Веб модуль ПТК

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна. Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Содержание

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 т\год;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета. Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн!!!

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите .

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

📌 Реклама Отключить

О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов» (с изменениями на 25 декабря 2014 года)

О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 7 ноября 2014 года N 701

О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов»

(с изменениями на 25 декабря 2014 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845.
____________________________________________________________________

В целях реализации исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», а также приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
приказываю:

1. Ввести в тестовую эксплуатацию с 12 ноября 2014 года электронный сервис государственной информационной системы «ПТК Госконтроль» — Модуль «Государственный кадастр отходов» (далее — «Модуль ГКО»).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845

2. Утвердить Руководство по использованию автоматизированных средств приема заявок в электронном виде для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации согласно приложению.

3. Руководителям территориальных органов и подведомственных учреждений Службы, исполняющих функции по проведению проверки обоснованности установления класса опасности отходов I-IV классов опасности:
назначить работников, ответственных за эксплуатацию «Модуля ГКО»;
копии приказов и контактные данные ответственных работников (должность, фамилия, имя, отчество, телефон, адрес электронной почты) до 20 ноября 2014 года представить в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее — ФБУ «ФЦАО») в электронном виде по адресу: otchet@fcao.ru;
при изменении данных об ответственных работниках (увольнение, переход их на другую работу и прочее) в двухдневный срок направлять соответствующее уведомление в ФБУ «ФЦАО».

4. ФБУ «ФЦАО»:
обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов с использованием «Модуля ГКО»;
принять меры по обеспечению информационной безопасности при использовании электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов».

5. Руководителям территориальных органов и подведомственных учреждений Службы, исполняющих функции по проведению работ в части подтверждения класса опасности отходов и их идентификации, обеспечить организацию работы ответственных работников в «Модуле ГКО».
Запретить передачу информации и материалов на подтверждение класса опасности отходов и их идентификации по открытым электронным каналам передачи данных.

6. Ответственным работникам обеспечить своевременное и полное внесение информации в «Модуль ГКО» и неукоснительное соблюдение сроков обмена данными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

7. Начальнику Управления экономики и финансов Гурновичу К.В.:
организовать внедрение и техническую поддержку эксплуатации электронного сервиса «Модуль ГКО» в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
обеспечить техническую поддержку и развитие электронного сервиса «Модуль ГКО», последующую своевременную доработку его в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми актами.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845

8. Ввести электронный сервис «Модуль ГКО» в постоянную эксплуатацию с 25 декабря 2014 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845

9. Утвердить акт о приеме работ и вводе в промышленную эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК Госконтроль» — Модуль «Государственный кадастр отходов» (Модуль ГКО).
(Пункт дополнительно включен приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845)

10. Распространить действие Регламента работы с государственной информационной системой «ПТК Госконтроль», утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.10.2010 N 315, на электронный сервис «Модуль ГКО».
(Пункт дополнительно включен приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845)

11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
(Пункт дополнительно включен приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2014 года N 845)

Руководитель
В.В.Кириллов

Приложение. Руководство по использованию автоматизированных средств приема заявок в электронном виде для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации

Приложение
к приказу Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
от 7 ноября 2014 года N 701

I. Общие положения

1. Нормативно-правовой основой настоящего порядка являются:
постановление Правительства от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»;
приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;
НИР «Разработка методического и информационно-аналитического обеспечения ведения Государственного кадастра отходов (шифр РД-03-2012)»;
письмо руководителя Росприроднадзора от 01.09.2014 N ВК-03-04-31/13421;
письмо Руководителя Росприроднадзора от 26.03.2014 N ВК-03-03-36/4341;
письмо Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2014 N 05-12-44/20925.
Со вступлением в силу приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» будут вноситься соответствующие изменения в данный приказ.

2. Настоящие рекомендации определяют последовательность действий и правила взаимодействия сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и сотрудников ФБУ «ФЦАО» при приеме и обработке заявок на подтверждение класса опасности отходов и их идентификации (далее — Заявок), полученных в электронном виде.

4. Модуль ГКО является информационным ресурсом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

5. Средством обработки Заявок в территориальных органах Росприроднадзора и ФБУ «ФЦАО» является веб-приложение «веб-модуль «ПТК Госконтроль», размещенное в сети Интернет по адресу https://rpn.gov.ru:8084.

Порядок подготовки Заявки в электронном виде Заявителем

1. Заявка в Модуль ГКО может быть подана:

а) непосредственно природопользователем, собственником отхода I-IV опасности, подлежащего паспортизации — для подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды по всем видам отходов (вне зависимости от их наличия в ФККО) и его идентификации, а также для не включенного в ФККО отхода предложение о включении данного вида отхода в ФККО и в БДО с присвоением ему соответствующего кода и наименования;

б) юридическим или физическим лицом, лицом, выступающим по поручению природопользователя — собственника отхода I-IV опасности, имеющего соответствующие полномочия на представление документов по обоснованию класса опасности;

в) специалистом территориального органа, ответственного за проведение работ по подтверждению класса опасности отходов и их идентификации в территориальном органе, на основании поступивших Заявок от юридических и физических лиц на бумажном носителе.

2. Для подачи Заявки Заявитель действует в следующем порядке:

2.1. Заявитель регистрируется в программе Модуль ГКО.

Рисунок 1
Форма регистрации нового пользователя для физического лица

Рисунок 2
Форма регистрации нового пользователя для юридического лица (часть 1)

Рисунок 3
Форма регистрации нового пользователя для юридического лица (часть 2)

2.2. После авторизации Заявитель имеет возможность создать Заявку на проведение проверки обоснованности установления класса опасности отходов I-IV классов опасности. Заявка подается на каждый вид отхода в отдельности.

2.3. В Заявке Заявитель выбирает необходимую ему форму заявления и заполняет на каждый вид отхода отдельно для подтверждения отнесения вида отхода к конкретному классу опасности следующими предложениями:

2.3.1. Предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО с указанием его кода и наименования по ФККО.

2.3.2. Предложение о включении данного вида отхода в ФККО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования.

Рисунок 4
Форма Заявки из карточки отхода

2.4. Далее в Заявке отходов Заявитель указывает данные из химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах и отдельно вводит данные, необходимые для проверки корректности расчета класса опасности, который указывается отдельным параметром в Заявке. При вводе этих данных необходимо приложить сканированные образы титульных страниц и страницы с обоснованием выборка значения Wi.

2.5. В заключении Заявителем в автоматическом режиме формируется в электронном виде и прикладывает (прикрепляет) сканированные копии документов по списку:

а) Заявление — формируется автоматически, при оформлении Заявки;

б) Сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме — формируется автоматически при оформлении Заявки;

в) Документ, подтверждающий химический и (или) компонентный состав отхода (протокол количественного химического анализа);

в1) Копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах;

в2) Копии акта отбора проб отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах;

в3) Копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим объектом;

д) Документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности;

е) Копии Актов отбора проб отхода и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

ж) Предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО — формируется автоматически при выборе формы заявления;

з) Предложение о включении данного вида отхода в ФККО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — формируется автоматически при выборе формы заявления.

2.6. Перечень формируемых и прилагаемых (прикрепляемых) документов при подаче заявлений с предложениями о соответствии ФККО или с предложениями о включении в ФККО зависит от выбора хозяйствующим субъектом способа установления химического и (или) компонентного состава (Таблица N 1).

Документы

Соответствие с ФККО

Включение в ФККО

п/п

Выбран способ определения состава путем КХА

Выбран способ путем использования технических регламентов

Выбран способ определения состава путем КХА

Выбран способ путем использования технических регламентов

а

Заявление

+

+

+

+

б

Сведения о происхождении

+

+

+

+

в

Документ, подтверждающий химический и (или) компонентный состав

+

+

в1

Копии документов об аккредитации

+

+

в2

Копии актов отбора проб (при проведении лабораторных испытаний)

+

+

в3

Копии технологических регламентов

+

+

г

Документы и материалы, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности

Класс опасности установлен ФККО и БДО
расчет класса опасности предоставлять не обязательно

+

+

д

Копии актов отбора проб отхода и копии документов об аккредитации (при биотестировании)

Класс опасности установлен ФККО и БДО
протокол биотестирования предоставлять не обязательно

(в соотв. с приказом МПР N 511)

е

Предложение о соответствии

+

+

ж

Предложение о включении

+

+

2.7. При успешном выполнении пп.2.1-2.4 Заявка готова к отправке в территориальный орган Росприроднадзора.

2.8. Заявка может быть подана в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи. Порядок применения электронно-цифровой подписи при подаче заявок на подтверждение класса опасности отходов и их идентификации определяется нормативно-правовыми актами Росприроднадзора.

2.9. В случае подписания Заявки электронно-цифровой подписью, предоставления документов на бумажном носителе не требуется.

Рисунок 5
Отправка Заявки в электронном виде

3. После отправки через государственный сервис «Модуль ГКО» Заявки без применения электронно-цифровой подписи, Заявитель (относящийся к категориям пп.а, б, раздела II) в пятидневный срок представляет на бумажном носителе в территориальный орган пакет документов, включающий в себя заявление и обосновывающие материалы в двух экземплярах, один из которых остается в территориальном органе, а второй с отметкой о приеме у Заявителя.

4. В случае оформления и подачи Заявки специалистом территориального органа, ответственный специалист принимает решение о приеме в работу поступивших материалов (проверяется комплектность и объективность документов), после чего вносит необходимую информацию в Модуль ГКО, и направляет Заявку в адрес ФБУ «ФЦАО». Срок рассмотрения материалов, принятия решения, внесения информации в Модуль ГКО и отправки материалов для получения заключения не должен превышать пять дней.

Рисунок 6
Передача Заявки на согласование в подведомственный территориальный орган

5. После отправки Заявки Заявитель может регулярно проверять статус рассмотрения Заявки (Раздел «Сведения о Заявке» в форме просмотра Модуля ГКО). В случае выявления замечаний со стороны сотрудников Росприроднадзора и его структурных подразделений Заявитель должен устранить их и отправить Заявку заново.

6. В случае получения Заявителем уведомления от территориального органа Росприроднадзора о необходимости устранения недостатков (по причине некомплектности материалов) с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения, Заявитель имеет право в течение 25 дней с момента получения им уведомления дополнительно подать документы в территориальный орган, устранив при этом недостатки, касающиеся комплектности документов — приложений к Заявке, полноты и корректности предоставленных сведений. Срок рассмотрения материалов, проверки обоснованности установления класса опасности отходов I-IV классов опасности, исчисляется со дня полной подачи документов в территориальный орган.

I. Порядок действий сотрудников территориального органа Росприроднадзора при принятии к рассмотрению заявок для подтверждения класса опасности и из идентификации, полученных в электронном виде

_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

1. Руководителями территориальных органов Росприроднадзора должны быть назначены ответственные сотрудники за рассмотрение Заявок. Список ответственных сотрудников официальным письмом должен быть направлен в адрес ФБУ «ФЦАО» и регистрации их в веб-модуле «ПТК Госконтроль». В письме должна быть указана следующая информация о сотруднике:

a. Адрес электронной почты (желательно в домене rpn.gov.ru), который будет использоваться для идентификации сотрудника и на него будут отправляться уведомления о получении новых Заявок;

b. Фамилия, имя и отчество сотрудника;

c. Должность;

d. Телефон (рабочий).

2. Сотрудники территориальных органов обязаны ежедневно проверять наличие вновь поступивших Заявок от природопользователей в Журнале «Заявки ГКО».

Рисунок 7
Общий вид формы по работе с Журналом заявок

3. При получении Заявки на бумажном носителе специалист территориального органа проверяет поступление заявления и обосновывающих материалов в электронном виде от Заявителя на портале «ГКО». В случае наличия такой Заявки на портале, такая Заявка должна быть зарегистрирована в системе документооборота. После этого для Заявки указывается Входящий N на портале.

Рисунок 8
Присвоить входящий номер

4. При поступлении новой Заявки ответственный сотрудник Росприроднадзора должен проверить комплектность документов — приложений к Заявке, полноту и корректность (в пределах своей компетенции) предоставленных сведений, а также сверить данные представленные на бумажном носителе и данные представленные в электронном виде. В случае правильно оформленных документов, статус Заявки в веб-модуле «ПТК Госконтроль» меняется на «Принято».

5. При поступлении материалов в территориальный орган от Заявителя только на бумажном носителе без предоставления материалов в электронном виде в Модуль ГКО, специалист ответственный за проведение работ по подтверждению класса опасности отходов и их идентификации в территориальном органе, в случае положительных результатов проверки комплектности документов — приложений к Заявке, полноту и корректность (в пределах своей компетенции) предоставленных сведений, самостоятельно формирует Заявку, вносит необходимую информация в систему и действует в дальнейшем в соответствии с п.4 раздела II настоящих рекомендаций.

6. Если замечаний не выявлено, то Заявка отправляется в ФБУ ФЦАО в электронном виде. При этом в веб-модуле «ПТК Госконтроль» для Заявки указывается Исходящий N письма, которым она была направлена в ФБУ ФЦАО, и применено действие «Передать на согласование» в ФБУ ФЦАО. При этом на бумажном носителе документы не направляются.

7. Общий срок рассмотрения материалов, принятия решения и отправки материалов в ФБУ ФЦАО для получения заключения не должен превышать пять дней.

8. В случае непредставления Заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов Заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает Заявителю документы и материалы в срок, не превышающий 5 дней с мотивированным отказом в рассмотрении документов.

II. Порядок действий сотрудников ФБУ «ФЦАО» при рассмотрении заявок для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации, полученных в электронном виде

1. Руководителем ФБУ «ФЦАО» назначаются ответственные сотрудники за рассмотрение Заявок. Ответственные сотрудники регистрируются в веб-модуле «ПТК Госконтроль».

2. Указанные сотрудники обязаны ежедневно проверять наличие вновь поступивших Заявок от территориальных органов Росприроднадзора в Журнале «Заявки ГКО».

3. Срок проведения ФБУ ФЦАО проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации не должен превышать 35 дней.
При этом, срок проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной и их идентификации необходимо осуществлять и с учетом сроков рассмотрения материалов Заявителя, который составляет:
В течение 45 дней с даты приемки территориальным органом заявления и материалов хозяйствующего субъекта для отходов, включенных в ФККО и БДО, Заявка должна быть рассмотрена. В веб-модуле «ПТК Госконтроль» должно быть заполнено поле «Решение» (при этом в описании должны присутствовать выражения «Соответствует» или «Не соответствует»), а статус изменен на «Готово».
В течение 45 дней с даты приемки территориальным органом заявления и материалов хозяйствующего субъекта для отходов, не включенных в ФККО и БДО, Заявка должна быть рассмотрена. В веб-модуле «ПТК Госконтроль» должно быть заполнено поле «Решение» (при этом в описании должны присутствовать выражения «Соответствует» или «Не соответствует»), а статус изменен на «Готово».

4. В целях соблюдения сроков рассмотрения материалов Заявителя в адрес территориального органа Росприроднадзора ФБУ «ФЦАО» направляет результаты рассмотрения материалов Заявителя, к которым относится один из следующих документов:
Заключение о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности;
Заключение о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несоответствием классификационных признаков этих видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять Заявителю для его устранения;
Заключение о несоответствии материалов Заявителя Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, и/или недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять Заявителю для их устранения.
Заключение о соответствии материалов Заявителя Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511).

5. На основании заключений о соответствии материалов Заявителя Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511) ФБУ «ФЦАО» в течение 30 дней с даты рассмотрения материалов Заявителя готовит и представляет в центральный аппарат Росприроднадзора предложения о включении в ФККО новых видов отходов с присвоением им соответствующего кода и наименования.

6. В дальнейшем центральный аппарат службы уведомляет территориальный орган о включении видов отходов в ФККО.

Рисунок 9
Результат работы с Заявкой сотрудника ФБУ «ФЦАО»

III. Порядок действий сотрудников территориального органа Росприроднадзора при вынесении решения по Заявкам для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации, полученных в электронном виде

1. Ответственные сотрудники обязаны ежедневно проверять наличие вновь поступивших Заявок в Журнале «Заявки ГКО» с заключениями от ФБУ ФЦАО.

Рисунок 10
Журнал заявок ГКО, проверка на наличие заявок

2. В течение пяти дней по Заявке должно быть вынесено решение на основании экспертного заключения ФБУ ФЦАО и направлено Заявителю. Решение ФБУ ФЦАО передается как комментарий к смене статуса. Решение экспертной организации отражается на закладке «История».

Рисунок 11
Просмотр решения на закладке «История» карточки просмотра Заявки

3. Решение по Заявке сообщается природопользователю в установленные сроки. Оповещение в «Модуле ГКО» производится автоматически при изменении статуса.

Рисунок 12
Изменение статуса на «Готово» для Заявки, имеющей заключение ФБУ ФЦАО

В случае положительного заключения по Заявке в комментарии к статусу указывается «Соответствует».

4. По завершении работы с Заявкой поле статус принимает значение «Закрыто». Заявка более недоступна для редактирования.

Рисунок 13
Смена статуса Заявки с «Готово» на «Закрыто». В поле «Решение» указывается причина для смены статуса (например, «Принято положительное решение»)

5. При этом, общие сроки рассмотрения материалов Заявителя и вынесение по ним решения территориальными органами и ФБУ ФЦАО должны соответствовать следующим показателям:
— в течение 45 дней с даты приемки заявления и материалов хозяйственного субъекта — для отходов, включенных в ФККО и БДО;
— в течение 90 дней с даты приемки заявления и материалов хозяйственного субъекта для отходов, не включенных в ФККО и БДО.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Электронное общение природопользователей с Росприроднадзором

Начиная с 2011 г. в рамках организации деятельности электронного правительства России практически реализуется программа перевода государственных услуг в электронный вид.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) уже перевела в электронный вид 17 услуг, оказываемых через единый портал государственных услуг (включая «Установление лимитов на размещение отходов», «Установление нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», «Выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и др.). Но кроме получения государственных услуг, предприятия общаются с ведомствами еще и при сдаче обязательной отчетности, что вызывает необходимость дополнительных трудозатрат как со стороны предприятий, так и со стороны Росприроднадзора. Поэтому Росприроднадзором была поставлена задача унификации информационных процессов общения с природопользователями с целью организации единого информационного пространства отрасли, работа в котором позволит снизить трудозатраты и сэкономить время всех участников данного процесса.

Решено было начать со сдачи Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Появление этой задачи было обусловлено необходимостью администрировать доходы федерального бюджета по плате за НВОС и связано с передачей функции администрирования от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) к Росприроднадзору. Ростехнадзор не предоставлял природопользователям единого бесплатного программного обеспечения для формирования и передачи в электронном виде Расчета платы за НВОС.

Программное обеспечение «Модуль природопользователя» стало доступным для природопользователей (путем публикации на официальном сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/) в 2011 г.

К сведению. «Модуль природопользователя» — это бесплатная программа, позволяющая организации вести на своих компьютерах информационную базу, включая реквизиты, данные разрешительных документов, данные по фактическим объемам НВОС, и формировать отчетность (Расчет платы за НВОС и др.), в бумажном и электронном виде.

Каковы цели разработки этого программного модуля Росприроднадзора, в чем его отличие от остальных подобных программ, существующих на рынке?

Основная цель — дать возможность специалистам предприятий и Росприроднадзора работать в едином информационном пространстве, с возможностью сдачи обязательной отчетности через Интернет, что позволит экономить их время и трудозатраты. Для решения этой задачи во всех территориальных органах, а также в центральном аппарате Росприроднадзора с 2010 г. функционирует федеральная государственная информационная система ПТК «Госконтроль». С ее помощью можно обрабатывать и консолидировать всю необходимую для деятельности службы информацию, включая данные собираемой Росприроднадзором отчетности природопользователей (Расчет платы за НВОС, 2-ТП (отходы), Заявление на регистрацию объектов размещения отходов, Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства). При этом через систему межведомственного электронного взаимодействия, другие системы электронного документооборота ПТК «Госконтроль» связан с автоматизированными системами иных ведомств, что позволяет, например, получать данные по поступившим платежам природопользователей от Федерального казначейства.

Использование «Модуля природопользователя» дает возможность природопользователям включиться в данное информационное пространство. В то же время «Модуль природопользователя» является офлайновой системой и позволяет специалистам работать автономно, вести свою информационную базу, подключаясь к Интернету только в момент передачи отчетности, либо формировать файл с отчетом с последующей передачей через любой компьютер, имеющий выход в Интернет.

На заметку. В настоящий момент с помощью «Модуля природопользователя» можно формировать следующие отчеты:

  • Расчет платы за НВОС.
  • 2-ТП (отходы).
  • Заявление на регистрацию объектов размещения отходов.
  • Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Интерфейс «Модуля природопользователя» разделен на 3 основные вкладки — «Реестр», «Расчеты» и «Отчеты» (рис. 1), навигация в которых происходит посредством перехода по иерархическому дереву и кнопок редактирования. Принцип работы с «Модулем природопользователя» состоит в том, что необходимо один раз внести основные данные организации и имеющихся разрешительных документов, а затем только актуализировать информацию о фактической деятельности предприятия. Соответственно, отчеты формируются автоматически на основании введенной информации.

Рис. 1. Ввод данных в «Модуль природопользователя»

Рассмотрим структуру «Модуля природопользователя» подробнее. «Реестр» содержит информацию обо всех видах объектов организации (в т.ч. о загрязняющих веществах), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, таких как производственные территории, выпуски (участвующие в расчетах по сбросам) и объекты размещения отходов. Указываются данные разрешительных документов (разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сбросы в водные объекты и лимиты на размещение отходов), необходимые для Расчета платы за НВОС. Для формирования Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства в «Реестр» заносятся данные договоров на передачу отходов и данные лицензии на обращение с отходами.

В «Модуле природопользователя» реализована возможность ведения информационной базы и, соответственно, формирования отчетности для нескольких юридических лиц. При этом в «Реестре» все разрешительные документы и объекты негативного воздействия, относящиеся к одной организации, сгруппированы и показываются в подчиненном положении в иерархическом дереве.

Расчет платы за НВОС формируется на вкладке «Расчеты» на основании информации, внесенной в «Реестр». Реализована возможность просмотра расчета по каждому загрязняющему веществу в зависимости от заданного лимита, с информацией о сверхлимитном воздействии и остатке лимита на следующий квартал (рис. 2). На основании данных, содержащихся в информационной базе можно сформировать отчет в привычном табличном виде (в формате MS Excel) и проанализировать результат.

Рис. 2. Информация о лимитах в «Модуле природопользователя»

Обратите внимание. Для передачи Расчета платы за НВОС в электронном виде в Росприроднадзор необходимо установить признак «расчет закрыт». В окне экспорта в «Модуле природопользователя» следует подписать Расчет платы за НВОС электронной подписью и передать его в Росприроднадзор.

Передача любого отчета, сформированного в «Модуле природопользователя», осуществляется через Веб-портал Росприроднадзора. Для этого в «Модуле природопользователя» предусмотрена соответствующая кнопка, доступная из любого раздела, при нажатии на которую можно перейти в Веб-портал (при условии подключения к Интернету) и осуществить передачу отчета.

В случае использования соответствующей электронной подписи при передаче Расчета платы за НВОС через Веб-портал Росприроднадзора нет необходимости в личной явке в территориальный орган Росприроднадзора. В случае же отсутствия электронной подписи можно сформировать отчет в печатном и электронном виде и лично сдать в Росприроднадзор.

С целью ускорить процесс сдачи отчетов по форме 2-ТП (отходы), Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также подачи Заявления на регистрацию объектов размещения отходов в «Модуле природопользователя» разработан соответствующий функционал, размещенный на вкладке «Отчеты». Отчеты формируются на основе тех же данных «Реестра», по которым формируется Расчет платы за НВОС, что удобно для большинства организаций, регулярно сдающих отчетность. Отчеты можно сформировать в печатном либо электронном виде (в формате MS Excel) для передачи их через Веб-портал Росприроднадзора.

Стоит отметить, что для сдачи отчетности в электронном виде необязательно использовать электронную подпись, а достаточно только зарегистрироваться на Веб-портале (исключая сдачу Расчета платы за НВОС). Важно, что при передаче отчета через Веб-портал пользователь получает специальный входящий номер, с помощью которого на Веб-портале можно получить уведомление о приеме либо отклонении отчета с указанием причин (рис. 3). Сдать Расчет платы за НВОС в электронном юридически значимом виде без визита в Росприроднадзор можно только с использованием электронной подписи.

Рис. 3. Проверка статуса поданной отчетности

Для большего удобства природопользователей в ближайшее время в «Модуле природопользователя» будет произведена доработка функциональности формирования Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (Ввод баланса массы отходов технического отчета в «Модуль природопользователя»; Формирование приложений технического отчета в печатном виде; Отправка технического отчета в Росприроднадзор в электронном виде) в соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (в ред. от 22.12.2010).

Также на 2013 г. запланирована реализация Журнала движения отходов (Ведение журнала движения отходов; Ежеквартальное обобщение данных учета движения отходов; Формирование отчета по данным журнала движения отходов) в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В нем можно будет вносить текущие изменения по всем отходам предприятия и затем, на основе данного Журнала, автоматически формировать необходимую отчетность (Расчет платы за НВОС, 2-ТП (отходы), Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства и Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами).

Таким образом, у природопользователей появилась возможность перевести в электронный, дистанционный, юридически значимый вид свои стандартные процессы по общению с Росприроднадзором и тратить время на визиты в органы Росприроднадзора только при необходимости содержательного общения со специалистами.

3.6 / 5 ( 5 голосов )

Для сдачи отчетности в Федеральную службу по надзору в сфере природопользователя России через личный кабинет необходимо заполнить некоторые документы в электронном виде. У нас вы можете бесплатно скачать последнюю версию «Модуль природопользователя» 2020 года. Программа рассчитана на работу в сфере экологии.

Особенности приложения

Лицам, занимающимся определенными видами бизнеса, для формирования отчетности в Росприроднадзор иногда необходимо скачать программу, которая называется «Модуль природопользователя». Приложение позволяет внести все необходимые данные, благодаря чему удается в автоматическом режиме создать отчет по определенной форме и отправить его в Федеральную службу по надзору в сфере природопользователя.

Подача отчетности, согласно действующему законодательству России, должна осуществляться лицами, чья трудовая деятельность отвечает таким критериям:

  • Их предпринимательская деятельность наносит вред экологии (выброс опасных отходов в водоемы и атмосферу).
  • Использование в своей деятельности ресурсов природы.
  • Предприниматели, уплачивающие экологический сбор.
  • Люди, ведущие малый и средний бизнес.

В локальной базе программы можно сформировать определенный набор сведений. Это такая информация, как данные о субъекте хозяйства, от лица которого должен быть предоставлен отчет. Сведения о сторонах договора, вступивших в гражданско-правовые отношения. Это касается утилизации или обезвреживания отходов. Информацию о документах, дающих право юридическому лицу заниматься определенной деятельностью. Кроме этого, модуль может содержать данные о нормативах в области хранения отходов, а также сроках их утилизации.

Бумажные версии документов на сегодняшний день перестали приниматься, поэтому предпринимателям необходимо пользоваться новым форматом отчетности в электронном виде.

Правила работы в программе «Модуль природопользователя» 2020 года

Бесплатно скачать программу вы можете в конце статьи, а пока мы расскажем, как пользоваться приложением самостоятельно. Прежде всего стоит отметить, что сервис необходимо регулярно обновлять. Это важное условие, без которого была бы невозможной актуализация бланков и электронных документов, которые создаются с помощью «Модуля природопользователя». Приложение работает на бесплатной основе и доступно для всех желающих.

Все, что необходимо для работы, скачать модуль и установить его на свой персональный компьютер. После этого нужно будет ввести определенные данные, которые будут необходимы для корректной работы программы. Это такие сведения:

  • Плательщик.
  • Информация про объекты производства.
  • Данные об источниках выбросов.
  • Информация про объекты расположения отходов.
  • Сведения о праве на выбросы, лимите отходов, а также другая документация, касающаяся разрешения на отходы.

При заполнении электронных документов необходимо руководствоваться подсказками приложения. При установке модуля следует учитывать тип операционной системы компьютера. В зависимости от этого устанавливается либо полный установочный файл (помогает поставить ПО без доступа в интернет), либо файл «Вэб-установщик» (необходим доступ в интернет). Если «Модуль природопользователя» уже был установлен на ПК, нужно скачать обновления. Это можно сделать в любое время при наличии подключения компьютера к сети.

Формирование отчетов

Сразу после занесения данных в программу будут сформированы отчеты. Они отправляются в Росприроднадзор. Пользователь может выгрузить их самостоятельно в память компьютера. Чтобы проверить, корректно ли введены данные в электронных отчетах, используется электронная подпись (ЭП). Она оформляется центрами, прошедшими аккредитацию.

После скачивания, установки и запуска приложения пользователь видит перед собой окно с несколькими вкладками:

  • Отчеты. Здесь можно воспользоваться функциями, предназначенными для формирования и отправки отчетов.
  • Расчеты. Этот раздел помогает вести расчеты данных по своему предприятию, а конкретно выбросам, сбросам, размещению продукции и так далее.
  • Реестр. Содержит основную документальную базу, касающуюся информации об источниках выбросов.

Полное руководство пользования модулем размещено на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользователя России.

Как пользоваться

После открытия приложения пользователь заполняет электронные документы. Здесь есть строчки обязательные для заполнения. Они выделены голубым цветом. Если после введения данных напротив строки появился красный крестик, значит, была допущена ошибка. После заполнения бланков нужно нажать на кнопку «Сохранить».

Информация будет автоматически сохранена в реестре. При необходимости можно откорректировать данные, которые были введены и сохранены в модуле.

Скачать

Бесплатно скачать последнюю версию программы вы можете, нажав на эту кнопку.

Видео

В этом видеоролике наш автор рассказал о волнующем вас вопросе более подробно.