Возврат задатка по аукциону

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАДАТКА

После завершения торговой процедуры дальнейшая судьба задатка определяется итогами торгов.

Первый вариант. В торгах приняло участие более одного участника. Торги состоялись, победитель определён. Все задатки, кроме задатка победителя торгов, должны быть возвращены участникам в течении пяти дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Второй вариант. В торгах приняло участие более одного участника. Торги состоялись, победитель определён, но он отказался от заключения договора купли-продажи. Все задатки, кроме задатка победителя торгов, должны быть возвращены участникам в течении пяти дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов. Отказавшемуся от заключения договора победителю задаток не возвращается.

Третий вариант. К участию в торгах допущен один участник и он отказался от заключения договора купли-продажи. Такой вариант имеет место быть в практике и часто вопрос о возврате задатка решается конкурсными управляющими по-разному, что является причиной судебных разбирательств.

Анализ правовых норм даёт простое и достаточно однозначное решение подобных споров.

Пунктом 17 ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены два основания признания торгов несостоявшимися:

  • не были представлены заявки на участие в торгах;
  • к участию в торгах был допущен только один участник.

Пункт 5 ст. 448 Гражданского кодекса указывает, что в случае, если торги не состоялись, задаток подлежит возврату.

Пунктом 15 ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов.

Исходя из совокупного анализа приведённых правовых норм следует, что, если к участию в торгах допускается один участник, то:

  • торги признаются несостоявшимися;
  • задаток должен быть возвращён участнику.

Некоторые конкурсные управляющие препятствуют и очень возражают против возврата задатка, если к участию в торгах был допущен единственный участник и этот участник отказался от заключения договора купли-продажи.

Незаконность подобных решений подтверждается не только логикой и буквальным толкованием правовых норм, но и судебной практикой, например, Определением Высшего Арбитражного Суда от 18.02.2013 года № ВАС-642/13 по делу № А55-1693/2012.

Задаток, вносимый участниками торгов

По общему правилу задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п.

1 ст. 380 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ (ст. 380—381) регулирует отношения, связанные с использованием задатка как способа обеспечения, устанавливаемого соглашением сторон.

В соответствии с п. 2 ст. 381 ГК РФ, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны.

Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Из приведенного выше определения задатка следует, что задаток исполняет одновременно три функции: платежную (это часть суммы, подлежащей уплате кредитору по договору); доказательственную (передается в доказательство заключения договора); обеспечительную (обеспечивает исполнение основного обязательства).

Обеспечительная функция задатка проявляется в последствиях, установленных п. 2 ст. 381 ГК РФ, определяющих судьбу задатка при неисполнении договорного обязательства одной из его сторон. Задаток прежде всего имеет целью предотвратить неисполнение договора1.

В действующем законодательстве понятие задатка используется также и для определения сумм, вносимых лицами, желающими принять участие в торгах.

В соответствии с п. 4 ст. 448 ГК РФ лица, желающие принять участие в торгах, должны внести задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Задаток подлежит возврату, если торги не состоялись. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Как предусматривает п. 5 ст. 448 ГК РФ, лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Закон об ипотеке в положениях, определяющих порядок проведения публичных торгов по решению суда, устанавливает, что лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись (п. 4 ст. 57 Закона об ипотеке).

При уклонении организатора торгов или лица, предложившего на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество, от подписания протокола о результатах торгов применяются последствия, предусмотренные п. 5 ст. 448 ГК РФ (т.е. потеря задатка победителем и возврат двойной суммы задатка организатором торгов).

При невнесении лицом, выигравшим публичные торги по продаже предмета ипотеки, в течение пяти дней после окончания торгов суммы, за которую куплено имущество, торги признаются несостоявшимися, а задаток не возвращается (подп. 3 п. 3 ст. 58, п. 7 ст. 57 Закона об ипотеке).

Сумма задатка засчитывается в счет сумм, подлежащих внесению победителем торгов в качестве оплаты за приобретенное на торгах имущество.

Сравнение функций задатка, урегулированного в ст. 381, 382 ГК РФ, и функций, исполняемых задатком при организации торгов, свидетельствует об их различной природе.

В отличие от «классического» задатка суммы, вносимые лицами, желающими принять участие в торгах при подготовке к их проведению, не обеспечивают исполнение договорного обязательства, поскольку, как было показано выше, между организатором торгов и лицом, желающим принять участие в торгах, договор отсутствует.

Предусмотренный ст. 448 ГК РФ (и соответствующими статьями Закона об ипотеке) задаток обеспечивает исполнение организатором торгов обязанности подписать протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. Обращает на себя внимание, что задаток не обеспечивает исполнение организатором торгов обязанности провести торги. При отказе организатора торгов от их проведения последний обязан в ряде случаев возместить причиненный своим отказом реальный ущерб. В этом случае внесенные задатки возвращаются, но не в двойном размере, и, следовательно, обеспечительной роли для организатора торгов в рассматриваемом случае задаток не имеет.

Обязанность организатора торгов подписать протокол возникает в силу закона в результате осуществления им односторонних действий по извещению о проведении торга, проведению аукциона и определения победителя.

Для участника торгов задаток не может рассматриваться в качестве обеспечения исполнения обязанности заключить договор (подписать протокол) с организатором торгов, поскольку такая обязанность у участника при подаче заявки и внесении задатка отсутствует. Она возникает лишь в случае, если участник станет победителем торгов. В связи с этим Б.М. Гонгало высказывает предложение о квалификации обеспечиваемого обязательства как условного: «Лицо, желающее участвовать в торгах, принимает на себя обязательство в будущем заключить договор (при условии, что им будут выиграны торги».

По мнению Н.Д. Егорова, рассматриваемый задаток обеспечивает исполнение обязательств, которые возникают в результате проведения торгов.

Для организатора обязанность заключить договор возникает лишь в результате проведения торгов, на которых определен победитель.

Таким образом, хотя у задатка, вносимого при проведении торгов, обеспечительная функция имеется, она отличается от обеспечительной функции «классического» задатка. В отличие от обычного задатка, обеспечивающего исполнение существующего договорного обязательства, задаток при торгах обеспечивает исполнение будущего обязательства заключить договор, которое возникает у организатора лишь в отношении победителя торгов, а у участника лишь при условии признания его победителем торгов.

В Законе об ипотеке в отличие от общих положений ГК РФ о торгах задатком обеспечивается также и обязанность победителя торгов внести в установленный срок покупную цену. И в этом случае на момент внесения задатка эта обязанность у участника отсутствует и возникает лишь в случае, если он станет победителем торгов.

Отсутствие в законодательстве, регламентирующем порядок проведения публичных торгов, подобной нормы, устанавливающей обеспечение исполнения обязанности покупателя своевременно внести покупную цену, не может не вызывать по меньшей мере недоумения. Целью публичных торгов является продажа имущества и получение денежных средств для удовлетворения требований взыскателя. Наличие заключенного договора само по себе не решает этой задачи. При неисполнении победителем торгов обязанности по уплате покупной цены публичная продажа не достигает своей цели.

Именно поэтому традиционно в процессуальном законодательстве предварительное внесение покупщиком части покупной цены было направлено прежде всего на обеспечение своевременного исполнения им обязанности по внесению покупной цены полностью. При этом предусматривалось, что при просрочке оплаты основной суммы покупщик утрачивал право на получение имущества, а внесенные им суммы авансового платежа перечислялись в счет взыскания.

Действующее законодательство такого механизма не предусматривает, что вынуждает РФФИ рекомендовать организаторам торгов включать в протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, условие о его расторжении при невнесении покупщиком цены в установленный срок и утрате при этом им суммы задатка.

Как обоснованно отмечает Б.М. Гонгало, «участник торгов еще не должен платить и, может быть, не будет нести такой обязанно- сти». В связи с этим он приходит к выводу об отсутствии у задатка, вносимого при торгах, платежной функции. Однако задаток при торгах выполняет определенную платежную функцию, но в ином режиме, чем традиционный задаток. В качестве части платежа засчитывается только сумма задатка, внесенного победителем торгов, в случае заключения им договора с организатором.

Закон об ипотеке прямо указывает на это. ГК РФ также устанавливает, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения им обязательств по заключенному договору.

Указывают на доказательственную функцию задатка при торгах. Так, В.С. Ем полагает, что внесение лицом задатка, равно как его принятие организатором торгов, служит доказательством совершения лицом, внесшим задаток, односторонней сделки — заявки на участие в торгах, благодаря которой он и становится участником торгов. По мнению Б.М. Гонгало, сумма, переданная в качестве задатка лицом, желающим принять участие в торгах, доказывает факт существования обязательства в будущем заключить договор (при условии, что будут выиграны торги) между организатором торгов и участником.

Расхождения по вопросу о том, что доказывает факт внесения задатка, по нашему мнению, не случайны и подтверждают отсутствие ясности в этом вопросе.

В нормах ГК РФ о задатке при торгах указание на его доказательственное значение не содержится. Внесение задатка не может рассматриваться как доказательство подачи заявки, поскольку устанавливаемый организатором в извещении порядок может предусматривать обязательное представление письменной заявки и внесение задатка не может заменить такого действия. Тем более трудно согласиться с тем, что задаток сам по себе доказывает факт существования обязательства заключить договор с победителем. Наличие такого обязательства организатора и победителя торгов подтверждается совершенно иным образом.

В связи с этим наличие у задатка при торгах доказательственной функции не прослеживается.

Существенным отличием задатка при торгах является то, что обязанность его внесения для участия в торгах установлена законом, в то время как задаток как способ обеспечения исполнения договорного обязательства возникает в силу заключения между залогодателем и залогодержателем договора.

Конкретные требования в отношении задатка (сумма, сроки, порядок уплаты) устанавливаются организатором торгов и доводятся до потенциальных участников в извещении.

При подобном порядке излишними являются рекомендации РФФИ о заключении с лицом, желающим принять участие в торгах, «договора о задатке», предусматривающего размер задатка, порядок и сроки его внесения, счет, на который вносится задаток, основания и порядок возврата задатка, а также случаи, при которых задаток не возвращается. О порядке оформления этого договора предлагается сообщать в извещении о проведении торгов. Указание о том, что основанием для внесения задатка является договор, по нашему мнению, противоречит положениям ГК РФ о заключении договора на торгах и затрудняет правильную квалификацию отношений, возникающих между организатором публичных торгов и их участником.

Выделенные различия позволяют согласиться с той точкой зрения, что задаток, вносимый участниками торгов, и задаток в том виде, в каком он определен в ст. 380 ГК РФ, имея определенное сходство, тем не менее различаются, в частности, по функциональному назначению, и их отождествление следует признать ошибочным.

Не случайно ГПК РСФСР 1923 г. использовал для определения характера сумм, вносимых участниками торгов в подтверждение серьезности своих намерений приобрести выставленное на публичные торги имущество, понятие «залог», а ГПК РСФСР 1964 г. осторожно воздержался от использования для определения данного института каких-либо понятий гражданского права.

Задаток подлежит внесению только в денежной форме. Данное требование определяется природой этого вида обеспечения. Денежный характер задатка подтверждается и при анализе норм ГК РФ о торгах, где упоминается «сумма задатка». В связи с этим в судебной практике рассматривается как нарушение требований к порядку проведения торгов внесение задатка в иной форме (векселя, ценные бумаги и т.д.).

Гражданский кодекс РФ и Закон об исполнительном производстве не определяют ни конкретного размера задатка, ни правил его установления, ни требований к предельному размеру суммы задатка.

Однако в целях устранения возможных злоупотреблений РФФИ рекомендовал организаторам торгов определять размер задатка в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами в отношении продажи на торгах отдельных категорий имущества. При этом размер задатка не может быть менее 10% от минимальной начальной цены продажи имущества (минимальной цены продажи дебиторской задолженности), за исключением случаев реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке.

Размер задатка, вносимого лицами, желающими принять участие в торгах по продаже дебиторской задолженности, определяется по согласованию с государственным органом, передавшим эту задолженность для реализации. О размере задатка сообщается в извещении.

Закон об ипотеке ограничивает размер задатка, указывая, что он не может превышать 5% от начальной цены заложенного имущества (п. 4 ст. 57).

В отношении торгов по продаже дебиторской задолженности Временная инструкция требует от продавца (организатора торгов) лишь согласования размера задатка, вносимого лицами, выразившими желание участвовать в торгах, с лицом, осуществляющим взыскание (п. 24).

Отсутствие в законодательных актах о публичных торгах, проводимых при исполнении судебных решений, требований к минимальному и максимальному размеру задатка создает возможность для злоупотреблений, направленных на ограничение круга потенциальных участников торгов, поскольку внесение задатка может потребовать значительного размера отвлечения денежных средств на достаточно длительный срок.

Требования к определению срока внесения задатка законодательно также не установлены, что может способствовать злоупотреблениям, направленным на «целевой отбор» участников торгов.

Документом, подтверждающим внесение задатка при публичных торгах, является выписка со счета, указанного в извещении о проведении торгов. Эта выписка представляется организатором торгов в комиссию по проведению торгов до начала подведения итогов приема и регистрации заявок.

Тем не менее установление определенных правил лишь на уровне рекомендаций РФФИ не устраняет, а подчеркивает необходимость установления специальных правил о задатке в законодательстве, регулирующем порядок проведения публичных торгов. Потребность в этом вызвана особенностью возникающих в данном случае правоотношений, отличающихся по своему характеру от продажи на торгах, производимой по воле собственника имущества.

В отношении торгов по продаже дебиторской задолженности устанавливается, что, если торги не состоялись, внесенный задаток подлежит возврату в трехдневный срок (п. 24 Временной инструкции).

Задаток также возвращается лицам, принявшим участие в торгах, но не выигравшим их. Закон об ипотеке добавляет к этому указание о необходимости возврата в этом случае задатка «немедленно» (п. 5 ст. 57). При продаже на публичных торгах дебиторской задолженности задаток возвращается лицам, не ставшим победителями, в трехдневный срок (п. 24 Временной инструкции).

При отсутствии в законе правила о сроках возврата задатка в приведенных выше случаях следует исходить из того, что по общему правилу обязанность вернуть задаток возникает немедленно при наступлении обстоятельств, являющихся основанием для его возврата. Вместе с тем для устранения практических неудобств, которые могут возникнуть у организатора торгов в связи с необходимостью немедленного возврата денежных средств, следует признать возможность определения срока возврата задатка, поскольку он нормативно не установлен, в извещении о проведении торгов.

Предусмотренный РФФИ порядок предусматривает, что претенденту, не допущенному к участию в торгах, сумма внесенного им задатка возвращается в течение трех рабочих дней со дня оформления комиссией по проведению торгов протокола окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах.

Претенденту, отозвавшему заявку на участие в торгах до момента приобретения им статуса участника торгов, сумма поступившего от него задатка подлежит возврату в течение пяти рабочих дней со дня поступления организатору торгов уведомления об отзыве заявки, а в случае, если организатором торгов является представитель Фонда, — в течение 10 рабочих дней со дня поступления организатору торгов уведомления об отзыве заявки.

Участникам публичных торгов, не ставшим победителями торгов, суммы внесенных ими задатков возвращаются в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах торгов, имеющего силу договора.

Если победитель торгов уклонился от подписания в установленный извещением срок протокола о результатах торгов, имеющего силу договора, то участникам торгов, не ставшим победителями, задатки возвращаются в течение трех рабочих дней со дня истечения установленного срока подписания указанного протокола о результатах торгов.

В случае признания торгов несостоявшимися суммы внесенных задатков возвращаются в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по проведению торгов решения об объявлении торгов несостоявшимися.

При отмене торгов задатки возвращаются всем зарегистрированным участникам торгов в течение трех рабочих дней со дня оформления комиссией протокола об отмене торгов.

Внесенный задаток не возвращается победителю торгов в случае, если он:

а) не подпишет в установленный срок протокол о результатах торгов, имеющий силу договора;

б) не оплатит продаваемое на торгах имущество в срок, установленный подписанным протоколом о результатах торгов, имеющим силу договора, либо заключенным договором купли-продажи имущества.

Удержанная сумма задатка по согласованию с государственным органом направляется на возмещение расходов по организации торгов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Устав гражданского судопроизводства

1057. Покупатель при самом торге вносит не менее пятой части предложенной им последней цены. Остальное он обязан заплатить наличными деньгами не позднее двенадцати часов следующего за тем дня.

1067. Взыскателю предоставляется право просить о назначении нового торга, если по представлении задатка остальные деньги не были уплачены в срок (ст. 1057). В таком случае задаток присовокупляется к общей сумме, вырученной за имущество.

1161. Покупатель, предложивший на торге высшую цену, вносит, немедленно по окончании торга, не менее десятой части цены, а остальную часть в течение следующих затем семи дней.

1177. Покупщик имения, не внесший установленного задатка, подвергается штрафу по три процента с объявленной им цены. Засим торг возобновляется для прочих присутствующих лиц, начиная с предпоследней объявленной цены. Если при возобновлении торга наддач не последует, то продаваемое имение может быть оставлено за тем из торговавшихся, который предлагал высшую цену, если он того пожелает; в противном случае назначается второй торг.

1178. Взыскание означенных штрафных денег делается чрез сношение производившего торг местною полициею, по жительству лица, подвергнутого штрафу.

1179. Взысканные штрафные деньги обращаются на покрытие той части взыскания, которая не будет пополнена из вырученной впоследствии суммы за продаваемое имение; могущий при этом оказаться остаток штрафных денег, а в случае, если взыскание вполне погашается состоявшеюся на публичных торгах ценою, то и все штрафные деньги поступают в пользу местных заведений общественного призрения.

ГПК РСФСР 1923 г.

Статья 310. Кроме указанных в предыдущей статье справок и подписок, желающие торговаться вносят залог в сумме 10% стоимости оценки строения или права застройки, что не распространяется, однако, на государственные учреждения и предприятия.

Статья 311. Залог, внесенный лицом, за которым осталось проданное строение или право застройки, зачисляется в счет покупной суммы. Остальным участвовавшим в торгах лицам залог возвращается немедленно по окончании торгов. Если покупщик не внесет следуемые с него суммы в течение семи дней, залог поступает в доход казны.

ГПК РСФСР 1964 г.

Статья 402. Порядок проведения торгов

Лица, желающие принять участие в торгах, обязаны дать подписку в том, что не имеется препятствий, предусмотренных Гражданским кодексом РСФСР, к приобретению ими строений, и внести судебному исполнителю сумму в размере десяти процентов стоимости строения

Торги начинаются с указанной в акте ареста оценочной стоимости продаваемого строения. Строение считается проданным тому лицу, которое предложило на торгах высшую цену.

Покупатель обязан в течение пяти дней после окончания торгов внести полностью сумму, за которую им куплено строение, с зачетом суммы, внесенной перед началом торгов. При невнесении покупателем строения всей следуемой с него суммы в установленный срок сумма, внесенная перед началом торгов, ему не возвращается и поступает в доход государства. Эта cумма поступает в доход государства и в том случае, если будет установлено, что покупатель не имел права участвовать в торгах.

После уплаты покупателем строения всей следуемой с него суммы судебный исполнитель передает покупателю копию акта о состоявшихся торгах.

Инструкция об исполнительном производстве 1985 г.

94. Желающие принять участие в торгах обязаны внести на депозитный счет народного суда сумму в размере 10% оценки стоимости строе- ния.

98. Оплата купленного на торгах строения должна быть произведена покупателем полностью не позднее пяти дней, а в тех союзных республиках, где установлены более длительные сроки, — в течение этих сроков.

Сумма, внесенная лицом, за которым осталось проданное строение, зачисляется в счет покупной цены. Другим участникам торгов внесенная сумма возвращается немедленно по окончании торгов.

99. В случае невнесения в установленный срок покупателем строения всей следуемой с него суммы торги считаются несостоявшимися, а сумма, внесенная перед началом торгов, не возвращается покупателю и зачисляется в доход государства. Эта сумма поступает в доход государства и в том случае, если обнаружится, что покупатель не имел права участвовать в торгах.

Сам себе юрист

Задаток необходим для того, чтобы участники торгов чувствовали свою ответственность за невыполнение обязательств по выкупу имущества в случае, если они получили такое право.
Участники торгов должны вносить задаток в размере и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату.
Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их (статья 448 Гражданского Кодекса РФ).
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка должна засчитываться в счет исполнения обязательств по заключенному договору).
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.
Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (статья 448 Гражданского Кодекса РФ).
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах.
Размер задатка не может превышать 5% от начальной продажной цены заложенного имущества (часть 1 пункта 4 статьи 57 Закона об ипотеке).
Задаток немедленно возвращается (пункт 1 статьи 57 Закона об ипотеке):
— если лица, участвовали в торгах, но не выиграли их;
— если публичные торги не состоялись.

15.12.2017 г. Когда организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток?

В силу п. 1 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Согласно п. 1 ст. 381 ГК РФ при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

Как следует из ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Извещение опубликовывается за месяц до проведения торгов.

Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Организатор открытого аукциона вправе отказаться от его проведения, причем в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае отказа с нарушением указанных сроков, организатор обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

ВНИМАНИЕ! Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Задаток подлежит возврату в случаях, если:

  • торги не состоялись;
  • лицо принимало участие в торгах, но не выиграло их;
  • неявка лица для участия в торгах.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (п. 6 ст. 448 ГК РФ).

Внимание! Единственный случай отказа в возврате задатка претенденту:

  • Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. То есть, лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2008 N Ф03-А51/08-1/3396 по делу N А51-13180/200714-471/18

Полезный шаблон:

  • 1209_РС_о возврате задатка лицу, не выигравшему торги (исковое заявление)
  • 1210_АС_о возврате задатка лицу, не выигравшему торги (исковое заявление)

7.3. Можете обратиться в контрольные органы. КоАП РФ, Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятнадцати тысяч рублей.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей.
(часть 1.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
(часть 1.3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
(часть 1.4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части — отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части — отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме (далее — электронный аукцион), а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, —
влечет наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(часть 15 введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 326-ФЗ)
Примечания:
1. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
2. Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, является дата окончания календарного года.
(примечания введены Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
Открыть полный текст документаКоАП РФ, Статья
23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий, вправе:
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители;
5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители.