (IAS) 16, пункт 8 в частности, говорится, что:
«Когда крупные запасные части и резервное оборудование, как ожидается, будут использоваться в течение более чем одного периода, то они учитываются как основные средства; а также
Если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в составе основных средств, то они учитываются как основные средства».
Соответственно, необходимо учитывать следующие факторы при оценке ваших запасных частей:
- Цель запасных частей
Потребляются ли запасные части в процессе производства (независимо от того, чтобы производить товары или оказывать услуги) или удерживаются в качестве товаров для перепродажи?
Если да, то они являются запасами.
Если нет, то запасные части могут являться объектами основных средств.
- Временной аспект
Используются ли запасные части для работы какого-либо другого актива в течение более, чем одного года? Планируется ли использовать эти запчасти в течение более, чем одного года?
Если да, то они могут быть объектами основных средств.
Если нет, то они являются запасами.
Некоторые объекты легко классифицировать, например, резервный двигатель со значительной стоимостью приобретения является одним из основных компонентов и, таким образом, учитывается как основное средство.
Некоторые другие объекты, может быть, не так просто классифицировать. Поэтому необходимо также проанализировать существенность.
- Существенность
Иногда у компании может быть актив, который используется в процессе производства в течение более 1 периода, но его стоимость приобретения очень мала. А иногда может быть огромное количество подобных запасных частей или технического обслуживания оборудования. Например, небольшие инструменты, формы, поддоны или контейнеры, используемые в течение более чем одного года. В этом случае эти активы являются основными средствами, а не товарно-материальными запасами, но это не очень практично для отслеживания этих активов и их учета, не так ли? Было бы очень трудно обозначить каждую отдельную отвертку, не говоря уже о проверке на обесценение!
В этом случае необходимо оценить существенность или значимость подобных запасных частей и сервисного оборудования для финансовой отчетности. И не только существенность отдельного актива, но и существенность всей группы этих активов.
Таким образом, если у Вас имеется два молотка и одна отвертка, то, хотя это на самом деле основные средства, разумнее эти объекты учитывать как товарно-материальные запасы и отнести на расходы в составе прибыли или убытка.
Тем не менее, если у Вас имеется 10,000 молотков и 5,000 отверток, а также, если их стоимость является существенной для Вашей финансовой отчетности, их нельзя просто списать на расходы периода.
Таким образом, Вы должны тщательно оценить характер ваших запасных частей, их функции и предназначение для будущего использования и только затем принять решение, то есть здесь необходимо Ваше профессиональное суждение.
Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.
Пример
Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.
Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).
- Ремонт автомобиля
Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).
После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:
- в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
- в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).
В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).
Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).
- Модернизация автомобиля
В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).
Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Добавить комментарий