Виды финансового контроля по содержанию

Содержание

Финансовый контроль в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ «О счетной политике Российской Федерации» от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее: Счетная палата

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее: Федеральная налоговая служба

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

*Источник: Центр институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН.

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;
  • текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

См.далее: Ревизия

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль существует в нескольких видах, выделяемых по разным основаниям: исходя из соотношения времени контроля и периода осуществления проверяемой деятельности; волеизъявления субъектов контрольных правоотношений; сферы финансовой деятельности, в которой проводится контроль; правового статуса контролирующих субъектов и др.

В зависимости от времени проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств, выделенных для административно- хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на обязательный и инициативный. Обязательный финансовый контроль проводится: 1) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); 2) по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

Так, в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности (объекта, направления) можно выделить следующие виды контроля: бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный.

С учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль подразделяется (в зависимости от сферы действия) на подведомственный (или вневедомственный) и внутриведомственный (похожую структуру имеет и муниципальный финансовый контроль). В этой классификации, в свою очередь (в зависимости от видов органов, осуществляющих контрольную деятельность), можно выделить финансовый контроль: 1) представительных (законодательных) органов власти; 2) Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный (внутриведомственный), включающий внутренний финансовый аудит (см. ст. 270 БК РФ); 6) внутрихозяйственный (внутренний).

Аудиторский контроль, проводимый, в отличие от названных видов, на основе предпринимательской деятельности, может быть обязательным и инициативным (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ)).

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осуществляют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов бизнес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам деятельности

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

  • выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
  • выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
  • использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
  • соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

1. Понятие финансового контроля

Государство реализует финансовую политику, воздействуя на:

1) сферу финансовых отношений через налоговую политику;

2) регламентацию кредитных отношений;

3) регулирование финансового рынка;

4) формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки.

В зависимости от изменений и целей финансовой политики государство ослабляет или усиливает свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь государственные финансы. Управление государственными финансами регулируется высшими законодательными органами.

Наиболее важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет.

В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют функции:

1) распределительную;

2) регулирующую;

3) контрольную;

4) отражают ход распределительного процесса.

Понятно, что они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных задач государства.

Финансовый контроль – это один из видов управленческой деятельности.

Таким образом финансовый контроль представляет систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

Задачи финансового контроля можно выразить в обеспечении:

1) роста эффективности производства и расходования средств;

2) соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

3) правильности ведения бухгалтерского учета;

4) правильности составления и исполнения бюджета;

5) проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;

6) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

7) правильность валютных операций.

В настоящее время формируется Единая международная система стандартизации финансового контроля. Ее принципы нашли отражение в организации контрольных систем, сложившихся в европейских государствах. В основе международных правил финансового контроля лежат принципы независимости, гласности, законности, объективности, ответственности, сбалансированности, системности.

Органы финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике Финансовый контроль (ФК) — осуществляемая в особых формах и особыми методами деятельность государственных и негосударственных органов, наделенных полномочиями

60. Система функционирования финансового контроля

60. Система функционирования финансового контроля Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. В зависимости от порядка и назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых

9.2. Классификация финансового контроля

9.2. Классификация финансового контроля Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:— методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;— форме проведения:

2. Функции финансового контроля

2. Функции финансового контроля На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей.Контроль в любой сфере деятельности позволяет всем

3. Составляющие финансового контроля

3. Составляющие финансового контроля Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения,

9. Организация и задачи финансового контроля в РФ

9. Организация и задачи финансового контроля в РФ Государственный контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны, он распространяется как на государственные организации, так и на

10. Классификация финансового контроля

10. Классификация финансового контроля Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать

13. Понятие финансового контроля

13. Понятие финансового контроля Государство реализует финансовую политику, воздействуя на:1) сферу финансовых отношений через налоговую политику;2) регламентацию кредитных отношений;3) регулирование финансового рынка;4) формирование амортизационного фонда и систему

14. Функции финансового контроля

14. Функции финансового контроля Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной

15. Составляющие финансового контроля

15. Составляющие финансового контроля Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения,

55. Организация и задачи финансового контроля в РФ

55. Организация и задачи финансового контроля в РФ В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного

56. Классификация финансового контроля

56. Классификация финансового контроля Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать

4.5 Возможные проблемы финансового контроля.

4.5 Возможные проблемы финансового контроля. Процедура финансового контроля, как показано ранее, сводится к сопоставлению фактических и плановых показателей деятельности организации, выявлению существенных отклонений и причин, вызвавших эти отклонения и принятию

45. Сущность финансового контроля

45. Сущность финансового контроля Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен

46. Принципы организации финансового контроля

46. Принципы организации финансового контроля К универсальным принципам организации финансового контроля относят принципы независимости и объективности, компетентности и гласности.Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью

48. Методы финансового контроля

48. Методы финансового контроля Различают следующие методы проведения контроля:1) проверки документальные и камеральные;2) обследования;3) надзор;4) анализ финансового состояния;5) наблюдение (мониторинг);6) ревизии.При проведении проверок отчетной документации и