Все специальности высшего образования

В разделе приведен полный список специальностей высшего профессионального образования, а также подробные описания направлений подготовки и учебных программ в вузах России. В каждом из выбранных подразделов вы сможете выбрать из списка именно ту специальность, с которой вы хотели бы ознакомиться и прочитать ее подробный обзор.

Рейтинг специальностей по мнению читателей портала

Специальность Голосов посетителей сайта
1 Специальность «Строительство» (бакалавриат)
2 Специальность «Нефтегазовое дело» (бакалавриат)
3 «Прикладная математика и информатика» (бакалавриат)
4 Специальность «Медицинская биохимия» (специалитет)
5 Специальность «Медицинская кибернетика» (специалитет)

Математические и естественные науки

Если вам хорошо давались физика и математика, то стоит поискать специальность здесь.

Инженерное дело, технологии и технические науки

Самая распространенная и в то же время востребованная профессия — инженер.

Здравоохранение и медицинские науки

Врачи различных направлений, хирурги, а также сотрудники фармакологии.

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

Работа как с землей, так и с животными. Для будущих агрономов и фермеров.

Науки об обществе

Все от социологии до юриспруденции – изучаем социальные тренды и специфику работы с людьми.

Образование и педагогические науки

Если вы собираетесь стать учителем и педагогом, то вам сюда.

Гуманитарные науки

Для тех, кому тяжело даются точные науки, но интересны социальные факторы.

Искусство и культура

Все специальности и направления обучения связанные с творчеством.

Все специальности высшего образования

Новый перечень специальностей высшего образования и тематических направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов утвержден 12 сентября 2013 года Приказом Минобрнауки № 1061. С 2014 года все высшие учебные заведения РФ присваивают выпускникам квалификации, соответствующие наименованиям и кодам укрупненных групп и направлений подготовки, перечисленным в этом списке. До окончания обучения студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета, зачисленных на дневные и заочные отделения вузов до 2013 года, все университеты, академии и институты имеют право выдавать дипломы о высшем образовании с указанием квалификаций, зарегистрированных в перечне, принятом в 2009 г. (с изменениями, внесенными в него постановлениями правительства и Минобрнауки на протяжении 2009–2010 гг.).

Вузы и специальности сгруппированы по профильным направлениям – это облегчит подбор профессии и образовательной организации, в которой ее можно получить. В списке – творческие и технические, прикладные и академические, распространенные и необычные специальности. Стандартный набор предметов, по которым нужны отметки для поступления, дополнительных экзаменов и перспективы работы после окончания вуза, помогут сориентироваться в разнообразии профессий и сделать правильный выбор.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее – Положение) определяет структуру, содержание, принципы и порядок проектирования и утверждения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), реализующихся в ЧОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА» (далее институт), на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО).

1.2.Основная образовательная программа высшего профессионального образования(далее – ООП ВПО) – системно-организованный комплекс учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, формы, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника соответствующей квалификации (степени) бакалавра или специалиста, разработанный и утвержденный с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и отраслевых требований, а также с учетом рекомендованной учебно-методическим объединением примерной ООП ВПО.

ООП ВПО самостоятельно разрабатывается и утверждается институтом на основе требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом примерной ООП, рекомендованной разработчиком ФГОС ВПО. Профиль ООП ВПО вуз определяет самостоятельно из предложенного перечня, указанного в соответствующем ФГОС. Вуз имеет право реализовывать ООП ВПО без указания профиля. При отсутствии в ФГОС перечня профилей вуз имеет право самостоятельно определить их наименование.

При разработке ООП ВПО учитывается региональный компонент и накопленный опыт института по реализации государственных образовательных стандартов.

Институт обеспечивает свободный доступ к ООП ВПО для преподавателей, обучающихся и иных граждан путем размещения ООП на сайте.

Основная образовательная программа по направлению подготовки разрабатывается на основании настоящего Положения с учетом регионального компонента и фактического учебно-методического, информационного, кадрового обеспечения, а также, материально-технических условий для реализации образовательного в соответствии с ООП ВПО.

1.3. Социальная роль, цели и задачи ООП ВПО по направлению подготовки

Раскрывается социальная роль (миссия) ООП ВПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировки целей и задач ООП как в области воспитания, так и в области обучения, даются с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп студентов, а также особенностей научно-педагогической/творческой школы вуза и потребностей регионального рынка труда.

1.4. Нормативной базой ООП ВПО являются:

— закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 21.12.2012 г.);

— порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва)

— федеральный закон от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» № 309-ФЗ;

— федеральный закон от 24 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 232-ФЗ (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

— нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации, в части касающейся реализации ООП ВПО по ФГОС (рекомендуемые сайты поиска НПА: http://mon.gov.ru; сайты Учебно-методических объединений по направлениям подготовки);

— федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки;

— примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования, разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки;

— инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

— инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

— положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов (Настоящее Положение)

1.5. Состав рабочей группы и ответственный за разработку ООП ВПО

Состав рабочей группы и ответственный за разработку ООП ВПО назначается приказом ректора института по представлению проректора по учебной работе.

При разработке ООП ВПО формируется рабочая группа, в состав которой входят:

— начальник учебного отдела(руководитель рабочей группы);

— заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой (по направлениям подготовки);

— профессор выпускающей кафедры (определение содержание компонентов фундаментальной науки и научно-исследовательской работы при реализации ООП ВПО);

— сотрудник воспитательного отдела (определение содержания социально- культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций обучающихся при реализации ООП ВПО);

— сотрудники отделов и служб института (данные сотрудники могут входить одновременно в состав всех рабочих групп по разработке ООП).

На руководителя рабочей группы возлагается ответственность за качество и своевременность разработки ООП.

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Структура ООП ВПО формируется на ФГОС и примерной образовательной программы по соответствующему направлению (Примерная ООП ВПО, разработанная учебно-методическими объединениями носит рекомендательный характер).

В структуру ООП ВПО входят следующие разделы:

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ЧОУ ВПО Балтийский институт экологии, политики и права по направлению;

1.2. Нормативные документы для разработки ООП;

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

1.3.1. Цель (миссия) ООП

1.3.2. Срок освоения ООП

1.3.3. Трудоемкость ООП

1.4. Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП .

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.

4.1. Календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки бакалавра по направлению

4.3. Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана

4.4. Программы учебной и производственной практик

5. Фактическое ресурсное обеспечение

5.1. Кадровое обеспечение

5.2. Материально-техническое обеспечение

5.3. Информационно-библиотечное обеспечение

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

СОДЕРЖАНИЯ ООП ВПО

Оформление титульного листа ООП ВПО см. приложение №1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основная образовательная программа _________________,

реализуемаяв ______________________________________________________________

(наименование вуза)

по направлению подготовки

(указать направление подготовки из ФГОС)

и профилю подготовки

(указать наименование профиля из ФГОС)

представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований государственного и социального заказа на подготовку специалистов (бакалавров) на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Профиль ООП ВПО вуз определяет самостоятельно из предложенного перечня, указанного в соответствующем ФГОС. Вуз имеет право реализовывать ООП ВПО без указания профиля. При отсутствии в ФГОС перечня профилей вуз имеет право самостоятельно определить их наименование.

ООП устанавливает цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП _____________ по направлению подготовки_____________________________________

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 21.12.2012 г.);

федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__» «_____» 200__ г. № ___ ;

нормативно-методические документы Минобрнауки России:

примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная ____________________________ ;

инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

положение о разработке основных образовательных программ института при реализации подготовки бакалавров на основе федеральных государственных образовательных стандартов

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

1.3.1. Цель (миссия) ООП.

Указывается, что ООП имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных-универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения даётся с учетом специфики конкретной ООП, характеристики групп обучающихся, а так же особенностей научной школы института и социального «заказа» на программу.

1.3.2. Срок освоения ООП.

Срок освоения ООП в годах указывается для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.

Пример заполнения данных о сроках освоения ООП ВПО см. таблица № 2

Таблица № 2

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ПООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код, наименовании в соответствии с ОКСО

Подготовки бакалавра

62

Бакалавр (степень и (или) квалификация)

4 года

240

1.3.3. Трудоемкость ООП.

Трудоемкость освоения обучающимся ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающегося, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Для направлений подготовки, зарегистрированным в Перечне направлений подготовки, по которым при приеме для обучения по программам ___________ могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Содержание требований к абитуриенту необходимо указать из Правил поступления в Институт.

Пример перечня вступительных испытаний для лиц, поступающих в институ на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования представлен в таблице № 3.

Таблица № 3

Наименование направления подготовки (специальности)

Перечень

вступительных испытаний, по которым принимаются свидетельства о ЕГЭ

Перечень дополнительных вступительных испытаний

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП _________________________________________________________________ по направлению подготовки _____________________________________.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров, в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, их ведомственная принадлежность, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра/специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например: производственно- технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций института и потребностями заинтересованных работодателей.

3. Компетенции выпускника ООП ____________________, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП ____________ определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально — специализированными (и при необходимости – иными) компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы. На этапе проектирования ООП рекомендуется разработать матрицу соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ___________________

по направлению подготовки.

В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки _______________________________________

содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.1.1.Паспорта и программы формирования у студентов всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО. Пример заполнения см. в таблице № 4

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения ООП ВПО:

Таблица № 4

Код компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание и структура компетенции

Характеристики уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Общекультурные компетенции выпускника:

ОК-1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

способность

к адекватному отражению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования.

Структура компетенции:

владеет знанием

-основных научных понятий и основами историко-культурного развития человека и человечества;

-основных закономерностей взаимодействия человека и общества;

Владеет умением

— анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые научные проблемы;

владеет навыками

— анализа, систематизации, упорядочивания и генерализации информационных потоков в современном информационном пространстве

Пороговый уровень освоения компетенции:

владеет знанием понятийного аппарата науки;

владеет умениями

-познавательной деятельности

Продвинутый уровень освоения компетенции:

владеет умениями

-интеллектуальной деятельности;

-системного анализа проблем научных исследований

Высокий уровень освоения компетенции:

владеет умением анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

владеет

способами работы с основными научными категориями.

4.1.2.Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО.

4.1.3. Компетентностно-ориентированный учебный план.

Рекомендуемая структура компетентностно-ориентированного учебного плана приводится в приложении № 2. Она включает две взаимосвязанные составные части: компетентностно-формирующую и дисциплинарно-модульную.

Компетентностно-формирующая часть учебного плана связывает все обязательные компетенции выпускника с временно´й последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.

Дисциплинарно-модульная часть учебного плана – это традиционно применяемая форма учебного плана. В ней отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В базовых частях учебных циклов дается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов устанавливает Ученый совет вуза.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При составлении учебного плана вуз должен руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Учебный план должен содержать:

а) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО;

б) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО;

в) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части, определяющей профиль подготовки (при этом дисциплины по выбору обучающихся не расшифровываются);

г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах. При этом следует исходить из условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам.

д) распределение дисциплин по семестрам (без указания ее трудоемкости в каждом семестре);

ж) форма промежуточной аттестации:

— по каждой дисциплине;

— по каждой практике;

з) рекомендуемые виды и продолжительность практик;

и) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.

4.1.4. Календарный учебный график.Для построения календарного учебного графика используется форма, традиционно применяемая в институте. Указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы).

4.1.5.Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.1.6.Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников.

4.1.7.Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».

4.2.Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.2.1. Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Основная образовательная программа ВПО содержит в качестве обязательных компонентов аннотации учебных дисциплин и практик, на основании которых разрабатываются учебные программы дисциплин и практик.

В ООП должны быть приведены аннотации рабочих программ всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору обучающихся).

Аннотация дисциплины или практики имеют следующую структуру: цели и задачи дисциплины (практики); отражать взаимосвязь с другими дисциплинами; требования к уровню освоения содержания дисциплины (практики), содержащие информацию о компетенциях студента, сформированных в процессе изучения дисциплины (прохождения практики), а также проектируемые результаты в формате «знать, уметь, владеть»; содержание дисциплины (основные разделы).

Аннотации разрабатываются или на основании, рекомендованных в примерной ООП, или самостоятельно.

Образец оформление аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Аннотация дисциплины

базовой (вариативной) части цикла___________________________

Аннотация примерной программы учебной дисциплины __________________

наименование дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины _________________________________________________

Задачи дисциплины _____________________________________________

2. Место дисциплины в структуре ООП. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. __________________________________________

Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать _______________________________________

Уметь _______________________________________

Владеть _____________________________________

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

4.2.2. Аннотация Программы учебной и производственной практик.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающихся.

4.2.3. Аннотация Программы научно-исследовательской работы.

(Данный раздел включается в ООП в случае, если вуз один из видов учебной практики заменяет научно-исследовательской работой.

В аннотации программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие.

Для обеспечения ООП ВПО формируется учебно-методическое обеспечение, в пакет документов входят: Программы учебных практик, Программа производственной практики, Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

. Указывается, что ресурсное обеспечение ООП института формируется на основе требований к условиям реализации ООП, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП.

С учетом конкретных особенностей, связанных с профилем данной основной образовательной программы института может дать краткую характеристику привлекаемых к обучению педагогических кадров, а также фактического учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса.

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО.

5.3. Основные материльно-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО.

Образцы оформления форм ресурсного обеспечения.

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой

Таблица №5

п/п

Уровень образования, направление

подготовки, профиль,

наименование дисциплины (модуля)

в соответствии с учебным планом

Автор, название, место издания,

издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Количество экземпляров

Число обучающихся, одновременно

изучающих дисциплину (модуль)

Высшее образование

Специальность:

Учебные дисциплины (модули):

История

Философия

Иностранный язык

Сведения о материально-техническом обеспечении ООП ВПО формируются по образцу таблицы № 6.