Уведомление о прописке иностранного гражданина

Можно ли наказать работника, если он несвоевременно представил информации об изменении своих персональных данных

ИА ГАРАНТ

Вправе ли работодатель обязать работников своевременно представлять информацию об изменении своих персональных данных (паспортные данные, адрес регистрации, семейное положение, рождение детей, номер телефона и т.д.)? Вправе ли он применить дисциплинарную или материальную ответственность в случае несвоевременного представления информации об изменении своих персональных данных и в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе установить в локальном нормативном акте организации порядок предоставления работниками сведений об изменении их персональных данных (паспортных данных, семейного положения, сведений о детях и адресе места жительства). Однако привлечь работников за несвоевременное сообщение работодателю об изменении их персональных данных (за предоставление документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные)) к дисциплинарной или к материальной ответственности работодатель не вправе.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и сведения о документах, удостоверяющих его личность. Обязанность указывать в нем сведения об адресах сторон договора, их семейном положении и наличии детей в законе отсутствует. Однако по усмотрению сторон трудовых отношений данные сведения могут быть внесены в трудовой договор. Сведения о паспортных данных, семейном положении и наличии детей, адресе работника (по паспорту и фактическом) указываются в личной карточке работника. Форма личной карточки работника утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (п.п. 9-12)*(1).
Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника предоставлять работодателю сведения об изменении указанных данных. В то же время такая обязанность установлена, например, пенсионным законодательством: работники (застрахованные лица) обязаны предоставлять сведения работодателю и заполнять необходимые документы в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новом адресе, и заполнить соответствующие формы (абзацы второй и четвертый п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 6 указанного Закона).

В свою очередь, работодателю как налоговому агенту в случае представления документов, предусмотренных НК РФ и содержащих недостоверные сведения, грозит штраф в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ (вступила в силу с 01.01.2016)). Это касается, в частности, обязанности работодателя отчитываться перед налоговыми органами о доходах физических лиц и удержанном налоге по форме 2-НДФЛ и о расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Указанные формы содержат персональные данные работников.
Поэтому в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов (например, в области пенсионного, налогового законодательства, а также законодательства о воинском учете, законодательства о социальном обеспечении и т.п.) работодатель может установить в локальном нормативном акте порядок обработки персональных данных работников, включающий в себя также способы сообщения работником об изменении тех сведений, которые необходимы работодателю для соблюдения законодательства, например, путем ежегодного заполнения анкет, переданных работодателем работнику, а также при обращении за выдачей документов, связанных с работой, в которых указываются соответствующие персональные данные.
Порядок должен быть разработан с учетом общих требований при обработке персональных данных работника и гарантий их защиты, установленных ст. 86 ТК РФ; работник должен быть ознакомлен с ним под роспись (п. 8 части первой ст. 86 ТК РФ).
Работодателю следует иметь в виду, что невыполнение работником обязанности о своевременном сообщении информации об изменении своих персональных данных не может повлечь для работника негативные последствия (его нельзя привлечь ни к дисциплинарной, ни к материальной ответственности), поскольку такая обязанность не вытекает из требований трудового законодательства. Законодатель установил для работника только право требования об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных (часть первая ст. 89 ТК РФ), а обязанность по предоставлению актуальных данных на работника законом не возложена.
Нельзя привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности и в случае предоставления им документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные). Норма п. 11 части первой ст. 81 ТК РФ (о праве работодателя расторгнуть трудовой договор в связи с представлением работником подложных документов) в подобных случаях применима быть не может, поскольку трудовой договор уже заключен, а новые документы (пусть даже с недостоверными сведениями) никак не могут повлиять на решение работодателя о заключении трудового договора*(2).
Поэтому мы полагаем, что установление порядка обработки персональных данных работников в локальном нормативном акте само по себе не решит проблему своевременного изменения работодателем сведений о персональных данных, содержащихся в документах, используемых в деятельности организации, поскольку для работников установление соответствующей обязанности, по сути, будет являться установлением способа реализации ими своего права требования к работодателю об изменении неактуальных данных. Но такой документ, по нашему мнению, может помочь работодателю избежать претензии к нему со стороны работников или контролирующих органов при возникновении тех или иных негативных последствий использования неактуальных сведений при заполнении документов в целях представления их в различные государственные органы.

В то же время необходимо отметить, что несоответствие реальных персональных данных о работнике и данных в кадровых документах может повлечь проблемы для самого работника (например при подтверждении страхового стажа для начисления трудовой пенсии). Своевременное внесение указанных изменений — в интересах самого работника.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Земцов Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
16 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) С 1 января 2013 года на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). Эти организации вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.
*(2) Как указывают судебные органы, увольнение по п. 11 части первой ст. 81 ТК РФ законно, если подложные документы повлияли на решение работодателя о заключении трудового договора (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.02.2014 N 33-629, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.12.2013 N 33-2711/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от
12.03.2013 N 33-2026, решение Борского городского суда Нижегородской области от 26.04.2013 N 2-527/2013).

В ст. 57 ТК РФ не содержится нормы, обязывающей указывать адреса сторон в трудовом договоре — ни адрес работодателя, ни адрес работника.
Как быть в случае трудовых споров? На какой адрес отправлять уведомления работнику — на адрес, который указан в личной карточке (Т-2)?
Верно ли, что если адрес у работника меняется, то он не обязан информировать об этом работодателя, и ответственность за это не установлена?

22 октября 2012

Действительно, ст. 57 ТК РФ, предусматривающая требования к содержанию трудового договора, не обязывает указывать в нем сведения об адресах сторон договора. Однако по усмотрению сторон трудовых отношений сведения об адресе работника и работодателя могут быть внесены в трудовой договор.
постановлениемСведения об адресе работника (по паспорту и фактический) должны быть указаны в личной карточке работника. Форма личной карточки работника утверждена Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. В пункт 12 формы Т-2 вносятся сведения об адресе места жительства работника.
Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника предоставлять работодателю сведения об изменении адреса.
В то же время такая обязанность установлена пенсионным законодательством. Работники обязаны предоставлять сведения работодателю и заполнять необходимые документы в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новом адресе, и заполнить соответствующие формы (абзацы второй и четвертый п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 6 указанного Закона).
Таким образом, хотя трудовое законодательство и не содержит обязанности работника сообщать работодателю об изменении адреса постоянного места жительства, однако несоответствие данных о работнике в паспорте и кадровых документах может повлечь проблемы (например при подтверждении страхового стажа для начисления трудовой пенсии), своевременное внесение указанных изменений — в интересах самого работника.
Трудовое законодательство не устанавливает обязанности работодателя устанавливать адрес фактического местонахождения работника. Следовательно, уведомления направляются по адресу, указанному в личной карточке. Но если работодателю известны другие адреса возможного проживания работника, то уведомления следует направить и по ним тоже.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Как быть с перерегистрацией иностранных граждан при смене места жительства?

На официальном сайте ФМС опубликовано разъяснение, согласно которому при выезде иностранного гражданина из прежнего места пребывания и его въезде в новое место пребывания отрывной бланк уведомления остается у иностранного гражданина. При прибытии иностранца в новое место пребывания прежний отрывной бланк уведомления о прибытии предъявляется иностранным гражданином новой принимающей стороне для его использования при оформлении бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина по новому адресу. К примеру, зарегистрировавшись по какому-либо адресу в г.Москве и затем отправившись в иной регион России, иностранный гражданин передает свой отрывной бланк уведомления о прибытии, оформленный в г.Москве, принимающей стороне в регионе (собственнику жилого помещения, представителю принимающей компании либо администрации гостиницы). Взамен данного отрывного бланка уведомления иностранному гражданину выдается новый с указанием адреса места пребывания в регионе. При постановке на миграционный учет иностранца по новому месту пребывания происходит автоматическое снятие его с учета по прежнему адресу в г.Москве. Поскольку речь идет о продлении срока действия регистрации по месту пребывания, при оформлении нового бланка уведомления о прибытии используются данные той миграционной карты, которой располагает иностранный гражданин. И поскольку на миграционной карте отображена более ранняя дата въезда иностранца в Россию, нежели дата прибытия в новое место пребывания, для подтверждения своевременной постановки на миграционный учет в прежних местах пребывания иностранному гражданину желательно предоставлять новой принимающей стороне копии прежних бланков уведомления о прибытии, оформленных во время текущего визита в Россию.

Таким образом, при рассмотрении нововведений января-марта 2011 года в правилах миграционного учета иностранных граждан можно увидеть их прогрессивный характер, который проявился в следующем:

1) отменены государственные пошлины за постановку на миграционный учет иностранного гражданина;

2) принимающая сторона освобождена от обязательства по уведомлению ФМС об убытии иностранного гражданина из места пребывания; при этом иностранный гражданин при перемещении по территории РФ сохраняет при себе отрывной бланк уведомления до момента его регистрации по новому адресу пребывания. Это исключает бытовавшую прежде административную ответственность за несдачу каждой принимающей стороной оформленного ею бланка регистрации иностранца при убытии иностранного гражданина;

3) снятие иностранного гражданина с миграционного учета происходит при постановке его на миграционный учет в новом месте пребывания либо при пересечении границы РФ, что свидетельствует о совершенствовании общероссийской системы миграционного контроля;

4) иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с миграционным законодательством, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина;

5) высококвалифицированные специалисты, а также иностранные граждане, являющиеся членами их семей, имеют возможность пребывать в регионе осуществления своей трудовой деятельности без оформления регистрации по месту регистрации до 90 суток, а при командировках в иной регион – до 30 суток при наличии оформленной по прежнему месту пребывания регистрации.

Это преимущества создают комфортные условия для ведения бизнеса работодателями, которым больше не требуется отвлекаться на дополнительные миграционные процедуры, а также вносят ясность в правила пребывания и миграционного учета иностранных граждан в России на фоне их частых перемещений, как по территории страны, так и по всему миру.

На высококвалифицированных специалистов распространяется льготный режим миграционного учета. С 15 февраля 2011 г. высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ.

При этом указанные иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Т.е Ваша сестра обязана в течении 7 дней встать на регистрационный учет по новому месту жительству.

Для лучшего ознакомления с правилами регистрации иностранных граждан по месту пребывания в России можете здесь http://www.levinebridge.com/ru/library/index.php?ELEMENT_ID=470

Как устроена перерегистрация вида на жительство при переезде в другой регион

Под перерегистрацией понимается процедура оформления прописки по новому адресу. Иностранец с ВНЖ вправе спокойно передвигаться по России, но при этом обязан держать в курсе своих «скитаний» УВМ. В этом посте мы поговорим о том, как происходит перерегистрация вида на жительство при переезде на ПМЖ в другой регион.

Когда нужна перерегистрация вида на жительство

Постоянная регистрация через органы миграции нужна только в том случае, если вы перебираетесь в другой регион на ПМЖ. Если же иностранец с ВНЖ приезжает в другой город в командировку, отпуск или в гости, ему достаточно оформить временную регистрацию (встать на миграционный учет) через МФЦ. Временная регистрация должна быть получена в течение недели. Обязанность сделать ее для иностранного гражданина с видом на жительство лежит на плечах принимающей стороны: рабочей организации, гостиницы, принимающего родственника или друга и т.д.

Снятие с учета происходит автоматически при выезде иностранца из страны, постановке на учет в новом месте пребывания, смерти или обнаружении факта фиктивной постановки на учет. Кроме того, принимающая сторона может самостоятельно сообщить об убытии иностранца.

Основания для снятия с миграционного учета

Перерегистрация вида на жительство не нужна и в том случае, если вы переезжаете в пределах своего региона.

Например, вы жили в Выборге, а переехали во Всеволжск (оба города находятся в Ленинградской области). Оформить новую регистрацию можно, но необязательно (при этом встать на миграционный учет — обязательно). А вот если вы перебрались из Выборга в Санкт-Петербург, то заново регистрироваться необходимо, так как этот город является отдельным субъектом РФ.

Как оформить перерегистрацию вида на жительство

Регистрация по новому адресу практически ничем не отличается от первичной регистрации с ВНЖ. В течение 7 дней после приезда вы обращаетесь в ближайший к месту потенциальной прописки орган УВМ МВД, подаете заявление и прилагаете к нему документы:

  • паспорт с нотариальным переводом;
  • ВНЖ с уже имеющимся штампом о регистрации на постоянном месте жительства;
  • документы, которые подтверждают ваше право на пользование комнатой, квартирой, или домом.

Если регистрируетесь у родственников или знакомых, их придется взять с собой, так как собственники должны лично объявить о своем согласии и поставить подпись в присутствии инспектора УВМ. За регистрацию предусмотрена государственная пошлина в размере 350 рублей.

В бланке заявления предусмотрена графа с просьбой о снятии с регистрации по предыдущему адресу. Это значит, что лично заниматься снятием себя с учета вы не должны. Передача данных о новом месте жительства иностранного подданного — это внутреннее дело государственных органов.

Образец бланка заявления о снятии с регистрации

Гражданство при смене места жительства с ВНЖ

На форумах, посвященных иммиграции, задается много вопросов о том, действительно ли подавать на гражданство можно исключительно в том регионе, где был получен ВНЖ. Нет, это не так. Заявление о приеме в гражданство подается в соответствующий орган МВД по месту жительства. А местом жительства для иностранцев в РФ считается адрес, где он зарегистрирован.

Если вы получили ВНЖ в Волгоградской области, а потом переехали, например, в Екатеринбург, вы имеете полное право подавать на гражданство в Екатеринбурге.

Отказ инспектора принимать заявление, аргументированный тем, что «дело не передали», является неправомерным. Внутренний регламент органов МВД никоим образом не касается прав граждан с ВНЖ в получении гражданства РФ.

Видео на тему регистрации по виду на жительство 0 0

Подводные камни, или что мы не знаем о миграционном учете иностранных граждан

Осуществление постановки на миграционный учет иностранных граждан, а в народе просто — «регистрация», на первый взгляд, не представляет особой сложности. Принимающей стороне, а в большинстве случаев — это работодатель, достаточно соблюсти установленные законом сроки постановки на миграционный учет после въезда иностранного гражданина на территорию РФ, а так же перемещения по территории РФ, своевременно продлить его в случае необходимости.

Однако, весь этот стандартный набор действий, хорошо известный любому работодателю, не гарантирует стопроцентное соблюдение закона.

В законодательстве предусмотрено большое количество нюансов, при наступлении которых потребуется незамедлительно переоформить действующий миграционный учет.

В данной статье мы рассмотрим более подробно некоторые из них, тем самым постараемся обезопасить работодателя и работника от возможных негативных последствий при проверке компетентными органами.

Для начала предлагаем вспомнить, в течение какого времени после въезда необходимо оформить миграционный учет иностранному работнику, а так же членам его семьи:

Статус иностранного гражданина

Срок постановки на миграционный учет

При пересечении границы

При смене места пребывания

ВКС

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 90 дней с момента прибытия в РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 30-ти дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Визовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Безвизовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ
*граждане Республики Таджикистан — в течение 15 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Граждане стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан)

в течение 30-ти дней с момента пересечения границы РФ

*граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Разрешение на временное проживание (РВП)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения РВП (либо осуществить регистрацию по месту жительства), ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Вид на жительство (ВНЖ)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения ВНЖ. Осуществить регистрацию по месту жительства, если срок проживания на территории РФ превышает 3 года, ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Важно отметить, что миграционный учет аннулируется при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а так же его обращения, либо обращения принимающей стороны в новом месте пребывания иностранного гражданина на территории РФ за постановкой на миграционный учет.

При въезде на территорию РФ, в большинстве случаев, иностранному гражданину дается всего лишь 7 дней на постановку на миграционный учет. Не все иностранные граждане имеют изначально помещение для проживания или же потенциального работодателя, в связи с чем многие из них вынуждены прибегать к поиску компаний-посредников в интернете, предлагающих недорого оформить желанный документ по «своему» адресу. Но данных предложений стоит опасаться, так как вполне вероятно, что речь может идти о так называемых «резиновых квартирах». Несмотря на то, что ГУ МВД в сфере миграции активно борется с недобросовестными гражданами, регистрирующими в своей квартире тысячи иностранных граждан, проблема все же актуальна.

В последнее время на смену «резиновым» квартирам пришли не менее вместительные офисы, владельцам которых известно, что в законе пока отсутствует такое понятие как «резиновый офис». Открывая «липовые» конторы, аферисты регистрируют в них также тысячи мигрантов. Воспользовавшись данным предложением, иностранный гражданин рискует быть привлечённым к административной ответственности вплоть до административного выдворения из РФ при повторном нарушении закона в течение года.

Во избежание проблем с законом мы можем выделить следующие основные принимающие стороны, имеющие право осуществлять легальную постановку на миграционный учет иностранных граждан:

  1. Организация, оказывающая гостиничные услуги;
  2. Жилое помещение, где иностранный гражданин в действительности проживает (постановка на миграционный учет осуществляется собственником квартиры);
  3. Потенциальный работодатель, по фактическому адресу организации, где планирует осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин;
  4. Многофункциональный миграционный центр (ММЦ), в случае обращения за оформлением патента для работы, и не более чем на 30 дней.

Возвращаясь к тем самым нюансам, речь о которых велась изначально, мы хотели бы отметить наиболее часто встречающиеся.

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ

Одним из самых распространённых событий, происходящих с иностранными гражданами и служащий сигналом для работодателя о необходимости переоформления миграционного учета, является выезд иностранного гражданина за пределы России. Каждый раз при выезде иностранного гражданина за пределы РФ его действующий миграционный учет автоматически аннулируется. В этом случае после его повторного въезда в РФ у принимающей стороны возникает снова обязанность в оформлении миграционного учета на новую миграционную карту.

Получение новой, переоформление или продление рабочей визы

Данный факт является безусловным основанием для переоформления миграционного учета в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события, при этом абсолютно не имеет значение, выезжал ли иностранный гражданин куда-либо. Также не будет важным и то, что действующий миграционный учет не истек.

Изменение персональных данных (ФИО, паспорт, должность)

Данное событие в жизни иностранного работника не такое частое явление, именно поэтому многие работодатели упускают из вида, что кроме корректировки разрешительных документов, необходимых для работы, нужно «обновлять» и миграционный учет, притом все в те же 3 рабочих дня со дня наступления соответствующего события.

Нахождение в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги либо в медицинском учреждении

Еще одна ситуация, о которой может не знать работодатель — это установленный законом перечень организаций, которые самостоятельно, без информирования работодателя, а иногда и иностранного гражданина, обязаны осуществить постановку на миграционный учет любого зарубежного «гостя», а при убытии проинформировать УВМ ГУ МВД РФ (ранее — УФМС) о его снятии с учета.

Среди таких организаций:

  1. гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, детский оздоровительный лагерь, медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, или организация социального обслуживания;
  2. организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги лицам без определенного места жительства;
  3. учреждение, исполняющее административное наказание.

В связи с тем, что 2-х действующих миграционных учетов у иностранного гражданина не может быть, фактически он оказывается в следующей ситуации: при нахождении в медицинском учреждении или в гостинице оформление миграционного учета в данных организациях аннулирует миграционный учет, оформленный ранее, вновь оформленный же гасится при выезде, то есть иностранный гражданин в этом случае не имеет действующего документа, а значит, работодатель при прибытии иностранного гражданина должен переоформить миграционный учет для него повторно.

Отдельно хотелось бы рассмотреть процедуру постановки на миграционный учет и продление сроков пребывания для иностранных граждан из стран с безвизовым въездом в РФ, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента либо разрешения на работу ВКС (так же безвизовым членам семьи ВКС).

Существует расхожее мнение, что продление сроков пребывания и продление миграционного учета (учета по месту пребывания) на разрешенный срок пребывания – одно и то же. Однако, это совсем не так.

Миграционный учет (учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пп.6, п.1, ст.2,109-ФЗ).

Временное пребывание — это период времени, в течение которого иностранному гражданину разрешено пребывать/проживать на территории России. Данный период времени всегда органичен нормативно-правовым актом, соглашением между странами либо визой.

Согласно действующему законодательству срок временного пребывания в РФ обычного иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, а так же в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.1, ст.5, 115-ФЗ).

Временно пребывающий иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении разрешенного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором (п.2, ст. 5, 115-ФЗ), либо продлить его в случае, если на день истечения указанных сроков имел место один из указанных фактов (п.5, ст.5,115-ФЗ):

Событие

Срок

1

Получение патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

2

Продление патента*

не позднее 3-х рабочих дней с момента продления патента (оплаты НДФЛ)

3

Переоформление патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

4

Получение разрешения на работу (для ВКС из безвизовых стран)

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

*продление патента осуществляется посредством уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Что касается оформления миграционного учета и продления сроков временного пребывания для сопровождающих членов семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, то законодательством это не предусмотрено.

На практике сотрудники ГУ МВД по вопросам миграции принимают документы на продление сроков пребывания, но в действительности, по закону срок пребывания для данной категорий граждан исчисляется по общему правилу 90 из каждых 180-ти дней.

Последствия постановки на учет таких членов семьи могут быть очень печальными. На своей практике мы неоднократно сталкивались с тем, что УФМС России закрывала въезд сопровождающими членам семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента. При этом не имеет значение, что миграционный учет действует дольше чем 90 дней с даты въезда.

Отменить решение о запрете въезда в РФ, в таком случае, не представляется возможным.

Еще одна ситуация периодически возникает, когда на территорию РФ въезжают сопровождающие члены семьи ВКС либо трудящихся граждан из стран-членов ЕАЭС (далее ЕАЭС), которые сами являются гражданами из безвизовых с РФ стран.

На таких сопровождающих членов семьи распространяется действие закона, предусматривающего возможность пребывания в РФ в течение срока действия разрешительных документов работающего члена семьи, при условии своевременного оформления миграционного учета и продления периода пребывания.

В случае, если такая категория иностранных граждан пребывает в РФ до 90 дней (для сопровождающих ВКС) и до 30 дней (для сопровождающих ЕАЭС), они иногда наивно полагают, что на них автоматически распространяются правила постановки на учет и продления пребывания трудящихся членов их семей соответствующей категории. Но при пересечении границы и заполнении миграционной карты в качестве цели поездки они могут выбрать лишь — «частная» или — «работа», а в силу того, что официальные базы ГУ по вопросам миграции МВД РФ впоследствии не могут идентифицировать их в качестве сопровождающих членов семьи соответствующей категории иностранных граждан, им автоматически выписывается запрет на въезд в РФ спустя определенное время.

Так вот, для того, чтобы избежать подобного рода проблем, такой категории сопровождающих членов семьи необходимо обращаться за постановкой на миграционный учет и продлением сроков пребывания в соответствии с общими требованиями для граждан соответствующей страны в течение 7 дней с момента пересечения границы.

В случае, если же решение о запрете въезда было вынесено, у нашей компании есть успешная практика их оспаривания и официальной отмены соответствующего решения.

С иностранными гражданами из визовых стран, которые являются сопровождающими членами семьи, все относительно просто. Продление их временного пребывания на территории РФ не предусмотрено законодательством, так как срок их временного пребывания ограничен сроком действия визы. Однако даже у данной категории иностранных граждан существует необходимость продления миграционного учета в течение 3-х рабочих дней с момента продления действующей визы.

В завершение темы миграционного учета хотели бы обратить внимание, что категорий иностранных граждан очень много и у каждой существуют свои особенности при постановке на миграционный учет, а так же продления сроков пребывания. В связи с чем принимающей стороне, зачастую, достаточно сложно ориентироваться в нюансах миграционного законодательства и четко соблюдать закон. При этом малейшее нарушение влечет за собой административную ответственность и высокие штрафные санкции. Во избежание каких-либо проблем мы рекомендуем работодателям и иностранным гражданам обращаться к профессионалам, которые смогут обеспечить вам гарантию легальности пребывания на территории РФ.