Указ президента 907

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:

внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;

проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчет нормативов осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ;

разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:

увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;

утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;

увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:

увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей;

увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ

Про державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор

1. Внести зміни до таких указів Президента України:

1) на зміну статті 1 Указу Президента України від 18 серпня 2004 року N 919 ( 919/2004 ) «Про державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор» (зі змінами, внесеними Указами від 21 жовтня 2005 року N 1505 ( 1505/2005 ) та від 21 липня 2008 року N 642) ( 642/2008 ) затвердити Положення про державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор у новій редакції (додається);

2) у статті 2 Указу Президента України від 21 жовтня 2005 року N 1505 ( 1505/2005 ) «Про внесення змін до деяких указів Президента України» слова «та затвердженому цим Указом Положенні» виключити;

3) пункт 3 статті 1 Указу Президента України від 21 липня 2008 року N 642 ( 642/2008 ) «Про збільшення розміру та кількості стипендій Президента України для видатних спортсменів та їх тренерів» виключити.

2. Установити, що державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор, призначені в установленому порядку до набрання чинності цим Указом, у подальшому виплачуються у порядку та розмірах, передбачених Положенням, затвердженим цим Указом.

3. Цей Указ набирає чинності з дня його опублікування.

Президент України В.ЯНУКОВИЧ

м. Київ, 10 вересня 2011 року N 907/2011

ЗАТВЕРДЖЕНО Указом Президента України від 10 вересня 2011 року N 907/2011

ПОЛОЖЕННЯ про державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор

1. Державні стипендії чемпіонам і призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор (далі — державні стипендії) можуть бути призначені чемпіонам та призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор, які виступали у складі національних збірних команд України або колишнього Союзу РСР та за станом здоров’я не можуть брати участь у змаганнях найвищого світового рівня з відповідних видів спорту.

2. Державні стипендії призначаються громадянам України, які постійно проживають в Україні та не брали участі в офіційних міжнародних спортивних змаганнях за інші держави.

{ Пункт 2 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 353/2017 ( 353/2017 ) від 07.11.2017 }

3. Державні стипендії призначаються:

чемпіонам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор у розмірі чотирьох прожиткових мінімумів для працездатних осіб кожна;

призерам Олімпійських, Паралімпійських та Дефлімпійських ігор, які посіли друге або третє місце на таких іграх, — у розмірі відповідно трьох з половиною та трьох прожиткових мінімумів для працездатних осіб кожна.

4. Державні стипендії призначаються Президентом України за поданням Міністерства молоді та спорту України.

Державні стипендії призначаються довічно.

Пропозиції щодо кандидатів на призначення державних стипендій попередньо розглядаються комісією з державних стипендій (далі — комісія), яка утворюється Міністерством молоді та спорту України.

Порядок проведення добору кандидатів на призначення державних стипендій ( z1579-13 ) затверджується Міністерством молоді та спорту України.

{ Пункт 4 в редакції Указу Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

5. Пропозиції щодо кандидатів на призначення державних стипендій вносять до комісії національні федерації з видів спорту.

Перелік документів, необхідних для внесення особи як кандидата на призначення державної стипендії, визначається Міністерством молоді та спорту України. { Абзац другий пункту 5 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

6. Добір кандидатів на призначення державних стипендій здійснюється комісією з урахуванням таких критеріїв:

безпосередня участь у навчально-тренувальному процесі, зокрема робота у дитячо-юнацьких спортивних закладах незалежно від підпорядкування та форми власності, у спеціалізованих навчальних закладах спортивного профілю та підготовці спортсменів для національних збірних команд з олімпійських, паралімпійських, дефлімпійських видів спорту;

безпосередня участь у громадській діяльності щодо розвитку фізичної культури та спорту.

За результатами добору комісія вносить пропозиції щодо кандидатур на призначення державних стипендій Міністерству молоді та спорту України щороку до 15 вересня. { Абзац четвертий пункту 6 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

7. Особі може бути призначено відповідно до цього Положення лише одну державну стипендію.

Державна стипендія виплачується щомісяця, незалежно від розміру одержуваної стипендіатом заробітної плати чи пенсії.

Виплата державних стипендій здійснюється Міністерством молоді та спорту України. { Абзац третій пункту 7 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

8. У разі від’їзду стипендіата на роботу за кордон чи з інших причин (за винятком відрядження його Міністерством молоді та спорту України) на строк понад два місяці виплата державної стипендії припиняється до повернення його в Україну та відновлюється указом Президента України за клопотанням Міністерства молоді та спорту України.

Подання про припинення виплати державної стипендії або її відновлення вноситься Міністерству молоді та спорту України національною спортивною федерацією з виду спорту, Національним комітетом спорту інвалідів України або спортивною федерацією осіб з інвалідністю, що подавали пропозиції про призначення державної стипендії відповідному стипендіату. { Пункт 8 доповнено абзацом згідно з Указом Президента N 353/2017 ( 353/2017 ) від 07.11.2017; із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 4/2019 ( 4/2019 ) від 09.01.2019 }

{ Пункт 8 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

9. Стипендіат може бути позбавлений державної стипендії Президентом України за поданням Міністерства молоді та спорту України у випадках: { Абзац перший пункту 9 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 377/2013 ( 377/2013 ) від 12.07.2013 }

засудження його за умисний злочин;

дискваліфікації Міжнародним олімпійським комітетом, Міжнародним паралімпійським комітетом, іншою міжнародною спортивною організацією або національною спортивною федерацією з виду спорту;

порушення вимог антидопінгового законодавства; { Пункт 9 доповнено новим абзацом згідно з Указом Президента N 353/2017 ( 353/2017 ) від 07.11.2017 }

участі в офіційних міжнародних спортивних змаганнях за інші держави; { Пункт 9 доповнено новим абзацом згідно з Указом Президента N 353/2017 ( 353/2017 ) від 07.11.2017 }

припинення безпосередньої участі в навчально-тренувальному процесі або діяльності щодо розвитку громадського фізкультурно-спортивного руху, підготовці спортсменів для національних збірних команд з олімпійських, паралімпійських, дефлімпійських видів спорту, крім осіб, які досягли пенсійного віку. { Абзац шостий пункту 9 із змінами, внесеними згідно з Указом Президента N 353/2017 ( 353/2017 ) від 07.11.2017 }

10. У разі смерті стипендіата Міністерство молоді та спорту України за поданням національної спортивної федерації з виду спорту, Національного комітету спорту інвалідів України або спортивної федерації осіб з інвалідністю, що подавали пропозицію про призначення державної стипендії відповідному стипендіату, здійснює виплату державної стипендії у розмірі 50 відсотків його неповнолітнім дітям до досягнення ними 18-річного віку.

Глава Адміністрації Президента України С.ЛЬОВОЧКІН

В целях реализации государственной политики в области образования и науки принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В части увеличения к 2018 году объёмов финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» предусмотрен общий объём бюджетных ассигнований на 2017 год в размере 11 577 972,1 тыс. рублей, на 2018 год – 11 577 972,1 тыс. рублей и на 2019 год – 10 352 516,9 тыс. рублей.

Наряду с Российским фондом фундаментальных исследований основным системообразующим научным фондом, осуществляющим поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, является Российский научный фонд.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрен имущественный взнос Российской Федерации в Российский научный фонд на 2017 год в размере 5 175 535,6 тыс. рублей, на 2018 год – 7 821 169,4 тыс. рублей и на 2019 год – 13 525 082,5 тыс. рублей.

Таким образом, общий объём средств для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда из средств федерального бюджета и внебюджетных источников планируется в 2017 году в размере 29,3 млрд рублей.

В докладе отмечено, что, по данным Минобрнауки России, значение показателя доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2015 году составило 1,13% валового внутреннего продукта. При этом доля внутренних затрат, проводимых за счёт бюджетных средств, в общем объёме внутренних затрат составила 68%, а внебюджетных источников – 32%.

В 2014 году значение указанного показателя составляло 1,09%.

Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на научные исследования увеличилась с 9,0% в 2013 году до 9,6% в 2015 году. Положительная динамика была достигнута благодаря мерам по повышению конкурентоспособности российских университетов, что способствовало увеличению до 41% доли внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки, осуществляемые образовательными организациями высшего образования.

В целях увеличения внутренних затрат на исследования и разработки за счёт приоритетного увеличения внебюджетного финансирования Правительством Российской Федерации продолжается работа по реализации ряда мер.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года №582 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, должны включать в них показатель объёма внутренних затрат на исследования и разработки.

Важным источником увеличения внебюджетной составляющей финансирования внутренних затрат на исследования и разработки является реализация компаниями с государственным участием программ инновационного развития.

Удалось преодолеть спад публикационной активности. По сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов базы данных Web of Science, доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах составила в 2013 году 2,08%, в 2014 году – 2,1% и в 2015 году – 2,31%. В абсолютных значениях число российских публикаций составило в 2013 году 29 030 единиц, в 2014 году – 30 126 единиц и в 2015 году – 33 942 единицы.

С целью повышения публикационной активности российских исследователей и увеличения доли публикаций российских авторов в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44%, Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры.

Показатель публикационной активности используется в ходе мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

Установлены требования к минимальному количеству публикаций в Web of Science при формировании перечня проектов государственного задания в части научной деятельности научным и образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы определена ответственность каждого основного участника программы за достижение установленного общего значения показателя.

Ассоциацией научных редакторов и издателей ведётся подготовка справочных пособий, словарей, методических рекомендаций и других материалов, а также разработка программ развития редакционно-издательской сферы в Российской Федерации.

Реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование публикационной активности российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных.

Предусмотрены мероприятия, в том числе продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных, организационная и финансовая поддержка со стороны учредителей научных журналов, предоставление научным и образовательным организациям в рамках централизованной (национальной) подписки доступа к зарубежным информационным ресурсам, включение показателей публикационной активности в конкурсную документацию на проведение конкурсов Российским фондом фундаментальных исследований.

В рамках реализации мероприятий по переходу к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования». Минобрнауки России утверждена методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки) (приказ от 30 октября 2015 года №1272). Федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, проведена работа по приведению нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им организаций, в соответствие с указанной методикой.

Минобрнауки России утверждены перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки; итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования; отраслевые корректирующие коэффициенты (приказ от 20 июля 2016 года №884) и территориальные корректирующие коэффициенты (от 25 июля 2016 года №АП-74/18вн).

Кроме того, реализуется план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки. В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования».

Утверждён План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 года №2006-р).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Утверждены правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».

Изменениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №287, ведущим университетам предоставлена возможность учитывать в показателях результативности достижения целей также и отраслевые (предметные) рейтинги.

В 2013 году проведён первый открытый конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации, по результатам которого отобраны 15 вузов-победителей, им выделены субсидии на реализацию программ повышения конкурентоспособности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №1500-р).

Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов в 2016 году выделено 11,1 млрд рублей, в 2017 году – 10,63 млрд рублей, планируется выделить в 2018 году 10,26 млрд рублей, в 2019 году – 10,05 млрд рублей.

В 2015 году Минобрнауки России проведён второй конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Победителями конкурсного отбора стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Таким образом, перечень ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включает 21 организацию, которым в 2016 и 2017 годах были распределены субсидии из федерального бюджета (распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2016 года №960-р и от 17 февраля 2017 года №281-р).

В общем рейтинге QS World University Rankings за 2016/2017 год (916 университетов) среди ведущих университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: Новосибирский госуниверситет – 291-е место (годом ранее – 317-е), Московский физико-технический институт – 350-е место (годом ранее – 431-е), Национальный исследовательский Томский государственный университет – 377-е место (годом ранее – 481-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 400-е место (годом ранее – 481-е), а также Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого и другие.

В 2017 году университеты, получающие государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, суммарно 64 раза вошли в предметные рейтинги QS, что более чем в 2 раза превышает показатель 2016 года (31 раз).

В 2017 году в топ-100 предметных рейтингов QS вошли 5 ведущих университетов, получающих государственную поддержку: Московский физико-технический институт (государственный университет), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

В 2016 году в общий список рейтинга The Times Higher Education World University Rankings (THE) вошли 16 ведущих университетов, получающих государственную поддержку (в 2014 году – 1 университет, в 2015 году – 9). Лидером среди указанных вузов является Московский физико-технический институт (государственный университет) – позиция 301–350.

Реализована программа повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводится мониторинг деятельности государственных образовательных организаций высшего образования, по итогам которого некоторые образовательные организации реорганизованы либо их деятельность оптимизируется в рамках специально разработанных программ.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 3 июля 2016 года №312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации”», направленный на совершенствование порядка и условий назначения стипендий, а также механизма финансового обеспечения расходов на их выплату.

Федеральный закон устранил существовавшую правовую неопределённость и обеспечил адресный характер назначения государственной социальной стипендии, уточнив категорию получателей указанных выплат. Так, правом на получение государственной социальной стипендии наделяются студенты, которым назначена государственная социальная помощь (ранее – студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи).

Также предусмотрена возможность оказания материальной поддержки всем нуждающимся обучающимся, в том числе аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам и слушателям (ранее – только нуждающимся студентам).

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №312-ФЗ утверждены Правила формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года №1390).

Утверждённые нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета проиндексированы с учётом уровня инфляции. Размеры нормативов увеличены на уровень индексации стипендиального фонда, утверждённый в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период (5% – с 1 сентября 2014 года и 5,5% – с 1 сентября 2015 года).

В составе стипендиального фонда предусмотрены повышенные стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов очной формы обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».

Утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №2506-р).

Определены основные направления и утверждён план реализации указанной концепции. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебного предмета «Математика».

Во всех субъектах Федерации приняты региональные планы по реализации концепции, в которых предусмотрены мероприятия по работе с детьми, имеющими высокую мотивацию и проявляющими выдающиеся математические способности.

Федеральным институтом развития образования проводится мониторинг реализации концепции в субъектах Федерации.

Средства на реализацию концепции предусмотрены в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, распределение которой утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №516-р.

В целях актуализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи (от 26 мая 2012 года №2405п-П8), утверждён комплекс мер на 2015–2020 годы (от 27 мая 2015 года №3274п-П8). Актуализированный комплекс мер одобрен Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России (протокол №7 от 16 марта 2015 года).

Указанный комплекс мер направлен на продолжение работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, начатой в 2012 году. Вместе с тем актуализированным комплексом мер предусмотрено расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, а также одарённых детей и талантливой молодёжи. Предусмотрено создание региональных центров по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

В целях обеспечения правовой основы функционирования системы выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.

На конец 2016 года в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, включены сведения о 10,9 тыс. одарённых детей и молодёжи.

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждены 5 тыс. грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований, в размере 20 тыс. рублей ежемесячно в течение установленного срока обучения. Правительством Российской Федерации утверждено положение о предоставлении и выплате указанных грантов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В результате выполнения мероприятий по её реализации планируется достичь к 2020 году установленного значения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75%). По оценке Минобрнауки России, в 2015 году он составил 68% (в 2014 году – 64%).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы. Планом предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в законодательство Российской Федерации.

В рамках реализации плана внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе введён новый подраздел «Дополнительное образование детей». Введение указанного подраздела позволит обеспечить объективную оценку начиная с 2017 года планирования субъектами Российской Федерации средств непосредственно на предоставление услуг дополнительного образования.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации”», направленный на обеспечение организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Указанный Федеральный закон закрепляет равные условия доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований организаций разных форм собственности.

С учётом предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы направлений развития с 2016 года началась реализации проекта по созданию в субъектах Федерации технопарков, обеспечивающих детей в возрасте от 5 до 18 лет возможностью осваивать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. На софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 и 2017 годах направлено по 925 млн рублей.

Для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов приказом Минтруда России утверждён профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 определён перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, в том числе сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, что позволит упорядочить работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению информации. Утверждены показатели мониторинга системы образования и методика их расчёта.

В целях решения задачи достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в рамках мероприятий по модернизации системы дошкольного образования начиная с 2013 года выделялись субсидии из федерального бюджета в размере 130 млрд рублей, в том числе по 50 млрд рублей в 2013 и 2014 годах и 30 млрд рублей в 2015 году. Объём средств региональных бюджетов, направленных на указанные цели, составил 82,2 млрд рублей.

По результатам мониторинга Минобрнауки России, по состоянию на 1 марта 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет составил 98,78%. В 64 субъектах Федерации показатель доступности для детей указанной возрастной категории составил около 100%, в 10 субъектах Федерации – более 99%, в 4 субъектах Федерации – от 95 до 99%, в 7 субъектах Федерации – менее 95%.

В ходе реализации региональных поэтапных программ («дорожных карт») по ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные организации в 2013–2015 годах создано более 1,135 млн мест. По данным субъектов Российской Федерации, в 2016 году в рамках мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования создано ещё 22,7 тыс. мест в дошкольных образовательных организациях.

Во всех субъектах Федерации реализуются региональные планы мероприятий («дорожные карты»), предусматривающие на период до 2020 года меры по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до трёх лет.

Обеспечение доступности дошкольного образования осуществляется в том числе за счёт поддержки негосударственного сектора. В частном секторе в сфере дошкольного образования в 2013–2015 годах создано более 45,7 тыс. мест, из них в 2013 году создано более 14,1 тыс. мест, в 2014 году – более 17,7 тыс. мест, в 2015 году – более 13,9 тыс. мест.

С 1 апреля 2014 года на всей территории страны заработала электронная система по учёту детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.

Продолжается работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, предусматривающая расширение форм оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования и содействие привлечению в эту сферу частного бизнеса.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий из бюджетов субъектов Федерации в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций.

В новой редакции санитарных правил установлены облегчённые требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.

Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего общего образования, а также для дошкольного образования.

Переход образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования осуществляется в плановом режиме и будет завершён к 2017/2018 учебному году.

Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 года, регистрационный №41020) внесены изменения в части:

выделения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область (перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 года №Пр-1310);

создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в части введения специальных требований к результатам обучения (перечень поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №Пр-1435);

изменения требований к структуре рабочей программы учебных предметов в целях сокращения объёма нагрузки на педагогических работников, повышения качества образования путём оптимизации деятельности педагогов и сокращения обязательной документации.

Реализуются мероприятия, направленные на достижение целевого показателя доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.

Целевой показатель, определяющий достижение установленного значения охвата населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, к общей численности занятого в экономике населения в возрасте 25–65 лет в 2015 году, по данным Росстата, составил 49,9%. В соответствии с Федеральным планом статистических работ соответствующие обследования проходят с регулярностью один раз в три-четыре года.

Продолжается работа по обеспечению доступности зданий профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, в 2016 году лица с ограниченными возможностями здоровья обучались в 42 670 зданиях, из которых 20 341 здание является местом предоставления образовательных услуг и местом для временного проживания обучающихся.

Полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования и временного проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья 10 952 таких здания (53,8% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся).

Увеличилось число полностью приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья зданий (в 2014 году – 3787 зданий, в 2015 году – 4062 здания, в 2016 году – 4366 зданий) и составило 21,5% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся.

С 2012 года проводятся мероприятия по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Свыше 82% опрошенных педагогических работников данной категории прошли повышение квалификации по вопросам работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Около 54% опрошенных педагогических работников данной категории отметили, что в организациях, в которых они работают, применяются различные меры морального стимулирования и повышения их социального статуса.

В 2015 году в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения включён критерий «создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)» (приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2015 года №362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями»).

Данный критерий применяется конкурсными комиссиями в субъектах Российской Федерации с 2015 года.

В целях обеспечения прозрачности осуществления профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки России обеспечено функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программам. Результаты мониторинга представлены в открытом доступе по адресу http://accredpoa.ru и содержат реестры аккредитованных образовательных программ, аккредитующих и экспертных организаций, аттестованных экспертов в этой области. По состоянию на март 2017 года на сайте размещена информация о более чем 1400 образовательных программах с действующей аккредитацией.

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание о действиях по реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить первоочередные меры по выполнению указа Президента, который был принят 7 мая текущего года и который определяет основные цели развития страны и, соответственно, задачи работы Правительства на перспективу.

Вы все, естественно, текст указа хорошо знаете, понимаете, что речь идёт о ключевых для развития нашей страны направлениях. В экономике это стабильное развитие с низкой инфляцией, умеренной безработицей, дальнейшим ростом доли несырьевого сектора, внедрением максимального количества инноваций, выпуском высококонкурентных товаров, освоением новых рынков.

Но главное, что вытекает из указа, – это дальнейшее повышение уровня жизни граждан нашей страны, рост продолжительности жизни, в том числе жизни активной, а стало быть, это хорошая медицина, комфортная среда, чистая экология и, безусловно, стабильные доходы.

Задачи, которые предстоит решать Правительству (я об этом говорил, выступая в Государственной Думе), беспрецедентны и по сложности, и по масштабу. И требуют от всех нас таких же серьёзных усилий, продуманных, аккуратных и взвешенных решений. Потребуют они и большой законотворческой работы.

Участники совещания

  • PDF

    Список участников совещания о дейсивиях по реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 10 мая 2018 года

Кроме того, мы, естественно, не знаем, какова будет международная ситуация, как она будет развиваться, с какими новыми вызовами или ограничениями мы, вполне вероятно, столкнёмся, но в любом случае эти риски мы должны учитывать.

Как я и говорил, выступая в Государственной Думе, Правительство будет работать в открытом режиме. Экспертное сообщество, объединения предпринимателей, представители регионов, гражданское общество – все должны плотно подключиться к подготовке наиболее эффективных решений. И конечно, мы будем действовать в тесном контакте с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента – в общем, всеми, кто принимает участие в законотворческом процессе.

База для дальнейшего движения у нас есть, мы её создавали все предыдущие годы. Адаптировали экономику к внешним шокам, старались преодолевать внутренние структурные ограничения в экономике. Мы приспособились и к сильным колебаниям мировых цен на энергоносители. Добились восстановления общей позитивной динамики, в некоторых секторах – и заметного роста.

Многие из присутствующих участвовали в подготовке антикризисных мер, в разработке оптимальных механизмов поддержки регионов, основных отраслей промышленности, сельского хозяйства. И то, что наша страна с минимальными потерями прошла этот сложнейший период, это результат такой совместной деятельности.

Но сейчас задача сложнее. Экономика в соответствии с указом должна войти в пятёрку крупнейших экономик мира, причём вопреки всем сдерживающим факторам. А стало быть, необходимо решительное продвижение вперёд, более активный поиск новых возможностей, новых точек роста и новых партнёров.

Времени немного, сроки достаточно жёсткие. Два ключевых документа – Основные направления деятельности Правительства и Прогноз социально-экономического развития – должны быть утверждены до 1 октября текущего года, но, выступая в Государственной Думе, я сказал, что это максимальный срок. На самом деле работать нужно начинать прямо сейчас. И целый ряд документов может появиться раньше, и даже лучше, если появится раньше.

По поводу ресурсов. Для реализации указа деньги, естественно, должны быть найдены. Мы будем расходовать их на наиболее значимые программы с максимальным результатом. И конечно, Министерство финансов, как и раньше, будет внимательно следить за эффективностью расходов.

Определённые коррективы нужно будет внести и в бюджетный процесс, причём в достаточно сжатые сроки. Мы, коллеги, с вами это обсуждали.

Предстоит разработать или скорректировать национальные проекты по 12 приоритетным направлениям. По некоторым из них, как вы знаете, работа уже идёт. Например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по международной кооперации, экспорту. Под них выделены деньги. Всё это нужно учитывать в бюджетном планировании. Но часть проектов подлежит переформатированию, или в них должны быть иначе распределены приоритеты, акценты.