Уведомление о прибытии иностранного гражданина как заполнять

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье «Нарушения миграционного законодательства»

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в статье «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):

— гражданин Российской Федерации,

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

— федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

— учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

— устав (редко);

— одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

— ИНН (всегда);

— ОГРН (всегда);

— приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

— копия паспорта ген. директора (почти всегда);

— доверенность на представителя;

— приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

— копия паспорта представителя (редко);

— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

— заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

— заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г., Судебное решение от 04 марта 2016 г., Судебное решение от 06 июля 2015 г.

— патент;

— все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

— отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

— трудовой договор;

— уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655, а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321, миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ, Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г., утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации.

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя – это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле – тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях — штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа – и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи – сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет – не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Статья опубликована в Журнале «Справочник кадровика» №9, 2016 и №10, 2016.

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства — это фактически временная регистрация. Она необходима для дальнейшего оформления документов при условии, что иностранец планирует как-то легализовать свое положение на территории России, а не просто приехал с туристическими целями.

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца и для чего это нужно

В миграционном листке, который заполняется на таможне, четко прописана обязанность оформить лист о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства сразу по въезду по адресу проживания. В некоторых случаях, например, если планируется проживать в отеле, это не требуется.

Если этого не сделать, то человека вправе привлечь к административной ответственности за нарушение правил миграционного учета со всеми вытекающими последствиями, вплоть до депортации.

Кто подает уведомление

Если учитывать правила заполнения уведомления о прибытии иностранного гражданина, то заполнять и подавать этот документ обязан человек, предоставляющий свое жилье иностранцу. Например, арендодатель, управляющий отелем и так далее. Чаще всего лицо, которое фигурирует в уведомлении, тоже присутствует при подаче документов, но это необязательно.

С 7 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ, которым в частности предусмотрено, что выступать принимающей стороной и прописывать других теперь вправе также иностранцы, в собственности которых находится жилье. Ранее они такого права не имели.

Где взять бланк для заполнения

Исходя из сказанного выше, так как заполнять уведомление о прибытии иностранного гражданина обязан не он сам, этот вопрос его волновать особо не должен. С другой стороны, он важен для принимающей стороны. Взять бланк уведомления получится сразу в миграционном отделении МВД (бывшие отделения УФМС — миграционная служба). Учитывая тот факт, что форма периодически меняется, удобнее взять бланк и заполнить его уже на месте. Но если очереди очень большие (иногда приходится ждать часами или даже днями, чтобы оформить уведомление), есть смысл все подготовить заранее.

В некоторых случаях уведомление подается самим иностранцем (если он является собственником жилого помещения, если у него есть ВНЖ и согласие принимающей стороны, и другие случаи).

Какие еще документы требуются

Помимо самого уведомления, потребуются следующие документы:

  • паспорт иностранца;
  • миграционный листок;
  • паспорт принимающей стороны;
  • документы на помещение, где проживает иностранец.

Требования к заполнению уведомления

Как и подготовка любого другого официального документа, оформление уведомления о прибытии иностранного гражданина предполагает отсутствие пометок, опечаток и так далее. Не допускаются ошибки и нередко требуют заполнять бланк исключительно синей ручкой. Как доказывает практика, подготовить документ допускается даже на компьютере, но нередко сотрудники МВД требуют заполнения исключительно вручную, при них.

Порядок заполнения

В стандартном варианте форма заявления о регистрации иностранного гражданина состоит из двух страниц (на двух сторонах одного листа). Логично, что сначала заполняется первая страница и только потом вторая. Следует учитывать, что в нижней части каждой страницы есть отрывная часть, которую заполняет инспектор при принятии документа.

Форма утверждена Приказом МВД РФ от 30.07.2019 № 514.

Лицевая сторона

Лицевая сторона, которая присутствует на заявлении о месте пребывания иностранного гражданина, включает в себя следующие, обязательные для заполнения пункты:

Блок 1. Ф.И.О. Логично, что тут указывается фамилия, имя и отчество (если оно есть) того человека, которого ставят на учет. Важно помнить, что конкретно его, а не принимающей стороны, так как это часто путают.

Блок 2. Гражданство. Указывается обычно в виде страны. Например, Украина, Казахстан и так далее. Иногда допускается писать в таком формате: «Украинец». Ниже проставляется дата рождения и пол иностранца.

Блок 3. Место рождения. Состоит из двух строк. На верхней необходимо указать страну рождения, а на второй — населенный пункт, в котором родился человек. Иногда это допускается делать на одной строке. Рекомендуется уточнить этот момент у инспектора.

Блок 4. Документ, удостоверяющий личность. Чаще всего это гражданский или заграничный паспорт. Конкретный тип документа указывается в соответствующей строке.

Блок 5. Документ, на основании которого иностранец находится на территории РФ. Во многих случаях, если человек приехал впервые или не планирует долго задерживаться в России, эти пункты не заполняются.

Блок 6. Тут требуется указать, с какой целью иностранец приехал в Россию, кто он по профессии, когда въехал и когда планирует выехать. Также указываются данные миграционной карты. Все это обязательно, даже если иностранный гражданин прибыл сюда с туристическими целями.

Пункты о законных представителях и прежнем адресе в РФ не обязательны к заполнению. Первый необходим, если иностранец, которого ставят на учет, является несовершеннолетним или недееспособным лицом, нуждающимся в представителе-родителях. Второй актуален тогда, когда человек ранее проживал по другому адресу, а потом переехал.

Блок 7. Эту часть бланка трогать не нужно. Информацию вносит инспектор.

Блок 8. Это отрывная часть, которую не следует заполнять. Этим займется инспектор.

Оборотная сторона

На второй странице листа указывается следующая информация:

1. Данные о месте проживания иностранца. Максимально подробно. Если какой-то пункт не актуален, допускается его пропуск. Например, если в адресе дома нет корпуса, то заполнять это не требуется.

2. Тут указывается подробная информация о принимающей стороне. Следует учитывать, что бланк универсальный и рассчитан как на физических, так и на юридических лиц. Как следствие, некоторые пункты заполнять не обязательно. Подпись проставляется в соответствующем окне, а печать физическому лицу и тем фирмам, у которых ее нет, ставить не нужно.

3. Как и в случае с лицевой стороной, отрывная часть оборотной страницы заполняется инспектором.

Полностью заполненный образец выглядит так:

Куда подавать уведомление

После того как принимающая сторона, ориентируясь на предложенный выше образец временной регистрации для иностранных граждан, заполнила бланк, его необходимо передать в контролирующие структуры. Раньше этим занималось УФМС.

После перехода этой государственной организации под МВД занимаются этим вопросом органы полиции. Но чаще всего отделения, принимающие уведомления, находятся там же, где раньше располагались структурные подразделения УФМС. В крайнем случае, если непонятно, куда идти, необходимо обратиться в ближайшее отделение полиции лично или по телефону и уточнить необходимый адрес.

Другой вариант — .

С сентября 2020 года предусмотрен и электронный вариант отправки. Эта норма уже появилась в законе 182-ФЗ, но на практике она пока не реализована.

Об авторе статьи

Родился на Украине, в 2017 году самостоятельно получил гражданство России, прошел все этапы, теперь хорошо в этом разбираюсь и делюсь опытом.

По образованию – финансист и бухгалтер. Многие годы проработал в банках. Это дало необходимый опыт работы с документацией, что в конечном итоге помогло при оформлении документов на гражданство.

Стаж как автора статей – более 5 лет, из которых практически весь срок работал с порталами юридической тематики, изучал законодательство, требования и особенности решения разных проблем. При оформлении гражданства опирался исключительно на свой опыт и знания, что помогло получить нужный статус в рекордный для моего региона проживания (Воронеж) срок.

© https://109fz.com. Источник: 24 Сен 2020, 00:32

Новые правила заполнения бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина

С 13 июля 2020 года изменился бланк для временной регистрации иностранных граждан. В новой форме уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства добавлены поля для внесения типа и реквизитов документа подтверждающего законное право пользоваться помещением, в котором будет пребывать иностранный гражданин.

В качестве такого документа могут выступать:

  • свидетельство о государственной регистрации права;
  • выписка из ЕГРН;
  • договор аренды помещения;
  • договор социального найма.

С 7 сентября 2020 года отменено ограничение на регистрацию для иностранных граждан собственников помещений на территории РФ. Сейчас, не зависимо от того имеет ли физическое лицо российское гражданство или нет, если у него есть в собственности жильё оно вправе предоставить его для проживания другому иностранному гражданину.
Если принимающей стороной является организация, то в качестве документа подтверждающего право пользоваться помещением подойдет договор аренды. Но это не относиться к физическим лицам. Как и раньше если физическое лицо арендует жильё, то оно не в праве регистрировать в это помещение других иностранных граждан. Исключением является договор социального найма.
Подтверждение законного права на пользование помещение является обязательным пунктом для подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина и регистрации его по месту проживания.
Напомним, что все иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие на территорию РФ на срок более 7 дней обязаны зарегистрироваться по месту пребывания. Исключение сделано для граждан Украины, которые могут находиться на территории России до 90 дней без регистрации, Беларуси, Киргизии, Армении, Казахстана (до 30 дней) и Таджикистана (до 15 дней), если целью визита не является работ в РФ. Если иностранный гражданин приехал на заработки, то он обязан подать уведомление в течение 7 дней.
Для заполнения уведомления потребуются:

  • копия паспорта иностранного гражданина;
  • копия миграционной карты;
  • копия паспорта представителя принимающей стороны;
  • копия документа подтверждающего право пользоваться помещением.

Для организации дополнительно потребуются:

  • копия свидетельства ОГРН;
  • копия приказа о назначении руководителя организации;
  • оригинал или копию документа подтверждающего право сотрудника организации заниматься вопросами, связанными с регистрацией иностранных граждан, работников организации.

За нарушение сроков подачи уведомления предусмотрены штрафы, как для принимающей стороны, так для иностранных граждан. Данное нарушение рассматривается, как несоблюдение правил въезда на территорию РФ и режима пребывания. Иностранным гражданам грозит от 2000 до 5000 рублей и возможное выдворение с последующим запретом на въезд.
Для принимающей стороны предусматриваются штрафы:

  • от 2000 до 4000 рублей для физических лиц;
  • от 25000 до 70000 рублей для должностных лиц;
  • от 400000 до 1000000 рублей для юридических лиц.

­- «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ)

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

— Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014)

Приехав в Россию, каждый иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет (зарегистрироваться) по месту пребывания в течение 3 дней.

Граждане стран СНГ, прибывшие в РФ, должны встать на миграционный учет (зарегистрироваться) по месту пребывания в течение 7 дней.

Для граждан некоторых государств установлены другие сроки:

— Для граждан стран, входящих в ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана) — 30 дней;

— Для граждан Таджикистана – 15 дней.

Для постановки на миграционный учет нужно иметь ксерокопии паспорта и миграционной карты.

Иностранный гражданин становится на миграционный учет у принимающей стороны.

Принимающая сторона – человек или организация, которые регистрируют иностранного гражданина по своему адресу.

Принимающей стороной могут выступать:

— гражданин РФ, постоянно зарегистрированный в регионе, где Вы собираетесь работать;

— иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ;

— юридическое лицо: организация-работодатель, гостиница, некоммерческая организация.

Зарегистрироваться и жить нужно обязательно в жилом помещении.

При проживании в гостинице, социальном или медицинском учреждении администрация обязана поставить Вас на миграционный учет в течение 1 дня.

Вам понадобятся следующие документы:

Список документов Принимающей стороны (физическое лицо):

— Паспорт гражданина РФ или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории РФ.

— Копия паспорта гражданина РФ или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории РФ.

— Копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение.

Список документов Принимающей организации:

— Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

— Копия ИНН.

— Копия уведомления из территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

— Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ.

— Копия приказа о назначении руководителя.

— Копия паспорта руководителя.

— Копия трудового договора с иностранным гражданином.

— Сведения об организации (адрес, телефон).

— Копия договора Аренды или копия свидетельства о праве собственности на занимаемое помещение.

— Оригинал выписки ЕГРЮЛ (сделанной не ранее двух месяцев назад).

Все документы заверяются печатью и подписью руководителя организации.

Список документов трудового мигранта:

— Паспорт

— Копия паспорта (первая страница и страница с отметками о пересечении границы).

— Миграционная карта.

— Копия миграционной карты.

— Медицинский полис.

— Копия медицинского полиса.

Для того, чтобы стать на миграционный учет, необходимо:

Заполнить специальный бланк-уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Этот бланк бесплатный. Он состоит из двух частей. После заполнения одна часть передается в Управлении по вопросам миграционного учета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, другая остается у иностранного гражданина. На обеих частях обязательно указывается адрес пребывания, личные данные принимающей стороны и личные данные иностранного гражданина. Принимающая сторона-гражданин ставит на бланке свою подпись, а принимающая организация – печать и подпись руководителя.

Отправить уведомление с копией паспорта иностранного гражданина, копией паспорта гражданина РФ (принимающая сторона) и копией миграционной карты через «Почту России» в Управлении по вопросам миграционного учета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Услуга платная – не менее 118 рублей. Подача уведомления напрямую в Управлении по вопросам миграционного учета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области БЕСПЛАТНА.

Получить отрывной бланк уведомления с проставленной отметкой о приеме от работников Управления по вопросам миграционного учета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или «Почты России».

Данный документ оформляется на срок не более 90 дней с момента пересечения границы, но не дает права на работу.

Чтобы работать легально, нужно оформить патент на работу. После получения патента иностранный гражданин должен продлить свою регистрацию в РФ, но не более чем на 1 год со дня въезда.

Иностранному гражданину, нарушившему правила въезда и режима пребывания в Санкт-Петербурге, грозит штраф от 5 до 7 тысяч рублей с административным выдворением из России и запретом на въезд на 5 лет (согласно ст. 18.8 и ст. 19.27 КоАП РФ).

Сделайте ксерокопию уведомления о постановке на миграционный учет – это поможет Вам восстановить документ в Управлении по вопросам миграционного учета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, если Вы случайно потеряете или испортите его.