Взаимосвязь бухгалтерской отчетности и учетной политики

Показатели, отражаемые в бухгалтерском отчете, используются не только для анализа хозяйственной деятельности и определения причин отклонения от плана, но и для выявления внутренних резервов и источников экономии, что особенно актуально на современном этапе при недостаточности выделения финансовых средств на содержание бюджетных учреждений и организаций. Кроме того, правильно составленная отчетность способствует своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности. Все это должно быть предусмотрено в учетной политике предприятия.

Хозяйственная деятельность учреждений и организаций отражается в текущем бухгалтерском учете в первичных документах и бухгалтерских отчетах, который позволяет обеспечить контроль за правильностью расходования денежных средств. Вместе с тем данных текущего учета недостаточно для контроля за выполнением плановых заданий и использованием находящихся в распоряжении учреждения (организации) бюджетных средств. Таким образом, бухгалтерская отчетность наряду с другими видами отчетности используется для экономического анализа деятельности учреждения (организации) и служит исходной базой для планирования. Поэтому информация, взятая из Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, должна обеспечивать всю информацию, необходимую для составления бухгалтерского баланса.

Понимание необходимости правильной картины финансового состояния, полученных дохода и расходах, прибыли и т.д. обусловливает актуальность данной контрольной работы.

Для написания контрольной работы были использованы учебные пособия Азаренко А.В., Сапожниковой Н.Г., Пономаренко И.А. и Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерских отчетов

бухгалтерский отчет регистр баланс

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Учетную политику обязаны составлять все организации Республики Беларусь. Учетная политика является локальным нормативным актом.

Под учетной политикой организации понимается совокупность используемых организацией способов ведения бухгалтерского учета, расчетов налогов и платежей .

В учетной политике должны быть определены способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством предусмотрено несколько вариантов: организацией из предложенных вариантов выбирается и закрепляется в учетной политике только один.

Учетная политика включает в себя следующие разделы:

— методические аспекты учета (методология ведения бухгалтерского и налогового учета);

— организационно- технические аспекты учета.

Особое внимание при составлении учетной политики организациям следует обращать на то, что учетная политика включает в себя не только описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета, но и:

— план счетов бухгалтерского учета;

— применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

— применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

— правила документооборота и технологии обработки учетной информации

— порядок проведения инвентаризации

— перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов и ответственных за достоверность представленной в отчетах информации.

Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики предприятия должны быть описаны бухгалтерские отчеты, используемые предприятием. Формы бухгалтерских отчетов, разработанных на предприятии и используемые в организации бухгалтерского учета, прилагаются в Приложении к учетной политике предприятия.

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм должны соответствовать формам, разработанным и утвержденным Министерством финансов, и специализированным формам бухгалтерской отчетности, разработанным министерствами и ведомствами дополнительно к типовым формам и методы бухгалтерского учета, используемые на предприятии в соответствии с учетной политикой должны быть наиболее оптимальными для составления форм бухгалтерской отчетности.

Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности. В этой связи она должна обеспечивать:

— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, а также контроль за движением имущества и обязательств;

— временную определенность фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (а следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, его изменениях, а также финансовые результаты его деятельности.

Формирование учетной политики исходит из:

· обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

· непрерывности деятельности организации;

· последовательности применения учетной политики;

· временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Таким образом, требования, необходимые при разработке, как и учетной политики, так и бухгалтерских отчетов схожи.

Если целью бухгалтерской учетной политики становится формирование наиболее выгодной для организации картины ее финансового положения, необходимо помнить о том, что выбираемые методы учета, т.е. конкретные бухгалтерские проводки, могут изменить показатели бухгалтерской отчетности и результаты ее анализа.

Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по формам, разработанным организациями с соблюдением требований, приведенных выше.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Как и любой нормативный документ, учетная политика организации имеет свою структуру. Обычно она состоит из трех основных разделов — организационного и двух методологических, в которых последовательно изложены способы бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией для учетной работы. В этой статье мы расскажем, какая информация подлежит обязательному отражению в организационном разделе учетной политики.
В организационном разделе учетной политики в первую очередь указывается, какой период времени является для организации отчетным периодом в целях бухгалтерского учета.
Основным документом в сфере бухгалтерского учета является, как Вы знаете, Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, в том числе и на те, которые применяют упрощенную систему налогообложения, на что указывает как статья 6 Закона N 402-ФЗ, так и Письмо Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.
В общем случае отчетным периодом для целей бухгалтерского учета является календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно (статья 15 Закона N 402-ФЗ).
Исключение установлено лишь для вновь созданных, реорганизуемых и ликвидируемых фирм.
В частности, у вновь созданной компании отчетным периодом признается иной период времени, определение которого зависит от даты государственной регистрации компании. Если компания (за исключением кредитных организаций и организаций бюджетной сферы) зарегистрирована после 30 сентября, то она вправе самостоятельно определить свой отчетный период. При этом она может установить, что ее первым отчетным периодом будет период времени:
— с даты государственной регистрации по 31 декабря года создания компании;
— с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации.
Для справки: Закон N 402-ФЗ к организациям бюджетной сферы относит государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами (пункт 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Избранный вариант следует отметить в учетной политике компании. Понятно, что организациям, созданным после 30.09.2020 г., второй вариант позволяет увеличить рамки отчетного периода — первый раз они будут отчитываться за период времени с момента государственной регистрации по 31.12.2021 г. включительно.
Имейте в виду, что статус налогоплательщика организация приобретает с момента своей государственной регистрации. При этом налоговый период определяется ею в зависимости от применяемого режима налогообложения, а значит, и от того объема налогов, которые ей придется уплачивать, а также от того, в какой период времени налогового периода она создана — в начале или в конце.
В частности, если компания, применяющая общую систему налогообложения, а значит, уплачивающая налог на прибыль организаций, была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом по налогу на прибыль для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.
Если же государственная регистрации фирмы осуществлена в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то для нее первым налоговым периодом является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом ее регистрации. Такие правила определения первого налогового периода установлены статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Аналогичные разъяснения содержит и Письмо Минфина России от 27.07.2011 г. N 03-11-11/195.
Следующий момент, который рассматривается в организационном разделе учетной политики — это указание на то, кем осуществляется в компании ведение бухгалтерского учета.
В силу общего правила, установленного пунктом 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ, за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель экономического субъекта. Причем в общем случае руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В Письме Минфина России от 03.02.2017 г.

Стандарт МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (Changes in accounting policies, accounting estimates and errors) устанавливает:

1. Критерии выбора и применения учетных политик

2. Порядок учета:

  • изменений в учетных политиках;
  • изменений в бухгалтерских оценках; и
  • исправлений ошибок.

Несмотря на требование сопоставимости финансовой отчетности, стандарт МСФО (IAS) 8 допускаются изменения учетной политики. Изменения учетной политики могу быть добровольные или обязательные.

Досрочное применение стандарта или интерпретации к стандарту, применение учетной политики впервые к новым статьям, либо статьям, которые ранее были несущественными, не является добровольным изменением учетной политики;

Добровольные изменения в учетную политику вносятся в том случае, если это приведет к тому, что в финансовой отчетности будет опубликована более уместная информация.

Любые изменения приводят, как правило, к ретроспективному пересчету, новая учетная политика применяется к операциям и событиям, отраженным в сравнительной информации за предыдущие периоды настолько далеко назад во времени, насколько это практически можно сделать.

В целях сопоставимости отчетности за разные периоды сравнительные показатели пересматриваются, как если бы новая политика применялась всегда. Эффект от изменения учетной политики в текущем году отражается в Отчете об изменении капитала с помощью корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало года.

Учетная политика может меняться в связи с принятием нового стандарта или когда изменения требуются в соответствии с пересмотром каких-либо положений стандарта или интерпретацией к стандарту. Пересмотр учетной политики в этом случае обязателен. Если в новом стандарте не прописаны правила переходного этапа, применяется ретроспективный пересчет.

Финансовая отчетность не соответствует МСФО, если она содержит существенные ошибки.

Ошибками, допущенными в предшествующие периоды, могут быть:

  • пропуски в финансовой отчетности и
  • неправильно представленные в ней данные за предыдущие периоды, вследствие игнорирования или неправильного использования надежной информации

Должен использоваться ретроспективный учет ошибок, то есть должен быть произведен пересчет сравнительной информации как будто ошибки не было.

Многие статьи финансовых отчетов не могут быть точно рассчитаны, а могут быть лишь оценены. Процесс оценки подразумевает суждения, которые основываются на самой последней доступной информации.

Оценка подлежит пересмотру в результате:

  • перемены обстоятельств, на которых она основывалась;
  • появления новой информации, нового опыта или последующих событий

Оценочные показатели в финансовой отчетности:

  • срок полезной службы активов, обесценение активов, резерв по сомнительной дебиторской задолженности и прочие.

Такие изменения не считаются исправлением ошибок или изменением учетной политики. Они не влияют на отчетность за предшествующие периоды, и поэтому оцениваются перспективно.

Изменение бухгалтерских оценок (change in accounting estimate) – это корректировка

  • балансовой стоимости актива или обязательства, или
  • суммы периодического потребления актива,

которая возникает в результате оценки:

  • текущего состояния активов и обязательств и
  • ожидаемых будущих выгод и обязанностей, связанных с активами и обязательствами.

В случаях, когда трудно провести различие между изменением учетной политики и изменением в бухгалтерских оценках, изменение трактуется как изменение в бухгалтерских оценках с соответствующим раскрытием информации.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • – изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • – разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • – существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если законодательство не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008.

Последствия изменения учетной политики, вызванного другими причинами, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 5 ПБУ 1/2008, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • – причину изменения учетной политики;
  • – содержание изменения учетной политики;
  • – порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • – суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • – сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае, если раскрытие информации, предусмотренной и. 21 ПБУ 1/2008, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Согласно Закону о бухучете № 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в следующих случаях:

  • 1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • 2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • 3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.