Учет затрат в бюджетных учреждениях

Значение учета денежных средств в бюджетных организациях

Определение 1

Учет денежных средств в бюджетных организациях – это отражение получения всех денежных средств и их расход согласно заявленному бюджету.

Учитывая, что денежные средства в бюджетных организациях поступают, как правило, из бюджетных средств, их учету уделяется отдельное и повышенное внимание, так как злоупотребление служебными полномочиями в части незаконного оборота бюджетных средств — влечет за собой уголовную ответственность.

Особенности отражения операций с денежными средствами

В бухгалтерском учете бюджетных предприятий применяется план счетов, где для учета всех операций используют счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения». Данный счет имеет несколько субсчетов, где отдельно учитываются различные операции.

Например, счет 1 201 01 000 используется при учете движения денежных средств на расчетных счетах бюджетного предприятиях, в случае, если приток денежных средств осуществляется из источников доходов данной организации. Также на этом счете учитываются средства на счетах, которые открыты в кредитных компаниях.

Счета 2 201 01 000, 3 201 01 000 применяются для тех денежных средств, которые были получены из других источников (внебюджетных). Все операции, при которых бюджетная организация получает денежные средства, оформляются оборотами по дебету соответствующих счетов учета. А при их выбытии – делаются записи по кредиту соответствующих счетов. Корреспонденция счетов при притоках и оттоках денежных средств должны соответствовать:

  • источнику притока денежных средств;
  • получателю денежных средств.

Замечание 1

Важно, чтобы корреспонденция счетов учета средств соответствовала бюджетам расходования таких средств, то есть, чтобы было соблюдение исполнения бюджетов для данной организации.

Например, если бюджетная организация получила средства из бюджета на ремонт помещения, то расходование таких средств должно точно соответствовать заранее составленной смете на такие затраты.

Особенностью учета денежных средств в бюджетных организациях, является одновременное отражение движения денежных средств и на забалансовых счетах. Так, все притоки средств отражаются на счете 17, а все оттоки таких средств – на счете 18.

В бюджетные организации могут поступать средства во временное распоряжение. Для учета таких средств, применяется счет 0 201 02 000. Это могут быть средства:

  • которые были изъяты (в ходе следствия, дознания и т.д.);
  • которые были направлены бюджетной организации на ответственное хранение.

Для каждой отдельной организации казначейство устанавливает определенный лимит, выше которого средства не могут там находиться.

Особенности документального оформления операций с денежными средствами

Каждая операция по движению денежных средств в бюджетной организации должна быть правильно оформлена соответствующими типами документов.

Например, все операции по движению средств на счетах организации – должны отражаться в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Записи осуществляют на основании данных документов, которые прилагаются к банковским выпискам. То есть, информация в данном журнале должна соответствовать информации из банковских выписок организации.

Наличные денежные средства в бюджетных организациях оформляются по правилам ведения кассовых операций. То есть, заполняются первичные кассовые документы на каждую операцию.

Например, при поступлении средств формируются записи в квитанциях и приходных кассовых ордерах. Уполномоченные лица в конце каждого рабочего дня сдают наличность с заполненным Реестром сдачи документов вместе копиями выписанных квитанций.

При расходовании средств, делаются записи в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Кроме того, на каждую выдачу средств оформляется расходный кассовый ордер, а все кассовые операции фиксируются в кассовой книге бюджетной организации.

Замечание 2

В некоторых организациях имеют место операции с денежными средствами в валюте. Для учета таких средств заполняются отдельные страницы Кассовой книги согласно виду валюты.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

📌 Реклама

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить: 📌 Реклама

  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 «Коммунальные услуги”, 225 «Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 «Прочие работы, услуги”, 290 «Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать: 📌 Реклама

  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

📌 Реклама

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

📌 Реклама

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

📌 Реклама

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

📌 Реклама

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

📌 Реклама

  • на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

📌 Реклама

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август 2012 г.