Указ президента о коррупции

Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»

Мероприятия, предусмотренные Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;

повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Для решения поставленных задач Национальный план предусматривает конкретные направления деятельности для Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда РФ, Счетной палаты РФ, Банка России и прочее.

В частности, Правительству РФ необходимо в числе прочего:

до 1 ноября 2018 г. внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих:

распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

до 1 февраля 2019 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением;

до 1 марта 2019 г. разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания;

подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов;

рассмотреть вопросы и подготовить предложения, в частности, о целесообразности:

установления требования, направленного на недопущение возникновения конфликта интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);

установления обязанности участника закупки представлять заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и обязанности заказчика проверять соответствие участников закупки такому требованию при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн. рублей и 5 млн. рублей;

установления запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах;

установления обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

установления административной ответственности:

юридического лица, его должностных лиц — за осуществление закупки с нарушением требований, предусмотренных пунктами 7.1 и 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

юридического лица — за предоставление заведомо ложных сведений о непривлечении его в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, Правительством РФ должен быть разработан механизм, позволяющий государственным и муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также рассмотрены вопросы о совершенствовании порядка привлечения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, к административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции независимо от места совершения коррупционного правонарушения.

УДК 341

Сергей Вячеславович Иванцов

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России, г Москва. E-mail: isv1970@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В статье проведен анализ международных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность присоединившихся к ним государств, направленную на предупреждение коррупции и борьбу с различными ее проявлениями. Материал настоящей статьи основан на изучении таких международно-правовых документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Особое внимание уделено сравнению международных и российских нормативных правовых актов, регламентирующих противодействие коррупционным преступлениям и иным проявлениям коррупции. Статья раскрывает содержание и объем понятия коррупции, закрепленного в международном и национальном праве, а также содержит рассмотрение существующего в них арсенала правовых средств, ориентированных на установление и реализацию уголовной и иной юридической ответственности за совершение коррупционных преступлений и других правонарушений. В работе использованы документы и материалы по проблемам международного публичного и уголовного права, а также криминологии. Автор обращается к позициям разных ученых, выделяет и анализирует дискуссионные вопросы темы, выражает и обосновывает собственную позицию по ним. При этом особое внимание уделено различиям в существующих теоретических подходах к определению сущности и особенностей феномена коррупции и формирования системы правовых, организационных и иных мер по противодействию коррупции.

Ключевые слова: феномен коррупции, международные нормативные правовые акты, противодействие коррупционным преступлениям, международное и национальное право, коррумпированность властных структур, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

Общеизвестно, что коррупция представляет собой негативное социально-правовое явление, деструктивно влияющее на состояние всех элементов национальной безопасности каждого государства. Великий мыслитель Н. Макиавелли рассматривал коррупцию как свидетельство общего заболевания государства, которое оказывает на него деструктивное воздействие. Коррупция оказывает разрушительное воздействие на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования общественных отношений. В первую очередь это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных и муниципальных чиновников меняет свою направленность со службы на благо государству и обществу на незаконное получение личных благ, как правило, имеющих имущественный характер. Это неизбежно обусловливает снижение эффективности правовой системы, нарушает нормальное функционирование государства, регионов и муниципальных образований. Как отмечал Томас Гоббс, «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удается

избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции».

Коррумпированность властных структур — фактор, затрудняющий реализацию основных прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод .

Россия, как и многие другие государства, выражает серьезную обеспокоенность ростом масштабов коррупции и ее негативного влияния на развитие экономики на национальном и мировом уровнях подчеркивают необходимость расширения международного сотрудничества в сфере противодействия коррупционным преступлениям, что требует формирования правовой основы, полностью соответствующей современным условиям . И этому есть причины. Несмотря на предпринимаемые меры минимизировать коррупционную деятельность государству не удается. Независимые исследования это подтверждают. Так, международная организация Transparency International в своем ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index) определила в 2013 г. России 127-е место в рейтинге (из 177 стран и территорий).

Отметим, что мировое сообщество уделяет большое внимание формированию международно-правовой основы противодействия коррупции. Так, за последние двадцать лет в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) были приняты: Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях ; Международный кодекс поведения государственных должностных лиц ; Конвенция против транснациональной организованной преступности ; Конвенция против коррупции и др.

Эти и иные международные нормативные правовые акты призваны обеспечить создание единой правовой основы в сфере противодействия коррупции, в том числе по сотрудничеству правоохранительных органов разных государств.

В Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, в частности, говорится о необходимости принимать в каждом государстве — члене ООН эффективные и конкретные меры по борьбе со всеми формами коррупции в международных коммерческих операциях, в том числе обеспечивать эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в таких операциях, развивать соответствующее национальное уголовное и иное законодательство, содействовать достижению целей данной Декларации. В рассматриваемой Декларации содержатся указания и на принятие государствами таких обязательств, как разработка или применение стандартов и методов учета, повышающих транспарентность международных коммерческих операций; разработка или поощрение разработки в соответствующих случаях кодексов поведения в области предпринимательской деятельности; изучение возможности признания незаконного обогащения государственных должностных лиц или избранных представителей уголовно наказуемым деянием; сотрудничество и оказание друг другу максимально возможной помощи в отношении уголовных расследований и других процессуальных действий в связи с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц содержит определение государственной должности и приводит основные

требования к поведению лиц, ее занимающих, в том числе выполнять свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами или административными положениями и со всей добросовестностью; как можно более эффективно и умело распоряжаться государственными ресурсами и нести за это ответственность; быть внимательными, справедливыми и беспристрастными при выполнении своих функций; не злоупотреблять предоставленными им полномочиями и властью. Международный кодекс также содержит положения, касающиеся коллизии интересов и отказа от прав, сообщения сведений об активах, принятия подарков и иных знаков внимания, хранения в тайне конфиденциальных сведений, участия в политике.

«Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности» рассматривает коррупцию как транснациональное явление. В статье 8 приведен перечень коррупционных деяний, которые государства-участники должны признать уголовно наказуемыми в случае их умышленного совершения. Одновременно в статье 8 Конвенции подчеркивается, что государства-участники могут рассматривать возможность признать уголовно наказуемыми другие формы коррупции. Также указано, что государствам-участникам следует предпринять меры, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого участие в качестве сообщника в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конвенции, а равно совершение данных деяний каким-либо иностранным публичным должностным лицом или международным гражданским служащим.

Констатируя эти положения, авторы справочного документа по организованной транснациональной преступности отмечают, что коррупция направлена на создание условий, благоприятствующих безнаказанности криминальных организаций при реализации ими своих операций. Коррупция может использоваться для нейтрализации как отдельных лиц, так и целых учреждений и иметь самые пагубные последствия для сферы политики и социальной структуры общества. При этом коррупция государственных должностных лиц всегда является одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия .

Российская Федерация, будучи участником Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, в своем уголовном законодательстве предусматривает ответственность за указанные выше и другие коррупционные преступления. При этом соответствующие положения Уголовного кодекса Российской Федерации весьма активно изменяются и дополняются с учетом реализации уголовной политики государства в сфере противодействия коррупции. Так, глава 30 УК РФ была дополнена статьей 2911 об ответственности за посредничество во взяточничестве, обещание или предложение такого посредничества. Было изменено понятие должностного лица, установлена градация размера предмета взятки и исчисления суммы штрафа как наказания в сумме, кратной величине взятки . Соответствующие законодательные изменения и дополнения стали предметом научной дискуссии и даже резкой критики со стороны отдельных ученых .

В статье 9 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности указываются и такие меры противодействия коррупции, как

всестороннее содействие добросовестности, предупреждению и выявлению коррупции среди публичных должностных лиц и наказанию за нее, в том числе путем предоставления государственным органам достаточной независимости для воспрепятствования неправомерному влиянию на их действия. В рассматриваемой Конвенции также обращено внимание государств-участников на целесообразность решения вопроса об установлении уголовной ответственности юридических лиц с учетом существующих в таких государствах правовых принципов и без нанесения ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших соответствующие преступления.

Отметим, что в российском уголовном праве юридические лица традиционно не рассматриваются в качестве возможного субъекта преступления. Вместе с тем этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным, причем сторонники ужесточения уголовной ответственности юридических лиц в качестве основного аргумента в пользу своей позиции обычно указывают, что величина ущерба, причиняемого преступной деятельностью организаций, весьма велика и несоразмерна ответственности, которую они несут . Однако, как отмечают Е.В. Краснопеева и А.М. Лазарев, такой подход противоречит одному из основных принципов в уголовном праве — принципу вины (ст. 5 УК РФ) . То есть в данном случае можно говорить о том, что установление уголовной ответственности юридических лиц в России противоречит ее правовым принципам. Однако это вовсе не является проблемой и не противоречит статье 9 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, поскольку вполне может быть компенсирована установлением и реализацией мер администра-тивной и гражданско-правовой ответственности.

В преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31 декабря 2013 г. в частности, говорится о том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, затрагивающее общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Также подчеркивается, что предупреждение и искоренение коррупции является обязанностью всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин.

В рассматриваемой Конвенции обозначены ее цели и сфера применения, раскрываются используемые в ней термины, относительно подробно регламентируются меры по предупреждению коррупции.

Согласно ст. 15 Конвенции ООН, против коррупции каждое государство должно принимать такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие умышленные деяния:

— обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

— вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для само-

го должностного лица или иного физического или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Как видим, данные положения сходны с теми, которые приводятся в статье 8 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. В статье 16-й данной Конвенции предусматриваются положения, ориентированные на противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, а в статье 21-й — на противодействие подкупу лица, руководящего работой организации частного сектора или работающего в любом качестве в такой организации. Также указывается, что действие положений Конвенции должно иметь свое распространение и на служащих национальных и иностранных государственных, негосударственных секторов, а равно международных организаций.

Отметим и то, что Россия, ратифицировав в 2006 г. Конвенцию ООН о противодействии коррупции, отказалась от имплементации в свою систему права, а именно в национальное уголовное законодательство, положений статьи 20-й Конвенции о признании уголовно наказуемым незаконного обогащения, поскольку это вошло бы в противоречие с конституционным принципом презумпции невиновности .

Для международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции большое значение имеют положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) , где в главе II «Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне» содержатся указания на необходимость криминализации «приготовления и дачи взятки либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга» (ст. 2) и «иные формы умышленного «испрашива-ния» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или общения такого преимущества» (ст. 3).

Наряду с более широким по сравнению с российским правом перечнем возможных субъектов коррупционных правонарушений, а равно выходящим за пределы дачи и получения взятки пониманием «продажности» и «подкупа», в Страсбургской Конвенции не исключается установление уголовной ответственности юридических лиц за совершаемые коррупционные преступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» коррупция определяется как продажность и подкуп публичных должностных лиц наряду с ненадлежащим исполнением обязанностей или поведением получателя взятки, предоставление ненадлежащих выгод или их обещание.

Анализ приведенных выше нормативных правовых актов позволяет утверждать, что международное сообщество трактует понятие коррупции достаточно широко, относя к соответствующему явлению продажность и подкуп должностных лиц государственного и частного сектора, при этом подчеркивается, что она выходит за рамки отношений, возникающих в ходе подкупа. То есть коррупция может включать в себя не только взяточничество и иные проявления подкупа, но и должностные хищения, а равно иные формы неправомерного использования своих полномочий, статуса и вытекающих из него возможностей в целях извлечения для себя и других лиц различного рода выгод, льгот, преимуществ .

При этом международные нормативные правовые акты подходят к вопросу определения коррупции дифференцированно, что во многом объясняется спецификой предмета их регулирования. Например, в комментариях к статье 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка указано, что «понятие коррупции должно определяться национальным правом». Впрочем, в Кодексе приводится и примерное определение коррупции: «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействия в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме, в интересах дающего такое вознаграждение как с нарушением должностных интересов, так и без их нарушения».

Учитывая особенности правового статуса должностных лиц, регламентацию деятельности которых затрагивает этот Кодекс, можно признать правильным существующий в нем подход, ограничивающий понимание коррупции продажностью, поскольку иные формы коррупционного поведения должностным лицам правоохранительных органов, как правило, не свойственны. Однако необходимо учитывать, что в реальной действительности существует великое множество форм коррупции, выходящих за рамки указанного в Кодексе определения.

В заключение отметим, что международные нормативные правовые акты не содержат точного и исчерпывающего определения коррупции, а равно мер по противодействию таковой. В данных документах преимущественно приводится перечень коррупционных правонарушений, часть из которых подлежат криминализации, то есть в них находит свое определение не содержание, а объем соответствующего понятия, а меры противодействия в основном сводятся именно к установлению уголовной или иной ответственности за те или иные деяния. То есть существующая международно-правовая основа противодействия коррупции находится лишь в стадии становления и неизбежно продолжит свое развитие, направленное на повышение эффективности международного сотрудничества в данной сфере. Также отметим, что при совершенствовании российского законодательства целесообразно не прибегать к полному заимствованию соответствующих положений международных нормативных правовых актов, а учитывать уже существующие нормы национальных законов, прежде всего устоявшиеся в нашем государстве принципы правового регулирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3. Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. 287 с.

5. Краснопеева Е.В. Взяточничество: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 239 с.

6. Основы борьбы с организованной преступностью / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М. : Инфра-М, 1996. 400 с.

правоведения при Правительстве Рос. Федерации : Юриспруденция, 2012. 288 с.

9. Шафорост В.А. Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве : авто-реф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 29 с.

10. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Рос. газ. 2011. 6 мая.

11. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г.).

12. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.).

14. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS № 173 // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

15. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.

16. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.

17. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ovchinskiy V.S., Eminov V.E., Yablokov N.P (eds.) Osnovy bor’by s organizovannoy prestupnost’yu, Moscow, Infra-M, 1996, 400 p. (in Russ.).

INTERNATIONAL LEGAL BASIS OF COMBATING CORRUPTION

У К А З

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по противодействию коррупции

В целях создания системы противодействия коррупции в
Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих,
п о с т а н о в л я ю:
1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по
противодействию коррупции (далее — Совет).
Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
2. Установить, что:
а) основными задачами Совета являются:
подготовка предложений Президенту Российской Федерации,
касающихся выработки и реализации государственной политики в
области противодействия коррупции;
координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления муниципальных
образований по реализации государственной политики в области
противодействия коррупции;
контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных
Национальным планом противодействия коррупции;
б) Совет для решения возложенных на него основных задач:
запрашивает и получает в установленном порядке необходимые
материалы от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
приглашает на свои заседания представителей федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и общественных объединений.
3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных
началах.
Заседание Совета ведет председатель Совета.
Решения Совета оформляются протоколом.
Для реализации решений Совета могут издаваться указы,
распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.
4. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации
от 28.07.2012 г. N 1060)
5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета
президиум Совета при Президенте Российской Федерации по
противодействию коррупции.
В состав президиума Совета входят председатель президиума
Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума
Совета. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации
от 14.02.2014 г. N 80)
Председателем президиума Совета является Руководитель
Администрации Президента Российской Федерации.
6. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации
от 28.07.2012 г. N 1060)
7. Установить, что:
а) президиум Совета:
формирует повестку дня заседаний Совета;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;
создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из
числа членов Совета, а также из числа представителей иных
государственных органов, представителей общественных объединений и
организаций, экспертов, ученых и специалистов;
рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к
служебному (должностному) поведению лиц, замещающих:
государственные должности Российской Федерации, названные в
подпункте «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты
сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение
государственных должностей Российской Федерации, и лицами,
замещающими государственные должности Российской Федерации, и
соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности
федеральной государственной службы, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации; должности
руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и
аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы,
касающиеся урегулирования конфликта интересов; (Дополнен — Указ
Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. N 821)
по решению Президента Российской Федерации или Руководителя
Администрации Президента Российской Федерации рассматривает
вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному
(должностному) поведению лиц, замещающих любые должности,
осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность
представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также вопросы, касающиеся
урегулирования конфликта интересов; (Дополнен — Указ Президента
Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 309)
рассматривает заявления лиц, замещающих должность атамана
войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр
казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по
объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей; (Дополнен — Указ Президента Российской
Федерации от 09.10.2017 г. N 472)
б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума
Совета либо заместитель председателя президиума Совета; (В редакции
Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2014 г. N 80)
в) для реализации решений президиума Совета могут даваться
поручения Президента Российской Федерации;
г) решения президиума Совета оформляются протоколами.
8. Установить, что председатель президиума Совета:
а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;
б) определяет направления деятельности созданных президиумом
Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их
руководителей;
в) организует обеспечение деятельности Совета, решает
организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для
осуществления информационно-аналитических и экспертных работ
представителей общественных объединений, научных и иных
организаций, а также ученых и специалистов;
г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий,
предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и
иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.
9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить
проект Национального плана противодействия коррупции.
10. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г.
N 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для
подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской
Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против
коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об
уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6,
ст. 731);
Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г.
N 1068 «О продлении срока деятельности межведомственной
рабочей группы для подготовки предложений по реализации в
законодательстве Российской Федерации положений Конвенции
Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября
2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности
за коррупцию от 27 января 1999 г.» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4210).
11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль
19 мая 2008 года
N 815
________________

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 мая 2008 г.
N 815

С О С Т А В
Совета при Президенте Российской Федерации
по противодействию коррупции

(Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации
от 28.07.2012 г. N 1060)

___________