Уведомления о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках — налоговая санкция, предусмотренная статьей 129.4. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках — это налоговая санкция, предусмотренная статьей 129.4. НК РФ:

«Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.»

Уведомление о контролируемых сделках — форма налоговой отчетности, которой налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Предусмотрена ст. 105.16 НК РФ.

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.) разъяснил некоторые вопросы применения ответственности по этой статье:

9. Размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.

Хозяйственное общество оспорило в арбитражном суде решение налогового органа, которым оно привлечено к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках. Не оспаривая факт неисполнения обязанности по направлению уведомления, общество в то же время считало, что размер штраф определен налоговым органом неверно.

По мнению налогоплательщика, установленный статьей 129.4 НК РФ штраф налагается в однократном размере за факт непредставления уведомления о контролируемых сделках, в то время как налоговой инспекцией штраф определен по числу контролируемых сделок, не указанных в уведомлении.

Рассмотрев дело, суд пришел к выводу, что размер штрафа определен налоговым органом неправильно, и удовлетворил требования общества.

На основании пункта 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.

Статьей 129.4 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа за неправомерное непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

Данная норма закона является специальной по отношению к общим положениям об ответственности за непредставление в срок налоговому органу документов, необходимых для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 Кодекса).

Следовательно, ответственность налогоплательщика наступает за непредставление им в срок уведомления о контролируемых сделках как одного из документов налоговой отчетности.

Поэтому размер налагаемого согласно статье 129.4 НК РФ штрафа является твердым и не зависит от числа контролируемых сделок, которые подлежали указанию в уведомлении.

10. Недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.

Хозяйственное общество направило в налоговую инспекцию уведомление о совершении более чем двухсот контролируемых сделок, в отношении четырех из которых были указаны ошибочные сведения о типе предмета сделки (товар вместо услуги) и месте ее совершения (месте оказания услуги), что послужило основанием для вывода налогового органа о недостоверности представленных обществом сведений и его привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.

Не согласившись с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, общество оспорило его в арбитражном суде.

По мнению налогоплательщика, допущенная им ошибка не привела к недостоверности декларирования сведений, указанных в пункте 3 статьи 105.16 Кодекса, следовательно, событие правонарушения в его действиях отсутствует.

Суд удовлетворил требования общества, обратив внимание на следующее.

Суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.

Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации:

календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.

Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего, ее предмета.

Рассмотрев дело, суд установил, что неправильное указание типа предмета сделки (товар вместо услуги) и места ее совершения не должно было препятствовать идентификации контролируемой сделки, поскольку ошибка в указании этой информации восполнялась правильным заполнением других сведений — наименования предмета сделки, сведений об исполнителе услуг.

Таким образом, допущенная обществом ошибка не могла препятствовать проведению первичного анализа уведомления и принятию мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Принимая во внимание, что событие налогового правонарушения при рассмотрении дела не установлено, решение о привлечении общества к ответственности признано судом недействительным.

11. Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрегиональной налоговой инспекции о его привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.

Как установил суд при рассмотрении дела, общество представило в межрегиональную инспекцию по месту своего учета уведомление о контролируемых сделках, но не отразило в уведомлении ряд сделок, совершенных с компаниями, местом регистрации которых являются Британские Виргинские острова, и признаваемых контролируемыми на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.

По мнению налогоплательщика, решение о его привлечении к налоговой ответственности вынесено межрегиональной налоговой инспекцией с превышением компетенции, поскольку в силу статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами отнесена к исключительным полномочиям ФНС России.

Суд с такими доводами не согласился и отказал в удовлетворении требований общества по следующим основаниям.

В силу статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа обязано составить об этом акт, а руководитель (заместитель руководителя) — принять решение по вопросу привлечения к налоговой ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (крупнейшими налогоплательщикам — в налоговый орган по месту их учета), после чего в силу пункта 5 данной статьи уведомление в течение десяти дней со дня его получения направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

Следовательно, вопрос о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 129.4 Кодекса мог быть решен руководителем налоговой инспекции, в которую было представлено уведомление и должностным лицом которой выявлены нарушения, допущенные обществом.

Поскольку вменяемое обществу правонарушение выявлено должностным лицом инспекции до передачи уведомления в ФНС России (истечения срока передачи), не отраженные в уведомлении сделки не относились к числу упомянутых в пункте 10 статьи 105.14 НК РФ, следовательно, оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности принято межрегиональной налоговой инспекцией в пределах её полномочий.

Судами апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено без изменения.

07.01.2020

Дополнительно

Уведомление о контролируемых сделках — форма налоговой отчетности, которой налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Предусмотрена ст. 105.16 НК РФ.

Налоговые санкции — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомлен.
Поднятый в этом пункте вопрос в свое время вызвал ряд разнотолков в практике. С одной стороны, ценовой контроль отнесен Кодексом к компетенции ФНС России, которая, казалось бы, и должна проверять уведомления о контролируемых сделках, поданных в рамках правил ТЦО. Из этой логики исходил суд в единственном условно положительном для налогоплательщиков деле ОАО «Газпром Межрегионгаз».
Однако во всех последующих делах была воспроизведена противоположная позиция. В деле ЗАО «Алкоа СМЗ» суд решил, что контроль за уведомлениями входит в компетенцию территориальных налоговых органов, через которые такие уведомления подаются. Из этого же исходили суды в деле ПАО «Ростелеком», которое и легло в основу комментируемого пункта.
Предложенное судебной практикой и поддержанное ВС РФ решение не выглядит однозначно правильным с правовой точки зрения. Вероятно, куда более верным было бы определение компетенции по столь принципиальному (пусть и не «дорогому») вопросу в законе, а не в судебной практике. В пользу оправданности текущего решения говорит разве что специфичная организация ценового контроля в России, когда сбором уведомлений от тысяч налогоплательщиков занимаются сотни инспекций, а собственно проверки по ТЦО ведет всего один сравнительно небольшой налоговый орган. Разумеется, проверка правильности заполнения уведомлений в подобной ситуации рисковала бы превратиться в профанацию. К тому же законом предусмотрена возможность территориальных инспекций выявлять в ходе налогового контроля «скрытые» налогоплательщиками контролируемые сделки и сообщать об этом в ФНС России. Своего рода продолжением этого правомочия выступает и комментируемое разъяснение.
Специалисты TAXOLOGY готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков, подготовке документации и при ведении налоговых споров, связанных с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами?

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

  • контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
  • неконтролируемые.

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2016 году информировать инспекции нужно о контролируемых сделках, совершенных в 2015 году. Определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2015 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ, без каких-либо ограничений. Об этом сказано в письме ФНС России от 11 марта 2015 г. № ЕД-4-13/7083.

Пример подачи уведомления о контролируемой сделке, совершенной в 2015 году

В марте 2015 года ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма «Гермес»» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 32 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации.

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок между «Гермесом» и «Альфой» в 2015 году не было.

Определив доход по сделке в размере 64 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

  • стороны сделки взаимозависимы (ст. 105.3 НК РФ);
  • дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 и п. 9 ст. 105.14 НК РФ).
  • стороны сделки взаимозависимы (ст. 105.3 НК РФ);

О контролируемой сделке, совершенной в 2015 году, стороны должны уведомить налоговые инспекции не позднее 20 мая 2016 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Поэтому к 20 мая 2016 года бухгалтеры обеих организаций подготовили и сдали в свои налоговые инспекции уведомления о сделке купли-продажи объекта недвижимости. При подготовке документов они руководствовались Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция:

  • привлечет организацию к ответственности;
  • направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России.

Одновременно инспекция может сообщить об этом в ИФНС по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Ситуация: признаются ли контролируемыми сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет упрощенку?

Да, признаются, если суммарный годовой доход по этим сделкам превышает установленные стоимостные ограничения.

По общему правилу сделки между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых освобождена от уплаты налога на прибыль, признаются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам превышает 60 млн руб. Это следует из положений подпункта 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать доходы обоих контрагентов по всем сделкам, совершенным этими лицами друг с другом за год. Для организаций на упрощенке это возможно, если, например, доход от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому контрагенту составит 50 млн руб., а стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у этого контрагента, – 20 млн руб. О совершении таких сделок каждый из их участников обязан информировать налоговую службу (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

В то же время если сумма доходов, полученных организацией на упрощенке, превысит 60 млн руб. (без учета коэффициента-дефлятора), то она потеряет право применять спецрежим и должна будет перейти на общую систему налогообложения. В этом случае оценивать контролируемость сделок нужно по другому критерию. Сделки между взаимозависимыми организациями – плательщиками налога на прибыль признаются контролируемыми, если суммарный годовой доход по ним превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Поэтому в рассматриваемой ситуации информировать налоговую службу о совершении контролируемых сделок нужно в следующем порядке:

1) организация на упрощенке сохранила за собой право применять спецрежим до конца года. То есть величина полученных ею доходов за 2015 год не превысила 68 820 000 руб. В этом случае сообщать о контролируемых сделках нужно, если суммарный годовой доход по ним превысил 60 млн руб. Например, если доход от реализации товаров зависимому контрагенту составил 40 млн руб., а стоимость товаров, приобретенных у этого же контрагента, составила 21 млн руб.;

2) организация на упрощенке утратила право на применение спецрежима. В этом случае возможны два варианта:

  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно обо всех сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами за календарный год (включая сделки, совершенные в периоде применения упрощенки);
  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями не превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно только о тех сделках, которые были совершены в периоде применения упрощенки. Например, в первом полугодии организация на упрощенке реализовала товары взаимозависимому контрагенту на сумму 50 млн руб. В том же периоде она приобрела у этого контрагента товары стоимостью 40 млн руб. То есть суммарный доход по сделкам за полугодие с взаимозависимым лицом превысил 60 млн руб. За девять месяцев общий объем доходов организации нарастающим итогом с начала года превысил 68 820 000 руб. При этом объем выручки от реализации товаров взаимозависимому контрагенту достиг 170 млн руб., а стоимость приобретенных у него товаров составила 155 млн руб. В таких условиях с начала III квартала организация теряет право на применение упрощенки и при формировании уведомлений о контролируемых сделках должна ориентироваться на миллиардный стоимостной критерий. Однако о сделках с взаимозависимым контрагентом, которые были совершены в первом полугодии (суммарный доход 90 млн руб.), организация должна проинформировать налоговую службу независимо от того, достигнет ли годовой суммарный доход 1 млрд руб.

Следует отметить, что использование в контролируемых сделках цен, не соответствующих рыночному уровню, может повлечь за собой дополнительное начисление налогов. При этом доначислены могут быть только те налоги, которые названы в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ: НДС, НДПИ, налог на прибыль и НДФЛ. Поскольку единого налога при упрощенке в этом перечне нет, при занижении цены сделки пересчет налоговой базы у участника, применяющего упрощенку, не производится.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами: методом начисления или кассовым методом?

Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы – по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе – на цену сделок.

Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.

Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между двумя взаимозависимыми организациями – резидентами России? Обе организации платят налог на прибыль, одна из них, кроме этого, применяет ЕНВД. Сделки совершаются в рамках разных налоговых режимов.

Для начала оцените объем всех совершенных сделок. Если он не превысит установленный порог, то отдельно оцените сделки, совершенные только в рамках ЕНВД.

Вот пороговые значения суммарного годового дохода, при превышении которых придется уведомлять налоговую о совершенных сделках:

  • 1 млрд руб. – при оценке любых сделок между взаимозависимыми организациями независимо от применяемой ими системы налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • 100 млн руб. – для всех сделок, подпадающих под ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Итак, сначала оцените сделки по первому критерию. Для этого сложите сумму доходов по всем сделкам, которые организации совершили между собой в течение года (включая сделки, совершенные с применением ЕНВД). Если этот показатель превышает 1 млрд руб., то в следующем году уведомить налоговую службу нужно будет обо всех сделках с взаимозависимым лицом. Исключать из уведомления сведения о сделках, совершенных в рамках ЕНВД, нельзя. Определять, являются ли сделки контролируемыми по второму критерию, в этом случае не нужно.

Если суммарный годовой доход по всем сделкам меньше или равен 1 млрд руб., то сделки, совершенные с применением ЕНВД, оцените отдельно. Если их годовой объем составит более 100 млн руб., то они тоже признаются контролируемыми, но по другому основанию. В следующем году уведомить налоговую службу нужно будет только об этих сделках. Сведения о сделках, совершенных в рамках общей системы налогообложения, в уведомление включать не требуется.

Ну а если сделки в рамках ЕНВД не вышли за рамки лимита, то подавать в налоговую сведения о сделках между взаимозависимыми лицами не придется вовсе.

Ситуация: нужно ли уведомлять налоговую службу о договоре поставки, заключенном между двумя невзаимозависимыми российскими организациями? По договору поставщик реализует свою продукцию покупателю, который перепродает ее другим российским организациям, являющимся взаимозависимыми с поставщиком.

Да, нужно, если деятельность перекупщика соответствует определенным признакам.

В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

В этом случае сведения о контролируемых сделках нужно направлять в налоговую инспекцию независимо от суммарного годового дохода по всей совокупности сделок (подп. 1 п. 1 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Сведения о них нужно подать не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). В рассматриваемой ситуации такую санкцию могут применить и к поставщику продукции, и к перекупщику, и к покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к поставщику. Обнаружить нарушение налоговая инспекция может в ходе выездной проверки. Например, при проверке организации-перекупщика. Анализируя первичные документы, инспекторы могут проследить, от кого и по какой цене перекупщику поступала продукция и кому и по каким ценам ее перепродали. И если проверяющие выявят взаимозависимость между поставщиком продукции и конечными покупателями, то совокупность сделок признают контролируемой. Даже в том случае, если поставщик не знал, что по отношению к нему клиенты перекупщика являются взаимозависимыми.

Ситуация: Нужно ли посреднику составить уведомление о контролируемых сделках? По агентскому договору организация покупала для принципала товары в офшоре (Гонконг). Участники сделки не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу.

Нет, не нужно.

Сделка между посредником и гонконгской организацией контролируемой не признается. Она не подпадает под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Уведомлять инспекцию о совершении такой сделки посредник не обязан. Это следует из положений статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

А сделка между принципалом и гонконгской организацией будет признана контролируемой, если годовой суммарный доход по такой сделке (сделкам) превысит 60 млн руб. Дело в том, что Гонконг включен в перечень офшорных зон, утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н. И критерий для признания такой сделки контролируемой один: годовая сумма доходов по сделке. То обстоятельство, что принципал и гонконгский поставщик не являются взаимозависимыми лицами, значения не имеет. Уведомление придется подать (подп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Куда подавать уведомление о контролируемых сделках

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ. Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348.

Как заполнить уведомление

В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ», округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860.

Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» – код 796 по ОКЕИ, или «единица» – код 642 по ОКЕИ. Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463.

Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).

В письме от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 ФНС России поясняет, как отражать в уведомлении сведения:

  • о доходах и расходах по договорам страхования и по агентским сделкам;
  • о кодах ОКТМО и стран происхождения товаров;
  • о порядковых номерах участников контролируемых сделок.

Кроме того, в письме говорится о представлении уведомлений при ликвидации организаций. Представители налоговой службы рекомендуют ликвидируемым организациям сдавать уведомления в инспекции по месту учета одновременно с Ликвидационным балансом. В уведомление нужно включить сведения о контролируемых сделках, совершенных в отчетном периоде. Независимо от того, закончился отчетный период или нет.

А в письме ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 рассмотрены особенности заполнения уведомлений в отношении:

  • займов и других сделок, цена которых выражена в процентах;
  • сделок с векселями и финансовыми инструментами;
  • доходов (расходов), возникших помимо договорных отношений (при переоценке имущества, при создании резервов, в виде дивидендов и т. п.).

Внимание: несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Организация освобождается от налоговой ответственности за предоставление недостоверных сведений, если до того, как налоговая инспекция обнаружит это нарушение, организация сдаст уточненное уведомление с исправленными данными (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Уведомление включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
  • раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
  • раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
  • раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).

Например, уведомление о контролируемой внешнеэкономической сделке может быть оформлено следующим образом.

Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.

Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок. Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513.

Пример заполнения уведомления о контролируемой сделке

В 2015 году ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма «Гермес»» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 45 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации. В марте 2015 года сделка была совершена – право собственности перешло к «Гермесу».

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок по продаже недвижимости у ООО «Альфа» в 2015 году не было.

Определив доход по сделке в марте 2015 года в размере 90 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

  • стороны сделки взаимозависимы (ст. 105.3 НК РФ);
  • дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 и п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках, совершенных в 2015 году, подаются в ФНС России не позднее 20 мая 2016 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В связи с этим бухгалтер составил уведомление о контролируемой сделке. При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

Заполнение уведомления бухгалтер начал с титульного листа. В нем он указал ИНН, КПП и наименование организации, контактный телефон, код налогового органа, отчетный год – 2015, фамилию, коды ОКТМО и ОКВЭД, имя и отчество руководителя.

Далее он заполнил раздел 1А формы. В нем бухгалтер указал сведения о сделке – основания и особенности отнесения сделки к контролируемым, вид сделки, источники информации для определения цены договора и величины дохода, признанного в 2015 году.

После этого бухгалтер заполнил раздел 1Б уведомления. В нем он указал сведения о предмете сделки – его наименование, происхождение, площадь недвижимости, цену за 1 кв. м, номер договора, дату его заключения и дату признания дохода по сделке.

В заключение бухгалтер заполнил раздел 2 формы, указав в нем сведения о своей дочерней организации.

20 мая 2016 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о контролируемой сделке, которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению организации.

Продолжение >>