Услугой для целей налогообложения признается деятельность

Вопрос: О налоге на прибыль при реализации услуг и об учете расходов по налогу в период распространения коронавируса; об НДС при оказании услуг по предоставлению в пользование нестационарных торговых объектов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 сентября 2020 г. N 03-03-06/1/83636

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 22.07.2020 и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
К доходам в целях указанной главы НК РФ относятся в том числе доходы от реализации услуг (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Таким образом, для целей налога на прибыль организаций выручка от реализации услуг определяется по факту ее оказания.
В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В периоде распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в случае, когда организация не прекращает свою деятельность и часть сотрудников переводится на удаленный режим работы, расходы, связанные с деятельностью организации, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
При этом, что касается начисления амортизации по амортизируемому имуществу, то основания, по которым основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества, приведены в пункте 3 статьи 256 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 259.1 НК РФ начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Одновременно сообщаем, что если организация в период распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) была вынуждена приостановить свою деятельность, то расходы, связанные с вынужденным простоем, должны отражаться в составе внереализационных расходов на основании подпунктов 3 и 4 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Выплаты сотрудникам за период, когда они не осуществляют трудовые функции, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций только в тех случаях, когда такие выплаты производятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в пользование нестационарных торговых объектов для осуществления торговой деятельности отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 5 статьи 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В этой связи при оказании услуг, предусматривающих предоставление в пользование нестационарных торговых объектов для осуществления торговой деятельности, объект налогообложения налогом на добавленную стоимость возникает с момента фактической их реализации.
На основании положений статьи 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. При этом в соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг, предусматривающих предоставление в пользование хозяйствующим субъектам нестационарных торговых объектов для осуществления торговой деятельности, является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления платы за оказанные услуги.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
24.09.2020

СТ 38 НК РФ.

1. Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в
соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав
(за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием
таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с
таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют
материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не
имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой
деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются
товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При
определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут
не учитываться.
При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики,
качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая
репутация на рынке и используемый товарный знак.
При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика
(исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не
являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что
позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При
определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак,
страна происхождения.
Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь
идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или)
функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их
качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и
коммерческая взаимозаменяемость.

Комментарий к Ст. 38 Налогового кодекса

1. Название комментируемой статьи почти тождественно названию главы седьмой НК РФ, которая посвящена объектам налогообложения. Определения объекта налогообложения в статье не приводится, его понятие раскрывается через перечисление возможных предметов, которые могут выступать в качестве объектов налогообложения, с указанием их признаков и свойств. Объектом налогообложения могут быть:

— реализация товаров (работ, услуг);

— имущество;

— прибыль;

— доход;

— расход.

Данный перечень не является исчерпывающим и допускается существование в качестве объекта налогообложения любого обстоятельства. Указанное обстоятельство должно соответствовать двум критериям: во-первых, иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику и, во-вторых, должно быть предусмотрено законодательством о налогах и сборах как основание возникновения обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения относится к обязательным элементам налогообложения, без которых, в соответствии с п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ, налог не может быть установлен. Объект налогообложения по всем видам налогов (федеральным, региональным и местным) определяется только НК РФ. Законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при реализации в соответствии со ст. 12 НК РФ своего права на установление региональных и местных налогов объект налогообложения определяться не может.

Следует отметить, что из перечисленных в ст. 17 НК РФ обязательных элементов налогообложения (в их числе объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога) только объекту налогообложения посвящена отдельная глава в первой части НК РФ.

Из смысла комментируемой статьи можно вывести следующее общее определение объекта налогообложения: это обязательный элемент налогообложения, имеющий стоимостные, количественные или физические характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Перечисленные в комментируемой статье виды объектов налогообложения имеют разнообразную природу. Например, прибыль представляет собой бухгалтерскую запись и может формироваться только по окончании отчетного периода. Имущество — предмет материального мира, оно должно иметь собственника, при отсутствии которого в качестве объекта налогообложения рассматриваться не может.

В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Данное положение подтверждает соблюдение в налоговом законодательстве принципа однократности налогообложения, в соответствии с которым один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

Из части второй НК РФ можно извлечь перечень объектов налогообложения по видам налогов (федеральных, региональных и местных). По федеральным налогам это:

— реализация товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, а также передача прав собственности на безвозмездной основе — для налога на добавленную стоимость (далее — НДС), в соответствии со ст. 146 НК РФ;

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров — для акцизов, в соответствии со ст. 182 НК РФ;

— полученный налогоплательщиком доход — для налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 209 НК РФ;

— полученная налогоплательщиком прибыль — для налога на прибыль, в соответствии со ст. 247 НК РФ;

— пользование водными объектами, в числе которых забор воды, использование акватории, использование для целей гидроэнергетики, использование для сплава древесины — для водного налога, в соответствии со ст. 333.9 НК РФ;

— полезные ископаемые, в том числе: добытые на участке недр на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, арендуемых ею у иностранных государств или используемых на основании международного договора; извлеченные из отходов добывающего производства; минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; дренажные подземные воды; метан угольных пластов — для налога на добычу полезных ископаемых, в соответствии со ст. 336 НК РФ.

По региональным налогам объектами налогообложения могут быть:

— транспортные средства, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства — для транспортного налога, в соответствии со ст. 358 НК РФ;

— игровой стол, автомат, процессинговый центр и пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы — для налога на игорный бизнес, в соответствии со ст. 366 НК РФ;

— движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, — для налога на имущество, в соответствии со ст. 374 НК РФ.

По местным налогам объектами налогообложения могут быть:

— земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, — по земельному налогу, в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Сборы (в том числе государственная пошлина) не являются налогами и не подпадают под требование НК РФ об установлении всех обязательных элементов налогообложения. Под сбором, в отличие от налога, понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков со стороны органов публичной власти юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Тем не менее в ст. 333.2 НК РФ установлен объект обложения для федерального сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которым признаются определенные объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов по специальным перечням. Законодатель не уточняет, чем отличается объект обложения от объекта налогообложения. Применив к объекту обложения сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов приведенное выше определение объекта налогообложения, можно отметить аналогию между объектом обложения и объектом налогообложения.

Доход и прибыль выступают как виды объектов налогообложения. Понятие дохода связано с получением экономической выгоды физическим лицом (заработной платы, ренты, дивидендов, процентов и иных доходов), что связано с налогообложением налогом на доходы физических лиц. Данное понятие связано с коммерческой деятельностью и его не следует путать с понятием бюджетного дохода, закрепленного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), который представляет собой поступающие в бюджет денежные средства. Кроме того, доход является одной из групп классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1 БК РФ). Здесь доход представляет собой такие поступления в бюджет, которые не влекут изменения финансовых активов, нефинансовых активов или обязательств публично-правового образования.

Прибыль представляет собой доход от предпринимательской деятельности, под которой п. 1 ст. 2 ГК РФ понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Прибыль является объектом налогообложения для налога на прибыль организаций. В целом прибыль можно рассматривать как вид дохода, который представляет собой более общее понятие.

Особенности доходов и отдельных их видов как объектов налогообложения закреплены в ст. 41 — 43 НК РФ.

Расход как объект налогообложения непосредственно связан с понятиями дохода и прибыли. В частности, прибыль как объект налогообложения представляет собой превышение суммы доходов над расходами. Отнесение тех или иных выплат на расходы влияет на размер налоговой базы для исчисления налогов.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи под имуществом как объектом налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В состав имущества по налоговому законодательству включаются не все объекты гражданских прав, а только те из них, которые имеют характер материальных благ. Таким образом, к имуществу, согласно НК РФ, из всего спектра объектов гражданских прав, указанных в ГК РФ, относятся только вещи, включая деньги и ценные бумаги. Имущественные права, согласно п. 2 комментируемой статьи, самостоятельными объектами налогообложения не признаются.

Понятие имущества тесно связано с понятием вещи, которая выступает предметом права собственности и иных вещных прав. Теория права под вещами понимает предмет материального мира, предназначенный удовлетворять определенные потребности и могущий быть в обладании человека. Вещи имеют различные физические и экономические характеристики и делятся на: движимые и недвижимые; делимые и неделимые; сложные и простые вещи; вещи и принадлежности; основные вещи и плоды, продукцию, доходы.

В зависимости от правового статуса вещи делятся на полностью оборотоспособные, ограниченные в гражданском обороте и изъятые из гражданского оборота. Вещи, обладающие полной оборотоспособностью, могут без ограничения принадлежать любым лицам, которые вправе совершать любые сделки с ними. Вещи, ограниченные в обороте, могут принадлежать только определенным лицам, либо для обладания ими и/или совершения сделок с ними необходимо получение специального разрешения (лицензии). Вещи, изъятые из гражданского оборота, не могут принадлежать субъектам гражданского права, совершение с ними сделок не допускается. Объектами налогообложения могут быть только полностью оборотоспособные вещи и вещи, ограниченные в обороте. Вещи, изъятые из гражданского оборота, объектами налогообложения являться не могут.

К недвижимым вещам, согласно ст. 130 ГК РФ, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход, прекращение и ограничение подлежат государственной регистрации уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав на гражданские воздушные суда, которые являются объектом налогообложения для транспортного налога, осуществляется в соответствии со специальным Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Территориальные органы Росреестра созданы по субъектам Российской Федерации, а технические функции по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, и выдаче соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.

В состав имущества для целей налогообложения включаются деньги. В действительности категория «деньги» имеет гораздо более широкое значение и сферу употребления. Деньги как символы обозначают тип социальных отношений, в этом качестве рассматриваются в социологии, философии. Деньги, принявшие определенную форму, выступают как знаки и связаны с экономическими отношениями. Деньги как денежные единицы (средство платежа) появляются в результате государственного регулирования и соответствуют правовым отношениям . Именно в этом (последнем) случае мы сталкиваемся с деньгами как вещью. Когда речь заходит о деньгах, включенных в международные экономические отношения, то мы сталкиваемся с понятием валюты.
———————————
Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб., 2008. С. 31.

Деньги чаще всего выступают в качестве средства платежа, которое представляет собой одну из экономических функций денег наряду с функциями всеобщего эквивалента, меры стоимости, средства накопления и мировых денег. Наличные деньги существуют в вещественном (бумажном и металлическом) состоянии, однако с большой условностью, так как их внутренняя стоимость не соответствует нарицательной стоимости. Безналичные деньги полностью дематериализованы, однако теория права и законодательство основываются на фикции, что деньги продолжают оставаться вещью.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) также установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Согласно ст. 29, 30 Закона о Банке России, банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Аналогично, согласно ст. 140 ГК РФ, законным платежным средством в Российской Федерации признается рубль, состоящий из ста копеек. Если иное не установлено законом, все расчеты на территории Российской Федерации должны осуществляться в рублях. Расчеты могут осуществляться в наличной и безналичной формах. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ценные бумаги как объекты гражданских прав являются имуществом и, так же как и деньги, существуют в вещественной и в дематериализованной форме.

Согласно ст. 142 ГК РФ, ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги). Документарные ценные бумаги относятся к вещам, бездокументарные ценные бумаги не являются вещами, представляют собой не документ, а способ фиксации имущественных прав.

Выпуск ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.

Ценными бумагами являются: акция; вексель; закладная; инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда; коносамент; облигация; чек; иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. Иными ценными бумагами могут быть, например, депозитарная расписка, опцион эмитента, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), или облигация с ипотечным покрытием, ипотечный сертификат участия, в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», и иные.

Документарные ценные бумаги могут быть на предъявителя, ордерные и именные. Предъявительской является ценная бумага, правом требования по которой обладает ее владелец (держатель). Правом требования по ордерной ценной бумаге обладает ее держатель, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов. Правами требования по именной ценной бумаге обладает владелец или лицо, которому перешло это право в результате непрерывного ряда цессий.

Требования к форме и реквизитам ценных бумаг определяются в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Например, Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341, устанавливает признаки векселя. Ст. 878 ГК РФ содержит требования к чеку. Особенности эмиссии и обращения инвестиционных паев установлены Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и рядом других законов, например Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», Федеральным законом от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах».

3. Товар также представляет собой один из видов объектов налогообложения. С понятием товара мы сталкиваемся, когда речь идет о торговой деятельности. Такая деятельность определяется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Для целей налогообложения под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Товаром по договору купли-продажи выступают любые вещи, обладающие оборотоспособностью, то есть возможностью отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (ст. 129, 455 ГК РФ). ГОСТ Р 51303-99, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст (утратило силу), также определял товар как любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. Комментируемая статья НК РФ не рассматривает в качестве объекта налогообложения имущественные права, в то время как согласно гражданскому законодательству имущественные права тоже могут выступать в качестве товара по договору купли-продажи (п. 4 ст. 454 ГК РФ).

Таможенное законодательство в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, может относить к товарам и иное имущество. Таможенный кодекс таможенного союза ЕврАзЭС, который является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденному решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 17 (далее — ТК ТС), определяет товар как любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюту государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую энергию и другие виды энергии, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

ТК ТС выделяет товары для личного пользования (предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц) и товары таможенного союза — находящиеся на таможенной территории таможенного союза.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяет товары как любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.

Отдельные товары могут иметь особый режим налогообложения. Например, продовольственные товары в отношении налога на добавленную стоимость. Такой режим, согласно арбитражной практике, применяется вне зависимости от цели их приобретения — для личного употребления или для перепродажи (см., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2005 по делу N А65-12445/2004-СА2-8).

4. Работой (для целей налогообложения) признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Как деятельность работа (а также услуга) уже не может рассматриваться в качестве товара и отделена от него. Материальный результат выполненной работы может выражаться не только в создании некоей вещи (например, в постройке здания, сооружения), но и в улучшении ее качеств, например при ремонте.

Под работой НК РФ подразумевает предпринимательскую деятельность. Не является предпринимательской деятельностью и не служит объектом налогообложения работа, выполняемая в рамках трудового договора, который представляет собой соглашение между работником и работодателем. Согласно трудовому договору работодатель предоставляет работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивает условия труда и выплачивает заработную плату, а работник выполняет данную работу с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка (ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работа как предпринимательская деятельность может выполняться в рамках договора подряда, который имеет много разновидностей (гл. 37 ГК РФ). Например, по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или иные личные потребности заказчика, который обязан принять и оплатить работу. Кроме того, работа может выполняться в рамках договора о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах (гл. 38 ГК РФ).

5. Под услугой (в целях налогообложения) признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в результате такой деятельности. Так же как работа, услуга не является имуществом, так как представляет собой деятельность, но, в отличие от работы, результат услуги не может быть отдельно реализован.

Услуги могут предоставляться в рамках договоров возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), перевозки (гл. 40 ГК РФ), транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) и иных.

Особенности операций по реализации товаров, работ и услуг как объектов налогообложения закреплены в ст. 39 — 40 НК РФ.

6. НК РФ в целях определения объекта налогообложения дает легальные определения однородных и идентичных товаров. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородные товары имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Признаками идентичных товаров являются физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения, производитель, его деловая репутации на рынке и используемый товарный знак. При определении идентичности работ и услуг учитываются характеристики подрядчика, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

Однородность товаров определяется по меньшему числу признаков, в числе которых: качество, товарный знак, репутация на рынке, а для работ и услуг — вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Так, в целях определения идентичности товаров, являющихся углеводородными ресурсами, учитывают физические характеристики и качество, функциональное назначение, страну происхождения и производителя, товарный знак и деловую репутацию на рынке.

При признании товаров однородными допускаются некоторые различия в их физических характеристиках. Такие различия не должны влиять на возможность товаров выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Аналогичное определение однородных и идентичных товаров, но для цели определения цены товаров, работ и услуг закреплено в ст. 40 НК РФ.

Кроме того, понятия однородных и идентичных товаров для цели определения начальной или максимальной цены государственного или муниципального контракта закреплено в ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Здесь также идентичными признаются товары, работы и услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, а однородными — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

На практике чаще всего встречается увольнение на основании статьи 38 КЗоТ, которой предусмотрено расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по инициативе работника, то есть по собственному желанию.

Увольнение по собственному желанию может быть двух основных видов: увольнение по уважительным причинам и увольнение без уважительных причин. Отличие в том, что в первом случае работник не обязан сообщать администрации об увольнении за две недели. Он имеет право уволиться хотя бы и в день подачи соответствующего заявления — часть 3 статьи 38 КЗоТ обязывает владельца уволить работника, имеющего серьезные для этого причины, в срок, о котором тот просит.

Увольнение по уважительным причинам.

Перечень (неисчерпывающий) уважительных причин для увольнения по собственному желанию в законодательстве также содержится в статье 38 КЗоТ.

При этом прекращение трудового договора по основаниям ч.3 ст.38 КЗоТ (вследствие нарушения собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора) предусматривает обязательную выплату выходного пособия в размере, предусмотренном в коллективном договоре, но не менее трехмесячного среднего заработка (ст. 44 КЗоТ). То есть минимальная выплата выходного пособия не может быть меньше трехмесячной заработной платы. Согласно п. 2.25 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников и вкладышей к ним, при расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, при которых законодательство предусматривает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин.

Например: «Звільнений за власним бажанням у зв’язку із зарахуванням до вищого навчального закладу, ст. 38 КЗпП України» или «Звільнений за власним бажанням у зв’язку з виходом на пенсію за інвалідністю», ст. 38 КЗоТ.

Обратим внимание также на то, что работника, уволенного по уважительным причинам, законодательство не обязывает непременно воспользоваться этой причиной.

Например, увольнение в связи с уходом за ребенком до достижения им четырнадцатилетнего возраста или ребенком-инвалидом — не значит, что работник должен после увольнения какое-то время сидеть дома и ухаживать за ребенком. Он хотя бы и уже на следующий день после увольнения может устроиться на другую работу.

У кадровиков нередко возникают вопросы, в отношении всех ли уважительных причин работник должен предоставить соответствующее документальное подтверждение.

Например, требуют ли документального подтверждения беременность, уход за ребенком, поступление в учебное заведение? На практике далеко не все причины можно подтвердить документально — например, переезд на новое место жительства. Трудно доказать соответствующими доказательствами и такую распространенную причину увольнения, как уход за ребенком — ведь статья 38 КЗоТ не требует ухода по каким-то уважительным причинам, как болезнь или инвалидность. Но иногда работодатели отказывают работникам в ускоренном увольнении именно из-за отсутствия документов, подтверждающих уважительные причины. Решить эту проблему, учитывая несовершенство правового регулирования, непосредственно опираясь на нормы законодательства, невозможно.

Работникам нередко бывает проще написать заявление об увольнении без уважительных причин, чем доказывать «несговорчивому» работодателю важность некоторых очевидных причин.

Следует, однако, обратить внимание на то, что законодатель, устанавливая перечень уважительных причин, во-первых, прямо предусмотрел документальное подтверждение, дав на это конкретное указание в тексте статьи 38 КЗоТ (например, «неможливість проживання у даній місцевості, підтверджена медичним висновком»), во-вторых, сделал этот перечень неисчерпывающим. Анализируя, например, норму, которая относит к уважительным причинам увольнения «догляд за хворим членом сім’ї відповідно до медичного висновку або інвалідом I групи», можно увидеть, что она, по сути, содержит две причины: уход за больным членом семьи (для чего законодатель прямо предусматривает подтверждение медицинским заключением), и уход за инвалидом I группы (для чего законодатель такого требования не устанавливает).

Когда речь идет об увольнении в связи с уходом за ребенком, по нашему мнению, достаточно предоставить документ, подтверждающий наличие ребенка соответствующего возраста или статуса (инвалидность). При этом право на увольнение по упомянутой причине (уход за ребенком) имеет мать или отец ребенка (именно между этими лицами и детьми существуют родительские права и обязанности). А в случае если речь идет о ребенке-инвалиде, то к этой категории относятся дети до 18-летнего возраста.

В заявлении об увольнении нужно указать конкретные факты нарушения условий договора или трудового законодательства, которые вызвали такое решение.

Заявление должно содержать требование провести окончательный расчет в сроки, предусмотренные ст. 116 КЗоТ, в том числе осуществить выплату выходного пособия в размере трехмесячного среднего заработка по ст.44 КЗоТ (или указать размер, предусмотренный коллективным договором).

Заявление нужно зарегистрировать в канцелярии, а на копии заявления обозначить входящий регистрационный номер. В случае отказа в регистрации заявления рекомендуется отправить ее ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Евгения Раевская, главный государственный инспектор отдела по вопросам экспертизы условий труда Управления Гоструда в области.