Уведомление о получении гражданства РФ

Нужно ли уведомлять УФМС о получении работником ООО гражданства России?

Добрый день! Я полностью поддерживаю точку зрения Александры. Действительно уведомлять органы ФМС об изменении статуса иностранного гражданина обязана принимающая сторона, ( закон 109-фз от 18.07.2006 ст 9), однако организация чаще всего не бывает принимающей стороной а состоит в статусе работодателя. Работодатель же на основании закона 115-фз » о правовом положении иностранных граждан» обязывается уведомить миграционный орган о том что нанял иностранца на работу и об его увольнении. На просторах разных форумов я встречала мнение что при смене иностранцем статуса надо расторгнуть с ним договор потому что это был договор с иностранным гражданином и вот тогда в этом случае только уведомить ФМС о расторжении ( ну потому что теперь есть основание ) и заключить новый ТД с гражданином России. Однако это мнение тоже спорно потому что ТК РФ не содержит такого основания для расторжения ТД с иностранцем как смена его статуса. Даже если иностранец был с патентом ТК при утрате патента не предписывает расторгать ТД а только отстранить иностранца от выполнения его обязанностей на некоторый срок. Так что расторгать ли ТД с иностранцем или нет что бы уведомить фмс это дело исключительно между иностранцем и работодателем , тк законных оснований для этого момента ИМХО нет.
Тем не менее есть еще одна точка зрения на эту проблему: по 115-фз работодатель обязан уведомить ФМС о том что взял на работу иностранца но когда иностранец меняет свой статус на гражданина РФ, делается допник к ТД и тогда получается что в организации уже работает не иностранец а гражданин РФ. ИМХО все же это более законный способ и более соответствующий ТК РФ. Таким образом обязанности об уведомлении ФМС в случае расторжения ТД с этим гражданином нет. ФМС пыталась штрафовать на этом моменте , однако есть Постановления Верховного суда от 26.06.2017 N 81-АД17-17 где ВС признал что в данном случае обязанности по уведомлению ФМС нет.
Таким образом ИМХО все же решать автору вопроса надо ли уведомить ФМС или не надо , исходя из предложенной выше инофрмации. Потому что кто-то, так сказать, » от греха подальше» расторгает ТД и уведомляет а кто-то делает допник и доказывает что ФМС не право.

Что делать работодателю, если иностранный гражданин получил гражданство РФ

Если иностранный гражданин получил гражданство РФ, действия работодателя сводятся к изменениям его данных, но есть некоторые нюансы и открытые вопросы. Требуется ли уведомление? Здесь есть несколько точек зрения и каждая из них имеет смысл. Но как поступить, решать только вам.

Итак, наверняка вы знаете, что работодатель, нанимая иностранного гражданина как работника, должен уведомить об этом территориальный орган МВД РФ по вопросам миграции в течение трех дней со дня подписания трудового договора. Тоже самое и в те же сроки нужно сделать, если трудовой договор с иностранным гражданином расторгается.

Но что делать работодателю, если его сотрудник получил российское гражданство и больше не является иностранным гражданином? Строгого алгоритма на данный момент не существует. В законе четко прописано, что делать с иностранными гражданами, да и шаблоны уведомления предусмотрены только для расторжения договора с иностранным гражданином. Однако люди боятся больших штрафов, поэтому и задаются таким вопросом.

Один из вариантов, который на самом деле логичнее всего использовать, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу, это:

  1. Расторгнуть трудовой договор с мигрантом по соглашению сторон.
  2. Уведомить отдел МВД по вопросам миграции в трехдневный срок об этом.
  3. Нанять работника заново через день уже как гражданина РФ.

Даже если инспектор посчитает, что этого делать не нужно, вы хотя бы об этом узнаете лично в своем территориальном отделении, потому что, повторюсь, тут нет четких инструкций.

Некоторые работодатели действительно лично приходят в отделение, чтобы инспектор подтвердил, нужно или не нужно уведомлять о бывшем-новом сотруднике. На всякий случай еще отправляют письмо в МВД в вольной форме о том, что трудовой договор с иностранным гражданином продолжает действовать, но теперь этот сотрудник получил гражданство РФ, следовательно, трудовой договор есть, но уже не с мигрантом.

Иногда работодатели без всяких уведомлений меняют данные по работнику (СНИЛС, ИНН, данные паспорта, счет в банке) по стандартной процедуре. И по сути это правомерно, ведь договор действует и уведомлять не о чем, меняются только персональные данные, а об этом работодатель и не должен никого уведомлять.

Почему вокруг этого вопроса ведутся споры? Потому что факт получения гражданства РФ – это не основание для того, чтобы расторгнуть трудовой договор. В трудовом законодательстве РФ такой нормы не предусмотрено. И раз уж нет оснований для расторжения договора, то уведомление по идее подавать не нужно, ведь трудовой договор все еще действует. Отсюда и разные мнения.

?

Есть также мнение, что не нужно расторгать трудовой договор, а сделать к нему дополнительное соглашение, смысл которого в том, чтобы внести изменения по существующему договору. В этом случае тоже нет смысла подавать уведомление, ведь договор все еще действует.

Вот еще интересная информация. Как вы понимаете, со стороны уже не существующего ФМС были попытки штрафовать за несоблюдение требований об уведомлении. Но один индивидуальный предприниматель дошел до Верховного суда и выиграл дело как раз в этом вопросе. Согласно постановлению Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 81-АД17-17, в случаях получения иностранным гражданином гражданства РФ у работодателя нет обязанности подавать уведомление. Так что, прецедент есть.

Теперь вы знаете, какими должны быть действия работодателя. Иностранный гражданин получил гражданство РФ и у вас есть выбор, как поступать. С одной стороны, вы можете не прекращать договор, а сделать так называемый допник и тогда не подавать уведомление. С другой стороны, вы можете расторгнуть договор с последующим уведомлением МВД и заново нанять сотрудника. Если у вас есть мнение на этот счет, поделитесь им в комментариях.

Следующая ГражданствоПолучение паспорта после получения гражданства РФ Отличная статья 0

Работник (иностранный гражданин) получил гражданство РФ. Нужно ли расторгать с ним трудовой договор и заключать новый, уже как с гражданином РФ? Каким образом снять с учета в МВД (ФМС)?

25 июля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации расторгать трудовой договор с работником не требуется.
Ни работодатель, ни работник в этом случае не обязаны представлять в территориальный орган МВД России, осуществляющий миграционный учет, какие-либо сведения, необходимые для снятия работника с такого учета в связи с получением им гражданства РФ.

Обоснование позиции:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ.
Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
— сведения о разрешении на работу (патенте) — для временно пребывающих в РФ лиц;
— сведения о разрешении на временное проживание в РФ — для временно проживающих лиц;
— сведения о виде на жительство — для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника, и исключаются устаревшие сведения.
Порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ регламентирован Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее — Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни Законом N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.
Отметим, что принимающая сторона или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 109-ФЗ (п. 42 Правил). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета.
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).
Также работодатель не лишен права направить информацию об изменении гражданства работника в территориальный орган МВД России для «подстраховки», чтобы избежать самой возможности предъявления каких бы то ни было претензий со стороны контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.

Изменения в кадровом учете

Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса.

При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.

Например, в отношении граждан Украины, согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств», документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.

Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно — на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.

внимание

Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.

Налоги для нового россиянина

При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:

  • налоговыми резидентами России;
  • получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.

Новый гражданин — новый резидент?

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.

Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и соответственно статус резидента. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-04-06-01/189).

Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.

это важно

Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.

ЕСН и пенсионные взносы

По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.

Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.

О. Попова, налоговый консультант

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОГО ГРАЖДАНСТВА ЛИБО ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – «Закон»), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции ( в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Гражданин Российской Федерации, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Данные правила применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными статьей 6 Закона.

Подавать уведомление не нужно, если это предусмотрено международными договорами РФ или федеральными законами.

Порядок заполнения уведомления

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации).

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

К уведомлению, прилагается:

— копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление;

— паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве,

— копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации.

В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

В случае подачи уведомления уполномоченным представителем лица к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Форма и порядок подачи уведомлений утверждены Приказом МВД России от 03.05.2018 N 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

Порядок представления уведомления и документов

1. Уведомление подается:

— гражданином Российской Федерации, достигшим возраста восемнадцати лет лично либо его уполномоченным представителем по установленной форме (приложения №№1,3);

— одним из родителей или иным законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности либо их уполномоченным представителем, по установленной форме (приложения №№ 2,4).

2. Способы подачи уведомления:

— лично;

— уполномоченным представителем;

— в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи.

3. Уведомление подается в подразделение по вопросам миграции У(О)МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на районном уровне (по средствам почтового отправления) либо путем личного обращения в подразделение по вопросам миграции, расположенное по месту жительства гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя, а в случае отсутствия у него места жительства, по месту его пребывания в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В случае отсутствия у гражданина или у законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя места жительства и места пребывания уведомление подается по месту фактического нахождения в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

4. Уведомление заполняется собственноручно или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются использование сокращений и аббревиатур, а также зачеркивания и исправления. При необходимости для заполнения отдельных граф уведомления могут быть использованы буквы латинского алфавита. В уведомлении должны быть заполнены все поля.

5. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем гражданина к уведомлению дополнительно прилагаются копия доверенности на право подать такое уведомление, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

6. К уведомлению в отношении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, прилагается копия одного из следующих документов, подтверждающих права законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности:

— свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет;

— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

В случае подачи уведомления уполномоченным представителем законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, к уведомлению дополнительно прилагаются копия доверенности на право подать такое уведомление, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

7. При подаче уведомления законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста четырнадцати лет, по выбору законного представителя предъявляется один из документов, подтверждающих наличие у несовершеннолетнего гражданина гражданства Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», копия которого прилагается к уведомлению.

Прием уведомления уполномоченным должностным лицом районного структурного подразделения УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом проверяются:

— точность изложенных в уведомлении сведений;

— наличие копий необходимых прилагаемых к нему документов;

— сличаются данные, подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя в предъявленном документе, удостоверяющем личность;

— заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину или законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченному представителю.

Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется печатью территориального органа МВД России для отдельных категорий документов.

Прием уведомления работником организации федеральной почтовой связи

При приеме уведомления работником организации федеральной почтовой связи сличаются:

— Данные и подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя, в предъявленном документе, удостоверяющем личность;

— заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину или законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченному представителю.

Прием уведомления подтверждается подписью сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи.

Организация федеральной почтовой связи, принявшая от гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности или уполномоченного представителя гражданина, законного представителя, уведомление, осуществляет пересылку основной части уведомления и копий документов, прилагаемых к нему, в территориальный орган МВД России не позднее рабочего дня, следующего за днем приема уведомления для осуществления учета.

Обратите внимание!

В соответствии со статьей 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В соответствии со статьей 330.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации, неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.