Учет драгметаллов в основных средствах

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов

Д.Д. ХЕНКЕЕВА,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Бюджетным учреждением приобретается основное средство — компьютер. В статье рассказано, каким образом определить находятся ли в нем драгоценные металлы и если в объекте ОС содержатся драгоценные металлы — какие действия необходимо выполнить при его списании.
Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция 148н).
Особо подчеркнем, что работа по учету содержания драгоценных металлов должна начинаться в бюджетном учреждении уже на этапе поступления основных средств. Установленные соответствующей комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные металлы.
Порядок учета драгоценных металлов при поступлении основных средств. Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. При этом любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Правила N 731).
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее — Инструкция N 68н).
Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.
Таким образом, сведения о содержащихся в используемой бюджетной организацией оргтехнике драгоценных металлах необходимо указывать еще при постановке данного оборудования на бюджетный учет. Такая информация отражается в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (форма 0504031). Отметим, что в соответствии с положениями Приложения N 2 к приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н в случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т.д. имеются драгоценные металлы, при заполнении инвентарной карточки указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.
Еще раз подчеркнем, что уже при принятии основных средств к бюджетному учету соответствующие должностные лица обязаны определить содержание драгоценных металлов (возможность содержания драгоценных металлов) в конкретных объектах учета. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в бюджетном учреждении комиссию.
В соответствии с положениями п. 6.3 Инструкции N 68н данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оргтехнике, отражаются в первичной учетной документации (инвентарной карточке) на основании:
1. Сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
2. Данных изготовителей оргтехники;
3. Данных разработчиков оргтехники;
4. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием сведений по аналогичным объектам оргтехники;
5. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием расчетов, произведенных специализированными организациями.
Следовательно, при принятии к учету оргтехники соответствующая комиссия должна изучить техническую документацию, а при необходимости — и запросить (использовать) дополнительную информацию в порядке, изложенном выше.
Отметим, что отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах оргтехники могут доводиться до бюджетного учреждения вышестоящей организацией. При этом, например, используются:
— перечень импортной техники, составленный на основании комиссионных данных НПО «Центрсистем» о содержании драгоценных металлов в единице продукции;
— информация о содержании серебра в малогабаритных источниках тока (процент от массы батарейки) по данным химических анализов, проведенных Белорусской Государственной Политехнической Академией;
— иные расчетные данные, полученные от специализированных организаций установленным порядком.
Если соответствующая комиссия бюджетного учреждения, проведя все процедуры, указанные выше, приходит к выводу, что определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации (Примечание к п. 6.3 Инструкции N 68н).
Списание основных средств, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с п. 1 Порядка списания, передачи и реализации объектов основных средств, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями ФМБА России на праве оперативного управления (Приложение N 3 к приказу ФМБА России от 01.12.2006 N 367) при списании основных средств соответствующая комиссия, в частности, должна:
— установить возможность использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств;
— осуществлять контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств.
Сведения о содержащихся в списываемых основных средствах драгоценных металлах отражаются при списании оргтехники в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), оформляемом согласно п. 22 Инструкции N 148н. При этом в момент выбытия основных средств должны быть оприходованы элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте на списание объекта основных средств в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» необходимо указать информацию о содержании в нем драгоценных металлов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностей, — данные поступающих в результате списания основного средства материальных ценностях, в том числе содержащих драгоценные металлы.
Детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материалов определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции N 148н).
Если определить содержание драгоценных металлов в отдельных деталях оргтехники было невозможно, то они должны быть приняты к учету по рыночной стоимости, установленной соответствующей комиссией, а содержание драгоценных металлов в них будет отражено в бюджетном учете учреждения по данным специализированной организации. При этом могут приходоваться такие наименования, как монитор, системный блок и т.д.
Порядок утилизации оргтехники. Если материальные ценности (запасные части), поступающие в результате списания оргтехники, не могут быть использованы в деятельности бюджетного учреждения, то их утилизация должна быть организована в установленном порядке. При этом из запасных частей должны быть извлечены драгоценные металлы.
Бюджетное учреждение может утилизировать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы:
— самостоятельно;
— с помощью специализированной организации.
При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали, содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж, либо передают их аффинажной организации. В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Списание объектов материальных ценностей будет производиться на основании акта аффинажной организации.
Отметим, что в бюджетных организациях не всегда есть возможность самостоятельно провести утилизацию оргтехники и изъять детали, содержащие драгоценные металлы (Инструкцией N 68н установлен довольно сложный и трудоемкий порядок проведения и оформления данных операций). Поэтому бюджетные учреждения, как правило, планируют расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
Кроме того, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой оргтехники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). А мониторы, например, могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В этих случаях законодательство запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26.08.2006 N 524). А поскольку определение наличия вредных отходов в списываемой оргтехнике практически невозможно, по нашему мнению, целесообразно заключение договоров со специализированными организациями.
Хранение лома и отходов с содержанием драгоценных металлов. В соответствии с п. 6.19 Инструкции N 68н детали, содержащие драгоценные металлы, до их передачи на аффинаж учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 Инструкции N 68н учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.
Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и утверждается в учетной политике.
Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции N 68н).
Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются специализированной организации для последующей передачи на аффинаж). Порядок сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней утвержден постановлением Правительства РФ от 25.06.1992 N 431. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.
При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгоценный металл. В случае расхождения данных о массе полученного драгоценного металла п. 6.20 Инструкции N 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.
Бюджетный учет. В бюджетном учете учреждения рассматриваемые операции могут быть отражены следующими проводками:
Дебет КРБ 010506340 Кредит КДБ 040101172
— приняты к учету по фактической стоимости детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет КРБ 010506340 Кредит КРБ 010506340
— переданы по акту детали аффинажной организации;
Дебет КДБ 040101172 Кредит КРБ 010506440
— списана стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы (при реализации содержавшихся в них драгоценных металлов);
Дебет КДБ 020509560 Кредит КДБ 040101172
— начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании документов аффинажной организации.
В заключение напомним, что после зачисления средств на лицевой счет учреждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации драгоценных металлов, после уплаты налогов, предусмотренных НК РФ.

Список литературы

1. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н

Учет драгметаллов в основных средствах

На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, содержащие драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т.п.). И хотя они не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, все же необходимо организовать их оперативный учет, поскольку того требует действующее законодательство. По сей день учет таких драгметаллов остается вопросом во многом теоретическим, но в академических кругах так не считают. Наш постоянный автор В.В. Патров, д.э.н., СпбГУ, рассказывает о том, как организовать учет драгоценных металлов в основных средствах на практике. Эта статья может помочь в том числе тем организациям, которые хотят продавать лом драгметаллов, полученных из списанных ОС, специализированным организациям.

Общие положения

Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Для любого государства драгоценные металлы и камни являются стратегическим сырьем, что обуславливает необходимость надлежащего учета и контроля за их использованием.

Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.

Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством РФ.

При учете драгоценных металлов и драгоценных камней бухгалтеру следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах).
  2. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее — Правила учета и хранения).
  3. Положение о Российской государственной пробирной палате при Минфине России от 29.05.1998 № 91.
  4. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н (далее — Инструкция № 68н).
  5. Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена приказом Минфина России от 15.10.1999 № 68н (далее — Инструкция о ревизии).

Драгоценные материалы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, ломе и отходах производства и потребления.

В данной статье мы рассмотрим порядок учета драгоценных металлов (далее — драгметаллов) в основных средствах, поскольку он касается абсолютного большинства организаций.

Организация учета драгоценных металлов

На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, которые содержат драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т. п.).

Драгоценные металлы, содержащиеся в составе основных средств, не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, так как они не являются самостоятельными инвентарными объектами. Для учета их поступления и выбытия должен быть организован оперативный учет.

При организации ведения такого учета следует руководствоваться Инструкцией № 68н.

В пункте 1.8 данной Инструкции сказано, что организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • осуществлять хранение драгметаллов в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгметаллов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации;
  • беспрепятственно допускать к проверке представителей органов государственного контроля, представлять им необходимую документацию.

В статье 22 Закона о драгметаллах сказано, что лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.

Учет поступления драгметаллов

При оприходовании основных средств, содержащих драгметаллы, в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) необходимо в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указать наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество и массу драгметаллов в поступивших объектах основных средств.

Вышеуказанный раздел заполняется на основании сведений о содержании драгметаллов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации и т.п.), либо, при отсутствии этих сведений (например, в импортном оборудовании, устаревшем отечественном оборудовании) по данным изготовителей или комиссионно — на основе аналогов и расчетов.

В отдельных случаях (когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов) в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.

Учет выбытия драгметаллов

При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.

Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации. Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости.

Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной.

Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке.

Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются.

Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.

Учет драгметаллов на складе

Учет драгметаллов в местах хранения осуществляется в соответствующих учетных регистрах (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.

Книги или журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, и скреплены печатью. Такие же требования предъявляются к учетным регистрам при использовании автоматизированных форм учета.

Записи в регистры по учету драгметаллов осуществляются на основании документов по их поступлению и выбытию (накладных, актов на списание и т.п.).

Инвентаризация драгметаллов

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.

Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».

Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов

В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.

В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.

Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы.

В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.

За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.

Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.

Точка отсчета — техдокументация

Учтенные на балансе организации основные средства могут содержать драгоценные металлы (серебро, золото). Это касается прежде всего радиоприборов, измерительной техники, холодильного оборудования, электронно-вычислительной техники, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним.

Сведения о наличии драгметаллов содержатся, как правило, в техдокументации производителя. Дело в том, что объекты, в которых есть драгметаллы или радиоактивные элементы, изначально ставятся на учет в соответствии со специфическими инструкциями.

«Иногда сотрудники фирмы, ответственные за ведение такого учета, не обнаружив необходимых сведений в техдокументации, пытаются самостоятельно докопаться до истины и начинают штудировать справочники по элементной базе радиодеталей, — рассказывает адвокат Сергей Воронин. — Действительно, в них указано содержание драгметаллов. Однако такие действия вряд ли целесообразны. Ведь для того, чтобы получить необходимую информацию из таких изданий, необходимо будет изучить каждую плату, определить, какие элементы там установлены и подсчитать суммарный вес драгметаллов. И это не говоря о том, что рядовой бухгалтер не всегда сумеет отличить полупроводник от резистора, конденсатора или элемента индуктивности, а также определить тип и марку детали».

Обратите внимание: учет драгметаллов в принимаемом на баланс активе должен начинаться с техдокументации, предоставленной производителем. И если в ней ничего подобного не указано, то и учитывать ничего не надо — ведь получается, что производитель не попал под действие соответствующих правил и норм.

Кроме того, определить количество ценных металлов в офисной технике может комиссия, которую создают при приемке основных средств на основе данных по аналогичной аппаратуре. Однако последней на предприятии может просто не оказаться. В такой ситуации Сергей Воронин рекомендует воспользоваться правилом, предусмотренным в п. 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Данный документ утвержден Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкции № 68н). В форму ОС-1 удобно будет внести запись примерно такого содержания: «В основном средстве N могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации».

Секреты переработки

«По сути, любой компьютер можно переработать и пустить во вторичное использование, — рассказывает технолог Екатерина Данилова. — При грамотной утилизации около 70–80% отходов техники могут вернуться к нам в том или ином виде. Сам процесс несложен. Сначала прибор разбирают на детали, насколько это возможно, сортируют металлы (черные, цветные, драгоценные), пластмассу и т. д. То, что разобрать уже нельзя, загружают в дробильный станок. Мелкая крошка попадает на движущийся транспортер. Воздухоотсосы заглатывают пластмассовую пыль и таким образом отделяют ее от металла. А металлическую смесь в дальнейшем подвергают плавке. При определенной температуре из нее выплавляется тот или иной металл — алюминий, медь, цинк, а также золото, серебро, металлы платиновой группы».

Функции комиссии

Как при оформлении на баланс, так и при списании вычислительной техники (ВТ) на предприятии создается специальная комиссия. Она создается из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации приказом руководителя компании. Этим же документом устанавливаются порядок, сроки начала и окончания ее работы. Обратите внимание — в состав комиссии не должны входить материально ответственные лица (п. 5.3. Инструкции № 68н).

К полноте состава комиссии стоит относиться серьезно, поскольку отсутствие хотя бы одного из назначенных сотрудников может послужить основанием для признания результатов ее работы недействительным.

При приеме компьютера оформленный и подписанный этой комиссией акт вместе с приложенными к нему техническими документами передается в бухгалтерию. На основании акта открывается инвентарная карточка на данный объект, который регистрируется в описи инвентарных карточек. Если оборудование по паспорту содержит драгоценные металлы, то на карточке и в акте делается соответствующая пометка или ставится штамп, указывающий на наличие в объекте драгметалла.

При списании или ликвидации вычислительной техники комиссия, назначаемая руководителем подразделения, должна определить техническое состояние оборудования. При этом сотрудники будут обязаны установить степень и причины износа средств ВТ, имеющиеся дефекты, послужившие основанием для списания этих средств. Далее им необходимо будет установить календарную продолжительность эксплуатации. А уже после этого комиссия дает заключение о целесообразном использовании списываемого оборудования.

Списание основных средств должно быть оформлено приказом руководителя и актом на списание основных средств ОС-4 (утвержден Постановлением Госкомстата РФ № 71А от 30 октября 1997 г.). Второй документ составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой — остается у сотрудника, ответственного за сохранность основных средств. Данный документ является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т. п.

внимание

К вычислительной технике применяется механизм ускоренной амортизации (Письмо Министерства экономики РФ от 17 января 2000 г. № МВ-32/6-51).

Учитываем

Российское законодательство напрямую обязует любую отечественную организацию документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгметаллов, содержащихся в составных частях офисной техники (компьютеров, телевизоров и т. д.). Именно такие правила содержатся в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях (п. 2 ст. 20 закона). Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также нормы, касающиеся ведения соответствующей отчетности.

Далее, Госкомстатом разработаны унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (Постановление 21 января 2003 г. № 7), которые должны содержать такие данные о наличии драгметаллах в оборудовании, как единица измерения, количество и масса.

Еще раз обратимся к правилам, изложенным в Инструкции № 68н. В ней, в частности, имеются указания на то, что детали и запчасти, содержащие благородные металлы, учитываются по общей массе и массе в чистоте содержащихся в них драгметаллов согласно паспортам (п. 6.19 Инструкции). А для каждого наименования и вида ценного металла заводится отдельная карточка складского учета материальных ценностей или страница в книге складского учета (6.8 Инструкции).

Списываем

Платить налог на имущество с устаревшего или давно не используемого компьютерного оборудования, как и продолжать списывать его через амортизацию, нецелесообразно. Легче всего его просто списать, руководствуясь тем, что выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случаях списания при его моральном и физическом износе (Приказ № 26н от 30 марта 2001 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01»).

Остаточная стоимость недоамортизированного ОС должна учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом оформленный для целей бухгалтерского учета акт на списание будет служить подтверждающим документом и для целей налогообложения.

Для исчисления налога на прибыль стоимость драгметалла, полученного при выбытии оборудования, учитывается по рыночной цене в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Здесь же учитываются суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Причем в расходах их можно учесть единовременно в момент списания основного средства (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Оприходование в бухгалтерском учете отдельных деталей и узлов, полученных при списании (ликвидации) основных средств, следует производить по их рыночной стоимости. Последняя, в свою очередь, определяется с учетом содержания в этих объектах драгоценных металлов и камней (п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России № 34н от 29 июля 1998 г.)

Обратите внимание, что в акте ОС–4, о котором мы уже упоминали, в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» необходимо указать информацию о содержании в нем драгметаллов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностях, — данные об учтенных деталях основного средства, содержащих благородные металлы.

ссылка на закон

К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде: в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах и т. д. (ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Санитары офиса

Фирма может утилизировать компьютерную технику, содержащую драгоценные металлы, как самостоятельно, так и с помощью специализированной организации. Обратите внимание: в ряде случаев самостоятельное изъятие металлов невозможно, например, из-за того, что в компьютерной технике иногда содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т. д.) (см., например, Закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В таких ситуациях необходимо обратиться к профессиональному помощнику — аффинажному заводу либо организации, имеющей специальную лицензию, для последующей передачи им оборудования на аффинаж — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение этих материалов до качества, соответствующего отечественным или международным стандартам и техническим условиям (п. 1.2. Инструкции № 68н).

Следует помнить, что договором с аффинажной фирмой могут заинтересоваться представители экологической милиции, контролирующей утилизацию электроники. Если компания не сможет его предъявить, скорее всего, инспекторы ее оштрафуют.

Как правило, специалисты аффинажных предприятий сами выезжают к клиенту и увозят списанную технику собственным транспортом. Далее завод предоставляет полный перечень документов по утилизации компьютерных комплектующих — в частности, договор, акт о выполненной работе и акт об утилизации техники, на основании которого в учете отражается выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгметалл. При этом в случае расхождения данных о массе полученного вещества можно исправить первоначальные учетные данные о массе драгметаллов, заменив их на вес, указанный в акте аффинажа (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Судьба программного обеспечения

Как правило, проблема утилизации вычислительной техники тесно связана с вопросами лицензирования операционных систем и приложений, которые были установлены на списываемых компьютерах.

Итак, существует лицензия на операционную систему, которая при покупке компьютера уже установлена на нем. Право на ее инсталляцию имеет только продавец ВТ. Такие лицензии неотделимы от компьютера (в частности, от его стоимости) и не учитываются бухгалтерией как отдельное программное обеспечение. Срок действия такой операционной системы приравнен к ресурсу техники. Соответственно, при списании последней лицензия «умирает».

А что касается как называемого «коробочного» способа лицензирования, когда компания приобретает программное обеспечение отдельно от компьютера, то при списании техники оно просто переустанавливается на другие машины.

Кроме вышеперечисленного, существует и так называемое программное обеспечение «разовой инсталляции», которое тоже приобретается отдельно от ЭВМ, но его переустановка на другой компьютер регулируется, как правило, договором с правообладателем. В этом соглашении можно прописать условие, согласно которому программное обеспечение либо переустанавливается при определенных условиях (например, за дополнительную плату), либо после утилизации компьютера организации придется приобретать новое ПО.

внимание

Остаточная стоимость недоамортизированного ОС должна учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом оформленный для целей бухгалтерского учета акт на списание будет служить подтверждающим документом и для целей налогообложения.

Неявная угроза

Контроль за соблюдением порядка учета драгметаллов осуществляет Российская пробирная палата, а, точнее, ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора. Однако в первую очередь инспекторы проверяют предприятия, занимающиеся реализацией ювелирных изделий, а также добычей и переработкой драгоценных камней и металлов.

Другим контролирующим органом является экологическая милиция. Для проверок соблюдения фирмами правил учета драгметаллов ее представители регулярно проводят плановые и внеплановые проверки предприятий.

«Компаниям, которые пренебрегают ведением учета драгметаллов, содержащихся в компьютерах, грозит штраф в 20-30 тыс. рублей, а ее руководству — от 2 до 3 тыс. рублей (ст. 19.14 КоАП РФ), — рассказывает налоговый адвокат Роман Словянников. — Кроме того, за нарушение порядка ведения учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, компания несет и налоговую ответственность. Ведь это, по сути, является неправильным отражением на счетах бухучета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей. А такая провинность влечет за собой штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей (ст. 120 НК РФ). Кроме того, не стоит забывать и о том, что неоприходование лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в случаях списания основных средств приводит к занижению прибыли и, соответственно, недоплате налога».

Анна Мишина