УПД 35

Письмо ФНС России от 23.09.2016 № ЕД-4-15/17910 будет интересно продавцам товаров, которые также оказывают покупателям различные услуги. В нем налоговики рассказали, в каком случае можно одним УПД оформить и отгрузку товаров, и оказание сопутствующих услуг.

Форма универсального передаточного документа (УПД) была рекомендована к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры». Она представляет собой счет-фактуру с набором дополнительных реквизитов первичного учетного документа. Чтобы использовать УПД и как счет-фактуру, и как первичный документ, нужно, чтобы он соответствовал требованиям, предъявляемым к составлению этих документов.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется продавцом не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В комментируемом письме специалисты ФНС России отметили, что Налоговый кодекс не содержит требования о составлении отдельного счета-фактуры на каждый вид продукции или услуг. Минфин России неоднократно разъяснял, что в одном счете-фактуре по самостоятельным позициям можно одновременно указать как отгруженные товары, так и оказанные услуги в адрес одного покупателя, если соблюдаются установленные сроки выставления счетов-фактур (письма от 10.11.2015 № 03-07-09/64493, от 30.10.2009 № 03-07-09/51). Следовательно, если со дня отгрузки товаров и с момента оказания услуг прошло пять дней или менее, никаких препятствий к отражению отгрузки товаров и оказания сопутствующих услуг в части УПД, относящейся к счету-фактуре, нет.

Требования к первичным документам содержатся в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете). Так, каждый факт хозяйственной жизни (отгрузка товаров, оказание услуг и т.д.) должен быть оформлен первичным документом. Налоговики разъяснили, что в целях определения содержания факта хозяйственной жизни в форму УПД введено специальное поле для отражения информации об основании проведения операции (договор, доверенность и т.д.). Поэтому, для того чтобы в одном УПД отразить и отгрузку товаров, и оказание услуг, нужно, чтобы эти операции осуществлялись по одному договору. Но это не единственное условие. Согласно п. 3 ст. 9 Закона о бухучете первичный документ составляется в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Услуга, исходя из ее определения, данного в ст. 38 НК РФ, реализуется и потребляется в процессе ее оказания. Следовательно, для возможности оформления одним УПД фактов оказания услуг и отгрузки товаров необходимо, чтобы услуга к моменту отгрузки уже была оказана.

Итак, оформить отгрузку товаров и оказание услуг одним УПД можно, если:

  • с момента оказания услуг и отгрузки товаров прошло не более пяти дней;

  • реализация товаров и оказание услуг осуществляются по одному договору;

  • на момент отгрузки товаров услуги уже оказаны.

Универсальный передаточный документ (УПД) – это документ, подтверждающий факт свершения хозяйственной операции и объединяющий в себе счет-фактуру и первичный документ. Бланк документа и рекомендации к его заполнению приведены в письме Федеральной налоговой службы РФ от 21.10.2013 г. № ММВ-20-3/96. Использование УПД носит рекомендательный характер, поэтому субъекты хозяйственной деятельности могут, как и прежде, использовать отдельно счет-фактуру и товарную накладную, либо акт.

Универсальный передаточный документ содержит все реквизиты, которые есть в счете-фактуре. Кроме того, в нем есть строки и графы, в которых необходимо указать код товара, услуги по КВЭД или ОКУН, а также информацию о транспортировке и передаче груза и прочее. Налогоплательщик также имеет право вносить в форму иные показатели, необходимые для заполнения согласно осуществляемому им виду деятельности. Удаление обязательных реквизитов из документа строго воспрещается.

Существует два варианта возможного использования УПД. Первый из них заключается в том, что документ применяется в качестве замены счета-фактуры, а также накладной или акта. В этом случае он будет выполнять, в том числе, и функции документа для расчета по НДС. Такому документу, в специально отведенном в нем месте (в верхнем левом углу бланка), присваивается статус 1. Однако подавать такой документ в электронном виде пока нет возможности.

Второй вариант использования УПД состоит в замене им только накладной или акта. В таком случае с помощью такого документа признаются только расходы в налоговом учете. Для расчета по НДС необходимо заполнять обычный счет-фактуру. В таком варианте использования УПД присваивается статус 2. Передача такого документа в электронном виде возможна. Универсальный передаточный документ подписывается руководителем предприятия (организации), его главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем, а также лицами, ответственными за отгрузку (получение) товарно-материальных ценностей.