Учет работы шин

Учет автомобильных шин

Автомобильные шины НЕЛЬЗЯ списывать на затраты в момент установки на автомобиль. Необходимо вести карточку учета пробега автошин и нормы.
Приобретенные для замены автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. Приемка шин производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290, и Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52
Технические характеристики автомобильных шин, безусловно, важны для водителей, механиков и обслуживающего персонала, бухгалтеров же интересуют их предназначение и особенности эксплуатации. По этим показателям их можно разделить на автошины постоянного использования (всесезонные покрышки) и периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина). Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но тем не менее в целях экономии организации нередко «обувают» автомобили во «всесезонку», на которой водители проезжают не одну тысячу километров. После того как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение покрышек, они подлежат замене. Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости. Учет новых и бывших в употреблении шин организуется обособленно.
Рассмотрим особенности бухгалтерского учета замены каждого из указанных видов автомобильных шин.
Учет всесезонной резины
Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства».
Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее — Инструкция № 89), рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Поэтому целесообразно вести обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Для учета стоимости шин к счету 10-5 в учетной политике организации могут быть предусмотрены субсчета второго и третьего порядка, например:
— «Автомобильная резина в запасе» (счет 10-5-3-1);
— «Автомобильная резина в обороте» (счет 10-5-3-2);
— «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» (счет 10-5-4).
Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При приобретении шин за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации (п.25 главы 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114).
В бухгалтерском учете приобретение автомобильных шин отражается следующим образом
Перечислены денежные средства поставщику шин Дт 60 Кт 51
Оприходованы новые автомобильные шины Дт 10.5.1 Кт 60
На сумму НДС от стоимости автомобильных шин Дт 18 Кт 60
Принят к вычету НДС, выставленный поставщиком автомобильных шин Дт 68 Кт 18
на субсчете «Автомобильные шины в обороте» помимо шин, непосредственно находящихся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации и в отведенных местах их хранения.
На каждую шину организация заводит карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма приведена в приложении 17 к Правилам № 52, которые являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Республики Беларусь.
Карточка заводится на каждую шину, в т.ч. и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля. В нее заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка — в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию.
Порядок заполнения карточки следующий:
КАРТОЧКА УЧЕТА
работы автомобильной шины
(новой, восстановленной, бывшей в эксплуатации —
нужное подчеркнуть)
Обозначение шины 175 R/6C Модель шины БИ 522
ГОСТ или ТУ на шину ТУРБ 147621133.104-97 Заводской номер 3007БЕЛ 090144
(записываются все
цифры и буквы)
Норма слойности или индекс грузоподъемности 101/99N
Гарантийная/эксплуатационная норма пробега 40 000
Стоимость комплекта шин 78 550 руб.
Предприятие — изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие восстановленной шины ОАО «Белшина»
Наименование автотранспортного предприятия ОДО «Астра»
Модель автомобиля (прицепа), его государственный номер Дата Пробег шины, тыс.км Техни-чес-кое со-стоя-ние шины при уста-новке При-чины сня-тия
шины с экс-плуа-тации Подпись
водителя
установки сня-
шины на ходовое или запасное колесо автомобиля тия шины с авто-мо-биля за месяц с на-чала экс-плуа-та-ции
ГАЗ 33021 25-48 КМ 20.04.2008 2 035 2 035 новая Петров Э.Н.
Ответственный за учет работы шины Трифан Трифан В.А.
Заключение комиссии по определению
пригодности шины к эксплуатации
Председатель комиссии Иванов Иванов А.П.
Члены комиссии Левин Левин О.А.
Сидоренко Сидоренко Е.Н.
Примечания.
1. Карточка учета заводится на каждую шину, поступившую в автопредприятие с указанием ее стоимости.
2. Заполнение всех граф карточки обязательно.
Отражение в учете замены шин
В приложении 33 к Правилам № 52 для каждой марки шины установлена эксплуатационная норма пробега одной шины в тысячах километров. Согласно п.132 Правил № 52 владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации. Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливаются приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств).
При передаче шин в эксплуатацию формулировка может быть следующей: «для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины»; «для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю».
Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам (подп.1.3.13 п.1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса РБ от 03.06.1998 № 110-Ц). Расходы на поддержание в рабочем состоянии автотранспортных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат согласно п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в редакции постановления Минфина РБ от 29.12.2007 № 207), и подп.2.2.6.2 п.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином РБ 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Отражена передача новых шин для замены изношенных Дт 10-5-3-2 Кт 10-5-3-1
Отражено списание на счета учета затрат стоимости новых шин Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2
Учет сезонной резины
При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном их износе и выбытии.
Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть? Поскольку в нормативных документах прямо не указаны способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок учета и закрепить его в учетной политике. Рассмотрим несколько вариантов учета.
Первый вариант. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада в эксплуатацию они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега.
Произведена оплата поставщику дт 60 Кт 50
Оприходованы зимние шины дт 10-5 Кт 60
Отражен НДС по новым шинам Дт 18 Кт 60
НДС принят к вычету Дт 68 Кт 18
Списана стоимость шин при установке на автомобиль Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2
В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля.
Второй вариант. Согласно Инструкции № 89 при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, ранее списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат. То есть при возврате на склад летних шин по окончании сезона на их стоимость следует уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге.
Рассмотрим порядок отражения в учете по второму варианту, используя данные предыдущего примера. При этом организацией перед весенне-летним сезоном был приобретен комплект летних шин стоимостью 314 200 руб. (сумма НДС — 56 556 руб.). По окончании сезона шины заменили на зимние. Их пробег за летнее время составил 13 000 км.
В соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 летние шины белорусского производства для автомобиля ГАЗ 33021 с типоразмером 175 R/6C списываются после пробега 40 000 км.
Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется исходя из отношения фактического и нормативного пробега.
Износ составляет: 13 000 км / 40 000 км х 314 200 руб. = 102 115 руб.
Таким образом, цена возможного использования шин составит 212 085 руб. (314 200 руб. — 102 115 руб.).
В учете при этом производятся следующие записи:
Отражен возврат летних шин на склад (с учетом износа) при замене летнего комплекта на зимний
Дт 10-5-3-1 Кт 20, 26, 44
При установке зимних шин на автомобиль их стоимость списана на счета учета затрат
Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2
Третий вариант. Сезонный характер эксплуатации шин предполагает факт их временного использования. Поскольку Инструкцией № 89 предусмотрен учет переданных в эксплуатацию шин на счете 10 «Материалы», к нему могут быть открыты, например, субсчета 10-5-3-1 «Автомобильные шины в запасе» и 10-5-3-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». До достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести с отражением на соответствующих субсчетах. То есть списывать автомобильные шины на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В учете эти операции отражаются следующими записями:
Содержание операции Дебет Кредит
Отражен возврат летних шин на склад по окончании сезона 10-5-3-1 10-5-3-2
Отражена установка зимних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1
Списана стоимость летних шин после того, как шины достигли установленного ресурса пробега либо вышли из строя 20, 26, 44 10-5-3-2
Четвертый вариант. Отражая сезонность применения шин, организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин, производя расчет по формуле:
сумма затрат = стоимость шин / норматив пробега х фактический пробег за отчетный период.
Например, в мае пробег составил 2 035 км.
В бухгалтерской справке будет отражен следующий расчет: 314 200 руб. х 2 035 км / 40 000 км = 15 985 руб., и в течение сезона на последнее число каждого месяца часть стоимости шин будет списываться на счета учета затрат. В учете будет отражено:
— на дату установки шин на автомобиль (например, на 1 мая 2008 г.):
Содержание операции Дебет Кредит
Отражена установка летних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1
— на 31 мая 2008 г.:
Содержание операции Дебет Кредит
Перенесена на затраты стоимость шин на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин (и т.д. до окончания сезона в сумме, определяемой по указанной выше формуле) 20, 26, 44 10-5-3-2
— при замене шин по окончании сезона (например, 15 ноября):
Содержание операции Дебет Кредит
На оставшуюся стоимость шин (при списании на затраты суммы, рассчитанной в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге) 10-5-3-1 10-5-3-2
Учет изношенной резины
Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы. Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин содержатся в приложении 33 к Правилам № 52. После достижения пробега автомобильных шин нормативной величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается.
Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5-3-3 «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению».
При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.
В учете эти операции отражаются следующими записями:
Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость шин, подлежащих восстановлению 10-5-4 20, 23, 25, 26, 44
Отражена передача шин для восстановления 10-7 10-5-4
Отражена стоимость работ по восстановлению шин 10-7 60
На сумму НДС от стоимости работ 18 60
Восстановленные шины оприходованы на склад 10-5-3-1 10-7

Что делать с «недопробегом» шин при реализации автомобиля

Вопрос: Организация в декабре приобрела и установила на автомобиль новые зимние шины. Расходы по их приобретению и установке отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении. Через три месяца после этого организация продает автомобиль. Нужно ли в целях налогового учета восстанавливать затраты, связанные с «недопробегом» шин?

Ответ: По мнению автора, обязанность «восстановления» затрат, учтенных ранее при налогообложении, при «недопробеге» шин не следует из положений и налогового, и бухгалтерского законодательства.

По общему правилу понесенные расходы по приобретению и установке автомобильных шин при использовании автомобиля в производственной деятельности организации относятся в состав затрат, учитываемых при налогообложении на основании п. 1 ст. 130 НК.

При этом исходя из п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

На каждую шину, установленную на транспортное средство (ТС) при его комплектации или во время эксплуатации (в том числе на запасную шину), заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде <*>.

Если организация перевозит на ТС пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега не являются обязательными <*>.

При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение <*>, в котором указываются причины. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями <*>.

В рассматриваемой ситуации речь не идет о технологических причинах выбытия шин, а происходит их реализация исходя из коммерческих интересов и, таким образом, осуществляется реализация запасов.

Следует подчеркнуть, что каких-либо определенных нормативных предписаний в отношении методики отражения в бухгалтерском, а тем более в налоговом учете «недопробега» шин нет.

По сложившейся практике возможны два варианта.

При сезонной замене снятые с ТС шины могут быть оприходованы на склад по стоимости «недопробега», рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Но возможен и вариант, когда снятые с ТС шины при их сезонной замене в бухгалтерском учете не отражаются. Движение шин в этом случае происходит только в складском учете в количественном выражении.

Выбранный вариант отражается в учетной политике.

В рассматриваемой же ситуации происходит выбытие запасов, стоимость которых ранее была учтена в бухгалтерских расходах и налоговых затратах организации, и с учетом отсутствия нормативных ограничений никакого принципиального отличия от обычного выбытия товарно-материальных ценностей не видится.

С учетом изложенного оснований для корректировки затрат, учитываемых при налогообложении, не усматривается.

Учет автошин

Добрый день, Светлана!

  • Приобретение шин. На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются шины транспортных средств в запасе и обороте (п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённой постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50). В связи с этим для учёта стоимости шин к счёту 10-5 в учётной политике организации могут быть предусмотрены субсчета, например:

— «Автомобильные шины в запасе» (счет 10-5-1-1);
— «Автомобильные шины в эксплуатации» (счет 10-5-1-2).
В бухгалтерском учёте приобретение автомобильных шин отражается следующим образом:
— оплата поставщику шин Д 60 — К51;
— оприходованы новые автомобильные шины Д 10-5-1-1 — К 60;
— на сумму НДС от стоимости автомобильных шин Д 18 — К 60;
— принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком Д 68 — К 1.

  • Замена и утилизация шин. После того, как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение шин, они подлежат замене, ремонту или утилизации. Поскольку замена изношенных шин является ремонтом транспортного средства, стоимость его относится к затратам по текущей деятельности организации (пп. 2, 8 Инструкции по бухгалтерскому учёту доходов и расходов, утверждённой постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
    В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующим образом:

— передача новых шин для замены изношенных Д 10-5-1-2 Д 10-5-1-1;
— списание на счета учёта затрат стоимости новых шин, а также иные расходы по шиномонтажу, балансировке и др. Д 23, 25, 26, 44К 10-5-1-2, 60, 69, 70, 71.
Расходы на приобретение автомобильных шин, а также стоимость ремонтных работ (шиномонтаж, балансировка и т.д.) относятся к затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении, поскольку являются расходами, связанными с поддержанием в рабочем состоянии автомобильного транспорта организации, используемого в предпринимательской деятельности (ст.130 Налогового кодекса РБ). Изношенные шины, непригодные к дальнейшей эксплуатации, подлежат утилизации. Расходы по утилизации отходов относятся к расходам по текущей деятельности и учитываются при налогообложении.

  • Ремонт шин. Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. Техническое состояние шин определяет комиссия, назначаемая приказом руководителя организации. Необходимую информацию для принятия руководством организации решения о списании материалов подготавливает комиссия с участием материально ответственных лиц. Списание материалов оформляется актом на списание материалов (п.66 Инструкции № 133). В случае принятия комиссией решения о возможности дальнейшего использования автомобильных шин учитывать их можно, к примеру, на субсчете 10-5-1-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению» по цене возможной реализации. При передаче шин для восстановления их стоимость отражается на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учёту по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.

В учёте эти операции отражаются следующими записями:
— стоимость шин, снятых с автомобиля и подлежащих восстановлению Д 10-5-1-3 — К 20, 23, 25, 26, 44;
— передача шин для восстановления на сторону в ремонтную мастерскую Д -10-7 — К 10-5-1-3;
— стоимость работ по восстановлению шин Д 10-7 — К 60;
— сумма НДС от стоимости работ Д 18 — К 60;
— восстановленные шины оприходованы на склад как бывшие в употребление автомобильные шины в запасе Д 10-5-1-1 К 10-7.

  • Особенности учёта «летней» и «зимней» резины. При смене пор года машину приходится «переобувать». При этом снятые шины возвращаются на склад. Данная операция не означает их списание в утиль или выбытие. Возврат автомобильных шин или колес на склад можно отражать в учете различными способами:

— фиксировать в карточках учёта работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля;
— предусмотреть списание стоимости шины на счета учёта затрат пропорционально их пробегу на основании данных путевых листов Д-т 23, 25, 26, 44 — К-т 10-5-1-2. В этом случае в учёте движение таких шин можно отразить обратной записью: Д-т 10-5-1-1 — К-т 10-5-1-2 — на сумму остаточной стоимости оприходованы на склад снятые автомобильные шины и др.
Выбранный организацией порядок учета также следует закрепить в учётной политике.
С уважением, директор ЧП «ЛюксБаланс» Наталья Бузёнок

Как производится учет работы автомобильных шин

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны.

В этой статье мы рассмотрим Учет работы автомобильных шин…

На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по указанной форме, согласно ТКП 299 -2011(02190). В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.

Кто может не вести карточку учета?

Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

Владельцем транспортного средства назначается ответственный за учет работы шин и комиссия по их учету и списанию.

Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором «Электроклеймо». Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра. Допускается маркировка любым другим методом, обеспечивающим идентификацию шины и не влияющим на безопасность движения.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» в карточке учета работы шин. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

В карточку учета работы шины вносится фактический пробег транспортного средства по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» карточки учета записываются ее полный пробег, ее техническое состояние, куда направляется шина — в ремонт, на восстановление или в утиль.

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Как и любой актив компании из блока производственных запасов, автошины учитываются по имеющимся параметрам: модели, марке, размеру. Но их использование предусматривает гораздо больший спектр операций, чем просто списание в производство. Рассмотрим, как обеспечить грамотный учет автомобильных шин в бухгалтерском учете.

Особенности учета шин

Учитывают автошины в зависимости от условий их приобретения:

  • вместе с автомобилем (и тогда их стоимость включена в цену ОС);

  • или отдельно от него (в этом случае они выступают самостоятельными объектами учета ТМЦ).

Автошины – самые изнашивающиеся комплектующие ТС. Их замена необходима при износе, повреждении и смене сезона. В процессе работы автомобиля компания меняет покрышки, а при необходимости осуществляет полную замену изношенных шин. Нормы эксплуатационного пробега для шин устанавливает завод-изготовитель (письмо Минтранса РФ от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш).

Опираясь на параметры (марка, модель, размер), выстраивают раздельный учет шин в бухгалтерском учете: новых, сезонных, восстановленных.

Для обобщения сведений по ним применяют счет 10 субсчет «Запчасти», где генерируется складская информация о наличии и движении резервных и эксплуатируемых шин. Переданные под отчет ответственному лицу (обычно механику гаража) шины, учитываются также на сч. 10, но отдельно от складского наличия, а как актив, за который отвечает ответственный сотрудник.

Как оприходовать шины автомобильные в бухгалтерском учете

Предприятие вправе разработать собственные формы учетной «первички» по приему и отпуску шин, а также установить порядок их заполнения. Руководством компании устанавливается список сотрудников, отвечающих за прием и передачу шин в эксплуатацию, и утверждается порядок контролирования использования этих активов.

На каждую шину, устанавливаемую на ТС (новую, б/у, восстановленную), необходимо завести карточку учета работы, использовав типовую форму № 424-АПК, карточку № М-17 по учету ТМЦ, или разработав иную приемлемую для компании форму. Изначально в нее заносят сведения о шине, имеющихся дефектах, а затем ежемесячно заполняют значения о пробеге. По завершении эксплуатации в ней указывают причины и дату демонтажа, пробег, дальнейшее направление покрышки — на восстановление, ремонт, в утиль и т.д. Зачастую карточка заменяет акт на списание покрышки и подтверждает необходимость ввода в работу другой шины.

Как учитывать шины в бухгалтерском учете

Покупка, передача в работу и другие операции, проводимые с этим имуществом, отражаются в учете следующими записями:

Операции

Д/т

К/т

Покупка автошин (оплата)

Приходование на склад

10/Запчасти на складе

НДС по приобретенным шинам

НДС к вычету

Передача в эксплуатацию (под отчет)

10/Запчасти в обороте

10/Запчасти на складе

Списание шин

20,25,26,44,91

10/Запчасти в обороте

Смена сезонных шин (прием на хранение)

10/Запчасти в обороте

20,23,25,26,44

Для контроля движения автошин может быть организован их учет на забалансовом счете

Списание автомобильных шин в бухгалтерском учете

Шина имеет собственный ресурс использования и при достижении установленной заводом-изготовителем нормы или повреждении они должны быть списаны и заменены. Причины, по которым фирма списывает шины, указываются в карточке учета. Если ресурс изношенной или поврежденной шины не выработан, данные из карточки переносят в акт на списание автошин, являющийся законным основанием для этой процедуры. В учете списание шин сопровождают проводкой: Д/т 20,26,44 К/т 10/ Запчасти в обороте.

Учет зимних шин в бухгалтерском учете

Смену сезонных шин рассматривают как мероприятие для поддержания нормальных рабочих характеристик ТС. Снятые с авто сезонные шины приходуют на склад. Они не являются ни бездействующими активами, поскольку периодически эксплуатируются, ни возвратными отходами, так как потребительских качеств не утратили.

Зимние шины приходуют на сч. 10, а учитывая, что в процессе работы они возвращаются на склад частично изношенными, то компания вправе восстановить не полную цену, а уменьшенную на долю износа. Обычно степень износа определяют в пропорции к имеющемуся пробегу, значения которого зафиксированы в учетной карточке. Стоимость возвращаемой сезонной шины (Свш) устанавливается по формуле:

Свш = (Нпр — Фпр) / Нпр х Сш,

где Нпр – норма пробега шины;

Фпр – фактический пробег;

Сш – стоимость шины.

Пример списания шин в бухгалтерском учете

Компания ООО «Лео» в ноябре 2018 приобрела комплект зимних автошин стоимостью 56 640 руб. (в т.ч. НДС 8640 руб.) и передала их в эксплуатацию на замену летних. Их норма рабочего пробега – 60 000 км.

С ноября по март пробег составил 15 000 км. При снятии зимних шин компания может учесть в расходах долю их стоимости, для чего необходимо рассчитать стоимость резины, по которой она приходуется на летний период:

Свш = (60 000 – 15 000) / 60 000 х 48 000 = 36 000 руб.

Комплект летних шин приходовался без стоимости на забалансовый счет, поскольку их стоимость входит в цену автомобиля.

В бухчете проводки будут такими:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Приобретены шины

56 640

Оприходованы на склад

10/Запчасти склад

48 000

НДС

НДС к вычету

Передача в эксплуатацию

10/З/ч в обороте

10/Запчасти склад

48 000

Списание части стоимости на затраты (48000 – 36000)

10/З/ч в обороте

12 000

Приходование зимних шин на лето

10/Запчасти склад

10/З/ч в обороте

36 000