Учетная политика организаций

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте и подготовьтесь к изменениям заранееВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Какие изменения учесть при составлении учетной политики на 2020 год

В п.12 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрена обязанность бюджетных учреждений вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухучета и представление отчетности. Делать это следует на начало года или на дату вступления в силу новых требований. При формировании или корректировке учетной политики бюджетного учреждения на 2020 год следует учесть:

  • семь новых федеральных стандартов, вступающих в силу с 01.01.2020 года;
  • последние изменения в 209н;
  • последние изменения в Инструкции 33н;
  • приказы Минфина 85н и 86н о новом порядке формирования и применения КБК;
  • находящиеся в процессе рассмотрения проекты приказов о внесении изменений в 402-ФЗ и Инструкцию 157н, которые будут подписаны и зарегистрированы в 2019 году.

Пройти обучение по новым федеральным стандартамЧтобы применять новые федстандарты в учете и отчетности без ошибок, пройдите программу обучения. Для этого мы дарим вам пробный доступ к программе. После окончания обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Внести поправки в учетную политику нужно учреждениям, в которых:

  • существенно изменились условия деятельности;
  • было принято решение о формировании новых правил ведения бухучета, улучшающих качество раскрываемой в отчетности информации.

В учетной политике 2020 года отразите требования четырех новых стандартов по учету, которые вступили в силу 1 января. Прочитайте, какие нормы включить или изменить.

Кто разрабатывает учетную политику

Учетную политику должен формировать главный бухгалтер или другой сотрудник, на которого возложены обязанности по организации и ведению бухучета. Компетентный специалист учтет все нюансы деятельности учреждения и обеспечит соблюдение конфиденциальности. Если организация заключила договор на оказание услуг с централизованной бухгалтерией, в нем должен быть прописан порядок формирования учетной политики. Главное – соблюдение требований 402-ФЗ, федеральных стандартов и других нормативных актов. Утверждает подготовленный документ руководитель бюджетной организации.

Что не включать в учетную политику

Как составлять учетную политику

Учреждение вправе самостоятельно выбирать, в каком виде будет оформлена учетная политика:

  • приказ;
  • распоряжение;
  • постановление;
  • порядок.

Разрешается принимать один или несколько нормативных актов, например, отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В письме Минфина от 31.08.2018 года № 02-06-07/62480 говорится о том, что учреждение должно руководствоваться сложившейся практикой делопроизводства.

В учетной политике следует отразить только те аспекты бухучета, по которым:

  • нет четкого нормативного регулирования;
  • законодательно предоставлено право выбора из нескольких вариантов.

В п.9 федерального стандарта содержится перечень обязательных составляющих:

  1. Порядок постановки на учет и выбытия объектов, методы их оценки, правила раскрытия информации о них в отчетности.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Правила организации и проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов, имущества, учитываемого на забалансе.
  4. Формы первичных документов и регистров бухучета, для которых законодательно не предусмотрены унифицированные бланки. Учреждение может разработать их самостоятельно с соблюдением требований стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» и 402-ФЗ.
  5. График документооборота, порядок получения, обработки и передачи информации, правила взаимодействия структурных подразделений, отделов и служб по предоставлению в бухгалтерию первичных документов.
  6. Порядок осуществления внутреннего контроля.
  7. Правила отражения в отчетности событий после отчетной даты.

При определенных обстоятельствах бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия ПБС:

  • по исполнению публичных обязательств перед физлицами в денежной форме;
  • по осуществлению функций госзаказчика при заключении и исполнении договоров от имени публично-правовых образований.

Из-за нового стандарта «Запасы» в вашу учетную политику нужно внести изменения, например, определить порядок, по которому будете определять срок полезного использования запасов, применяемых в деятельности учреждения более 12 месяцев. Скачайте чек-лист со всеми положениями, которые должны быть в учетке, и разъяснения, как выбрать тот или иной метод учета.

Порядок бухучета таких операций должен быть отражен в учетной политике. В федеральном стандарте большое внимание уделяется соблюдению преемственности, выражающейся в использовании утвержденного руководителем нормативного акта из года в год. Предусмотрены условия и правила внесения изменений, введены понятия перспективного и ретроспективного применения принятых поправок.

Стандарт требует согласования с учредителем только новых, самостоятельно разработанных, правил учета для объекта, для которого порядок отражения в бухучете не предусмотрен никакими действующими правовыми актами (п.7). Если учредитель потребует представить учетную политику с целью осуществления ведомственного контроля, это нужно сделать. Возможны следующие варианты определения срока, на который утверждается учетная политика:

  1. В приказе указывается только дата начала действия документа. В этом случае пролонгация не нужна, добавляются приказы о внесении изменений.
  2. В приказе определяется период действия документа, например, 2020 год. Срок нужно будет ежегодно продлевать, можно делать это одновременно с принятием поправок на начало года.

Субъект учета обязан опубликовать утвержденный руководителем документ в сети Интернет на своем официальном портале. Учреждения, имеющие обособленные подразделения без статуса юрлица, формируют единую учетную политику.

Правки и дополнения в учетную политику вносите по приказу руководителя. Когда вносить изменения в учетную политику и как их утвердить смотрите в рекомендации. Узнаете, с какой даты новые правила вступают в силу и что не считать изменением учетной политики. Также смотрите, как поправки в учетной политике отразить в отчетности.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год: образец бюджетникам

Образец с подсказками по заполнению

Для безошибочного составления учетной политики бюджетного учреждения, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы. Сервис поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие образцы документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.

Сервис для составления учетной политики

Рабочий план счетов в учетной политике бюджетного учреждения 2020

Сформировать рабочий план в учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений можно двумя способами:

  1. Перечислением всех счетов, применяющихся в бухучете организации. В плане следует показывать 26-значные номера, включающие синтетическую и аналитическую часть.
  2. Описанием алгоритма образования номера счета и приложением кодов составных частей, содержащихся в Инструкции 174н, приказах Минфина 85н и 209н.

При составлении рабочего плана счетов следует учитывать порядок формирования КПС, установленный для бюджетных и автономных учреждений. Если нужно ввести дополнительные счета или аналитические коды для раздельного учета, требуется согласование с учредителем. Корректные проводки, содержащиеся в Инструкции 174н, в план счетов включать не надо. В рабочем плане следует указать счета, которые предполагается использовать в будущих периодах, чтобы не пришлось вносить изменения в учетную политику.

События после отчетной даты

С 2019 года отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты регламентируется отдельным федеральным стандартом. В СГС события, произошедшие между окончанием отчетного периода и датой утверждения отчетности вышестоящей организацией, разделены на два вида:

  1. Подтверждающие условия деятельности субъекта учета. Они связаны с существовавшими на отчетную дату фактами хозяйственной жизни. Примером таких событий может служить получение права оперативного управления на объект недвижимости, выявление обстоятельств, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности и пр.
  2. Указывающие на изменения условий деятельности из-за обстоятельств, возникших после отчетной даты. Это могут быть: изменения законов РФ, принятие решения о реорганизации учреждения, гибель имущества в результате чрезвычайных обстоятельств и пр.

Подтверждающие события обычно отражаются в учете в последний день отчетного периода (если отчетность еще не утверждена, или получено согласие учредителя на внесение изменений). События, указывающие на условия деятельности, отражаются в новом отчетном периоде, но информация о них должна быть раскрыта в пояснительной записке.

В учетной политике в отношении событий после отчетной даты должны быть указаны следующие положения:

  1. Примерный перечень событий, которые можно будет отнести к одному из описанных в СГС видов.
  2. Критерии, позволяющие классифицировать событие, как существенное или несущественное. Это могут быть соотношения стоимостной оценки последствий события и общей валюты баланса учреждения или стоимости НФА и т.д.
  3. Должность лица, принимающего решение о порядке отражения события после отчетной даты.
  4. Пошаговая процедура признания в учете событий, подтверждающих условия деятельности или указывающих на них. Порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Приложения к учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений

В учетной политике могут быть не только обязательные приложения, перечень которых содержится в п.9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Например, в 2020 году в состав документа следует включить приложение, регламентирующее формирование резервов под будущие расходы. В нем нужно определить дату формирования, предельный размер, порядок доначисления или списание резерва, правила инвентаризации.

С 2020 года пять видов резервов предстоящих расходов нужно учитывать по нормам нового стандарта. В учетной политике определите, какие резервы будете создавать в учете. Перечень положений, которые учреждение должно закрепить в учетной политике по нормам стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах», смотрите в чек-листе. Отмечайте в нем те положения, которые нужно изменить или добавить.

Для санкционирования расходов в учетной политике бюджетной организации указываются способы признания обязательств и денежных обязательств, определяются момент признания и необходимые первичные документы. Учреждения, желающие применять положения СГС «Долгосрочные договоры» к контрактам, даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды, но срок действия менее 12 месяцев, должны внести соответствующую информацию в учетную политику.

В связи с установленным СГС жестким порядком внесения изменений, в приложениях не стоит указывать поименный состав постоянно действующих комиссий, перечни сотрудников, имеющих право получать деньги в подотчет, подписывать первичные документы или заключать договоры о полной материальной ответственности и пр. Удалить сотрудника из списка или добавить нового будет сложно.

Как составить учетную политику для целей налогообложенияУчетная политика для целей налогообложения нужна, чтобы выбрать способ учета и законно снизить налоговую нагрузку (п. 2 ст. 11 НК). В рекомендации – правила, как составить учетную политику для налогового учета, а также внести в нее изменения.

Кто проверяет учетную политику бюджетного учреждения

Учетную политику может затребовать на согласование учредитель. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных всех подведомственных организаций в консолидированной отчетности. Проверить нормативный документ могут органы внутреннего и внешнего контроля. Цели проверки:

  • подтверждение факта наличия учетной политики в учреждении;
  • оценка полноты отражения применяемых способов ведения учета;
  • оценка рациональности выбранных или разработанных самостоятельно методов и форм бухучета отдельных объектов.

Лица, которым поручено проведение контрольных мероприятий, могут проверить соответствие учетной политики действующему законодательству, соблюдение порядка внесения изменений. Инспекторы ИФНC для проведения камеральных проверок налоговых деклараций вправе требовать у налогоплательщика заверенную копию учетной политики. За непредставление документа в ИФНС статьей 15.6 КоАП для должностного лица предусмотрен штраф от 300 до 500 руб.

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА)

Формировать и утверждать учетную политику обязаны все российские компании, независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и осуществляемых видов деятельности.
В этой статье мы рассмотрим учетную политику строительной организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Строительная деятельность, как и любая отрасль экономики, имеет свою специфику, которая оказывает влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают учетную политику организации, выполняя требование Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Обязанность по формированию учетной политики установлена статьей 8 Закона N 402-ФЗ, согласно которой любая российская фирма самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, выбирая в отношении конкретного объекта учета один из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами способ ведения учета не установлен, такой способ организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ), а также федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов отнесены к документам в области регулирования бухгалтерского учета, обязательным к применению (пункты 1, 2 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Федеральные стандарты, предназначенные для обычных организаций, как и федеральные стандарты, предназначенные для организаций бюджетной сферы, устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (пункт 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
На сегодняшний день Минфином России утверждены 18 стандартов для организаций бюджетной сферы, которые официально именуются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.
Для обычных организаций утверждены лишь два федеральных стандарта:
— ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (Приказ Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н), обязательное применение которого начнется с 2022 года;
— ФСБУ 5/2019 «Запасы» (Приказ Минфина России от 15.11.2019 г. N 180н), который применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. N 83н (далее — Программа), находятся в стадии разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.
Пока обычные организации, руководствуясь статьей 30 Закона N 402-ФЗ, вместо ФСБУ применяют действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., причем эти ПБУ признаются для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Нужно сказать, что Законом N 402-ФЗ установлены лишь общие принципы учетной политики организации, а конкретные требования к ней должны быть утверждены соответствующим ФСБУ (пункт 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Отметим, что названная выше Программа N 83н не предполагает разработку нового ФСБУ по учетной политике, а предусматривает лишь внесение изменений в действующее Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н.
Так пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, в общем случае организация разрабатывает способ учета сама, используя последовательно следующие документы, названные в пункте 7.1 ПБУ 1/2008:
— международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО);
— положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
— рекомендации в области бухгалтерского учета.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — УСВБУ), при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе лишь в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации (пункт 7.4 ПБУ 1/2008).
Формировать учетную политику строительной фирмы может не только ее главный бухгалтер, но и иные лица, ведущие в организации бухгалтерский учет (статья 8 Закона N 402-ФЗ, пункт 4 ПБУ 1/2008).
Как правило, учетная политика оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три раздела:
— организационно-технический;
— методологический в части ведения бухгалтерского учета;
— методологический в части налогообложения.
Учетная политика может быть оформлена и в виде отдельного Положения об учетной политике (с той же структурой), прилагаемого к приказу руководителя об ее утверждении.
Независимо от варианта, который предпочтет организация, утвердить учетную политику следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года, так как выбранные организацией правила бухгалтерского и налогового учета применяются с первого января года, следующего за годом ее утверждения. То есть, учетную политику на 2021 год необходимо утвердить не позднее 31.12.2020 г.
Приведем пример формирования типовой учетной политики строительной организации, применяющей общую систему налогообложения. При этом заметим, что используемое автором понятие «типовая учетная политика» является весьма условным, поскольку этот документ организация формирует с учетом особенностей, присущих только ей.
Между тем, есть ряд фактов хозяйственной жизни, присущих большинству строительных компаний, что позволяет сформировать «общие» положения учетной политики, которые организация без особого труда может «привязать» к своим собственным потребностям.

ПРИКАЗ N _____

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «А»

г. _______ «31» декабря 2020 г.

На основании Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н (далее — Положение N 34н), ПБУ 1/2008, а также в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), в том числе вступающими в силу с 01.01.2021 г., приказываю:
Утвердить Положение об учетной политике организации на 2021 год.
Приложения:

Ниже приводится пример инструкции, внутренней для холдингового предприятия, по ведению управленческой учетной политики для предприятий холдинга и последующей отчетности.

В идеале управленческая и бухгалтерская отчетность должны строиться на единых данных, с едиными аналитическими признаками, формироваться в единые сроки. Как вариант, вводится понятие «операционного дня», в течение которого все финансовые операции должны быть учтены в информационной системе. В российской практике конца 90-х — начала 2000-х гг. такая ситуация скорее редкость, поскольку некоторые предприятия формируют отчетность при несогласованности бухгалтерского и управленческого учета.

Укажем несколько существенных отличий ведения управленческой учетной политики от бухгалтерской:

  1. стоимость товаров (готовой продукции, сырья и материалов) учитывается без НДС (на других предприятиях стоимость товаров может учитываться с НДС, так как связывает сумму товара с оплачиваемыми и получаемыми денежными средствами);
  2. учет готовой продукции производится по себестоимости (на других предприятиях учет готовой продукции может вестись в продажных ценах. Это показывает сумму средств, которую предприятие может получить после продажи, т.е. будущая прибыль от продаж уже учитывается в стоимости готовой продукции);
  3. списание НДС уплаченного на дебет счета «Расчеты с бюджетом» означает уменьшение управленческой прибыли и стимулирует налоговую оптимизацию;
  4. мелкие суммы затрат учитываются по оплате, а не по начислению. Такая практика достаточно распространена, но игнорирование «неначисленной задолженности» может привести к искажению финансовых результатов;
  5. учет основных средств осуществляется без амортизации в течение года, такой учет подходит для предприятий с небольшим количеством основных средств;
  6. равномерное начисление налогов по месяцам более правильно отражает налоговую нагрузку на затраты;
  7. осуществляется конвертация бухгалтерских проводок в управленческие проводки, и на их базе формируется управленческая отчетность (баланс и прочее). Такой путь оказался более трудоемким, чем ведение только бухгалтерского учета, но менее трудоемким, чем параллельное ведение двух учетов: бухгалтерского и оперативного (управленческого).

Организация управленческого учета.

Учет операций проводится на счетах управленческого учета.

Руководство процессом.

Руководитель предприятия:

  • отвечает за результаты;
  • организует процесс формирования управленческого баланса и отчета;
  • отчитывается перед вышестоящей организацией;
  • согласовывает формат отчета: 1C, Excel или другой;
  • организует учет всех хозяйственных операций, включая коррекции всех видов.

На каждом предприятии выделяется исполнитель по ведению управленческого учета (на предприятиях с малой численностью персонала им может быть руководитель) или функция управленческого учета может быть возложена на нескольких лиц согласно квалификации, объему работы, доступа к информации и т.д.

Исполнитель:

  • осуществляет учет хозяйственных операций, в том числе в бухгалтерии;
  • при необходимости преобразует бухгалтерские проводки (сводные) в проводки по управленческим счетам;
  • технически готовит отчеты;
  • участвует в согласовании формата отчета.

Методы ведения отдельных статей.

Реализация (продажа) товаров, формирование прибыли. Реализация (продажа) товаров фиксируется в момент отгрузки (условия: товар отгруженный равен проданный — переход прав собственности; товар оприходованный равен купленный). Продажа товаров фиксируется через дебет субсчетов счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Предоплата формирует кредитовое сальдо по данному покупателю.

Формирование продажи ТМЦ и других операций, которые приводят к изменению финансового результата (прибыли), осуществляется сложными управленческими проводками, включая кредит счета.

Оценка запасов и затрат. Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по закупочным ценам без НДС.

Не исключено ведение управленческого учета с учетом ТМЦ с НДС, в продажных ценах. В этом случае формирование управленческой прибыли осуществляется не в момент продажи, а в момент закупки товаров. Такое ведение учета требует внесения существенных корректировок в учетную политику и заметно усложняет взаимодействие с бухгалтерским учетом.

При фиксировании неликвидных ТМЦ осуществляется их переоценка по текущим рыночным ценам с отнесением разницы на прибыли/убытки.

Списание закупленных товаров на себестоимость происходит по средневзвешенной стоимости товаров. В ряде компаний, осуществляющих компьютерный учет движения товаров, используется списание товаров по цене закупки партии. При списании по другим методам (LIFO, FIFO) отличия фиксируются дополнительными документами.

Списание использованных ТМЦ (стоимости закупаемых товаров и малоценных предметов) на затраты текущего периода осуществляется полностью (100%) в текущем периоде.

На затраты текущего периода относятся заработная плата и начисления, коммерческие расходы, услуги сторонних организаций, ремонт и прочие затраты. Величина прогнозируемых начислений налогов относится на затраты текущего периода.

Проценты по полученным займам учитываются в составе прочих затрат текущего месяца.

Курсовые разницы при расчетах в валюте подлежат зачислению в прибыль/убыток по результатам переоценки (вариант — ежемесячная переоценка или переоценка, осуществляемая в момент совершения операции продажи/реализации/использования товара).

Затраты на реализацию и производство включаются в затраты текущего периода независимо от времени оплаты (вариант — небольшие суммы затрат относятся на затраты текущего периода в момент оплаты).

Начисление НДС. Начисление НДС осуществляется согласно типовым операциям (торговым) в зависимости от формы оформления договорных отношений. По умолчанию НДС, уплаченный при покупке товарно-материальных ценностей и заключении договоров со сторонними организациями, списывается сразу по дебету субсчета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет обязательств. Для расчетов с кредиторами используется управленческий счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», включающий субсчета расчетов с поставщиками товаров, поставщиками услуг и по займам (просроченным и непросроченным).

Покупка товаров фиксируется через кредит субсчетов счета 60 «Расчеты с кредиторами» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется в качестве дебета счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Предоплата формирует дебетовое сальдо по данному покупателю.

Основные средства. Бухгалтерские счета 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» объединяются в управленческий счет 01 «Основные средства и нематериальные активы»

Величина первоначальной стоимости основных средств учитывается по затраченным средствам (инвестициям).

Постановка крупных закупок средств труда на учет по счету 01 «Основные средства и нематериальные активы» осуществляется при суммах более 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Для целей управленческого учета амортизация на основные средства по месяцам не начисляется (вариант — начисляется по равномерному методу амортизации).

В конце каждого года производится переоценка основных средств по текущей рыночной стоимости с отнесением разницы на прибыли (убытки).

Инвентаризация.

Инвентаризация основных средств и инвестиций осуществляется раз в год, запасов и затрат — раз в месяц, обязательств — раз в месяц. Выявленные суммы расхождений относятся на прибыль (убытки).

Закрытие периода.

В конце каждого месяца происходит закрытие периода. Закрытие периода предполагает начисление налогов (даже если в бухгалтерии налоги начисляются ежеквартально), списание затрат и др.

Начисление налогов в управленческом учете осуществляется ежемесячно для формирования равномерного распределения затрат в течение года. Начисление налогов по месяцам осуществляется по ожидаемым суммам (например, 1/3 от ожидаемой квартальной суммы), в последний месяц периода доначисляются налоги до достижения точной суммы.

Списание затрат на расходы текущего периода осуществляется методом direct costing. Накладные (периодические) затраты относятся строго на затраты текущего периода, прямые затраты (связанные с выпуском продукции) — на затраты текущего периода пропорционально продажам продукции. Для производственных предприятий допускается начисление затрат методом standard costing, при котором накладные затраты относятся на затраты по производству продукции для совместности с бухгалтерским учетом.

Затраты по реализации проектов, осуществляющихся в течение более одного периода, накапливаются на субсчету «Затраты прямые» (по сути, как инвестиции в оборотные средства). Закрытие (списание) данных затрат происходит после реализации проекта дня фиксации прибыли.

Списание накладных затрат на доходы (по дебету счета «Прибыль») осуществляется после принятия управленческого отчета.

Типовые операции.

Перечень основных типовых торговых операций разрабатывается дополнительно.

Предприятие дополнительно формирует перечень собственных управленческих операций, который утверждается после согласования с консультантами.

Предприятия должны привести методы бухгалтерской учетной политики в соответствие с управленческой учетной политикой для минимизации разночтений.

Порядок контроля.

Для методического и оперативного контроля учета хозяйственных операций могут привлекаться представители органов управления и руководства предприятия, для методического контроля — консультанты.

Правовое регулирование рабочего плана счетов

Замечание 1

Учетная политика организации в обязательном порядке предусматривает утверждение рабочего плана счетов, который предприятие будет использовать в процессе учетных работ при формировании проводок. Наличие рабочего плана счетов предусмотрено нормативно-правовым документом – ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

При формировании рабочего плана счетов, в организации ссылаются на Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».

Данный документ регламентирует общий план счетов, который состоит из перечня синтетических счетов первого порядка. Для собственной деятельности в организации предусмотрено открытие счетов второго, третьего и более порядка для аналитического учета отдельных объектов.

Формирование рабочего плана счетов

Прежде чем приступить к составлению рабочего плана счетов, руководитель и бухгалтер предприятия должны проанализировать состав объектов бухгалтерского учета, которые ожидаются в будущем календарном году.

Например, для учета основных средств на предприятии, можно открыть к счету 01 дополнительные субсчета:

  • 01.1 – основные средства;
  • 01.2 – выбытие основных средств.

Так, при выбытии данных активов, их стоимость будет списываться с кредита счета 01.2 на прочие затраты организации.

Если организация планирует осуществлять вложения в различные внеоборотные активы, то целесообразно открыть дополнительные субсчета к счету 08:

  • 08.1 – земельные участки;
  • 08.2 – строительство объектов основных средств;
  • 08.3 – приобретение прочих объектов основных средств.

Таким образом, при вложениях предприятия, информация о таких вложениях будет отражаться на счетах учета аналитически, исходя из характера вложений.

Если в организации функционируют несколько касс для обращения наличных денежных средств, то учет по каждой из них необходимо вести обособленно. Для этого к счету 50, дополнительно открываются соответствующие субсчета:

  • 50.1 – основная касса предприятия;
  • 50.2 – касса магазина №45;
  • 50.3 – касса магазина №21;
  • 50.4 – касса на складе организации.

Аналогично открываются субсчета к учету безналичных денежных средств (счет 51,52), если у предприятия несколько расчетных счетов в разных банках и в разных валютах:

Если в организации функционирует расширенное производство различной продукции или по разным цехам, участкам, переделам, то необходимо открыть дополнительные субсчета к счету 20:

  • 20.1 – участок (цех, передел) №1
  • 20.2 – участок (цех, передел) №2
  • 20.3 – участок (цех, передел) №3

Или по видам производимой продукции:

  • 20.1 – производство конфет;
  • 20.2 – производство вафель;
  • 20.3 – производство бисквита.

Если предприятие планирует взять краткосрочные кредиты для хозяйственной деятельности в разных валютах, то к счету 66 также нужно открыть субсчета:

  • 66.1 – краткосрочный кредит в рублях;
  • 66.2 – краткосрочный кредит в долларах;
  • 66.3 – краткосрочный кредит в евро.

Если в организации планируются командировки как по территории России, так и за рубеж, то необходимо открыть соответствующие субсчета к счету 71:

  • 71.1– выдача средств на командировки в рублях;
  • 71.2 – выдача средств на командировки в долларах.

Замечание 2

Аналогично, открываются субсчета и к другим счетам учета, если в этом есть необходимость для более детализированного учета. Также необходимо придерживаться регламентированных правил корреспонденции счетов при формировании проводок.