Управление землями сельскохозяйственного назначения
– выявления той части сельскохозяйственных земель, которые используются не по целевому назначению либо используются неэффективно, выбыли из оборота, переведены в другие категории земель, принудительно изъяты и т.п.
В результате такого учета из выявленных земель создается фонд перераспределения земель для последующего перераспределения между нуждающимися гражданами, фермерами, предпринимателями и т.п.
Функция планирования использования земель сельскохозяйственного назначения. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны включают в себя разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране, природно-сельскохозяйственное районирование земель.
Правительство РФ с участием Минсельхоза России, других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и реализует федеральные программы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями. К таким программам относится, в частности, Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (их администрации) разрабатывают и реализуют соответственно региональные и местные программы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ). В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Функция надзора, задачей которого является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства, охраны и эффективного использования земель гражданами, организациями независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, их руководителями и должностными лицами.
Государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Так, надзор за выполнением:
– требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками, порядка переуступки права пользования землей, использования земель по целевому назначению осуществляет Росреестр;
– мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнением требований по предотвращению порчи земель – Россельхознадзор;
– обязанностей по рекультивации земель, улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, – Росприроднадзор и Россельхознадзор.
Непосредственные надзорные функции на местах осуществляют государственные инспектора по использованию и охране земель, которые вправе:
– давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных нарушений (в частности, об использовании участка не по целевому назначению или способами, существенно снижающими его плодородие или ухудшающими экологическую обстановку);
– приостанавливать агротехнические и иные работы, если их продолжение может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим экологически опасным процессам, снижающим плодородие почв и нарушающим плодородный слой земли;
– составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административной ответственности;
– в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;
– выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении;
– направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, включая предложения по принудительному изъятию земельных участков;
– получать необходимую информацию от землевладельцев, землепользователей и собственников земли для осуществления надзорных функций.
Функция обеспечения правового режима использования сельскохозяйственных земель (охранительная) выражается в том, что государственные органы:
– принимают меры к обеспечению преемственности в использовании земель сельскохозяйственного назначения – реализуют на практике институт наследства земельных участков, гарантируют гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность – тем самым способствуют реализации правового режима земель сельскохозяйственного назначения;
– принимают меры к обеспечению устойчивого режима использования сельскохозяйственных земель. Изъятие земельных участков допустимо только по основаниям, перечисленным в законе, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке. В силу этого каждый собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь и арендатор обладает гарантией на перспективу использования земли и защиту своих прав на землю;
– контролируют законность и правильность перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, поскольку выдача актов на право собственности, землевладения, документов на землепользование и регистрация договоров на аренду земли являются исключительной прерогативой Росреестра и его территориальных органов;
– осуществляют защиту в органах по рассмотрению земельных споров нарушенных прав лиц, использующих землю, в случаях нарушения правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения.
Такое право у россиян появится с 16 сентября, когда вступят в силу поправки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости. Зачастую дачники или жители поселка пользуются не только той землей, которую когда-то купили или получили в пользование, но и соседским «ничейным участком». Как уточнил «РГ» директор Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов, поправки позволяют узаконить именно используемые на протяжении многих лет сотки, но при соблюдении определенных условий.
Обязательно нужно использовать «прихваченные» сотки более 15 лет, не иметь споров с соседями, а также претензий со стороны органов власти. Если муниципалитет заказывает проведение комплексных кадастровых работ и кадастровые инженеры выявляют самовольно занятые участки, то они эти сведения отражают в своих отчетах. Решение же о корректировке границ принимает Росреестр.
При этом все самовольно занятые сотки оформить в собственность не удастся. По закону площадь «прирезаемой» территории должна быть не больше предельного минимального размера земельного участка, установленного администрацией региона. Или, если предел не установлен, не более 10 процентов от площади основного — законно приобретенного участка.
Появляется также возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом разработка и утверждение такого проекта не требуется. Таким образом, исключая необходимость трат из бюджета на подготовку проекта межевания, поправки в законодательство облегчают проведение комплексных кадастровых работ. Они проводятся по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах) за счет бюджета.
Также определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах садоводческих, огороднических и лесных участков. Интересно, что теперь кадастрового инженера можно будет оформить в штат, но только если компании необходимо провести кадастровые работы для собственных нужд.
19. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование /
В.Н. Харьков // Государство и право. 2000. № 9. С. 28-37.
20. Шафранов А. Оценка уровня использования земли / А. Шафранов // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 7. С. 23.
+ + +
УДК 332.33.008.2:37 Л.М. Татаринцев
В.Л. Татаринцев
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
21. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе / С.И. Шелобаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 367 с.
22. Экологические основы рационального землепользования / под ред. Н.М. Колтунова. М.: РАСХН, 2004. 128 с.
Конституция РФ 1993 года и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определили порядок формирования территории местного самоуправления, или территории муниципального образования. В соответствии с указанными законами под муниципальным образованием понимают населённую территорию, в пределах которой осуществляют местное самоуправление. Муниципальные образования имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются городское и сельское поселение, район в городе, сельский совет, административный район. В названных законах определены задачи органов местного самоуправления, в том числе совместное использование ресурсов для производственной и хозяйственной деятельности, регулирование общественной жизни муниципального образования, формирование местного бюджета, контроль за использованием земельных ресурсов муниципального образования и др.
Основным источником доходов в местный бюджет является использование земельных и других природных ресурсов, имеющихся на территории муниципального образования. Организация рационального и эффективного использования природных ресурсов возможна при условии создания эффективно работающей системы управления природными ресурсами, в том числе земельными. В данном исследовании попытаемся проанализировать созданную систему управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях и оценить её роль в развитии территорий муниципальных образований.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является система управления земельными ресурсами в муниципальном образовании, включающая в себя органы местного самоуправления и комплекс механизмов и методов управления земельными ресурсами (УЗР). Предметом исследования стали процессы управления.
Основным методом исследования является системный подход к управ-
лению земельными ресурсами, а также экспертный анализ системы управления территориями муниципальных образований.
Результаты исследования
Под управлением земельными ресурсами будем понимать совокупность воздействий, передающихся на объект управления. Под воздействиями следует понимать совокупность механизмов, методов, способов и средств, форм управления земельными ресурсами. Под объектом управления в административном районе понимаются земельный фонд административно-территориального образования, отдельные участки субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу. Таким образом, воздействие оказывается на земельный участок, а также на его собственника, владельца, пользователя. Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определённой территории обеспечивает всё многообразие потребностей её жителей. Органы местного самоуправления и субъекты земельных отношений осуществляют управление землёй, являясь субъектами управления. В свою очередь субъекты земельных отношений (хозяйствующие субъекты) являются объектом управления по отношению к органам местного самоуправления. Последние оказывают воздействие на субъектов землепользования, организуют рациональное и эффективное использование земельных ресурсов. При этом органы местного самоуправления реализуют управление в пределах границ административно-территориального образования, а хозяйствующие субъекты -внутрихозяйственное управление землепользованием.
Анализ земельного законодательства (законы, указы Президента, постановления Правительства) показывает, что в современных условиях
процесс управления земельными ресурсами по стране в целом и в муниципальном образовании в частности осуществляется по следующей схеме: сбор и анализ данных об
объекте и предмете управления; выработка управленческого решения; реализация управленческого решения; контроль за функционированием системы землепользования и земельных отношений . В современных условиях приоритет отдаётся ведению земельного кадастра, чтобы реализовать принцип платности землепользования. Причём регистрация, учёт и оценка земель ещё не завершены. Все остальные элементы схемы управления пока не находят практической реализации. Однако в свете требований развития территорий местного самоуправления и приобретения ими финансовой (экономической) самостоятельности резко возрастает актуальность перечисленных действий.
К началу XXI в. в основном создана нормативно-правовая база, структура органов власти, которой предписано исполнение функций по управлению земельными ресурсами. Правовая основа и органы, руководствуясь нормами права, образуют организационно-правовой (или административно-правовой) механизм УЗР. Особое значение в УЗР должен играть механизм экономического регулирования земельных отношений, реализуемый через соблюдение экономических интересов государства, субъектов РФ, муниципалитетов, землепользователей и собственников земельных участков. Механизм экономического регулирования УЗР включает в себя систему мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного земле-
пользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земельных угодий от порчи и ухудшения их экологического состояния, незаконного захвата. Система экономических стимуля-оров УЗР определена земельным, налоговым, административным зако-одательством.
Экономический механизм УЗР должен быть создан на использовании земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических рычагов с другими экономическими регуляторами, например, ценами, ссудным процентом, подоходным налогом.
Каждый из механизмов располагает множеством методов воздействия на участников земельных отношений: собственников, владельцев, пользователей земельными участками. Земельным законодательством , определены следующие методы: земельный кадастр, землеустройство, мониторинг земель, земельный контроль и другие. Возможности каждого метода описаны в большом количестве научных работ, методической литературе, но по ряду причин применение этих методов показано только в экспериментальных проектах. Разнообразие природных условий Алтайского края потребует проведения научно-поисковых и про-ектно-изыска-тельских работ с целью разработки системы УЗР в муниципальных образованиях.
В небольшой статье невозможно изложить весь комплекс действий по созданию системы УЗР в муниципальном образовании, однако показать некоторые шаги по организации такой системы всё же попытаемся. Система УЗР будет включать в себя государственные и муниципальные органы власти и систему мер, определённых земельным, административным законодательством.
Система УЗР в муниципальном образовании направлена на организацию рационального и эффективного использования земельных ресурсов, развитие территории муниципального образования, создание местного бюджета. Система УЗР создаётся в два этапа. На первом этапе проводится организация территории муниципального образования. На втором этапе осуществляется хозяйственная эксплуатация земельного фонда административного района, основной задачей которой является соблюдение интересов государства, субъекта РФ, муниципалитета и населения территории муниципального образования. При этом землеустроительные действия, совершаемые на первом и втором этапах, являются относительно самостоятельными направлениями деятельности системы УЗР по организации рационального использования земельных ресурсов. При этом отдельные мероприятия по использованию земли, связанные с технологическим воздействием на почву, не являются функциями УЗР.
Система управления муниципальными землями, будучи составной частью системы управления муниципальной недвижимостью, предусматривает эффективное использование муниципальных земель; оптимизацию структуры притоков средств местного бюджета за счёт доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости: увеличение доходной части муниципального бюджета за счёт увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.
Организация рационального использования земель и их охрана осуществляются на основе планирования использования земельных ре-
сурсов, а также территориального планирования и зонирования земель. Планирование производится в директивной форме в рамках федеральных целевых программ на основе социально-экономических программ с учётом условий муниципального образования. Территориальное планирование и зонирование земель выполняются в схемах землеустройства и проектах районной планировки. Не вдаваясь в детали разработки схемы землеустройства района, остановимся на вопросах, которые можно решить в рамках этого документа. Основная задача схемы землеустройства, как предпроектного документа, заключается в выявлении наиболее эффективных, экологически безопасных и социально ориентированных направлений использования земельных ресурсов административного района. В процессе составления схемы выявляются неиспользуемые, нерационально используемые, выбывшие из оборота или переведённые в менее ценные угодья, уточняются границы земель природоохранного назначения, границы городов, посёлков городского типа, а также анализируется состояние и использование земель, находящихся в ведении сельских администраций, выделяются земли с различными режимами использования, ограниченные в использовании и обременённые правами иных лиц. На основе анализа использования земель обосновываются перспективы развития и совершенствования территориального размещения отраслей сельского хозяйства, других отраслей районного АПК, объектов его производственной и социальной инфраструктуры, разрабатываются предложения по совершенствованию и специализации и уточняются объёмы производства сельскохозяйственной продукции с учётом предусматриваемого перераспределения земель. На основе схемы землеустройства определяются потребности в капитальных вложе-
ниях в материальные и трудовые ресурсы для реализации намеченных мероприятий, разрабатываются
предложения по финансированию и определению мероприятий, предусмотренных схемой землеустройства района, и делается расчёт техникоэкономических показателей, соци-ально-эколого-экономической эффективности мероприятий.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Действия, совершённые на этапе планирования и организации рационального землепользования (составление схемы землеустройства), становятся материальным базисом для реализации второго этапа управления земельными ресурсами — организации хозяйственной эксплуатации земельного фонда района. В частности, неиспользуемые земли можно перераспределить между субъектами хозяйствования, передав неиспользуемые земли тем субъектам, которые заинтересованы в их использовании и получении сельскохозяйственной
продукции. При нерациональном использовании земель, например. урожайности культур ниже нормы, обусловленной экологическими условиями и плодородием почв, субъект получает обязательства по доведению урожайности до нормативной. При наложении ограничений в использовании земельного участка органы местного самоуправления он вправе потребовать выполнения режима использования. При использовании участка, обременённого правами иных лиц (сервитут), он может потребовать возмещения убытков от ущерба. При составлении схемы землеустройства возможно определение поступлений в бюджет муниципального образования.
При отсутствии схемы землеустройства субъекта РФ за основу принимаются концепция (программа) социально-экономического развития района и показатели задания на проектирование.
Следующей составной частью системы регулирования земельных от-
ношений (управления земельными ресурсами) является внут-
рихозяйственное землеустройство, которое проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны . Внутрихозяйственное землеустройство
осуществляется с учётом разработки по планированию использования земель регионального и муниципального уровней, соответствующих программ развития территорий, материалов по реформированию сельскохозяйственных организаций, приватизации их земель, проектов перераспределения земель, бизнес-планов, градостроительной и другой документации, а также с учётом спроса рынка на сельскохозяйственную продукцию.
Предусмотренные проектом внутрихозяйственного землеустройства мероприятия по организации территории, рациональному ис-
пользованию и охране земель, определению на местности земельных участков и их частей с установленными ограничениями и (или) обременениями и другие мероприятия являются обязательными для исполнения сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Соблюдение проектных предложений является предметом государственного, муниципального и внутрихозяйственного земельного контроля.
После выноса в натуру проектных предложений важно наладить мониторинг за «работой» разработанных мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование земель района и сельскохозяйственных организаций, предприятий. В процессе наблюдений (мониторинга) выявляются изменения состояния земель, делается оценка этих изменений, их прогноз и выработка рекомендаций по усовершенствованию комплекса
мероприятий, направленных на охрану земель. Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют целевые программы мониторинга земель. Мониторинг земель должен проводиться в соответствии с рядом постановлений Правительства РФ и приказов Роснедвижимости (Росземкадастра), и нормативных документов субъектов РФ и муниципальных органов. Проведение мониторинга земель обязательно для всех органов власти, субъектов земельных отношений (собственников, владельцев, пользователей земли). Мониторинг земель обеспечивает информацией все органы, ведущие управление земельными ресурсами
К полномочиям федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относится государственный земельный контроль за использованием и охраной земель. К функциональным обязанностям гос-земинспекторов относятся соблюдение установленного порядка использования и охраны земель, соблюдение обязательств и выполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, опустынивания, иссушения, загрязнения и других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Низкая эффективность земельного контроля обусловлена не столько отсутствием финансирования работ, связанных с контролем, сколько отсутствием воли по выполнению обязанностей органами власти на всех уровнях. Еще одной причиной низкой эффективности земельного контроля является то, что при существующей системе органов земельного контроля нельзя соблюсти главное правило в их деятельности — их независимость . Особенно это касается организации муниципального земельного контроля. Производственный земельный контроль осуществить невозможно,
поскольку отсутствуют проекты внутрихозяйственного землеустройства, в которых прописаны обязательные мероприятия по использованию и охране земель, определённых проектно-технической документацией, стандартами, нормативами и правилами.
Организация производственного земельного контроля должна быть прописана в учредительных документах юридических лиц (уставе, положении), в соответствии с которыми определяется компенсация его руководителя, а также главных специалистов, на которых возлагается должностная обязанность по осуществлению производственного контроля.
Кроме того, в обязательном порядке должен осуществляться контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий. Проведение такого контроля очень важно в условиях рыночной экономики, когда государство предоставило собственникам, землевладельцам и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Однако их деятельность не должна наносить ущерба земельным ресурсам и нарушать права и законные интересы иных лиц, в том числе государственные интересы. Определённые проектом мероприятия должны быть обязательными для исполнения собственниками, арендаторами и владельцами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Соблюдение этих правил землепользования позволит сохранить земельный ресурс, а также стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции, сохранить цену на продукцию, поднять уровень рентабельности производства.
Мощным фактором УЗР должна стать государственная экспертиза
землеустроительной документации, которую следует осуществлять с целью обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требования проведения землеустройства.
Таким образом, осуществление земельного законодательства по организации землепользования в виде схем землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, контроля за проведением землеустройства, выполнением мероприятий по использованию и охране земель позволит успешно решить проблему управления земельными ресурсами, их эффективного использования.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2003. 48 с.
2. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ.
3. Варламов А.А. Земельный кадастр. Т. 2. Управление земельными ресурсами. М.: КолосС, 2004. 528 с.
4. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Изд.-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 80 с.
5. «Об утверждении положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязнённых промышленными токсичными отходами и радиоактивными веществами». Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 г. № 555.
6. «О государственном земельном кадастре». ФЗ от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ.
7. «О государственном земельном контроле». Постановление Правительства РФ от 19.11.2002 г. № 833.
8. «О землеустройстве». ФЗ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ.
Вопрос не содержит указания на тот факт, когда построен дом, т.е. когда окончено его строительство. Данный факт имеет важное значение, поскольку 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ), которым введены изменения относительно данного вопроса. Таким образом, вопрос будет рассмотрен комплексно.
В рассматриваемом случае разрешение на строительство не требуется, поскольку в силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.
Однако с 4 августа 2018 г. в Градостроительный кодекс РФ введена новая ст. 51.1, в силу ч. 1 которой в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона № 340-ФЗ правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу этого закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения ст. 51.1, ч. 16-21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 340-ФЗ). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (введена Законом № 340-ФЗ) указано, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Часть 1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) содержит положение о том, что орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, представленные застройщиком такому органу, запрашиваются органом регистрации прав у данного органа по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости.
Следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 16 Закона № 340-ФЗ до 1 марта 2019 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Таким образом, выводы следующие.
1. Если строительство дома вы окончили до 4 августа 2018 г. (т.е. до вступления в силу Закона № 340-ФЗ), регистрация дома необязательна (действующим до 4 августа 2018 г. законодательством ни обязанность по регистрации, ни сроки, в течение которых необходимо было подать документы на регистрацию, не предусматривались). Однако в случае совершения с домом каких-либо сделок государственная регистрация должна быть осуществлена в обязательном порядке, поскольку единственным подтверждением возникновения права на дом является государственная регистрация (ч. 3 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).
Кроме этого, следует помнить положения ч. 7 ст. 16 Закона № 340-ФЗ о том, что до 1 марта 2019 г. государственный кадастровый учет и государственную регистрацию допускается осуществить без направления уведомления о планируемом строительстве и уведомления об окончании строительства. Достаточно будет заказать технический план у кадастрового инженера (список имеется на сайте Росреестра), который оформляется на основании заполненной вами декларации об объекте недвижимости (ст. 24 Закона о регистрации недвижимости). Срок изготовления технического плана устанавливается кадастровым инженером индивидуально. В вашем случае для регистрации документ на земельный участок предоставлять не требуется, поскольку исходя из вопроса следует, что право собственности на земельный участок у вас зарегистрировано.
Обращаю внимание, что если вы решите зарегистрировать дом после 1 марта 2019 г., вам необходимо будет оформить уведомления о строительстве, указанные выше.
2. Если строительство дома вы начали и не окончили до 4 августа 2018 г., тогда согласно ч. 5 ст. 16 Закона № 340-ФЗ вы вправе до 1 марта 2019 г. направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве, которое должно содержать следующие сведения (ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ):
— фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
— кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
— сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
— сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
— сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
— сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
— способ направления застройщику уведомлений о соответствии или несоответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
— правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
— документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика.
По окончании строительства вы направляете в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения:
— фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
— наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
— кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
— сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
— сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
— сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
— о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
— об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;
— о способе направления застройщику уведомления о соответствии или несоответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Формы вышеуказанных уведомлений утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр.
В течение семи рабочих дней орган местного самоуправления в обязательном порядке направляет в Росреестр заявление о государственной регистрации, уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы (ч. 1.2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).
Учитывая, что в рассматриваемом случае государственный кадастровый учет и государственная регистрация будут осуществляться одновременно (ст. 14 Закона о регистрации недвижимости), то сроки регистрации следующие (ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):
— 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
— 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Государственная пошлина за государственную регистрацию прав для физических лиц составляет 2 тыс. руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
75-летие Победы
Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа. День Победы мы отмечаем как главный праздник страны. Вечная память павшим в боях!
Бесплатная юридическая помощь
Помощь оказывается в виде: 1. правового консультирования в устной и письменной форме; 2. составления заявлений, жалоб, ходатайств и др.; 3) представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке согласно действующего законодательства.
«Горячая линия» по вопросам алкогольного рынка «Горячая линия» для приема обращений по вопросам розничной продажи алкогольной продукции.
Справочник субсидий АПК
Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации «ФГБУ «Центр Агроаналитики» Регулярные информационно-аналитические обзоры по различным сегментам агропродовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов России и мира Уголок потребителя Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП) Защита прав потребителей Свердловской области Защита прав потребителей — это важнейший социально-экономический вопрос, потому что каждый из нас является потребителем товаров и услуг. От того, насколько вежливо Вас обслужили, насколько качественным оказался товар – зависит настроение и благополучие жителей Екатеринбурга и области. Портал Росимущества Федеральное агенство по управлению государственным имуществом Доступная среда для инвалидов постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 г. № 70-ПП «О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области» Сервис: «У меня есть проект» (Инвестиционный портал Свердловской области) Официальный портал Правительства Свердловской области по вопросам инвестиционной деятельности Электронная приемная «Обращения граждан» Портал позволяет направить обращение в электронной форме в органы государственной власти Свердловской области Опрос: Удовлетворенность качеством товаров и услуг и конкуренцией на территории Свердловской области Результаты исследования станут основой для дополнения планов мероприятий по содействию развитию конкуренции в Свердловской области. Сохраним вместе память о Победе . Комиссия по рассмотрению инвестиционных проектов в АПК . СвердлАгро Это региональный сервис торговли продовольственными товарами, построенными на принципе прямого общения покупателя и производителя Работа в России Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» Открытое правительство Свердловской области Программный комплекс портал Открытое Правительство Свердловской области обеспечивает открытость законодательного процесса для общества, улучшает качество подготавливаемых законопроектов, повышает вовлеченность общества в законотворческий процесс Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год Контакты: E-mail: p66_misp@gks.ru Свердловскстат, ул. Толмачева, д. 23, г. Екатеринбург, 620075 Телефоны для справок: (343) 358-02-64, 371-31-93 ФГБОУ ДПО Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК Место проведения обучения: 141311, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, с. Глинково, дом 77 ФГБУ «Россельхозцентр» Информация о качестве и количестве семенного и посадочного материала, сертифицированых партиях семян, по фитоанализу семян, по фитосанитарному состоянию сельхозугодий и множество других полезных материалов. Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации Официальный интернет-портал правовой информации» обеспечивает: официальное опубликование правовых актов; свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к правовым актам; АО «Корпорация «МСП» Это бесплатный ресурс для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес, и работать честно, легально, платить все налоги и отчисления, зарабатывая на свое будущее и будущее своих детей Портал малого и среднего бизнеса Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса Навигатор мер поддержки сельскохозяйственной кооперации Меры поддержки сельзхозкооперации Каталог сельзхозпродукции Онлайн-каталог продукции сельскохозяйственных кооперативов Нестационарные торговые объекты Горячая линия для приема обращений предпринимателей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов Конституция Российской Федерации В 2018 году отмечается 25-летие Конституции Российской Федерации Электронный информационно-образовательный комплекс Свердловской области Предлагаемый Комплекс представляет собой образовательный портал, содержащий практические советы для всех категорий населения по правилам поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Региональные проекты Региональные проекты при поддержке Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области 85-летие Свердловской области В 2019 году Свердловская область отметит 85-летие со дня создания. Глава региона Евгений Куйвашев подписал указ о праздновании юбилейной даты. Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Свердловской области Приказом Министерства от 07.05.2019 № 174 в структуре Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства создан Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Свердловской области. Карта доступности объектов интернет–портала «Жить вместе» Карта доступности объектов интернет–портала «Жить вместе» Единый реестр проверок Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реестр пчеловодов Информация по пчеловодству доступна в разделе Деятельность/пчеловодство (https://mcxso.midural.ru/article/show/id/10026) Год памяти и славы Информационный ресурс Года памяти и славы Ваш Контроль Здесь можно написать, что вы думаете о работе органов власти, и посмотреть оценки и отзывы других пользователей Поставь прививку от ГРИППА Официальный источник свежих новостей и интересных статей о здоровье и профилактике различных заболеваний
Добавить комментарий