Все про СНТ

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ).

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее —Закон № 99-ФЗ) внесены изменения в ГК РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 г.

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ (ст. 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вступившие в силу с 1 сентября 2014 г. изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ, увеличили противоречия между этим законом и Законом № 66-ФЗ, поэтому в ближайшем будущем ожидается принятие новой редакции закона о садоводстве.

Минэкономразвития России выступило разработчиком новой редакции Закона № 66-ФЗ, в котором будут учтены все изменения, внесенные в гражданское и земельное законодательство.

Закон в новой редакции призван решить следующие вопросы:

— обеспечить соответствие положений нового закона нормам ГК РФ;

— совершенствовать понятийный аппарат, используемый в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах;

— урегулировать цели создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ;

— совершенствовать правовое регулирование отношений, связанных с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ, правом участия (членства) в них, управления в этих организациях.

В законопроекте предлагается раскрыть понятие учредителя и определить его права и обязанности, в том числе отграничить учредителя от члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества. Напомню, что в действующей в настоящее время редакции Закона № 66-ФЗ не содержится описания прав или обязанностей для учредителей садоводческого объединения.

В новой редакции закона предлагается также предусмотреть общие принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также необходимость экономического обоснования размеров таких взносов.

Планируется, что новая редакция Закона № 66-ФЗ будет действовать с 1 марта 2018 г.

Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества в своей деятельности прежде всего должны руководствоваться ГК РФ, Законом № 66-ФЗ, а также другими законами и подзаконными актами.

Читать в полной версии

Президент России Владимир Путин 29 июля 2017 года подписал новый закон, который в скором времени начнет влиять на деятельность владельцев садовых, огородных и дачных участков. О том, как изменится жизнь владельцев различных типов загородной недвижимости и земель после вступления закона в силу, рассуждает эксперт «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов.

Навести порядок

Новый закон призван систематизировать отношения участников различных самоорганизующихся сообществ — дачных, садово-огородных и огородных товариществ. Откуда в принципе взялись такие объединения? Дело в том, что загородные земли, на которых ныне располагаются различные кооперативы, ранее имели статус сельскохозяйственных земель и не подходили для индивидуального жилищного строительства. Когда в 1992 году было введено право собственности, а в 1993-м разрешены сделки с землей, возник, в свою очередь, вопрос о статусе земли. У земельного участка появилась такая характеристика, как назначение: для индивидуального жилищного строительства, садовый, огородный или дачный. Но были также и категории земель, которые никто не отменял: земли населенных пунктов, земли сельского хозяйства, земли транспорта и т. д.

Таким образом, не было четкого понимания того, что именно может размещаться на земле определенной категории и с каким назначением, и часто возникали противоречия. Например, на землях промышленности целевым назначением могло быть жилищное строительство или же размещались земли сельхозназначения. Таких случаев было довольно много, и долгое время этот вопрос несоответствия никем не решался.

Популярные дачные и садоводческие кооперативы, существование которых новым законом упраздняется, в 99% случаев располагались на землях сельхозназначения. В советское время действовал ряд ограничений по строительству на определенных типах участков: например, на садовом участке запрещалось возводить дом площадью более 50 кв. м. В 1990-е годы, когда в законодательстве было еще достаточно слабых мест, многие получали такие участки в собственность и возводили на них те строения, которые считали нужными. Когда нормы размылись, началась хаотичная стадия развития рынка, появилась и коррупционная составляющая. К примеру, не так давно были снесены многоквартирные дома, возведенные на участках индивидуального жилищного строительства: такое случалось, когда регистрационная палата не имела четкого понимания о том, что можно регистрировать на участке жилищного строительства в деревне, а что нельзя. Новый закон регулирует и такие моменты в том числе.

Такое понятие, как дача, новым законом ликвидируется. По сути, дачные кооперативы по своей структуре дублировались с садовыми товариществами. Если с огородническими товариществами все было понятно, то с дачными и садовыми нередко возникала путаница. Огороды — это небольшой процент территорий, который выделялся для выращивания растений, а не для постоянного проживания. Как правило, под эти нужды определялись участки вдоль дорог, рек, на заливных лугах и даже под ЛЭП — в местах, где нельзя возводить капитальные строения в принципе.

Однако люди, видя и понимая, что земля находится в их собственности, начинали интерпретировать свои возможности по-своему. Отсюда — капитальные строения на огородных участках, а дальше — дворцы в садовых товариществах. К сожалению, такие случаи отражают низкий уровень нашей правовой культуры. Законодательство позволяло в подобных ситуациях дома сносить, но так как отсутствие четких нормативов тянулось десятилетиями, возникла потребность упорядочить состояние кооперативов, привести их в соответствие с реальностью.

Дачи больше нет

Законодатели двигались к порядку постепенно. Сначала вопрос о статусе земель решался следующим образом: если на участке возведен жилой дом, то земля предназначена для индивидуального жилищного строительства. Но и здесь возникли нюансы. Основная проблема заключалась не в огородных (там все-таки возможностей для вольных интерпретаций нормативов не так много), а в садовых и дачных товариществах. Почему в итоге было решено ликвидировать дачные кооперативы и само понятие дачи в законодательстве? Потому что все эти дачные места в 95% случаев превратились в населенные пункты. Например, подмосковная Малаховка — это бывший дачный кооператив, и он уже имеет статус населенного пункта.

Но встречаются и более сложные случаи, когда разросшийся дачный кооператив не признавался жильем. Например, в Подмосковье на окраине Немчиновки, имеющей статус населенного пункта, расположен большой садоводческий кооператив. Он находится в 2 км от МКАД и, конечно же, никаких дач в нем уже давно нет, а возвышаются коттеджи люкс и бизнес-класса. Для того чтобы признать кооператив частью Немчиновки, необходимо собрать огромное количество собственников и подать заявку в местные органы управления. Однако если речь идет о жилье, городские власти обязаны обеспечить соответствующей инфраструктурой: дорогами, опорным пунктом полиции, поликлиниками, детскими садами и школами.

В новых коттеджных поселках все эти затраты и обязанности ложатся на девелопера, задачу же по старым населенным пунктам делегировать никому нельзя. Поэтому власти, чтобы не брать на себя ответственность, сознательно затягивали и затрудняли решение о признании таких кооперативов объектами для постоянного проживания. С упразднением дач и появлением возможности для прописки во многих загородных домах отказывать жителям в признании их кооператива местом для постоянного проживания будет сложнее. Но из каких бюджетных средств обеспечить эту самую необходимую инфраструктуру — неясно.

Таким образом, жители домов на участках под индивидуальное жилищное строительство, помимо обязанностей, налогового бремени и прописки, должны получить еще и права на пользование собственной расширенной инфраструктурой, а власти, в свою очередь, выделить определенный бюджет для ее создания. Ведь садовые товарищества различаются размерами: это могут быть как небольшие кооперативы на 300 участков, так и практически населенные пункты на тысячи домов. Для таких случаев требуется создание маршрутов общественного транспорта, новых дорог, нормального освещения — и теперь жители садовых товариществ будут вправе требовать этого от местной власти.

Деньги и самоорганизация

Не секрет, что в любых кооперативах одной из основных проблем является организация работы правления и соблюдение механизма принятия решений. Что такое садовое некоммерческое товарищество (СНТ)? Это огороженная территория со своими сетями, дорогами, частными земельными участками и общественной территорией, принадлежащей товариществу. Жители СНТ платят взносы на его содержание, на собраниях сообща решают организационные вопросы, по мере возможностей вносят свою лепту в комфортную жизнь на территории товарищества — проводят субботники и т. д. Но это в идеале. На самом же деле, к сожалению, ношу тянут на себе только добросовестные плательщики — 60–70% жителей кооперативов, а 30–40% собственников обычно взносы не платят и в общественной жизни никак не участвуют.

Новый закон, казалось бы, пытается облегчить жизнь сознательным плательщикам. Теперь не платящий взносы в течение двух месяцев собственник исключается из кооператива, лишается права участвовать в общих собраниях, но обязан подчиняться решениям большинства, поскольку остается собственником своего дома и участка и пользователем общественных территорий. От чего на самом деле поможет избавиться новая норма — от «мертвых душ». Ранее членство в кооперативе прекращалось только по заявлению и по заявлению же нового собственника могло начинаться. Таким образом, имея право продать имущество без согласия других членов кооператива или товарищества, собственник его реализовывал, никого не уведомляя, но оставался членом кооператива на бумаге. Значит, его голос обязан был учитываться в общих решениях. Теперь его членство прекратится автоматически — после неуплаты взносов.

Однако от проблемы системных неплательщиков новые нормы не избавляют. Неплательщик лишается права принятия решений, но не лишается обязательств по общим взносам, размер и назначение которых теперь будут определяться без его участия и согласия. Это не вызовет у него желания исправиться — напротив, у него появится еще больше возможностей игнорировать мнение большинства и не оплачивать охрану, уборку, ремонт дорожного покрытия, мотивируя это отсутствием надобности для себя. Проигнорирует он и целевые взносы — к примеру, на починку вышедших из строя коммуникаций. Несогласные могут обратиться в суд, но станет ли товарищество, чей бюджет формируется исключительно взносами участников, тратить и без того небольшие средства на судебные тяжбы? Вероятнее всего, нет. Выходит, вместо решения вопроса может возникнуть только никому не нужная конфронтация.

Также в новом законе четко определено, что членами товарищества могут являться исключительно физические лица. Это актуально для новых СНТ, где, к примеру, застройщик постепенно продает дома и участки, и если он как юридическое лицо еще владеет более 50% домов, может принимать любые решения, касающиеся общих территорий и имущества, ни с кем не советуясь. От такой ситуации новый закон защитит частных собственников.

Но в случае с организацией деятельности товарищества по-прежнему не решается и не закрепляется вопрос об управлении и проведении собраний. По сути, для управления должны применяться все те же устаревшие схемы. Так, чтобы провести собрание собственников, правление обязано за месяц уведомить их заказным письмом с уведомлением или переданным лично в руки. Как оповестить собственников 300 домов и будет ли этим заниматься председатель на добровольной основе? Чей бюджет оплатит рассылку писем?

Очень важный момент — жалование членов правления и председателя. Этот вопрос вновь остается за СНТ: в каждом товариществе его члены сами должны решать, станут они выплачивать зарплату своему председателю или он должен работать на добровольных началах. Самостоятельно будет определяться и размер платы. Хотя в текущих условиях разумнее предложить людям достойную мотивацию к честному ведению хозяйственной деятельности в товариществе и установить определенную норму оплаты труда членов правления и руководства, определив ее в рамках, к примеру, процента от взносов.

Также сохраняется сложновыполнимая норма, закрепляющая необходимость принятия всех решений на собраниях, где присутствует не менее половины членов товарищества. Если на ежегодные собрания обеспечить 50%-ную явку более-менее реально, то решить вопросы в экстренных случаях практически невозможно — по закону СНТ не обязаны создавать резервный фонд средств для срочной ликвидации проблем, а за короткий срок собрать 150 собственников из 300 домов нереально. Предполагаю, что такую норму продолжат обходить: костяк товарищества будет оплачивать ремонт из своих средств и только потом собирать их с собственников участков. Вопрос лишь в том, соберет ли, а иначе участникам поможет только суд, который вновь повлечет трату времени и денег. Гораздо разумнее было бы обязать товарищества формировать резервный фонд средств по примеру фонда капитального ремонта, максимально прозрачный и подотчетный для всех участников.

По сути, ввиду недоработки многих важных моментов, связанных с функционированием и структурой садовых товариществ, многие нормы закона об СНТ продолжат обходиться его членами с помощью различных лазеек и ухищрений: признаемся честно, никто и сейчас не замораживает работу товарищества и принятие решений, не собрав 50% собственников и не получив, к примеру, 30% взносов. Государство вновь предлагает жителям решать все вопросы жизнедеятельности хозяйства самостоятельно, давая лишь рамочные установки и условия и предлагая решать все спорные ситуации в суде. Насколько эффективными окажутся новые меры для работы СНТ и как их будут трактовать в каждом конкретном товариществе — пока что большой вопрос.

ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2019 года вступил в силу закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», определивший судьбу 60 миллионов дачников. Понятие «дача» исчезло из законов, а дачников поделили на садоводов и огородников.

Документ разложил по полочкам, что отныне можно садоводу и чего нельзя огороднику. Изменились требования к организации жизни в СНТ и ОНТ. Возникли новые правила землепользования, а также возведения построек на дачных участках.

Закон не из простых для понимания. Почти все из 55 содержащихся в нем статей представляют собой поправки к другим федеральным законам – о строительстве и регистрации дома на загородном участке, межевании земельного участка, уплате налогов с хозпостроек, дарении или передаче участка в наследство и т.д.

В этом кейсе Центр защиты прав граждан расскажет о новых правилах организации жизнедеятельности СНТ и ОНТ. Мы подробно остановимся на структуре современного товарищества собственников недвижимости. Сразу оговоримся, новые правила жизни идентичны для СНТ и ОНТ. Но поскольку большинство дачников относятся к садоводам, для удобства мы будем упоминать именно этот тип организации товарищества.

КАК ЗАКОН ИЗМЕНИЛ ЖИЗНЬ ДАЧНИКОВ

С 2019 года в федеральном законодательстве больше не существует понятия «дачник». Упразднены все дачные товарищества, кооперативы или общества.

Теперь возможны лишь две формы земледельческих хозяйств, где граждане выращивают сельхозпродукцию для личных нужд:

1. Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ).

2. Огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ).

Все дачные общества, зарегистрированные до 2019 года, должны пройти перерегистрацию и выбрать тип пользования загородной собственностью – СНТ или ОНТ. Законом устанавливается срок на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными садоводческим, огородническим и дачным организациям на право собственности или аренды – до 1 января 2024 года.

Для садоводческих и огороднических товариществ установлена необходимость СНТ и ОНТ иметь утвержденную документацию по планировке этой территории.

До 31 декабря 2020 года члены дачных товариществ, созданных до 1 января 2019 года в целях ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных после реорганизации, имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно.

Принципиальная разница между садоводами и огородниками заключается в правах на возведение построек. На садовом участке можно построить жилой дом и даже в нем прописаться. На огородном – только теплицу, сарай или колодец.

«Подводных» камней у нового дачного закона достаточно. Поэтому первым делом членам товарищества необходимо привести в порядок все документы.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО СНТ И ОНТ

Для учреждения товарищества теперь необходимо не менее семи землевладельцев. Раньше достаточно было трех.

Постановление о новом статусе (СНТ или ОНТ) должно быть единогласно принято на общем собрании.

В обязательном порядке на собрании должен быть выбран председатель товарищества, Правление, численностью не менее трех человек (но не более 5% от общего числа членов товарищества) и ревизионная комиссия (или ревизор).

Согласно новым правилам, полномочия управляющего органа теперь длятся 5 лет. Разумеется, они могут быть досрочно прекращены, если члены товарищества выразят недоверие Правлению.

Документация товарищества должно храниться не менее 49 лет.

Ведение хозяйства и проживание на территории садоводческого или огороднического объединения возможно и без участия в нем.

То есть иметь участок с домом можно будучи индивидуалом. Но это не освобождает индивидуала от всех, утвержденных Правлением взносов.

С вступлением в силу закона № 217-ФЗ, не состоящие в товариществе землевладельцы имеют равные права на общую собственность и участие в голосованиях по большинству вопросов. Кроме голосования за кандидатуру председателя и членов Правления.

Также изменились правила, касающиеся земель общего назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах СНТ. Теперь они подлежат предоставлению в общую долевую собственность всем членам товарищества. Размер доли участника СНТ в таком случае будет пропорционален размеру его участка. Налог на такие земли рассчитывается по аналогичному принципу.

В рамках общей территории товарищества запрещено менять вид использования земель на отдельных участках. Законом реализован принцип: одна территория – одно товарищество. Это значит, что невозможно в границах одного товарищества образовать еще одно юридическое лицо.

Новый закон сделал земли общего пользования неприкосновенными. Речь об участках на территории товарищества, которые выходят, к примеру, к дороге, водоему, полю или лесу. Не секрет, что зачастую владельцы соседствующих с этими местами участков, пытаются «прирезать» себе пару соток. Теперь это карается по всей строгости закона. Такие территории можно использовать только в общих целях. К примеру, организовать гостевую парковку, место проведения собраний, детскую площадку и т.п.

КАК ОТРЕДАКТИРОВАТЬ УСТАВ В СВОЮ ПОЛЬЗУ

ЗАЩИТА ОТ ПРИЗНАНИЯ САМОСТРОЕМ

Первым делом необходимо отредактировать Устав товарищества. Председателю Правления или активным собственникам рекомендуем предусмотреть в Уставе важные юридические тонкости. К примеру, прописать пункт, что реорганизация товарищества проводится в связи с вступлением в силу ФЗ № 217, а новое товарищество является правопреемником предыдущего.

Если вы не предусмотрите таких нюансов, преемственность между старой и новой формой землевладения может быть поставлена под сомнение. Подобная формулировка убережет земли товарищества от признания самостроем и принудительного сноса.

Специалистов Центра защиты прав граждан часто спрашивают: как быть тем товариществам, которые по 217-ФЗ считаются огородническими, но кое-кто из дачников ранее успел построить на этих землях жилые постройки?

Единственный способ защитить эти постройки – прописать в новом Уставе товарищества, что норма закона №217-ФЗ о невозможности постройки дачного домика распространяется только на те участки, которые были выделены под огородничество с 1 января 2019 года. Помните, закон обратной силы не имеет, а прежний строить дома разрешал.

РУБЛЬ ПРОТИВ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ

По закону вносить платежи на счет товарищества разрешается только безналичным способом. Однако не все, особенно пожилые, дачники в совершенстве владеют банковскими картами или банкоматом. Некоторые живут в саду-огороде с мая по октябрь, в город практически не выбираются.

Пропишите в Уставе пункт с разрешением членам товарищества платить взносы так, как им удобно. В том числе через кассу.

Еще один важный момент, который следует закрепить в Уставе – это способ уведомления членов товарищества о проведении общего собрания и формах проведения собрания.

Закон закрепил возможность уведомлять собственников о проведении общего собрания посредством рассылки уведомлений на адрес электронной почты. В том случае, если этот же адрес указан в реестре собственников товарищества.

Не возбраняется при принятии соответствующего решения внести в Устав любой другой удобный способ уведомления собственников. К примеру, уведомлять способом размещения на информационной доске объявления, телефонным обзвоном и т.п.

НОВЫЕ ВИДЫ ВЗНОСОВ

Утверждены два вида взносов: членские и целевые. Так называемые «вступительные» – законом отменены. Регулярность и размер взносов определяются на общем собрании товарищества.

По закону все взносы перечисляются на расчетный счет товарищества безналичным способом. Решения о выборе банка, открытии и закрытии банковских счетов, ведения документации по оплате взносов также принимаются собранием.

Если дачник не платит взносы в течение двух месяцев, его могут исключить из СНТ. При этом право на использование объектов инфраструктуры (электричество, водопровод, дороги и прочее) за ним сохранится.

Несмотря на то, что законодатель обязал собирать деньги только безналичным способом, вносить деньги в кассу товарищества все же можно. В статье 861 Гражданского кодекса РФ указано: «Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными день­гами без ограничения суммы или в безналичном порядке». Граждан­ский кодекс стоит выше закона о садоводст­ве, поэтому заставить всех платить по безналу не получится.

Если в новой редакции Устава предусмотреть пункт с разрешением вносить плату через кассу, у дачников останется возможность платить так, как им удобно.

Что касается индивидуалов, которые не хотят быть членами товарищества. По новым правилам те, кто отказался входить в товарищество и живет сам по себе, будут платить даже больше членов СНТ или ОНТ.

Во-первых, они обязаны вносить плату за содержание имущества общего пользования, текущий и капремонт объектов капстроительст­ва, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Во-вторых, по статье 251 Налогового кодекса от налогообложения освобождаются только членские и целевые взносы. Так что индивидуалу стоит хорошенько подумать: жить обособленно или все же стать членом сообщества «дачников».

Еще один нюанс, касающийся дополнительных денежных сборов. Если кому-то из членов товарищества необходимы копии какого-либо документа, такая копия предоставляется платно. Однако плата, взимаемая товариществом за предоставление копий, не может превышать технические затраты на их изготовление.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

УВЕДОМЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКОВ

Высшим органом управления делами товарищества является общее собрание собственников. По новому закону именно собрание избирает председателя товарищества и членов Правления. Раньше избиралось только Правление, а оно уже выбирало председателя.

Каждое товарищество должно иметь реестр членов, в котором содержится вся персональная информация о каждом землепользователе.

Уведомлять о проведении собрания собственников необходимо не позднее чем за 14 дней до даты его проведения. И не позднее чем за 7 дней до собрания инициаторы должны ознакомить всех собственников с материалами повестки собрания.

НЕОБХОДИМЫЙ КВОРУМ

Для принятия большинства решений на собрании должны присутствовать не менее 50% членов товарищества. Общеизвестно, что собрать кворум чрезвычайно сложно.

Закон разрешает проводить общее собрание в трех формах:

— очной;

— заочной;

— очно-заочной.

Следует знать, что заочно нельзя будет выбрать председателя и Правление, изменить Устав, принять решение о размере взносов или передаче части имущества товарищества, к примеру, в аренду.

Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания).

Среди таких вопросов:

— изменение Устава товарищества;

избрание председателя товарищества и членов Правления, ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

— определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;

— принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;

— принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;

— принятие решений о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, в собственность муниципальной власти или субъекта РФ;

— распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;

— утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

— определение размера и срока внесения взносов;

— принятие решений о реорганизации или ликвидации товарищества.

Если кворум на общем собрании по этим вопросам так и не собрался, то повторно можно проголосовать по утвержденной повестке в очно-заочной форме. Голосование проходит по принципу: один собственник – один голос.

Если участок принадлежит трем гражданам, только двое из которых члены товарищества, то при голосовании по вопросам деятельности СНТ от участка смогут голосовать только двое, у них будет два голоса. Но по вопросам распоряжения общим имуществом товарищества – все трое.

Раньше за члена СНТ могли проголосовать его представители по доверенности, которую заверял председатель товарищества. Новый закон лишил председателя товарищества такого права. Представитель собственника по-прежнему сможет участвовать и голосовать за решения собрания, но только при наличии доверенности, заверенной нотариусом.

ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ САДОВОДОВ

Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества.

Среди таких вопросов:

— принятие решения о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

— принятие решения по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;

— определение порядка пользования общим имуществом;

— принятие решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

— определение размера и срок внесения взносов, определение платы за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.

Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме.

Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.

Для рассмотрения вопросов приема и исключения членов товарищества порог снижен до простого большинства голосов присутствующих на собрании.

ОСПАРИВАНИЕ ПРОТОКОЛА СОБРАНИЯ

Если садовод был на собрании, решение которого он пытается оспорить, и есть его подпись в протоколе собрания, то закон отводит срок 6 месяцев для оспаривания результатов этого собрания.

Если садовода на собрании не было, у него есть 2 года после публикации результатов собрания.

КАК СТАТЬ ЧЛЕНОМ СНТ

В отличие от прежнего «дачного» закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», по которому членами СНТ могут стать граждане, достигшие 18 лет, закон № 217-ФЗ возрастного ограничения не устанавливает.

Для вступления в члены СНТ надо подготовить и подать в правление товарищества заявление. На ближайшем общем собрании членов товарищества оно должно быть рассмотрено. С заявлением о вступлении в СНТ могут обратиться правообладатели земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества. До подачи заявления они вправе ознакомиться с Уставом СНТ.

В заявлении нужно указать следующие данные:

— фамилию, имя и отчество заявителя;

— его адрес места жительства;

— почтовый адрес, по которому заявитель может получать сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;

— адрес электронной почты (при наличии), на который можно высылать электронные сообщения, согласие заявителя с требованиями Устава СНТ.

К заявлению прилагаются копии документов о праве на земельный участок. Заявление рассматривается общим собранием членов СНТ в порядке, установленном Уставом.

Днем приема в члены товарищества является день принятия соответствующего решения общим собранием членов СНТ. Каждому члену СНТ в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председатель выдает членскую книжку, форму и содержание которой устанавливает общее собрание членов СНТ.

В приеме в члены товарищества может быть отказано, если:

— гражданин ранее был исключен из числа членов СНТ из-за не погашенного долга по взносам;

— если он не является собственником или правообладателем земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества;

— не представил документы о правах на земельный участок;

— представил заявление, не соответствующее требованиям.

МИФ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ БАНЬ И ТЕПЛИЦ В СНТ

Спешим успокоить: никакого налога на бани и теплицы не существует!

По закону налогом на имущество облагаются только те постройки, сведения о которых занесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) или были предоставлены в налоговые органы из БТИ.

Чтобы быть признанными таковыми, постройки должны обладать некими признаками недвижимости.

Если у постройки есть капитальный фундамент, а ее перемещение невозможно по территории участка, она может относиться к объекту недвижимости. Следовательно, ее необходимо будет узаконить. Соответственно, такая постройка подвергнется налогообложению.

Вместе с тем обращаем ваше внимание, объекты без фундамента сборно-разборной конструкции, какими часто бывают теплицы, хозблоки, бытовки, навесы и другие временные строения на дачных участках, к недвижимости не относятся. Регистрировать их не нужно. Налогом они не облагаются.

ЖИВНОСТЬ НА ДАЧЕ: КАК НЕ НАРУШИТЬ ПРАВА СОСЕДЕЙ

Часто дачники задают вопрос: законно ли разводить в СНТ пчел, кур или гусей. Прямых запретов на содержание членами СНТ на принадлежащем им земельном участке живности – нет.

В личных целях, без извлечения коммерческой выгоды, в пределах своего участка в СНТ можно держать пчел, птицу, кроликов и мелкий скот. Однако при условии соблюдения санитарных правил и норм, а также иных требований, применяемых к подобному роду деятельности.

Законом допускается и возведение хозяйственных построек разных типов для живности. Члены садоводческих товариществ, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию.

Пунктами 6.7 и 6.9 Свода правил 53.13330.2011 установлены расстояния, на которые постройки для мелкого скота должны быть удалены от жилых домов и прочих сооружений.

Так, в соответствии с п. 6.7 минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны составлять:

— от жилого строения – не менее 3 м;

— от постройки для содержания мелкого скота и птицы – 4 м;

— от других построек – 1 м.

В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению или жилому дому, расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки.

Например:

— дом – гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м);

— дом – постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4 м).

Однако если действия соседа по содержанию мелкого домашнего скота или птицы вышли за рамки собственных нужд и служат извлечению прибыли, можно говорить о нецелевом использовании земельного участка.

МУСОРНАЯ РЕФОРМА ПРИШЛА НА ГРЯДКИ

С 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Плата за вывоз мусора теперь обязательна для всех, и взимается в том числе с садоводческих и огороднических товариществ.

Многие товарищества по незнанию сохранили старую схему вывоза и оплаты мусора – по договоренности с частными компаниями. К сожалению, это неправильно.

Обязанность заключить договор с единым Региональным оператором возложена абсолютно на все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Среди них садоводческие и огороднические товарищества. И сделать это следовало еще в январе 2019 года.

Товарищества обязаны установить контейнеры и бункеры-накопители на специально оборудованных контейнерных площадках и обеспечить регулярный вывоз мусора согласно заключенному договору с Региональным оператором.

СНТ и ОНТ оплачивают услугу по обращению с ТКО по утвержденному местными органами самоуправления нормативу накопления отходов.

Теоретически норматив должен учитывать сезонный характер деятельности СНТ. На практике в большинстве регионов товариществам попытались навязать круглогодичную плату за вывоз мусора. Обращаем ваше внимание, что такую схему поборов с СНТ можно и нужно оспорить! Норматив накопления ТКО должен определяться с учетом сезонных объемов накопления.

Прежде всего там напоминают, что никакого налога на воду не будет. Это лишь слухи. На самом деле речь идет о лицензировании водопользования садоводческими товариществами, проще говоря, об общих скважинах. Закон о ведении садоводства и огородничества, который вступил в силу в 2019 году, установил отсрочку на введение обязательного лицензирования общих скважин. Пока СНТ могут добровольно оформлять лицензию на скважину, причем без уплаты госпошлины. А вот с 2020 года лицензия станет не только обязательной, но и платной (7,5 тысячи рублей). За нарушение грозит штраф до 1 млн рублей.

Что же касается отдельных дачников, у которых есть своя скважина на участке, то лицензия понадобится, если из скважины за сутки добывается более 100 кубометров воды. При этом затрагивается центральный водоносный горизонт.

В 2020 году земли общего пользования СНТ будут облагаться налогом по сниженной ставке (0,3% вместо 1,5% от кадастровой стоимости). Это устранит существующую несправедливость: за свои участки садоводы платят 0,3% от кадастровой стоимости, а за стоянки, проезды, общие площадки намного больше. Все участки с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства» приравниваются к садовым участкам. Значит, для них также действует льготная ставка налога в 0,3%.

1 января 2020 года истекает срок, когда участок в СНТ может предоставляться в упрощенном порядке — на основании утвержденного муниципалитетом проекта организации и застройки территории. До этого срока можно было обратиться в муниципалитет с заявлением и протоколом общего собрания членов СНТ о распределении участков. А со следующего года для этого потребуются проекты планировки и межевания территории СНТ.

Участок в СНТ можно получить в упрощенном порядке до 1 января. Потом потребуются проекты планировки и межевания территории товарищества

С 2020 года можно снизить налог на подаренную дачу. Если она подарена или унаследована в 2019 году (или позже) и 3-летний срок владения еще не истек, продавец вправе снизить свой налогооблагаемый доход на расходы, которые понес даритель или наследодатель, чтобы приобрести эту дачу, или же на сумму НДФЛ, который он уплатил при получении дачи в дар (если они с дарителем не близкие родственники).

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
Глава 2. Создание товарищества
Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
Статья 8. Устав товарищества
Статья 9. Порядок создания товарищества
Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
Глава 3. Членство в товариществе
Статья 11. Права и обязанности члена товарищества
Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
Статья 14. Взносы членов товарищества
Статья 15. Реестр членов товарищества
Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью
Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
Статья 18. Правление товарищества
Статья 19. Председатель товарищества
Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках
Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства
Глава 6. Имущество общего пользования
Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования
Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества
Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества
Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества
Статья 27. Реорганизация товарищества
Статья 28. Ликвидация товарищества
Глава 9. Заключительные положения
Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»
Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 54. Переходные положения
Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона