Учителя зарплата

Российские школы с 2016 года финансируются по нормативно-подушевому принципу — бюджет школы зависит от количества учеников. Не все довольны этой системой оплаты труда. Наши читатели пишут, что в некоторых регионах школам предлагают выбирать между нормативно-подушевым подходом и другой системой оплаты труда. Разбираемся, в чем плюсы «подушевки», какая система была раньше, какие варианты есть еще.

Что такое нормативно-подушевой подход?

Школа получает деньги в зависимости от количества учеников. На федеральном и региональном уровне установлены нормативы: сколько денег нужно для обучения одного человека. В стоимость включены оборудование, содержание здания и другие хозяйственные расходы, учебники, зарплаты сотрудников, затраты на обучение детей с ОВЗ, затраты на дополнительное обучение педагогов. Чем больше учеников, тем больше в школе денег.

Норматив устанавливают на основании требований к определению нормативных затрат в образовании, утвержденных приказом министерства образования и науки. В требованиях сказано, что на норматив влияют форма обучения, тип организации, требования ФГОС. Регионы и муниципалитеты могут вводить дополнительные коэффициенты — для школ с высоким рейтингом или школ в отдаленных районах.

Какие минусы у нормативно-подушевой системы оплаты труда?

Не все школы выжили. Некоторые попали под оптимизацию и были закрыты или объединены с другими школами. Также закрытие коснулось малокомплектных школ, но некоторые из них удалось отстоять силами жителей.

Некоторым регионам пришлось тяжелей. Например, по исследованиям ВШЭ, норматив в Нижегородской области в 2009 году составлял 9000 рублей на ученика в год. Не все муниципалитеты могут своевременно выделять деньги в школы, потому что средств не хватает.

Школам пришлось зарабатывать. От введения новой системы оплаты труда выиграли крупные и некоторые сельские школы. Другим пришлось делать ставку на внебюджетные услуги. При этом зарабатывать директоров и учителей никто не учил.

А плюсы?

Некоторые школы стали конкурентноспособными. Бюджет зависит от количества учеников, значит, нужно всеми силами привлекать к себе новых ребят. Родители имеют право выбирать школы вне зависимости от прописки — те школы, что смогли обучать лучше и доказать это родителям, получили больше учеников и денег. Также выиграли те школы, что смогли развить внебюджетные услуги.

Некоторые сельские школы выиграли. При старой системе оплаты труда бюджет равномерно делили на все школы. Крупным сельским школам вводили «минусовый» коэффициент, чтобы другим школам тоже достались средства. Теперь этой необходимости не стало: крупные сельские школы получили большое финансирование.

Какая система была до нормативно-подушевой?

Раньше школы получали деньги вне зависимости от количества учеников. Если говорить просто, то их делили поровну по всем школам. Если сложнее, то действовали коэффициенты в зависимости от удаленности школы, от ее типа и статуса.

Педагоги получали зарплату в зависимости от занимаемого разряда. Педагогу присваивали с 7 по 11 разряд единой тарифной сетки. Педагог, только пришедший в школу после педагогического училища или колледжа, получал 7 разряд. Дальше разряд рос со стажем. Также можно было получить 12, 13 и 14 разряды. Их давали за вторую, первую и высшую квалификационные категории.

Ставка — сколько часов ведет учитель — играет свою роль и в новой, и в старой системе. В нормативно-подушевой еще появились компенсационные и стимулирующие выплаты, но это скорее совпадение, а не следствие.

И правда можно выбирать систему оплаты?

Пока точно нет. В некоторых регионах, например, в Бурятии, пытаются придумать систему, альтернативную подушевой. Пока вариантов несколько, но известно, что возвращаться к единой тарифной сетке не собираются. Скорее всего, будут по-другому считать норматив на ученика: в одних селах введут дополнительные коэффициенты, в других уберут.

И даже если можно выбирать систему оплаты труда, решаться это будет на уровне регионов, а не конкретных школ.

«Я детям рассказываю о честности, нравственности, доброте, любви, а сама думаю: дети, я не тому вас учу! Честным, нравственным и добрым воздается по заслугам только в литературных произведениях, а в жизни вы будете приходить домой и считать дни до весны, когда опять пойдет зелень с огорода и станет хоть чуточку легче! В двадцать первом веке я, учитель литературы высшей категории, радуюсь: слава богу, зиму пережили! Летом не так голодно. И это не война, не революция – это считается нормальной жизнью. Зарплата со всеми надбавками, полторы ставки – 15 000р”. Татьяна, Ивановская область.

Такое письмо в редакцию пришло из той самой Ивановской области, в которой недавно Валентина Матвиенко встречалась с сельскими работниками соцсферы. Валентина Ивановна страшно возмутилась, узнав, что учителя живут с зарплатой 7 тысяч рублей, и потребовала от министра образования тщательного разбора полетов.

«На бумаге все гладко, почти все губернаторы отчитались — все зарплаты соответствуют майским указам. А выходит какой-то учитель из конкретной школы — это же полное безобразие. Как это можно 7 тысяч учителю? Кто пойдет на эту зарплату?»

Мы в редакции задумались: это Ивановская область – концлагерь для учителей, или в целом по стране «полное безобразие”?

Попросили, как водится, зрителей присылать нам свои зарплаты.

Они и прислали.

«Моя жена учительница… При зарплате в 15 тысяч, как вы понимаете это не профессия, а хобби… Ну, как марки собирать. Необходим закон, предусматривающий уголовную ответственность чиновников за недостоверную рекламу своей великой деятельности. Если говорит губернатор, что средняя зарплата по краю — 35 тысяч рублей. Арестовать все его имущество — продать и выплатить учителям разницу между реальными 15 тысячами и мифическими губернаторскими 35”.

«Добрый вечер! В селе у нас малокомплектные классы. У меня 2 и 4 класс. Всего 10 учащихся. Вы представляете, веду урок в 2-х классах одновременно. Смотришь налево, ведёшь математику во 2 классе, направо- в 4 классе. Заполняешь журнал вместо 26-ти часов за 52 урока. Готовишься на 52 урока в неделю. Ужасная картина! Оплачивается труд как за 1 класс. Помимо, участвовать в конкурсах обязательно, в приказном порядке”.

«Здравствуйте! Я молодой преподаватель детской школы искусств в Республике Мордовия. Работаю в селе, получаю заработную плату 10 000 рублей: 7 500 руб.- оклад + стимулирование + возможная премия. Я хочу спросить наше правительство, как жить на такую з/п, если продуктовая корзина на месяц около 7 000. Спасибо”.

«Сегодня потратила из своей зарплаты: бумага 250 р., заправка картриджа-350 р., маркеры-120 р., грамоты-120 р. Итого 840 рублей. Все покупаем за свой счет. Учитель истории высшей категории, зам. Директора по УВР. Зарплата 23 тысячи. А расходы на работу ежемесячные”.

«Нагрузка 40 часов. Оплата 16 700 рублей. Г.Барнаул»

«Ульяновская, Чердаклинский. Зарплата на 1,5 ставки-12 000руб. Директор выписывает премии своим людям, они ей деньги возвращают-на тратится стимулирующий фонд. Жалобы безрезультатны».

«В Саратовском Гагаринском колледже зарплата преподавателя за 1,5 ставки 11 тыс. 700рублей»

«Бурятия 23часа- 7500 рублей на руки унизительно для страны, а стимулирующая оплата распределяется несправедливо»

«оклад 6723 плюс север.150процен. При стоим.хлеба 52руб.ХМАО»

«Бурятия Мухоршибирский район зарплата за 21 ч.составляет7500руб. У меня 3 детей. Как дальше жить?»

«Алтайский край, г.Змеиногорск, 33 часа, 13045»

«Омская обл. Очень важно — классный руководитель получает 41 рубль за одного обучающегося,2 рубля в день( что делает учитель за 2 рубля?).У меня 9 детей в классе.Сколько я получаю за воспитание моих ребят!? «

«В Курганской области с нового года уменьшили зарплату учителям на 15%, а у воспитателей детских садов на 17%, у меня мама проработала 30 лет в школе, получает 10 тысяч рублей- учитель начальных классов»

Есть зарплаты и больше, конечно. Но все учителя пишут, сколько им приходится за эти деньги работать:

«Кемеровская обл. Моя мама учитель высшей категории получает за 45 часов 25 тыс. рублей»

«Республика Тыва. 1 категория,стаж 34 года, нагрузка 25 часов, плюс 90 процентов северных. Зарплата около 24000, стимулирующие не платят. За 18 часов выходит 17000 и это вместе с северными»

«Кемеровский район Зарплата достойная (30тыс. на руки). Но я веду 42 часа!!! Я учитель рус.яз и литературы».

«учитель регион Владимир, нагрузка- 36 часов-2 ставки, зарплата-20437 руб, работаешь много-зарплата никакая!!!»

«Саратовская обл. За 34 часа, 14500 тыс, еле выживаем»

«я работаю директором ншдс республика коми получаю 40 тысяч я и директор и завуч за все ответственная стаж 32года»

«Кемерово 52 часа,23 580 руб Как жить?»

«Как жить» – самый частый вопрос в этих смс. В советское время профессия «учитель» была не то чтобы престижной, но достойной. В нынешнее время, но в других странах, быть учителем тоже неплохо. Моя сорокалетняя знакомая из Дюссельдорфа, учитель в обычной школе, получает в пересчете на рубли около трехсот тысяч в месяц. Это без полутора ставок и лукавых «за проверку тетрадей». Моя тоже сорокалетняя знакомая из Орла получает семнадцать тысяч рублей в месяц. Всю зарплату отдает за ипотеку – она купила двушку сорок метров на пятом этаже хрущевки около вокзала. На пятиметровой кухне занимается репетиторством. Муж ее служит в полиции и подрабатывает таксистом на вокзале. Ее единственный сын – а больше детей она себе не может позволить, первый раз увидел море в десять лет, когда они на старой развалюхе поехали дикарями на Азов. Это вообще был их первый с мужем отпуск, когда они куда-то уехали.

Поэтому и приходят такие смс:

«Здравствуйте, меня зовут Ирина Васильевна, учитель с 30-летним стажем, высшая категория, чистыми на руки получаю 22000. Хочу отметить, что молодёжь у нас в школе не задерживается. Средний возраст учителей 56 лет. Пока наше государство не изменит оплату труда учителя, молодёжь в школу не

пойдёт”.

«Я живу в Костромской области работаю в сельской школе педагом-организатором, являюсь классным руководителем, веду уроки технологии в 5-11 классах, ОБЖ в 9 классе и НВП в 10-11 классах, зарплата 10000 рублей одна воспитываю ребенка. Как жить?»

«Загнали учителей просто в рабовладельческие условия и делают вид, что типа всё хорошо. И кто будет работать после этого. То и дело меняются учителя. Дети уже не успевают запоминать учителей. Никто не хочет работать «за спасибо».

Росстат говорит, что средняя зарплата учителей – 32 тысячи. Мы посчитали, и получилось, что в реальных цифрах средняя зарплата – 18 тысяч. Почти в два раза меньше. Разделите свою зарплату на два и прикиньте: если бы вы получали в два раза меньше, а ваш работодатель был уверен, что она у вас такая, как написано в трудовом договоре, как бы вы жили? Вот просто представьте.

Итак, картина зарплат по стране, если пользоваться терминологией Валентины Матвиенко.

«Полное безобразие» с зарплатами учителей в регионах: Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Удмуртия, Чувашия, Алтайский край, Забайкальский край, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Омская область, Оренбургская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область. Там учителя получают меньше 15 тысяч. Это не ставка, это полностью с проверками тетрадей, классным руководством, большим количеством часов и т.д. На руки. То есть, от 7 до 15 тысяч получают учителя половины страны.

«Почти полное безобразие» — от 16 до 20 тысяч рублей — в следующих регионах:

Адыгея, Карелия, Татарстан, Хакасия, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Орловская область, Пензенская область, Ростовская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Ярославская область.

«Не безобразие» — от 21 до 30 тысяч рублей получают учителя в регионах:

Карачаево-Черкесия, Тыва, Чечня, Камчатка, Красноярский край, Приморский край, Владимирская область, Калужская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Ханты-Мансийский АО — Югра.

И самые «дорогие» учителя с зарплатой выше 30 тысяч рублей работают в регионах:

Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО Якутия, Москва, Санкт-Петербург.

«зарплата учителя в сельской местности в Адыгее 13 тыс на руки, нагрузка 20 часов,1 -я категория. Перед отчётом для Москвы дадут премию и зарплата, естественно, выше».

То есть, уловок, как отчитаться в хороших зарплатах, много: не только сложить деньги начинающего педагога и директора».

Под занавес дам еще несколько смс. Хотелось бы все, но их тысячи.

«Пермский край, Нытвенский район, учитель истории, 2 ставки, зарплата 22 тысячи. Татьяна. 3 детей. Фрукты иногда позволяем»

«Учитель математики высшей категории, стаж 43 года. Нагрузка 20 часов плюс классное руководство. З/п 15843 руб. Кемеровская обл.,город Мыски, школа 1»

Астрахань Стаж- 16 лет. Нагрузка- 36 часов (2 ставки ровно). Зар.плата — 23000 руб. Смех! А если 1 ставка? Слёзы! Татьяна

Как вам спится, чиновники от образования, если вы прекрасно знаете про эти «смех и слезы» учителей? Например, министр образования Кемеровской области, в которой город Мыски – вы нормально себя чувствуете? Башкирия: «На руки 11 тысяч, спасите нас!» Астрахань: «Нам еще за январь не выплатили».

И зрители просят: «ПОГОВОРИТЕ О Д/САДАХ ТАМ ЕЩЕ ХУЖЕ»

Поговорим. В следующий раз.

Обновление:

В новом учебном году трудовым правам педагогов должно быть уделено особое внимание. Заявление профсоюза «Учитель» (к 1 сентября 2020 года)

Статус вместо зарплаты. Правительство не поддержало законопроект «2 МРОТ за ставку» (март 2020 года)

Что делать с зарплатами педагогов? По итогам парламентских слушаний в Госдуме в июне 2019 года

Профсоюз «Учитель» обсудил цели и стратегию действий (январь 2020 года)

Законопроект «2 МРОТ за ставку» на сайте Государственной думы

Обращение профсоюза «Учитель» в связи с началом кампании «За достойную оплату труда учителя» (от 5 февраля 2018 года)

Около 10 лет прошло с начала внедрения в российские школы Новой системы оплаты труда (НСОТ). 5 лет как действует новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым финансирование образования стало нормативно-подушевым, а ответственность за это финансирование полностью возложена на региональную власть. Пора подводить предварительные итоги.

Говоря кратко, можно сказать, что все три выше названные реформы провалились. Введение НСОТ привело к росту неравенства зарплат в образовательных учреждениях и реальному сокращению стоимости 1 часа рабочего времени. Подушевое финансирование вынудило директоров увеличивать наполняемость классов, создавать вместо школ гигантские «образовательные комплексы» и сокращать непедагогических работников (библиотекарей, психологов, социальных педагогов и т.д.). Региональное финансирование привело к колоссальному — в несколько раз! — неравенству педагогов из разных регионов.

Рано или поздно НСОТ и подушевое финансирование придется отменять. МПРО «Учитель» подготовил проект изменений в статьи закона «Об образовании», регулирующих распределение полномочий в сфере финансирования образования.

Но законотворческий процесс — дело долгое. Поэтому профсоюз «Учитель» предлагает органам исполнительной власти немедленно принять несколько первоочередных мер, которые могут прямо сейчас решить самые острые проблемы.

Требования межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В рамках кампании

«За достойную оплату труда учителя»

1. Бюрократическое исполнение «майских» указов Президента привело к массовым фальсификациям отчетности, относящейся к зарплатам учителей. «Высокие» зарплаты достигаются за счет непедагогических работников, совместителей, а главым образом — за счет увеличения рабочего времени.

Рекомендовать Президенту Российской Федерации внести следующие изменения в Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»:

  • обязать органы власти субъектов публиковать методику расчёта подушевого бюджетного норматива финансирования на ученика перед началом учебного года, чтобы обеспечить возможность общественного контроля за финансированием образования из бюджетов субъектов и его обоснованностью,
  • предоставлять развернутую отчетность о средней оплате труда преподавателя за отдельные виды работ: за 18 часов учебной нагрузки, за классное руководство, за заведование кабинетом, за 18 часов дополнительного образования и т.д.

2. Введенная с 2008 года Новая система оплаты труда (НСОТ) вызывает массовое недовольство работников, поскольку она дает возможность сократить гарантированную часть заработной платы и ведет к произволу в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять постановление, касающееся новой системы оплаты труда педагогических работников, и закрепить в нем положения:

  • о формировании заработной платы без стимулирующей части при учете исключительно учебной нагрузки и квалификации педагога,
  • о выплате премий из сэкономленных бюджетных и внебюджетных средств, а не из фонда оплаты труда.

3. Нормативы подушевого бюджетного финансирования в соседних регионах очень сильно различаются. Это приводит к нарушению прав трудовых педагогических коллективов на равную оплату за равный труд.

Рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации включить в ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норму:

  • гарантирующую педагогическим работникам минимальную оплату труда за ставку 18 часов не меньше двукратного МРОТ,
  • предусматривающую ежегодную индексацию данного норматива.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации летом-осенью 2018 г. при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год включить туда расходы, обеспечивающие данную гарантию.

4. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, у учителя сокращенная 36-часовая рабочая неделя. Рабочее время педагога делится на нормированную (аудиторные часы) и ненормированную (вся остальная педагогическая работа) части. Для учета нормированного рабочего времени существует понятие «ставка», равное 18 учебным часам. Но при этом учитель может брать любую учебную (аудиторную) нагрузку свыше 18 часов, что приводит к массовым переработкам, не оплачиваемым как сверхурочная работа.

Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внести изменения в приказ №1601 от 22 декабря 2014 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», устанавливающие предельно допустимую учебную нагрузку преподавателя в размере не более 27 учебных (аудиторных) часов.

Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации принять письмо, разъясняющее применение норм Приказа №1601 от 22 декабря 2014 г. о предельно допустимой учебной нагрузке и оплате учебных часов сверх этой нагрузки как сверхурочных.

5. Рабочее время педагога делится на нормированную и ненормированную части. Начиная с 2010 года растет количество педагогических работ, входящих в ненормированную часть, то есть не учитывающихся и, следовательно, никак не оплачивающихся, например, таких как подготовка к олимпиадам и конкурсам.

Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внести изменения в приказ №536 от 11 мая 2016 г. «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

  • разъясняющие должностные обязанности педагога, выполняемые им в течение ненормированного периода рабочего времени,
  • запрещающие включать в должностные инструкции педагогических работников дополнительные должностные обязанности без денежной компенсации.

6. В школе есть ряд должностей, до сих пор официально не существующих. Работник не заключает договор о работе на этой должности, не получает зарплаты за ее выполнение (в лучшем случае ему оплачивают эту работу из стимулирующих).

Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации внести изменения в Единый квалификационный справочник и профессиональные стандарты в сфере образования, утверждающие ряд новых должностей, их трудовых функций, таких как классный руководитель, лаборант, заведующий кабинетом и т.д.

***

Предлагая власти первоочередные меры по выходу из кризиса, МПРО «Учитель» одновременно обращается к педагогическому сообществу с призывом активно участвовать в нашей кампании. Только солидарными действиями в защиту своих трудовых прав мы сможем добиться справедливой оплаты нашего труда.

Роскошно живут врачи — всем срочно лечиться! Их средняя зарплата по России — 81 тысяча рублей, в Москве — 148 тысяч, в Московской области — 99 тысяч, в Санкт-Петербурге — 111 тысяч рублей. В Тверской области зарплата врача — 57 тысяч рублей. Она в 1,7 раза выше, чем в среднем по области. Но в ответ слышится: «бумагами завалили», «все гораздо хуже», «средняя температура по больнице», «я на полутора ставках».

В любых профессиях средняя зарплата по отчетности выше, чем в наших личных ощущениях. «Откуда такие деньги?» «Мы столько и не видим!» Почему так? Ответ: зарплата по Росстату и наша, личная — родственники, но двоюродные. У статистиков зарплата — начисленная, включая подоходный налог. Мы же ощущаем своей, настоящей только «чистую», ту, что дается нам на руки, без налогов.

И еще — у Росстата зарплата считается на одного человека, даже если у вас две ставки. Или вы совмещаете полторы. Или хоть сколько-нибудь. Если кособочитесь так каждый день за двоих, с двойной, полуторной нагрузкой. Это зарплата — за ненормальный способ жизни, когда вы — один, а по ставкам вас — полтора или два.

И еще. Это не совсем зарплата. Если вы получили грант или взяли договор подряда в своей же организации — вне всего, вне рамок рабочего дня, вне всяких норм. Скажем, разовый контракт на научную работу. И если вы пашете по выходным, по ночам в вашей несчастной квартире, заваленной книгами, и получили что-то по договору подряда, то эти деньги Росстат будет тоже считать зарплатой.

Вы всем должны, но лично вам — все меньше. Социальная ответственность за вас государства потихоньку сужается

Так что замыленный, живущий на пару ставок, подрабатывающий договорами подряда, вне всяких нормальных рамок рабочего времени — это вы, и вами можно гордиться. В столицах вы имеете великолепную зарплату. В регионах она в 2-3 раза ниже. Вы можете заниматься просвещением, лечением, наукой, да чем угодно, но в жизни это называется «белка в колесе».

Часто — это ободранная белка. Растут нормы нагрузки, вас достают отчетностью, она растет, как грибы. Вас ставят под видеокамеру в офисах, аудиториях, цехах. Вы всем должны, но лично вам — все меньше. Социальная ответственность за вас государства потихоньку сужается. Чтобы удержать все ту же денежную ценность месяца или года, вы должны работать — год от года все больше. Иногда удивляешься — все вокруг крутятся, как белки в колесе, до изнеможения, а экономика стоит. Кто же не работает? И почему стоит?

Учителя — сердце любой нации. Детям в школе — хорошо! Средняя зарплата школьных учителей по России — 41 тысяча рублей, в Москве — 98 тысяч, в Московской области — 57 тысяч, в Санкт-Петербурге — 57 тысяч рублей. В регионах — кратно меньше. Правильны ли такие разрывы? Нам всем нужно, чтобы ребенок знал математику и историю одинаково хорошо, где бы он ни жил. В Саратовской области зарплата учителей — 26 тысяч рублей, в Омской — 30 тысяч, в Ивановской — 25 тысяч. А ниже всего в Северной Осетии-Алании — 22 тысячи рублей. И ее еще нужно заработать. Одной ставки мало. «В провинции учитель английского языка получает до вычетов 15 тысяч рублей». Санкт-Петербург. «Это какие-то очень высокие цифры. Базовая зарплата школьного психолога — 15 тысяч рублей». Томск. «Ставка преподавателя в школе 11 с копейками, с классным руководством набегает 13, со стимулирующими чуть больше 20». Магнитогорск. «Я уже начала видеть своего ребенка реже, чем свой класс». Ну, конечно! Одной ставки не хватает.

В любых профессиях средняя зарплата по отчетности выше, чем в наших личных ощущениях

Все эти статистические зарплаты — у взмыленных людей, берущих полторы, две ставки, бегающих по сверхурочным, по частникам. Ищущих работы «сверх», чтобы просто существовать. Загружаемых надзором, отчетами, ненужными работами. А жить когда? Дешевый человек, как белка в колесе, на котором основана наша экономика — от лукавого. И цифры его зарплат — лукавые. Мы — дешевы. Мы не можем заработать без того, чтобы не залезть в семейное время. А должны быть дорогими.

Человек, способный «нормально получать» и сам платить свою «социалку» (сейчас это делает работодатель), не работая на износ и не занимаясь выживанием все свое дневное время — это огромная ценность. Именно такой человек делает общество развитым. Тогда — лозунги! Мы — не рабы, рабы — не мы. Выше стоимость человека на единицу времени — в нормах, в нагрузке, в бюджетных расчетах! Знать правду о зарплате «нормально» работающего человека! Пусть не Исландия, не Швеция и не Германия, но хотя бы Чехия. Пустые слова? Нет, переворот в сознании и политике властей и общества. Люди в России всегда были дешевым товаром, должны стать — драгоценным.