УСН внереализационные доходы

Содержание

Глава 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (УСН или «упрощенка»)

Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые добровольно выбрали УСН и у которых есть право применять данную систему. Компании и предприниматели, не изъявившие желания перейти на «упрощенку», по умолчанию применяют другие системы налогообложения. Иными словами, переход на уплату единого «упрощенного» налога не может быть принудительным.

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

Какие налоги не нужно платить при применении УСН

В общем случае организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. Так, «упрощенцы» должны делать платежи на обязательное страхование с зарплаты сотрудников, удерживать и перечислять НДФЛ и пр.

Однако из общих правил есть и исключения. Так, с 1 января 2015 года некоторым «упрощенцам» нужно платить налог на имущество. С указанной даты освобождение от уплаты этого налога не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. К такому имуществу можно отнести, например, торговую и офисную недвижимость (п.1 ст. 378.2 НК РФ, п.3 ст. 346.11 НК РФ).

Где действует упрощенная система

На всей территории Российской Федерации без каких-либо региональных или местных ограничений. Правила перехода на УСН и возврата на другие системы налогообложения одинаковы для всех российских организаций и предпринимателей независимо от местонахождения.

Кто не вправе перейти на УСН

Организации, открывшие филиалы, банки, страховщики, бюджетные учреждения, ломбарды, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, а также ряд других компаний.

Кроме того, «упрощенка» запрещена компаниям и предпринимателям, производящим подакцизные товары, добывающим и продающим полезные ископаемые, работающим в сфере игорного бизнеса, либо перешедшим на уплату единого сельхозналога.

Ограничения по численности работников, стоимости основных средств и доле в уставном капитале

Не вправе переходить на упрощенную систему организации и ИП, если средняя численность работников превышает 100 человек. Запрет на переход действует также для компаний и предпринимателей, у которых остаточная стоимость основных средств более 150 миллионов рублей.

Кроме того, в общем случае нельзя применять УСН предприятиям, если доля участия в них других юридических лиц больше, чем 25%.

Вести учет и сдавать отчетность по УСН через интернет (для новых ИП — год бесплатно)

Как перейти на УСН

Организации, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН, если их доходы за период с января по сентябрь не превысили 112,5 миллионов рублей. В случае выполнения данного условия нужно подать уведомление в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря, и с января следующего года можно применять «упрощенку». После 2019 года указанный лимит нужно умножать на коэффициент-дефлятор. На 2020 год значение коэффициента равно 1. Это значит, что предельная величина доходов в 2020 году осталась на прежнем уровне.

Предприниматели, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН вне зависимости от величины доходов за текущий год. Для этого им нужно подать уведомление в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря, и с января следующего года ИП получит возможность применять упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданные предприятия и вновь зарегистрированные ИП вправе применять упрощенную систему с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать уведомление не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

Организации и ИП, переставшие быть налогоплательщиками ЕНВД, могут перейти на «упрощенку» с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого «вмененного» налога. Для этого необходимо подать уведомление не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

Нарушение сроков подачи заявления на применение УСН лишает компанию или предпринимателя права на применение упрощенной системы.

Как долго нужно применять «упрощенку»

Налогоплательщик, перешедший на УСН, должен применять ее до конца налогового периода, то есть по 31 декабря текущего года включительно. До этого времени добровольно отказаться от УСН нельзя. Сменить систему по собственному желанию можно только с 1 января следующего года, о чем нужно письменно уведомить налоговую инспекцию.

Досрочный переход с упрощенной системы возможен только в случаях, когда компания или предприниматель в течение года потеряли право на «упрощенку». Тогда отказ от данной системы является обязательным, то есть не зависит от желания налогоплательщика. Это происходит, когда доходы за квартал, полугодие, девять месяцев или год превышают 150 миллионов рублей (после 2019 года указанное значение нужно умножать на коэффициент-дефлятор, в 2020 году этот коэффициент равен 1). Также право на УСН теряется, когда перестают выполняться критерии по численности работников, стоимости основных средств или доле в уставном капитале. Помимо этого, право на «упрощенку» теряется, если организация в середине года попадает в «запретную» категорию (например открывает филиал или начинает производить подакцизные товары).

Прекращение применения «упрощенки» происходит с начала того квартала, в котором утрачено право на нее. Это значит, что предприятие или ИП начиная с первого дня такого квартала должны пересчитать налоги по иной системе. Пени и штрафы в этом случае не начисляются. Кроме того, при утрате права на упрощенную систему, налогоплательщик должен письменно известить налоговую инспекцию о переходе на иную систему налогообложения в течение 15 календарных дней по окончании соответствующего периода: квартала, полугодия, девяти месяцев или года.

Если налогоплательщик перестал заниматься деятельностью, в отношении которой он применял упрощенную систему, то в течение 15 дней он должен уведомить об этом свою инспекцию.

Объекты «УСН доходы» и «УСН доходы минус расходы». Ставки налога

Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему, должен выбрать один из двух объектов налогообложения. По сути это два способа начисления единого налога. Первый объект — это доходы. Те, кто его выбрали, суммируют свои доходы за определенный период и умножают на 6%. Полученная цифра и есть величина единого «упрощенного» налога. Второй объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов («доходы минус расходы»). Здесь величина налога рассчитывается как разница между доходами и расходами, умноженная на 15%.

НК РФ дает регионам право устанавливать пониженную налоговую ставку в зависимости от категории налогоплательщика. Уменьшение ставки может быть введено как для объекта «доходы», так и для объекта «доходы минус расходы». Узнать, какие льготные ставки приняты в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Выбрать объект налогообложения нужно еще до перехода на УСН. Далее выбранный объект применяется в течение всего календарного года. Затем, начиная с 1 января следующего года, можно поменять объект, предварительно уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 31 декабря. Таким образом, переходить с одного объекта на другой можно не чаще, чем один раз в год. Тут есть исключение: участники договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом лишены права выбора, они могут применять только объект «доходы минус расходы».

Как учесть доходы и расходы

Налогооблагаемыми доходами при УСН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности, например от сдачи имущества в аренду (внереализационные доходы). Список расходов строго ограничен. В него входят все популярные статьи затрат, в частности, заработная плата, стоимость и ремонт основных средств, закупка товаров для дальнейшей реализации и так далее. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке. Все доходы и расходы следует учитывать в специальной книге, форма которой утверждена Министерством финансов.

При упрощенной системе применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Другими словами, доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация или ИП погасили обязательство перед поставщиком.

Ведите налоговый и бухгалтерский учет при УСН в интуитивно понятном веб-сервисе Попробовать бесплатно

Как рассчитать единый «упрощенный» налог

Нужно определить налоговую базу (то есть сумму доходов, либо разность между доходами и расходами) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы минус расходы» должны сравнить полученную сумму единого налога с так называемым минимальным налогом. Последний равен одному проценту от доходов. Если единый налог, рассчитанный обычным способом, оказался меньше минимального, то в бюджет необходимо перечислить минимальный налог. В последующие налоговые периоды в составе расходов можно учесть разницу между минимальным и «обычным» налогом. К тому же те, для кого объектом являются «доходы минус расходы», могут перенести убытки на будущее.

Когда перечислять деньги в бюджет

Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием и девятью месяцами), нужно перечислить в бюджет авансовый платеж. Он равен налоговой базе за отчетный период, умноженной на соответствующую ставку, за минусом авансовых платежей за предшествующие периоды.

По окончании налогового периода необходимо перечислить в бюджет итоговую сумму единого «упрощенного» налога, причем для организаций и предпринимателей установлены разные сроки уплаты. Так, предприятия должны перевести деньги не позднее 31 марта следующего года, а ИП — не позднее 30 апреля следующего года. При перечислении итоговой величины налога следует учесть все авансовые платежи, сделанные в течение года.

К тому же налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», уменьшают авансовые платежи и итоговую сумму налога на обязательные пенсионные и медицинские страховые взносы, взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспосоности и в связи с материнством, на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности работников, а также на выплаты по больничным листам работников. При этом авансовый платеж или итоговую сумму налога нельзя уменьшить более чем на 50%. В дополнение к этому, с 1 января 2015 года введена возможность уменьшения налога на полную сумму уплаченного торгового сбора.

ВНИМАНИЕ. В 2020 году продлены сроки уплаты для организаций и ИП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и которые относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса (список таких отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434; применяется с учетом дополнения, внесенного постановлением от 10.04.20 № 479). В частности, нужно перечислить:

единый налог за 2019 год:

— организациям из числа МСП — не позднее 30 сентября 2020 года (отсрочка 6 месяцев);

— предпринимателям из числа МСП — не позднее 30 октября 2020 года (отсрочка 6 месяцев).

авансовый платеж за I квартал 2020 года:

— организациям и предпринимателям из числа МСП — не позднее 26 октября 2020 года (т.к. 25 октября приходится на выходной день; отсрочка 6 месяцевв);

авансовый платеж за II квартал 2020 года:

— организациям и предпринимателям из числа МСП — не позднее 25 ноября 2020 года (отсрочка 4 месяца).

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Как отчитываться при УСН

Отчитываться по единому «упрощенному» налогу нужно один раз в год. Компании должны предоставить декларацию по УСН не позднее 31 марта, а предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев не предусмотрена.

ВНИМАНИЕ. Сроки отчетности за 2019 год сдвинуты. Компании должны сдать декларацию не позднее 30 июня 2020 года, индивидуальные предприниматели — не позднее 30 июля 2020 года (см. «Перенесены сроки уплаты налогов и взносов»).

Налогоплательщики, утратившие право на «упрощенку», должны предоставить декларацию не позднее 25 числа следующего месяца.

Компании и ИП, прекратившие заниматься деятельностью, подпадающей под «упрощенку», должны предоставить декларацию не позднее 25 числа следующего месяца.

Совмещение УСН с «вмененкой» или с патентной системой

Налогоплательщик вправе по одним видам деятельности начислять «вмененный» налог, а по другим — единый налог по УСН. Также возможен вариант, при котором предприниматель по одним видам деятельности применяет «упрощенку», а по другим — патентную систему налогообложения.

В этом случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из спецрежимов. Если это невозможно, то затраты следует распределять пропорционально доходам от видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения.

Что относится к внереализационным доходам

Как известно, внереализационные доходы включаются в налоговую базу налога при УСН (часть первая пункта 2 статьи 288 НК). А согласно части седьмой статьи 288 НК к внереализационным доходам у организаций, применяющих УСН, относятся доходы, включаемые в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, кроме указанных в подпунктах 3.1, 3.2, 3.4, 3.15, 3.17, 3.198, 3.199, 3.1910 статьи 128 НК. Заметим, что внереализационные доходы, указанные в подпункте 3.1914 статьи 128 НК, не включаются в налоговую базу налога при УСН, если сумма арендной платы, упомянутая в данном подпункте, не учитывалась в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль.

Таким образом, чтобы определить, получила ли организация внереализационные доходы, учитываемые при исчислении налога при УСН, надо обратиться к статье 128 НК. А ею установлено, что для целей НК внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

По общему правилу внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том налоговом периоде, на который приходится дата признания доходов в бухучете, а в отношении доходов, по которым в пункте 3 статьи 128 НК указана дата их отражения, — на дату, указанную в данном пункте. Это общее правило применяют организации, ведущие бухучет. Организации же, ведущие учет в книге учета при УСН, в соответствии с частью одиннадцатой пункта 5 статьи 288 НК внереализационные доходы отражают на дату их получения, если иное не установлено пунктом 2 статьи 288 НК или пунктом 3 статьи 128 НК.

Чаще всего у организаций возникают следующие внереализационные доходы:

  •  проценты за предоставление в пользование денег организации и проценты за пользование банком деньгами, находящимися на банковском счете (подпункт 3.5 статьи 128 НК);
  •  неустойки (штрафы, пени), суммы, причитающиеся к получению в результате иных мер ответственности, в том числе возмещения убытков, полученных за нарушение условий договоров (подпункт 3.6 статьи 128 НК);
  •  поступления в счет возмещения организации убытков, в том числе реального ущерба или вреда, упущенной выгоды. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, в котором плательщик получил деньги и (или) возмещены убытки (включая оплату задолженности перед третьими лицами, перевод долга, зачет встречных требований и др.) (подпункт 3.7 статьи 128 НК). К таким внереализационным доходам относится, в частности, выдаваемое страховой организацией страховое возмещение за вред, причиненный транспортному средству в результате ДТП;
  •  стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, безвозмездно полученные деньги (подпункт 3.8 статьи 128 НК). Такие доходы отражаются на дату их поступления (дату освобождения от обязанности оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, дату освобождения от обязанности возврата денег);
  •  суммы, полученные в погашение дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности, а также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания (подпункт 3.9 статьи 128 НК);
  •  кредиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, кредиторская задолженность, по которой истекли сроки приобретательной давности (подпункт 3.10 статьи 128 НК);
  •  кредиторская задолженность при ликвидации кредитора. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, в котором плательщику стало известно об исключении кредитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) о факте смерти физлица, не являющегося ИП (подпункт 3.102 статьи 128 НК);
  •  стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухучете (подпункт 3.11 статьи 128 НК);
  •  положительные разницы, возникающие при погашении дебиторской или кредиторской задолженности, в том числе в связи с получением оплаты, превышающей сумму выручки и (или) внереализационных доходов, определенную в соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности (подпункт 3.18 статьи 128 НК);
  •  доходы от продажи иностранной валюты в сумме положительной разницы, образовавшейся из-за отклонения курса продажи валюты от курса Нацбанка на дату продажи (подпункт 3.194 статьи 128 НК);
  •  другие доходы, полученные плательщиком при осуществлении деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подпункт 3.20 статьи 128 НК).

Внереализационные доходы как повод для подачи декларации

По общему правилу части первой пункта 2 статьи 63 НК декларация по налогу при УСН не представляется в ИМНС, если нет объекта обложения этим налогом. А объект налогообложения при УСН — валовая выручка, то есть сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (пункт 1 статьи 288 НК). Таким образом, если организация ведет деятельность, но не получает ни выручку от реализации, ни внереализационные доходы, декларацию по налогу при УСН в ИМНС подавать не надо до того отчетного периода, когда возникнет объект налогообложения. Ну, а когда он возникнет, надо будет представлять декларацию в ИМНС до конца года.

Если предприятие не занимается деятельностью, не получает выручку от реализации, но получает внереализационные доходы (например, проценты за пользование банком деньгами, находящимися на банковском счете), оно должно подавать в ИМНС декларацию по налогу при УСН. Пример

Подача декларации по налогу при УСН при получении внереализационного дохода.

ЧУП в I–III кварталах 2016 года деятельность не вело, выручку от реализации товаров не получало, но в III квартале получило внереализационные доходы в сумме 4 руб. Предпринимательскую деятельность ЧУП стало вести лишь в IV квартале. Декларация по налогу при УСН за I–II кварталы 2016 года не представляется. Подавать декларацию надо с III квартала, когда были получены внереализационные доходы, и до конца 2016 года.

Какие ставки применять

В отношении ставок налога при УСН по внереализационным доходам действует общее правило пункта 1 статьи 289 НК: неплательщики НДС применяют ставку 5 %, плательщики — 3 %.

Правда, пунктом 1 статьи 289 НК предусмотрена особая ставка 16 % для таких внереализационных доходов, как стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств, указанных в подпункте 3.8 статьи 128 НК.

Справка. К безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся в том числе полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата, кроме случаев, установленных подпунктом 3.103 статьи 128 НК, то есть кроме сумм уменьшения кредиторской задолженности (увеличения дебиторской задолженности) при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении.

Как отражать в книге учета при УСН

Вопрос. «Наша организация применяет УСН с уплатой НДС, осуществляет грузоперевозки. Учет ведет в книге учета при УСН. В январе 2017 года у водителя выявлена недостача автомобильного топлива в сумме 12 руб., которую он возместил предприятию 10 февраля 2017 года. Где в книге учета при УСН отразить эту сумму?»

Ответ. Сумма возмещения водителем стоимости недостающего топлива — внереализационный доход согласно подпункту 3.7 статьи 128 НК. Порядок заполнения книги учета при УСН определен постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения» (опубликовано в «УСН», 2016, № 21, стр. 21–36). А в соответствии с подпунктом 2.12.1 этого постановления внереализационные доходы отражаются в графах 1–3 и 6 части I книги учета при УСН. Таким образом, в части I книги учета при УСН надо сделать следующую запись:

ЧАСТЬ I

УЧЕТ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ

Дата записи

Наименование

документа, его номер и дата

Показатели УСН в РБ в 2020 году

На 2020 год в пункте 10 Указа от 31.12.2019 г №503 “О налогообложении” изменены критерии финансовых показателей при применении УСН.

Предельные величины валовой выручки с 01.01.2020 года:

Ведение учёта в КУДИР для ИП и юрлиц — не более 774 900 (19 г. – 738 000).

Переход на УСН с 01.01.2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. не более:

  • для юрлиц — 1 538 843;
  • для ИП – 330 750.

СМОТРИ ЗАПИСЬ – КАК ЗАПОЛНЯТЬ КНИГУ УЧЁТА ПРИ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

задайте вопрос в комментариях

УСН в РБ

Малый бизнес должен играть значительную роль в экономике Республики Беларусь. Но вклад малого бизнеса в экономику нашей страны значительно ниже по сравнению с развитыми странами Запада. Так, например, в Европейском Союзе, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет до 60%. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2017 году доля малых и средних предприятий в ВВП республике составила 28,5%.

Малый бизнес решает проблему занятости населения, даёт дополнительные поступления в бюджет. При этом он может осуществляться и без поддержки со стороны государства, так как не требует значительных затрат для начала осуществления бизнеса, обладает мобильностью и легче приспосабливается к изменению конъюнктуры рынка. Однако существуют проблемы по получению кредитных и инвестиционных ресурсов для осуществления более крупных проектов и развития, имеются административные барьеры.

В целях развития малого бизнеса должны осуществляться меры государственной поддержки. Выделяют следующие основные виды государственного стимулирования и поддержки малого бизнеса:

– организационно-финансовый;

– финансовый;

– юридический;

– налоговый;

– бухгалтерский;

– административно-хозяйственный;

– маркетинговый;

– технический;

– информационный;

– обучающий.

Государство должно уделять внимание всем мерам стимулирования малого бизнеса и применять их в комплексе. Одним из средств улучшения финансового состояния малого бизнеса являются инструменты налогового стимулирования. Как инструмент поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь введена упрощённая система налогообложения.

1.Упрощённая система налогообложения как инструмент налогового стимулирования малого бизнеса

1.1. Инструменты налогового стимулирования малого бизнеса.

К инструментам налогового стимулирования, применяемым в отношении малого бизнеса, относятся:

– налоговые льготы при применении общеустановленной системы налогообложения, притом такие льготы устанавливаются по отдельным видам налогов;

– установление специальных либо особых режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

– введение налоговых каникул.

Одним из особых налоговых режимов является упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу налогоплательщиков – субъектам малого предпринимательства (хотя законом прямо не установлено, что упрощенку могут применять только такие лица).

Существуют следующие виды упрощённой системы налогообложения:

– система минимальных налогов;

– патентная система уплаты налогов;

– налог на вменённый налог;

– упрощённая система налогообложения.

Как пример решения задач по развитию малого бизнеса в условиях кризисных явлений в экономике можно привести введение упрощённой системы налогообложения в Украине. Указ Президента Украины № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», снизил налоги на малый бизнес, упростил ведения учета и отчетности. Всё это позволило миллионам граждан Украины начать собственное дело в условиях кризиса. Была снята о часть социальных проблем в сфере занятости населения, государственный бюджет получил дополнительные налоговые поступления.

Меры налогового стимулирования малого бизнеса с разной эффективностью применяют во всех странах постсоветского пространства. И от того насколько эффективно применяются данные меры в комплексе с другими видами государственной поддержки зависит положительное решение задач, стоящих перед малым бизнесом.

1.2. Роль упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь со времен перехода к рыночной экономике уделяется большое внимание созданию благоприятных условий ведения бизнеса. В том числе государство принимает меры по поддержке малого бизнеса. Так в статье 7 Закона Республике Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. № 148-З, указано, что в целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

– особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

– сокращенный состав бухгалтерской отчетности, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

К субъектам малого бизнеса в Республике Беларусь относятся:

  • индивидуальные предприниматели
  • микроорганизации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год до пятнадцати человек
  • малые организации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год от шестнадцати до ста человек.

Законодательно применение упрощённой системы налогообложения закреплено в главе 32 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь («Налог при упрощенной системе налогообложения»). При этом налоговое законодательство относит упрощённую систему налогообложения к особым режимам налогообложения. Понятие особого режима налогообложения дано статье 10 Общей части Налогового кодекса РБ – особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

До 2007 года упрощённую систему в Республике применяло менее 1% субъектов предпринимательской деятельности. С 1 июля 2007 года, когда произошёл переход с патентной системы на нынешнюю, начался резкий рост плательщиков применяющих УСН. Уже на март 2012 года количество плательщиков при упрощенной системе налогообложения составляло 128 тысяч. Однако следует отметить, что рост плательщиков налога при УСН обуславливался также возможностью использовать при осуществлении в качестве налоговой базы не валовую выручку, а валовый доход, с исключением из облагаемой выручки некоторых расходов и с применением в этом случае налоговой ставки 15%.

Одним из методов повышения привлекательности использования УСН субъектами малого предпринимательства является снижение ставок налога. В 2011 году ставки налога при упрощённой системе налогообложения составляли 8% и 6% соответственно для плательщиков, работающих без НДС и плательщиков, работающих с НДС. Также была установлена ставка налога 3% при реализации товаров, работ за пределы Республики Беларусь. В 2012 году ставки были изменены по всем позициям на один процент до 7%, 5%, 2%.

Последнее снижение ставок в 2013 году положительно отразилось на экономических показателях субъектов предпринимательской деятельности. Ставки были снижены для субъектов хозяйствования не уплачивающих НДС с 7% до 5%, для субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками НДС с 5% до 3%. При осуществление розничной торговли устанавливалась ставка 3% от валовой выручки. По некоторым оценкам такое снижение налоговой нагрузки позволило субъектам хозяйствования увеличить чистую прибыль при работе без НДС на 33%, при работе с уплатой НДС на 41,6%. За восемь лет (с 2011-го по 2018-й) количество плательщиков налога при УСН возросло в два раза.

Надо отметить, что ставки налога при УСН не всегда снижаются. Так пониженная ставка 2% при реализации товаров, работ на экспорт была отменена с 2014 года, а ставка 3% налога при УНС при осуществлении розничной торговли была отменена с 2016 года и при осуществлении розничной торговли стала применяться ставка 5%.

Как положительную тенденцию отмены некоторых запретов на применении УСН субъектами малого бизнеса можно принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» которым с 2018 года снят запрет на применение субъектами малого бизнеса, которые осуществляют деятельность через интернет-магазин, и тех субъектов, которые размещаю на своих сайтах информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное интернет ресурса имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку).

На 1 января 2019 года УСН применяло свыше 210,2 тыс. субъектов хозяйствования, что составляет 50,1% от общего количества субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах. Из них организаций – 64 555 (36,2% всех организаций), ИП – 145 666 (60,4%). Для сравнения: на 1 января 2018 года плательщиками налога при УСН признавались более 199,6 тысяч субъектов хозяйствования, а их доля составляла 47,7%.

В 2018 году в бюджет Республики Беларусь от плательщиков налога при упрощённой системе налогообложения поступило в бюджет 554 миллионов белорусских рублей (от организаций – 346,9 миллионов белорусских рублей, от ИП – 207,1 миллионов белорусских рублей), что составляет 2,2% в общей сумме доходов бюджета, контроль за которые возложен на налоговые органами. В 2017 году этот показатель составлял 2%.

В целом в Республике Беларусь принимаются меры налоговому стимулированию малого бизнеса с применением такого инструмента как введение упрощённой системы налогообложения, о чём свидетельствует рост плательщиков налога при УСН. Однако следует принимать дополнительные меры налогового стимулирования малого бизнеса так как его доля в ВВП республики значительно ниже, чем в развитых европейских странах.

2. Сущность упрощённой системы налогообложения.

2.1. Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения.

Упрощённая система налогообложения — это льготный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, который обладает достоинствами, привлекательными для налогоплательщиков.

Согласно НК РБ упрощённая система налогообложения относится к особым режимам налогообложения. В соответствии со статьёй 10 Обшей части налогового кодекса Республики Беларусь особый режим налогообложения — это специальный режим исчисления и уплаты налогов в бюджет, это предполагает введение в отношении отдельных категорий плательщиков режима налогообложения отличного от общеустановленного.

Упрощённая система характеризуется:

– простотой исчисления и уплаты;

– низкими ставками налога;

– простотой ведения учёта;

– добровольностью её применения.

Сущность налога при упрощённой системе в том, что устанавливается один единый платёж вместо нескольких налогов. При определенных условиях налог при УСН заменяет пять налогов: налог на прибыль; НДС; налог на недвижимость; экологический налог и сбор с заготовителей. Единый платёж наряду с упрощённым ведением учёта привлекателен для субъектов малого бизнеса.

По ряду видов деятельности, осуществляемой плательщиками налога при упрощённой системе налогообложения, они обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке. Например, уплачивать налог на недвижимость по объектам, переданным в аренду, такое правило направлено на предотвращения использования схем ухода от налогообложения недвижимости путём выведения её на субъекты, применяющие упрощённую систему налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов – они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников), уплачивать платежи за наёмных работников в Фонд социальной защиты населения.

В мировой практике существует практика включения зарплатных платежей в налог при упрощенной системе. Так, например по Закону Латвийской Республики О налоге с микропредприятий, микроналог представляет собой единую ставку, включающую в себя подоходный налог с населения, обязательные взносы социального страхования, подоходный налог с предприятия и пошлину за предпринимательский риск.

Ставки налога устанавливаются в низких размерах в зависимости от выбранной налоговой базы. В настоящее время ставка налога при УСН 5% без уплаты НДС и 3% с уплатой НДС. Налоговой базой является валовая выручка.

Кроме низких налоговых ставок налог при упрощенной системе налогообложения привлекателен ещё и простотой исчисления. Его расчет производится умножением ставки на сумму валовой выручки. Выручка определяемой как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов. Для расчета налога при УСН не требуется ведения учета расходов. Кроме того, микроорганизации имеют право не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность, для таких плательщиков предусмотрен упрощенный учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Организациям, у которых численность работников составляет не более пятидесяти человек и валовая выручка не превышает 1 337 415 миллионов белорусских рублей и всем ИП – плательщикам упрощённой системы налогообложения, предоставлена возможность выбора применения УСН с уплатой либо без уплаты налога на добавленную стоимость.

Наряду с достоинствами УСН, существуют и недостатки, связанные с её применением:

– отсутствие обязанности уплачивать НДС ведёт к потере части клиентов из субъектов хозяйствования, которым выгодно приобретать товар и брать к зачёту входной НДС;

– отсутствует полноценный анализ результатов хозяйственной деятельности субъекта малого бизнеса;

– сложность учета при переходе на другой режим налогообложения;

– нет права организаций на открытие филиалов и представительств;

– установлены ограничения по видам реализуемых товаров;

– установлены ограничения на осуществление отдельных видов деятельности;

– отсутствует возможность при определение налоговой базы учитывать расходы;

– отсутствует возможной оперативной смены системы налогообложения при изменении экономической ситуации;

– отсутствуют специфические особенности применения УСН в различных отраслях;

– риск стремления субъектов хозяйствования скрывать выручку в целях сокрытия превышения критерии по выручки как права на применение УСН.

2.2. Порядок ведения учёта при упрощённой системе налогообложения.

Одним из преимуществ упрощённой системы налогообложения, является возможность вести учёт в упрощённом порядке. Должностные лица малых организаций и индивидуальные предприниматели не имеют достаточных знания для ведения полноценного налогового учёта. И при применении общей системы налогообложения вынуждены либо нанимать бухгалтеров, либо обращать в специализированные организации помогающие вести учёт. Соответственно возникают лишние расходы. Также учёт при общей системе налогообложения сложнее, как следствие этому субъекты допускают ошибки при исчислении налогов, что в свою очередь влечёт применение финансовых санкций со стороны налоговых органов.

В целях упрощения учёта при УСН Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь от 09.01.2019 № 4/1/1/1 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке ее заполнения» утверждена достаточно удобная Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данная форма книги применяется начиная с 1 января 2019 года.

В данной книге кроме исчисления самого налога при УСН, предусмотрены разделы, позволяющие большинству субъектов малого бизнеса вести весь учёт только в одной книге.

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, содержит следующие разделы позволяющее вести учёт:

– выручки;

– кредиторской задолженности;

– обязательств налогового агента;

– учет капитальных строений;

– сумм налога на добавленную стоимость;

– сумм страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и расходов за счет бюджета фонда.

В целях упрощения учёта с 2019 года исключён пункт 1 раздела 2 книги «Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство», так как данная информация, дублирует сведения, которые содержатся в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Книга учёта при УСН может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книги в электронном виде по окончании отчётного периода она выводится на бумажный носитель. Плательщикам предоставлено право вводить дополнительные графы, строки.

Новацией является и то, что с 2019 года субъекты малого предпринимательства индивидуальные предприниматели могут выбирать метод отражения выручки по оплате либо по отгрузке, ранее допускался учёт только по оплате.

Как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям являющимися плательщиками налога при УСН предоставлено право вести чёт на общих основаниях и не применять книгу учёта при УСН.

3. Условия применения упрощенной системы налогообложения.

3.1. Переход на упрощённую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения установлена для стимулирования развития малого и среднего бизнеса. В целях недопущения применения упрощённой крупным бизнесом законодательством устанавливаются определенные ограничения на использование УСН. При этом используются такие критерии как:

– валовая выручка плательщика;

– среднесписочная численность работников плательщика;

– вид осуществляемой плательщиком экономической деятельности.

Применять упрощённую систему вправе следующие субъекты малого предпринимательства с невысокими показателями выручки и количества привлекаемых наёмных работников:

– организации, численность работников которых в среднем за первые девять месяцев года, предшествующего году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превышает 100 человек и валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев года не превышает 1 465 565 белорусских рублей;

– индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они планируют начать применение упрощенной системы, не превышает 315 000 белорусских рублей.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели вне зависимости от применяемого режима налогообложения не могут привлекать к осуществлению предпринимательской деятельности более трёх наёмных лиц.

Критерии по валовой выручки ежегодно корректируются.

В тоже время, когда малый бизнес успешный и начинает приносить больше доходов, перед предпринимателями работающий на УСН встает вопрос о переходе на общий порядок налогообложения либо деления бизнеса на мелкие части, в целях сохранения права работать с применением УСН.

Также законодателем установлен запрет на применение упрощённой системы налогообложения по отдельным видам деятельности. Например, высокодоходной деятельностью, связанной с финансами.

Так не допускается применение УСН при осуществлении следующих видов деятельности субъекты хозяйствования:

– производящие подакцизные товары, например алкогольных напитков, пива, табачных изделий;

– реализующие (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгметаллов и драгоценных камней;

– реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота;

– резидент СЭЗ;

– сдающие в аренду (лизинг), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;

– являющиеся участниками договора простого товарищества;

– осуществляющие операции с цифровыми знаками;

– организаторы лотерей;

– проводящие и организующие электронные интерактивные игры;

– игорные заведения;

– риэлтеры;

– страховые организации, страховые брокеры, страховые агенты;

– банки;

– являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– являющиеся участниками холдинга;

– микрофинансовые организациями;

– инвестиционные фонды, их депозитарии и управляющие организации;

– являющиеся плательщиками единого налога для производителей продукции сельского хозяйства либо единого налога на вмененный доход;

– являющиеся унитарными предприятиями (за исключением некоммерческих государственных организаций), собственником имущества которых являются юридическое лицо, либо находящиеся в государственной собственности;

– коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит: одной или в совокупности нескольким другим организациям либо находятся в государственной собственности.

Анализируя данный перечень можно сделать вывод, что данные запреты в основном не относятся к субъектам малого предпринимательства.

В целях расширения круга плательщиков УСН с 1 января 2019 года разрешено применение УСН:

– унитарным предприятиям, собственником имущества которых являются некоммерческие государственные организации;

– коммерческим организациям, которые согласно действующим в 2018 году нормам НК не имеют права применять УСН в связи с тем, что более 25 процентов их акций (долей в их уставном фонде) принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, если процентная доля акций (долей) этих коммерческих организаций, принадлежащих одной и в совокупности всем другим организациям, не являющимся некоммерческими государственными организациями, составляет не более 25 процентов.

С 2019 года в НК добавлена норма о неправомерном применении налога при УСН. За период неправомерного применения УСН налоги подлежат уплате в установленном порядке в тоже время субъект считается перешедшим на применение УСН с 1 января в котором плательщик по законодательству имел право на применение УСН.

Переход субъектов хозяйствования на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется на основании представляемого в налоговую инспекцию заявления, в том числе в электронной форме:

– вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования подают заявление в течении двадцати дней со дня государственной регистрации;

– действующие плательщики представляют заявление с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году, в котором они планируют начать применение упрощенной системы.

Двадцатидневный срок для представления заявления при начале предпринимательской деятельности целесообразно изменить на срок представления первой декларации по УСН, так как многие начинающие предприниматели по незнанию не подают заявление в установленный срок.

Применение УСН прекращается и производится уплата налогов в общем порядке начиная:

– с месяца, в котором плательщики они могут быть признаны организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 2 статьи 324 настоящего НК РБ как не имеющие права применять УСН;

– с месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговой декларацию налогу при УСН за который отражено решение об отказе от применения упрощенной системы.

При достижении выручки полученной в текущем году ИП 420000 рублей (для юрлиц 1949208, без уплаты НДС 1337415) со следующего месяца ИП утрачивает право на применение УСН.

В целом законодатель предоставляет право применять упрошенную систему налогообложения широкому кругу субъектам малого предпринимательства.

3.2. Элементы налога при упрощённой системе.

В соответствии со статьёй 325 Особенной части НК РБ объектом налогообложения налогом при упрощенной системе признается валовая выручка. Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки. При в валовую выручку в целях уплаты налога при упрощённой системе налогообложения включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. Установлены следующе ставки налога для субъектов применяющих УСН: – пять процентов – при уплате УСН без уплаты НДС; – три процента – уплате УСН с НДС – шестнадцать процентов – в отношении отдельных внереализационных доходов (безвозмездно полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы, суммы безвозмездно полученных денежных средств. Налоговый период при УСН составляет один год с 1 января по 31 декабря. Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается: – календарный месяц – при применении УСН с уплатой НДС ежемесячно; – календарный квартал – при применении УСН без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально. Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Например, индивидуальный предприниматель применяющий УСН без уплаты НДС, оказывающий строительные услуги организациям, получил в 2019 года валовую выручка в сумме 10000 рублей. Ставка налога в данном случае 5%. Сумма налога при упрощённой системе налогообложения за первый квартал составит 10000*5% = 500 рублей. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию по налогу при упрощенной системе. Уплата налога при УСН производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Преимущества и недостатки УСН по сравнению с общепринятой системой налогообложения.

Переход на УСН, который осуществляется на добровольной основе, дает налогоплательщику три основных привилегии:

1. Целый ряд налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения, заменяется единым налогом при упрощённой системе налогообложения, исчисляемым по правилам, закрепленным в главе 32 Особенной части НК РБ.

2. Облегчается ведение налогового учета субъектами малого предпринимательства, поскольку он ведется в особом порядке – посредством заполнения «Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». Соответственно не надо иметь в штате бухгалтеров.

3. Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 738 000 белорусских рублей освобождаются от ведения бухгалтерского учета.

Можно отметить следующие основные отличия упрощённой системы налогообложения от общего порядка уплаты налогов: – упрощённые порядок ведения налогового учёта; – отличие налоговой базы – отличие налоговых ставок Существенным недостатком современной упрощенной системы являются то, что налоговая база определяется только исходя из валовой выручки. Это делает применение упрошенной системы по ряду видов деятельности экономически не привлекательным. Это в первую очередь касается торговой деятельности, в особенности оптовой торговли, а также деятельности с большими затратами на аренду имущества и коммунальные платежи. Например, если индивидуальный предприниматель, осуществляющий оптовую торговлю, применяет наценку в 20 %, то он при выручке 1200 рублей, заплатит 60 рублей налога при УСН. А при применении общеустановленной системы налогообложения сумма подоходного налога составит (1200-1000) * 16% = 32 рубля, и это если учесть только затраты на приобретение товара, а есть еще иные затраты (аренда, коммунальные платежи, затраты на наёмных работников и т.д.). При учёте всех затрат разница налог при общей системе может оказаться в десятки раз меньше, чем налог при упрощённой системе налогообложения. В тоже время при оказании услуг, где расходы незначительны, применение упрощённой системы будет более выгодно. В Республики Беларусь ранее была предусмотрена упрощённая система налогообложения с применение в качестве налоговой базы валового дохода при ставке налога при упрощённой системе налогообложения 15%. В Российской Федерации в рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (иногда говорят «доходы минус расходы» ст. 346.14 НК РФ). В этой связи целесообразно и в Республике Беларусь предусмотреть возможность вычета из налогооблагаемой базы крупных расходов, таких как затраты на приобретение товаров, аренду имущества, в том числе недвижимости, коммунальные платежи.4. Преимущества и недостатки УСН по сравнению с общепринятой системой налогообложения.

О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.

Упрощенная система налогообложения в Беларуси

Справочник » Упрощенная система налогообложения в Беларуси

Упрощенная система налогообложения (УСН) в Беларуси – специальная схема, характеризующаяся относительной легкостью выплаты отчислений в фонд государства. Использовать УСН могут небольшие организации и ИП, если они соблюдают установленные критерии. Существующие ограничения зависят от численности сотрудников, величины выручки, типа деятельности.

Кто и когда может использовать УСН?

В Налоговом кодексе РБ (ст. 327) сказано, что применять или переходить на упрощенную систему налогообложения в Беларуси имеют право юр. лица, ИП, нотариусы и адвокаты, если соблюдаются критерии:

  • усредненное число служащих организации, не оплачивающей НДС при УСН, не больше пятидесяти работников;
  • усредненное число служащих организации, оплачивающей НДС при УСН, не больше ста работников;
  • величина валовой выручки возрастающим итогом за девять месяцев не выше установленного значения, например, для ИП (как оплачивающей, так и не оплачивающей НДС) – не больше 315 000 белорусских рублей.

С 2019 года использовать упрощенную систему налогообложения правомочны также УП, где собственник имущества – некоммерческая организация, и юр. лица, имеющие долю участия некоммерческих организаций РБ в их уставном фонде больше 25 %.

Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения в РБ предприятия и ИП, которые занимаются определенной деятельностью, а именно:

  • выпускают подакцизную продукцию;
  • продают ювелирные и иные изделия, выполненные с применением драгоценных камней и металлов;
  • предоставляют в аренду/лизинг или другое пользование дома, здания, места для машин, которые не являются их собственностью;
  • продают права на обладание торговой маркой, фирменным названием, знаком обслуживания и пр.;
  • работают в области игорного бизнеса;
  • осуществляют риэлтерскую и страховую деятельность;
  • зарегистрированы, как простое товарищество;
  • учреждения банков, МФО;
  • резиденты туристических парков и свободных экономических зон;
  • иные виды деятельности, предусмотренные белорусским законом.

Условия перехода и прекращения УСН с 2019 года

Чтобы применить УСН, необходимо после регистрации юридического лица в течение 20 рабочих дней предоставить в службу по налогам и сборам соответствующее уведомление в установленной форме. Перевод на УСН с иной системы возможен с начала нового календарного года, если накануне инспекторам налоговой службы было представлено надлежащее уведомление (сроки подачи с 1.10. по 31.12.). Если налогоплательщик не имеет права поменять систему, то налоговая служба присылает отказ (в срок – 10 дней).

Ставки по УСН:

  • 5% — для налогоплательщиков, которые не используют НДС;
  • 3% — для тех же лиц, которые используют НДС;
  • 16% — за нереализованные доходы (неустойка за нарушение контрактных условий, возмещение от нанесенного ущерба и пр.).

Оплата по УСН должна быть переведена не позже 22-го числа месяца, который следует за минувшим отчетным периодом.

Условия прекращения действия УСН для юридического лица:

для организаций:

  • усредненное число сотрудников превысило сто человек с начала года;
  • валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила установленное значение (с 2019 года эта цифра составляет 1 949 208 белорусских рублей);
  • превышают критерии использования УСН без НДС, при этом не определено использование УСН с НДС;

для ИП:

  • валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила установленное значение (с 2019 года эта цифра составляет 420 000 белорусских рублей).

Прекратить применение УСН могут организации и ИП, если они сами принимают это решение или начали вести деятельность, когда запрещается использование упрощенной схемы.

Основные плюсы применения УСН:

  • налог уплачивается 1 раз в квартал (кроме налогоплательщиков по УСН с уплатой НДС ежемесячно);
  • снижение общей величины налогов (исключаются выплаты в местные органы, отчисления в инновационные фонды);
  • упрощается механизм расчетов, потому что база налогообложения – это валовая выручка, чтобы установить величину налога достаточно определить значение % от базы;
  • упрощается документооборот и бухучет, отдельные категории налогоплательщиков могут вести Книгу учета расходов и доходов.

Механизм заполнения учетной Книги достаточно простой, поэтому можно не привлекать специалиста для расчета и учета упрощенной системы налогообложения. Фактически это может быть использовано, но нужно заниматься установленными видами деятельности и иметь небольшие обороты, что позволяет не выплачивать НДС.

Если обратиться к Налоговому кодексу, несмотря на то, что плательщик использует УСН, он не освобождается от других финансовых обязательств перед государством, в том числе:

  • подоходный налог (составляет 13% от общей величины личных доходов), кроме ИП в отношении их доходов;
  • разные виды пошлины (государственная, патентная, при пересечении белорусских границ и пр.);
  • налог на прибыль для тех доходов, что не попадают в УСН;
  • вычеты в фонд соцзащиты;
  • на добычу природных ресурсов;
  • утилизационный сбор и прочие виды отчислений.

В итоге получается, что применение УСН приводит к существенным преимуществам. Однако ИП и руководителям организаций не стоит расслабляться и полагать, что достаточно оформить в банке РКО, чтобы спокойно заниматься бизнесом. Нельзя допускать ошибок в документообороте, ведь их рано или поздно кто-нибудь да заметит. А нарушение законодательства приводит к наложению значительных штрафных санкций.

Не все видов доходов, полученные организацией или ИП на УСН, нужно включать в налоговую базу и учитывать при исчислении единого налога УСН. В данной статье разберемся, какие виды доходов необходимо учитывать при УСН в налогообложении.

Организация или ИП на упрощенном режиме налогообложения в качестве объекта налогообложения может выбрать либо «доходы», либо «доходы минус расходы». Какой бы выбор не сделала организация или индивидуальный предприниматель на УСН, необходимо вести учет доходов. Для этого необходимо знать, какие доходы следует включать в налоговую базу, а какие нет.

Согласно п.1 ст.346.15 при УСН в налоговую базу включаются следующие виды доходов:

  • От реализации (согласно ст.249 НК РФ);
  • Внереализационные (согласно ст.250 НК РФ).

Доходы от реализации

В данную группу включаются все доходы организаций или ИП, применяющих УСН, в виде выручки, полученной от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Причем учитываются доходы от продажи как собственных товаров (произведенных самостоятельно), так и купленных у поставщиков. Сюда же относятся доходы от реализации имущественных прав. 📌 Реклама Отключить

При определении доходов от реализации необходимо учитывать правила ст.249 НК гл.25 РФ, согласно которым выручкой признаются все поступления от покупателей, связанные с реализацией.

Доходы признаются таковыми в том отчетном периоде, когда получена оплата от покупателя.

Внереализационные доходы

При определении внереализационных доходов, включаемых в налоговую базу для расчета единого налога УСН, необходимо руководствоваться правилами ст.250 гл.25 НК РФ.

Согласно этой статье к внереализационных доходам, учитываемым в налоговой базе при УСН, можно отнести доходы, полученные следующим образом:

  • От долевого участия в других организациях;
  • Штрафы, пени, возмещение убытков, ущерба, нанесенного организации или ИП на УСН;
  • Полученные от арендаторов арендные платежи;
  • Предоставление права на результат интеллектуальной деятельности (патенты на изобретение, промышленные образцы и др.);
  • Полученные проценты по вкладам, займам, кредитам, ценным бумагам;
  • Безвозмездно полученное имущество и имущественные права;
  • От участия в простом товариществе;
  • Доходы прошлых лет;
  • Стоимость материальных ценностей, оставшихся после демонтажа основных средств и пригодных к дальнейшему использованию;
  • Имущество, денежные средства, работы, услуги, использованные не по целевому назначению и полученные в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений (кроме бюджетных средств);
  • Суммы, на которые уменьшен уставной капитал, при условии, что эти суммы не возвращены участникам общества;
  • Возвращенные суммы взносов, вкладов от некоммерческих организаций, если ранее они были учтены в составе расходов;
  • Списанная кредиторская задолженность;
  • Излишки, выявленные при инвентаризации;
  • Стоимость книжной продукции и продукции СМИ, подлежащая замене при возврате или списании по основаниям пп.43 и 44 п.1 ст.264 НК РФ;
  • Возвращенный жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества или ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в соответствие с законом №275-ФЗ от 30.12.2006.

Надо сказать, что доходы, полученные от разности курса валюты при покупке или продаже и курса Центробанка России, в том числе доходы, полученные при переоценке иностранной валюты от разности курсов ЦБ РФ, в налоговой базе при УСН не определяются и не учитываются. 📌 Реклама Отключить

В некоторых видах внереализационных доходов, учитываемых при УСН, есть небольшие исключения, о которых можно узнать, прочитав перечень ст.250 гл.25 НК РФ.