Учет грантов в коммерческих организациях

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Наименование статьи расхода Стоимость по смете, руб.
Материальные расходы, в том числе:
канцтовары
расходные материалы
учебные материалы
сертификаты о повышении квалификации
5000
1000
1000
2500
500
Аренда учебных аудиторий 100 000
Интернет-сопровождение программы 5000
Заработная плата администратора и ЕСН 50 000
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей 150 000
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН 40 000
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов 50 000
Итого 400 000

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26…) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).

Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль


п/п
Наимено-
вание
полученных целевых средств
Код вида
поступ-
лений
Дата
поступ-
ления
(число, месяц, год)
Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств Срок
исполь-
зования
(до какой даты)
Сумма средств,
исполь-
зованных
по назна-
чению
в течение установлен-
ного срока
Сумма средств, срок исполь-
зования
которых не истек
Сумма средств,
исполь-
зованных
не по назна-
чению или
не исполь-
зованных в установлен-
ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Грант 010 05/02/06 5 000 000 31/12/06 4 500 000 500 000
2 Грант 010 10/05/06 10 000 000 31/12/06 9 000 000 1 000 000
ИТОГО
(код строки 020
X X 15 000 000 X 13 500 000 1 500 000

А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ

Содержание

Правила учета грантов при УСН, ЕСХН, примеры проводок, налоги

Гранты представляют собой средства целевого назначения, направляемые организациям или физическим лицам. Средства предназначены для реализации программ изысканиям и исследованиям в областях науки, социологии, здравоохранения, спорта и других областей. Выдача грантов осуществляется в рамках условий, устанавливаемых грантодателями с обязательной отчетностью по выполненной работе. В статье расскажем про учет гранта при разных налоговых режимах, дадим примеры проводок.

Порядок документооборота при получении гранта

Выдачу грантов осуществляет Правительство, Президент РФ, частные фонды, включая организации иностранного происхождения. Требования по предоставлению грантов определяются источником финансирования. Гранты, выдаваемые государственными органами, направлены на поддержку молодых ученых, развитие науки, исследований и учреждений.

Выдача грантов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. На субсидию оформляется договор – основной документ, регулирующий порядок реализации проекта. В документе указываются:

  • Реквизиты и адреса сторон.
  • Предмет договора, права и обязанности сторон.
  • Порядок представления средств.
  • Подробное описание задания и научных задач.
  • План проводимых этапов работ.
  • Смета, рассчитанная на каждый этап.

В приложении к документу представляют договоры с лицами, осуществляющими практическую реализацию проекта.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях

Суммы, поступающие в качестве грантов, учитываются как целевое финансирование с использованием счета 86 (ПБУ 13/2000). Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Записи производятся по мере поступления денежных средств. Особенность учета грантов состоит в выполнении условий:

  • Ведение раздельного учета целевого финансирования и расходования от других средств учреждения или организации.
  • Соблюдение безвозвратной природы гранта.
  • Использование средств строго на цели, обозначенные договором.

Первичная документация, подтверждающая расходование целевых средств, находится в распоряжении предприятия. Грантодателю предоставляются копии. Если часть проекта осуществляется по распоряжению и от имени донора с указанием его реквизитов, стороны определяют место хранения оригиналов документов первичного учета.

Пример учетных операций в коммерческой организации

Организация ООО «Наукоград» получило грант от НКО «Поиск» на проведение научных изысканий в сумме 125 000 рублей. По результатам первого этапа работ НКО приняла отчет по затратам на реализацию проекта в сумме 28 000. В учете ООО «Наукоград» произведены записи:

  1. Учтено поступление средств гранта: Дт 51 Кт 86 на сумму 125 000 рублей;
  2. Отражено признание сумм в качестве доходов будущих периодов: Дт 86 т 98 на сумму 125 000 рублей;
  3. Произведены расходы, осуществленные для исполнения проекта: Дт 91/2 Кт 60 на сумму 28 000 рублей;
  4. По мере произведения расходов суммы учтены в прочих доходах: Дт 98 Кт 91/1 на сумму 28 000 рублей.

Суммы доходов полученных грантов списываются в периоде фактического признания расходов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Налогообложение физических лиц

В рамках проекта могут заключаться отдельные договоры с лицами, непосредственно исполняющими проект. В рамках программы участникам выплачивается вознаграждение, установленное сметой. В п. 6 ст. 217 НК РФ указано об освобождении от уплаты НДФЛ приведены ограничения, при которых положение реализуется.

Не подлежат налогообложения доходы, полученные в виде грантов, направленные на поддержку российского образования, культуры, науки, искусства. Поступления должны производиться от компаний, зарегистрированных в стране и за рубежом по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Особенность учета поступлений у организаций на УСН

Предприятия, использующие в учете упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод учета доходов и расходов, что определяет порядок документального оформления грантов. Поступления, не соответствующие положениям ст. 251 НК РФ, должны включаться в состав доходов. В учете целевых средств налогоплательщиками, применяющими схему налогообложения «доходы минус расходы», имеются особенности:

  • Доходы принимаются для налогообложения одновременно с расходами, отраженными в смете и произведенных за счет целевых поступлений. Читайте также статью: → “Расчет УСН доходы минус расходы + 3 примера».
  • Расходы должны быть обоснованными, соответствующими смете и подтвержденными документально.
  • Одновременный учет доходов с расходами осуществляется в течение 2 налоговых периодов.
  • Остаток доходов, не подтвержденных расходами во втором налоговом периоде, подлежит включению в базу для обложения единым налогом.

Аналогичный порядок используют предприятия, применяющие в качестве объекта «доходы» в случае ведения ими учета расходуемых по смете средств.

Учет грантов плательщиками ЕСХН

Лица, имеющие право на систему налогообложения с уплатой ЕСХН, должны соответствовать по видам сельскохозяйственной деятельности. Предприятия должны иметь не менее 70% показателей деятельности сельхозназначения. При предоставлении гранта учитывается точное назначение программы ограниченного перечня. Читайте также статью: → “Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет».

О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если плательщики ЕСХН получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.

Условие Гранты Субсидии
Назначение Согласно ограниченного перечня, указанного в НК РФ Назначение программы произвольное
Грантодатели Строго ограниченный список Не ограничен законодательством
Раздельный учет Обязателен Необходим, но не обязателен
Отчетность лицу, предоставившему средства Обязателен По согласованию сторон
Налогообложение Не являются доходом Являются внереализационным доходом

Субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально доходам, произведенным в рамках целевого финансирования. По итогам второго периода разница подлежит налогообложению. В организации необходимо вести раздельный учет.

Бухгалтерский учет грантов в бюджетных организациях

Квалификации доходов и расходов в рамках грантов подлежат только поступления, финансируемые из бюджета по программам правительства. Кроме грантов, выделенных бюджетом, учреждения имеют право на участие в конкурсах и получение средств от иных организаций, физических лиц или фондов.

В данном случае поступления учитываются как доходы от ведения деятельности. В ряде бюджетных учреждений для учета поступлений и расходования средств на реализацию программ открывается отдельный счет в Казначействе. В бюджетном учете поступление денежных средств отражается по дебету счета 220111000 и кредиту 220580000.

Более точное КБК устанавливается распорядителем средств в зависимости от назначения проекта. Особенность расходования бюджетных средств состоит в строгом соответствии кодам бюджетной классификации. При оформлении договора требуется учитывать годовое ограничение по использованию средств бюджета в рамках утвержденных смет.

Пример учета поступления гранта в учреждении

Бюджетная организация МУП № 3 приняла участие в конкурсе на реализацию проекта, финансируемого грантом. Выигранная сумма целевого финансирования составила 60 000 рублей. В учете МУП № 3 производятся записи:

  1. Отражено начисление суммы гранта: Дт 220580000 Кт 240110180 на сумму 60 000 рублей;
  2. Отражено перечисление средств гранта: Дт 220111000 Кт 220580000 на сумму 60 000 рублей.

Перечень статей расходов задается в смете, предоставляемой грантодателем. Каждая статья указывается в соответствии с КБК. Необходимость утверждения сметы с указанием кодов классификации возникает как для бюджетных грантов, так и для внебюджетных целевых поступлений.

Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

Условие Коммерческая организация Бюджетное учреждение НКО
Назначение гранта Согласно установленному перечню направлений проектов Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре
Форма сметы Составляется по статьям В статьях сметы указывается КБК Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности
План счетов Коммерческий Бюджетный Коммерческий
Период расходования средств 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу Соответствует коммерческому

учету

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Можно ли изменить смету, утвержденную при составлении договора на предоставление гранта?

Можно, при условии утверждения документа лицом, предоставившим грант. Внесение изменений в смету утверждается дополнительным соглашением к договору.

Вопрос №2. Как осуществляется отчетность по грантам?

Форма отчета по гранту устанавливается в приложении к договору о финансировании. Если форма особо не оговорена, отчет представляется в произвольной форме. К отчету прилагаются копии первичных документов, подтверждающих обоснованность расходов.

Вопрос №3. Можно ли учитывать в составе гранта лабораторное имущество, переданное для реализации проекта?

Имущество, равно как и денежные средства, может поступать в рамках программы целевого финансирования. Передача должна быть произведена по акту и на безвозмездной, безвозвратной основе. Учет имущества необходимо вести обособленно. Имущество, приобретенное в рамках проекта, учитывается аналогично и не подлежит возврату после реализации проекта.

Вопрос №4. Учитывает ли предприятие средства в виде гранта, направленные по договору работнику предприятия и перечисленные на счет организации?

Средства в форме гранта, предоставленные сотруднику через расчетный счет предприятия, не являются собственностью юридического лица. Поступление учитывается как средства во временном распоряжении.

Вопрос №5. Имеет ли право коммерческая организация учитывать начисленный поставщиками НДС при условии, что приобретение продукции производилось в рамках предоставленного гранта?

Нет, вычет по выставленному налогу произвести нельзя. Если по суммам в рамках гранта налогообложение НДС отсутствовало, то и уменьшение базы не допускается законодательством.

Порядок бухгалтерского учета и налогообложения полученных бюджетных субсидий и понесенных бюджетных и внебюджетных расходов коммерческими организациями

О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела;
Г.А. Сафиуллина, старший аудитор ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

Ваша организация стала получателем бюджетной субсидии на реализацию проекта по созданию нематериального актива? В этой статье мы расскажем об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения полученных субсидий, а также расходования полученных средств на создание нематериального актива.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учёте получаемых субсидий определён Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи» (далее ПБУ 13/2000). Согласно п.5 ПБУ 13/2000 субсидии признаются в учете при наличии уверенности в том, что:
— средства будут получены из бюджета;
— организация выполнит условия их предоставления.
Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о движении поступивших бюджетных средств предлагается использовать счёт 86 «Целевое финансирование».
Поступающие бюджетные средства в целях бухгалтерского учета подразделяются в соответствии с п.4 ПБУ 13/2000 на:
— средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и другого);
— средства на финансирование текущих расходов.
Согласно п.7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
При использовании первого из перечисленных методов получателем по мере поступления бюджетных средств на расчётный счёт делается бухгалтерская запись:
Дебет 51, Кредит 86 — получены средства целевого финансирования.
При использовании метода по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность бухгалтерской записью:
Дебет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», Кредит 86 — отражена дебиторская задолженность по средствам целевого финансирования.
По мере фактического поступления средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счет учета денежных средств:
Дебет 51 «Расчетные счета», Кредит 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» — получены средства целевого финансирования.
Порядок учета государственной помощи на капитальные вложения в соответствии с п.9 ПБУ 13/2000 предусматривает отражение сумм бюджетных средств в качестве доходов будущих периодов. Указанные суммы списываются со счета 86 «Целевое финансирование» на счет 98 «Доходы будущих периодов» в момент ввода в эксплуатацию объектов основных средств (нематериальных активов). На протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, бюджетные средства со счета 98 «Доходы будущих периодов» равномерно в размере начисленной амортизации списываются на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.
В нашем примере за счет субсидии создается нематериальный актив (НМА).
На основании п. 6 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007) НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 7 ПБУ 14/2007 фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.
Согласно п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007 к расходам на создание НМА, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
  • отчисления на социальные нужды (страховые взносы);
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества;
  • амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Бухгалтерские записи при отражении операций по полученным из бюджета средствам, будут следующие:
Дебет 76, Кредит 86 — возникновение целевого финансирования и задолженности по нему;
Дебет 51, Кредит 76 — приняты к учету денежные средства, поступившие в качестве целевого финансирования;
Дебет 08 (субсчет «Вложения в НМА»), Кредит 10, 02, 20, 70, 69, 76 и др. — списаны на производство израсходованные материалы, амортизация задействованных основных средств, зарплата сотрудников, страховые взносы и прочее;
Дебет 04 (субсчет «Исключительные права на НМА»), Кредит 08 (субсчет «Вложения в НМА») — исключительные права приняты к бухгалтерскому учету в качестве НМА;
Дебет 86, Кредит 98 — сумма средств, направленных на создание НМА, отражена в составе доходов будущих периодов.
Согласно п.9. ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих (согласно действующим правилам) амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации (согласно действующим правилам). При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Начисление сумм амортизации НМА отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или по кредиту счета 04 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство:
Дебет 20,26,44, Кредит 04 (05).
Одновременно с этим отражается сумма прочих доходов, признаваемых по мере начисления амортизации по НМА:
Дебет 98, Кредит 91.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (код строки 1530) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.
Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

Налог на прибыль

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).

НДС

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).